Государственный долг: теория и практика управления

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 23.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Налоги и налоговая система: теория и практика функционирования в РФ
Кредит и его роль в рыночной экономике 
Финансовая система и фискальная политика государства 
Демографические проблемы РФ, пути их разрешения и влияние на развитие экономики


Введение:

Весь мир живет в долг. Будущие поколения, еще не родившиеся, уже являются потенциальными должниками. Подавляющее большинство стран не имеют собственных ресурсов для внутренних инвестиций, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то больше кредитор, чем заемщик, кто-то наоборот. Но практически все эти страны имеют долговую экономическую систему. 

Общими причинами формирования государственного долга считаются: войны, стихийные бедствия, государственное предпринимательство, рост иностранного капитала, социальная политика государства.

С формированием рыночных отношений государство превращается в хозяйствующий субъект. Использование кредита заменяет насильственный рычаг привлечения средств (увеличение налогов). Правительство создает государственные предприятия в отраслях, недоступных и непривлекательных для частного предпринимателя (из-за длительных периодов окупаемости инвестиций) или социально значимых. Существует необходимость в заимствованиях для их финансирования. 

Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием и выбором правильной политики в области задолженности, по-прежнему весьма актуальны. Несмотря на то, что в последние годы ситуация на рынке государственных заимствований резко изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать, что любой неправильный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выдачи государственных займов, выдачи государственных займов и гарантий. 

Актуальность и значимость выбранной темы во многом определяется тем фактом, что в настоящее время в условиях глобального финансового кризиса многим странам необходимо привлекать дополнительные средства как внутри страны, так и за ее пределами.

Причины возникновения государственного долга и его виды

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственный долг Российской Федерации представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

Государственный долг это общая сумма задолженности государства держателям государственных ценных бумаг, равная сумме прошлых дефицитов бюджета за вычетом профицита бюджета.

Дефицит бюджета и государственный долг взаимосвязаны.

Когда формируется дефицит государственного бюджета, возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. 

Сокращение расходов государственного бюджета. Этот путь не всегда осуществим, потому что сокращение субсидий может усугубить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к снижению совокупного спроса, что снижает производственные стимулы. 

Увеличение налогов. Этот путь ведет к снижению инвестиций и потребления, снижает вероятность роста ВВП. 

Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это связано с обращением государства за кредитом в национальные банки; конвертирование кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств; выпуск облигаций. 

Оплата государственного долга путем увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Этот способ погашения дефицита бюджета является наиболее опасным, он ведет к лавине инфляции. Государства прибегают к этому методу в случае невозможности или невозможности использования других источников. Это способ отказаться от части долга, потому что его оплата происходит в обесцененных деньгах. 

Обслуживание государственного долга вытесняет частный капитал по мере роста рыночной процентной ставки; увеличение налогов для оплаты долга снижает экономическую активность; Доход перераспределяется в пользу держателей государственных облигаций. 

Взаимосвязь между дефицитом бюджета и государственным долгом также проявляется в выдаче ссуд на его покрытие и последующем увеличении последствий задолженности. Государственный долг и необходимость его выплаты с процентами растут. Со временем текущие кредиты превращаются в последующие налоги. 

Поэтому государства с большими долгами вынуждены постоянно прибегать к ним для погашения процентов по долгам. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим кредитам. Критическим моментом, который угрожает стабильности экономики и нормальному денежному обращению, является ситуация, когда долг превышает годовой ВНП. 

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний долг это задолженность перед гражданами и предприятиями. Он существует как сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств. 

Внешний долг это задолженность перед гражданами и организациями иностранных государств. Это самый сложный долг, так как государство связано целым рядом целевых обязательств по нему, с одной стороны, а с другой стороны, чтобы его оплатить, нужно платить ценным товаром и платить высокие проценты. В некоторых развивающихся странах годовые кредитные обязательства превышают все поступления от внешней торговли. 

Внешний долг более опасен для экономики, поскольку необходимо окупать ресурсы страны.

Последствия государственного долга

Последствия государственного долга приводят к значительному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также к увеличению налогов на оплату растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии значительной задолженности перераспределяются доходы различных слоев населения, а также отток национального капитала за рубеж.

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. 

Поиск источников для его погашения приводит к необходимости повышения налогов, что сдерживает экономическую деятельность (сокращение спроса, сбережения).

Отвлечение денежных средств ограничивает возможности для частного предпринимательства и экономического роста.

Существует проблема ухудшения материального благосостояния населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга.

Государственный долг: теория и практика управления

Происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг.

В конечном итоге финансово-кредитная система подорвана, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, приводя к увеличению спроса на деньги и, как следствие, к повышению процентных ставок, то есть к увеличению стоимости кредита. Предприниматели, прибегая к более дорогим кредитам, пытаются компенсировать рост издержек путем повышения цен. В то же время, дорогой кредит снижает инвестиции, потому что для многих они становятся недоступными. В результате, в конечном итоге, дефицит бюджета ведет к инфляции и снижению темпов роста ВВП. 

Постоянное использование кредитов для покрытия дефицита государственного бюджета приводит к падению эффективности такого шага. Это связано с увеличением средств на обслуживание государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций. 

Помимо экономических последствий, государственный долг также приводит к негативным социальным последствиям. Одним из них является усиление дифференциации населения. 

Дифференциация населения происходит за счет уплаты долгов через налоги. Его доход уменьшается на сумму уплаченных налогов. Эти средства идут в узкий круг богатых людей, которые ранее покупали ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения увеличивается. 

Ценой политики увеличения государственного долга является перенос сегодняшних трудностей на правительство, которое заменит его. Здесь есть два пути: добиться экономического роста и получить доходы, обеспечивающие постепенное погашение задолженности; когда наступает срок оплаты долга, выдают новые займы, за счет которых погашается старый долг. 

Управление государственным долгом

Возникновение и рост государственного долга привели к необходимости управлять им. Управление государственным долгом представляет собой совокупность финансовых мер государства, связанных с погашением кредитов, организацией выплат доходов по ним, конвертацией и консолидацией государственных займов. 

Конвертация государственных займов предполагает изменение их начальных условий (процентов, сроков погашения и других условий погашения). Существует несколько методов конвертации: добровольный, обязательный и необязательный. 

При добровольной конвертации у держателя облигаций есть выбор: либо согласиться на новые условия, либо выкупить облигацию. В случае принудительной конвертации владелец облигации должен согласиться с новыми условиями кредита, а при необязательной конвертации кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий кредита. Конвертация, как правило, осуществляется при превышении ссудного капитала и снижении процентной ставки. 

Государственный долг консолидируется путем увеличения срока краткосрочных и среднесрочных кредитов или путем объединения (объединения) ранее выданных среднесрочных и краткосрочных кредитов в один долгосрочный кредит. Таким образом, консолидированный долг формируется как часть общей суммы государственного долга в результате выдачи долгосрочных займов. 

Процесс погашения старого государственного долга путем выдачи новых займов называется рефинансированием. Таким образом, можно сказать, что консолидированный государственный долг является результатом рефинансирования. Однако не все рефинансирование приводит к консолидированному долгу, поскольку последний понимается как такое рефинансирование, которое приводит к долгосрочному долгу. 

Секьюритизация конвертация нерыночных кредитов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках.

Отмена отказа от всех обязательств по ранее выданным кредитам. Но использование этого метода приводит к непоправимому ущербу репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов. 

Реструктуризация это прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, на основе соглашения с заменой этих долговых обязательств другими долговыми обязательствами, предусматривающими различные условия обслуживания и погашение обязательств.

Управление государственным долгом также включает в себя следующие меры:

  • эффективное использование заемных средств;
  • поиск средств для погашения задолженности;
  • нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Влияние государственного долга на развитие российской экономики

Государственный долг это все накопленные обязательства по возврату средств (с процентами), принятые от имени государства или от имени его уполномоченных органов кредиторам.

Государственный долг представляет собой сумму государственного долга по непогашенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты) И в зависимости от валюты, в которой размещен кредит, государственный долг может быть внутренним или внешним. Соответственно, внешние заимствования привлекаются в иностранной валюте, а внутренние заимствования в рублях. Поэтому займы, которые Правительство Российской Федерации берет в долг у Центрального банка Российской Федерации в иностранной валюте, относятся к внешнему долгу России. 

В соответствии с действующим законодательством (ст. 98 БК РФ) долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде:

  • кредитные соглашения и договоры, заключаемые от имени Российской Федерации в качестве заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные займы, выданные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных ссуд из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • соглашения о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией;
  • заключенные от имени Российской Федерации соглашения и договоры, в том числе международные, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации предыдущих лет.

Общая сумма государственного внутреннего долга Российской Федерации включает в себя.

Основная номинальная сумма задолженности по государственным ценным бумагам Российской Федерации:

  • сумма основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
  • сумма основного долга по бюджетным кредитам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией из бюджетов других уровней;
  • сумма обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Общая сумма государственного внешнего долга Российской Федерации включает в себя:

  • сумма обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
  • сумма основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией от иностранных правительств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Включение обязательств в соглашения и соглашения о пролонгации / реструктуризации в состав государственного долга в качестве самостоятельного элемента государственных обязательств методологически некорректно из-за того, что пролонгация и реструктуризация обязательств определяют, как правило, только порядок и условия замены одних долговых обязательств другими, с другими условиями обслуживания и погашения. 

Среди проблем современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Это одна из основных проблем российской экономики, которая напрямую влияет как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики. 

Заключение

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внутренний и внешний (рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а иностранная валюта к внешнему). 

Государственный долг также делится на основной и текущий. Капитальный долг это общая сумма выпущенного и непогашенного государственного долга, включая проценты. Текущий долг это расходы на выплату дохода и погашение обязательств. 

Управление государственным долгом является неотъемлемой частью финансовой политики любой страны. Существуют различные формы управления государственным долгом. 

Проблемы государственного долга влияют на широкий спектр социально-экономических последствий внутренних и внешних заимствований как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

В России действует единая система учета и регистрации государственного долга. Основным результатом реформирования системы управления государственным долгом должно стать улучшение репутации Российской Федерации на международных рынках, значительное снижение рисков, связанных с заимствованиями и управлением государственным долгом, снижение зависимости расходов федерального бюджета от погашения. а также обслуживание государственного долга в связи с изменениями рыночных условий и обеспечение доступа России к внутренним и зарубежным рынкам заимствований, снижение стоимости заимствований, повышение степени доверия кредиторов и инвесторов к политике заимствований правительства РФ, выход России на качественный уровень заимствования и управления государственным долгом, который соответствует международным критериям.