Государственный долг: сущность и способы снижения

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 14.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Факторы предложения
Инфляция: сущность, причины, формы и социально экономические последствия для России
Теория прав собственности и организационно-правовые формы бизнеса
Естественная монополия и регулирование ее деятельности в России, США и других странах


Введение:

Несмотря на то, что каждое государство придерживается определенной рыночной модели, современная рыночная экономика в целом представляет собой смешанную экономику, в которой государственный бюджет играет важную роль. Однако бюджет не бесконечен, и рано или поздно встает вопрос о его финансировании и регулировании.

Актуальность этой проблемы обусловлена ​​тем, что в мире, как и в Республике Беларусь, наблюдается тенденция к увеличению государственного долга. Необходимо регулировать это.

Одним из способов финансирования государственного бюджета является получение государственных займов или финансирование из государственного долга.

Сегодня нет государства, которое за всю свою историю не сталкивалось с проблемой растущего государственного долга. Сегодня такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия и Великобритания, имеют значительный государственный долг. В то же время большая часть этой задолженности формируется за счет политики долгосрочного дефицита. Таким образом, растущий государственный долг, с одной стороны, может быть связан с осуществлением государственного регулирования экономики, направленной на обеспечение прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, а с другой стороны, во многих случаях это Отражение кризисных процессов, происходящих в экономике, требует от государства немедленных мер по стабилизации.

Объектом исследования является государственный долг Республики Беларусь.

Предметом данного исследования являются внешние и внутренние государственные долги в их связи с дефицитом бюджета страны, а также способы рефинансирования государственного долга.

Целью курсовой работы является изучение проблемы растущего внешнего долга Республики Беларусь и способов его управления.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • Изучение сущности, классификации и основных понятий государственного долга;
  • Изучение концепции и классификации понятия дефицита бюджета;
  • Изучение структуры бюджетных расходов;
  • Рассмотрение функций государственного долга;

Анализ изменений государственного долга в период с 2008 по 2013 год:

  • Совершенствование способов управления государственным долгом;
  • Поиск путей сокращения государственного долга в Республике Беларусь.

В процессе анализа использовались методы табличного анализа, а также аналитические методы и приемы.

Публичный долг как катализатор экономического развития

Понятие и сущность государственного долга

Государственный долг - это сумма дефицитов бюджета, накопленных в стране за определенное время, за вычетом положительного платежного баланса, существующего в то же время.

Различают государственный внешний и внутренний долг.

В современном мире распространено такое заблуждение, что государственный долг является крайне негативным явлением и с этим необходимо бороться. Однако ни одно государство не столкнулось с проблемой растущего государственного долга. Причины роста государственного долга могут быть разными - это желание государства делать экономические вложения в развитие страны и стремление улучшить общественное производство. Но чаще всего это предупреждение о возможном грядущем кризисе или неэффективной финансово-кредитной политике в стране.

Создание долга - это механизм, с помощью которого сбережения передаются в расходную единицу.

Таким образом, возникновение государственного долга чаще всего связано с кризисом и наиболее сложными периодами в жизни государства, а также с финансированием дефицита государственного бюджета за счет внутренних и внешних займов.

Дефицит бюджета является одной из причин возникновения государственного долга. Дефицит бюджета - это сумма дефицитов бюджета, накопленных в стране за определенный период времени, за вычетом дефицитов, имеющих одновременно положительное сальдо платежного баланса.

Размер и динамика государственного долга является наиболее важным макроэкономическим показателем, отражающим состояние и будущие перспективы государственных финансов. Государственный долг отражен в СНС.

Выделяют краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (более 5 лет) государственный долг.

Что касается функций государственного долга, то принято различать:

  1. фискальная, то есть создание финансовой базы для правительства для выполнения соответствующих денежных обязательств и функций;
  2. стабилизация, которая предполагает положительное влияние на макроэкономические пропорции (поддержание инфляции, стабилизация баланса внешней торговли, насыщение внутреннего рынка товарами, увеличение занятости и сокращение безработицы).

Внешний долг - это долг страны перед иностранными государствами, иностранными юридическими и физическими лицами. Появлению внешнего долга предшествует принятие правительством страны соответствующего решения, например, о получении внешнего займа от международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР и т. д.) Для поддержки определенного проекта, стабилизации платежный баланс и т. д. 

Обратим внимание на то, что не только правительство может создавать внешний государственный долг. Часто это вина Центрального банка страны, который вынужден занимать иностранную валюту для стабилизации курса национальной валюты. В то же время накопление внешнего долга страны также может происходить автоматически, если государственные ценные бумаги начинают распространяться на внешних финансовых рынках.

Сокращение национального производства, а затем и сокращение экспорта приводит к ухудшению торгового баланса страны. Сначала это уменьшает валютные резервы национальной банковской системы, а затем сопровождается увеличением внешнего долга страны. Обслуживание внешнего долга ведет к повышению процентных ставок, что опять-таки препятствует развитию национального производства, поскольку приводит к вытеснению частных инвестиций.

Внутренний долг представляет собой долг государства перед юридическими лицами и населением, возникающий в результате выдачи внутренних займов (облигационных займов).

По мнению многих экономистов, внутренний долг считается менее опасным для государства, поскольку фактически он является долгом для самого себя.

Формирование внутреннего государственного долга вписывается в общую схему «доходы - расходы». Созданию долга и государственных расходов предшествует формирование сбережений денежных средств в секторе домохозяйств и бизнеса, которые при определенных условиях передаются государству во временное распоряжение. Возможно, что в определенный период увеличение государственного долга компенсирует отсутствие совокупного спроса. И это поможет поддержать приемлемые темпы экономического развития, стимулировать рост денежных доходов населения и субъектов хозяйствования. Внутренний государственный долг - это государственный долг перед гражданами своей страны.

Основными составляющими внутреннего государственного долга являются:

  1. кредит, полученный правительством от центрального банка страны («монетизация дефицита»). Работа печатного станка может осуществляться в рамках объективной потребности народного хозяйства в дополнительной денежной массе после увеличения ВВП. Но выдача кредитов в пользу правительства снижает способность центрального банка рефинансировать национальную банковскую систему.
  2. заем, полученный государством от коммерческих банков, за вычетом размещенных депозитов (валютные резервы правительства и т. д.);
  3. объем продаж государственных облигаций и т. д.), распределенных между юридическими лицами;
  4. облигации внутренних государственных займов (рубли, иностранная валюта), распределенные среди физических лиц;
  5. казначейские векселя и обязательства, используемые для оплаты национальных потребностей (поставки энергоресурсов в страну, погашение старых внешних долгов и т. д.);
  6. просроченная задолженность перед коммерческими банками со стороны обанкротившихся государственных предприятий, которую правительство, выполняя ранее выданные гарантии, передает себе;
  7. вклады населения в государственном сберегательном банке (за вычетом полноценного кредитного портфеля), используемые для кредитования государственных предприятий.

Еще раз подчеркнем, что основной причиной формирования внутреннего государственного долга является дефицит государственного бюджета.

Есть три основных причины государственного долга:

  • Финансовая задолженность;
  • Прямое заимствование средств из зарубежных стран;
  • Продажа государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, штатам.

При значительном объеме государственного долга затраты на его обслуживание могут вызвать экономический кризис. Общий дефицит государственного бюджета, за вычетом процентных платежей по государственному долгу, называется первичным дефицитом.

Последствия государственного долга выражаются в:

  • Сокращение основных фондов в экономике (покупка населением, хозяйствующими субъектами государственных ценных бумаг вместо инвестирования;
  • Повышение процентной ставки по кредитам, что приводит к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов (ставка повышается, потому что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует с частным сектором на рынке ссудного капитала );
  • Выплаты процентов по государственному долгу очень обременительны для населения, поскольку покрываются повышенными налогами и дополнительной эмиссией денег, а секвестр бюджета встречается реже;
  • Выплаты по внутреннему долгу сопровождаются перераспределением доходов в пользу наиболее состоятельных слоев населения;
  • Из-за внешнего долга возможно снижение уровня жизни населения;
  • Большой внешний долг снижает международное положение страны и может осложнить получение новых внешних займов. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например, 20-30%, то становится сложно привлекать новые кредиты из-за рубежа. Они предоставляются неохотно и по более высоким процентным ставкам, требуя залогов или специальных гарантий.

Обычно репутация страны-должника ограничивает доступ к иностранным финансовым ресурсам, поэтому правительства этих стран принимают решительные меры.

Есть несколько способов сделать это:

  1. Оплата долгов за счет золотовалютных резервов.
  2. Консолидация внешнего долга, что означает преобразование краткосрочного и среднесрочного долга в долгосрочный, то есть перевод предстоящих платежей в ближайшем будущем в отдаленное будущее.
  3. Сокращение внешнего долга путем конвертации - превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.
  4. Обращение страны-должника, попавшей в сложную ситуацию, в международные банки - региональные, Всемирный банк.

Негативной стороной внешнего долга является то, что в среднесрочной перспективе государственный долг ограничивает уровень потребления населения страны. Особенно отчетливо это проявляется в области внешнего долга, погашение и обслуживание которого напрямую связано с ограничением потребления и снижением уровня жизни населения.

Обслуживание государственного долга и выплата процентов по нему - не что иное, как перераспределение текущих государственных доходов владельцам государственных долговых расписок. Таким образом, государственный долг выступает в качестве фактора социальной дифференциации, провоцирует увеличение налогового бремени, стимулирует инфляцию спроса, способствует повышению процентной ставки по кредитам, что делает многие инвестиционные проекты непривлекательными.

Обслуживание внешнего долга может подтолкнуть правительство к продаже государственной собственности (активов) иностранцам, в первую очередь, например, в форме высокоэффективных и стабильных государственных предприятий (своего рода «продажа семейного серебра»). Желание «реструктурировать внешний долг (перенести сроки платежей, обменять старые долги на новые и т. д.) Может сопровождаться новыми и все более серьезными уступками иностранному капиталу.

Вывод: существует тесная связь между внешним и внутренним долгом, поскольку они имеют сходные причины возникновения и могут в равной степени негативно повлиять на финансовое благополучие страны.

Способы управления государственным долгом

Поведение потребителей перед лицом растущего государственного долга весьма противоречиво, что отражено в дебатах между традиционными и рикарскими взглядами на государственный долг. Традиционно считается, что сокращение налогов, финансируемое за счет государственных заимствований и накопления долгов, стимулирует потребительские расходы и сокращает национальные сбережения. Рост потребления увеличивает совокупный спрос и доходы в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе приводит к уменьшению объема накопленного капитала и ограничению экономического роста. Согласно точке зрения Рикардиана, сокращение налогов, финансируемое за счет увеличения государственного долга, не увеличивает потребительские расходы и не ограничивает рост сбережений, а лишь в некоторой степени перераспределяет налоговое бремя от нынешнего поколения к будущему. Каждое из этих понятий не может быть полностью опровергнуто и оказывает определенное влияние на формирование конкретных моделей фискальной политики.

Управление государственным долгом - это комплекс мер, направленных на его оптимизацию.

Управление государственным долгом включает 3 этапа:

  1. Определение потребности в дополнительных финансовых ресурсах (определение максимального размера государственных заимствований и гарантий на следующий бюджетный год, выбор инструментов привлечения ресурсов и расширение их использования);
  2. Привлечение финансовых ресурсов (выпуск и размещение государственных ценных бумаг, получение займа и предоставление государственных гарантий);
  3. Погашение и обслуживание долговых обязательств (поиск источников финансирования для погашения и обслуживания государственного долга, снижения общих затрат, своевременного выполнения долговых обязательств).

Чтобы определить способы управления государственным долгом, необходимо объяснить причины постоянного бюджетного дефицита и государственного долга:

  1. увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование дефицита бюджета позволяет в краткосрочной перспективе ослабить инфляционную напряженность, избежать увеличения денежной массы и не прибегать к ужесточению налогообложения;
  2. циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики
  3. снижение налогов для стимулирования экономики (без соответствующей корректировки государственных расходов).

Говоря об управлении государственным долгом, мы говорим о совокупности действий государственных органов, связанных с:

  1. с выдачей новых займов и разработкой соответствующих условий для выпуска ценных бумаг;
  2. с выплатой процентов по ранее выданным кредитам;
  3. с конвертацией и консолидацией кредитов;
  4. с погашением ранее выпущенных обязательств, срок исполнения которых наступил.

Конвертация государственного долга означает изменение доходности государственных ценных бумаг. Если процентная ставка по обслуживанию государственного долга (ценных бумаг) выше, чем темпы роста ВВП, это означает, что увеличивающаяся доля ВВП расходуется на обслуживание государственного долга. Консолидация - это изменение предыдущего срока погашения финансовых обязательств правительства (например, перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные).

Государственный долг уменьшается в двух случаях:

  • когда темпы роста реального национального дохода превышают реальную ставку рефинансирования,
  • когда формируется первичный профицит бюджета.

Наиболее распространенными видами деятельности по управлению государственным долгом являются.

Рефинансирование долга, то есть погашение ранее выпущенных долговых обязательств путем новых заимствований или изменения условий их предоставления. Рефинансирование также можно определить как выдачу нового государственного займа и использование поступлений от его размещения для выплаты процентов по старому долгу. Многие страны мира (например, Англия, Италия, Мексика, США, Россия, Украина, Беларусь и т. д.) Активно используют этот механизм для пролонгации своих долгов. Рефинансирование особенно часто принимается при выплате процентов и выплат по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых внешних займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Основным недостатком рефинансирования долга является то, что если полученные средства не используются для расширения производства, а «съедаются», то в будущем могут возникнуть проблемы, связанные со снижением налоговых поступлений в государственную казну.

Очевидно, что с точки зрения инвесторов наиболее предпочтительным вариантом является полное, безусловное и своевременное выполнение государством своих обязательств. Однако в условиях невозможности для последнего по какой-либо причине обеспечить погашение кредитов и выплату процентов по ним могут быть приняты решения об использовании, помимо рефинансирования, таких механизмов в области управления государственным долгом, как конвертация, консолидация, объединение, обмен облигаций на регрессивной основе, отсрочка погашения и аннулирование кредитов, секьюритизация, новация.

Конверсия ссуд обычно понимается как изменение начальных условий государственных ссуд, выражающееся в уменьшении процентов, изменении срока и метода погашения ссуды, консолидации облигаций различных ссуд и т. д. В результате государство получает временные сбережения, поскольку продолжение выдачи кредитов привело к увеличению государственного долга и, как следствие, расходов бюджета на него. Чтобы снизить расходы на управление государственным долгом, государство чаще всего будет уменьшать сумму процентов, выплачиваемых по кредитам. Однако увеличение доходности государственных ценных бумаг по кредитам не исключено.

Если процентная ставка по обслуживанию государственного долга (ценных бумаг) выше, чем темпы роста ВВП, это означает, что растущая доля ВВП расходуется на обслуживание государственного долга.

Государство, заинтересованное в получении кредитов на длительный срок, достигает этого путем консолидации государственного долга. Консолидация означает изменение условий ссуд, связанных с их условиями, - увеличение или уменьшение срока государственных ценных бумаг, то есть перенос даты их погашения.

Другим механизмом, который используется для управления государственным долгом, является унификация государственных займов. Обычно это выполняется в сочетании с консолидацией, но также может осуществляться и вне ее.

Объединение - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Эта мера предусматривает уменьшение количества одновременно обращающихся ценных бумаг, что упрощает работу и снижает государственные расходы на систему государственного долга.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что для управления государственным долгом используются различные методы (рефинансирование, конвертация, консолидация, объединение). Выбор одного из них зависит от характеристик государственного долга (например, суммы государственного долга).

Государственный долг как следствие дефицита бюджета

Одной из причин возникновения государственного долга является дефицит бюджета. Он представляет собой сумму денег, за которую в данном финансовом году расходы бюджета превышают его доходы.

Дефицит бюджета по разным причинам возникновения делится на: структурный и циклический.

Циклический дефицит государственного бюджета является результатом снижения налоговых поступлений и увеличения государственных трансфертов от экономического спада. Структурный дефицит государственного бюджета - это разница между расходами и доходами бюджета в условиях достаточно равновесного функционирования экономической системы.

В случае, когда дефицит бюджета сохраняется в течение достаточно длительного времени и не принимаются адекватные меры для улучшения производственных и экономических отношений в государстве, способность правительства проводить стабилизационную политику существенно ограничена. Государственный долг становится неизбежным при дефиците бюджета.

Существует несколько подходов к проблеме дефицита бюджета. Первый подход требует, чтобы государственный бюджет был сбалансирован ежегодно. Эта концепция имеет свои положительные и отрицательные стороны. С положительной стороны, если бы такой подход был реализован, государство усилило бы свои контролирующие и регулирующие функции в процессе воспроизводства. К сожалению, добиться годовой балансировки очень сложно, поэтому концепция имеет негативные особенности. Дело в том, что экономики стран сталкиваются с длительными периодами инфляции, падением производства, ростом безработицы и т. д. Это приводит к падению доходов, снижению налоговых поступлений и т. д. Если вы идете по пути ежегодного уравновешивания В государственном бюджете возникнет необходимость в повышении налоговых ставок, сокращении расходной части бюджета и очень часто принимают обе меры. Но это приводит к дестабилизации экономики, сокращению совокупного спроса и еще более обостряет инфляционные процессы.

В случаях, когда экономика стабильна, а доходы превышают состояние, также невозможно избежать принятия мер регулирования. В частности, необходимо снизить налоговые ставки, увеличить государственные расходы и чаще делать то и другое вместе. Следствием этого могут снова стать негативные явления, такие как инфляция, безработица и повторение действий правительства.

Второй подход связан с балансировкой бюджета в течение экономического цикла. Чтобы противостоять спаду производства, правительство сокращает налоги и увеличивает государственные расходы. намеренно вызывает дефицит. Напротив, в ходе восстановления экономики правительство увеличивает налоги и сокращает государственные расходы. Получающийся в результате профицитный бюджет может быть использован для покрытия государственного долга, возникшего во время рецессии. Основная проблема заключается в том, что экономические спады и подъемы не одинаковы по глубине и продолжительности.

Третий подход ориентирован на решение проблем сбалансированной экономики, а не на баланс между финансами и бюджетной системой. Решая проблемы экономического равновесия общественного производства, также решаются проблемы стабилизации финансовой системы страны.

Количественная оценка дефицита бюджета и задолженности объективно усложняется следующими факторами:

  1. обычно при оценке объема государственных расходов амортизация в государственном секторе экономики не учитывается, что приводит к объективной переоценке размеров дефицита бюджета и государственного долга;
  2. важной статьей государственных расходов является обслуживание долга, то есть выплата процентов по нему и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга);
  3. Государственные расходы должны включать только реальные проценты по государственному долгу;
  4. Наряду с измеренным (официальным) дефицитом государственного бюджета как в индустриальной, так и в переходной экономике, имеется скрытый дефицит из-за квазифискальной деятельности.

Квазифискальные операции включают в себя:

  1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночной с помощью банковских кредитов или накопления взаимной задолженности;
  2. накопление в коммерческих банках, которые на начальных этапах экономических реформ отделили от Центрального банка, большой портфель неработающих кредитов (просроченные долговые обязательства государственных предприятий, льготные кредиты домашним хозяйствам, фирмам и т. д.). Эти кредиты погашаются в основном за счет льготных кредитов Центрального банка, и портфели "плохих долгов" в странах с переходной экономикой очень значительны:
  3. финансирование Центральным банком (в странах с переходной экономикой) убытков от мер по стабилизации обменного курса валюты.

Механизм рыночной экономики работает наиболее четко, если государству удается свести концы с концами, чтобы уравнять доходы бюджета с расходами. Тем не менее, государства все чаще сталкиваются с дефицитом бюджета, и тогда возникает вопрос о том, как и какими средствами покрыть дефицит бюджета. Следует иметь в виду, что любой метод покрытия дефицита сопровождается ростом инфляции, что приводит к замедлению экономического развития.

При выявлении дефицита государственного бюджета, прежде всего, необходимо установить: его экономическую природу, количественную оценку, возможные экономические источники покрытия, социально-экономические последствия.

Мнение о дефиците очень противоречиво - многие считают, что это полезно для современной экономики, но нельзя отрицать, что дефицит бюджета необходимо держать под контролем. Практика показывает, что существует дефицит бюджета, при котором он может нанести значительный ущерб экономике страны.

Для страны считается нормальным иметь дефицит бюджета не более 2,3% ВВП.

Размер дефицита бюджета может быть рассчитан с использованием уравнения объема доходов и расходов. Следует иметь в виду, что в динамике размер дефицита абсолютно несоизмерим, поскольку из года в год объем ВВП и экономические условия заметно меняются.

Поэтому для отражения степени дефицита бюджета принято использовать относительные показатели.

Например, сравните:

  1. бюджетный дефицит и общие расходы (процент покрытия);
  2. дефицит бюджета и объем ВВП.

В мировой практике выделяются следующие виды дефицита бюджета:

  1. циклический дефицит государственного бюджета является следствием встроенных стабилизаторов;
  2. структурный дефицит государственного бюджета - разница между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости;
  3. операционный дефицит государственного бюджета - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
  4. первичный дефицит государственного бюджета - разница между общим дефицитом и общей суммой погашения задолженности;
  5. Квазифискальный дефицит государственного бюджета - скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства.

На основании имеющихся данных можно сделать вывод, что государственный долг возникает из-за дефицита бюджета и необходимости его покрытия. Правительство может сознательно создавать дефицит бюджета. Абсолютно любой способ покрытия дефицита бюджета ведет к росту инфляции.

Анализ государственного долга

Особенности государственного долга в Республике Беларусь

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и экономического регулирования.

Структура бюджетных расходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой примерно такова:

  1. Расходы на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии в бюджеты местного самоуправления на эти цели - 45-50%.
  2. Расходы на хозяйственные нужды: инвестиции в инфраструктуру, субсидии государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на реализацию государственных программ - 10-20%.
  3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, в том числе на содержание дипломатических служб и займов иностранным государствам - 10-20%.
  4. Административные и управленческие расходы: содержание государственных органов, полиции, юстиции и др. - 5-10%.
  5. Платежи по государственному долгу - до 7-8%.

Таким образом, из-за серьезных негативных последствий внешнего долга законодательство обычно устанавливает его лимит, который в 2013 году составляет 14,3 млрд долларов США.

При более детальном анализе динамики государственного долга следует обратить внимание на:

  1. снижение экономической эффективности национальной экономики;
  2. завышенные государственные расходы («жизнь не по средствам»);
  3. неэффективная налоговая система страны;
  4. отсутствие полноценных и доступных внешних источников финансирования (особенно важно в переходный период).

Следует отметить, что возникший один раз государственный долг из-за плохого обслуживания может продолжать расти.

В структуре внешнего государственного долга займы, погашенные из республиканского бюджета, составляют 98,1%, за счет собственных средств заемщиков 1,9%.

Кредиты международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) составляют 25,2% внешнего государственного долга, кредиты зарубежных стран - 74,8%. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают кредиты из Российской Федерации (50,4%), МВФ (24,4%), Китая (12,7%).

Все внешние государственные займы, включенные в долговый портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными, то есть предоставляются на срок более 1 года. В то же время нет кредитов на срок менее 3 лет, кредиты на срок от 3 до 5 лет составляют 1,1% от общей суммы внешнего государственного долга, на срок более 5 лет - 98,9. %.

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's перевело Беларусь и ее банковский сектор на самую низкую десятую ступень шкалы оценки страновых и отраслевых рисков банковского сектора. S & P пересмотрело экономический риск для Беларуси с 9 до 10 баллов и присвоило балл отраслевого риска 10. По шкале, используемой для расчета уровня риска, баллы от 1 до 10. 1 балл - самый низкий уровень риска, а 10 Очки самые высокие ... В десятую группу риска также входят Греция и Вьетнам. Согласно критериям, показатель экономического риска «10» отражает мнение о том, что страна подвержена чрезвычайно высокому риску экономического дисбаланса, чрезвычайно высокому кредитному риску в экономике и очень высокому риску экономического спада. Эксперты агентства считают, что экономический рост в Беларуси относительно нестабилен, инфляция высока, а экономика сильно зависит от внешнего спроса и цен на сырье.

Ресурсная база банковского сектора Беларуси чрезвычайно уязвима, что отражает зависимость банков от депозитов клиентов, особенно государственных компаний. Белорусский финансовый рынок развит слабо, межбанковский рынок характеризуется как неглубокий, в то время как способность банков привлекать финансирование на международных рынках в настоящее время крайне ограничена.

Вывод из этой главы: поскольку Республика Беларусь имеет ограниченный доступ к внешним источникам финансирования, она вынуждена использовать национальную банковскую систему для поддержки экономики.

Динамика уровня государственного долга в Республике Беларусь

По данным Министерства финансов, внешний государственный долг Республики Беларусь имеет тенденцию к постепенному увеличению, в то время как объемы заимствований на внутреннем рынке за счет выпуска государственных ценных бумаг стремительно растут.

Рассмотрим следующие данные для оценки тенденции роста государственного долга РБ:

  • По данным Министерства финансов, внешний государственный долг Республики Беларусь на 1 июля 2008 года составил около 2,31 миллиарда долларов. За предыдущие шесть месяцев он снизился на 0,8% по сравнению с утвержденным лимитом в 6 миллиардов долларов. В то же время долг, гарантированный правительством, составляет Br673, 2 млрд., Или 13,7% от общего внешнего долга.
  • По состоянию на 1 января 2009 года внешний государственный долг составил 3 718,9 млн. Долларов США (с лимитом в 8 млрд. Долларов США, утвержденным Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год»).
  • Внешний государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2010 года составил 7891,4 млн. Долларов США (с установленным лимитом на 2009 год 8 млрд. Долларов США) против 3718,9 млн. Долларов США на начало 2009 года.
  • Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. Долларов США, что означает, что он вырос на 22,8% по сравнению с предыдущим годом.
  • Внешний государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2012 года составил 11790,1 млн. Долларов США.
  • Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2013 года достиг 12,0 млрд долларов США с установленным лимитом в 14,3 млрд долларов США, увеличившись с начала года на 209,9 млн долларов США.

Государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 октября 2013 года составил 144,3 трлн. и выросла по сравнению с началом 2013 года на 15,5 трлн. рублей или 12,1%.

Данные приведены за период с 2008 по текущий 2013 год, так как именно в 2008 году резко сократился государственный долг и сформировалась более или менее постоянная тенденция к плавному росту. С 2011 года внешний долг Беларуси растет все медленнее, а объем заимствований на внутреннем рынке за счет выпуска государственных ценных бумаг, напротив, увеличивается.

На данный момент основными кредиторами Республики Беларусь являются Германия, Международный банк реконструкции и развития, США, Международный валютный фонд и Россия.

Следует отметить, что, несмотря на привлечение займов от МБРР, АКФ ЕврАзЭС и китайских банков, увеличение внешнего государственного долга по сравнению с началом 2012 года незначительно, что связано с погашением части основного долга по Резервный кредит МВФ, а также погашение дебютного выпуска облигаций Республики Беларусь, расположенных на территории Российской Федерации.

Внутренний государственный долг Беларуси на 1 июля 2008 года, по данным Минфина, составил 6234,9 млрд. Рублей. Из них долг, гарантированный государством, составил 1785,6 млрд рублей. руб. (28,6% от общего внутреннего долга) долг центрального правительства составил 4449,3 млрд. Рублей. рублей. По состоянию на 1 сентября 2011 года внутренний государственный долг составил 13 988 млрд рублей.

Внутренний государственный долг на 1 октября 2013 года составил 32,4 трлн. рублей, увеличившись с начала года на 6,6 трлн. рублей или 25,3% (с учетом курсовой разницы).

Увеличение внутреннего государственного долга в 2013 году связано с размещением государственных облигаций в иностранной валюте для юридических и физических лиц на сумму 787,8 млн долларов США или 6,9 трлн долларов США. рублей, и снижение официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США.

Погашение внутреннего государственного долга с начала 2013 года составило 1,4 трлн. рублей.

Следует отметить, что возникший один раз государственный долг может продолжать расти из-за плохого обслуживания. Эта ситуация возникает, когда невыплаченные проценты и текущий дефолт по акциям основного долга должны быть снова отнесены к государственному долгу, увеличивая тем самым общий государственный долг.

Улучшение способов управления внутренним и внешним долгом

Возможные решения по снижению государственного долга в Республике Беларусь на основе зарубежного и отечественного опыта

Наличие государственного долга само по себе требует управления им.

Государственный долг страны определяется как совокупность долговых обязательств Республики Беларусь, возникающих из внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства под государственные гарантии, представленные Республикой Беларусь и представленные к оплате.

В последнее время проблема государственного долга для Республики Беларусь обострилась. Но после присвоения 10-го уровня кредитного риска Республике Беларусь прошло 2 года, и темпы роста задолженности несколько снизились.

Размер государственного долга не должен превышать размер ВВП, и государственный бюджет является способом его погашения.

Государственный долг Республики Беларусь полностью и безоговорочно обеспечивается за счет средств республиканского бюджета и других имущественных ценностей, находящихся в собственности республики.

В контексте растущей инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - преднамеренная задержка налогоплательщиками сроков уплаты налогов в государственный бюджет. Рост инфляционной напряженности создает экономические стимулы для «отсрочки» уплаты налогов, поскольку во время «отсрочки» происходит обесценивание денег, в результате чего выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит бюджета и общая нестабильность финансовой системы могут возрасти.

Внутренний государственный долг управляется путем выпуска, размещения, обработки и обслуживания государственного долга.

Для внешнего государственного долга это меры по получению и возврату внешних займов. Управление государственным долгом осуществляется Советом Министров Республики Беларусь или, от его имени, Министерством финансов. Темпы роста государственного долга должны быть ограничены, прежде всего, сокращением бюджетных расходов на администрацию, оборону, поддержку слабых предприятий и увеличение налоговых поступлений.

Внешний долг Республики Беларусь имеет постоянную тенденцию к увеличению.

Согласно данным, предоставленным Министерством финансов, внешний государственный долг выглядит следующим образом:

  • По состоянию на 1 августа 2008 года внешний долг сократился на 0,8%;
  • 3 августа 2010 года Беларусь получила 592 миллиона долларов от дебютного размещения еврооблигаций;
  • В период с 2010 по 2011 год внешний долг увеличился на 22,8%;
  • Государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 октября 2013 года увеличился на 15,5 трлн по сравнению с началом года. рублей или 12,1%.

Тем не менее внешний долг за отчетный период с 2008 по 2013 год никогда не превышал установленный правительством предел, что, безусловно, является хорошим показателем.

Говоря о задолженности по государственному долгу, многие люди игнорируют, что это свидетельствует не только о неэффективном распределении капитала, но и о задолженности по банковским кредитам и займам.

Более половины привлеченных иностранных займов направляются на безвозвратные валютные проекты, что также свидетельствует о неэффективном распределении капитала и усложняет процесс погашения займов.

Проблема сокращения государственного долга может быть решена путем:

  1. перераспределение полученных валютных кредитов в наиболее выгодные валютные проекты;
  2. использование государственных ценных бумаг для финансирования дефицита республиканского бюджета;
  3. установить прогнозирование и планирование программ государственных заимствований, а также контроль за их реализацией, включая развитие рынка государственных ценных бумаг;
  4. развивать отношения с банками, такими как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития.
  5. размещение корпоративных облигаций на зарубежных рынках.

Было бы целесообразно, чтобы Республика Беларусь сотрудничала с этими банками в реализации социально значимых проектов, например, помощи пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, благоустройству территории.

Таким образом, благоразумное управление государственным долгом может привести к его снижению и увеличению темпов экономического роста и укреплению финансового положения страны.

Вывод:

Изучив состояние государственного долга Республики Беларусь, можно сделать следующие выводы:

Государственный бюджет может финансироваться как из внешних, так и из внутренних источников финансирования. Государственный долг тесно связан с дефицитом бюджета и размером ВВП.

В современном мире нет государства, не имеющего государственного долга.

Поэтому государство всегда сталкивается с проблемой, с одной стороны, поиска дополнительных источников средств, а с другой - их эффективного и рационального распределения. Такими источниками для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, которые образуют государственный долг.

Государственный долг является неотъемлемой частью современных торговых отношений между странами, необходимой связью, поскольку его полное отсутствие свидетельствует об отсутствии государственных отношений с другими странами.

Возникновение государственного долга обусловлено наличием ряда причин, которые могут повлиять на его формирование и развитие, как по отдельности, так и одновременно.

В Республике Беларусь используются различные методы финансирования государственного бюджета.

Проблема государственного долга связана с неэффективной макроэкономической политикой, проводимой государством. Как следствие, эффективное использование и погашение привлеченных средств в долгосрочной перспективе связано с увеличением экспорта и ВВП, укреплением государственного бюджета и совершенствованием бюджета налоговой политики, четким разграничением полномочий в области управления государственным долгом на на республиканском и местном уровнях, стабилизация ситуации в предпринимательском секторе, эффективное использование привлеченных ресурсов и своевременное выполнение обязательств.

Государственный долг нуждается в постоянном поддержании, иначе он может перерасти в большой кризис для государства. Правительство Республики Беларусь ежегодно выделяет 7-8% на обслуживание внешнего государственного долга.

Взгляды экономистов на государственный долг весьма неоднозначны: многие считают его крайне негативным явлением, а многие, наоборот, уверяют, что это необходимо. Однако нельзя отрицать, что государственный долг является неизбежным и совершенно естественным явлением. При правильном управлении он может принести значительные выгоды и в некоторой степени стать катализатором экономического развития.