Государственный бюджет: структура и роль в экономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.07.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Домохозяйства как субъект регулируемых рыночных отношений. Доходы и расходы домохозяйств
Государственный бюджет. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь
Экономические основы международной торговли. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо
Эволюция теорий международной торговли


Введение:

Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что государство использует бюджет для объединения централизованных и местных интересов регионов посредством распределения налогов, бюджетных субсидий, трансфертов, а также как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджетная система - это достаточно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально-экономической системы, государственного устройства.

Именно поэтому темой данной курсовой работы является государственный бюджет, а также его роль в рыночной экономике.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных и экологических проблем на рынке является бюджетный механизм.

Именно через бюджетное перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится создать структуру общественного производства и экономические пропорции, адекватные рыночному механизму хозяйствования. Через бюджетный механизм государство может влиять на развитие таких макроэкономических процессов, как восстановление экономики страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное перевооружение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, сокращение безработицы и повышение занятости населения.

Государственное регулирование экономики может осуществляться на основе изменения приоритетов бюджетной политики, которая должна все больше переходить от решения оперативных и текущих задач к разработке и последовательной реализации долгосрочных и целевых программ, охватывающих различные сферы общественной деятельности. Это особенно актуально в условиях глобального кризиса.

Бюджет является центральным звеном финансовой системы, поэтому в нем отражены все основные качественные характеристики финансов. Поскольку финансы - это система императивных денежных отношений, в процессе которых формируются и используются государственные централизованные денежные фонды, то бюджет - это система денежных отношений, но более узкая. А именно, бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых формируется и используется бюджетный фонд. Бюджетный фонд-это централизованный денежный фонд, предназначенный для финансирования широкого круга государственных нужд (отраслей экономики, социальных нужд, управления, обороны и др.).

Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в деньгах, необходимых для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Бюджет любого государства включает в себя одни и те же категории, налоги, займы, расходы. Содержание которых не изменяется при переходе от одной социально-экономической формации к другой. Это обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию. Экономической сущностью бюджета, как и любой другой экономической категории, являются производственные отношения, выраженные в денежной форме ( бюджетные отношения) и имеющие соответствующее материальное воплощение.

Бюджет - это финансовый план по своей форме, централизованный фонд по своей материальной сущности, совокупность экономических отношений по своей экономической сущности, закон по своей правовой форме.

Бюджет как совокупность экономических отношений носит объективный характер. Существование самостоятельной бюджетной сферы распределения затрат объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого требует соответствующих централизованных ресурсов. Это не результат субъективного желания людей, а объективная необходимость, обусловленная природой и функциями государства.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу общественных отношений меняются.

Бюджет современного государства - это сложный, многогранный инструмент, отражающий компромисс в соотношении социально-экономических интересов различных участников финансовых отношений. Это компромисс между Республикой и регионами по распределению налогов и социальных расходов, между собственниками и наемными работниками по уровню заработной платы и доходов.

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственного бюджета, его функций, роли, задач и назначения в экономике.

В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:

  • Изучение функций и задач государственного бюджета;
  • Считать государственный бюджет главным финансовым планом страны;
  • Рассмотреть вопрос об организации межбюджетных отношений в Республике Казахстан; 
  • Проанализировать доходную часть государственного бюджета Республики Казахстан за 2009-2011 годы;
  • Проанализировать расходную часть государственного бюджета Республики Казахстан за 2009-2011 годы;
  • Пересмотреть бюджетный прогноз на 2012-2014 годы.

Задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов по экономической тематике, данных Национального банка и статистического агентства Республики Казахстан.

Целью написания курсовой работы является изучение государственного бюджета Республики Казахстан.

Государственный бюджет как экономическая категория

Бюджет является важной частью финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет является экономической формой формирования и использования основного централизованного фонда государственных средств.

Бюджет ежегодно централизует часть денежных доходов предприятий и населения. Накопленные средства распределяются и используются для финансирования расходов на выполнение функций государства. Бюджетные средства направляются на удовлетворение общегосударственных потребностей и финансирование отдельных направлений деятельности, обороны, управления, охраны общественного порядка и Государственной Безопасности, фундаментальной науки и др. Кроме того, бюджет также удовлетворяет коллективные потребности, финансируя расходы на образование, здравоохранение, культуру и искусство.

Структура бюджета страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В странах с унитарной структурой бюджетная система имеет двухуровневую структуру-государственный и местный бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством существует промежуточное звено-бюджет Штатов, земель и соответствующих им административных подразделений.

Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, который правительство страны имеет для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил и выполнения необходимых социально-экономических функций. Бюджет также является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействуя на которые можно воздействовать на экономические условия, осуществлять антикризисные меры. Бюджет современного государства - это сложный многостраничный документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового обеспечения.

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом.

Бюджет - это сложная экономическая категория. Как экономическая категория государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, которые формируются в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами (государственный бюджет) это денежные отношения, возникающие между государством и физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, государственного управления, укрепления обороноспособности страны.

Финансовые отношения, формируемые государством с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными отношениями. Специфика этих отношений, как составной части финансовых отношений, выражается в том, что они, во-первых, возникают в фазе распределения общественного производства, а, во-вторых, направлены на формирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов.

Бюджетные отношения по своей сути объективны. Это связано с тем, что государство должно постоянно концентрировать часть национального дохода, необходимую для обеспечения расширенного воспроизводства в масштабах общества, удовлетворения экономических и социокультурных потребностей граждан, покрытия социальных издержек хозяйствования, повышения обороноспособности страны. Бюджетные отношения органически связаны с функционированием государства, но в то же время они являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения являются частью экономической структуры общества; их функционирование предопределено тем, что материально-финансовая база объективно необходима государству для выполнения своих функций. В процессе воспроизводства бюджетные отношения приобретают соответствующую материальную форму: они воплощаются в бюджетном фонде страны, в который входят государственный бюджет и местные бюджеты.

Являясь центральным звеном в общей системе государственного регулирования экономики, бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения, поскольку несет на себе печать социально-экономической политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию общественного развития.

Являясь составной частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же признаками, которые присущи финансам в целом, но в то же время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений.

Эти функции включают в себя следующее: 

  • Бюджет, особая экономическая форма перераспределительных отношений, связанная с выделением части национального дохода в руки государства и использованием его на общественные нужды;
  • За счет бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между основными сферами общественного производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.), внутри отраслей экономики, между сферами общественной деятельности (производственной и непроизводственной сферами экономики), между регионами и территориями;
  • Область бюджетного распределения занимает центральное место в структуре государственных финансов, что предопределяется ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы.

В огромном разнообразии финансовых отношений можно выделить отдельные сферы, отличающиеся определенными общими чертами. Таким образом, особая область стоимостного распределения валового общественного продукта формируется финансовыми отношениями между государством и хозяйствующими субъектами и населением.

Централизация фондов необходима для организации бесперебойного обращения во всем народном хозяйстве, для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной сферы распределения расходов обусловлено также характером и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, осуществления социально-культурной деятельности в масштабах всего общества, решения оборонных задач и покрытия общих расходов на государственное управление. Таким образом, существование государственного бюджета является не результатом субъективного желания (воли) людей, а объективной необходимостью, обусловленной потребностями расширенного воспроизводства, характером и функциями государства.

Государственный бюджет как определенная совокупность финансовых отношений имеет, прежде всего, те же особенности, которые отличают категорию финансов в целом: бюджетные отношения носят распределительный характер, всегда осуществляются в денежной форме и сопровождаются формированием и использованием целевых денежных фондов. В то же время бюджетные отношения имеют определенную специфику, которая, однако, не выходит за рамки общих особенностей финансов.

Государственный бюджет как специфическая сфера распределения затрат характеризуется следующими особенностями:

  • Представляет собой особую экономическую форму распределительных отношений, связанную с отделением части стоимости валового общественного продукта от государства и его использованием для удовлетворения общественных потребностей;
  • Для перераспределения затрат между отраслями народного хозяйства, территориями, отраслями народного хозяйства, сферами общественной деятельности в отличие от финансирования производства материальных, опосредующих процесс создания и производительного потребления, затрат и финансирования непроизводственной сферы, обслуживающей потребительскую стоимость;
  • Выражает стадию распределения стоимости, не связанную непосредственно с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляемую в определенном отрыве от него, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными отношениями.

Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее материальное воплощение, бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном Фонде государственных средств, в бюджетном Фонде. В результате реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, выражаются в потоках средств, мобилизуемых и используемых государством. Бюджетный фонд - это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла определенные этапы распределения затрат и была получена государством для удовлетворения потребностей в расширенном воспроизводстве, социально-культурных услугах населению, обороне и управлении. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

Государственный бюджет как экономическая категория выполняет функции, соответствующие категории финансов в целом-распределение и контроль. Влияние этих функций определяется спецификой рассматриваемых бюджетных отношений. В то же время, являясь основным звеном государственных финансов, государственный бюджет в рамках распределительной функции выполняет характерные подфункции, такие как: распределение (ресурсов), перераспределение, стабилизация.

Бюджет влияет на экономику через бюджетный механизм. Это показывает роль бюджета как инструмента воздействия на экономику в целом.

Многообразие форм собственности предполагает прогнозно-плановое управление экономикой, определяющее одну и ту же форму функционирования бюджетных отношений. Устойчивый характер бюджетных отношений, плановая форма движения централизованного фонда средств государства приводят к тому, что бюджетные отношения находят отражение в соответствующем финансовом документе, главном финансовом плане страны. Он предусматривает процессы распределения, составляющие экономическое содержание бюджета, конкретные статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда государственных средств. Главный финансовый план является продуктом плановой деятельности государства, он выражает волю государства, отражает интересы всех членов общества. Показатели главного финансового плана страны подлежат безусловному исполнению в соответствии с законом "О республиканском бюджете", ежегодно принимаемым Парламентом Республики.

Таким образом, многообразие понятия государственный бюджет сводится к его трактовке в следующих компонентах: 

  • Как относительно самостоятельная экономическая категория;
  • Как централизованный фонд государственных средств;
  • Как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);
  • Как главный финансовый план государства;
  • Как правовой закон, положения которого обязательны для всех участников отношений и членов общества.

Роль и структура государственного бюджета в распределении доходов

В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной стоимости национального дохода, которая распределяется и используется в соответствии с рыночными законами общественного развития (закон стоимости, закон спроса и предложения, закон повышения производительности труда, закон возрастания потребностей) для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения национальных потребностей.

В рыночных условиях распределение национального дохода осуществляется через формирование, распределение и использование денежных доходов и сбережений. К таким доходам относятся, прежде всего, доходы государства, доходы предприятий и объединений, различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.

Значительная часть национального дохода направляется в бюджет через прямое налогообложение государственных, частных и коммерческих предприятий. Часть чистых доходов населения перечисляется в бюджет в порядке перераспределения.

Распределение национального дохода через государственный бюджет обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных потребностей общества путем перераспределения денежных средств между отраслями производственной и непроизводственной сфер общества,а также между экономическими регионами страны: государственным регулированием денежных сбережений в отдельных отраслях экономики, частными предприятиями, объединениями и корпорациями в аграрном секторе, торговле и др.

Перераспределение национального дохода между отраслями, объединениями и фирмами через государственный бюджет обусловлено главным образом необходимостью перевода части чистого дохода из одной отрасли в другую в соответствии с планами социально-экономического развития страны, программами радикальных экономических преобразований общества, реструктуризации структуры общественного производства.

Такое перераспределение во многом обусловлено различным уровнем технического оснащения, энергетической и капитальной оснащенностью объединений, предприятий и отраслей, неравномерностью распределения и выявления новых природных ресурсов, сложившейся системой ценообразования и тем, что переход к рыночным отношениям требует поддержки со стороны государства перспективных отраслей. Национальный доход перераспределяется как между отраслями, так и внутри них за счет государственных инвестиций и приоритетного финансирования отдельных видов производства, высоких технологий и инновационных процессов. Важным направлением перераспределения национального дохода является выделение части средств, идущих на развитие непроизводственной сферы. С точки зрения рыночных отношений это прежде всего относится к государственной поддержке таких сфер жизнедеятельности общества, как здравоохранение, образование, наука и культура. Значительное место в структуре перераспределяемой части национального дохода отводится содержанию административного аппарата, правоохранительных органов и др.

Пропорции национального дохода, распределяемого через государственный бюджет, не были постоянными, так как они определялись достигнутым уровнем развития производительных сил и задачами, которые государство решало на разных этапах общественного развития.

Таким образом, на первых этапах строительства социалистического государства распределение национального дохода было подчинено максимальной концентрации накопительного фонда в руках государства для обеспечения развития тяжелой промышленности и укрепления обороноспособности страны. Накануне периода индустриализации примерно четверть национального дохода перераспределялась через государственный бюджет. В годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, и в послевоенный период доля национального дохода, перераспределяемого через бюджет, составляла более 60% его стоимости, и происходило интенсивное перераспределение между подразделениями общественного производства, между отраслями производства (главным образом между промышленностью и сельским хозяйством), колхозным и государственным секторами экономики.

С переходом к рыночным отношениям существенно меняется роль бюджета в регулировании общественного производства и распределении национального дохода. Основными направлениями этих изменений являются сосредоточение основных ресурсов государственного бюджета на приоритетных отраслях экономики, определение наиболее общих пропорций развития общественного производства и необходимых темпов развития экономики в целом. Основная логика таких преобразований заключается в том, что должна соблюдаться общая тенденция развития экономики в рыночных отношениях, смещение центра тяжести С централизованных финансов страны на децентрализованные.

Исходя из этого, можно принимать более обоснованные решения по вопросам рационального распределения и перераспределения национального дохода и формирования бюджета.

Изучая первую фазу этого воспроизводства (производство личного элемента производства), эта фаза включает в себя бюджетные расходы на здравоохранение, культуру, общее образование, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, повышение деловой квалификации и квалификации работников, следует отметить, что данная фаза воспроизводства труда органически связана с расходной частью бюджета. Сюда же относятся и так называемые трансфертные платежи (такие виды платежей, которые потом не возвращаются в бюджет ни в каком виде), это выплаты из бюджета в виде пенсий, пособий, стипендий.

Второй этап воспроизводства личного элемента производства (распределение работников по отраслям и сферам деятельности) во многом связан с расходной частью бюджета. Речь идет о содержании бирж труда и центров занятости за счет бюджетных средств, содержании временно безработных лиц, находящихся в статусе безработных, расходах на трудоустройство незанятой рабочей силы.

Третья фаза (фаза потребления (использования) труда) непосредственно связана с производственной фазой общественного производства.

Здесь идет процесс создания материальных благ, совокупного общественного продукта и национального дохода, с одной стороны, и процесс потребления труда, с другой. Таким образом, фаза использования рабочей силы напрямую связана с доходной частью бюджета. Это выражается в том, что часть вновь созданной стоимости прибыли, полученной работниками материального производства в виде налогов, часть необходимого продукта (подоходного налога с населения) направляется в доходную часть бюджета для дальнейшего перераспределения между отраслями, сферами общественного производства, различными группами и слоями населения.

Доходами бюджета являются денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством Республики Казахстан в распоряжение органов государственной власти Республики Казахстан.

Доходы бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных трансфертов. Остаток средств на конец предыдущего года зачисляется в доходы бюджета текущего года.

Основным элементом государственных доходов являются налоги. Налоги - это обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, вносимые плательщиками в порядке и на условиях, определенных законом.

Основными функциями налогообложения являются фискальная и регулятивная. Фискальная функция налогообложения предусматривает сбор средств для создания государственных фондов и материальных условий функционирования государства.

Регулирующая функция налогообложения направлена на достижение общего рыночного равновесия, корректировку направления и темпов экономического роста, а также на создание социального равновесия путем перераспределения доходов: 

  • Таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • Государственная пошлина в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Основными видами неналоговых доходов являются:

  • Доходы от государственной и муниципальной собственности или от деятельности; 
  • Доходы от реализации государственного и муниципального имущества;
  • Доходы от продажи государственных резервов; 
  • Доходы от продажи земельных участков и нематериальных активов;
  • Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; 
  • Административные платежи и сборы;
  • Штрафы и убытки; 
  • Доходы от внешнеэкономической деятельности.

Среди неналоговых доходов бюджета особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка: 

  • Средства, полученные в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • Средства, полученные от передачи государственного или муниципального имущества в залог или доверительное управление;
  • Средства от погашения государственных займов, бюджетных кредитов и займов;
  • Оплата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другими бюджетами, иностранными государствами или юридическими лицами на возвратной и платной основе;
  • Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ, или дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям;
  • Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей.

Система неналоговых доходов включает также финансовую помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и другие суммы принудительного изъятия.

Под финансовой помощью из бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются доходы в виде дотаций, субвенций и субсидий или иного безвозвратного перечисления средств.

Функции бюджета

Являясь экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняющих определенную социальную цель, удовлетворение потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться как самостоятельная экономическая категория. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же признаками, которые присущи финансам в целом, но в то же время имеет свои особенности в отличие от других сфер и звеньев финансовых отношений.

К числу особенностей бюджета можно отнести:

  • Государственный бюджет - это особая экономическая форма перераспределительных отношений, связанная с выделением части национального дохода в руки государства и его использованием в целях удовлетворения потребностей отдельных государственных и территориальных образований;
  • С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже, национального богатства между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности;
  • Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей степени, чем в других частях финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
  • Область распределения занимает центральное место в структуре государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Экономическая сущность государственного бюджета характеризуется особенностями, специфика которых не выходит за рамки общих свойств финансов, т.е. способ выражения экономической сущности через соответствующие функции финансов в целом и их связи одинаковы. Следовательно, государственный бюджет, как и вся финансовая система, выполняет распределительные и контрольные функции.

Однако, поскольку бюджет является особой категорией по отношению к категории финансы, он также выполняет следующие основные функции: 

  • Перераспределение национального дохода;
  • Финансовое обеспечение социальной политики;
  • Регулирование и стимулирование экономики; 
  • Контроль за формированием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Эти функции непосредственно выражают экономическую сущность государственного бюджета как инструмента стоимостного распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Благодаря распределительной функции происходит централизация средств на государственном уровне и их использование для удовлетворения общегосударственных потребностей. Контрольная функция позволяет судить о том, насколько своевременно и полно государство располагает финансовыми ресурсами, как формируются пропорции в распределении централизованных фондов, используются ли они экономически и эффективно.

Распределительные и контрольные функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку отражают все аспекты бюджетных отношений.

Содержание распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности, производственной и непроизводственной, отраслями народного хозяйства. Ни одна из категорий распределения затрат не осуществляет такого многомерного перераспределения средств, как бюджет, причем на таких разных уровнях хозяйствования.

Порядок формирования доходов и расходов государственного бюджета

Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда государственных средств, происходит через специальные экономические формы, доходы и расходы бюджета. Они выражают отдельные этапы распределения ценностей. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют конкретную общественную цель, доходы обеспечивают государство необходимыми средствами, а расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с национальными потребностями.

Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений реализации бюджетной и налоговой политики государства, реализуемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях. В то же время государство использует формы и методы, приемлемые в определенных условиях для получения доходов и расходов.

Как правило, источником дохода являются налоги или платежи, адекватные им. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера.

Структура государственного бюджета основана на бюджетной классификации и включает в себя семь частей: 

  • Доходы;
  • Полученные официальные трансферты (гранты);
  • Погашение кредитов, выданных из бюджета;
  • Расходы;
  • Кредитование;
  • Дефицитный (профицитный) бюджет;
  • Финансирование (дефицит (использование профицита) бюджета).

В свою очередь, доходы делятся на:

  • Налоговые поступления;
  • Неналоговые поступления;
  • Доход от операций с капиталом.

Эти три основные категории доходов бюджета дополняются частью (и одновременно категорией) полученных официальных трансфертов, то есть средств, полученных как от нижестоящих государственных органов (текущих и капитальных), субвенций и изъятий бюджетных средств, так и средств из-за рубежа на невозвратной основе (грантов).

Категория погашение кредитов, выданных из бюджета, представляет собой поступление средств от государственных хозяйствующих субъектов по бюджетным кредитам, предоставленным на возвратной основе-кредитам в предыдущие периоды (годы).

Вторая часть, расходы отражает расходы по основным функциональным группам:

  • Общегосударственные услуги;
  • Оборона;
  • Общественный порядок и безопасность;
  • Образование;
  • Здравоохранение;
  • Социальное обеспечение и социальная помощь;
  • Жилищно-коммунальное хозяйство;
  • Культура;
  • Спорт и информационное пространство;
  • Отрасли экономики, прочие расходы;
  • Обслуживание долга;
  • Официальные трансферты в нижестоящие бюджеты.

Средства, предназначенные для кредитования других хозяйствующих субъектов, которые впоследствии возвращаются в бюджет в виде возвратных платежей, отражаются в соответствующей части-кредитовании, являющейся функциональной группой.

Шестая часть, дефицит бюджета, представляет собой отрицательную разницу между доходами и расходами, включая кредитование, положительная разница между этими значениями означает профицит бюджета.

Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь между бюджетом и планами, прогнозами и программами социально-экономического развития государства, с финансовыми планами министерств и ведомств, организаций и учреждений, позволяет объединять отдельные сметы и финансовые планы в сводные сметы и планы, обеспечивает связь между сводными планами и бюджетной росписью.

До 1996 года бюджетная классификация включала следующие структурные подразделения, раздел, пункт, статью, главу.
Однако используемая в течение длительного времени классификация уже не отвечает современным требованиям прогнозирования, учета и контроля бюджетных средств, а также реализации бюджетного процесса.

Поэтому с 1996 года. он был заменен на новый, отвечающий международным стандартам. Доходы бюджета подразделяются на четыре категории, Категория, класс, подкласс и специфика. К таким категориям относятся, налоговые поступления, доходы от операций с капиталом, полученные официальные трансферты, погашение кредитов, выданных из бюджета, общее финансирование; движение остатков бюджетных средств.

Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке возрастания детализации источников доходов. Например, в налоговых поступлениях класс означает налоговую группу, подкласс, тип налога, а специфика, конкретного плательщика или объект налогообложения.

Расходы включают функциональную, экономическую и ведомственную классификацию. В соответствии с функциональной классификацией расходы делятся на пять разделов, функциональная группа, подпрограмма, государственное учреждение, администратор программы, программа и подпрограмма. Совокупность этих уровней образует функциональный классификационный код расходов.

Исполнение расходов и кредитование бюджета по ведомственной классификации означает группировку администраторами бюджетных программ, например, Администрацией Президента Республики Казахстан, экономическим отделом парламента, аппаратом премьер-министра, акимами областей и городов Алматы и Астаны, министерствами, комитетами, агентствами, другими ведомствами и службами Республики Казахстан.

В бюджете развития предусмотрены ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством. В текущем бюджете сконцентрированы все расходы, вытекающие из действующих норм и текущего уровня социального обеспечения. Она полностью сбалансирована за счет роста денежных накоплений и доходов населения, аккумулированных в бюджете. Бюджет развития объединяет расходы, связанные с потребностями расширенного воспроизводства, централизованного финансирования новых социально-экономических мероприятий; анализ составляющих бюджета развития дает возможность более взвешенно и взвешенно подходить к новым дополнительным расходам государства. Здесь должен последовательно реализовываться принцип, финансировать потребности строго в пределах реально полученных источников, собственных и заемных.

Планируемые расходы бюджета развития не должны быть обязательными и должны рассматриваться как верхний предел, то есть если не удастся получить больше доходов в ходе исполнения бюджета, то необходимо будет сократить расходы бюджета развития.

Анализ доходов и расходов государственного бюджета за 2009-2011 годы

Государственные доходы как экономическая категория присущи любой социально-экономической формации. Они основаны на определенных отношениях социальных групп и классов. Государственные доходы выражают отношения распределения и перераспределения национального дохода. В то же время государственные доходы - это сумма денег, которая сосредоточена в руках государства для выполнения его функций.

Анализ бюджетной политики Республики Казахстан

Основной целью фискальной политики в среднесрочной перспективе являлось обеспечение устойчивого экономического роста, содействие диверсификации и развитию несырьевых секторов экономики, максимизация поступлений в государственный бюджет без увеличения налоговой нагрузки, проведение сдержанной фискальной политики государственных расходов, совершенствование межбюджетных отношений и управление государственным долгом.

Достижению этой цели в среднесрочной перспективе способствовали следующие основные задачи:

  • Совершенствование бюджетного законодательства, процедур планирования и исполнения бюджета;
  • Повышение эффективности и результативности государственных расходов;
  • Сокращение ненефтяного дефицита бюджета;
  • Согласование стратегических, среднесрочных, годовых программ и планов развития с национальным бюджетом; 
  • Финансовая поддержка проводимых социальных реформ, развития образования, здравоохранения, сельского хозяйства и общественной инфраструктуры;
  • Снижение доли теневой экономики; 
  • Обеспечение прозрачности и стабильности межбюджетных отношений;
  • Совершенствование механизма формирования и использования средств Национального фонда; 
  • Определение оптимальных параметров дефицита республиканского бюджета и объема государственного долга с учетом политики экономии; 
  • Постепенное снижение доли внешнего долга в структуре государственного долга.

В результате рассмотрения в Парламенте Республики Казахстан проекта республиканского бюджета на 2005 год доходная часть была увеличена на 5,055 млрд тенге за счет внесения изменений в налоговое законодательство по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость.

Дополнительные финансовые ресурсы, полученные за счет увеличения доходов бюджета, сокращения отдельных видов расходов и увеличения дефицита бюджета, были направлены на: 

  • Сейсмоусиление объектов образования и здравоохранения г. Алматы;
  • Увеличение специальных государственных пособий труженикам тыла до 1 расчетного пункта;
  • Строительство объектов образования;
  • Развитие транспортной инфраструктуры города Астаны;
  • Обеспечение стабильного энергоснабжения потребителей Южного Казахстана.

Кроме того, в соответствии с поручением Главы государства в республиканском бюджете на 2009 год на создание межгосударственного инвестиционного банка было выделено 13,2 млрд тенге. Участие Республики Казахстан в уставном капитале банка способствует формированию и развитию рыночной экономики государств, членов Банка, экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей посредством инвестиционной деятельности.

Проблемы балансирования несбалансированного государственного бюджета

Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема дефицита бюджета и государственного долга. Дефицит бюджета и размер государственного долга - это градусник состояния экономики, поэтому этой проблеме традиционно уделяется большое внимание, как специалистами, экономистами, так и всем населением в целом.

Дефицит бюджета - это сумма, на которую расходы превышают доходы в данном году. Дефицит бюджета отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства и фиксирует результат этих изменений.

Экономическая теория проводит различие между структурными и циклическими бюджетными дефицитами. Структурный дефицит - это разница между доходами и расходами в рамках определенной бюджетной политики (текущий уровень налогообложения и текущие расходы государства) и постоянно устанавливаемым уровнем безработицы. За базу мы возьмем около 5%.Если уровень безработицы начинает превышать базовый уровень (когда экономическая система входит в состояние спада), то реальный дефицит бюджета ставится выше уровня структурного дефицита бюджета. Отчасти это связано с увеличением пособий по безработице, отчасти, с сокращением налоговых поступлений. Разница между фактическим наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом.

Изменения структурного и циклического дефицита зависят от состояния экономики. Таким образом, в период экономического подъема после экономического спада циклический дефицит сокращается. В то же время структурный дефицит может увеличиться, если налоги, например, останутся на прежнем уровне, а государственные расходы увеличатся (в частности, за счет роста, например, на оборону или на различные социальные программы).

Причин дефицита бюджета может быть несколько: 

  • Спад общественного производства;
  • Рост предельных издержек общественного производства;
  • Массовое производство так называемых пустых денег; 
  • Излишне, неоправданно раздутые социальные программы;
  • Затраты на финансирование ненужных объектов;
  • Оборот теневого капитала в огромных масштабах;
  • Возможной причиной дефицита бюджета являются также огромные непроизводительные расходы, проводки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, что еще не подлежит государственному учету.

Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны. В странах с фиксированной суммой денег в обращении правительство имеет только два традиционных способа покрытия бюджетного дефицита, государственные займы и повышенное налогообложение. Но есть и третий, традиционный, способ - это производство денег, или сеньоража.

Однако сеньория сегодня не принимает форму простого печатания денег (связь с возросшей инфляцией здесь слишком очевидна). В настоящее время сеньория существует за счет создания резервов коммерческих банков.

Нет никаких сомнений в том, что дефицит бюджета относится к так называемым 
негативные экономические категории, такие как инфляция, кризис, безработица, банкротство, но они являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система теряет способность к самодвижению и поступательному развитию.

Следует отметить, что дефицит бюджета не означает, что экономика здорова. Необходимо четко понимать, какие процессы происходят внутри самой финансовой системы, какие изменения в воспроизводственном цикле отражают дефицит бюджета.

В экономической теории существует несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики.

Первая концепция основана на том, что бюджет должен быть сбалансирован ежегодно. До недавнего времени целью финансовой политики считался ежегодный сбалансированный бюджет. Однако при ближайшем рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или существенно снижает эффективность бюджетной политики государства, антициклической, стабилизирующей направленности. Рассмотрим следующую логическую цепочку, предположим, что экономика переживает длительный период безработицы, а доходы населения падают. В таких условиях налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить налоговые ставки, либо сократить государственные расходы, либо использовать комбинацию этих двух мер. Однако следствием всех этих мер будет еще большее сокращение совокупного спроса.

Давайте рассмотрим еще один пример, который показывает, как желание сбалансировать бюджет каждый год может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции налоговые поступления автоматически увеличиваются, когда увеличивается денежный доход. Чтобы предотвратить надвигающееся превышение доходов над расходами, правительство должно принять следующие меры, либо снизить налоговые ставки, либо увеличить государственные расходы, либо использовать комбинацию этих двух мер. Следствием этих мер будет рост инфляции.

Вторая концепция основана на том, что бюджет должен быть сбалансирован в течение экономического цикла, а не ежегодно. Эта концепция предполагает, что правительство является антициклическим и в то же время стремится сбалансировать бюджет. Обоснование этой концепции бюджетной политики простое, разумное и привлекательное. Чтобы противостоять стаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть намеренно вызывает дефицит бюджета. Во время последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и сокращает государственные расходы. Полученный профицит бюджета может быть использован для покрытия дефицита, возникшего во время экономического спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а в течение нескольких лет.

Заключение

Проведенные в ходе курсовой работы исследования позволили сделать следующие выводы.

Бюджет является центральным звеном финансовой системы, поэтому в нем отражены все основные качественные характеристики финансов. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в деньгах, необходимых для выполнения экономических, социальных и политических функций. Государственный бюджет, как и вся финансовая система, выполняет распределительные и контрольные функции, но поскольку бюджет является особой категорией по отношению к категории Финансы, то он также выполняет следующие основные функции, перераспределение национального дохода, финансовое обеспечение социальной политики, регулирование и стимулирование экономики, контроль за формированием и использованием централизованного фонда фондов. Распределительные и контрольные функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку отражают все аспекты бюджетных отношений. Содержание распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности-производственной и непроизводственной, отраслями народного хозяйства. Основой функции контроля является движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных доходов и расходных назначений.

Устойчивый характер бюджетных отношений, плановая форма движения централизованного фонда государственных средств приводит к тому, что бюджетные отношения находят отражение в соответствующем финансовом документе-бюджете,главном финансовом документе страны. Он предусматривает процессы распределения, составляющие экономическое содержание бюджета. Бюджет как финансовый план, с одной стороны, базируется на финансовых планах развития экономики и сфер деятельности, а с другой стороны, во многом определяет их. Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с требованиями принципов единства, преемственности, приоритетности, сбалансированности и разумности.

Межбюджетные отношения - это отношения, которые формируются в бюджетном процессе между вышестоящими и нижестоящими уровнями бюджетов.

Система межбюджетных отношений предусматривает решение следующих основных задач:

  • Гарантированное обеспечение всех граждан на всей территории страны минимумом предоставляемых государством услуг;
  • Обеспечение финансовой самодостаточности бюджетов всех уровней;
  • Упорядочение финансовых потоков между уровнями бюджетов;
  • Обеспечение равномерного уровня социально-экономического развития территорий.

Государственные расходы - это расходы государства на обеспечение его бесперебойного функционирования, удовлетворение потребностей членов общества, которые покрываются из централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Все эти расходы государства финансируются в основном за счет средств, сосредоточенных в Государственном бюджете.

В результате анализа бюджетной политики на период 2004-2006 годов в сфере здравоохранения была утверждена государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы, на реализацию которой в 2005 - 2007 годах в Государственном бюджете предусмотрены дополнительные средства к уровню 2004 года в размере около 117,7 млрд тенге.

В социальной сфере утверждена и реализуется программа дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005 - 2007 годы.с 1 июля 2005 года заработная плата государственных служащих и работников бюджетной сферы была увеличена в среднем на 32%.

При изучении прогноза бюджетной политики на 2007-2009г определены его основные направления:

  • Снижение ставок социального налога и налога на добавленную стоимость;
  • Рассмотрение вопроса о постепенном перераспределении налоговой нагрузки с доходов юридических лиц на доходы физических лиц;
  • Рассмотрение вопроса о переходе на всеобщее декларирование доходов физических лиц;
  • Дальнейшее совершенствование законодательства в части налогового администрирования с использованием информационных технологий.