Государственный долг Проблемы управления государственным долгом в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 20.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Теория производства: неоклассический подход
Государственный бюджет и проблема бюджетного дефицита 
Налоги и налоговая система: теория и практика функционирования в РФ
Кредит и его роль в рыночной экономике 


Введение:

Актуальность: в последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос благодаря быстрому росту государственного долга. Критическое значение затрат на его обслуживание при, казалось бы, приемлемой с макроэкономической точки зрения величине дефицита бюджета в последние годы заставляет нас искать коренные причины такой неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в этом отношении отмечены три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый учет дефицита бюджета, приводящий к его двукратной недооценке (это обусловлено: во-первых, существующими различиями между российским методом расчета дефицита бюджета и методом, используемым МВФ; во-вторых, накоплением текущая бюджетная задолженность в процессе исполнения бюджета); высокая доходность по государственным ценным бумагам. Все вышеперечисленные проблемы и вопросы подробно рассмотрены М. В. Романовским, В. М. Родионовой, А. М. Ковалевой и другими известными экономистами.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса погашения внешнего государственного долга. Задачами данной работы являются: изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации, а также проблем управления государственным долгом и нахождение путей их решения. Основная задача при рассмотрении этого вопроса предложить разумную долгосрочную государственную политику в области управления внешним долгом. 

Понятие и сущность государственного долга

Хронический дефицит государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов для своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает долги как отечественных, так и иностранных кредиторов. Это приводит к увеличению государственного долга, внутреннего и внешнего. 

Государственный долг это сумма долгов по выпущенным и невыплаченным государственным долговым обязательствам, включая начисленные проценты. 

Обычно, говоря о государственном долге, они не имеют в виду финансы местных органов власти, поскольку последние могут функционировать с профицитом при постоянном росте дефицита государственного бюджета.

Основными причинами формирования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных средств от физических и юридических лиц.

Согласно российскому законодательству, долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредиторов;
  • государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоры поручительства Российской Федерации об обеспечении исполнения обязательств третьими лицами;
  • перерегистрация долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основании принятых федеральных законов;
  • заключенные от имени Российской Федерации соглашения и договоры, в том числе международные, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации предыдущих лет. 

Основными способами покрытия дефицита бюджета являются эмиссия денег и государственных займов. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и финансовых учреждений различных видов государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигаций), которые являются долговыми обязательствами государства по отношению к физическим и юридическим лицам, которые их купили это примерное определение внутреннего долга. Размеры и структура государственного внутреннего долга приведены в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа является одним из документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на следующий финансовый год. 

Максимальная сумма внутреннего долга утверждается законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральный закон, закон субъекта федерации или орган местного самоуправления). Максимальная сумма может быть превышена российским правительством, если это сократит расходы на обслуживание государственного долга. Закон о бюджете также устанавливает максимальный объем заемных средств, выделяемых Россией, субъектами Федерации или муниципалитетами для финансирования бюджета соответствующего уровня. 

Для субъекта Федерации этот лимит не должен превышать 30% доходов бюджета за текущий финансовый год, за исключением финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных заемных средств в текущем году. Для муниципалитетов она не должна превышать 15% доходов местного бюджета без участия финансовой помощи из вышестоящих бюджетов и заемных средств в текущем году. 

Максимальная сумма расходов по обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга не должна превышать 15% от объема бюджетных расходов соответствующего уровня.

Если эти расходы превышают 15%, могут быть применены следующие санкции: 

  • пересмотр бюджета субъекта федерации;
  • передача исполнения бюджета субъекта Российской Федерации под контроль Министерства финансов или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта;
  • другие меры.

Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, уровня инфляции, размера дефицита государственного бюджета и т. д.

Внешние долговые обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципалитетов перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных займов (займов).  

Внешний долг может образоваться, когда государство берет кредит у другого государства или прибегает к услугам международных кредитных организаций. Наиболее влиятельным из них является Международный валютный фонд. Приговор этой самой организации может стать своего рода зеленым светом для государства, желающего стать кредитором какой-либо страны, или красным когда государство, желающее получить кредит, не является кредитоспособным, считают эксперты МВФ. 

Негативные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство доходов и требуют более высоких налогов, что подрывает экономические стимулы для развития производства, а также может повысить общий уровень процентных ставок и вытеснить финансирование частных инвестиций.

Наибольшее бремя для страны ложится на внешний долг, поскольку в этом случае страна вынуждена предоставлять самые ценные товары, предоставлять определенные услуги для выплаты процентов и погашения задолженности. Кроме того, получение иностранных займов и кредитов обычно связано с выполнением определенных условий, диктуемых кредитором. Однако слаборазвитые страны больше страдают от бремени государственного долга. В процветающей экономике, по мнению многих зарубежных теоретиков, долг, как частный, так и государственный, играет в целом позитивную роль. 

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (более пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий государственного займа, выданного в обращение, в том числе сроков выплаты и суммы процентных платежей, срока обращения. 

В России действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты Федерации и муниципалитеты регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов Российской Федерации, которое ведет книгу государственного долга. 

Классификация российского государственного долга

Сложность объекта требует особого подхода к классификации состава задолженности. В этом случае можно использовать два подхода: во-первых, использование принятой бюджетной классификации; во-вторых, использование статей консолидированного долга, схожих по функциональности, и в этом случае преобладают институциональные особенности статей долга. 

Основополагающим для всех классификаций долга является его разделение на внешний и внутренний долг.

Внешние долговые обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципалитетов перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных займов (займов); внутренние долговые обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципалитетов перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых внешних займов (заимствований).

Внутренние и внешние долги имеют значительные социальные различия: внешний долг связан с долгом человека, который должен другим людям (долг страны перед другими странами); внутренний долг это долг перед самим собой. 

На практике эта ключевая классификация дополняется рядом схем классификации, которые включают: классификацию долгов по типу кредитора (держателя долгового обязательства) и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора играет важную роль в анализе государственного долга для функционирования всей экономики и ее отдельных сегментов. Таким образом, с распространением операций с государственными долговыми обязательствами на вторичном финансовом рынке их распределение по категориям собственников определяется как особенностями государственных заимствований, так и условиями функционирования кредитно-банковской системы. 

Основная классификация государственного долга по типу кредитора выглядит следующим образом:

  • внутренний долг (монетарным властям, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, другим финансовым учреждениям);
  • внешний долг (международным организациям, государственным органам иностранных государств, другой внешний долг, включая банковские кредиты и авансы, кредиты поставщикам).

Классификация долга по типу долгового обязательства имеет большое аналитическое значение, поскольку в нем определяются виды долговых активов и характеризуются виды активов, которыми обладают кредиторы:

  • внутренний долг (долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные займы, не классифицированные в других рубриках, краткосрочные займы и векселя, не классифицированные в других рубриках);
  • внешний долг (аналогично списку статей внутреннего долга).

Категория "государственный долг" включает в себя все признанные долги Российской Федерации. Долг, который формирует государственный долг, возникает в результате заимствования денежных средств, выдачи долговых обязательств по погашению долгов, принятых другими хозяйствующими субъектами, «безналичной» выдачи долговых обязательств. Накопленный долг можно погасить различными способами: денежными платежами, обменом долгового обязательства на освобождение от налогов, отказом от уплаты, списанием задолженности кредиторов, принятием долга другим органом и т. д. 

Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, поскольку он представляет собой сумму непогашенных обязательств, подлежащих уплате в установленный срок. Долг это состояние (запас), а не движение (поток), поскольку он оценивается на определенную дату, а его изменение в определенный период (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствования за вычетом погашения). 

Размер государственного долга в национальной части внешнего долга зависит от динамики обменного курса. Если обменный курс изменился в период между датами определения суммы долга, то переоценка суммы внешнего долга, выраженная в иностранной валюте, в рублях является одним из факторов изменения общей суммы государственных долг. Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг состоит из двух частей: основного долга (капитала) и непогашенного долга (текущего), который включает, помимо основного долга, проценты по суммам задолженности. К этому следует добавить, что государственный долг это не только объем заимствований со стороны государственных органов, но и долги внебюджетных фондов на всех уровнях государственного управления. Капитал включает всю совокупность государственных долговых обязательств на конкретную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде. 

Также необходимо учитывать федерально-региональную структуру государственного долга. На практике различают государственный долг, образовавшийся в результате бюджетного долга федерального правительства. Собственно, этот долг фигурирует во всех оценках ситуации с государственными заимствованиями. Но было бы правильнее говорить о консолидированном государственном долге, в том числе долге региональных и муниципальных властей. 

Самые большие проблемы связаны со структурой государственного внутреннего долга. Таким образом, совокупная разбивка внутреннего долга выглядит следующим образом: 

  1. рыночная задолженность в форме долевых ценных бумаг;
  2. нерыночные обязательства, связанные с исполнением федерального бюджета и выпущенные для финансирования возникающих долгов.

Основные различия между этими двумя группами обязательств включают, во-первых, тот факт, что первые из них имеют определенную программную форму, включены в бюджетные прогнозы на ряд лет, и, во-вторых, они связаны с необходимостью решения текущие проблемы оперативного бюджета.

Количество видов (форм, статей) государственного долга нестабильно и имеет тенденцию к росту (в основном за счет нерыночных инструментов). Обострение ситуации с бюджетом также приводит к сдвигам в структурном построении внутреннего долга. Критический сдвиг включает, в частности, большие пирамиды ГКО. Расходы бюджета на обслуживание долга по ГКО фактически не были включены в расходы федерального бюджета. Министерство финансов сбалансировало весь оборот рынка ГКО, включая поступления от новых выпусков и суммы, выделенные для погашения старых выпусков. 

Закон Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1993 г.) определил разделение государственного долга на внешний и внутренний долг, в связи с чем валютные займы и возникающие в связи с этим обязательства относятся к внешним долговые и рублевые заимствования для внутреннего долга.

Примитивизм такого подхода соответствовал условиям первых лет реформы. Процесс реформирования и развития финансовых рынков с расширением валютных операций требовал поиска новых решений (как в аналитических, так и в практических целях для решения проблем классификации государственного долга). Проблема особенно осложняется тем, что в современных условиях по ряду позиций внешние и внутренние долги представляют собой довольно гармоничный симбиоз, в частности, связанный даже с техническими проблемами, когда мы практикуем балансировку отдельных показателей (особенно для обслуживания государственного долга). 

Структура государственного долга 

Для управления государственным долгом важна не только абсолютная величина, но и его структура. Эксперты условно делят долги на две части: рыночную и нерыночную. Нерыночная часть долга не поддается реструктуризации. Обычно это долги перед государствами и международными финансовыми институтами. 

В процессе управления государственным долгом органы государственной власти должны решить следующие основные задачи:

  • поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, предотвращение переполнения рынка долговыми обязательствами государства и резкие колебания их котировок, минимизация стоимости долга для государства,
  • обеспечение своевременного выполнения и обслуживания обязательств в полном объеме.

Эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных займов должны максимизировать решение задач, определенных финансовой политикой. Вопросы управления государственным долгом в настоящее время регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации. 

В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от иностранных правительств, часть объема долга состоит из обязательств перед странами-членами Парижского клуба кредиторов, в последние годы наметилась тенденция к снижению. Обязательства Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов включают задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии их правительств или застрахованных государственных страховых организаций. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого Россия является с сентября 1997 года, объединяет крупнейших кредиторов мира (количество членов варьируется). По состоянию на 1 ноября 2010 года задолженность перед странами-кредиторами членов Парижского клуба составляет 822,7 миллиона долларов. Неоднозначная позиция России в Парижском клубе заключается в том, что она выступает здесь как должник для одних стран и одновременно как кредитор для других. 

По состоянию на 1 ноября 2010 года объем задолженности бывшим странам-членам СЭВ составлял 1 132,9 млн. Долл. В дополнение к денежным расчетам и погашению государственного внешнего долга поставками товаров активно использовались концессионные механизмы для погашения внешнего долга. Российской Федерации в отношении бывших стран-членов СЭВ и расчетов с дисконтированной задолженностью.

Коммерческий долг является наиболее сложным для урегулирования. До недавнего времени в большинстве развитых стран мира были коммерческие долги десяткам тысяч фирм-экспортеров. Коммерческий долг бывшего СССР понимается как следующие инструменты: коммерческие кредиты (договоры с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные векселями, векселями и векселями с оплатой на месте), аккредитивы (отзывные и безотзывные), в том числе аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году необеспеченный коммерческий долг СССР составил более 6 миллиардов долларов. 

В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации коммерческая задолженность бывшего СССР включает в себя:

  • договоры рассрочки платежа;
  • краткосрочные или среднесрочные коммерческие кредиты, подкрепленные проектами и векселями;
  • векселя и векселя с оплатой на месте;
  • отзывные и безотзывные аккредитивы, в том числе аккредитивы с рассрочкой платежа;
  • коллекция;
  • иные коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.

Еврооблигации это ценные бумаги, выпущенные в валюте, отличной от национальной валюты эмитента, которые имеют среднесрочное или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, за исключением страны эмитента. По состоянию на 1 ноября 2006 года данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составил 30 456,5 млн. Долларов США. Как правило, еврооблигации представляют собой среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги. 

Внешний долг Российской Федерации по международным финансовым организациям включает государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

  • · Международный валютный фонд (МВФ);
  • · Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
  • · Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Структура текущего внутреннего долга Российской Федерации состоит из:

  • Государственные краткосрочные облигации с нулевым купоном (ГКО);
  • Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Государственные краткосрочные облигации с нулевым купоном (ГКО) были выпущены Министерством финансов с мая 1993 года по поручению правительства. Центральный банк России выступает гарантом функционирования ГКО, который обеспечивает размещение, сохранение и выкуп облигаций. Их покупателями могут быть не только юридические лица, но и физические лица. Выпуск ГКО осуществляется в виде отдельных выпусков на срок 3, б, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют только в виде записи на счетах. 

Государственный долг Проблемы управления государственным долгом в России

Облигации федерального займа (ОФЗ) представляют собой среднесрочные купонные облигации. ОФЗ с переменными купонами были выпущены 14 июня 1996 года в соответствии с Общими условиями выпуска и обращения федеральных кредитных займов, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 458 от 15 мая 1995 года. Министерство финансов России является эмитентом ОФЗ с переменным купоном выпускаются в виде отдельных выпусков, условия каждого выпуска утверждаются Министерством финансов РФ отдельно. Срок обращения ОФЗ был установлен от 1 до 5 лет. 

Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и был установлен в процентах от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально количеству дней с даты предыдущего платежа до даты продажи ОФЗ. 

В структуре государственного долга России при незначительном сокращении внешнего долга наблюдается увеличение внутренних и «новых» обязательств по внешнему долгу. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании деления долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единообразным, а управление финансовыми обязательствами государства смещается в единый центр. 

Эволюция рынка государственных ценных бумаг логически разделена на этапы, которые отражают его интенсивное развитие, возникновение ресурсных ограничений, открытие рынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса и, наконец, посткризисную историю магазин. На данный момент существует пять этапов развития российского рынка внутреннего долга. Этап 1 связан с переходом российских монетарных властей от прямого финансирования Центральным банком Российской Федерации дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций. Этап 2 связан с появлением ресурсных ограничений для дальнейшего развития внутреннего долгового рынка и его открытия для внешних инвесторов. Содержание этапа 3 определяется системным финансовым кризисом, а этап 4 характеризуется его постепенным преодолением. Наконец, этап 5 представляет текущее развитие рынка внутреннего долга. 

В последние годы на рынке государственных ценных бумаг произошли позитивные изменения: в сфере государственных ценных бумаг была проведена инновация, восстановлено доверие участников рынка, отрегулирована инфраструктура и регулирующее регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к внутреннему рынку заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объема размещаемых на нем финансовых инструментов. 

Способы управления государственным долгом

Управление государственным долгом это комплекс мер, предпринимаемых государством (правительством, центральным банком, министерством финансов и другими государственными органами) для погашения внешних и внутренних займов, организации выплаты доходов (процентов) по ним, изменения условий ранее выданные кредиты и новые долговые обязательства. 

Механизм регулирования государственного долга в рыночных условиях объединяет концепция «реструктуризации», то есть на основе соглашения прекращение долговых обязательств, составляющих государственный (муниципальный) долг, заменив их долговыми обязательствами, которые предусматривают другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает проблему задолженности, а только переносит ее на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения возлагается на следующие поколения, общая сумма платежей увеличивается еще больше за счет начисленных процентов. 

В ходе текущей реструктуризации долговых обязательств используется ограниченный набор методов:

  • рефинансирования;
  • преобразование;
  • погашение задолженности;
  • укрепление;
  • объединение;
  • аннулирование государственного долга;
  • секьюритизация;
  • использование облигаций Брейди.

Рефинансирование это погашение старого долга (и процентов по нему) путем выдачи нового займа, принятия новых обязательств.

Существует три способа рефинансирования государственного долга: 

  • замена обязательств (с согласия их владельцев) на истекшие сроки погашения на новые, эквивалентные по сумме погашаемым;
  • ранняя замена одних обязательств на другие с более длительным сроком погашения;
  • размещение (продажа) новых облигаций и, за счет выручки, выкуп облигаций с истекшим сроком погашения.

Другой способ выкуп долга. В тех случаях, когда государства-должники могут иметь значительные суммы финансовых резервов, заемщику может быть разрешено погасить свои собственные долги самостоятельно, что приведет к сокращению общей суммы государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному погашению долгов. Это связано с тем, что, во-первых, наихудшие заемщики, чьи долги торгуются с наибольшим дисконтом, выигрывают от этого, а, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов. Процентные ставки, выплачиваемые Россией за обслуживание внешнего государственного долга, составляют от 7 до 13%, что в 3-4 раза дороже, чем для развитых стран Европы. 

Благоприятная экономическая ситуация для покупки внешнего государственного долга сложилась в Российской Федерации в связи с ростом цен на углеводороды на международном рынке. Это позволило России сформировать Стабилизационный фонд, который на начало 2006 года достигает 1 трлн. Переговоры с членами Парижского клуба кредиторов, задолженность по которым на 1 января 2005 г. составляла 43,1 млрд. долл. США, или почти 40% от общего внешнего государственного долга, завершились соглашением о досрочном погашении Российской Федерацией долл. США. По оценкам Минфина РФ, только в 2005 году страна сэкономила 400 миллионов долларов США на процентах, а к 2020 году почти 6 миллиардов долларов. 

Секьюритизация долга это преобразование государственного долга в новые долговые инструменты, обращающиеся на рынке, включая кредитный капитал.

Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, есть две группы: 

  • иностранные облигации, выпущенные нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства;
  • Еврооблигации Среднесрочные и долгосрочные облигации в евровалютах, выпущенные на европейском рынке среди иностранных инвесторов.

К началу 1990-х гг. В международной практике разработана довольно эффективная система реструктуризации внешнего долга, предложенная для урегулирования долговых обязательств развивающихся стран министром финансов США Н. Брэйди «Планом Брэди». В то время рынки ценных бумаг развивающихся стран характеризовались очень низкой ликвидностью 25-40% от номинала. В результате переговоров между должниками и кредиторами в 1990-1994 гг. Всего было выпущено около 100 миллиардов долларов в облигациях Брейди. Это государственные облигации, выпущенные в обмен на государственный долг коммерческих банков.

В международной практике используются следующие типы облигаций Брейди: 

  • паритет (со сниженным процентом);
  • дисконт (с уменьшенной основной суммой долга);
  • ступенчатый (с более низкими начальными ставками);
  • конвертация долга (новые кредиты), новый долг;
  • интерес;
  • капитализируются.

Вышеуказанные методы управления государственным долгом в основном основаны на переговорном процессе. Они относятся к рыночным методам управления государственным долгом и широко используются развитыми странами и международными финансовыми институтами. Наряду с рыночной практикой мировая практика также использует внерыночные (административные) методы управления, основанные на одностороннем решении эмитента по долговым обязательствам. 

Административные методы включают в себя:

  • преобразование;
  • укрепление;
  • объединение;
  • отсроченное погашение;
  • списать;
  • списание долгов.

Конверсия это изменение доходности ссуд в интересах должника путем понижения процентной ставки с использованием другого метода погашения долга с целью уменьшения расходов заемщика на погашение и обслуживание государственного долга.

Наиболее распространенные типы: 

  • обмен на долговые обязательства третьих стран;
  • погашение задолженности при поставках товара;
  • погашение задолженности заемщиком на особых условиях;
  • обмен долга на имущество и т. д.

Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих обязательств и получению новых займов.

В качестве примера можно привести конвертацию займов, проведенную Российской Федерацией в 1999 году в рамках новации краткосрочных государственных облигаций и облигаций федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроком погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных до 17 августа 1998 года. Конвертация была обязательной, она включала перерасчет суммы долга на основе дисконтирования номинальной стоимости обмениваемых ценных бумаг и замены ранее выпущенных ценных бумаг новыми с постоянным и переменным купонным доходом со сроком погашения от трех до пяти лет и частичной выплатой денежных сумм. 

Консолидация это изменение срока действия уже размещенных кредитов в сторону увеличения или уменьшения. Целью пролонгации кредитов является облегчение погашения задолженности и увеличение сроков погашения выданных кредитов путем перевода текущих обязательств и краткосрочных кредитов в долгосрочные. Как правило, оно является обязательным и осуществляется путем добавления процентных купонов к облигациям старых займов, срок которых продлевается, или путем замены облигаций старых займов облигациями нового займа. Консолидация (как правило, пролонгация) часто сочетается с конверсией. 

Объединение займов это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Это может быть сделано с или без консолидации и преобразования. 

Отсрочка погашения займа заключается в том, что, как и в случае с консолидацией, срок погашения займа в одностороннем порядке откладывается и, кроме того, выплата дохода прекращается.

Аннулирование государственного долга является отказом государства от всех обязательств. Это нерыночная мера для решения долговой проблемы государства. В 1838 году в Соединенных Штатах восемь южных штатов отказались платить по муниципальным облигациям, объяснив это «неприязнью к иностранцам». После Октябрьской революции советское правительство отказалось платить по государственным долговым обязательствам как иностранным, так и отечественным держателям государственных ценных бумаг, поскольку это были долги царской России.  

Проблемы управления общественным долгом и способы их решения

Преодоление экономического кризиса путем финансовых вливаний со стороны государства, помимо позитивных аспектов, имеет свою темную сторону: рост государственного долга со всеми негативными социально-экономическими и политическими последствиями.

В последние годы Россия изо всех сил пыталась сократить долги, накопленные со времен СССР и предыдущего кризиса 1998 года, но экономические потрясения 2008 года вновь отбросили государство на несколько позиций в борьбе со своим долгом.

В течение нескольких десятилетий многие страны прибегали к расширению масштабов внутренних и внешних заимствований в надежде решить накопившиеся социальные проблемы и создать условия для экономического роста путем активизации инвестиционного процесса. Однако кредиты редко использовались для крупных инвестиций. Это проблема невозможность правильно управлять доступными ресурсами. 

Государство в рамках инвестиционной политики не оказывало серьезной финансовой поддержки наукоемкой составляющей государственного сектора в экономике и социальной сфере; В связи с этой низкой рентабельностью производственных предприятий происходит вывод временно свободных средств за рубеж, ослабление ресурсной базы банковского сектора в России. В этих условиях частные и государственные корпорации должны подавать заявки на внешние займы. Во многом именно это обстоятельство и определило текущее положение большинства компаний. В результате внешний корпоративный долг быстро растет. В 2008 году он достиг рекордного уровня в 413,3 миллиарда долларов. 

В настоящее время мы можем четко наблюдать превращение частного корпоративного долга в государственный долг. Спасая крупные, стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за свой счет, государство также получает «в подарок» все долги, которые имеют эти компании. 

Внутренний долг государства, который изначально оценивался как менее болезненный для экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок в его росте произошел осенью 2008 года, когда кризис достиг России. Только в октябре прошлого года внутренний государственный долг, выраженный в государственных ценных бумагах , увеличился почти на 8 миллиардов рублей и составил 1 триллион. 378,500 млрд руб. по состоянию на 1 февраля 2009 года эта сумма уже увеличилась до 1 трлн. 423,268 млрд руб. 

Общий объем государственного долга увеличился в январе-апреле 2009 года, по данным Минэкономразвития, на 1,5%, составив на 1 мая 2,732 трлн рублей против 2,692 трлн рублей на начало года. 

Конечно, рост государственного долга является неотъемлемой частью борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному спаду экономики страны. Активные действия правительства и правильная долговая политика позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которым рост государственного долга является относительно низкой ценой. 

Рост государственных внутренних заимствований и общего объема внутреннего государственного долга является реальностью бюджетного процесса, который ясно показывает крайне низкое качество бюджетного планирования и прогнозирования.

Достаточно отметить, что по сравнению с прогнозами бюджета на 2008 год были внесены изменения в бюджетный закон в январе-июне 2008 года, в результате чего доходы бюджета были увеличены с 6,67 трлн. руб. до 8,96 трлн. руб. Дополнительный доход составляет 2,29 трлн. рублей. Расходы бюджета выросли аналогичным образом (в меньшей степени). Это «точность» нашего бюджетирования. При таком уровне бюджетного планирования и прогнозирования бюджетная политика вызывает сомнения. 

Проблема учета государственного долга требует решения. Это особенно верно в отношении так называемого "непредвиденного долга". Речь идет об обязательствах Российской Федерации по предоставленным им государственным гарантиям, которые в соответствии с Бюджетным кодексом включены в понятие «государственный долг Российской Федерации». 

Еще одной проблемой при учете долговых обязательств является должное внимание ко всей совокупности долговых обязательств. Например, Министерство финансов Российской Федерации, в нарушение установленного порядка бюджетного учета, переоценивает задолженность Российской Федерации по долговым обязательствам. Он делает это не ежемесячно, как это должно быть, но гораздо реже только один раз в год при проведении инвентаризации по состоянию на 31 декабря отчетного года. Такая переоценка искажает реальную ситуацию.

В управлении государственным долгом и внешними активами важно ужесточить их нормативное регулирование. В бюджетном кодексе Российской Федерации были разработаны определенные лимиты и ограничения, так или иначе связанные с государственным долгом. Но при всей значимости таких ограничений сравнение фактически достигнутых объемов и их нормативных значений не проводится. То есть ограничения носят подражательный характер, что не способствует улучшению управления государственным долгом. 

Еще одной важной проблемой является отсутствие законодательно закрепленных норм определения объема государственного внешнего долга в соответствии с международной практикой его учета и статистического отражения. Это существенно ограничивает возможности его оперативного управления. 

Федеральным органам власти необходимо обеспечить полный учет и достоверность информации о долговых обязательствах. Только в этих условиях может существовать более четкая система управления государственным долгом. 

В качестве практических рекомендаций по оптимизации российской системы управления государственным внешним долгом можно предложить следующие:

  1. Передать функцию оперативного управления государственным долгом от Минфина России независимой государственной структуре, аналогичной «автономным органам» ряда европейских стран. В прессе появились сообщения о том, что готовятся документы о создании коммерческого банка и агентства по обслуживанию внешнего долга на базе ВЭБа. После реализации этих проектов правительство, по-видимому, будет иметь структуру, которая сможет функционировать на рынке как автономная единица, что позволит решить проблему погашения задолженности, не затрагивая двусторонний государственный уровень. 
  2. Совершенствовать систему обслуживания государственного долга путем его коммерциализации. Для этого может быть использовано вышеупомянутое агентство по управлению долгом, зарплата которого будет зависеть от результатов их деятельности. Кроме того, некоторая часть долгового портфеля правительства может быть временно передана под надзор нескольким независимым менеджерам под надзором, что позволяет министерству финансов сравнивать свою практику и результаты со своими сотрудниками. 
  3. Ввести единую систему централизованного учета дебиторской и кредиторской задолженности государства. Вышеизложенное подразумевает, во-первых, активизацию деятельности по возврату займов, ранее предоставленных СССР развивающимся странам и Российской Федерации в страны СНГ. В 2001 году Правительство Российской Федерации обеспечило возврат этого долга в размере лишь чуть более 1,5% от общей суммы непогашенной задолженности. Необходимо увеличить доход от этих предметов. Кроме того, урегулирование задолженности СНГ перед Россией служит инструментом для признания правопреемства России в активах СССР. 
  4. Улучшить состояние источников обслуживания внешнего долга. В бюджетной сфере целесообразно установить ограничения на размер дефицита федерального бюджета. Практика формирования избыточного бюджета демонстрирует твердое намерение правительства погасить долги. Необходимо искать дополнительные источники доходов бюджета, в частности, следует обратить внимание на доходы от приватизации, которые часто используются для сокращения задолженности. Обратите внимание, что во время приватизации существует возможность выпуска государственных конвертируемых облигаций. Они размещаются на международных финансовых рынках для конвертируемых государственных облигаций, которые по требованию инвестора могут быть обменены на акции приватизированного предприятия. Эта привлекательная возможность позволяет правительству размещать выпуск конвертируемых облигаций, приуроченных к приватизации, на относительно выгодных условиях. Это предложение, по мнению автора, будет полезно в начале третьего этапа массовой приватизации. 

Другие возможности увеличения внутренних источников также актуальны. Например, можно выдать мобилизационный внутренний валютный кредит в суммах, необходимых для последовательного покрытия платежей по внешнему долгу (или их части). Таким образом, характер долга изменится при переходе от внешней формы к внутренней, которая будет определять распределение доходов в пользу российского населения, а не иностранцев. Но для этого нужна система твердых кредитных гарантий. 

Рассмотрим подробно политику заимствования субъектов Федерации. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и другие также являются заемщиками на международных рынках капитала, что предполагает согласование всех заимствований субъектов Российской Федерации с федеральной государственной программой заимствований. 

Разработка альтернативных вариантов политики управления внешними обязательствами в случае резкого ухудшения ситуации на мировых товарных и финансовых рынках.

Совершенствовать российское законодательство с точки зрения расширения и уточнения актов о государственных внешних заимствованиях, а также с целью создания надежного национального рынка финансовых деривативов. В условиях продолжающегося оттока капитала из страны необходимо ужесточить правила валютного законодательства. 

Организовать подготовку квалифицированных специалистов в области управления внешним долгом. Это требует введения соответствующих дисциплин в вузах страны, а также создания специализированных исследовательских институтов. 

По мнению экономистов, реализация предложенных выше мер поможет облегчить проблему платежей по внешнему долгу и повысит эффективность управления государственным внешним долгом в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Заключение

Финансовые отношения, касающиеся формирования, поддержания и погашения государственного внешнего долга, оказывают существенное влияние на состояние государственных финансов, денежное обращение, инвестиционный климат, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Это объясняет существенную и многогранную роль государственного внешнего долга в развитии страны. 

В последнее десятилетие Россия оказалась в порочном круге экономических противоречий: превышение расходов над доходами федерального бюджета привело к дефициту бюджета, который покрывается государственными заимствованиями, в том числе внешними, что привело к увеличению стоимости обслуживания. 

Таким образом, в настоящее время Российская Федерация не может полностью выполнить свои обязательства по обслуживанию государственного долга без его реструктуризации. В последние годы наблюдается рост внешнего долга России. Достигнутые договоренности о реструктуризации долга не снижают его стоимость, и в ближайшее время, после окончания льготного периода, долговая нагрузка увеличится. Вновь привлеченные иностранные кредиты фактически используются для обслуживания существующего долга. В то же время общая сумма долга увеличивается. 

Существует необходимость в реальном определении максимального уровня внутренних и внешних заимствований. При отсутствии экономического роста для обслуживания государственного долга следует выделять минимальную сумму бюджетных средств, не более того, что расходуется на оборону страны и национальную экономику. В России при уменьшении объемов производства около 4% расходуется на обслуживание государственного долга, около 3% на оборону страны и 2% ВВП на национальную экономику. 

Поскольку экономическая ситуация в России очень сложная, из-за сокращения производства кредиты не могут быть потрачены на потребление и обслуживание государственного долга, необходимо инвестировать их в экономику. Однако отказ кредиторов грозит изоляцией и стагнацией, поскольку собственных средств недостаточно для финансовых вливаний в производство. Поэтому должна быть реализована комплексная стратегия как в направлении переговоров по реструктуризации и конвертации государственного долга, которые в настоящее время предпринимаются правительством, так и в создании благоприятных условий для инвестиций в реальный сектор экономики, а не в строительство "финансовых пирамид". 

Инвестиционная политика увеличит национальный доход. Только при ежегодном росте ВВП будет возможно обслуживать и погашать государственный долг без особого ущерба для экономики. 

В заключение следует отметить, что дело не столько в относительной серьезности государственного долга, хотя это, несомненно, важно, как в степени экономического развития, абсолютном размере ВВП и уровне благосостояния граждан.