Государственный долг и его влияние на функционирование экономики

Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 20.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете посмотреть как оформляется и выглядит готовый анализ отчета по практике:

 

Посмотреть как оформляется и выглядит готовый анализ отчета по практике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Денежно-кредитная политика в Российской Федерации
Н. А. Витке - отечественная школа НОТ, конструктивизм
Основные элементы системы эффективного корпоративного управления
Проблема обеспечения воспроизводственного потенциала и рождаемость в России


Введение:

Серьезные изменения, происходящие в российской экономике, ставят перед экономикой новые вызовы. Ключевые места занимают фискальный дефицит и динамика основных макроэкономических показателей.

Несмотря на широкое использование долгового законодательства для финансирования государственных расходов в современном мире, тем не менее, продолжаются дебаты о государственном долге, его легитимности и его влиянии на состояние экономики. Учитывая текущую ситуацию, вопросы, связанные с государственным долгом, важны для России.

Проблема стала особенно острой в связи с финансовым кризисом 1998 года, который негативно сказался на экономике в целом, и государства отказались от своих обязательств по долгам и вынудили их реструктурироваться.

В ходе финансового кризиса возникло множество противоречий в управлении государственным долгом. Неспособность устранить такие несоответствия была одной из причин усиления макроэкономической нестабильности.

Государственный долг, что это?

Концепция государственного долга. Урегулирование дефицита бюджета и других социально-экономических проблем посредством государственного долга создает государственный долг. Государственный долг - это сумма задолженности и непогашенных государственных займов. Государственный долг, особенно в случае его увеличения, имеет определенные негативные последствия для национальной экономики.

Рассмотрим основные последствия накопления государственного долга:

  1. Во-первых, государственный долг приводит к перераспределению доходов между людьми в пользу держателей государственных ценных бумаг, которые, как правило, являются самой сильной частью общества. Это приводит к более глубокому социальному расслоению и усилению социальной напряженности.
  2. Во-вторых, поиск источника погашения окажет негативное влияние на экономическую активность, повысит налоги и усилит государственное вмешательство в экономику.
  3. В-третьих, можно переложить долговое бремя будущих поколений. Если государственное финансирование расходуется на текущее потребление, а не на модернизацию инвестиций и производства, этот доход позволит погасить долг, после чего рост долга и его процентов приведет к снижению темпов роста и будущего роста. Это приводит к ограничениям потребления.
  4. В-четвертых, быстро растущие процентные расходы усложняют сокращение дефицита бюджета, так как выплаты по государственному долгу превращаются в новые расходы бюджета, новые кредиты для расчета старого долга.
  5. В-пятых, увеличение внешнего долга поможет увеличить зависимость страны от других стран и ограничит возможность осуществления независимой внешней политики для защиты своих собственных интересов. Значительный и растущий внешний долг создает значительные трудности при получении новых кредитов.

Управление государственным долгом представляет собой комплекс государственных финансовых мер, связанных с погашением кредитов, организацией выплаты им доходов, а также конверсией и консолидацией государственных займов.

Формирование и рост государственного долга требует его управления. Конвертация и консолидация государственного долга являются наиболее важными методами, используемыми в процессе управления государственным долгом.

Преобразование государственного займа включает, например, изменение начальных условий, таких как срок погашения, проценты и т.д. В большинстве случаев конверсия заключается в преобразовании краткосрочного займа в средне- и долгосрочный долг, поскольку в принципе правительство стремится максимально откладывать выплаты по долгам. Существует несколько методов преобразования: необязательный, обязательный и необязательный. В случае добровольного обращения владельцы государственных ценных бумаг имеют возможность принять новые условия или выкупить ценные бумаги. При обязательной конвертации владелец должен согласиться с новыми условиями кредитования, а в случае необязательной конвертации кредитор может принять или отклонить новые условия. Конвертация обычно происходит при чрезмерном сокращении ссудного капитала и процентных ставок.

Консолидация государственного долга осуществляется путем увеличения срока краткосрочных и среднесрочных кредитов или объединения ранее выданных краткосрочных и среднесрочных кредитов в один долгосрочный кредит. Таким образом, консолидированный долг формируется как часть общего государственного долга в результате выпуска долгосрочного долга. Это приводит к тому, что выплата долга задерживается. Погашение старого государственного долга путем выдачи нового кредита называется рефинансированием.

Книга госдолга

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. Муниципалитет, являющийся субъектом Российской Федерации, регистрирует кредит в Министерстве финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации ведет государственную книгу внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (Госдолг Российской Федерации).

Информация о долговых обязательствах заносится соответствующим органом по аккредитации в Государственный долговой журнал Российской Федерации, в Государственный долговой журнал субъекта Российской Федерации или в долговую книгу муниципального образования в течение трех дней с момента возникновения соответствующего обязательства.

Сведения, занесенные в книгу муниципального долга, подлежат обязательной передаче органам, осуществляющим ведение книги государственного долга субъектов Российской Федерации, и эта информация используется органами, ведущими книгу государственного долга Российской Федерации.

Книга государственных долгов Российской Федерации включает сумму задолженности Российской Федерации (включая гарантии), дату задолженности, форму обязательства по обеспечению, информацию о выполнении всех или части этих обязательств и другую информацию. Структура, порядок и сроки предоставления информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация о государственном долге Российской Федерации, дате заимствования, форме обеспечения, размере обязательств Российской Федерации в отношении выполнения всех или части этих обязательств (включая гарантии) и других компонентах, учреждена органами исполнительной власти по субъекту Российской Федерации.

Муниципальный долг содержит информацию о сумме муниципального долга (включая гарантии), дате заимствования, форме обеспечения обязательств, выполнении всех или части этих обязательств, а также составе муниципального представительного органа Содержит другую информацию, установленную.

Государственный долг - это долг, накопленный правительством в результате заимствования средств для покрытия прошлых бюджетных дефицитов.

С традиционной точки зрения, государственное финансирование является фактором, который сокращает сбережения людей и сдерживает накопление капитала. Эта точка зрения разделяется большинством экономистов. Но есть и другая перспектива, называемая равенством Рикардо. Его проводит небольшая, но очень влиятельная группа экономистов. С точки зрения Рикардо, государственный долг не влияет на сбережения и накопление капитала.

Сокращение налогов правительства через кредиты оказывает экономическое влияние во многих отношениях. Снижение налогов немедленно увеличивает потребительские расходы. Рост потребительских расходов влияет на состояние экономики как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

В краткосрочной перспективе рост потребительских расходов приведет к увеличению спроса на товары и услуги и, следовательно, к увеличению производства и занятости. Однако процентные ставки будут расти по мере усиления конкуренции среди инвесторов в связи с сокращением сбережений. Повышение процентных ставок сдерживает инвестиции и стимулирует потоки иностранного капитала. Обменный курс местной валюты по отношению к иностранным валютам будет расти, что приведет к снижению конкурентоспособности отечественных компаний на мировых рынках.

В долгосрочной перспективе сокращение национальных сбережений из-за снижения налогов приведет к уменьшению суммы накопленного капитала и увеличению внешнего долга. Следовательно, объем отечественной продукции будет уменьшаться, а доля внешнего долга будет увеличиваться.

Трудно оценить конечный результат воздействия снижения налогов на экономическое благосостояние страны. Увеличение доходов и занятости улучшит жизнь современных поколений, но они весьма вероятны. Инфляция также будет расти. Бремя последствий такого бюджетного дефицита лежит в основном на плечах будущих поколений. Они рождаются в странах с меньшим совокупным капиталом и большим внешним долгом.

Анализ Рикардо влияния фискальной политики на государственный долг основан на логике поведения потребителей с учетом будущих выгод.

Типы государственных долгов

Существует несколько категорий государственного долга в зависимости от атрибутов, лежащих в основе этой классификации.

Государственный долг делится на капитальный и настоящий.

Долг государственного капитала - сумма выпущенного и непогашенного долга государства. Включает начисленные проценты по этим долгам.

Текущая задолженность включает в себя государственные расходы по выплате доходов кредиторам и погашению причитающихся долгов.

Согласно действующему законодательству, государственный и государственный долг должен быть распределен. Последняя концепция является более широкой и включает в себя не только задолженность правительства Российской Федерации, но и руководящих органов Российской Федерации и республик, входящих в местные органы власти. В этом документе рассматривается первая концепция, просто государственный долг.

Хронический дефицит и высокий государственный долг в государственном и местном бюджетах характерны для большинства развитых стран на данном этапе. Государство постепенно накапливает долги как у внутренних, так и у иностранных кредиторов, в полной мере используя свою способность привлекать дополнительные ресурсы для своевременного покрытия бюджетных расходов. Это приводит к увеличению внутреннего и внешнего государственного долга.

Государственные долговые инструменты можно классифицировать по следующим параметрам:

  1. Срок действия долга РФ - краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет) и долгосрочные (5-30 лет). Все долги Российской Федерации будут погашены в сроки, определенные конкретными условиями кредитования, но не могут превышать 30 лет.
  2. Право на эмиссию - центральное правительство, правительства национально-административно-территориального образования и муниципалитеты могут выступать эмитентами долгов Российской Федерации.
  3. Признаки субъекта-держателя ценных бумаг-долгов Российской Федерации могут быть реализованы только между группами, между юридическими лицами, между юридическими лицами и между группами.

Кредиты подразделяются на облигационные и необлигационные. Обеспеченные кредиты включают выпуск ценных бумаг. Облигации, не связанные с облигациями, оформляются путем подписания договоров, контрактов, а также путем записи в долговых книжках и выдачи специальных обязательств.

Кредиты также классифицируются по тому, как выплачивается и размещается доход.

Все условия межправительственных займов изложены в специальных соглашениях, в которых указывается уровень процентов, валюта предоставления и погашения займов и другие условия. Внешние облигационные займы на валютных рынках от имени страны-заемщика обычно предоставляются банковскими консорциумами. Они взимают за эту услугу.

Население, бизнес и заемные средства из других стран находятся на свободе национального органа и предоставляют дополнительные ресурсы. В принципе, различные формы государственных займов используются для покрытия дефицита бюджета.

Источником погашения государственного займа и выплаты процентов по ним является бюджет, и каждый год эти расходы распределяются по отдельным статьям. Перед лицом растущего дефицита бюджета и нехватки средств для обслуживания долга государства могут прибегнуть к реструктуризации долга.

Возможные схемы реструктуризации долга включают в себя:

  1. Аннулирование задолженности - частичное или полное списание задолженности возможно, если государственное обязательство превышает ожидаемую платежеспособность.
  2. Погашение долга. Некоторые страны-должники имеют значительные суммы золотовалютных резервов в своих активах. В этом случае можно разрешить заемщикам погасить свои долги на открытом рынке.
  3. Секьюритизация. Основная идея секьюритизации заключается в том, что страна-должник выпускает новые долговые обязательства в форме облигаций, которые либо напрямую обмениваются на старые, либо продаются. В случае продажи вырученные средства используются для погашения старого обязательства.
  4. Обмен государственного долга и акций государственных предприятий-кредиторов дает право продавать долги со скидкой в ​​национальной валюте.

Внутренний и внешний государственный долг

Рассмотрим понятие внутреннего и внешнего государственного долга более подробно.

Концепция внутреннего долга

В искусстве Статья 6 Закона о бюджете Российской Федерации гласит, что обязательства, вытекающие из финансирования (заимствования) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципалитетов, гарантируются обязательствами третьих сторон, других штатов или муниципалитетов, принятых на себя обязательствами. Дает определение государственного или муниципального долга, который является его обязательствами перед третьими лицами Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципалитетами.

В той же статье дается более узкое понятие - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, признаются внутренним государственным долгом.

Согласно пункту 3 этой же статьи в сумму внутреннего долга Российской Федерации входят:

  1. Первичная номинальная задолженность по ценным бумагам Правительства Российской Федерации.
  2. Основная сумма задолженности по кредиту, полученному Российской Федерацией.
  3. Объем бюджетных ссуд и основной долг бюджетных ссуд, полученных Российской Федерацией от других уровней бюджета.
  4. Сумма обязательств по государственной гарантии предоставлена ​​Российской Федерацией.
  5. Долг в Российской Федерации является краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (1-5 лет) и долгосрочным (5-30 лет).
  6. Задолженность Российской Федерации будет погашена в течение срока, определенного конкретными условиями займа, и не может превышать 30 лет.
  7. Изменения условий выданного государственного займа, таких как условия оплаты, выплаты процентов и сроки обращения, не допускаются. 15 февраля 2006 г. N145-ФЗ Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Статья 119 Закона о бюджете Российской Федерации объявляет порядок погашения государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга.

Расходы по размещению Российской Федерации, выплате доходов и погашению задолженности покрываются из федерального бюджета.

Погашение внутреннего долга Российской Федерации, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем погашения задолженности Российской Федерации, осуществления погашения и осуществления операций по выплате доходов в виде процентов или в других формах, Сделано российским банком и его институтами.

Банк России, еще одно специализированное финансовое учреждение, которое является единственным агентом Российской Федерации и погашает долги Российской Федерации и выплачивает их в виде процентов, имеет полномочия на выполнение функций правительством Российской Федерации. Эмитенты государственных облигаций, заключаемые по специальным договорам, заключенным с данным федеральным органом исполнительной власти.

Банк России выступает генеральным агентом по бесплатной обработке внутреннего долга страны.

Услуги государственного внутреннего долга субъектов Российской Федерации, муниципальных облигаций осуществляются в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации вправе определять объем, форму и порядок выпуска государственных ценных бумаг, долгов Российской Федерации и выпускать их на сумму, не превышающую потолок внутреннего долга Российской Федерации.

Тем не менее, Закон о бюджете Российской Федерации (статья 3, статья 106) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования сверх государственного внутреннего долга, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на следующий финансовый год. Тем не менее, если расходы на техническое обслуживание будут сокращены, вместо внешних займов, утраты государственного долга и внешнего долга в пределах суммы государственного долга, предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на следующий год.

Резюмируя вышесказанное, мы можем дать простое определение внутреннего государственного долга - это сумма всех государственных займов, выданных, но еще не погашенных, и процентов, не выплаченных по ним.

Государственный долг формируется в результате дефицита государственного бюджета. Потому что государственные расходы превышают доходы. Основной способ восполнить дефицит бюджета - деньги и государственные займы. Последнее осуществляется путем выпуска и размещения различных типов государственных облигаций (прежде всего государственных облигаций и облигаций) между населением и финансовыми учреждениями. Это государственная облигация, связанная с физическим лицом или корпорацией, которая их приобрела, - это приблизительное определение внутреннего долга.

При использовании более «сухого» термина внутренний долг по одной из классификаций может быть заимствован у зарегистрированных граждан и юридических лиц и выпущен государственных ценных бумаг путем выпуска государственных ценных бумаг под государственные гарантии. Диссертация является способом пополнения Государственного казначейства путем уплаты налогов.

Процентная ставка по государственному долгу зависит от общего уровня процентных ставок в стране, инфляции и размера дефицита государственного бюджета. Вообще говоря, когда речь идет о государственном долге, муниципалитеты могут постоянно увеличивать свой бюджетный дефицит, поэтому они не означают муниципальные финансы.

Негативные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют более высоких налогов, что обеспечивает экономические стимулы для развития производства. Ущерб, повышает общий уровень процентных ставок и толкает частные инвестиционные фонды.

Концепция внешнего долга

Внешний долг является целью федерации региональных правительств, кредитных учреждений и финансовых учреждений (банков, фондов и т.д.) напрямую от крупных учреждений страны, от кредитных учреждений и финансовых учреждений других стран (руководителей регионов и городов). Является ли общая сумма заимствованных ресурсов.

Согласно экономической теории, внешний долг - это долг, в котором погашаются все интересы страны (на определенный период времени), так что текущие необходимые расходы погашаются за счет следующего долга - современной колонизации.

В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации внешний долг означает весь долг, выраженный в иностранной валюте. Однако следует подчеркнуть, что такой долг, такой как государственные программы и другие виды финансирования, часто может быть переведен в регион.

Государственные долги РФ

Российский долг

Доход федерального бюджета планируется на следующие суммы:

  • в 2007 году стоимость составила 5,825 миллиарда рублей, а стоимость - 4,892,4 миллиарда рублей;
  • в 2008 году 6 587,4 млрд рублей и стоимостью 5 621,6 млрд рублей;
  • в 2009 году стоимость составила 7 034,0 млрд рублей, а стоимость - 6 083,0 млрд рублей;

Пока что Россия сократила свой внешний долг и заменила его внутренним долгом, и с 2008 года не только реструктуризация долга, но и финансирование по текущим расходам.

В целом объем госдолга в 2007-2009 годах увеличится на 145,1 млрд рублей. Федеральный закон о федеральном бюджете устанавливает лимит по внутреннему долгу Российской Федерации на 1 января 2008 года по долгу Российской Федерации в размере 1 363 256 365,5 тыс. рублей. Российская Федерация вправе устанавливать объем выпущенных Правительством Российской Федерации ценных бумаг и размещать их на сумму, не превышающую установленный верхний предел внутреннего долга Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно представляет отчет о состоянии внутреннего долга в формате последних новостей. По состоянию на 24 марта 2008 года государственный долг Российской Федерации в виде ценных бумаг составил 1,292,352,404 млн рублей. И только за январь-март 2008 года было собрано 44,542,246 миллиона рублей.

По данным Министерства финансов РФ, внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО), по состоянию на 1 ноября 2008 года составил 1 386,45 млрд рублей и 7,95 трлн рублей по сравнению с 1 октября.

По данным Минфина, госдолг России на 1 октября составлял 1,33378 трлн рублей.

По состоянию на 1 января 2008 года внутренний долг Российской Федерации достиг 1248,848 млрд рублей. Так, внутренний долг, представленный государственными облигациями Российской Федерации, увеличился на 13,762 млрд рублей с Нового года по 1 ноября, сообщается в сообщении Минфина.

Задолженность Российской Федерации выражается в долгах федерального правительства со списанием долгов (ОФЗ-АД) на 1 ноября 88,022,6 млрд руб. С фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ПД) -328,181 рубля в ОФЗ и фиксированным купоном (ОФЗ-АД-FC) - Сберегательные облигации в странах с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (GSO-FPS) составляют 3,382 миллиарда рублей-GSO с постоянной процентной ставкой купонного дохода (GSO-PPS) -1041,5 миллиарда рублей, говорится в сообщении министерства.

По данным Минфина, увеличение внутреннего долга в октябре произошло в основном за счет размещения ГСО-ФПС на 8 млрд руб. Кроме того, ОФЗ-ПД был погашен на 255,3 млн рублей, а ОФЗ-АД - на 333 млн рублей.

На 1 ноября ОФЗ-АД имела наибольшую долю в структуре внутренних облигаций ценных бумаг (63,6176%). Доля OFZ-PD оценивается в 23,6706%, OFZ-FC-2,4399%, GSO-FPS-9,5207%, GSO-PPS-0,7512%.

Государственный долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО), 1 млрд рублей.

Внешний долг Российской Федерации

Обязательства Российской Федерации по внешнему долгу в иностранной валюте (статья 6 Закона о бюджете Российской Федерации).

Внешний долг Российской Федерации, 1991-1998 гг.

Внешний долг России во многом является наследием бывшего Советского Союза.

Большая часть западного долга, унаследованного Россией от Советского Союза, возникла, особенно в последние годы горбачевской перестройки. Советский Союз постоянно полагался на заимствования в странах-поставщиках из-за хронической нехватки свободно обмениваемых валют для оплаты импорта редких товаров и услуг (оборудования, технологий, продуктов питания) из западных стран. Эти кредиты были привлечены в нормальных рыночных условиях и погашались только наличными. Это свободно обмениваемая валюта и может быть получена либо путем экспорта на западный рынок, либо с помощью нового займа.

С 1985 по 1991 год общий объем внешнего долга западным странам Советского Союза почти удвоился - с 22,5 до 65,3 млрд долларов. При российских властях западный долг продолжал увеличиваться. Начисление процентов по советскому долгу, который фактически прекратил погашать, и по новым кредитам, включая международные валюты и финансовые учреждения, - к концу 1997 года внешний долг России увеличился до 124 миллиардов долларов и до 142 миллиардов долларов к концу 1998 года. Должник увеличился и был сопоставим с Мексикой и Бразилией, крупнейшим в мире. Кроме того, долг, унаследованный Россией, оказался крайне невыгодным. Они состоят в основном из среднесрочных и краткосрочных займов, большая часть которых была погашена в 1992-1995 годах.

Круг западных кредиторов в России очень большой, включая около 600 коммерческих банков, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Европейский банк реконструкции и развития из 24 стран. Большая часть долга приходится на банки Германии, Италии, США, Франции, Австрии и Японии.

В настоящее время западный долг России включает четыре категории:

  1. Прежде всего, это долг перед так называемыми государственными кредиторами. Предоставлять ссуды коммерческим банкам в Соединенных Штатах и ​​Европе для правительственных гарантий или гарантировать ссуды правительственными учреждениями. Этот тип управления долгом является обязанностью Парижского клуба, специального координирующего органа, в который входят международные кредиторы, официальные представители крупных стран.
  2. Вторая группа - это кредиты, предоставляемые коммерческими банками только в Соединенных Штатах и ​​Европе без государственных гарантий. Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским клубом. Лондонский клуб неофициально связывает банкиров и кредиторов.
  3. Третья группа состоит из долгов различным западным коммерческим организациям за кредиты компаний, связанные с поставками товаров и оказанием услуг.
  4. Четвертая группа состоит из задолженности перед международными валютами и финансовыми институтами (МВФ, МБРР, ЕБРР).

После распада Советского Союза в 1991 году первоначально предполагалось, что государства будут нести ответственность за внешний долг (тогда долг союза оценивался в 108 миллиардов долларов), при этом доля соответствовала бывшим советским активам ( 165 млрд долларов США за вычетом третьего неработающего кредита) СССР. За четыре дня до подписания Беловежского соглашения в декабре 1991 года, когда Советский Союз официально прекратил свое существование, восемь из пятнадцати федеративных республик подписали «Соглашение о приемке иностранных облигаций и советских активов». Соответственно, на Россию изначально приходилось 61,3% внешних активов и долгов Советского Союза. Однако два года спустя Россия, которая подписала двусторонние соглашения с большинством республик, приняла на себя активы и пассивы всех других республик бывшего Советского Союза, стала правопреемниками и стала ее правопреемником в ООН и Совете Безопасности. Сохранение статуса и принятие всей иностранной собственности и унаследованных обязанностей СССР Для оплаты всех его кредитных обязательств ( отказалась подписывать договор). Хотя такое решение было дорогостоящим, оно позволило Российской Федерации сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках и завоевать доверие потенциальных партнеров.

Россия должна была принять участие в процессе реструктуризации после того, как она была обязана выплатить долг бывшего СССР. Урегулирование и официальное переоформление ссуд, полученных Советским Союзом на западном рынке, - прямой отказ от погашения или неплатежа явными процедурами угрожали полной изоляции от международных источников кредита. В ходе соответствующих переговоров российская сторона надеялась списать хотя бы часть долга. Однако в течение очень долгого времени западные страны договаривались только об отсроченных вариантах погашения.

В январе 1992 года российское правительство подписало свое первое соглашение о реструктуризации долга с кредиторским клубом Paris Club, а затем произвело три реструктуризации в 1993-1995 годах, покрывая выплаты по процентам с декабря 1991 года до конца 1995 года. В апреле 1996 года с Парижским клубом было достигнуто крупное соглашение о реструктуризации задолженности кредиторов клуба на сумму около 40 миллиардов долларов. Примерно 45% этой суммы будет выплачено до 2020 года, а оставшиеся 55% (включая весь краткосрочный долг перед Парижским клубом) - 2016. Основные долговые платежи, которые постепенно увеличиваются, будут производиться с 2002 года. Кредитор в настоящее время составляет 35 миллиардов долларов.

Окончательное соглашение о реструктуризации задолженности бывшего Советского Союза перед Лондонским клубом было подписано Внешэкономбанком 2 декабря 1997 года. В соответствии с условиями реструктуризации все основные долги на общую сумму около 24 млрд долл. США должны быть погашены к концу 2020 года. Основной реструктурированный долг - это плавающие ставки. В течение предпочтительного периода погашения процентные платежи ограничиваются постепенно увеличивающимся пределом, а оставшиеся начисленные проценты капитализируются. Первый основной платеж был произведен в 2002 году. Внешэкономбанк является официальным должником долгов Лондонского клуба.

Абсолютно, внешний долг России по состоянию на 1 октября 2007 года достиг 47,1 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям внешний государственный долг России составляет 8% ВВП страны. Для сравнения, после кризиса 1998 года внешний долг России достиг 146,4% ВВП. В будущем государственный долг должен быть сокращен до 2,5% ВВП, согласно трехлетнему бюджету, принятому в период с 2008 по 2010 год.

Общая сумма платежей в 2009 году составит 141 млрд долларов (из которых правительство будет выплачивать только 5 млрд долларов), а в 2010 году - 91,3 млрд долларов (4,6 млрд долларов).

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Закона о бюджете Российской Федерации внешний долг является обязательством, возникающим в иностранной валюте.

Где российский долг?

В последние годы проводимая в России бюджетная политика привела к резким изменениям в объеме и структуре общего государственного долга России (СНД), включая государственный внешний и внутренний долг, внутренний корпоративный долг и корпоративный долг перед нерезидентами.

Внутренний и внешний долг Российской Федерации снизился с 42,2% ВВП до 9,0% ВВП в 2002-2006 гг. К концу 2009 года внутренний и внешний долг Российской Федерации должен составить 7,6% ВВП, согласно «Политике государственного долга». В абсолютном выражении внешний долг более чем утроился за период с 1998 по 2006 год. К концу 2006 года он должен составить 50,5 миллиарда долларов. В то же время, выпуск новых долгов для привлечения средств для погашения внешнего государственного долга увеличил внутренний государственный долг. В результате внутренний государственный долг увеличился с 54,5 млрд руб. до 1 091,6 млрд руб. в 2002-2006 гг.

В целом, внешний долг в 2006 году значительно ниже порога, установленного Маастрихтским соглашением по внешнему долгу (30% ВВП) и внутреннему долгу (30% ВВП), и будет продолжать снижаться до 2009 года, однако в то же время были четко определены негативные тенденции, в основном в области корпоративного долга и внутреннего государственного долга.

Изменения в долге

Наиболее серьезные изменения в характере внешнего и внутреннего долга (национального и корпоративного) включают в себя:

  1. Преобразование внешнего государственного долга в корпоративный долг для нерезидентов. Государство оплачивает внешний долг. Средства, полученные иностранными кредитными банками, являются одним из источников финансирования российских компаний. Кроме того, кредиты частично выдаются под государственные гарантии. Результатом является резкое увеличение корпоративного внешнего долга. Если в начале 1999 года внешний государственный долг был более чем в пять раз больше, чем долг частного сектора, то к концу 2006 года он будет примерно в четыре раза больше задолженности частного сектора перед нерезидентами. В результате качество государственного долга снизилось, и частный долг начал преобладать над государственным долгом.
  2. Конвертация внешних облигаций в внутренние облигации. Внешний государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. В результате с 2002 года начался резкий рост внутреннего государственного долга. С 2007 по 2009 год внутренний долг будет продолжать заменять внешний долг в соответствии с политикой государственного долга. Если внутренний долг достигнет 19,4% внешнего долга в начале 2004 года, внутренний долг превысит внешний долг в конце 2008 года. В результате увеличения заимствований на внутреннем рынке возведение пирамиды из государственных ценных бумаг было возобновлено с использованием модели пирамиды ГКО-ОФЗ, созданной в 1994-1998 годах.
  3. Вывод нерезидентов с внутреннего рынка облигаций. В начале 2000 года нерезиденты составляли более 40% рынка ГКО-ОФЗ. В настоящее время нет бизнеса для нерезидентов, имеющих государственные ценные бумаги. Однако на внутреннем рынке облигаций не было никакой замены нерезидентам. В результате большинство из них попадают в Сбербанк. На отдельных аукционах по размещению ОФЗ 60-80% всей проблемы покупает Сбербанк. Внутренний рынок облигаций не только резко сократился с точки зрения количества участников. Основным заемщиком государственных ценных бумаг был сберегательный банк, который по сути являлся государственным агентством.
  4. Резкое увеличение общего государственного долга, включая государственный внешний и внутренний долг, а также корпоративный долг. В основном это было связано с увеличением корпоративных облигаций. Таким образом, задолженность по банковским кредитам и кредитным компаниям увеличилась с 117,7 млрд рублей в 2001 году до 625,6 млрд рублей в июне 2006 года.

Возможные последствия

Анализируя меняющуюся природу общего долга России в последние годы, мы можем сделать вывод, что в этой области сформировалась комплексная угроза экономической безопасности. Основные из них следующие.

Рост корпоративного долга перед нерезидентами, включая перевод внешнего государственного долга в долг частного сектора перед нерезидентами. С конца 2001 года до середины 2006 года этот долг вырос почти в четыре раза. К концу 2009 года корпоративный долг перед иностранными кредиторами составит 360-380 млрд долларов (более 30% ВВП), если существующая тенденция сохранится. Следует подчеркнуть, что внешний корпоративный долг формируется относительно небольшим количеством крупных компаний и банков. В начале 2006 года только два государственных заемщика составляли более 10% облигаций нерезидентов. В общей сложности дюжина государственных предприятий, включая государственные совместные предприятия, составляют почти треть корпоративного долга перед нерезидентами. Крупнейшим заемщиком на рынке корпоративных еврооблигаций является Сбербанк. В течение 2006 года продолжалось активное заимствование компаниями на зарубежных рынках. В результате в настоящее время возникают ситуации, когда многие российские компании с точки зрения задолженности перед нерезидентами превышают порог экономической безопасности, разработанный на национальном уровне (Маастрихтское соглашение). Однако, помимо задолженности перед нерезидентами, эти же компании имеют значительную задолженность перед российскими банками. Угроза экономической безопасности страны здесь заключается не только в том, что банкротство может угрожать многим крупным российским компаниям. Направление потока иностранного капитала, в основном в сырьевой (преимущественно нефтегазовый) сектор, усиливает сырьевую направленность экономического развития России. Это также угроза экономической безопасности страны.

Внутренние темпы роста государственного долга бдительны. В 2002-2006 годах оно удвоилось. В то же время облигации Российского банка (ОБР), которые по сути являются государственными облигациями, не являются федеральным долгом. Между тем, в период с января 2006 года по конец июня 2006 года задолженность российского банка по ОБР увеличилась с 32,8 млрд рублей до 164,2 млрд рублей, увеличившись в пять раз за шесть месяцев. Если тенденция с 2002 по 2006 год сохранится, к 2014 году внутренний долг составит от 150 до 160 миллиардов долларов, что почти в 2,5 раза больше, чем пирамида ГКО-ОФЗ до дефолта. Расходы федерального бюджета на погашение внутреннего государственного долга увеличатся почти в 6,5 раза по сравнению с 2005 годом.

Обширное заимствование на рынке государственных ценных бумаг для покрытия расходов федерального бюджета на погашение внешнего государственного долга привело к перегреву рынка. Об этом свидетельствует тот факт, что доходность федеральных займов увеличилась с 5,9% до 6,72% с июня 2003 года по июль 2006 года. Рынок дестабилизируется - еженедельные продажи сделок ОФЗ варьируются более чем в 3-10 раз.

Присутствие нерезидентов российских ценных бумаг на сумму более 50 млрд долларов (государственные и корпоративные еврооблигации, облигации в национальной и иностранной валюте, корпоративные облигации). Это создает угрозу дестабилизации рынков ценных бумаг и бюджетной системы страны в случае кризиса на внешних рынках.

Наконец, мы должны обратить внимание на быстрый рост федерального, муниципального и бизнес-государственного долга. В соответствии с Политикой государственного долга внешний и внутренний государственный долг достигнет 7,6% ВВП к концу 2009 года (и 12,1% с учетом быстро растущего рынка российского банковского и квазифедерального долга). 42% ВВП при сохранении тенденции 2002-2006 гг. С учетом корпоративного долга перед нерезидентами (32% ВВП) к концу 2009 года общий долг страны достигнет 86,1% ВВП. В то же время конвертация внешнего государственного долга в менее надежный корпоративный долг для нерезидентов приведет к снижению качества государственных облигаций.

Заключение

При разработке предложения по бюджету на 2009 год и последующий период важно установить пороги в области внешнего и внутреннего долга, чтобы предотвратить угрозы экономической безопасности страны в области государственного долга. В то же время нам необходимо ориентироваться на систему показателей экономической безопасности в сфере государственного и корпоративного долга, а не на отдельные пороги.

Долговая проблема России многогранна. Страна является одновременно крупным должником и кредитором. Поскольку Россия находится в уникальном положении, она ищет всеобъемлющее решение проблемы международного долга, уравновешивая интересы кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал результатом крайне неблагоприятного сочетания субъективных и объективных факторов, долгосрочных и краткосрочных тенденций. Глубина их влияния настолько велика, что это чувствуется и по сей день.

В течение 20 лет Россия должна выплатить долг до 130 миллиардов долларов, если не рассчитывает на новые заимствования. Это означает, что государственный долг будет оставаться серьезной проблемой для России. Сейчас, пожалуй, никто не обещает прогнозировать, что будет происходить на рынке внешнего и внутреннего долга сейчас. Конечно, существуют пессимистичные и оптимистичные прогнозы, но очень сложно ответить на вопрос, может ли Россия погасить долг.

В настоящее время Япония регулярно выплачивает долги, в основном благодаря успехам глобальной среды. Тем не менее, правительство создало так называемый «пик года» путем реструктуризации долга. Если товарный рынок внезапно упадет, могу ли я нести ответственность за эти периоды? На все эти вопросы очень сложно ответить. Во-первых, наше государство пережило трудные времена в истории. Чтобы забыть долговую проблему, нам нужно сменить направление экономики и уменьшить зависимость от цен на нефть для спекуляций. Известно, что государства могут платить долги, если их национальный ВВП растет на 4-5% ежегодно. Это безболезненный вариант, чем ниже показатель, тем более «болезненно» для страны. Российская экономика в последние годы показала рост ВВП на 6-7%. Теперь давайте будем ожидать, что эта позитивная ситуация будет интегрирована.