Государственный долг: опыт развитых стран, проблемы для России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 25.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться правильно писать курсовой проект:

 

Как правильно написать курсовой проект


Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Свобода и субъективность потребительского выбора. Основные факторы, влияющие на потребительский выбор
Эластичность спроса на экономическое благо
Задачи и роль органов внутренних дел по борьбе с теневыми экономическими процессами в России
Роль предельных издержек в формировании стратегии фирмы


Введение:

Конечно, государственный долг играет важную и многогранную роль в макроэкономической системе каждой страны. Это связано с тем, что взаимосвязь между образованием, обслуживанием и погашением государственного долга оказывает существенное влияние на состояние государственных финансов, денежное обращение, инвестиционную среду, структуру потребления и развитие международного сотрудничества между государствами.

Наличие государственного долга характерно для большинства развитых и развивающихся стран и является нормальной мировой практикой. Большинство стран мира претерпевают экономические преобразования и используют внешние и внутренние займы. Однако проблема государственного финансирования давно недооценивается. Об этом даже свидетельствует тот факт, что необходимость в преднамеренном управлении государственным долгом до середины 1990-х годов была противоречивой. Это было подтверждено фактами к концу восьмидесятых годов.

Многие страны сталкиваются с проблемами накопления долга, и до недавнего времени во многих отсутствовали государственные органы, отвечающие за реализацию политики управления долгом.

Однако в последние годы угроза долговых кризисов возникла как в развивающихся странах, так и в развивающихся странах, и отношение к проблеме государственного долга резко изменилось. В настоящее время проблема управления государственным долгом является одной из ключевых проблем, активно участвующих в государственном регулировании рыночной экономики, и экономический рост страны зависит, в частности, от эффективности ее решений. вы. Управление государственным долгом является важнейшим направлением государственной бюджетной политики. Вот почему эта проблема сейчас так актуальна.

Теоретические аспекты исследования государственного долга

Природа и причина государственного долга, его классификация и тип

Термин государственный долг имеет несколько определений. Наиболее распространенным является определение государственного долга в результате государственных заимствований, применяемое для компенсации дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицита предыдущего года с учетом вычета профицита бюджета.

Государственный долг также характеризуется как сумма государственного долга по выданным и невыплаченным государственным займам, включая начисленные проценты.

Кроме того, законы большинства стран определяют определения, используемые в этой стране. Таким образом, статья 97 Закона о бюджете Российской Федерации дает юридическое определение понятию государственного долга. Согласно Кодексу, в государственный долг Российской Федерации входят физические и юридические лица Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, муниципалитеты, иностранные и международные финансовые институты, иное международное право, Заимствование Российской Федерации, включая долги Российской Федерации и долги, предоставленные Российской Федерацией под государственную гарантию Возникший долг.

Так в чем же причина государственного долга? Государства, проводящие налогово-бюджетную политику, пытаются сбалансировать государственные расходы с доходами. Однако часто возникают ситуации, когда доходы и расходы бюджета не являются количественно равными из-за различных факторов (экономика, общество, политика и т.д.). Государственные бюджеты несбалансированы. Когда доходы бюджета превышают расходы, возникает профицит бюджета. Бюджетный профицит считается наиболее оптимальным и идеальным исполнением государственного бюджета. Однако на самом деле практически во всех странах мира государственные расходы намного превышают большие доходы. В результате дефицит бюджета быстро увеличивается.

Есть много причин отсутствия бюджета: к ним относятся сокращение общественного производства, массовые выпуски пустых денег, необоснованно возросшие расходы на финансирование оборонной промышленности, важные социальные программы, снижение налогов, которые стимулируют экономику, и общие неэффективные налоги.

Необычные обстоятельства, такие как политика, массовые продажи «теневого» капитала, огромные непроизводительные затраты, коррупция в государственном секторе, войны, революции, другие социальные конфликты, стихийные бедствия, катастрофы. Инфляция, кризис, безработица и т.д., так называемые негативные экономические категории, которые являются неотъемлемыми элементами экономической системы.

Есть несколько способов восполнить дефицит бюджета - это государственные займы, повышение налогообложения и выдача дополнительных денег. Последствия этой проблемы хорошо известны. Неконтролируемая инфляция будет прогрессировать, ослабляя ранние инвестиционные стимулы и сокращая сбережения населения, что приведет к экономической депрессии и ухудшению финансовой системы. Государственное финансирование менее опасно, чем выбросы, но негативно влияет на экономику страны. Как правило, проценты по текущим расходам бюджета не могут быть полностью оплачены, а государственные займы не могут быть погашены вовремя. Правительства, которые постоянно нуждаются в финансировании, полагаются на новые займы, которых раньше никогда не было. Покрывая старые долги, они все больше делают новые вещи.

Государственный долг: опыт развитых стран, проблемы для России

Есть много разных признаков, которые классифицируют государственный долг.

По одной из основных категорий государственного долга его можно разделить на срочно привлеченные средства. Во многих странах, включая Россию, государственный долг делится на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный, но нет единого условия для классификации. Таким образом, в России краткосрочный период составляет до одного года, средний период составляет от одного до пяти лет, а долгосрочный - от пяти до тридцати лет. В США краткосрочный государственный долг - 1 год или менее, среднесрочный - от 2 до 10 лет, долгосрочный - 10 или более лет. В Великобритании краткосрочный период составляет менее 7 лет, в среднем 7-15 лет, а долгосрочный - более 15 лет.

Самым сложным является краткосрочный долг. Они должны немедленно оплатить основную сумму с высокой процентной ставкой. Такая задолженность может быть продлена за счет уплаты процентов по процентам. Государственные органы пытаются консолидировать краткосрочные и среднесрочные долговые обязательства. Превратите его в долгосрочную задолженность, отложите основные платежи на долгое время и ограничьте его ежегодными выплатами процентов. Во многих странах существует специальное управление государственного долга при Министерстве финансов, которое погашает и консолидирует старый долг и привлекает новые заемные средства.

Кроме того, государственный долг делится на валовые и чистые суммы. Общая задолженность - это задолженность сама по себе. Чистый государственный долг - это разница между общим долгом и государственными активами. Чистый долг правительств отдельных стран не так высок, как валовой. В некоторых странах этот показатель отрицательный. В большинстве стран, включая Соединенные Штаты и Россию, государства управляют долгом как общим долгом.

В качестве средства распределения государственные займы можно разделить на рыночные и нерыночные. Рыночные кредиты оформляются на ценные бумаги, которые свободно распространяются после их первого размещения на рынке. В развитых странах такие кредиты составляют до 70% общего государственного долга. Нерыночные государственные займы выдаются на долевые инструменты, которые не имеют вторичного фондового рынка. Их покупают инвесторы у правительства и только он может продать. Такие ценные бумаги не обращаются на бирже.

В зависимости от уровня эмитентов в трехуровневой финансовой системе России государственное финансирование может быть разделено на федеральное, региональное и местное.

Государственный долг можно разделить на капитал и ликвидность, в зависимости от погашения долга и частоты погашения. Долг государственного капитала - сумма непогашенной задолженности государства и остатка задолженности. Включает начисленные проценты по этим долгам. Текущий долг включает в себя погашенный государственный долг.

В зависимости от того, как выплачивается ваш доход, государственные займы можно разделить на следующие типы:

  • Процентный кредит. Доход от этого вида кредита устанавливается как фиксированный процент от номинальной стоимости. Этот вид кредита является доминирующим, и большинство государственных облигаций имеют процентные ценные бумаги;
  • Дисконтный кредит. Инвесторы получают долг, покупая долг с дисконтом по этому виду кредита и выплачивая его по номиналу в конце периода, в котором был заемщик;
  • Получение кредита. Доход по этому виду кредита выплачивается на основании ничьей. Это не самое привлекательное для инвесторов, поскольку оно не обеспечивает гарантированный доход в определенный момент времени;
  • Индексный кредит. Доход от этого вида кредита выплачивается путем индексации номинальной стоимости ценной бумаги, которую изначально приобрел инвестор.

Однако наиболее распространенная классификация государственного долга основана на валюте долга и заемщика. Исходя из этого, вы можете различить внешний и внутренний долг.

Международная практика в настоящее время имеет два разных определения внешнего долга. В первом случае основным признаком внешнего долга является сумма валютного долга. Этот подход, в принципе, применяется в странах с частично обмениваемой валютой. Во втором случае внешний долг рассматривается как общая задолженность перед нерезидентом (утверждается, в иностранной или национальной валюте). Таким образом, Закон о бюджете Российской Федерации определяет понятие внешнего долга Российской Федерации как долга Российской Федерации в иностранной валюте.

В принципе основными кредиторами внешнего долга являются:

  • Другие штаты;
  • Международные финансовые институты (например, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и т.д.);
  • Собственные средства-нерезиденты.

Практически каждая страна в мире проводит экономические реформы и полагается на внешние источники финансирования. Рациональное использование иностранных займов, займов и помощи способствует ускорению экономического развития и решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие общенациональной политики по сбору и использованию внешних средств привело к формированию внешнего долга, что является серьезным препятствием для экономических изменений. Чтобы покрыть долг, государство должно предоставлять ценные товары и предоставлять определенные услуги для выплаты процентов по долгу и самому долгу. Внешний долг (особенно большой) также является важным аспектом национальной экономической безопасности любой страны, поскольку он серьезно ограничивает суверенитет стран-должников.

Внутренний долг - это государственный долг перед населением (резидентом). Однако понятие внутреннего долга также можно определить как сумму долгов в национальной валюте. Наш бюджетный кодекс определяет внутренний долг Российской Федерации следующим образом.

Преимущество внутренних заимствований состоит в том, что деньги не расходуются на рынке, а деньги расходуются на покрытие дефицита бюджета. Такое заимствование не способствует утечке товаров и услуг при погашении внутреннего долга, но приводит к внутреннему перераспределению доходов. Вот почему рост внутреннего долга считается менее опасным для национальной экономики, чем рост внешнего долга.

Таким образом, внешние и внутренние заимствования страны, с другой стороны, могут:

  • Начать рост производства;
  • Разработка новых технологий;
  • Уровень социальных проблем во время национального кризиса.

С другой стороны, они могут постепенно привести государство в так называемую «долговую петлю» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для улучшения экономики и ее эффективного развития необходимо создать оптимальную систему управления государственным долгом.

В мировой практике специальные показатели используются для относительных характеристик стоимости государственного долга - относительных параметров внешнего долга.

Одним из таких показателей является отношение общего внешнего долга к ВВП (до 48% - низкий уровень внешнего долга; 48-80% - средний; более 80% - высокий). Индикатор также используется для отображения отношения общего внешнего долга к экспорту товаров и услуг (до 132% - низкий внешний долг; 132-220% - средний; более 220% - высокий).

Другой широко используемый показатель долгового бремени - уровень обслуживания долга. Он определяется как периодические платежи для погашения долгосрочных и краткосрочных займов, а также отношение процентов к выручке в иностранной валюте по всем займам и выручке в иностранной валюте (экспорт товаров и услуг). Это свойство, как и большинство других показателей, остается неизменным. В начале 60-х гг. Считалось, что этот показатель имеет уровень безопасности 7%, но позднее, в конце 60-х годов. Этот показатель был повышен до 10%, а 30% в настоящее время считается умеренным.

Стоит также отметить основные формы задолженности Российской Федерации, определенные в статье 98 БК РФ.

К ним относятся:

  • Кредитные соглашения и договоры, заключенные с кредитными организациями, иностранными и международными финансовыми организациями от имени Российской Федерации в качестве заемщиков;
  • Государственные займы, выданные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • Соглашения и соглашения о бюджетном финансировании из других уровней бюджета Российской Федерации и бюджетном финансировании Российской Федерацией;
  • Соглашение о предоставлении Российской Федерацией государственной гарантии;
  • Включая договоры и контракты. Подписано от имени международной и российской федераций о продлении и реструктуризации задолженности Российской Федерации в предыдущем году.

Управление государственным долгом. Методы погашения и последствия накопления государственного долга

Поскольку государственный долг оказывает значительное влияние на социально-экономическую и политическую жизнь страны, его существование автоматически подразумевает необходимость выполнения государством своих административных функций.

Термин управление государственным долгом имеет несколько определений, ни одно из которых не является единым общепринятым.

В широком смысле управление государственным долгом понимается как одна из форм государственной экономической политики, связанная с его деятельностью в качестве заемщика. Управление государственным долгом в широком смысле является привилегией законодательных органов (иногда правительств) и заключается в формировании политики в отношении государственного долга (внутреннего и внешнего). Установить границы государственного долга (включая определение размера бюджетного дефицита и, следовательно, суммы кредитов, привлеченных для финансирования), определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели. Установить целесообразность и адекватность финансирования, в том числе через государственные программы государственного долга.

В узком смысле, управление государственным долгом относится к ряду действий, связанных с выпуском и размещением государственного долга, погашением государственного долга, погашением, рефинансированием и регулированием рынка государственных ценных бумаг. Управление долгом в узком смысле в основном осуществляется органами казначейства.

Государственный долг может быть как финансовым инструментом, так и объектом управления. Государственный долг как финансовый инструмент предоставляет законодательным и административным органам возможность влиять на валютный цикл, финансовые рынки, уровни инвестиций, производства, занятости, сбережений и многие другие экономические процессы. В то же время государственный долг выступает в качестве руководящего органа, когда власти устанавливают все практические аспекты, необходимые для их функционирования. Таким образом, органы власти определяют отношения между различными видами долговой деятельности, регулируют структуру государственного долга по срокам погашения и доходности, выпускают и выпускают государственные займы, обеспечивают государственные займы и гарантируют Установить порядок предоставления грантов и выплат, а также выполнения финансовых обязательств по ним.

В процессе управления государственным долгом можно выделить как минимум пять этапов, каждый из которых решает конкретную административную задачу.

На первом этапе определяются лимиты внутреннего и внешнего долга государства, лимиты внутреннего и внешнего заимствования и национальные гарантии. Эти кредитные и гарантийные программы сформированы.

На втором этапе формируется программа выпуска государственных ценных бумаг, которая определяет условия будущего заимствования (данные сроки погашения дохода, уровни доходности, порядок оплаты и способствуют повышению привлекательности заимствования для инвесторов.

На третьем этапе размещаются государственные ценные бумаги, а рынки государственного долга регулируются на вторичном рынке государственного долга. Это позволяет вам регулировать эффективность ваших заимствований и размер вашего текущего государственного долга.

На четвертом этапе предпринимаются необходимые шаги в случае плохой или кризисной задолженности, то есть, если государство не в состоянии или не может погасить долг. В этом случае мы ведем переговоры с инвестором о продлении срока долга и долга, частичном списании долга, снижении процентной ставки по погашению долга и секьюритизации.

Пятый этап - выполнение первоначального или скорректированного графика платежей для обработки или погашения долгов внутри и за пределами штата.

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Внутренний государственный долг был погашен Центральным банком Российской Федерации и внешне Внешэкономбанком. Эти банки работают по специальным контрактам с Министерством финансов Российской Федерации. Максимальный объем государственного внутреннего и внешнего долга определяется законодательством федерального бюджета на следующий год. В соответствии со статьей 106 Закона о бюджете Российской Федерации максимальная сумма внешнего долга государства не должна превышать сумму погашения внешнего долга государства и ежегодные платежи по погашению.

Российская Федерация несет ответственность за долги своих субъектов и муниципалитетов только в том случае, если она гарантирована федеральным правительством. После этого валовая национальная гарантия в рублях включается во внутренний государственный долг, а общая национальная гарантия в иностранных валютах включается во внешний государственный долг.

Вся информация о внутренних и внешних заимствованиях государства вносится в Государственную долговую книгу Российской Федерации. Управляется Министерством финансов Российской Федерации.

Назначить стратегическое и оперативное управление государственным долгом.

Стратегическое управление - это принятие законов и решений, касающихся перспективных вопросов развития государственного долга. Таким образом, Стратегическая структура управления устанавливает политику в отношении государственного долга, устанавливает ключевые показатели и лимиты для государственного долга и определяет основные направления использования привлеченных ресурсов. Стратегическая проблема развития государственного долга лежит на полномочиях Бундестага, президента и правительства Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Управление государственным долгом осуществляется Правительством и Министерством финансов Российской Федерации, а также Центральным банком России, Внешэкономбанком и Сбербанком от имени Министерства финансов Российской Федерации. Оперативное управление - это определение выдачи индивидуальных займов, организация рынков государственных ценных бумаг, реализация государственных гарантий, осуществление административных мер, выплата доходов и погашение задолженности и другие виды деятельности.

Идеальным способом погашения и погашения государственного долга является своевременное погашение долга и его процентов. Однако национальные намерения не всегда совпадают с реальными возможностями. Непредвиденные обстоятельства в стране, сложные экономические, социальные и политические условия не позволяют государству своевременно выплачивать проценты или основную сумму. Серьезное нарушение графика платежей является явным признаком кризиса государственного долга. Как правило, правительства-должники принимают все возможные меры, чтобы ограничить доступ к иностранным финансовым ресурсам и избежать попадания в положение отчаявшегося должника.

Есть несколько способов преодоления долгового бремени и погашения государственного долга:

  • Традиционным способом является погашение долгов за счет золотовалютных резервов;
  • Консолидация внешнего долга, т.е. объединение нескольких займов с изменениями процентных ставок в один долгосрочный период. Интеграция возможна только с согласия кредиторов. Для координации своих действий кредиторы создают специальную организацию, клуб, где они разрабатывают совместную политику для стран, которые не могут выполнять свои международные финансовые обязательства. Наиболее известными ассоциациями являются правительства-кредиторы (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония) и Лондонский клуб, который организует коммерческие кредитные банки;
  • Конвертация внешнего долга, то есть долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемые в некоторых странах. За долги иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, ценные бумаги, долевое участие и права страны-должника;
  • Рефинансирование государственного долга, то есть погашение старого государственного долга путем выдачи новых займов;
  • Обращение трудных должников к международным банкам и организациям (таким как МВФ). Такие банки, в принципе, предлагают льготные кредиты для преодоления кризисных ситуаций, но предъявляют жесткие требования;
  • Реструктуризация государственного долга. Существует погашение долга, и, заменяя долг другим, оно обеспечивает погашение долга и другие условия погашения. Другими словами, реструктуризация задолженности - это пересмотр условий обслуживания;
  • Консолидация кредитов - это объединение нескольких кредитов в один при обмене ранее выпущенных кредитных облигаций на новые кредитные облигации. Интеграция обычно выполняется с интеграцией, но может выполняться независимо;
  • Аннулирование государственного долга - следовательно, государство полностью отказывается от своих обязательств по выданным кредитам.

Традиционно считалось, что увеличение дефицита и накопление государственного долга имеют реальные негативные последствия, наиболее важными из которых являются:

  1. Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку большая часть государственного долга сосредоточена в самых богатых слоях населения. Погашение внутреннего долга страны приводит к тому, что деньги из карманов беднейшего слоя населения уходят в богаче. Человек, которому принадлежит связь, становится богаче;
  2. Повышение налоговых ставок (как средство погашения или сокращения внутреннего долга государства) подрывает эффективность экономических стимулов для развития производства и снижает интерес к инвестированию в новые рискованные программы;
  3. Наличие внешнего долга включает в себя передачу части продукции, произведенной внутри страны, в случае погашения задолженности;
  4. Увеличение внешнего долга приведет к снижению международного авторитета страны. Нации будет сложно получать иностранные кредиты. Во многих случаях условия предоставления нового кредита не соответствуют интересам страны-должника;
  5. Если правительство предоставляет ссуды на рынках капитала для рефинансирования долга или выплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно ведет к росту процентных ставок на капитал. Более высокие процентные ставки сопровождаются более низкими капитализированными затратами и меньшими частными инвестициями в планирование;
  6. Бремя задолженности переходит на будущие поколения. Если рост государственного долга не сопровождается экономическим ростом, необходимость его погашения сократит потребление будущих налогоплательщиков;
  7. Существует ранняя угроза инфляции;
  8. С ростом государственного долга неопределенность населения будущей страны будет возрастать;
  9. Возможны угрозы долгового и валютного кризисов.

Таким образом, в последние годы проблема государственного долга стала глобальной. Всего более 160 стран являются должниками. Продолжение дефицита бюджета и накопление государственного долга привели к состоянию экономического спада и кризиса. Но при правильном подходе к возможности привлечения заемных средств вы не только улучшите внутреннюю экономическую ситуацию и решите серьезные социальные проблемы, но в принципе у вас также будут кредиты, которые очень помогли бы вашей стране.

Анализ государственного долга и его показателей в некоторых странах

Характеристика государственного долга США

На протяжении более столетия Соединенные Штаты играли значительную роль в политической и экономической сферах мира. До недавнего времени Соединенные Штаты были первой в мире экономикой (по результатам 2014 года ВВП Китая по паритету покупательной способности предшествовал газете США). Экономика США является одной из самых передовых национальных экономик в мире и лидирует во многих секторах мировой экономики. Это лидерство основано на размерах экономики и уровне национального развития, сильном научно-техническом потенциале, зрелости и динамичности развития рыночных институтов и механизмов, эффективности национального регулирования экономики.

У Соединенных Штатов самая большая доля мирового ВВП. По данным МВФ, в 2014 году ВВП США по номиналу достиг 14,42 трлн. Доллар США: ВВП США по паритету покупательной способности в 2014 году достиг 17,46 трлн. В 2014 году ВВП США на душу населения в ППС достиг 54 597 долларов США (по этому показателю Соединенные Штаты входят в десятку крупнейших стран). За последние пять лет ВВП США вырос в среднем на 2% (2013 год: 2,2%, 2014 год: 2,4%). Кроме того, Соединенные Штаты давно являются одним из лидеров в мировом импорте и экспорте товаров и услуг, на которые приходится около 13% мирового экспорта и около 18% мирового импорта.

Но, несмотря на весь экономический потенциал и уровень экономического развития, Соединенные Штаты продолжают оставаться крупнейшим должником в современном мире.

По сути, внешний долг страны увеличивается из-за нехватки бюджета (правительство тратит больше денег, чем собирает с помощью налогов). Таким образом, дефицит бюджета США был зарегистрирован с конца 1960-х годов в 20-м веке. Вторым фактором роста внешнего долга (с 1970 по 1998 год, когда профицит бюджета США был зарегистрирован только четыре раза с 1970 года) был долгосрочный отрицательный торговый баланс США (импорт значительно превышен).

Соотношение государственного долга США к ВВП достигло пика в 1946 году. Это результат больших военных расходов во время Второй мировой войны. С тех пор показатель достиг 121,2% ВВП. Однако динамика экономического роста по сравнению с ростом государственного долга (с середины 1940-х до начала 1980-х годов) снизила этот показатель до 33-36%. Однако государственный долг начал расти намного быстрее, чем экономика с 1980-х годов. Разрыв между динамикой роста ВВП и ростом государственного долга увеличился в 2000-х годах. Отношение государственного долга к ВВП также увеличивается. В 2011 году этот показатель впервые превысил 100%.

В настоящее время государственный долг США составляет 18,15 трлн. 1 долл. США, включая государственный долг в размере 56,6 тыс. Долл.

США на каждого гражданина, 154 тыс. Долл. США на каждого налогоплательщика. Со времени инаугурации президента Барака Обамы государственный долг увеличился на 71 процент, или более чем на 7,5 трлн. Доллар США.

Так, в марте 2015 года государственный долг США превысил 18 трлн. Это означает, что лимиты государственного долга США снова заработали. Вопрос о потолке государственного долга США остается нерешенным в течение многих лет. Максимальный уровень государственного долга является уникальной мерой управления экономикой, которая существует в Соединенных Штатах с 1917 года и была разработана для ограничения государственных расходов. Решение об увеличении государственного долга принимается вне обсуждения бюджета. Из-за растущих издержек всегда необходимо повышать верхний предел государственного долга. Но в последнее время эти решения не были легкими. Республиканцы видят в этом последнюю возможность оказать давление на правительство и сократить бюджетные расходы.

В 2011 году государственный долг США впервые превысил 100% ВВП. Давние дебаты о повышении потолка государственного долга привели к тому, что впервые с 1917 года международное учреждение Standard and Poor's понизило кредитный рейтинг страны (до одного уровня, AA +). В 2012 году проблема государственного долга перекликалась с обсуждением так называемого фискального обрыва - одновременного сокращения расходов государственного бюджета и отмены налогов. В результате Казначейству пришлось принять «чрезвычайные меры», освободив около 200 миллиардов долларов на текущие нужды и избежав дефолтов. Было нелегко одобрить увеличение ограничений в 2013 году, что привело к тому, что работа всех федеральных чиновников была приостановлена ​​более чем на две недели из-за затяжного конфликта между республиканцами и демократами.

На этот раз дебаты о повышении порога допустимой задолженности могут быть еще более интенсивными. Так что же произойдет, если лимиты государственного заимствования будут снова подняты или приостановлены? Будут ли США по умолчанию?

Эксперты не верят, что существует угроза по умолчанию. Действительно, вряд ли Соединенные Штаты выполнят свои обязательства перед кредиторами. Во-первых, дефолт по государственным облигациям возможен только в том случае, если проценты не выплачиваются. Это происходит главным образом потому, что рефинансирование долга осуществляется путем выпуска новых облигаций на ту же сумму. В принципе, Казначейство США выпускает казначейские облигации таким образом каждый четверг. Эти операции не увеличивают государственный долг и могут продолжаться на регулярной основе, независимо от лимитов заимствования. Во-вторых, Соединенные Штаты в самых крайних случаях могут полагаться на так называемые приоритеты. Отсрочка или приостановка выплаты внутреннего долга для своевременной выплаты внешним кредиторам. РКроме того, Соединенные Штаты долгие годы живут в долг, и многие центральные банки покупают правительство. Власти США всегда отлично выполняли все финансовые обязательства. Это позволяет мировой финансовой индустрии считать казначейские облигации США наиболее надежными. В одном из отчетов рейтинговое агентство Moody's отметило, что «периодические трудности с повышением лимита государственного долга являются негативной чертой системы финансового управления США. Но даже с учетом этой особенности способность правительства своевременно выплачивать проценты по долгам остается твердой.

Поэтому Соединенные Штаты являются крупнейшим должником в современном мире. Однако абсолютный размер государственного долга сам по себе еще не указывает на погашение этого долга и серьезность его погашения. Поэтому в настоящее время риск краткосрочной экономической катастрофы минимален. Потенциальные угрозы в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В настоящее время наиболее важными целями в Соединенных Штатах являются предотвращение чрезмерной бюджетной консолидации в краткосрочной перспективе, быстрое повышение долговых ограничений и обеспечение надежного среднесрочного бюджетного периода. Согласуйте план консолидации.

Характеристика государственного долга в странах ЕС

К 2014 году Европейский Союз, в который входят 28 государств с населением более 566 миллионов человек, является крупнейшей в мире ассоциацией экономической и политической интеграции и занимает одно из лидеров современной мировой экономики.

Экономика еврозоны является крупнейшей экономикой в ​​мире. По данным МВФ, ВВП ЕС по паритету покупательной способности составил 17,73 триллиона долларов в 2012 году, 18,101 триллиона долларов в 2013 году и 18,526 миллиарда долларов в 2014 году. В 2012 году профсоюз достиг 1667,3 млрд. Долларов, а в 2013 году - 1737,2 млрд., При этом номинальный ВВП ЕС на душу населения оценивается в 32125 долларов.

Материальная база ЕС состоит из промышленно развитых стран. Германия, Италия, Франция, Испания и Великобритания составляют около 80% от общего объема ВВП стран ЕС. В то же время, учитывая темпы экономического роста (мировой ВВП) Китая, Индии, некоторых других развивающихся стран и долю России (с благоприятными вариантами развития), доля ЕС в долгосрочной перспективе будет снижаться вы. Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 году, негативно сказался на положении отдельных государств в ЕС и мировой экономике.

1 ноября 2013 года исполняется 20 лет со дня вступления в силу Договора о Европейском союзе (или неофициально, Маастрихтского договора). Европа не только праздновала свой юбилей в период рецессии, но и отмечала, что многие европейские страны не соответствуют основным маастрихтским стандартам. Согласно этому стандарту, дефицит бюджета стран еврозоны составляет менее 3% ВВП, а совокупный государственный долг не должен превышать 60% ВВП. Однако по результатам 2014 года общий государственный долг 28 стран ЕС достиг 86,8% ВВП, а общий государственный долг 19 стран еврозоны достиг 91,49% ВВП (по состоянию на 2013 год). Эти цифры составили 85,5% и 90,9% соответственно. В 16 из 28 стран ЕС государственный долг превысил максимально допустимый 60% ВВП.

С точки зрения государственного долга в европейских странах Великобритания (9,5 трлн долларов) занимает первое место, Франция (5,7 трлн долларов) - второе, а Германия (5,5 трлн долларов) - третье. А. Закат европейского долга // Сетевые СМИ "Свободная пресса". -2014. [Электронные ресурсы]. URL: http://svpressa.ru/economy/article/105164/ (доступ: 05.01.15). Основными странами по уровню государственного долга к ВВП являются Греция (177% ВВП), Италия (132,1% ВВП), Португалия (130,2% ВВП), Ирландия и Кипр (125,1% и 111,7% ВВП). ) это. Соответственно). Самыми процветающими странами по государственному долгу ЕС были Эстония (10%), Болгария (18%) и Люксембург (22,4%).

Таким образом, сохраняется неопределенность в отношении экономического и финансового развития европейских стран. Несмотря на многочисленные шаги, предпринятые правительствами ЕС для сокращения долга, некоторые страны (Греция, Италия, Португалия, Испания, Ирландия, Кипр) уже сталкиваются с непреодолимым кризисом суверенного долга вы. Кроме того, высокий уровень безработицы (9,8% по состоянию на февраль 2015 года), продолжающийся дефицит бюджета и растущий внешний долг в странах ЕС стимулировали кризис в отдельных странах и в ЕС в целом. И в последние годы правительства стран еврозоны смогли поддержать процесс роста государственного долга, но в некоторых местах, например, в Греции, они даже смогли их сократить, но и их ВВП Экономические условия ухудшаются, и поэтому долг все больше обременяет население.

По мнению экспертов, краткосрочный спад будет наблюдаться в странах Южной Европы, в основном в Греции, Испании, Италии, Португалии, Кипре, Хорватии, Венгрии и Болгарии. Во Франции, Ирландии, многих странах Скандинавии, Финляндии, Швеции и Дании кризисная ситуация может быть несколько хуже. Во всех отношениях улучшилось состояние экономики Великобритании, а также Польши, Чешской Республики и Словакии в Восточной Европе. Страны, которые не входят в зону евро, выиграют больше. Еще одно явное исключение - немецкая экономика. Это остается локомотивом ЕС и еще больше укрепляет позиции Берлина в Европе.

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем с уверенностью сказать, что высокий государственный долг является отличительной чертой развитых стран. Правительства развитых стран привлекают огромные государственные расходы на улучшение науки и культуры, образования и здравоохранения, жилищного и коммунального обслуживания, социального обеспечения и благосостояния граждан, что привело к увеличению бюджетного дефицита и Объем государственного финансирования увеличивается. Таким образом, в настоящее время наиболее важными целями экономической политики в развитых странах являются ненормальный рост государственного долга, ухудшение других ключевых макроэкономических показателей и различные факторы, способствующие формированию более рациональной и сбалансированной экономической политики. Для предотвращения крупных реформ.

Анализ государственного долга Российской Федерации

Анализ структуры и динамики внешнего государственного долга Российской Федерации

Чтобы объективно оценить текущее состояние внешнего долга России, нам нужно взглянуть на историю накопления советских государственных облигаций, наследования долгов российского союза и формирования собственного долга России.

После войны бывший Советский Союз был крупным кредитором и идеальным заемщиком. Он занимал в умеренных темпах и погасил свой внешний долг в соответствии с планом. Между 1985 и 1991 годами размер внешнего долга страны резко увеличился. В последние годы советского существования.

Советская экономика начала быстро ухудшаться в середине 1980-х годов.

Двадцатый век: когда цены на многие важные виды топлива и сырья (включая нефть и газ) резко падают. Значительное сокращение золотовалютных резервов было сделано с 15,3 млрд. Долл. США в 1988 году до 7,6 млрд. Долл. США в 1991 году. Проводимая социально-экономическая «политика ускорения», в которой адекватные ресурсы не были предоставлены, также внесла свой вклад. Увеличение внешнего долга. Возникли трудности с погашением взятого иностранного кредита. Кредиты стали очень дорогими, поскольку в структуре внешнего долга Советского Союза преобладали краткосрочные и среднесрочные кредиты коммерческих банков. Выплаты по внешнему долгу увеличились в 1986-1991 гг. В 2,5 раза до примерно 60 млрд. Долл. США, но это не уменьшило задолженность: значительная часть вновь привлеченных внешних ресурсов была потрачена на услуги.

Но была еще одна проблема - в дополнение к долгу - были также внешние долги Советского Союза, активы - обязательства других стран по отношению к Советскому Союзу, золотовалютные резервы Советского Союза и иностранные активы Советского Союза. недвижимость. В начале 1992 года обязательства других стран перед Советским Союзом оценивались в более чем 142 миллиарда долларов. В то же время субъект, которому необходимо погасить долг (СССР), «исчезнет» и «частично» (Россия), , Грузия и другие республики бывшего Советского Союза) получат долги от других государств, Это практически невозможно или чрезвычайно сложно. Таким образом, положительным шагом является то, что в 1992 году Россия подписала ряд двусторонних соглашений с другими республиками бывшего Советского Союза о переоформлении соответствующих долей как внешнего долга, так и бывших профсоюзных государственных активов.

Согласно официальным данным, внешний долг СССР, утвержденный Россией в 1991 году, достиг 95,1 млрд долларов, в том числе задолженность перед иностранными правительствами - 57,2 млрд долларов, а долги перед иностранными банками и предприятиями - 37,9 млрд долларов.

Внешний долг бывшего Советского Союза приходился на кредиты, причем 20,5% приходилось на расчет товарных поставок в рамках стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

В 1990-х и начале 2000-х годов погашение внешнего долга было серьезной проблемой для российской экономики. Согласно графику погашения долга, Россия выплатит почти 60 миллиардов долларов за первые четыре года (1992-1995). Россия, чей экономический кризис продолжал ухудшаться, не смогла справиться с этим долговым бременем. В 1992 году было выплачено всего 1,3 миллиарда долларов, и начались так называемые «технические» дефолты. До заключения соглашения о реструктуризации долга 21 90-дневная отсрочка была предоставлена ​​только в рамках Лондонского клуба.

Несмотря на массовое обслуживание долга в последующие годы, валовой долг России снижался очень медленно. Во-первых, годовая ставка долга составляла 8 миллиардов долларов, а во-вторых, до 1999 года Россия продолжала наращивать внешние заимствования. 1998 год был рекордным: рост внешнего долга достиг 27,3 млрд. Долларов США (в том числе связанный с размещением четырех еврооблигационных займов на сумму 5 млрд. Долларов США), а государственный долг составил 146,4% ВВП. Был достигнут По состоянию на 1 января 2000 года внешний долг России достиг 158,7 млрд. Долларов США. Однако с начала 2000-х гг. Серьезность проблемы была значительно уменьшена.

Рост мировых цен на сырье, значительное увеличение доходов Российской Федерации от экспорта нефти и создание Стабилизационного фонда РФ в 2004 году позволили нам погасить ряд внешних долгов. Их обслуживание сделало страну очень дорогой. Досрочное погашение внешнего долга спасло Россию от огромного количества процентов.

Поэтому первая досрочная выплата внешнего долга МВФ состоялась в 2001 году. Впоследствии Центральный банк Российской Федерации погасил 2,7 млрд долларов, а в 2005 году долг МВФ в размере 3,33 млрд долларов был погашен раньше, чем ожидалось. В результате длительных переговоров до конца августа 2006 года Россия сделала досрочное погашение22, при этом кредит Парижского клуба оценивался в 5 миллиардов долларов, а затем долг российского правительства оценивался в 53 миллиарда долларов (9% ВВП). , В 2007 году Россия выплатила США ссуды на сельскохозяйственные кредиты на 343,25 миллиона долларов раньше, чем планировалось. Поэтому Россия сняла подавляющее большинство своего внешнего долга, наиболее обременительного долга по высоким процентным ставкам.

Бюджетные показатели ухудшились после экономического кризиса 2008 года. В 2009 году доходы федерального бюджета сократились на 21%, а расходы увеличились на 29% по сравнению с 2008 годом (в основном за счет увеличения финансирования бюджетов по предотвращению кризисов). Профицит бюджета был заменен дефицитом. В то же время государственный долг начал расти, когда дефицит бюджета был повышен.

Рост внешнего долга между пятью основными странами за указанный период колебался от 6,6 до 10% (за исключением Великобритании, где объем внешнего долга сократился на 2% ). В России внешний долг вырос за это время на 46%. Однако в стоимостном выражении внешний долг Российской Федерации составляет почти четверть от аналогичного показателя в Японии, пятый в основных странах и половину внешнего долга США, что является безусловным. Обратите внимание, что все страны опережают мир.

Одним из важнейших показателей стабильности внешнего долга страны является отношение внешнего долга к ВВП. В соответствии с рекомендациями МВФ отношение внешнего долга к ВВП выражается в процентах и ​​отражает некоторую степень риска внешнего долга в различных странах мира. Если этот показатель превышает 50%, существует высокий риск.

Как видно из приведенных выше данных, все пять основных стран находятся в зоне высокого риска. На этом фоне Россия обладает гораздо большим преимуществом, чем крупнейшие мировые должники. Отношение внешнего долга к ВВП составляет чуть более 30% (граница между низким и средним риском в соответствии с методологией МВФ). В то же время внешний долг покрывается более чем 70% иностранных резервов страны, что по внешнему долгу намного лучше аналогичных показателей в других странах мира.

По состоянию на октябрь 2014 года общий внешний долг (частный и государственный сектор) Российской Федерации оценивается в 679 422 млн. Долларов США. По состоянию на 1 января 2014 года внешний долг России составлял 728 864 млн долларов. Государственный долг составил 351 175 миллионов долларов США и 375 905 миллионов долларов США соответственно (Приложение 5). Следует также отметить, что структура внешнего государственного долга Российской Федерации (внешних) кредитов в Российской Федерации составляет 72,2%, гарантии Российской Федерации в иностранной валюте - 22,2%, а задолженности перед международными финансовыми институтами - 2,1%.

Из-за неблагоприятной ситуации в 2014–2015 годах Министерство финансов приняло решение вдвое сократить внешнее финансирование. Министр финансов AG Силанов заявил в 2014 году, что Россия может полностью отказаться от своих внешних заимствований, но в 2012 и 2013 годах Россия одалживала суверенный долг в евро ежегодно с бюджетом в 7 миллиардов долларов. Помните, что вам удалось попасть внутрь коробки. А спрос на российские государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов в 2,5-3,0 раза превышал предложение. Однако, по словам Константина Вишковского, директора Департамента казначейства и государственных финансовых активов российского казначейства, брать займы не разрешается. В последние годы мы придерживались стратегии« заимствования и сбережения в нашей долговой политике. Поэтому пополняйте или не используйте резервы. За последние несколько лет, если ситуация ухудшилась - а это то, что мы наблюдаем сегодня - заимствования могут быть значительно сокращены, чтобы они не привлекали слишком дорогих ресурсов. Пополнение необходимо ежегодно, имея в виду средства для использования в качестве альтернативного источника бюджетных расходов.

Кроме того, Министерство финансов предусматривает, что в 2015 году основным источником дефицита бюджета будут внутренние заимствования, что значительно увеличит участие государства на рынке заимствований. Если мы рассчитываем привлечь около 450 млрд рублей с рынка в 2014 году, эта сумма увеличится до 1,1 трлн триллионов в ближайшие годы. Ежегодные рубли.

Анализ структуры и динамики внутреннего долга Российской Федерации

Быстрое погашение внешнего государственного долга в последние годы напрямую связано с ростом внутреннего долга. Уже сегодня преобладание его внутренних компонентов сейчас ориентировано на структуру государственного долга. Соотношение «внутренний рынок / внешний рынок» составляет 3: 1 (в пересчете на доллары США по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации), а не 1: 9, что было ночью перед финансовым кризисом в Японии в августе 1998 года.

Внутренний государственный долг растет беспрецедентными темпами. Таким образом, внутренний долг государства в 2009 году составил 1 498,2 млрд рублей (3,7% ВВП). В 2011 году этот показатель увеличился до 294 039 млн. Рублей (4,4% к ВВП), а в 2013 году достиг 4 9778 899 рублей. (5,98% ВВП). В 2014 году внутренний долг государства достиг 5724,2 млрд рублей. (5,99% ВВП). По состоянию на 1 апреля 2015 года объем государственных облигаций в Российской Федерации составляет 6 996 488,8 руб. (С учетом государственной гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации - 1604,34 млрд. Руб.).

Внутренний источник финансирования формируется за счет выпуска прибыльного государственного долга, который размещается на фондовом рынке и свободно течет и через некоторое время погашается государством.

В то же время ГСО не для иностранных инвесторов. Они выпускаются в основном для страховых организаций, пенсионных и инвестиционных фондов, управляющих компаний и внебюджетных фондов. Эти облигации не обращаются на вторичном рынке.

Основными кредиторами внутреннего долга являются следующие:

  • Население;
  • Компания;
  • Банк;
  • Другие финансово-кредитные учреждения.

Преимущество внутренних заимствований состоит в том, что деньги не расходуются на рынке, а деньги расходуются на покрытие дефицита бюджета. Когда вы погашаете свой внутренний долг, вы не будете пропускать товары или услуги за границу. Сегодня большая часть государственного долга Российской Федерации - это внутренние займы, поскольку внутренний долг менее опасен для национальной экономики, чем иностранная.

Таким образом, текущий рост внутреннего долга не будет представлять серьезную угрозу для российской экономики, если российская экономика не находится в стабильной и долгосрочной тенденции. В среднесрочной перспективе у России есть возможность дальнейшего увеличения внешнего и внутреннего долга для стимулирования экономического роста. Вопрос только в том, как этот инструмент можно использовать контролируемым и эффективным способом.

Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации

Вопрос государственного долга является одной из важнейших проблем российской экономики. Объем бюджета России, состояние валютных резервов и, как следствие, стабильность местной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционная среда и действия всех сегментов внутреннего финансового рынка зависят от характера решения проблемы задолженности. Однако отсутствие последовательной государственной политики, которая привлекает и использует внешнее финансирование, приводит к увеличению внешнего долга, что является существенным препятствием для экономических изменений.

Основными направлениями государственной долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 годы являются:

  1. Обеспечить, чтобы Российская Федерация имела возможность заимствовать средства на условиях, необходимых для решения социально-экономических проблем, и на условиях, приемлемых для Японии как надежного суверенного заемщика;
  2. Обеспечить регулярное присутствие России на рынках капитала;
  3. Внедрить прозрачную и последовательную аукционную политику;
  4. Постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом;
  5. Последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в инвестировании в российские государственные ценные бумаги;
  6. Поддерживать совокупную сумму задолженности перед внутренними и иностранными кредиторами на уровне, который исключает существенное ухудшение стабильности долга Российской Федерации;
  7. Улучшить кредитный рейтинг Японии и обеспечить безусловную платежеспособность.

Помимо решения текущих практических проблем в области управления государственным долгом Российской Федерации, необходимо устранить фрагментацию отрасли в области управления внешним долгом. В настоящее время в Российской Федерации над этим работают Министерство финансов, Министерство экономического развития, Российский банк и Внешэкономбанк. Кроме того, Торговая палата Российской Федерации разработала показатель стабильности внешнего долга по аналогии с МВФ. Кроме того, следует отметить, что казначейство и центральные банки используют разные методы определения внешнего долга. В соответствии со статьей 6 Закона о бюджете Российской Федерации Министерство финансов рассматривает задолженность в иностранной валюте как обязательство в иностранной валюте, а российский банк использует метод МВФ. В результате казначейство и центральный банк оценивают внешний долг государства по-разному. Например, по состоянию на 1 января 2014 года, по данным Министерства финансов, государственный внешний долг Российской Федерации составлял 5,579 миллиарда долларов, а Центральный банк Российской Федерации оценивался в 6,344 миллиарда долларов (то есть разница составляла 756 миллиардов долларов). долларов).

Возможно, решение существующей проблемы - создание российского государственного финансового института, который сосредоточен на функции управления внешним долгом России. В течение нескольких лет сохранялась актуальность задачи создания учреждений, занимающихся финансовыми рынками, и участия в реализации национальной политики в области управления государственным долгом и суверенных фондов благосостояния. Однако соответствующий законопроект все еще находится на рассмотрении в нижней палате Российской Федерации.

Поэтому на данный момент размер государственного долга Российской Федерации не превысил допустимый предел. Внешний государственный долг Российской Федерации значительно сократился за последнее десятилетие, но внутренний долг государства и общий государственный долг Российской Федерации все больше и больше увеличиваются, и расходы на погашение государственного долга также растут , Проблема государственного долга с каждым годом становится все более актуальной и становится предметом обсуждения и дебатов со стороны властей, экономистов и экспертов. Поэтому для Российской Федерации важно определить лучшие методы и методы управления государственным долгом и оптимизировать расходы государственного бюджета в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что государственный долг понимается как результат государственных заимствований, чтобы компенсировать дефицит бюджета. Дефицит бюджета тесно связан с понятием государственного долга. Государственный долг возникает как способ восполнить несбалансированный дефицит бюджета. Дефицит бюджета является результатом чрезмерного роста государственных заимствований и государственной политики. В большинстве случаев государственный долг делится на внутреннюю валюту, выраженную в национальной валюте, и внешнюю валюту, выраженную в иностранной валюте.

Государственный долг может оказывать положительное и отрицательное влияние на социально-экономические процессы в стране. Таким образом, государственный долг может способствовать экономическому росту и развитию страны, усугублять и без того сложную экономическую ситуацию в стране и вызывать экономические и долговые кризисы. Влияние государственных займов на экономику страны может быть определено системой управления государственным долгом страны и методами управления, которые она использует.

Нерациональная экономическая политика и растущий государственный долг таких развитых стран, как Соединенные Штаты и Европейский союз, способствовали ухудшению социально-политической ситуации в этих странах, снижению ВВП и увеличению долгового бремени населения.
Национальный внешний долг Российской Федерации значительно сократился за последнее десятилетие и в настоящее время находится на относительно низком уровне, несмотря на то, что государственный долг, особенно внутренний долг, всегда увеличивался, несмотря на то, что он не превышал приемлемых пределов.

Проблема суверенного долга в современной экономике по сути стала национальной и достигла мирового уровня. Некоторые страны не могут погасить государственный долг. А в условиях растущей взаимосвязанности экономик невозможно оставить их в покое, чтобы найти выход из кризиса. Необходимо разработать и принять скоординированные меры по сокращению суверенного долга до безопасного уровня, что будет способствовать развитию национальной и мировой экономики.