Государственный бюджет, проблема баланса доходов и расходов.

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Франчайзинг: мировой опыт и российская практика  
Центральный банк россии и основные направления его деятельности  
История развития коммерции и предпринимательства в россии  
Структурные и финансово-экономические кризисы, их сущность и последствия  


Введение:

Государство, действуя в лице соответствующих органов власти, имеет различные финансовые отношения с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением. Специфика отношений, которые мы рассматриваем, заключается в том, что они возникают в процессе распределения и связаны с формированием и использованием централизованного фонда средств, предназначенного для удовлетворения национальных потребностей. Такие отношения называются бюджетными отношениями. Совокупность бюджетных отношений составляет понятие государственного бюджета.

Федеральный бюджет Российской Федерации является ведущим звеном в бюджетной системе Российской Федерации, который объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом штата на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в форме федерального закона. По своему экономическому содержанию федеральный бюджет является формой формирования и использования централизованного фонда фондов Российской Федерации.

Именно федеральный бюджет является основным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, посредством которого мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на всей территории России и укрепления обороноспособности государства. Федеральный бюджет составляет значительную часть процесса распределения, который заключается в распределении средств между секторами народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации (статья 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации подробно регламентирует порядок его формирования и реализации.

Бюджет может оказать большое влияние на экономику страны в связи с тем, что его можно использовать для ускорения научно-технического прогресса. Создание нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование системы подготовки кадров, использование льготного налогового режима с точки зрения налогообложения прибыли от продажи новых видов продукции и аналогичных бюджетных мер призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения. 

Целью курсовой работы является изучение сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования в частности на примере бюджета Российской Федерации. 

Исходя из этой цели, были определены следующие задачи: 

  •  изучить понятие государственного бюджета;
  •  рассмотреть сущность доходов и расходов в бюджете; 
  •  проанализировать состав и структуру доходов и расходов федерального бюджета. 

Объектом исследования является государственный бюджет. 

Предметом исследования является его структура и функции. 

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений. 

Сущность, структура и функции государственного бюджета 

Структура государственного бюджета 

Прежде чем говорить о структуре бюджета и его функциях, необходимо выяснить, что такое государственный бюджет.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, принятым 23 января 2000 г. и утвержденным Советом Федерации, применяются следующие понятия и термины. 

Бюджет - форма формирования и расходования средств предназначен для финансовой поддержки задач и функций государства и местного самоуправления.

Функционирование государственного бюджета происходит через особые экономические формы - доходы и расходы, выражающие последовательное перераспределение стоимости общественного продукта, сосредоточенного в руках государства. Доходы и расходы бюджета, в зависимости от категории, каждая из которых имеет определенное социальное значение. Доходы служат финансовой основой для деятельности государства, расходов на удовлетворение национальных потребностей.

Доходами бюджета являются денежные средства, полученные безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством, находящиеся в распоряжении государственных органов на соответствующем уровне.

Доходы бюджета формируются за счет налоговых (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени) и неналоговых видов доходов, поступлений из целевых бюджетных средств и других поступлений. 

Налоги являются императивными денежно-кредитными отношениями, в процессе которых формируется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. 

Налоги являются безотзывными и бесплатными, налог никогда не возвращается налогоплательщику. Эта особенность отличает налоги от пошлин (денежные отношения, в процессе которых формируется бюджетный фонд, а субъект обязанности получает право осуществлять любые хозяйственные операции и получает любые документы). 

Взносы в фонды государственного бюджета (Фонд занятости, Пенсионный фонд) не распространяются на налоги.

Налоги имеют две функции: фискальные и контрольные. Фискальной функцией является формирование доходов бюджета, что является основной целью налогов (до 90% бюджетных доходов в цивилизованных странах составляют налоги). 

Функция контроля тесно связана с фискальной. Устанавливая отдельные элементы налога - объект налога, налоговую единицу, налоговую ставку, налоговый период - государство уже создает условия для проверки расчета заработной платы и связанных с ней показателей - прибыли, себестоимости. Таким образом, предполагается, что можно контролировать всю хозяйственную деятельность субъекта налога.

С увеличением ставки налога доходы в государственный бюджет увеличиваются. Увеличение происходит до тех пор, пока не будет достигнута оптимальная налоговая ставка, обеспечивающая максимальные доходы бюджета. Дальнейшее повышение налоговой ставки снижает стимулы для работы, предпринимательства, а с увеличением налоговой ставки доходы бюджета уменьшаются. Теоретически при уровне налогообложения 100% доходы бюджета могут приближаться к нулю. 

Налоги играют важную роль в перераспределении чистого национального продукта между экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами) и государством, имеющим в своем распоряжении более трети чистого национального продукта.

Кроме того, существует регулирующая роль для налогов. Например, предоставление налоговых льгот, налоговых льгот помогает повысить деловую активность субъектов хозяйствования при трансформации сбережений в инвестиции. С ростом налоговых ставок темпы экономического развития замедляются. 

Налоги, а также сбор пошлин и выплаты во внебюджетные фонды могут способствовать ускоренному развитию приоритетных секторов экономики, отдельных экономических территорий или замедлять их развитие. Они играют антимонопольную и антиинфляционную роль, регулируют доходы определенных групп населения, стимулируют определенные виды экономической деятельности или, наоборот, заставляют их отказаться от них.

Большинство неналоговых доходов не являются финансово фиксированными по своей природе и не имеют фиксированной ставки. В отличие от других доходов, неналоговые доходы бюджета не должны строго планироваться. Однако на практике они планируются, как правило, на уровне прошлогодних поступлений. Одной из причин является наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Например, в соответствии со ст. 22 «Об основах бюджетных прав на формирование и использование внебюджетных средств ...» от 15 апреля 1993 года № 4807-1 представительные органы субъектов Российской Федерации вправе принимать решения на создание целевых фондов за счет штрафных санкций.

Неналоговые доходы, как и налоговые поступления, устанавливаются представительными органами власти Российской Федерации и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут быть в форме как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах есть указания на принудительный сбор определенных платежей в случае неуплаты. Неналоговые платежи характеризуются более целевым использованием доходов, чем налоговые платежи, что закреплено в правовых актах в порядке исчисления и взимания каждого конкретного платежа.

Список неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией.

В соответствии с классификацией доходов бюджета Российской Федерации, разработанной бюджетным департаментом Министерства финансов Российской Федерации, к неналоговым доходам относятся: 

  1. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от приватизации государственных организаций, поступления от продажи государством акций принадлежащих ему организаций, доходы от продажи квартир, доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных активов (университеты, жилые здания, городской транспорт), в том числе доходы от продажи конфискованных товаров, которые перешли в государственную или муниципальную собственность.
  2. Доход от продажи государственных резервов.
  3. Доходы от государственного и муниципального имущества (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду сельскохозяйственного имущества, перевод прибыли в Центральный банк Российской Федерации, оплата за выделение квот на вылов водных биологических ресурсов совместными предприятия и иностранные юридические лица). 
  4. Доход от продажи земли и нематериальных активов (интеллектуальная собственность, деловая репутация организаций, промышленный дизайн). 
  5. Административные сборы и платежи (сборы ГИБДД). 
  6. Штрафы, возмещение ущерба (санкции за нарушение порядка применения цен, получение сумм за выпуск и реализацию продукции, произведенной без стандартов и спецификаций).
  7. Доходы от внешнеэкономической деятельности (проценты по государственным кредитам, предоставленным Российской Федерацией иностранным правительствам, поступления от централизованных экспортных сумм). 

Бюджетные расходы - средства, выделяемые на финансирование государственного управления, международной деятельности, национальной обороны, правоохранительной деятельности, сельского хозяйства, рыболовства, социальных и культурных мероприятий. 

Ниже мы подробно рассмотрим отрасли, на которые направлены бюджетные расходы: 

1. Жилищно-коммунальное хозяйство. 

Промышленная структура диверсифицированных жилищно-коммунальных услуг (ЖКХ) России включает в себя более 30 видов деятельности (электричество, тепло, газ, водоснабжение).

В связи со спецификой функционирования жилищно-коммунального хозяйства его финансирование осуществляется со стороны субъектов Российской Федерации. Это расходы на капитальный ремонт жилого фонда, для покрытия убытков организаций по обслуживанию жилья, которые обслуживают жилой фонд, и некоторые другие расходы). 

Основным источником дохода для коммунальных услуг является доход от продажи коммунальных услуг, который зависит от объема услуг и уровня тарифов. 

Правительство Российской Федерации ввело федеральные стандарты для перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, согласно которой будут строиться взаимосвязи между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации:

  • федеральный стандарт социальных норм на жилую площадь - 18 м2 общей жилой площади на 1 члена семьи из 3 и более человек, 42 м2 на семью из 2 человек, 33 м2 на одного живущего человека. 
  • федеральный стандарт предельно допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, исходя из социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг. Для 1198. Норма установлена ​​на уровне 18% от валового дохода семьи на 2000 г. - 20%, на 2003 г. - до 25%. 

2. Сельское хозяйство 

Государство финансирует агропромышленное производство за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Средства федерального бюджета, выделенные на поддержку и развитие агропромышленного производства, в основном используются для поддержки инвестиционной деятельности, включая приобретение новых машин и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами; повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, проведение научных исследований по охране окружающей среды. 

Средства также выделяются на кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства, развитие и поддержку сельскохозяйственного рынка, организацию профессиональной подготовки, повышение квалификации кадров в сфере агропромышленного производства.

Основной целью бюджета является предотвращение спада сельскохозяйственного производства в рамках реализации задач по развитию агропромышленного комплекса и его государственному развитию.

3. Транспорт, дорожное хозяйство 

Транспортные расходы в Российской Федерации по многим отраслям экономики очень значительны и составляют от 10 до 55% стоимости продукции, поэтому стоимость перевозки ограничивает зону продаж продукции и их конкурентоспособность в рыночной экономике. Значительное снижение государственной инвестиционной поддержки транспорта, раздробленность приватизированных и акционированных транспортных предприятий препятствует развитию экономики страны. Поэтому необходимо было вмешательство государства в решение вопросов развития транспорта. 

Средства выделяются из бюджета на финансирование следующих видов транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, воздушный и городской транспорт. 

4. Фундаментальные научные исследования и научно-технический прогресс

Существуют два основных бюджетных метода финансирования научных исследований: институциональный, когда средства для финансирования выделяются на содержание всей научной организации в соответствии с оценкой, разработанной последней и принятой для финансирования, и программно-целевой (выборочный), когда выделено финансирование на реализацию отдельной темы. 

Последний метод более прогрессивен, так как позволяет создать работоспособную команду для достижения конкретного научного результата и полного обеспечения ее финансирования.

Смета бюджетного научно-исследовательского учреждения составляется по статьям затрат и содержит следующие разделы: набор расходов, расчет затрат на содержание аппарата управления, общие сведения, в том числе список организаций, подведомственных научно-исследовательскому учреждению, расчет производства показатели, распределение объема затрат по видам работ, структурным подразделениям и темам. 

Основная форма финансирования в научной сфере представлена ​​системой академий наук, которые финансируются из федерального бюджета, наделены правами управления своей деятельностью и имуществом. 

5. Образование

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96 г. № 12-ФЗ понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождаемый заявлением гражданин (студент) образовательных уровней (образовательных квалификаций), установленных государством, которые заверены соответствующим документом. 

Бюджетные средства являются основным источником финансовой поддержки расходов на образование. Необходимость бюджетного финансирования сектора образования обусловлена ​​свойствами образовательных услуг как общественного блага, их ролью в социально-экономическом развитии страны.

Структура финансовых потоков на содержание образовательных учреждений классифицируется по уровням бюджета. Федеральный уровень включает три направления для выделения средств: на содержание федеральных учреждений, на реализацию федеральных образовательных программ, на образовательные субвенции в рамках трансфертов в регионы, нуждающиеся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному уровню и предусматривают ассигнования на содержание местных учреждений и реализацию их собственных программ.

В тех случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, используется термин «многоуровневое финансирование», то есть источниками финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования разных уровней, но и широкий спектр внебюджетных средств. ,

Закон РФ «Об образовании» предусматривает, что государство гарантирует ежегодное выделение средств на образование не менее 10% национального дохода. Установлено, что обучение 170 студентов на 10 тысяч населения подлежит финансированию. Однако практика финансирования показывает, что эти положения не выполняются: доля ВВП, выделяемая на образование, составляет всего 4,4%, система льгот для учеников и студентов не внедряется, а соответствующих средств на развитие образования нет был создан.

6. Культура и искусство 

Культура, как и образование, является одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура обладает значительным коммерческим потенциалом и при умелом использовании может внести значительный вклад в развитие экономики. 

Государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности культурных мероприятий, культурных ценностей и льгот для граждан. 

Последний подход принят в основу законодательства Российской Федерации о культуре. Указано, что не менее 2% федерального бюджета и 6% территориальных бюджетов должно выделяться на культуру ежегодно. Необходимость регулярного уточнения суммы финансирования предусмотрена для возмещения дополнительных расходов в связи с инфляционными процессами.

На практике ситуация такая же, как и в сфере образования, поскольку ни федеральные, ни региональные власти не выполняют требований законодательства из-за дефицита бюджета. 

7. Судебная система, правоохранительные органы, национальная оборона 

согласно ст. 124 Конституции Российской Федерации «финансирование судов осуществляется из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого отправления правосудия в соответствии с Федеральным законом». 

Стоимость федеральной судебной системы в последние годы быстро росла из-за растущего давления на судебную систему.

Правоохранительные органы и органы безопасности представляют собой систему государственных органов, призванную защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность и интересы общества и государства от незаконных посягательств. Реформирование системы безопасности предполагает выделение значительных сумм средств, особенно для обустройства таможни на новых границах Российской Федерации, которые играют значительную роль в бюджете. 

Расходы на оборону направлены на обеспечение оборонной функции государства. Объем средств, выделяемых на эти цели, зависит от экономических возможностей страны, международной и внутриполитической ситуации, технического оснащения, численности и необходимости поддержания уровня жизни военнослужащих. 

8. Обслуживание государственного долга

Государственный долг - совокупность долговых обязательств органов государственной власти. 

В свою очередь, государственный долг делится на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой совокупность долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации. Внешний долг - это совокупность долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте. 

В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны, так и за рубежом.

Внешние заимствования осуществляются на основании международных договоров Правительством Российской Федерации или от имени российских юридических лиц. Закон устанавливает максимальный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению российского долга. Учет и регистрация предоставленных займов и займов находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, а порядок их определения определяется Правительством Российской Федерации. 

Государственные долговые обязательства можно классифицировать по следующим параметрам:

  • срок действия - долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства Российской Федерации погашаются в срок, определенный конкретными условиями займа, но не может превышать 30 лет; право выпуска - эмитентом долговых обязательств Российской Федерации может быть центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления; 
  • признак субъектов - владельцев ценных бумаг - долговые обязательства Российской Федерации могут быть реализованы только среди населения, только среди юридических лиц, а также среди юридических лиц и среди населения;
  • по форме кредиты подразделяются на облигационные и не связанные; облигационные займы связаны с выпуском ценных бумаг; Облигации без обязательств оформляются путем подписания соглашений, контрактов, а также путем внесения записей в долговые книги и выдачи специальных обязательств.

Займы также классифицируются по форме выплаты дохода и способу размещения. 

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, в которых указывается уровень процентов, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика, как правило, размещаются банковскими консорциумами. Они взимают комиссию за эту услугу. 

Источником погашения государственных займов и уплаты процентов по ним являются бюджетные средства, где эти расходы ежегодно выделяются отдельной строкой. 

Бюджетная классификация РФ

Бюджетная классификация Российской Федерации - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением группирующих кодов объектам классификации. 

Используется для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечения сопоставимости показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 

Инструкция о порядке применения бюджетной классификации была утверждена приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (при планировании плана и сметы на 2016 год учитываются изменения, внесенные по приказу Минфин России от 8 июня 2015 г. № 90н). 

Структура бюджетной классификации Бюджетная классификация включает в себя:

  • классификация доходов бюджета; 
  • классификация бюджетных расходов; 
  • классификация источников финансирования дефицита бюджета; 
  • классификация операций субъектов публичного права (классификация операций сектора государственного управления). 

Классификация доходов бюджета. Код классификации доходов бюджета Российской Федерации состоит из: 

  • кода главного администратора доходов бюджета. Он присваивается в соответствии с законом (решением) о соответствующем бюджете. Государственные органы являются распорядителями доходов бюджета. 
  • код типа дохода. Он отражает, что было квитанцией: налоговая, неналоговая или безвозмездная (включает группу, подгруппу, статью, подпункт и элемент дохода).
  • код подвидов доходов. Он используется для детализации поступлений по кодам классификации доходов. Он устанавливается Министерством финансов, финансовыми органами субъекта и муниципалитетами и детализирует квитанции. 

Например, в 18-20 цифрах кода они отражают коды экономического содержания доходов: 

  • 110 - налоговые поступления; 
  • 120 - доход от собственности; 
  • 130 - доход от оказания платных услуг; 
  • 140 - сумма обязательного вывода. 

Например: KBK 182 1 01 02000 01 0000 110 - этот код означает подоходный налог с физических лиц, главным администратором которого является Федеральная налоговая служба России. 

Классификация бюджетных расходов 

Код классификации бюджетных расходов состоит из:

  • код главного распорядителя бюджетных средств. Отражает отдел (учреждение), который распределяет средства между подчиненными учреждениями. 
  • код раздела, подраздел, целевой объект и тип расходов. Определяет, для чего предназначены функции государственных фондов. Соответственно, код подраздела детализирует код раздела. 

Код типа расходов включает в себя группу, подгруппу и элемент типа расходов. Виды расходов детализируют направление финансовой поддержки расходов по целевым статьям бюджетных расходов. Перечень и правила применения видов расходов одинаковы для всех бюджетов бюджетной системы. Они приведены в п. 5.2 раздела III инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, и в приложении 3 к настоящему приказу.

В зависимости от направления затрат на финансирование выделяются следующие группы видов затрат: 

  • 100 - расходы на оплату труда персонала в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, государственными учреждениями, органами управления государственной внебюджетной структурой. фонды; 
  • 200 - закупка товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд; 
  • 300 - социальное обеспечение и другие выплаты населению; 
  • 400 - капитальные вложения в государственную (муниципальную) собственность; 
  • 500 - межбюджетные трансферты; 
  • 600 - предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и другим некоммерческим организациям; 
  • 700 - обслуживание государственного (муниципального) долга; 
  • 800 - другие бюджетные ассигнования. 

Классификация операций государственного управления

Код для классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) используется для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечения сопоставимости показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Федерация. KOSGU включает в себя группу, статью и подстатью классификации операций сектора государственного управления.

Общими для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами классификации операций сектора государственного управления являются: 

  •  доходы; 
  •  расходы; 
  •  получение нефинансовых активов; 
  •  выбытие нефинансовых активов; 
  •  получение финансовых активов; 
  •  выбытие финансовых активов; 
  •  увеличение обязательств; 
  •  снижение обязательств. 

Группа 100 «Доходы» - предназначена для группировки операций, которые относятся к доходам и детализированы по статьям 110-180. Наиболее распространенными статьями являются 120 «Доходы от собственности», 130 «Доходы от платных услуг», 140 «Суммы принудительного изъятия» и 180 «Прочие доходы». 

Остальные используются реже, с полномочиями на проведение соответствующих операций. 

Группа 200 «Расходы» - предназначена для группировки операций, которые относятся к расходам и подробно описаны в статьях 210-260, 290. 

Наиболее распространенными статьями являются 210 «Вознаграждения и начисления за выплаты по заработной плате», 220 «Оплата за услуги», 260 «Социальное обеспечение» и 290 «Прочие расходы». Остальные менее распространены, с полномочиями на проведение соответствующих операций.

Группа 300 «Поступление нефинансовых активов» предназначена для отражения операций, связанных с приобретением, созданием нефинансовых активов: основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, а также запасов. Это детализируется следующими статьями: 310 «Увеличение стоимости основных средств», 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов», 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов», 340 «Увеличение стоимости запасы».

При проведении кассовых расходов на предметы и подпункты КОСГУ обращайте внимание на экономическое содержание условий договора. Например, отражают расходы по договору, предметом которого является строительство здания, по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. А если в договоре указана сумма на покупку строительных материалов - примените статью 340 «Увеличение стоимости материально-производственных запасов» из КОСГУ.

Группа 400 «Распоряжение нефинансовыми активами» предназначена для операций по выбытию от продажи этих активов. Он включает в себя следующие статьи: 410 «Доход от продажи основных средств, компенсация ущерба от нехватки основных средств», 420 «Доход от продажи нематериальных активов», 430 «Доход от продажи непроизведенных активов», 440 «Доход от продажи материально-производственных запасов, возмещение ущерба от недостатка материальных резервов». 

Таким образом, учреждения имеют право при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию операций по статьям: 

  • 130« Доход от оказания платных услуг (работ); 
  • 180 «Прочие доходы»; 
  • 290 «Прочие расходы»; 
  • 310 » Увеличение стоимости основных средств »;
  • 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»; 
  • 340 «Увеличение стоимости товарно-материальных запасов» (в пределах третьей категории кода). 

Группа 500 «Поступление финансовых активов» подробно описана в статьях 510 - 550 КОСГУ, в рамках которых сгруппированы операции, связанные с получением финансовых активов. 

Группа 600 «Распоряжение финансовыми активами» предназначена для отражения операций, связанных с выбытием финансовых активов (Статьи 610 - 650 КОСГУ). 

Группа 700 «Увеличение обязательств» детализирована по статьям КОСГУ 710 и 720. Уменьшение обязательств отражается в статьях, относящихся к группе 800. 

Проведение денежных расходов по кодам видов расходов, которые не соответствуют сведениям, предусмотренным ведомственной структурой расходов в законе (решении) о соответствующем бюджете или сводном бюджете, соответствующего бюджета может быть квалифицировано как злоупотребление бюджетом (ст. 38 п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации). 

Государственный бюджет: доходы и расходы 

Доходы и расходы бюджета Российской Федерации

Совокупность всех финансовых отношений в обществе формирует финансовую систему государства. Он состоит из следующих ссылок: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные государственные фонды. Государственный бюджет является ведущим звеном в финансовой системе. 

Государственный бюджет является крупнейшим централизованным денежным фондом, находящимся в распоряжении правительства. 

Именно с помощью бюджета государство может сосредоточить финансовые ресурсы на решающих секторах социально-экономического развития, с помощью бюджета национальный доход перераспределяется между секторами, территориями, сферами общественной деятельности.

В наиболее общем виде государственный бюджет можно назвать планом доходов и расходов государства на текущий год, составленным в форме бухгалтерского баланса и имеющим силу закона. 

Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных расходов. 

Все расходы можно разделить на следующие группы: 

  •  военные; 
  •  экономический; 
  •  для социальных целей; 
  •  для внешнеполитической деятельности; 
  •  на содержание администрации.

В современных условиях, в связи с активной государственной политикой, происходит значительное увеличение государственных расходов. Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который сформулировал закон об усилении государственной деятельности, согласно которому государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем национальный доход. Эти утверждения вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера. 

Доходы государственного бюджета формируются за счет: 

  • неналоговых доходов, которые состоят из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от государственной собственности; 
  • доходы целевых бюджетных средств.

Налоговые поступления составляют около 84% федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7%, а доходы целевых бюджетных средств - 9%. Следовательно, налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. 

Эксперты констатируют, что доходы снижаются, но расходы не могут быть снижены. Напротив, бюджетные требования диктуют необходимость их увеличения. При сохранении бюджетного правила и указанных параметров доходов от нефти и газа увеличение расходов бюджета возможно только при увеличении не нефтяных и газовых доходов. Министерство финансов пыталось решить эту проблему всеми доступными и недоступными способами.

В структуре расходов федерального бюджета доля управленческих расходов монотонно возрастает, поскольку сократить расходы на себя невозможно. Ожидается, что расходы на оборону вырастут на 1,6 процентного пункта по сравнению с 2014 годом. По сравнению с 2012 годом эта доля выросла более чем на 5 процентных пунктов. Еще одним бенефициаром в 2015 году была национальная экономика. Расходы в этой области в 2015 году увеличатся по сравнению с 2014 годом на 1,9 процентных пункта. 

Доходная часть бюджета составит 13 738,5 млрд. рублей (на 465 701,2 млн. рублей больше, чем в 2015 году). 

Планируется привлечь дополнительные средства путем внесения ряда изменений в действующее законодательство, в частности, увеличится фискальная нагрузка на предприятия, работающие в нефтегазовом секторе.

Проблемы баланса доходов и расходов государственного бюджета России 

В настоящее время основными проблемами в государственном секторе являются:

  • баланс бюджета; 
  • совершенствование бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетных ресурсов и бюджетного процесса; 
  • укрепление системы финансового контроля за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных средств;
  • разработка методологических подходов, методов и приемов бюджетирования и распределения бюджетных средств. 

Основной проблемой на современном этапе является вопрос эффективности использования бюджетного потенциала. 

Эти проблемы можно обобщить на группы - теоретические, методологические, методологические, реализации и контроля. 

Реформирование бюджетной системы требует осмысления накопленного опыта, выявления и изучения эволюционных процессов, обобщения разработанных принципов, методов и приемов их применения в практике бюджетной системы и бюджетного процесса.

Сбалансированный бюджет может быть достигнут за счет эффективности сбора налогов со всех налогоплательщиков, сокращения издержек, расширения выбросов и не связанных с выбросами источников финансирования дефицита бюджета, увеличения доли неналоговых видов доходов, сокращения внешних и внутренних заимствований. 

В настоящее время существует много проблем с функционированием макроэкономических показателей. Одной из главных проблем является проблема сбалансированности государственных бюджетов. Сегодня безупречным исполнением бюджетов является абсолютное покрытие расходов доходами и формирование баланса средств (преувеличение доходов над расходами).

Полученный баланс будет применяться Правительством Российской Федерации при: 

  •  непредсказуемых ситуациях; 
  •  за досрочную оплату долга; 
  •  перенести его в бюджет соответствующего года.

Дефицит бюджета в результате превышения расходов над доходами покрывается государственными займами. При этом государственные займы реализуются в форме продажи государственных ценных бумаг, займов от международных кредитных организаций и получения займов от банков (эта форма финансирования дефицита бюджета часто используется местными властями). 

Сбалансированный бюджет является основой для нормального функционирования органов государственного управления, а также его административно-территориальных институтов.

Однако если несбалансированная часть бюджетов будет несбалансированной, это может привести к: 

  •  приостановлению финансирования бюджетных образований; 
  •  к несоблюдению сроков выполнения государственных и муниципальных заказов;
  •  к появлению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. 

Безупречным вариантом будет полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объему дохода. Однако в условиях реальной экономики это очень трудно и даже практически невозможно достичь. Поскольку бюджетирование дефицита неизбежно, необходимо обеспечить цепочку источников финансирования дефицита бюджета, чтобы обеспечить баланс. 

В целях определения направления государственной политики в 2016 году можно представить вышеприведенные экономические показатели суммы затрат в долях от общей суммы расходной части бюджета.

Распределение бюджетных расходов в 2016 году выглядит следующим образом: 27,7% - социальная политика; 19,2% - защита; 15,9 - народное хозяйство; 12,7% - правоохранительная система; 7,2% - вопросы государственного управления; 4,2% - межбюджетные трансферты; 4,1% - обслуживание государственного долга; 3,6% - образование; 3,0% - здравоохранение; 0,6% - культура; 0,5% - средства массовой информации; 0,5% - жилищно-коммунальное хозяйство; 0,4% - физкультура и спорт; 0,4% - защита окружающей среды. 

Утвержденный бюджет на 2016 год показывает, что уровень расходов в стране значительно превысит уровень полученных доходов. Несмотря на снижение уровня социальной поддержки населения и высвобождение денег на все возможные статьи расходов, законодателям удалось приблизиться к дефициту бюджета в 2 360,2 млрд рублей, что составляет 3,0% ВВП.

Заключение 

Можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном в финансовой системе страны. 

Современная бюджетная система Российской Федерации является достаточно стабильной системой экономических отношений, но в ней все еще много неопределенностей. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы, совершенствовать деятельность государства, а следовательно, и экономическое процветание граждан Российской Федерации.

В Российской Федерации создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закрепленном в Конституции Российской Федерации и других актах, использующих принципы финансово-бюджетного федерализма. Но в структуре бюджетной системы еще много нерешенных вопросов, а отлаженные механизмы функционирования и взаимосвязи бюджетов разных уровней не разработаны. 

Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет является экономической формой формирования и использования основного централизованного фонда государственных средств. 

Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.

Важнейшей задачей является обеспечение ее прозрачности для всех членов общества. Необходимо обеспечить, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Оно должно стать надежной опорой и гарантом для всех получателей средств, указанных в законе. Указанные задачи могут быть решены только путем объединения усилий Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания. 

Бюджет составлен исходя из макроэкономического прогноза, что в 2016 году рост ВВП составит 0,7%. Другие основные параметры документа: уровень инфляции - 6,4%, курс доллара - 63,3 рубля, цена на нефть - 50 долларов за баррель.

Доходы планируются на уровне 13,738 трлн рублей (17,5% ВВП), расходы - 16,098 трлн рублей (20,5% ВВП). Дефицит бюджета составляет 2,360 трлн рублей (3% ВВП). Они собираются покрывать его в основном за счет средств Резервного фонда (5 трлн 507 млрд рублей), сокращая расходы соответствующих министерств и замораживая накопительную часть пенсии. 

Предполагается приблизить бюджетную классификацию Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом административной реформы. 

В области бюджетной классификации доходов и расходов необходимо упростить бюджетную классификацию по статьям формирования доходов и расходов бюджетных средств.

В бюджетном процессе - совершенствование системы обсуждения и принятия бюджетов. 

В целях решения проблем контроля и эффективного расходования бюджетных средств можно ввести персональную ответственность должностных лиц всех уровней государственного управления бюджетной системы за формирование бюджетов, целевое расходование бюджетных средств, а также ввести система вознаграждения, основанная на производительности.