Государственный контроль в системе органов исполнительной власти

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Муниципальная служба и должностные лица местного самоуправления
Методы и формы организации контроля за деятельностью органов государственного и муниципального управления
Социальные технологии государственного управления
Критерии социальной эффективности государственного управления и общественные институты их оценки


Введение:

Актуальность. Одной из актуальных проблем государственного управления является совершенствование организации государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Контроль на федеральном и региональном уровнях остается важным.

Актуальность проблемы связана с тем, что, несмотря на меры, принимаемые законодательной, судебной властью, а также прокуратурой, усиление контроля в системе исполнительных органов продолжает оставаться нарушением прав человека и гражданских прав и свободы, незаконные действия исполнительных органов. В настоящее время поступает значительное количество обращений граждан и организаций относительно незаконных решений и действий органов исполнительной власти и должностных лиц. В связи с этим проблема совершенствования контроля за деятельностью органов исполнительной власти продолжает оставаться актуальной.

Степень знаний. В настоящее время в российской историографии опубликовано много работ о деятельности органов исполнительной власти: монографии, учебники, статьи. Среди монографий исследование В.П. Беляева "Контроль и надзор в российском государстве".

Важным, при изучении данной темы, являются учебники по курсу «Административное право», среди них «Административное право. Курс лекций» под общей редакцией. Е. Г. Липатова, С. Е. Чаннова.

Значительный вклад в историографию проблемы внесли различные научные статьи в различных сборниках и опубликованные материалы конференций, а также статьи, опубликованные в журналах. Они освещают деятельность органов исполнительной власти, анализируют эффективность и законность действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц. контрольные полномочия, предложены пути совершенствования контрольной деятельности органов исполнительной власти.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного контроля в сфере исполнительной власти.

Предметом исследования являются сущность, содержание, принципы, функции государственного контроля исполнительной власти, виды и механизм его реализации.

Целью курсовой работы является изучение проблем государственного контроля в сфере исполнительной власти.

Задачи курсовой работы определили постановку следующих задач:

  1. раскрыть сущность и особенности государственного контроля в сфере исполнительной власти;
  2. выявить правовые основы государственного контроля
  3. определить основные направления государственного контроля в сфере исполнительной власти;
  4. исследовать содержание контрольной деятельности органов исполнительной власти;
  5. Раскрыть формы и методы государственного контроля в сфере исполнительной власти.

Методы исследования. При написании курсовой работы использовались следующие методы: общенаучный, исторический, системно-структурный и др.

Понятие и сущность государственного контроля в сфере исполнительной власти

Понятие и сущность государственного контроля

В государственно-правовом смысле контроль следует рассматривать, с одной стороны, как особую правовую форму деятельности государственных органов, а с другой - как организационно-правовой способ обеспечения верховенства права в сфере исполнительная власть (государственное управление).

В настоящее время некоторые аспекты государственного контроля регулируются отдельными нормативно-правовыми документами, основным из которых является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государством». Контроль (надзор) и муниципальный контроль ». Общие положения настоящего федерального закона содержат определение: государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридические лица, их руководители и другие должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с ними, путем организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для пресечения и (или) устранить последствия выявленных нарушений, а а также деятельность этих уполномоченных государственных органов по систематическому мониторингу соблюдения обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Это определение позволяет выявить основные методы контроля, а также провести различие между контролем органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Несмотря на то, что в определении определены понятия «контроль» и «надзор», эти понятия различны.

По словам В.П. Беляев, контроль и надзор являются самостоятельными государственно-значимыми формами правовой деятельности. Итак, суть контроля заключается в проверке соответствия результатов указанным параметрам, их целям и содержанию, чтобы уполномоченные органы и лица выясняли, соответствует ли деятельность контролируемых объектов нормативным требованиям и нормативным правовым актам. задачи, возложенные на них, и непосредственно принять меры по устранению отклонений и привлечению виновных к ответственности.

Суть В.П. Беляев видит это в обеспечении правопорядка путем выявления и устранения нарушений закона, а также в их предупреждении. Содержание надзора - это деятельность специально уполномоченных на основании закона лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений закона с целью обеспечения верховенства права и единства права, обеспечения конституционных прав и свобод граждан и интересы общества и государства охраняются законом. Беляев отмечает, что надзор, в отличие от контроля, не содержит административных функций, все федеральные службы имеют компетенцию надзорных органов, поэтому в их названии не должно быть слова «надзор». Только прокуратура обладает надзорными полномочиями в чистом виде.

У ученых нет единства в определении контроля, контроль рассматривается по-разному: как средство, форма, фактор, функция, деятельность, элемент, система, обратная связь и т. д. Каждый из этих подходов отражает отдельный элемент, составляющий содержание емкого понятия «контроль».

Сущность государственного контроля проявляется в том, что субъект государственного контроля наблюдает за соответствием деятельности контролируемого объекта инструкциям, которые объект получает от управляющего органа или должностного лица. Контроль предназначен для обеспечения нормативно регулируемой деятельности путем анализа и проверки выполнения законов и других правовых актов и обоснованности предпринятых действий. Таким образом, суть государственного контроля заключается в том, что уполномоченные органы и должностные лица, используя организационно-правовые методы и средства, проверяют соответствие деятельности органов и лиц законодательству и поставленным целям, способ их достижения, принять меры, чтобы предотвратить их и наказать виновных.

Объектами контроля являются анализ выполнения законов, указов и других нормативных актов, соблюдение стандартов и других нормативно-технических правил, нормативный контроль, то есть рассмотрение законности принятия правовых актов, изучение фактических ситуация и оценка предпринятых действий.

Государственный контроль, будучи функцией государственного управления, направлен на достижение целей управления, решение проблем, стоящих перед государством, обществом и людьми. В широком смысле целями государственного контроля являются защита конституционного строя, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, повышение эффективности государственного управления, поддержание стабильности государственного управления, обеспечение соответствия опубликованных правовых актов Конституция Российской Федерации, обеспечивающая законность и правопорядок в государстве.

Государственный контроль чаще всего рассматривается как средство обеспечения государственной исполнительной дисциплины, постоянного совершенствования системы государственного управления (включая организационную структуру), повышения эффективности ее функционирования и сокращения расходов на государственное управление. Способность государственного контроля существенно влиять на эффективность деятельности органов исполнительной власти делает его неотъемлемой частью системы государственного управления.

В содержание государственного контроля входит мониторинг деятельности контролируемых объектов с целью получения необходимой информации в пределах, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами. Полученная информация может использоваться для выявления негативных или позитивных тенденций в деятельности контролируемых субъектов и причин, порождающих эти тенденции, для прогнозирования дальнейшей деятельности контролируемых субъектов. Информация, полученная в ходе осуществления контрольных мероприятий, также необходима для выявления незаконных и ненадлежащих действий или расходов финансовых или других ресурсов, выявления преступников и привлечения их к ответственности.

Основными задачами государственного контроля являются:

  • проверка выполнения федеральных, в том числе конституционных, законов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, относящихся к важнейшим сферам государственной деятельности, ведомственных нормативных актов и решений, принятых должностными лицами органов, осуществляющих государственное управление;
  • выявление отклонений от принятых норм норм и правил, а также оценка законности, целесообразности и эффективности расходования государственных средств;
  • анализ положения дел на подконтрольной территории и информирование высших органов государственной власти и общества о результатах проверок, заключениях и мерах по результатам этих проверок;
  • предупреждение и пресечение нарушений, в том числе служебной дисциплины; изучение причин, а также разработка мер по их устранению и предотвращению;
  • обеспечение прав и свобод граждан и организаций в контролируемой сфере.

Виды государственного контроля в Российской Федерации

В теории административного права существуют различные классификации государственного контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих государственный контроль, в Российской Федерации можно выделить следующие виды государственного контроля: президентский контроль; контроль осуществляется представительными (законодательными) органами; контроль Счетной палаты; контроль, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; судебный контроль; контроль комиссара по правам человека.

Все эти виды контроля непосредственно действуют в сфере исполнительной власти.

Специфика президентского контроля определяется конституционным статусом Президента России как главы государства, не принадлежащего к какой-либо ветви власти. Президентский контроль является одним из видов общего государственного надзора, осуществляемого лично Президентом, а также через уполномоченные органы для проверки соблюдения и выполнения федеральных законов, указов, распоряжений, распоряжений Президента, постановлений, распоряжений и распоряжений Правительства. приняты в их исполнении соответствующие программы.

Контрольные полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти предопределяются той ролью, которую он играет в ее организации и функционировании. Объектами президентского контроля здесь являются исполнительные органы как федерального, так и регионального уровней. Компетенция общего контроля вытекает из ряда конституционных норм, обеспечивающих исключительные полномочия Президента Российской Федерации (пункты «а», «б», «в», «е» статьи 83, часть 3 статьи 115 Конституции). Российской Федерации).

Президент Российской Федерации непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает положения о них и назначает их. руководителей, а также осуществляет другие полномочия в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и Председателя Совета Безопасности Российской Федерации. Таким образом, особенность президентского контроля заключается в том, что вся система исполнительной власти находится под его контролем.

Контроль представительных (законодательных) органов является самостоятельным видом общего внешнего государственного контроля.

Содержание этого вида государственного контроля включает в себя следующие компоненты, которые характеризуют и определяют его концепцию: контроль при принятии законов; контроль за деятельностью парламентских фракций, групп, комитетов и комиссий; финансовый контроль; контроль при осуществлении кадровых полномочий, а также другие формы контроля представительных органов, предусмотренные законодательством и нормативными актами палат Федерального Собрания.

Контроль за законодательными органами осуществляют как Государственная Дума, так и Совет Федерации. Формами такого контроля являются парламентские и депутатские запросы в органы исполнительной власти и их должностных лиц, решение Государственной Думы по вопросу о доверии Правительству Российской Федерации, выдвижение обвинений против Президента Российской Федерации за его отстранение от должности. должность, утверждение Советом Федерации указов Президента Российской Федерации о введении военного положения, чрезвычайного положения, а также за принятием решения Президента Российской Федерации о возможности использования Вооруженных сил за пределами территории Российской Федерации.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Федеральное Собрание формирует Счетную палату Российской Федерации, которая является постоянно действующим органом государственного финансового контроля и подотчетна ему. Основными задачами Счетной палаты Российской Федерации являются: организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе в целях стратегического планирования социально-экономического развития. развитие Российской Федерации; анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, разработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции , и т.д.

В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной самостоятельностью.

Контроль за исполнительной властью осуществляется Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" осуществляет систематический контроль за исполнением Конституции Российской Федерации и федеральных законов федеральными органами исполнительной власти и Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации ... В связи с этим он уполномочен вносить предложения Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют межведомственный (надотраслевой) контроль по порученным им конкретным вопросам (статистика, бухгалтерский учет, стандартизация и др.) В отношении не подчиненных им органов. Надсекторальный контроль исполнительной власти осуществляется с целью обеспечения единого решения комплексных задач, связанных с рядом секторов управления, со стороны исполнительных органов надведомственной компетенции; нет организационной подчиненности между субъектами и объектами контрольной деятельности.

Большинство федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти осуществляют контроль над секторами и сферами своей деятельности. Так, в финансово-экономической сфере контроль осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная антимонопольная служба и Центральный банк. России Строгий контроль за целевым использованием бюджетных средств является одной из основных задач экономической политики. В этой связи Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Центральному банку было поручено ежеквартально отчитываться перед Правительством об исполнении федерального бюджета и ориентировать их усилия по финансовой стабилизации и укреплению курса рубля.

Контроль в области правопорядка осуществляют Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по гражданской обороне, Чрезвычайные ситуации и ликвидация последствий стихийных бедствий, в области природопользования, производства и реализации сельскохозяйственной продукции - Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство сельского хозяйства, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В других областях деятельности контроль принадлежит Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству транспорта (по безопасности дорожного движения), Министерству связи и информатизации (контроль использования частот и радиоволн). Министерство труда и социального развития (контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда), Министерство культуры (контроль за вывозом и ввозом, сохранностью культурных ценностей).

Для выполнения межсекторальных контрольных функций также создаются специализированные инспекции (например, Государственная жилищная инспекция) и специальные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти.

Особенностью межведомственного контроля федеральных органов исполнительной власти является то, что он осуществляется по отдельным направлениям (вопросам) деятельности не подчиненных им органов и должностных лиц. Чаще всего такой контроль касается только определенной функции или отдельного аспекта деятельности контролируемых органов, независимо от ведомственной подчиненности объектов управления.

Сферы (вопросы) управления, которые подлежат межведомственному контролю, его пределы и правовые последствия определяются конкретными положениями о соответствующих органах власти и другими нормативными актами. Например, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными государственными органами. Чиновники этих органов наделены широкими контрольными полномочиями. В частности, они имеют право посещать предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности и подчиненности, знакомиться с документами и другими материалами; назначить государственную экологическую экспертизу, обеспечить контроль за выполнением ее заключения; привлечь виновных к административной ответственности в установленном порядке; принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий и любой деятельности, которая наносит вред окружающей среде.

Органы исполнительной власти, осуществляя контроль, используют самые разные методы. Они проводят ревизии и проверки фактического положения дел, заслушивают отчеты должностных лиц, проверяют сообщения и жалобы прессы, а также акты управления.

Следующим видом контроля является судебный контроль, осуществляемый всеми типами судов. Все они в ходе своей деятельности могут контролировать законность изданных актов и действий, предпринимаемых органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Судебный контроль является формой государственной юрисдикционной деятельности: для проверки и оценки конституционности и законности действий, решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и других органов, осуществляющих полномочия публичного характера и их должностных лиц; разрешение социально-правового спора (конфликта); способ защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина и юридических лиц. Этот тип контроля имеет самостоятельную правовую цель - обеспечить реализацию прав и свобод и предполагает реализацию полномочий для ее достижения. Применение судебного контроля в качестве юрисдикционной формы защиты нарушенного права основывается на принципе усмотрения.

Специальным органом конституционного контроля является Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Он рассматривает дела о соответствии Конституции. Федеральные законы Российской Федерации, распоряжения Президента Российской Федерации, обеих палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации; конституции республик, законодательные акты, а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, изданные по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации; соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Также разрешаются споры о компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и т. д. Акты или их отдельные положения, признан неконституционным, стал недействительным; Международные договоры Российской Федерации, не вступившие в силу, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, не подлежат вступлению в силу и применению. Решения судов и других органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны пересматриваться в случаях, установленных федеральным законом.

Суды общей юрисдикции также осуществляют контроль за деятельностью органов исполнительной власти. В частности, в соответствии с положениями гражданского процессуального законодательства они осуществляют производство по делам о признании недействительными нормативных правовых актов полностью или частично, а также по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местные органы власти, должностные лица, государственные и муниципальные служащие, что служит эффективным средством контроля за законностью решений, принимаемых в сфере государственного управления.

Арбитражные суды Российской Федерации разрешают хозяйственные споры и иные дела, возникающие из гражданских правоотношений, а также хозяйственные споры и иные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. В частности, они рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; о оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере бизнеса и другой экономической деятельности; Об административных правонарушениях, если по федеральному закону их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды в пределах своей компетенции решают проблемы обеспечения правопорядка в сфере исполнительной власти.

Основной задачей контроля Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является правовая защита гражданских прав и свобод способами, отличными от парламентских, судебных, административных, то есть традиционных методов контроля и надзора за деятельностью правительства. тела. В его компетенцию входит рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие): государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если заявитель ранее обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном или административном порядке, но не согласен с Решения, принятые по его жалобе.

Еще одним основанием для классификации видов государственного контроля в органах исполнительной власти является разделение государственного контроля на общий и специальный. Общий контроль охватывает все виды деятельности контролируемых подразделений. Специальный контроль - любой отдельный вопрос деятельности контролируемых объектов.

Общий контроль, как правило, осуществляют высшие органы исполнительной власти над своими подразделениями. В ходе такого контроля все основные направления деятельности подчиненных подразделений подлежат проверке. Одним из важных направлений общего контроля является изучение финансово-экономической дисциплины контролируемых объектов. Как правило, существенным элементом общего контроля является изучение и проверка результатов работы по показателям ведомственной отчетности, сопоставление их с результатами, полученными другими аналогичными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.

Специальный контроль - это комплексное и углубленное изучение конкретного направления деятельности федерального органа исполнительной власти. Особенностью этого вида контроля является то, что проверяющий орган во время проверки не имеет полномочий проверять состояние других видов деятельности контролируемого объекта. Его полномочия ограничены только узкоспециализированным вопросом. Типичным примером специализированного контроля является деятельность счетных палат, полномочия по контролю которых ограничены рядом вопросов, связанных с хозяйственной и финансовой деятельностью, порядком расходования средств соответствующих бюджетов.

Специализированный контроль за деятельностью правоохранительных органов также осуществляют органы прокуратуры. Как правило, контроль с их стороны связан с вопросами проверки законности осуществления оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных действий, а также с установленным порядком регистрации и рассмотрения обращений граждан.

Следующим основанием для классификации видов государственного контроля является его разделение на предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль - изучение отчетных документов, характеризующих различные аспекты объекта контроля, сравнительный анализ с аналогичными показателями за предыдущие периоды деятельности. Результатом является выявление положительных (отрицательных) тенденций в функционировании, формулировка предположений о возможных недостатках и проблемах, причинах и условиях, способствующих их возникновению.

Текущий контроль - это проверка соответствия требованиям нормативных правовых актов и административных документов. Основным содержанием текущего контроля является инспекция объекта под контролем. Практика текущего контроля предполагает беседы с должностными лицами различного уровня, изучение материалов, характеризующих организацию взаимодействия объекта проверки с взаимодействующими органами исполнительной власти. Этот тип контроля чаще всего проводится на плановой основе, с определенной степенью частоты.

Последующий контроль - это контроль за ходом и сроками устранения недостатков, выявленных в результате текущего контроля. В основном контроль основан на изучении отчетов и других отчетных документов, полученных от контролируемого объекта, в котором изложены меры, направленные на устранение выявленных недостатков, и полученные результаты.

Контроль в сфере исполнительной власти можно разделить на ведомственные и надведомственные.

Ведомственный контроль характерен для всей системы исполнительной власти. Главной отличительной чертой этого вида контроля является контроль в порядке подчинения вышестоящего исполнительного органа подчиненному. Примером является контроль территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти центральными аппаратами этих органов. В ходе контроля все сферы деятельности контролируемого органа подлежат проверке. Надзорный орган уполномочен применять дисциплинарные меры (например, выговор) в отношении должностных лиц надзорного органа за нарушения и плохую работу.

Надведомственный контроль осуществляется государственными органами, которым не подчиняются подконтрольные объекты исполнительной власти. Такой контроль осуществляется законодательными органами, структурами Администрации Президента Российской Федерации, судебными органами, прокуратурой и отдельными исполнительными органами. В ходе надведомственного контроля проверяется только законность деятельности контролируемого объекта и его должностных лиц, и контролирующая сторона также не имеет права вмешиваться в оперативную, исполнительную и административную деятельность контролируемого объекта.

В соответствии с этапами правового регулирования представляется целесообразным выделить следующие виды государственного контроля в сфере исполнительной власти: государственный контроль за законотворческой деятельностью исполнительных органов, государственный контроль за исполнительной и административной деятельностью исполнительных органов, государственный контроль за юрисдикционной деятельностью исполнительных органов.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что исходя из разделения государственной власти на самостоятельные ветви, установленного Конституцией России, а также разграничения субъектов юрисдикции и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, выделяются следующие виды Государственный контроль различают: президентский контроль; контроль законодательной (представительной) власти; контроль в системе исполнительной власти; судебный контроль.

Также контроль в сфере исполнительной власти классифицируется по объему контроля на общий, специальный; по времени: предварительный, текущий, последующий; по подконтрольным территориям: ведомственные, ведомственные. Основными задачами контроля являются соблюдение законодательства органами исполнительной власти и их должностными лицами, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства и повышение эффективности государственного регулирования.

Достижение целей и соблюдение принципов контроля не означает формирования единого и всеобъемлющего контрольного органа, который бы руководил всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому полномочия по контролю за деятельностью органов исполнительной власти устанавливаются законодательством отдельно для каждого вида государственного контроля.

Особенности государственного контроля в сфере исполнительной власти

Сущность и особенности управления в этой сфере определяются, прежде всего, тем, что его объектом является система взаимоотношений исполнительной власти. Эти отношения образуют сферу государственного управления, в рамках которой органы исполнительной власти осуществляют в пределах своей компетенции задачи, определенные законодательством Российской Федерации.

Контроль в сфере исполнительной власти можно определить как правовую деятельность государственных органов, наделенную контрольными полномочиями, направленную на выявление нарушений законодательства, законности и целесообразности решений, принимаемых в сфере исполнительной власти, и принятие мер по устранению их.

При осуществлении контроля в сфере исполнительной власти возникают отношения государственно-властного характера с участием государственных органов, наделенных контрольными полномочиями, и исполнительных органов, в которых могут применяться принудительные меры. Эти меры включают в отношении органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих, которые совершили нарушения закона и дисциплины: наложение обязательства устранить последствия этого нарушения и восстановить нарушенное право; принуждение к надлежащему исполнению своих обязанностей; наложение обязательства пресекать незаконное или ненадлежащее поведение; применение мер юридической ответственности.

Сущность контроля проявляется в определенных общих принципах, основных правилах, исходных положениях, которые называются принципами. Его основными принципами являются: законность, объективность, независимость, прозрачность, экономия, сохранение государственных, коммерческих и других секретов, охраняемых законом.

В то же время принципы управления представляют собой конкретизацию характерных признаков, места и роли управления в системе управления, основаны на законах управления и контроля и служат предметным и индивидуальным выражением действия управления.

Что касается сферы исполнительной власти Российской Федерации, то основным содержанием государственного контроля является обеспечение верховенства закона. Законность как универсальное требование строгого соблюдения и исполнения действующего законодательства неизменно распространяется на все сферы деятельности органов исполнительной власти и формирует особый общественно-политический режим. Содержание этого режима применительно к отдельным сферам деятельности органов исполнительной власти можно охарактеризовать следующим образом.

Законность является важнейшим принципом законотворческой деятельности органов исполнительной власти. Его последовательная реализация означает, что органы исполнительной власти принимают нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции с реализацией законотворческих процедур, установленных законом или иным нормативно-правовым актом, и в установленной форме. Принятые нормативные правовые акты соответствуют Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

На стадии правоприменения принцип законности означает строгое соблюдение органами исполнительной власти и должностными лицами действующих законов и других нормативных правовых актов.

В сфере государственного принуждения законность означает активную деятельность государственных органов и должностных лиц по решительному пресечению любых нарушений закона и восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, а также принятию других мер.

Таким образом, законность - это вид деятельности государственных органов, при котором органы исполнительной власти и должностные лица одинаково понимают и применяют действующие нормативные правовые акты, а также строго исполняют и соблюдают их вместе с гражданами.

Особенности управления в сфере исполнительной власти проявляются также во взаимодействии двух подсистем: субъектов управления и объектов управления - управляющей и управляемой подсистем. Эти особенности связаны со спецификой компетенции субъектов государственного контроля в сфере исполнительной власти. Они проявляются в том, что в этой сфере важной формой контрольной деятельности будет «проверка эффективности».

Особенностью контрольной деятельности в сфере исполнительной власти является наличие внешнего и внутреннего контроля. «Внутренний» контроль называется внутриведомственным, а «внешний» - надведомственным. Внутренний контроль осуществляется по отношению к органам одной системы, а внешний - по отношению к организационно не подчиненным объектам. Внутренний контроль осуществляется исключительно силами и средствами аппарата государственного управления, высших исполнительных органов их системы. Сфера применения этого типа контроля ограничивается исключительно соответствующим сектором или областью управления. Внутренний контроль является одной из важнейших функций руководства высших исполнительных органов нижестоящими подведомственными организациями их системы, он часто принимает форму проверки исполнения актов и распоряжений своих ведомственных руководителей. Внешнее управление, наоборот, осуществляется органами, внешними по отношению к контролируемому субъекту.

Контроль юридических услуг играет важную роль в сфере исполнительной власти.

Контроль юридической службы в органах исполнительной власти является частью комплексного (общего) внутриведомственного контроля и представляет собой разнородную повседневную организационную деятельность юридической службы как функционального подразделения исполнительной власти, осуществляемую в определенных формах и особыми методами, направлены на обеспечение законности их деятельности и использование законных средств для укрепления дисциплины, обеспечения сохранности государственной собственности, защиты прав и законных интересов граждан. Правовой основой такого контроля являются нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус и организацию деятельности как юридической службы в целом, так и ее отдельных структурных подразделений.

Система государственного контроля в сфере исполнительной власти

Основные направления государственного контроля в сфере исполнительной власти

Федеральная система государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти является сложной и емкой концепцией, поскольку такой контроль в пределах своих полномочий осуществляется не только на федеральном уровне, но и в регионах, и во всех государственных органах. их головы и другие чиновники. В то же время были созданы и действуют специальные системы государственных органов, единственной целью которых является осуществление надведомственного и ведомственного, общего и специализированного контроля.

В научной литературе присутствуют:

  1. общий контроль за организацией деятельности исполнительных органов, в том числе за состоянием исполнительской дисциплины;
  2. контроль в финансовой и бюджетной сферах;
  3. контроль в сфере кадров и за соблюдением законодательства о государственной службе;
  4. контроль за законностью актов исполнительной власти;
  5. контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти.

Общий контроль за деятельностью исполнительных органов осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Ведущая роль в осуществлении этого вида контроля принадлежит Президенту Российской Федерации.

Существуют следующие формы прямого контроля, которые Президент Российской Федерации может использовать при осуществлении общего контроля: личные посещения определенных организаций; рассмотрение отчетов министров и других руководителей, федеральных и региональных органов исполнительной власти о состоянии труда, а также о соблюдении законности и прав человека и т. д.

Необходимым условием эффективности финансовых отношений в деятельности исполнительных органов является контроль в финансовой сфере. Этот контроль, в первую очередь, охватывает финансовую деятельность органов исполнительной власти, но в определенной форме (путем проверки подготовки налоговых деклараций, при оказании юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям финансовой помощи, в процессе выполнения государственных заказов и т. д.) распространяется также на подведомственные органы исполнительной власти органов и организаций.

Следующим направлением государственного контроля в сфере исполнительной власти является контроль в сфере кадров, за исполнением законодательства о государственной службе и борьбе с коррупцией. Важнейшей правовой формой прямого контроля со стороны Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по кадровым вопросам является право назначаться на должности в федеральных органах исполнительной власти, освобождать от должности руководителей и привлекать их к дисциплинарной ответственности. В отношении отдельных лиц это право Президента Российской Федерации закреплено как в самой Конституции Российской Федерации, так и в ряде федеральных конституционных и федеральных законов, а также в указах Президента Российской Федерации. Любому назначению на должность (увольнению) предшествует использование различных организационных форм и процедур: предварительное ознакомление Президента Российской Федерации со справочно-аналитическим материалом об общем состоянии дел и существующих недостатках, всестороннее изучение данных о кандидатов на должности, заслушивания мнений специалистов, личных бесед с претендентами и т. д.

В сфере исполнительной власти также осуществляется контроль за выполнением законодательства о государственной службе и борьбе с коррупцией. Прежде всего, это контроль за выполнением законов и указов Президента Российской Федерации по вопросам государственной гражданской службы. В то же время президентские указы регулируют ряд вопросов организации и прохождения государственной службы, материального и социального обеспечения федеральных государственных служащих и т. д.

Важным направлением контрольной деятельности в сфере исполнительной власти является контроль за законностью нормативных правовых актов исполнительных органов. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации наделены очень широкими полномочиями в области контроля за законностью нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Правовой основой этой деятельности, прежде всего, является Конституция Российской Федерации.

Существует несколько направлений контрольной деятельности в области нормотворчества со стороны органов исполнительной власти: в отношении нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, в отношении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Российская Федерация. В то же время используется другой механизм принуждения - право отменять нормативные правовые акты, приостанавливать их действие.

Наиболее разносторонние контрольные полномочия были возложены на Президента Российской Федерации в отношении нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. Это позволяет ряду ученых говорить о так называемых контрольных полномочиях Президента Российской Федерации по отношению к Правительству Российской Федерации. Они вытекают из конституционных полномочий главы государства.

Президент Российской Федерации наделен широкими правами контролировать законность действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти». Государственная власть субъектов Российской Федерации ".

Одним из важных направлений государственного контроля в сфере исполнительной власти является контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина исполнительными органами. Предметом такого контроля является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, существуют разные сферы исполнительного контроля. Контроль, осуществляемый организованно и целенаправленно, в рамках политико-правовой системы, позволяет решать возникающие проблемы между гражданами и государством.

Порядок и формы государственного контроля в сфере исполнительной власти

Задачи государственного контроля в сфере исполнительной власти связаны с проверкой состояния законности, а также проверкой целесообразности результатов исполнительной и административной деятельности исполнительных органов при выполнении ими требований нормативных правовых актов. Важную роль в осуществлении контроля в сфере исполнительной власти играют процедуры контрольной деятельности, которые определяют ее этапы (этапы).

Процедуры являются строительными блоками всей системы контроля, с помощью которых государственные органы выстраивают и применяют выбранную методологию контроля.

Существуют следующие процедуры для контрольной деятельности:

  1. подготовка к контрольному событию (предварительная проверка). Эта стадия включает в себя: принятие соответствующим органом решения о проведении контроля, определение объекта контроля (органы контроля должны использовать знания и опыт своих сотрудников, постоянно следить за развитием событий в различных областях. общественной жизни, анализировать данные о так называемых «проблемных зонах» из медиа источников, непосредственно информацию (отчеты) о ранее проведенных мерах контроля, показатели эффективности и другую доступную информацию об объекте контроля), формах контроля (какие материалы следует в результате), составление общего предварительного (или первичного) плана контроля, отбор участников по критерию способности осуществлять контроль в этой области управления, уведомление руководства соответствующего объекта о предстоящий контроль, получение необходимых документов для предварительного изучения, рассмотрение необходимых документов по вопросам, связанным с предварительным контролем LAN.
  2. непосредственное осуществление контрольной меры, в ходе которой выявляются отклонения в деятельности исполнительной власти, анализируются и определяются причины их возникновения, устанавливаются (прогнозируются) последствия совершенных и совершенных нарушений. Этот этап заключается в непосредственном осуществлении контроля (или контроля по существу) важных объектов, установленных на предыдущем этапе в соответствии с программой контроля, а именно: реализации процедур контроля по существу и получении контрольных доказательств, выявлении отклонений и необычных фактов , получение и подтверждение необходимых контрольных данных (доказательств).
  3. определение мер реагирования, направленных на обеспечение устранения отклонений, а также их предотвращение в будущем. Этот этап контроля характеризуется внедрением результатов контроля и включает в себя: доведение результатов контроля до заинтересованных сторон, отправку отчетов и представлений (инструкций) администрации организации - объекта контроля и заинтересованных государственных органов для рассмотрения и принятия соответствующих мер; получение соответствующих отзывов о контрольных отчетах, а также информации о принятых и реализуемых решениях по представлениям (предписаниям), составление выводов по ним; сообщения в СМИ.
  4. контроль за выполнением решений, принятых по результатам аудита. Цель этого этапа - обеспечить своевременное и полное выполнение решений, принятых (контролирующим органом) на основе результатов контроля (в том числе указанных в представлениях и инструкциях). Этот этап заключается в следующем: обеспечение выдачи соответствующих директив (разработка и публикация соответствующих нормативных документов: приказов, приказов, служебных писем, других документов) для предотвращения и устранения отклонений, наложения санкций (применения установленных мер воздействия), компенсация ущерба государству, превентивные меры по предотвращению отклонений в будущем, изменения законодательного регулирования в сфере, соответствующей мерам контроля, а также совершенствование деятельности контролируемого лица; контроль принятых мер; обобщение результатов контроля (результаты контроля и принятые меры должны быть обобщены и проанализированы с целью выявления различных видов негативных тенденций, определения их причин, разработки и реализации соответствующих мер по их предотвращению (включая отправку предложений по совершенствованию законодательства и т. д.).

Большое значение при осуществлении контроля в сфере исполнительной власти имеют формы государственного контроля, то есть методы осуществления контрольной деятельности, ее практическая реализация, осуществляемая в рамках полномочий, предоставленных органам государственного контроля, на основе соответствующих принципов и используемых для достижения поставленных целей с наивысшей степенью эффективности контрольной деятельности ...

Формы, используемые при осуществлении контроля в сфере исполнительной власти, могут быть различными. Различают следующие формы контроля: проверка, инспекция, ревизия, экспертиза, мониторинг. Все эти формы контроля имеют свои особенности, которые влияют на проведение различных контрольных мероприятий.

В процессе проведения проверок на основе первичных документов, получения объяснений от обязанных лиц, осмотра помещений и других объектов рассматриваются отдельные вопросы деятельности и планируются меры по устранению выявленных недостатков. Из современного законодательства инспекции делятся на документальные и тематические, полевые и офисные. Инспекция на месте проводится непосредственно в организациях и учреждениях в присутствии должностных лиц. Камеральная проверка проводится по месту нахождения контролирующего органа на основании предоставленных ему документов и материалов, доступных субъекту контроля проверяемых юридических и физических лиц. Проверки делятся на плановые и внеплановые. Предмет внеплановых проверок шире, чем предмет обычных проверок.

Опрос заключается в личном знакомстве специалистов надзорного органа непосредственно на месте с отдельными аспектами деятельности предприятий, организаций, учреждений. В этом случае можно провести контрольные замеры выполненной работы, опрос, анкетирование и инспекцию на месте.

Наблюдение (мониторинг) представляет собой систему постоянно выполняемых контрольных действий с целью определения текущих изменений в деятельности субъектов контроля.

Аудит проводится специально созданной комиссией. Законодательство устанавливает обязательный и регулярный характер аудита. Аудиты подразделяются на документальные и фактические, сложные и тематические, плановые и внезапные. Аудит представляет собой систему обязательных контрольных действий для документальной и фактической проверки законности и обоснованности хозяйственных и финансовых операций проверяемой организации, совершенных в проверяемом периоде, правильности их отражения в отчетности, а также законности действия чиновников. Целью аудита является выявление и предотвращение нарушений в деятельности проверяемого объекта.

Актуальные проблемы совершенствования контрольной деятельности в сфере исполнительной власти

Проблемы развития и совершенствования государственного контроля в Российской Федерации являются наиболее актуальными. Изменения в законодательстве, проводимые в нашей стране, вносят качественные изменения в порядок осуществления государственного контроля в сфере исполнительной власти, что связано с новой организацией структуры органов исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на региональном уровне. уровень в субъектах Российской Федерации.

Анализ состояния законности показывает, что такие области правовых отношений, как финансовые, кредитные и банковские, управление и распоряжение государственной собственностью, налоги и бюджет, наиболее остро нуждаются в контроле. Именно эти сферы, в силу их непосредственного воздействия на социально-экономические основы государства, должны стать объектами особого внимания регулирующих органов.

Причины недостаточной эффективности контроля многочисленны и их трудно устранить, особенно в современных условиях формирования рыночной экономики, развития частного предпринимательства, несовершенного законодательства, катастрофического роста администрации в центре и регионах, ее безответственности и недостаточная гласность его деятельности. Особое значение имеют экономические причины: стремление достичь положительных результатов в производственной и иной деятельности, прикрытие финансовых «дыр» любой ценой, в том числе игнорирование требований законодательства, интересов граждан и общества. Важную роль играет неправильный подбор инспекторов, работников органов исполнительной власти в центре, регионах и населенных пунктах.

Средства массовой информации постоянно сообщают об увеличении числа преступлений, в том числе такого опасного вида преступлений, как преступления среди должностных лиц на различных уровнях. Растет коррупция, крупномасштабные растраты материальных и финансовых ресурсов, злоупотребление валютой, нарушения технических, технологических, экологических, санитарных и других правил, что наносит непоправимый ущерб здоровью человека, природе, окружающей среде и животному миру.

Довольно широко распространены такие общеизвестные факты, как использование в личных, корыстных целях средств, предназначенных для оказания материальной помощи беженцам, пострадавшим от стихийных бедствий, финансовых мошенничеств, неплатежей и сокрытия прибыли.

Важной причиной слабой эффективности контроля является отсутствие среди многочисленных контрольных органов одного органа, который сам был бы наделен полномочиями власти, которые позволили бы реально бороться за укрепление верховенства закона и государственной дисциплины и непосредственно преследовать должностных лиц виновен в их нарушении.

Проблемы развития и совершенствования государственного контроля в Российской Федерации наиболее актуальны в настоящее время, в период преодоления кризиса в российской экономике. Кроме того, в проводимой в нашей стране административной реформе произошли качественные изменения в порядке осуществления государственного контроля в сфере исполнительной власти, что обусловлено рядом новых полномочий исполнительных органов как на федеральном уровне, так и на федеральном уровне. на региональном уровне в субъектах Российской Федерации. чем предмет плановых проверок.

Опрос заключается в личном знакомстве специалистов надзорного органа непосредственно на месте с отдельными аспектами деятельности предприятий, организаций, учреждений. В этом случае можно провести контрольные замеры выполненной работы, опрос, анкетирование и инспекцию на месте.

В то же время, контрольная деятельность в этой области деятельности должна быть улучшена и скорректирована. В частности, материалы контрольных органов свидетельствуют о наличии недостатков в работе контрольных органов по сбору информации, анализу и реализации информации о нарушениях. Уровень обмена информацией между различными проверяющими органами о состоянии законности в областях их компетенции крайне низок. Функции многочисленных государственных регулирующих органов часто дублируются. Иногда они проводят большое количество проверок одних и тех же предприятий и организаций. Акт проверяющего органа часто документирует нарушения законов, выявленные предыдущей проверкой, проведенной другим исполнительным государственным контролирующим органом. В результате намеченные цели и задачи не достигнуты, а недостатки остаются без внимания. Таким образом, сама идея государственного контроля дискредитируется, и в проверяемых организациях создается атмосфера нервозности и напряжения.

Проблема повышения эффективности государственного контроля в сфере исполнительной власти, по мнению автора, требует решения двух групп вопросов:

  1. определение критериев эффективности государственного контроля в сфере исполнительной власти;
  2. определение на основе этих критериев основных направлений повышения эффективности контроля в сфере исполнительной власти.

Теоретически под эффективностью контроля понимается соотношение между фактическими достигнутыми результатами и целями, которые были поставлены перед контрольным органом. Мера эффективности - это степень приближения к достижению поставленных целей. Средства и методы достижения целей могут быть элементом понятия «эффективность». Результат будет считаться эффективным, если он будет получен при минимальных затратах времени и ресурсов на деятельность контролирующих органов.

Эффективность контроля в сфере исполнительной власти можно оценить на основании следующих критериев:

  1. Для обеспечения эффективности контроля, качества и полноты, достоверности информации, получаемой органами контроля, большое значение имеет. Для решения этой проблемы все чаще используются современные автоматизированные информационные системы, новые информационные технологии, обеспечивающие сбор, обработку, хранение и оперативное представление необходимой информации. Информация должна охватывать, прежде всего, правовые аспекты контроля за исполнением законов и других нормативных правовых актов; законность принятия решений, их целесообразность, соответствие целей методам их решения и т. д.
  2. Своевременность контроля должна быть обеспечена. Контроль эффективен только тогда, когда орган контроля все еще имеет возможность вмешиваться в ходе выполнения, когда еще есть время для устранения ошибок и исправления действий.
  3. Регулярность контроля. Периодический контроль не позволяет контролирующему органу определять тенденции в содержании работы контролируемого объекта, давать обоснованные рекомендации по исправлению ситуации, выявлять основные причины нарушений.
  4. Объективность контроля. Он направлен не на поиск формальных причин несоблюдения этих актов, а на объективную оценку фактических причин несоблюдения.
  5. Система управления не должна быть громоздкой и не создавать дублирования функций органов управления.
  6. Эффективность и прозрачность контроля. В ходе оперативных проверок, сбора и анализа информации принимаются меры своевременного реагирования. Прозрачность контроля достигается с помощью общественных организаций и средств массовой информации.
  7. Оптимизация функций и полномочий органов, осуществляющих контроль в сфере исполнительной власти: уточнение конкретных полномочий этих органов,
  8. Повышение эффективности взаимодействия органов управления
  9. Кадровая проблема становится острой проблемой, от решения которой в решающей степени зависит повышение эффективности государственного контроля. Профессиональные государственные служащие необходимы для работы в органах контроля - не коррумпированных, осознающих важность соблюдения общественных интересов.
  10. В соответствии с международными антикоррупционными стандартами перечень документов, которые должны соблюдаться и подписываться сотрудниками контрольных органов, должен также включать Кодекс этики сотрудников контрольных и учетных органов.
  11. Задачей повышения эффективности контроля является разработка нормативно закрепленного механизма взаимодействия органов этого контроля. Возможности усиления взаимодействия органов контроля определяются целостностью системы управления и единообразным развитием ее блоков: правовых, информационных, институциональных, коммуникативных, организационных и методологических.
  12. Следует также отметить, что неразвитость нормативно-правовых и методологических блоков системы этого контроля препятствует усилению взаимодействия органов контроля в сфере исполнительной власти. Для развития правового блока необходимо принять нормативно-правовой акт Президента Российской Федерации, содержащий основополагающие принципы президентского и государственного контроля в сфере исполнительной власти.

Таким образом, нормативная база государственного контроля в настоящее время характеризуется простым набором требований, по сути, это декларации. Обращается внимание на преобладание общих характеристик субъектов и объектов контроля, недостаточное разграничение полномочий между органами, осуществляющими контроль в одной и той же сфере деятельности, и зачастую дублирование.

Контрольные действия всегда различают полномочия федеральных органов исполнительной власти в положениях об их статусе. В каждой отрасли их правовые характеристики, объекты и методы не совпадают, а главное, взаимосвязаны с другими полномочиями. Таким образом, фактический объем министерского контроля является очень гибким и часто отклоняется от нормативных требований.

Очевидно, что из сложившейся ситуации с регуляторным контролем контроля можно сделать вывод, что существует необходимость законодательно формализовать концепцию государственного контроля, которая подразумевает консолидацию основных характеристик государственного контроля, определяющих систему, виды и формы о государственном контроле, его целях и задачах, установлении полномочий органов контроля, объеме и оцениваемой информации.

Вывод:

Государственный контроль является наиболее важным видом обратной связи, посредством которого субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Через контроль его субъекты выясняют, соответствуют ли действия органов исполнительной власти, действия должностных лиц установленным правовым нормам.

Организация государственного контроля в Российской Федерации в современный период основывается на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, а также разграничения юрисдикции и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. В настоящее время в системе федеральных органов исполнительной власти действуют 20 министерств, 21 подчиненный им орган и 32 службы, кроме того, они имеют территориальные органы в 83 субъектах Федерации. Таким образом, органы исполнительной власти имеют громоздкую систему, и контроль в этой области очень широк.

Основной особенностью государственного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти является то, что основным направлением контроля является ведомственный контроль. Особенно важно обеспечить единообразное понимание и применение законодательства Российской Федерации территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и их должностными лицами. На уровне регионов исполнительной власти субъектов Российской Федерации наиболее важно обеспечить соответствие принятых ими нормативных правовых актов федеральному законодательству.

Проведенная в государстве административная реформа привела к качественным изменениям в порядке осуществления государственного контроля в сфере исполнительной власти, что обусловлено рядом новых полномочий исполнительных органов как на федеральном, так и на региональном уровне. субъекты Российской Федерации.

В то же время, контрольная деятельность в этой области деятельности должна быть улучшена и скорректирована. В частности, материалы контрольных органов свидетельствуют о наличии недостатков в работе контрольных органов по сбору информации, анализу и реализации информации о нарушениях. Уровень обмена информацией между различными проверяющими органами о состоянии законности в областях их компетенции крайне низок. Функции многочисленных государственных регулирующих органов часто дублируются. Иногда они проводят большое количество проверок одних и тех же предприятий и организаций. Акт проверяющего органа часто документирует нарушения законов, выявленные предыдущей проверкой, проведенной другим исполнительным государственным контролирующим органом. В результате намеченные цели и задачи не достигнуты, а недостатки остаются без внимания. Таким образом, сама идея государственного контроля дискредитируется, и в проверяемых организациях создается атмосфера нервозности и напряжения. Таким образом, перед государством стоит серьезная задача по повышению эффективности государственного контроля в сфере исполнительной власти.