Государственный долг и его влияние на экономическую стабильность

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 06.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственный долг Республики Казахстан
Государственный долг РФ и его влияние на функционирование экономики
Теории денег и их эволюция
Государственное регулирование как инструмент снижения инфляции в национальной экономике


Введение:

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках выбранной властью экономической политики. Одним из важнейших механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, основным звеном которого является государственный бюджет. Именно через финансовую систему государство влияет на формирование децентрализованных денежных фондов, обеспечивающих возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Однако эта система часто сталкивается со многими проблемами, чаще всего выражающимися в виде бюджетного дефицита. Ее возникновение вызвано многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ, увеличение расходов на оборону, рост предельных издержек общественного производства и др.

В своей работе я рассмотрю проблемы бюджетного дефицита и государственного долга, их теоретические аспекты и практические проявления в российской экономике в настоящее время, а также влияние государственного долга на экономику в целом.

Дефицит государственного и местного бюджетов и высокий государственный долг характерны для большинства промышленно развитых стран на современном этапе. В результате государственной кредитной экспансии другие заемщики вытесняются с финансового рынка, а ставки по кредитам остаются высокими. Огромные затраты на обслуживание государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетного дефицита и государственного долга является одной из наиболее актуальных задач экономической политики не только в России, но и в других странах.

Проблема обслуживания суверенного долга России привлекла внимание экономистов и политиков сравнительно недавно. Финансовый кризис, в результате которого российское государство оказалось на грани полного банкротства, вызвал переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенной важности.

Я выбрал эту тему потому, что, на мой взгляд, государственный долг-одна из самых острых проблем Российской Федерации. В данной работе я рассмотрел различные точки зрения на проблемы государственного долга, а также определил ситуацию с долговыми обязательствами России. Я использовал как российские, так и зарубежные источники информации, которые помогли наиболее реалистично осветить эту проблему, взяв за основу различные точки зрения. В статье будет рассмотрена история Российского государственного долга, современные долговые обязательства, принятые на себя нашей страной, методы управления государственным долгом, а также все концепции, тесно связанные с этим вопросом.

Поэтому целью данной работы является максимально точное освещение проблемы государственного долга, рассмотрение ее с различных точек зрения и определение путей сокращения государственного долга, а также его последующего регулирования.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи: 

  • Рассмотрим государственный долг с разных точек зрения;
  • Анализируйте и изучайте статистику изменения государственного долга;
  • Определить меры по управлению государственным долгом .

Государственный долг: теоретические основы

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственный долг Российской Федерации - это долговые обязательства Российской Федерации перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Государственный долг - это общая сумма задолженности государства перед держателями государственных ценных бумаг, равная сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом профицита бюджета.

Государственный долг обеспечен всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации.

Долговые обязательства могут быть выражены в следующих трех формах:

  • Займы, полученные государством в лице Правительства Российской Федерации;
  • Государственные займы, полученные путем выпуска ценных бумаг;
  • Долговые обязательства в иных формах, гарантированные правительством Российской Федерации.

Дефицит бюджета и государственный долг тесно связаны между собой, поскольку, во-первых, государственные заимствования являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, невозможно определить, насколько опасен тот или иной размер бюджетного дефицита, не проанализировав размер государственного долга. С другой стороны, чтобы оценить объем государственного долга, необходимо изучить рост бюджетного дефицита.

Основными причинами формирования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц. Если расходы государственного бюджета превышают его доходы, то возникает дефицит бюджета, то есть нехватка средств на оплату закупленных товаров и услуг и на уплату предусмотренных бюджетом трансфертных платежей.

Причины роста государственного долга. Почему растет государственный долг? Поскольку она равна сумме бюджетных дефицитов, то основные причины ее формирования и роста те же, что и причины бюджетного дефицита.

Военные расходы. Ведение войны требует от государства огромных расходов, которые финансируются из государственного бюджета. Военные расходы также могут увеличиваться в условиях обострения международной обстановки и холодной войны, которая порождает гонку вооружений.

Циклические спады и низкий рост ВВП во время циклического подъема. Чтобы преодолеть циклический спад и стимулировать экономический рост, правительство через Центральный банк увеличивает продажи государственных ценных бумаг, которые накапливаются в руках частных владельцев и фирм.

Популизм. Зачастую при решении сложных экономических задач глава государства, правительство и представительные органы избегают непопулярных мер, направленных на сбалансированность бюджета, повышение налогов на население, сокращение социальных расходов и т.д. В то же время, опасаясь чрезмерного увеличения дефицита бюджета, что чревато ростом инфляции и, как следствие, общим недовольством, вызванным новым удорожанием, правительство принимает решение о выпуске дополнительных облигаций и других долговых обязательств.

Также источником государственного долга является снижение налоговых поступлений в государственную казну. В периоды, когда национальный доход сокращается или не может увеличиться, налоговые поступления автоматически сокращаются и, как правило, приводят к дефициту.

В соответствии с законодательством Российской Федерации (Статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) государственный долг включает в себя:

  • Кредитные договоры и соглашения, заключаемые от имени Российской Федерации в качестве заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • Государственные займы, выданные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • Соглашения и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • Соглашения о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • Договоры и соглашения, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Виды государственного долга

Существует несколько классификаций государственного долга, в зависимости от характеристики, лежащей в основе этой классификации. Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитал государственного долга, общая сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает в себя государственные расходы на выплату доходов кредиторам и погашение обязательств, которые должны быть погашены.

Россия выработала иной подход к этому разделению, нежели глобальный. Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 году, установил разделение государственного долга на внутренний и внешний по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования подразделяются на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги классифицируются как внутренний долг, а валютные, как внешний долг. Хронический дефицит государственного и местного бюджетов и высокий государственный долг характерны для большинства промышленно развитых стран на современном этапе. Государство, широко используя свои возможности по привлечению дополнительных финансовых ресурсов для своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как перед отечественными, так и перед иностранными кредиторами. Это приводит к увеличению государственного долга, внутреннего (заимствования у населения и предприятий) и внешнего (задолженность перед гражданами и организациями других стран).

Внутренний государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и ценным непогашенным государственным ценным бумагам, размещенным на территории Российской Федерации, включая расходы на погашение и выплату крупных доходов.

Внутренние долговые обязательства можно разделить на рыночные, существующие в форме долевых ценных бумаг, и нерыночные, возникающие в результате исполнения федерального бюджета и выпускаемые для финансирования образовавшейся задолженности. К нерыночным статьям относятся, векселя Министерства финансов, задолженность перед Центральным банком и так далее. Основной объем долга приходится на рыночные заимствования, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг. Эмитентом государственных ценных бумаг является Министерство финансов Российской Федерации. Долговые обязательства в виде облигаций выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Облигации-самый распространенный вид ценных бумаг. Он является государственным долговым обязательством и дает право его владельцу получить возвратную сумму с процентами по истечении определенного периода времени. Облигации - это долговые обязательства государства, органов местного самоуправления и организаций, обычно выпускаемые крупными партиями. Они являются доказательством того, что эмитент является должником и обязуется выплатить владельцу облигации в течение определенного срока проценты по ней, а в день выплаты, погасить свой долг перед владельцем облигации. В любом случае облигация-это долг, а ее держатель-кредитор (а не совладелец, как акционер). Согласно российскому законодательству облигация - это ценная бумага, обеспечивающая право держателя данной бумаги на получение от эмитента облигации ее номинальной стоимости и фиксированного в ней процента от этой стоимости в установленный срок.

Структура государственного внутреннего долга отражает следующие государственные ценные бумаги:

  • ОГНЗ, облигации государственных нерыночных займов с краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным сроком погашения. Размещение ОГНЗ осуществлялось узким кругом заранее определенных инвесторов на договорной основе (закрытая подписка), собственниками ОГНЗ являлись только юридические лица. Особенностью является то, что они не торгуются на вторичном рынке;
  • ОГСЗ, облигации государственного сберегательного займа, созданные для привлечения средств населения;
  • ГСО, государственные сберегательные облигации с индексируемым на инфляцию доходом. По приказу Минфина владельцами облигаций могут быть юридические лица-резиденты Российской Федерации (инвесторы), страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации (если инвестирование средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации предусмотрено законодательством Российской Федерации). Основное отличие государственных сберегательных облигаций от облигаций федерального займа заключается в том, что ГСО не торгуется на вторичном рынке, а залоговое обеспечение облигаций не допускается. Существуют ГСО-ППС (государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода) и ГСО-ФПС (государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода);
  • ГКО, государственные краткосрочные некупонные облигации, обычно размещаемые для финансирования кассовых разрывов, срок обращения которых составляет до 1 года, доход по ГКО-дисконт, т.е. разница между ценой покупки и номинальной стоимостью (ценой погашения). ГКО предоставляют своим держателям право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении;
  • Облигации ОФЗ-федерального займа являются именными купонными среднесрочными (от 1 до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет) государственными ценными бумагами. Владелец этих облигаций имеет право на получение основной суммы (номинальной стоимости) при их погашении, а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процентов, начисленных на номинальную стоимость облигаций. Рассмотрим несколько типов ОФЗ;
  • ОФЗ-ПК. Облигации федерального займа с переменным купонным доходом. Купонный доход по ОФЗ-ПК определяется исходя из доходности по ГКО и ОФЗ, либо исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию;
  • ОФЗ-ПД. Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом. Процентная ставка купонного дохода является постоянной для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ПД и определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением о выпуске отдельного выпуска ОФЗ-ПД.

Внешний государственный долг - это долг перед иностранцами. Это влечет за собой отвлечение ресурсов из страны-должника и тем самым уменьшает возможности для потребления и инвестиций в национальную экономику.

Внешний долг возникает тогда, когда государство мобилизует финансовые ресурсы, находящиеся за рубежом. Держателями внешнего долга являются компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации (Международный Банк Реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.).

Бремя внешней задолженности тяжелее, чем бремя внутренней задолженности. Для покрытия внешнего долга стране необходима иностранная валюта, что требует сокращения импорта и увеличения экспорта, а выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни населения.

Инструментами внешнего заимствования являются:

  • Прямые займы от мировых финансовых институтов (парижский клуб, Всемирный банк);
  • Выпуск облигаций.

Обычно, говоря о внешнем долге, его сравнивают с объемом ВВП.

Методы регулирования государственного долга

Регулирование и управление государственным долгом регулируется законом совокупностью мер государства по использованию долга, направленных на погашение задолженности и создание благоприятных социально-экономических условий развития страны, одним из направлений бюджетной политики страны, связанных с деятельностью государства на внешнем и внутреннем финансовых рынках в качестве хозяйствующего субъекта, заемщика и гаранта. Он предусматривает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или иных источников, погашения и обслуживания долговых обязательств. Для этих целей необходимо проанализировать социально-экономическое развитие государства в перспективе, оценить методы финансирования дефицита бюджета и возможные источники его покрытия, определить предельно допустимые объемы государственного долга, рационализировать его состав и структуру, меры по стабилизации размера, а также оценить влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Механизм регулирования государственного долга в рыночных условиях объединяет понятие реструктуризация, то есть договорное прекращение долговых обязательств, составляющих государственный (муниципальный) долг, с заменой их долговыми обязательствами, предусматривающими иные условия обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения долга ложится на следующее поколение, общая сумма выплат дополнительно увеличивается за счет начисленных процентов.

В процессе реструктуризации долга используется ограниченный набор методов:

  • Рефинансирование;
  • Конвертация;
  • Выкуп долга;
  • Консолидация; 
  • Унификация; 
  • Списание государственного долга; 
  • Секьюритизация.

Рефинансирование - это погашение старого долга и процентов по нему путем выдачи нового кредита, принятия новых обязательств. Существует три способа рефинансирования государственного долга, замена обязательств (с согласия их владельцев) с истекшим сроком погашения новыми, эквивалентными по сумме погашаемым, досрочная замена одних обязательств другими с более длительным сроком погашения, размещение (продажа) новых облигаций и погашение облигаций с истекшим сроком погашения за счет вырученных средств.

Другой способ, выкупить долг. В тех случаях, когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно позволить заемщику выкупить свои собственные долги, что уменьшает общую сумму государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это происходит потому, что, во-первых, от этого выигрывают худшие заемщики, чьи долги торгуются с наибольшим дисконтом, а, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

Секьюритизация долга - это переиздание государственного долга в новые долговые инструменты денежного рынка, включая ссудный капитал. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяют две группы, иностранные облигации, выпущенные нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства, и еврооблигации, среднесрочные и долгосрочные обязательства в евро, валютах, выпущенные на европейском рынке среди иностранных инвесторов.

Эти методы управления государственным долгом основаны на переговорном процессе. Они представляют собой рыночные методы управления государственным долгом и широко используются развитыми странами и международными финансовыми организациями. Наряду с рыночными методами управления в мировой практике используются и нерыночные (административные) методы управления, основанные на одностороннем принятии эмитентом решений по долговым обязательствам. Административные методы включают конвертацию, консолидацию, унификацию, отсрочку погашения, списание и аннулирование долга.

Анализ, динамика, текущее состояние государственного долга

Внешний долг России - это обязательство, которое возникает в иностранной валюте.

В абсолютном выражении внешний государственный долг России на 1 января 2010 года составил 37,6 миллиарда долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям внешний государственный долг России составляет 3 % ВВП страны. По состоянию на начало апреля 2010 года объем внешнего долга сократился до $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время 22 апреля 2010 года Россия после двенадцатилетнего перерыва вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на сумму $5,5 млрд.

Для сравнения, после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 100,0% ВВП. Для сравнения, в начале 1999 года внешний долг России составлял 146,4% ВВП.

Согласно принятому трехлетнему бюджету на 2008-2010 годы, государственный долг должен был удерживаться в пределах 2,5% ВВП. Однако из-за падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным.

Пик Российского государственного долга пришелся на 1998 год (146,4% ВВП). На 1 января 2000 года внешний государственный долг достиг 158,7 миллиарда долларов (а общий внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

В 2004-2008 годах государственный долг быстро сокращался. В результате длительных переговоров к концу августа 2006 года Россия досрочно выплатила 22,5 миллиарда долларов по кредитам парижского клуба, после чего ее государственный долг составил 53 миллиарда долларов (9% ВВП).

Для сравнения, по данным МВФ, в 2009 году государственный долг Великобритании составлял 68,2% ВВП, Германии 72,5%, Франции 77,4%, Канады 81,6%, США 83,2%, Италии 115,8%, Японии 217,6%.

Текущее состояние государственного долга России

В последние годы долговая нагрузка России значительно снизилась благодаря благоприятной конъюнктуре на мировых товарных рынках, грамотной денежно-кредитной и фискальной политике правительства, а также достижению значительного улучшения отношений с Западом. Она снижается как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов, в то время как долговые платежи раньше связывали всю экономику и были для нее непосильным бременем, Теперь благодаря гибкой фискальной политике они не так обременительны; правительство может позволить себе досрочные выплаты по долгам и расходы на другие секторы экономики.

К 1 июля 2008 года государственный внешний долг России сократился с $44,1 млрд до $41,0 млрд. Долг сократился в основном за счет долга по облигациям внутреннего государственного валютного займа, он сократился с 4,5 млрд долларов на 1 апреля до нынешних 1,8 млрд долларов. Задолженность по Еврооблигационным кредитам во втором квартале осталась на уровне 28,2 млрд долг перед международными финансовыми организациями снизился с 4,8 млрд до 4,7 млрд. В сумму внешнего долга также входят гарантии, предоставленные Россией в иностранной валюте. По состоянию на 1 июля 2008 года их объем не изменился по сравнению с данными на 1 апреля 2008 года и составляет 0,6 млрд рублей.

Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО), по состоянию на 1 октября 2008 года составил 1378500,067 млн рублей. Однако она будет увеличиваться, так как рассчитывается исходя из потенциального спроса и предложения на государственные ценные бумаги. Государственный долг России в 2008 году был самым низким за всю ее современную историю и составил 8,5% ВВП. В других странах сумма долга намного выше. В частности, в США это составляет около 60% ВВП, в Италии 100% ВВП. Начиная с 2009 года Россия будет постепенно наращивать свой долг, в основном за счет внутренних заимствований. И это будет абсолютно правильная политика, которая создает особые гарантии для инвестиций в Россию.

Россия по объему ВВП вышла на 10-е место в мире с показателем 1,27 трлн долларов. А согласно долгосрочной стратегии развития страны, к 2020 году наша экономика должна стать пятой в мире.

Основные проблемы и препятствия на пути стабилизации государственного долга 

Я остановлюсь на основных противоречиях и проблемах, с которыми сегодня сталкивается система государственных заимствований. Начнем со специфики, связанной с текущим состоянием Национального внутреннего долга.

Дефицит бюджета приводит к ускоренному росту национального внутреннего долга: за 1996 год-в два раза (со 190 трлн руб. до 380 трлн руб.), за 1997 год, в 1,8 раза ( до 690 трлн руб.). Если такие темпы роста сохранятся, то к 2000 году объем государственного внутреннего долга будет сопоставим с величиной ВВП.

Все текущее недофинансирование бюджета за последние шесть лет, которое приобрело суррогатные формы, списывается в государственный долг. Это долги перед сельскохозяйственными предприятиями, организациями, осуществляющими северные поставки, переоформленные в казначейские векселя, облигационный заем на погашение товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом. Объем обязательств по ГКО-ОФЗ по состоянию на 1 января 1998 года не превысит двух третей от общего объема внутреннего долга.

Центральный банк и Минфин сосредоточили свои усилия на узком "облигационном" сегменте финансового рынка. Управление долгом было сведено к планированию объемов и сроков обращения очередного выпуска ГКО-ОФЗ.

Отсутствует среднесрочное и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без такого прогноза, по крайней мере на двух или трехлетний период, невозможно провести перспективный анализ ситуации.

Российский рынок государственных ценных бумаг станет цивилизованным только в том случае, если количество инструментов и доля долгосрочных ценных бумаг (со сроками обращения 5-30 лет) возрастут, что произойдет не ранее чем через два, три года. Управление государственными обязательствами на первом этапе требует единого подхода к отражению операций с государственными долговыми обязательствами в бюджете.

Концепции внутреннего и внешнего долга постепенно сближаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как эмиссия ценных бумаг, в том числе номинированных в иностранной валюте.

С одной стороны, происходит массовый приток средств от нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента внутреннего заимствования), с другой, возникает путаница понятий, внутренний валютный долг, существующий в виде вебовок. С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса Российской Федерации, в частности, по оценкам Центрального Банка Российской Федерации, сальдо текущего счета сократилось в 1996 году на 7 млрд. долл. по сравнению с предыдущим годом. Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя функции гаранта по операциям нерезидентов с ГКО, которые ему не свойственны.

Такие дополнительные риски не способствуют выполнению главной задачи, поставленной перед Центральным банком-поддержанию стабильности российской денежной системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс слияния двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением как среди нерезидентов, так и среди резидентов задача маневрирования рублевыми и валютными обязательствами становится совершенно иной.

Как показала Счетная палата Российской Федерации, Внешэкономбанк является агентом правительства Российской Федерации по обслуживанию внешнего долга и управлению долговыми активами бывшего СССР, а также агентом правительства Российской Федерации по обслуживанию внутренних валютных кредитов Российской Федерации в 1992-1996 годах. она по-прежнему функционирует вне правового поля и крайне посредственно выполняет свои функции. Статус Внешэкономбанка можно привести в соответствие со сложностью и значимостью его задач только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Влияние государственного долга на экономическую стабильность страны

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизни населения, устойчивое ресурсное развитие и последовательную реализацию национальных интересов.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности является залогом независимости страны, условием стабильности и эффективного функционирования общества, достижения успеха. Это связано с тем, что экономика является одним из жизненно важных аспектов деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым звуком без оценки жизнеспособности экономики, ее прочности перед лицом возможных внешних и внутренних угроз. Поэтому обеспечение экономической безопасности является одним из важнейших национальных приоритетов.

Увеличение внутреннего долга менее опасно для национальной экономики, чем увеличение ее внешнего долга. Нет утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга, но есть определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть очень значительными. Это связано с тем, что погашение внутреннего долга государства приводит к перераспределению доходов внутри страны. Рост внутреннего и внешнего государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия, то есть рост государственного долга. это негативно сказывается на экономической безопасности страны, о чем свидетельствует детальная динамика государственного долга Российской Федерации.

Рост внутреннего и внешнего государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия, то есть негативно сказывается на экономической безопасности страны.

Поэтому можно сделать вывод, что:

  • Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство доходов, поскольку значительная часть государственных обязательств сосредоточена в наиболее обеспеченной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становятся еще богаче;
  • Во-вторых, повышение налоговых ставок как средство погашения или сокращения государственного внутреннего долга может подорвать экономические стимулы для развития производства, снизить интерес к инвестированию в новые рискованные предприятия и усилить социальную напряженность в обществе;
  • В-третьих, наличие внешнего долга предполагает перевод части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или основного долга);
  • В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны;В-пятых, когда правительство берет займы на рынке капитала для рефинансирования долга или выплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению процентной ставки по капиталу.

Повышение процентной ставки ведет к снижению капитализированной стоимости, сокращению частных инвестиций, в результате чего последующие поколения могут унаследовать экономику со сниженным производственным потенциалом и всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Прогноз по государственному долгу и меры предосторожности

До недавнего времени основным источником покрытия внешнего долга считались новые международные займы. Сейчас у нас такой возможности нет и не будет в ближайшее время.

Резервы платежеспособности России включают в себя, профицит счета текущих операций, иностранные инвестиции и долги иностранных государств перед нашей страной. Платежеспособность России, по крайней мере в среднесрочной перспективе, может быть обеспечена только за счет федерального бюджета, который останется единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга.

Но если негативные тенденции в экспортных поступлениях сохранятся, а валютные обязательства частного сектора продолжат увеличиваться, то его использование будет сопряжено со значительными трудностями из-за острой нехватки валюты. Что касается внешних займов и кредитов, то они могут быть возобновлены только после того, как будут доказаны твердые намерения и подтверждена реальная платежеспособность России по своим обязательствам. Россия рискует попасть в ситуацию, когда невозможно погасить долги без новых кредитов, и невозможно получить новые кредиты, не начав погашать долги.

Самым главным, но все же нереализованным резервом является сокращение оттока капитала из России. Отток капитала не является чисто российским явлением, он существует повсеместно и может быть вызван различными причинами.

Характерная деталь, огромная часть незаконно вывезенных денег продолжает фактически участвовать в обслуживании оборота товаров и услуг на территории России. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция к возвращению капитала. Поскольку в России можно получить гораздо больше прибыли, чем на Западе, многие из тех, кто когда-то незаконно вывозил капитал, хотели бы вернуть его и инвестировать в российскую экономику. Но им нужны гарантии, и прежде всего гарантии беспрепятственной репатриации в случае неблагоприятной политической ситуации. Проблема в том, что сейчас легализовать эти деньги в России не очень сложно, нет финансовых структур, законодательных и организационных механизмов, облегчающих ввоз капитала обратно. Эта парадоксальная ситуация создает новый тип бизнеса, который специализируется на создании схем ввоза капитала в Россию и гарантировании его безопасности.

Задача двояка, во-первых, перекрыть отток капитала, а во-вторых, перенаправить уже вывезенные средства обратно в Россию. Это позволит не только восстановить доверие инвесторов и кредиторов, но и увеличить внутренние сбережения, в которых остро нуждается российская экономика. Теоретически существует два основных способа решения этой проблемы. Первый путь, усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства. Второй путь - это осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

Заключение

Долговые проблемы России многогранны, страна является одновременно и крупным должником, и кредитором. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международного долга при сохранении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис является результатом крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долгосрочных и краткосрочных тенденций. Глубина их воздействия настолько велика, что она ощущается и сегодня, и, возможно, даст о себе знать и в будущем.

Не было уделено внимания структуре и эффективности новых заимствований, а также способности своевременно погашать долги. Отсутствие промышленной политики, твердой линии на направление внешних ресурсов в производство с целью преодоления спада и возобновления экономического роста привело к их концентрации в финансовой сфере, а также использованию для покрытия бюджетного дефицита. Эти тенденции на фоне продолжающегося снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций в реальный сектор экономики свидетельствовали об усилении кризиса внешней задолженности. Рыночные институты регулирования внешнего долга в трансформационный период без вмешательства государства не смогли противостоять естественным процессам в стране. В результате неуправляемых процессов в экономике кризис внешней задолженности в августе 1998 года перерос в системный финансовый кризис.

Следующей неблагоприятной тенденцией в долговых отношениях является самовоспроизводство внешнего долга, то есть когда все больше новых заимствований используется для обслуживания старых долгов. Например, в первом полугодии 1998 года Россия получила из-за рубежа займов на сумму 7,6 млрд долл., из которых вернула 4,7 млрд долл. (60%) по своим прежним обязательствам, а оставшуюся часть использовала в основном на погашение просроченной задолженности по заработной плате. Если меры не будут приняты своевременно, есть опасность создания Большой пирамиды: растущие заимствования не будут компенсированы ростом производства, так как лишь малая часть кредитов попадает в реальный сектор экономики.

Очень важно остановить рост внешнего долга России. Без обращения вспять этой крайне опасной тенденции восстановление экономики может растянуться на неопределенный срок, и способность страны погасить свои обязательства перед внешними кредиторами окажется под большим сомнением.

Применение комплексного сбалансированного подхода, учитывающего потерю большей части кредитных активов СССР в странах третьего мира и последствия финансового кризиса в современной России, может создать предпосылки для взаимоприемлемого решения на долгосрочной основе чрезвычайно сложных и болезненных проблем внешнего долга России. Если все заинтересованные стороны не предпримут односторонних шагов и будут готовы пойти на разумные компромиссы, то преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями как для должников, так и для кредиторов.

Россия сможет выполнить свои обязательства только тогда, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста 4-5% в год. И это произойдет, если Россия осуществит благоприятные институциональные изменения и за это время сможет потратить на обслуживание долга не более 3-4 миллиардов рублей. $ в год. Даже сейчас мы видим некоторое медленное движение в сторону увеличения, но это еще не прогресс. С другой стороны, дефицит государственного и местного бюджетов и высокий государственный долг характерны практически для любой промышленно развитой страны на современном этапе, поэтому сокращение бюджетного дефицита и государственного долга является актуальной задачей не только для Российской Федерации, но и для других государств.