Государственный долг Республики Казахстан

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.07.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы. Становление предпринимательства в экономике Республики
Виды и формы предпринимательской деятельности
Государственный долг РФ и его влияние на функционирование экономики
Государственный долг и его влияние на экономическую стабильность


Введение:

С начала 1990-х годов реформы в области государственных финансов бюджетной системы Республики Казахстан происходили на фоне глубоких структурных изменений как в экономике, так и в политической сфере государства. Важным аспектом бюджетной реформы является законодательное установление жестких ограничений на государственные заимствования. Ведь именно в этот период шел процесс поиска системы управления государственным долгом, которая использовалась для покрытия масштабного дефицита бюджета страны. До 1998 года практиковалось прямое кредитование дефицита бюджета Национальным банком. Начиная с 1998 года правительство полностью прекратило прямые заимствования у Национального банка. Снижение доли кредитов Национального банка в финансировании дефицита бюджета было заменено привлечением внешних займов. Увеличение внешних заимствований стало возможным в результате достижения макроэкономической стабильности экономики.

В начале и середине 1990-х годов Казахстан нуждался в заемных средствах для покрытия дефицита бюджета (когда-то даже пенсионная реформа проводилась для того, чтобы иметь под рукой свободные внутренние ресурсы), чтобы встать на ноги, выполнить свои обязательства перед населением, провести экономические реформы.

Из-за отсутствия собственных резервных активов Казахстан начал привлекать иностранных инвесторов и заимствовать средства у международных организаций, таких как Международный Банк развития и реконструкции, Европейский банк развития и реконструкции, Азиатский банк развития и Исламский Банк развития. Зарубежные страны-Япония, Германия, Корея, Швеция, Австрия, Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и др.

Поскольку экономика, ВВП и рейтинги Казахстана начали расти, государство может финансировать и поддерживать его, но наши частные заемщики предпочитают занимать деньги за рубежом. Банки особенно преуспевают в этом. Этому способствовали несколько факторов, укрепление тенге по отношению к доллару, стабильно высокие ставки в Казахстане и крайне низкие процентные ставки Федеральной резервной системы США. Банки также выигрывают от выхода на международные рынки заимствований: они привлекают валюту за рубежом, размещая свои еврооблигации, а здесь выдают кредиты в тенге по более высокой процентной ставке. Внешний долг банков превышает государственный долг. Помимо банков, как уже говорилось, деньги за рубежом ищут и другие частные компании.

Главная проблема, с которой сталкивается правительство - это его политика управления долгом. В Казахстане роль управления государственным долгом возложена на Национальный банк и Министерство финансов.

Понятие государственного долга

Государственный долг - это сумма полученных (выплаченных) и непогашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан к задолженности Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов к задолженности местных исполнительных органов.
Государственный долг включает в себя внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний государственный долг является составной частью государственного долга по внутренним государственным кредитам и иным долговым обязательствам правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов перед кредиторами-резидентами Республики Казахстан.

Внешний государственный долг является составной частью государственного долга по внешним государственным кредитам и иным долговым обязательствам правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан перед кредиторами-нерезидентами Республики Казахстан.

Внешний государственный долг, задолженность государства по непогашенным внешним займам и процентам, не выплаченным по ним. Внешний государственный долг состоит из долга данного государства перед международными и государственными банками, правительствами, частными иностранными банками и т. д. 

Механизм государственного кредита, как часть финансовой системы страны, представляет собой процесс, обеспечивающий рациональное распределение и накопление средств и ресурсов с целью устранения противоречий, связанных с расходами и средствами, необходимыми для их финансирования. Кредитный механизм обеспечивает движение свободных денежных средств как внутри страны, так и во взаимоотношениях с иностранными гражданами по вопросам предоставления или получения кредитов.

В широком смысле под государственным долгом понимаются все непогашенные обязательства государства, включая выплаты процентов, перед физическими лицами и учреждениями, как внутренними, так и внешними, не входящими в государственный сектор, а также иностранными государствами. Фактически государственный долг является результатом формирования дополнительных ресурсов государства за счет займов, взятых у этих кредиторов с целью устранения противоречий между экономическими и социальными потребностями общества.

Практика государственных заимствований нуждается в серьезном обосновании. Государственные займы - это, с одной стороны, чрезвычайно выгодный способ привлечения значительного объема ресурсов без значительных затрат в текущем периоде. С другой стороны, такой способ финансирования неудобен с точки зрения возникновения новых обязательств и, как следствие, обязательного удержания доходов для их погашения в будущем.

Фактически мы можем предложить три группы аргументов в пользу государственных заимствований, политические, финансовые и экономические.


Политический аргумент

Выдача кредитов может быть одним из способов выражения доверия граждан к правительству или веры в перспективы развития страны.

Момент, когда граждане дают взаймы государству, является подтверждением их солидарности с ним. В период постполитических потрясений кредиты могут стать способом привязать граждан к новому режиму.

Однако политический аргумент не является единственным, наряду с политическим обоснованием определяющую роль часто играют финансовые факторы.


Финансовый аргумент

Главным обоснованием с финансовой точки зрения является необходимость погашения расходов. Этот аргумент является решающим даже в том случае, если мы примем во внимание обязательства, которые возникают в этой связи в будущем.

Налоговое бремя имеет определенный предел, превышение которого вызывает серьезную негативную реакцию со стороны экономических и политических агентов в связи с тем, что избыточное налоговое бремя препятствует экономической деятельности и порождает издержки, которые впоследствии несет население, особенно когда речь заходит о прямом налогообложении. Кроме того, значительная налоговая нагрузка стимулирует активное уклонение от уплаты налогов и обход налогового законодательства, что значительно снижает налоговые поступления.

Однако не все виды государственных расходов могут быть сокращены (например, военные расходы, стихийные, экономические или социальные бедствия), что является достаточным обоснованием для практики государственных заимствований.

Однако не только кризисные ситуации могут служить хорошим поводом для использования кредитов. В частности, такой способ финансирования расходов применяется в случае постоянного увеличения бюджетной нагрузки, которая не сдерживается только увеличением отдельных статей государственных доходов.

Однако, помимо финансовых причин использования государственных заимствований, существуют и экономические факторы, благоприятствующие данному виду финансирования.


Экономический аргумент

Экономическое обоснование практики государственных займов двояко, так как их выдача может повлиять как на экономические структуры, так и на рыночные параметры.
Классическая теория государственных заимствований, разработанная в XIX веке, находилась под влиянием доктрины экономического либерализма, согласно которой займы считались злом и использовались для финансирования заведомо непроизводительной деятельности. Финансирование за счет государственных заимствований считалось полностью оправданным только в том случае, когда речь шла об инвестициях. Если государство вмешивается в экономическую деятельность, выходящую за рамки его обычной деятельности, его расходы должны покрываться из других источников, помимо налоговых поступлений. 

Государственные займы позволили привлечь долгосрочные сбережения, накопленные физическими лицами. Это создало особый источник финансирования государственных инвестиций. Однако такая практика использования государственных займов была редкой из-за конкуренции между государством и частными инвесторами.

Кредит должен быть выдан на самых выгодных условиях на финансовом рынке, так как будущие поколения обязаны погасить кредит. Таким образом, государство выступало в роли частного предпринимателя, стремившегося финансировать свои инвестиционные проекты с минимальными затратами и жесткими ограничениями, накладываемыми рынком капитала.

Управление государственным долгом в Республике Казахстан

Основная проблема, с которой сталкиваются многие правительства, заключается в разделении денежно-кредитной политики и управления государственным долгом. Монетарные власти сосредотачиваются на обеспечении ценовой стабильности, в то время как управляющие долгом сосредотачиваются на балансировании издержек и рисков.

Основной целью управления государственным долгом является обеспечение финансирования государственных расходов и государственных платежных обязательств, которые осуществляются по максимально низкой цене в контексте средне-и долгосрочного финансирования с минимальным уровнем риска.

Международные долговые кризисы высветили необходимость проведения разумной политики управления долгом и рисками, а также настоятельную необходимость создания эффективного и высокоразвитого внутреннего рынка капитала. Не менее важной в контексте управления долгом является продуманная денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика. И в конечном итоге, правильная координация всех трех: денежно-кредитного, фискального и долгового управления.

При этом отношение внешнего долга к ВВП всегда является главным показателем долговой нагрузки на страну, должника. Увеличение этого коэффициента может привести к кризису погашения внешнего долга (долговому кризису). И это одно из важнейших препятствий на пути экономического прогресса любой страны. Более того, отношение государственного долга к общему долгу страны не играет существенной роли в кризисных явлениях. Некоторые центральные банки предпочитают выпускать долговые обязательства, индексируемые на инфляцию, чтобы повысить доверие к денежно-кредитной политике. Противоречия между налоговыми органами и управляющим долгом могут возникать из-за различий в управлении бюджетными потоками, выпуск долговых обязательств с нулевым купоном может увеличить долговую нагрузку на последующие финансовые периоды.

В этой связи необходима четкая координация денежно-кредитной, бюджетной и долговой политики правительства.

 

Существует два основных фактора возникновения долгового кризиса:

  • Международный фактор, с ростом мировых процентных ставок;
  • Внутренний фактор страны-заемщика, результат экономической политики внутри самой страны-заемщика.

Наличие внешнего фактора проявляется тогда, когда цены на нефть постоянно растут, когда происходит колоссальный рост объема кредитных ресурсов, предоставляемых международным сообществом. Для развивающихся стран сочетание низких процентных ставок по займам и быстрорастущих экспортных поступлений (основанных на высоких ценах на сырьевые товары), по-видимому, предполагает относительно легкое последующее обслуживание кредитов. Как и в странах Латинской Америки в начале долгового кризиса 1982 года, в Казахстане основная часть внешнего долга страны приходится на негосударственный сектор. Если в Казахстане доля негосударственного долга составляла 89,5% против доли государственного и гарантированного государством долга в общей структуре внешнего долга 10,5 Прибалтийских республик, то в Латинской Америке к началу кризиса эти показатели были представлены соответственно 73,9% против 26,1%.

При противоположном сценарии роста процентных ставок на мировых рынках в результате антиинфляционной политики ведущих индустриальных стран и снижения экспортных цен возникает ситуация, когда страна-должник будет платить очень высокие реальные процентные ставки по обслуживанию внешнего долга, что в конечном итоге приведет к разрушительным последствиям долгового кризиса. Это происходит потому, что при низких номинальных процентных ставках по займам и растущих ценах на нефть реальные процентные ставки отрицательны для стран-должников, то есть номинальные процентные ставки ниже темпов инфляции. В противном случае, когда цены на нефть падают и доходы от экспорта падают, реальные процентные ставки растут, поскольку большинство заимствований происходит по плавающим, а не фиксированным процентным ставкам. Например, в Латинской Америке долговые обязательства на основе плавающих ставок в структуре совокупного внешнего долга на начало кризиса составляли 64,5%, в то время как в Казахстане этот показатель не меньше, учитывая преобладание негосударственного внешнего долга в структуре совокупного внешнего долга. Внутренний фактор определяется степенью целесообразности проводимой экономической политики страны, а именно целевой направленностью заемных средств. Если объем заимствований используется для финансирования инвестиций, которые в конечном итоге будут генерировать ресурсы для окончательной выплаты долга, то степень проявления внутреннего фактора снижается. Если рост внешних заимствований вызван необходимостью финансирования растущего внутреннего потребительского спроса, то вероятность возникновения внутреннего фактора возрастает.
Регулирование уровня внешнего долга страны, которое включает в себя внешние долговые обязательства как государственного, так и частного секторов, по-видимому, состоит из двух основных частей, прямого и косвенного управления, соответственно.

Прямое управление государственным долгом - это непосредственное участие государства в консолидированном управлении и контроле всей части государственного и гарантированного государством внешнего долга, а также долговых обязательств внутри страны.

Косвенное управление, должно осуществляться над негосударственной частью совокупного внешнего долга страны и внутренними долговыми обязательствами негосударственного сектора. Такое управление осуществляется опосредованно с использованием стимулирующих инструментов для снижения объема внешнего долга негосударственного сектора и правильной организации финансирования внутреннего долга.

Практика многих развитых и развивающихся стран в отношении управления государственным долгом показывает целесообразность выделения функции управления внутренним и внешним долгом государства. При создании отдельного агентства можно постоянно контролировать потребность во внешних и внутренних государственных заимствованиях. В настоящее время управление долгом осуществляется Национальным банком и Министерством финансов, учреждениями, осуществляющими денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику государства, для которых функция управления долгом является второстепенной .
Перед Агентством, если оно будет создано, должна быть поставлена задача активного управления государственным долгом, снижения стоимости внешних и внутренних заимствований, определения оптимального объема заимствований всего государственного долга, выработки стратегии заимствования на предстоящий период и поддержания адекватных валютных резервов для обслуживания внешнего долга. Также важно координировать фискальную политику МФ РК с денежно-кредитной политикой Национального Банка Казахстана во избежание конфликта интересов между регулирующей ролью Национального банка в отношении процентных ставок и инфляции и необходимостью покрытия бюджетного дефицита Министерства финансов.

Целесообразно создать отдельный институт-Агентство по управлению долгом. В настоящее время управление долгом осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан (НБК) и Министерством финансов, то есть учреждениями, реализующими денежно-кредитную и фискальную политику государства соответственно, и для которых функция управления долгом является второстепенной. Агентство должно быть подотчетно правительству, координируя свою деятельность с Национальным Банком Казахстана. При этом, являясь по своей сути финансовым учреждением, агентство не подотчетно Национальному банку Республики Казахстан или органу, уполномоченному осуществлять надзор за финансовыми рынками.

Роль государственного долга в рыночной экономике Казахстана 

В условиях устойчивого экономического роста национальной экономики особое значение приобретает формирование такой структуры государственного долга, которая способствовала бы снижению издержек, связанных с процессами заимствования, обслуживания и погашения долга. Формирование сбалансированной структуры государственного долга означает регулярное изменение соотношения элементов структуры в развитии национальной экономики, обусловленное определением оптимального соотношения по объему, срокам и портфелю заимствований.

В мировой практике отсутствуют практические рекомендации относительно соотношения внутреннего и внешнего долга в структуре государственного долга. Для каждой страны это соотношение формируется индивидуально, исходя из уровня развития экономической системы, степени либерализации экономических, политических, социальных и других особенностей. В случае значительного преобладания внешних заимствований и неспособности страны своевременно выполнять свои внешние обязательства возникает угроза ее экономической независимости, что может иметь самые негативные последствия для экономики государства. Кроме того, увеличение объема внешних долговых обязательств не создаст предпосылок для развития стабильного внутреннего рынка долговых ценных бумаг. Если государственные займы переводятся с международных рынков на внутренние, то государство становится крупнейшим заемщиком на внутреннем финансовом рынке. Считается, что это повышает ликвидность государственных облигаций и снижает стоимость обслуживания долга. Кроме того, увеличение доли внутренних заимствований, в свою очередь, позволяет временно преодолеть текущий дефицит доходов бюджета без сокращения расходов, переводя платежи по ним на более благоприятные периоды времени, но накопление значительного внутреннего долга государством приводит к регулярному отвлечению значительной части бюджетных средств на погашение внутреннего долга и выплату вознаграждения, а также к повышению реальных процентных ставок по ценным бумагам во внутреннем обращении в связи с повышением рисков для инвесторов, связанных с их владением.

Экономический рост предусматривает наполнение доходной части бюджета, которая идет на выплату процентов по долгу. Это также позволяет увеличить денежную массу в обращении без увеличения инфляции, а за счет роста денежной массы создаются условия для рефинансирования долга. В зависимости от соотношения этих двух факторов можно условно выделить два подхода к определению роли государственного долга в рыночной экономике.

Классический подход к определению роли государственного долга в экономике заключается в использовании государственных займов в качестве замены налоговых поступлений. В экономике современных государств такой подход связан с отношением к государственному долгу как инструменту стабилизации макроэкономической политики.

В фазе снижения деловой активности доходы бюджета снижаются. В этот период правительство заинтересовано в сохранении уровня расходов, поэтому встает вопрос о компенсации снижения доходной части бюджета. Считается, что при снижении деловой активности хозяйствующих субъектов повышение налоговых ставок усиливает негативные тенденции в экономике, поэтому целесообразно компенсировать снижение доходной части бюджета за счет государственных займов. Таким образом, государственный долг становится заменой налоговых поступлений.

В фазе повышения деловой активности увеличиваются доходы бюджета, объем кредитов уменьшается или становится отрицательным (т. е. происходит досрочное погашение долга), за счет чего относительная сумма долга снижается до исходного уровня.

Есть один важный момент, который невозможно переоценить. Дело в том, что перед правительством стоит проблема пополнения доходной части бюджета в период экономического спада. Именно в этот период обостряется проблема дефицита бюджета, и, казалось бы, государственный долг должен играть роль заменителя налогов. Однако практика показывает, что в такой ситуации увеличение объема долга нежелательно, так как увеличение государственного долга увеличивает риск долгового кризиса.

Государственный долг может успешно служить макроэкономическим стабилизатором только при условии устойчивого экономического роста. Фаза устойчивого экономического роста состоит из чередующихся периодов повышения и снижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период снижения деловой активности действительно целесообразно снизить уровень налогов и компенсировать снижение выручки заемными денежными средствами.

Термин снижение деловой активности означает кратковременное снижение темпов экономического развития, но реальный рост ВВП должен превышать 1% в год. Если темпы роста реального ВВП составляют менее 1%, это означает, что происходит экономический спад. Водораздел, отделяющий экономический рост от спада, находится не на нуле, а на уровне реального роста ВВП в 1% в год. Практика показывает, что в экономически развитых странах темпы экономического роста менее 1% в год начинают сопровождаться различными явлениями, характерными для экономического спада, банкротством крупных компаний, ухудшением состояния банковской системы, ростом безработицы, снижением потребления.

Во время экономического спада целесообразно уменьшить размер государственного долга, так как в этом случае государственный долг оказывает существенное негативное влияние как на государственные финансы, так и на экономику в целом.

Классический подход к определению роли государственного долга в экономике заключается в использовании государственного долга в качестве заменителя налогов и увеличении объема государственных займов в фазе снижения деловой активности. В фазе повышения деловой активности объем кредитов сокращается. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем кредитов минимизируется или государственный долг погашается досрочно.

Недостатком классического подхода является риск ошибочного планирования баланса бюджета. Дело в том, что в фазе снижения деловой активности решение об увеличении кредитов принимается исходя из прогноза будущей динамики реального ВВП. Вы должны знать, закончится ли фаза спада деловой активности фазой восстановления или экономическим спадом. Увеличение объема кредитов в фазе снижения деловой активности превращается в ошибку, если фаза снижения деловой активности превращается в фазу экономического спада.

Классический подход дает правительству возможность не менять уровень налогообложения или даже немного снижать его в фазе снижения деловой активности, но при этом поддерживать уровень государственных расходов. В этом и заключается преимущество классического подхода.


Проблема обслуживания внешнего долга Республики Казахстан

Валовой внешний долг Казахстана - это непогашенная сумма фактических и безусловных обязательств резидентов этой страны перед нерезидентами, которая требует выплаты основного долга и/или процентов, в определенный момент времени.

Эксперты полагают, что увеличение внешнего долга произошло в первую очередь за счет увеличения задолженности банков второго уровня (около $2 млрд) и филиалов иностранных компаний, работающих в республике (около $60 млн).

Как и прежде, иностранные кредиторы предоставляют заемный капитал в основном компаниям, занимающимся добычей сырой нефти и природного газа. 

Основными кредиторами по этой категории долгов продолжают оставаться многосторонние финансовые организации (МБРР, ЕБРР, АБР и ИБР), доля которых стабильно составляет около 49%. Обязательства перед иностранными правительствами (Японией, Германией, Кореей, Швецией, Австрией, Кувейтом, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами) составляют около 18%, перед иностранными коммерческими банками, чуть более 7 %, а перед держателями еврооблигаций 18%. Доля экспортных кредитов составила 7,8%.

В этот период произошло значительное увеличение негарантированного внешнего долга страны. Составляющими этой категории долга являются, прямые иностранные инвестиции, за исключением собственного капитала и реинвестированной прибыли, так называемый межфирменный долг, банковский долг второго уровня и другие долговые обязательства (прочий долг).

Заключение

По результатам выполненной курсовой работы, можно выделить следующие основные выводы и предложения могут быть идентифицированы.

Конечно, весь мир живет в долгах, но заемные деньги можно тратить по-разному. Каждый из нас, помимо личных долгов, несет бремя государственного долга. Хотя Казахстан является страной с умеренной задолженностью, правительство должно поддерживать строгий контроль за внешними заимствованиями. В связи с возросшей активностью банковского сектора и частных предприятий объем внешнего долга растет с каждым годом, и поэтому государство несет большие риски, которые могут привести к долговому кризису. Правительство также несет расходы по его обслуживанию и рефинансированию долга. При управлении долгом следует учитывать, что растущий государственный долг является прямым отражением общего экономического кризиса, неэффективности финансово-кредитной системы и неспособности правительства проводить адекватную налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику. При этом методы государственного регулирования должны быть направлены прежде всего на совершенствование самой экономики.

Прослеживая динамику относительных показателей внешнего долга по годам, следует отметить благоприятную тенденцию их снижения. Это служит определенным доказательством эффективности проводимой Казахстаном политики в области внешних заимствований, а также эффективности привлечения иностранного капитала.

Кроме того, в связи с увеличением абсолютного объема средств, привлекаемых на долгосрочной основе, необходимо установить мониторинг и контроль за структурой внешнего долга, который должен включать в себя:

  • Устранение скученности платежей;
  • Диверсификацию долга по валютному составу;
  • Повышение кредитного рейтинга и снижение ставки заимствования.

Для Казахстана наиболее предпочтительно привлекать соответствующие кредиты от международных организаций, т. е. предназначенные для финансирования конкретных проектов, а их средства можно использовать только по прямому назначению. При этом приоритет должен отдаваться инвестиционным проектам, высокоэффективным в области экологии, развития инфраструктуры, а также проектам, обеспечивающим развитие экспортного потенциала несырьевых отраслей, а также регионов страны. В этом случае критерием использования средств финансовых организаций должно быть обеспечение эффективности используемых средств.

Для получения более достоверных оценок влияния государственного долга на стоимость национального производства необходимо учитывать еще один фундаментальный момент. Эффективно используемые средства, привлеченные в форме государственных заимствований, вносят определенный вклад в развитие национальной экономики. Например, государственные социальные расходы на образование и здравоохранение способствуют развитию человеческого капитала. Негативное воздействие государственного долга на Национальный выпуск более или менее уравновешивается социально-экономическими выгодами, получаемыми от эффективного распределения государственных средств.

Если рассматривать только государственный и гарантированный государством долг, то сумма долга невелика по сравнению с негарантированным государственным долгом. По данным Нацбанка, его международные резервы в два с половиной раза превышают гарантированный государством долг.

Подводя итоги диссертации, можно сказать, что долг присущ каждой стране и у каждой страны есть для этого свои причины, потому что государство, как и народ, стремится достичь процветания, развиваться в ногу с современным миром, учиться всему новому и т.д. Если человек берет кредит на покупку нового компьютера, государство берет кредит на техническое развитие и образование, чтобы компьютеры были доступны каждому. Кредит-явление временное, как и внешний долг.

В жизни в долгах нет ничего плохого, если взятые взаймы деньги не съедаются, а используются для дальнейшего развития, для зарабатывания денег на деньгах, чтобы было чем расплатиться с долгами. Поэтому необходимо изучить процесс привлечения иностранного капитала и роль государственного регулирования в создании благоприятных условий для его притока, а также негативное влияние, которое внешние займы и иностранные инвестиции могут оказать на экономику страны.