Государственный долг РФ и его влияние на функционирование экономики

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.07.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
Государственный долг и его влияние на экономическую стабильность
Теории денег и их эволюция


Введение:

Большинство стран мира обращаются к внешним и внутренним источникам финансирования экономических преобразований. Рациональное использование кредитов способствует ускорению экономического развития и решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие согласованной государственной политики по привлечению и использованию как внешних, так и внутренних займов приводит к формированию государственного долга, что становится серьезным препятствием для экономических преобразований.

Проблема государственных кредитов - одна из самых острых проблем российской экономики.

Важен размер государственного долга. одним из основных вопросов является определение уровня влияния государственного долга на функционирование экономики страны.

Государственный долг может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на социально-экономические процессы в стране. Таким образом, при определенных условиях долг оказывает положительное влияние на экономический рост. В то же время необходимо точно определить эти условия, что требует адекватной политики управления государственным долгом.

Неблагоприятная динамика государственного долга, вызванная огромными затратами на его обслуживание, вынудила многих экономистов заняться углубленными исследованиями и поиском решения проблемы, возникшей в финансовой системе нашей страны. Действительно, непогашенный государственный долг является одним из препятствий для нормального экономического развития страны.

Целью курсовой работы является изучение влияния государственного долга на экономику Российской Федерации.

Цель работы определяет следующие задачи: 

1. раскрыть сущность государственного долга и причины его возникновения.

2. Рассмотрим формы и виды государственного долга.

3. Рассмотреть вопрос об управлении государственным долгом.

4. Проанализируйте текущее состояние внешнего и внутреннего государственного долга Российской Федерации и его влияние на экономику.

Глава 1. Экономическое содержание государственного долга

1.1 природа государственного долга и его причины

Под государственным долгом понимается результат финансовых заимствований государства для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учетом вычета профицита бюджета.

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства Российской Федерации., возникающие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об уступке долговых обязательств третьим лицам по государственному долгу 1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями). от 27.06.2011).. 

Согласно действующему законодательству, государственный и государственный долг должен быть распределен. Последнее понятие шире и включает в себя задолженность не только перед Правительством Российской Федерации, но и перед органами управления республик, входящих в состав Российской Федерации, и органами местного самоуправления.

Государственный долг Российской Федерации полностью обеспечен всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Несмотря на то, что кредитные отношения государства обеспечиваются его казной, долговые обязательства погашаются и обслуживаются за счет доходов федерального бюджета. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что федеральные органы государственной власти используют все свои полномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга Российской Федерации.

Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства. Его состав зависит от форм государственного кредита, которые используются для привлечения временно свободных средств в государственные органы. Согласно статье 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации-сумма государственного долга Российской Федерации включает в себя только сумму основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам и сумму обязательств по гарантиям, выданным Россией 1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями). от 27.06.2011).. Выплата процентных и непроцентных доходов по государственным займам не входит в состав государственного долга, поскольку они являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Государственный долг возникает тогда, когда расходы государства начинают превышать его доходы, то есть формируется дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований.

Причинами возникновения государственного долга являются:

- чрезвычайные ситуации (войны, террористические акты, крупные стихийные бедствия) , когда резервных фондов недостаточно и правительство вынуждено прибегать к дополнительным заимствованиям;

- экономические спады, которые вызваны автоматически достигнутой нестабильностью экономики. Иными словами, в условиях экономического спада сокращается национальный доход, что приводит к снижению налоговых поступлений и возникает дефицит бюджета, который погашается за счет государственных займов;

- кризисные явления в экономике - неэффективность экономической инфраструктуры, финансово-кредитных отношений, денежно-кредитной, банковской и фискальной политики. То есть в этом случае возникает необходимость структурной перестройки экономики. В таких случаях необходимо принимать срочные экономические меры по стабилизации экономики, которые требуют больших денежных средств;

- крупные государственные инвестиции в развитие экономики. При этом дефицит бюджета отражает активное государственное регулирование экономики, стремление обеспечить прогрессивные изменения в ее структуре;

- социально-экономическая политика государства. Основной причиной больших бюджетных дефицитов является снижение налоговых поступлений без корректировки государственных расходов, а также плохая организация сбора и уплаты налогов (высокие затраты на организацию сбора налогов, уклонение от уплаты налогов);

- социальное изменение. Например, увеличение доли пожилых людей в структуре населения приводит к увеличению государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение.

1.2 формы и виды государственного долга

В соответствии с законодательством Российской Федерации 

государственный долг включает в себя: 

- кредитные договоры и соглашения, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями ; ;

- государственные займы, выданные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации ; ;

- соглашения о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

- договоры и соглашения, заключенные от имени Российской Федерации о реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Виды государственного долга.

В зависимости от срока и суммы обязательств государственный долг подразделяется на:

- капитальный государственный долг - это общая сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

- текущий государственный долг - это расходы государства на выплату доходов кредиторам и погашение просроченных обязательств.

В зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств государственный долг подразделяется на:

- внешний государственный долг - это кредиты, привлеченные от физических и юридических лиц, иностранных государств и международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым имеются долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или поручителя по погашению кредитов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.22. http: / / www.vedomosti.ru -деловой словарь.

- внутренний долг Российской Федерации - это кредиты, привлеченные от физических и юридических лиц, иностранных государств и международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации, по которым имеются долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или поручителя по погашению кредитов другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.22. http://www.vedomosti.ru -деловой словарь.

Объем внешнего государственного долга включает в себя:

- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

- сумма основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе целевые иностранные займы, привлеченные под государственные гарантии Российской Федерации;;

- сумма обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженная в иностранной валюте. 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями). от 27.06.2011).

Сумма внутреннего государственного долга включает в себя:

- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;;

- сумма основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;;

- сумма основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

- сумма обязательств по государственным гарантиям, выраженная в валюте Российской Федерации;

- сумма иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, погашение которых в валюте Российской Федерации предусмотрено федеральными законами до вступления в силу настоящего Кодекса. 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями). от 27.06.2011).

В ряде случаев дополнительным критерием дифференциации государственного долга на внешний и внутренний может служить субъектный состав. Предоставление резидентами кредитных средств государству свидетельствует о формировании внутреннего долга, в то время как заимствование денег у нерезидентов приводит к образованию внешнего долга.

По условиям государственных обязательств могут быть:

- краткосрочные (до 1 года);

- среднесрочный (от 1 года до 5 лет);

- долгосрочные (от 5 до 30 лет).

Долговые обязательства погашаются в сроки, определенные конкретными условиями кредита, и не могут превышать 30 лет. Не допускается изменение условий государственного займа, выданного в обращение, в том числе условий платежа, размера процентных платежей и срока обращения.

государственный долг национальной экономики

1.3 управление государственным долгом

Процесс управления государственным долгом имеет особое значение для реализации эффективной финансовой политики в области государственных заимствований. Под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мер государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и создание благоприятных социально-экономических условий для развития страны; это также одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства на внешнем и внутреннем финансовых рынках в качестве заемщика и гаранта. 7. Брагинская л. с. государственный долг. Анализ системы управления и оценка ее эффективности. М.: Университетская книга, 2007. 10 управление предполагает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или иных источников, погашения и обслуживания долговых обязательств.

Идеальный способ обслуживания и погашения государственного долга-это своевременное его погашение и выплата процентов по нему. Однако намерения государства не всегда совпадают с реальными возможностями. Некоторые непредвиденные обстоятельства возникают из-за экономических, социальных или политических трудностей. Возникает необходимость отсрочить выплату процентов или основного долга,изменить условия кредита, а иногда и вовсе отказаться от уплаты. Явным признаком долгового кризиса является серьезное нарушение графика платежей. Государство вынуждено прибегать к различным методам управления долгом.

К мерам, способствующим погашению государственного долга, относятся::

- погашение внешних и внутренних займов;

- предоставлять гарантии;

- изменение условий выданных кредитов;

- определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.

Реализация этих мер зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, в основе которого лежит анализ объема и структуры долга, объективная оценка его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели.

Абсолютные показатели отражают объем государственного внутреннего и внешнего долга в денежном выражении, объем расходов, связанных с его погашением и обслуживанием.

К основным относительным показателям, существенно влияющим на принятие управленческих решений и выбор методов управления государственным долгом, относятся:

- процент долга к ВВП;

- доля расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общем объеме бюджетных расходов.

Управление государственным долгом-это непрерывный процесс, включающий в себя 3 этапа:

- на первом этапе определяются лимиты государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения их эффективности.

- на втором этапе ресурсы привлекаются на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантий, а затем эти средства используются для финансирования текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов.

- третий этап-поиск источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижения общих издержек и своевременного исполнения долговых обязательств.

Методы управления государственным долгом можно разделить на административные и финансовые.

Административные методы основаны на быстром и точном выполнении отдельных поручений органов государственной власти и управления, они не предусматривают оценки экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.

Финансовые методы заключаются в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга путем анализа финансовых показателей и направлены на максимизацию эффекта от привлеченных кредитов при минимальных затратах, связанных с их погашением и обслуживанием.

В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности в выполнении своих прежних обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга, используются следующие инструменты:

- рефинансирование-выдача новых кредитов для покрытия ранее выданных долговых обязательств. Существует три способа рефинансирования государственного долга:

1) замена обязательств с истекшим сроком погашения новыми, эквивалентными по сумме подлежащим погашению;

2) досрочная замена одних обязательств другими с более длительным сроком погашения;

3) размещение (продажа) новых облигаций и погашение просроченных облигаций с использованием вырученных средств.

- конвертация кредитов - использование различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны. Наиболее распространенными видами конверсии являются обмен долга на акции , обмен долга на товары, выкуп долга заемщиком на специальных условиях , конвертация долга в долговые обязательства третьих стран и другие;

- консолидация кредитов-изменение срока действия ранее выданных кредитов;

- аннулирование-аннулирование всех обязательств по ранее выданным кредитам. Но использование этого метода приводит к непоправимому ущербу репутации государства как заемщика;

- реструктуризация долга-погашение долговых обязательств с одновременным привлечением заемных средств (принятие на себя других долговых обязательств).

Таким образом, управление государственным долгом напрямую влияет на экономический рост, инфляцию, процентные ставки по кредитам, занятость и инвестиции в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

Глава 2. Долг Российской Федерации

2.1 текущее состояние внешнего долга Российской Федерации

В последние годы долговая нагрузка Российской Федерации значительно снизилась благодаря благоприятной конъюнктуре на мировых товарных рынках, а также грамотной государственной политике в денежно-кредитной и бюджетной сферах. Если раньше выплаты по долгам связывали всю экономику страны и были для нее непосильным бременем, то теперь, благодаря гибкой фискальной политике, они не так обременительны, правительство может позволить себе досрочные выплаты по долгам и расходы на другие отрасли экономики.

В абсолютном выражении внешний государственный долг России является одним из самых низких в Европе. А в относительном выражении он является одним из самых низких в мире, составляя всего 2,5% ВВП. Но такая благоприятная ситуация наблюдалась не всегда. Таким образом, после распада Советского Союза внешний долг Российской Федерации неуклонно рос и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года, достигнув 129 миллиардов долларов США, что составляло 146,4% ВВП страны. После этого, начиная с 2000 года, она начала стремительно снижаться, благодаря грамотной государственной политике и росту цен на энергоносители.

По состоянию на 1 января 2012 года внешний государственный долг составил 35 миллиардов 801,4 миллиона долларов США, что на 10,4% меньше, чем в начале прошлого года. По состоянию на 1 января 2011 года внешний государственный долг составлял 39 миллиардов 956,9 миллиона долларов США. 117. http: / / www.minfin.ru -Министерство финансов Российской Федерации.

Состояние внешнего государственного долга с 2000 по 2012 год представлено в таблице 1 (Приложение А).

Но согласно Федеральному закону" О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", для борьбы с дефицитом бюджета правительство будет ежегодно увеличивать объем государственного долга. Так, к концу 2012 года планируется собрать внешних займов на 7 млрд долларов США, в 2013 году они увеличатся до 8,3 млрд долларов США, а в 2014 году-до 14,1 млрд долларов США. 2. Федерального закона нет. - 371-ФЗ от 30.11. 2011 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". По мнению правительства, рост внешнего долга будет находиться в "опасной зоне", долговая нагрузка должна оставаться умеренной, а долговая политика-разумной, что в конечном итоге создаст условия для роста частного сектора, обеспечит инвестиционную привлекательность национальной экономики и сохранит важнейшие конкурентные преимущества страны. Однако заместитель председателя Общественного совета при Минфине Евсей Гурвич опасается за скорость роста внешнего долга. Особенно если уровень бюджетного дефицита становится хроническим. "Тогда долговая проблема обострится", - говорит Гурвич. Это, по его словам, ослабит макроэкономическую стабильность, процентные ставки начнут расти, расходы на обслуживание долга возрастут, а экономический рост замедлится. По словам Гурвича, основные расходы госбюджета, на которые требуются кредиты, связаны с военной программой вооружений, расходами на Олимпиаду в Сочи и саммит АТЭС во Владивостоке.

Динамика роста внешнего долга с 2012 по 2014 год представлена на рисунке 1 (Приложение А)

На сегодняшний день внешний долг Российской Федерации состоит из:

- долг перед Парижским клубом;

- задолженность перед странами, не являющимися членами Парижского клуба;

- задолженность перед странами СЭВ (Совет по взаимной экономической помощи);

- долги международных финансовых организаций;

- коммерческий долг СССР ;

- рыночные кредиты (еврооблигации);

- предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.

Часть внутреннего долга России, номинированная в валютных облигациях Министерства финансов (ОВВЗ), также торгуется на мировом рынке. Они часто включаются в объем внешнего долга России, особенно в исследованиях зарубежных экономистов.

Вывод

В настоящее время дефицит бюджета стал частым явлением для государственного бюджета большинства стран. В последнее время федеральный бюджет Российской Федерации также стал дефицитным. Дефицит бюджета может быть результатом неблагоприятных экономических условий или результатом целенаправленной бюджетной политики.

Существуют различные способы финансирования дефицита бюджета. Если она осуществляется путем выпуска денег, то это приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита кредитами частного сектора приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.

Дефицит бюджета неразрывно связан с понятием государственного долга, который в зависимости от источников кредита может быть внутренним или внешним. Значительный государственный долг негативно сказывается на экономике: он ведет к усилению социального расслоения, негативно влияет на темпы экономического роста, а расходы на обслуживание государственного долга увеличивают дефицит бюджета. Внешний государственный долг погашается за счет экспортных поступлений, что также может негативно сказаться на темпах экономического развития.

Важнейшими законодательными мерами по управлению государственным долгом являются установление лимитов по объему государственного внутреннего и внешнего долга, лимитов по внешним заимствованиям; источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, в том числе поступлений от выпуска государственных ценных бумаг; максимального объема внешних заимствований; расходов на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхних пределов государственных внутренних и внешних гарантий.

Современное экономическое состояние Российской Федерации характеризуется дефицитом бюджета. Основным источником финансирования дефицита бюджета является внутреннее финансирование. В результате резко истощается Резервный фонд, который используется как один из основных источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Кроме того, постоянно увеличивается объем государственного долга, как внутреннего, так и внешнего. В будущем мы ожидаем дальнейшего увеличения долга, особенно внутреннего долга.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что эти явления оказывают негативное влияние на развитие страны в целом. Поэтому правительству необходимо разработать и реализовать специальные программы, как по сокращению бюджетного дефицита, так и по сокращению внутреннего и внешнего долга. Только принятие эффективных мер в этих областях будет способствовать социально-экономическому развитию России.