Государственный бюджет и налоговое бремя

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 14.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Рынок как саморегулирующийся механизм. Общее и частичное равновесие
Базовые условия отраслевого рынка со стороны спроса
Сравнительный анализ уровня жизни населения в различных странах мира: показатели и методы оценки
Проблема вывоза капитала из России в современных условиях


Введение:

Налоги являются необходимым звеном в экономических отношениях в обществе, поскольку возникновение государства, развитие и изменение форм которого неизменно сопровождается трансформацией налоговой системы. В современном обществе налоги являются основным источником государственных доходов. В дополнение к этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса и на определение приоритетов социально-экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Республики Беларусь была адаптирована к новым общественным отношениям в соответствии с мировым опытом.

Фискальная система является одним из важнейших механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. Именно через бюджетную систему государство формирует централизованные фонды и влияет на формирование децентрализованных фондов, обеспечивая способность выполнять функции, возложенные на государственные органы. Экономические и политические реформы, проведенные в Республике Беларусь в последние годы, также не могли не повлиять на сферу государственных финансов и, прежде всего, бюджетную и налоговую систему. Сбалансированный государственный бюджет, являясь основным средством мобилизации и расходования государственных ресурсов, в условиях нынешнего финансово-экономического кризиса дает политической власти реальную возможность влиять на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики и оказывать социальную поддержку населению. Нынешние экономические реалии, во-первых, обусловлены обстоятельствами финансового кризиса и слабостью банковской и расчетной систем, а во-вторых, они сопровождаются недостаточно скоординированной финансово-экономической политикой на различных уровнях государственного управления.

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение понятия налоговой системы и налогового бремени, а также необходимости формирования сбалансированного государственного бюджета в Республике Беларусь на современном этапе.

В соответствии с целью курсовой работы выдвигаются следующие задачи:

  • изучение понятия налоговой системы и налоговой нагрузки в народном хозяйстве;
  • изучение зарубежного опыта формирования налоговой системы как основы сбалансированного бюджета (на примере сравнения налоговых систем Российской Федерации и Республики Беларусь);
  • анализ основных направлений бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе.

Курсовая работа основана на законодательных актах Республики Беларусь, теоретических исследованиях и периодических изданиях, которые затрагивают предмет нашего исследования. В работе используется статистическая информация о бюджетных показателях за последние годы в Республике Беларусь.

Сущность и значение налоговой системы, понятие налогового бремени

Налоговая система является одним из основных элементов рыночной экономики. Он выступает основным инструментом влияния государства на развитие экономики, определяет приоритеты социально-экономического развития, формирует эффективный и сбалансированный государственный бюджет.

Налоги были необходимым звеном в экономических отношениях в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм правления всегда сопровождается трансформацией налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги являются основным источником государственных доходов. Помимо этой чисто финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги известны с зари человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми социальными потребностями. В развитии форм и методов сбора налогов можно выделить три основных этапа.

На начальном этапе развития общества (от древнего мира до начала средневековья) у государства не было финансового аппарата, способного определять, сколько и какие налоги следует собирать. Была определена только общая сумма средств, которую было желательно получить; процесс сбора налогов был обязанностью города или общины.

На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) Государство организует сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и выполняет некоторые функции пополнения казначейства: устанавливает налоговую квоту, контролирует процесс сбора налогов, и ограничивает этот процесс более или менее широкими рамками. 

И, наконец, третий современный этап - государство берет на себя все функции по установлению и сбору налогов, и сегодня существует широкая практика применения налоговых правил государством. Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, обладая той или иной степенью независимости.

В рыночной экономике любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные рыночные явления. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в ​​рыночных условиях.

Использование налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения связи национальных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяется связь субъектов хозяйствования с государственным и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, в том числе привлекаются иностранные инвестиции путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

В контексте перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, стимулирование и развитие приоритетных секторов национальной экономики путем предоставления им налоговых льгот, резко возрастает. растет. Государство, которое проводит грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать высокотехнологичные отрасли и ликвидировать убыточные предприятия.

Под налоговым бременем, как правило, понимают меры экономических ограничений, создаваемых удержанием средств на уплату налогов.

На макроэкономическом уровне показатель налоговой нагрузки определяется как отношение общей суммы налоговых платежей к общему национальному продукту. Средний уровень налоговой нагрузки в зарубежных странах обычно составляет 40-45%.

Показатель налогового бремени конкретного налогоплательщика отражает долю его общего дохода (выручки от продажи продукции, услуг и других продаж), выведенную в бюджет:

Налоговая нагрузка налогоплательщика определяется как сумма начисленных налоговых платежей, деленная на общий доход

Этот показатель дифференцирован по предприятиям различных отраслей. Так, на предприятиях по производству винно-водочной продукции и в транспортных организациях этот показатель выше, чем на предприятиях строительной отрасли, и значительно выше, чем на сельскохозяйственных предприятиях.

Снижение налоговых ставок (налоговая нагрузка) позволяет увеличить инвестиции в производство и повысить заработную плату (повысить мотивацию труда и повысить покупательную способность населения), что в совокупности приводит к повышению эффективности производства, увеличению доходов предприятий и росту торговли и, как следствие, увеличение налоговой базы.

Увеличение налоговых ставок при постоянной величине налоговой базы приводит к увеличению суммы налоговых поступлений пропорционально увеличению ставок. Однако увеличение ставок приводит к уменьшению налоговой базы на последующих этапах налогообложения, вследствие чего сумма налоговых поступлений сначала увеличивается с замедлением темпов роста, а после достижения определенного порогового значения налогового бремени она уменьшается.

Соответственно, сумма дохода, оставшегося у налогоплательщика после уплаты налогов, уменьшается, в результате чего неизбежно уменьшаются инвестиции в производство и снижается заработная плата производственного персонала.

Следует также отметить, что тяжелое налоговое бремя заставляет многих предпринимателей скрывать свои доходы (недооценивать сумму заявленных доходов) и переводить капитал в теневую экономику.

С помощью налогов государство влияет на определенные социальные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

  1. Система государственного налогообложения основана на определенных принципах, основными из которых являются:
  2. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), согласно которым это лицо признается плательщиком.
  3. Никто не может быть обвинен в уплате налогов, сборов (пошлин) и других сборов и платежей.
  4. Налогообложение в Республике Беларусь основано на признании универсальности и равенства.
  5. Не допускается устанавливать налоги, сборы (пошлины) и льготы по их уплате, которые наносят ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.
  6. Разрешается устанавливать специальные виды таможенных пошлин или дифференцированные ставки таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым кодексом и таможенным законодательством.

В настоящее время действующие в Республике Беларусь налоги и другие обязательные платежи в бюджет в зависимости от выполняемых функций и источника платежа можно объединить в 7 увеличенных групп:

  • Налоги и отчисления, уплачиваемые с выручки от реализации продукции. А именно:
  1. налог на добавленную стоимость;
  2. местные налоги и сборы;
  3. акцизы.
  • Налоги на прибыль и доходы. Это включает в себя подоходный налог, налог на дивиденды и эквивалентный им доход, подоходный налог с физических лиц, налог на доходы иностранных юридических лиц, которые не действуют в Республике Беларусь через постоянное представительство, и налог на доходы, полученные в определенных сферах деятельности.
  • Налог на недвижимость.
  • Налоги и сборы, уплачиваемые с прибыли, оставшейся в распоряжении плательщиков. К ним относятся: налог на покупку автомобиля, оффшорный налог, местные налоги и сборы (целевые сборы, налог на рекламу).
  • Налоги, сборы и отчисления, относимые субъектами хозяйствования на себестоимость продукции. Эта группа включает в себя:
  1. земельный налог;
  2. экологический налог;
  3. плата за проезд по дорогам общего пользования для тяжелых и крупных транспортных средств;
  4. плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде;
  5. плата за стоячую древесину;
  • Упрощенная система налогообложения - это единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, индивидуальных предпринимателей и других физических лиц, упрощенная система налогообложения для малого бизнеса.
  • Другие сборы.

Принципы и цели налогообложения основаны на налоговом законодательстве, в состав которого входят: Налоговый кодекс Республики Беларусь; Указы, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, постановления Правительства Республики Беларусь, нормативные правовые акты республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления и самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.

Экономические отношения в сфере налогообложения, уплаты пошлин и сборов в бюджет регулируются Налоговым кодексом, который представляет собой единый систематизированный свод законов, соответствующих Конституции государства.

Налоговый кодекс регулирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, порядок установления местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, объектов налогообложения, ставок, льгот, платежей условия.

Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов хозяйственной деятельности с учетом максимально допустимого налогового бремени. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться или применяться по-разному в зависимости от политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или других подобных критериев.

Налоговый кодекс не допускает введения налогов, сборов, пошлин или дифференциации их ставок в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предприятия, гражданства физического лица, места происхождения уполномоченного лица. капитал или имущество налогоплательщика. Эти обстоятельства также не могут быть основанием для установления налоговых льгот.

Налоговая система включает в себя множество элементов, каждый из которых четко и однозначно определен в Налоговом кодексе. К ним относятся: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, условия оплаты, льготы, налоговые санкции и т. д. Налоговый кодекс является документом прямого действия. В нем закреплены положения, которым должны следовать все субъекты налоговых отношений. Изменения в составе республиканских налогов, сборов и пошлин или в порядке их исчисления могут быть внесены только при утверждении бюджета на следующий финансовый год или при внесении изменений в закон о государственном бюджете на текущий год. Таким образом, обеспечивается сочетание стабильности налоговой системы и гибкости ее реагирования на изменения экономической ситуации в республике.

Помимо налоговых целей, в Налоговом кодексе установлены функции, которые регулируют и стимулируют развитие приоритетных секторов экономики и отдельных отраслей. Таким образом, Налоговый кодекс играет роль важнейшего механизма косвенного государственного воздействия на производителей в интересах всего общества. Он является представителем налоговой политики правительства, от обоснованности которого во многом зависят социальный прогресс и рост благосостояния.

Таким образом, налоговая система является одним из основных элементов рыночной экономики. Он выступает основным инструментом влияния государства на развитие экономики, определяя приоритеты социально-экономического развития. Как правило, под налоговым бременем понимают меры экономических ограничений, создаваемых за счет удержания средств для уплаты налогов. С помощью налогов государство влияет на определенные социальные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права. Принципы и цели налогообложения основаны на налоговом законодательстве, в состав которого входят: Налоговый кодекс Республики Беларусь; Указы, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, постановления Правительства Республики Беларусь, нормативные правовые акты республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления и самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.

2 Зарубежный опыт формирования налоговой системы как основы сбалансированного бюджета (на примере сравнения налоговых систем Российской Федерации и Республики Беларусь).

1 января 2005 г. вступило в силу Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг.

При сборе косвенных налогов в мировой налоговой практике применяются два принципа: по месту потребления (страна назначения) и по месту производства (страна происхождения). Принцип взимания косвенных налогов в стране назначения наиболее точно соответствует сути этих платежей, поскольку они носят потребительский характер, то есть оплачиваются покупателем в процессе потребления товаров, работ, услуг. Соглашение устанавливает сбор косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) на торговлю между странами на основе страны назначения. Особенностью применения этого принципа между Беларусью и Россией является отсутствие таможенного контроля и таможенного оформления между нашими странами при перемещении товаров, что потребовало разработки и принятия Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизма мониторинга их оплата при перемещении товаров между Беларусью и Россией. которые являются неотъемлемой частью соглашения.

Регулирование предусматривает: взимание косвенных налогов с налоговых органов (за исключением акцизов на товары, по которым в соответствии с законодательством акцизы взимаются таможенными органами); уплата косвенных налогов при импорте осуществляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации ввозимых товаров; применение нулевой ставки НДС и освобождение от уплаты акцизов на экспорт товаров при условии подтверждения факта уплаты косвенных налогов при импорте, то есть покупателя (другого лица, импортирующего товары), уплатив косвенные налоги на ввозимые товары обеспечивает применение нулевой ставки НДС (освобождение от акцизных сборов) с продавцом (поставщиком).

Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров предусматривает обязанность налогоплательщика представить в налоговые органы (до 20 числа месяца, следующего за месяцем регистрации импортируемых товаров): налоговая декларация; заявление на ввоз товара в трех экземплярах, содержащее определенную информацию, необходимую для расчета налоговой базы и уплаты налогов. Первый экземпляр заявления остается в налоговом органе, второй и третий возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа. Третий экземпляр отправляется поставщику товара; выписка из банка (копия), подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов на импортируемые товары; договор (копия), на основании которого товары импортируются; транспортные документы, подтверждающие движение товаров; налогоплательщики Беларуси - счета российских налогоплательщиков с печатью российского налогового органа; Российские налогоплательщики - товаросопроводительные документы белорусских налогоплательщиков.

Косвенные налоги не уплачиваются при импорте товаров, перемещаемых через территорию транзитных государств, товаров, ввозимых для переработки с последующим вывозом (на «условиях толлинга»), а также товаров, не подлежащих налогообложению при ввозе на таможенную территорию государств.

При вывозе товаров с применением нулевой ставки или освобождения от уплаты акцизного налога налогоплательщик представляет в налоговые органы (в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров): налоговую декларацию, договор (копию) на основании которого продается товар; выписка из банка (копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика; третий экземпляр заявления на ввоз вывозимых товаров с отметкой налогового органа, подтверждающий уплату косвенных налогов в полном объеме; копии транспортных (отгрузочных) документов на перевозку вывозимых товаров; другие документы, предусмотренные национальным законодательством. Если такие документы не представлены, то суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, с использованием права на вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам за приобретенные (зарегистрированные) товары, используемые для производства и (или) продажи товаров в порядке, установленном национальным законодательством.

Для ускорения передачи информации предусмотрен электронный обмен данными. Налоговые органы наших двух государств по специальным каналам связи будут передавать информацию о суммах косвенных налогов, уплаченных на основании заполненного заявления. Получение такой информации станет основанием для применения экспортером нулевой ставки НДС (освобождение от акцизных сборов), не дожидаясь третьей (бумажной) копии заявки.

Реализация Соглашения позволила перейти на принцип страны назначения между Беларусью и Россией, в результате чего со всеми государствами был установлен единый режим налогообложения косвенных налогов; при отсутствии таможенного контроля косвенные налоги уплачиваются в налоговые органы; налоги уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации ввозимых товаров; Нулевая ставка НДС (освобождение от уплаты акцизов) применяется при представлении соответствующих документов в налоговый орган в течение 60 дней с даты отгрузки товара.

При отсутствии таможенного оформления товаров «чистота» при уплате косвенных налогов и применение нулевой ставки НДС (освобождение от акцизных сборов) должны обеспечиваться добросовестными отношениями между партнерами по сделке. В противном случае, не уплачивая налоги на импорт, вы можете лишить своего партнера нулевого возмещения НДС или освобождения от акцизных сборов, и наоборот. Следовательно, порядочность контрагентов гарантирует отсутствие претензий со стороны налоговых органов и эффективную внешнеторговую деятельность.

Создание Таможенного союза Российской Федерации и Республики Беларусь неизбежно предполагает унификацию законов двух государств, в том числе унификацию налогового законодательства.

Существующая система нормативных правовых актов Российской Федерации чрезвычайно сложна. Разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации закреплено в Конституции Российской Федерации и основных принципах соотношения федеральных законов и подзаконных актов с законами и - Законы субъектов Федерации также заложены там.

Единственным нормативным правовым актом, устанавливающим общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, а также систему налогов, взимаемых с федерального бюджета, является Налоговый кодекс. Любые изменения в системе федеральных налогов и сборов должны вноситься путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Этот документ в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую силу. Другие нормативные правовые акты о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут противоречить ему.

Этот документ устанавливает трехуровневую систему налогов и сборов, включая федеральные, государственные и местные налоги и сборы. Следует отметить, что Налоговый кодекс РФ содержит исчерпывающие перечни федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Таким образом, это вполне логично накладывает ограничения на возможную деятельность региональных и местных законодательных органов в области установления налогов, что не предусмотрено кодексом.

Нормативные акты органов исполнительной власти не включены в налоговое законодательство - они не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Российское законодательство устанавливает следующие общие принципы в отношении налоговых льгот:

  1. Не допускается установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  2. Настоящая правовая норма направлена ​​на обеспечение равенства форм собственности, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Он также предоставляет равные права российским и иностранным инвесторам в отношении налоговых льгот.
  3. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут быть индивидуальными по своему характеру.
  4. Это правовое положение очень важно. Он нацелен на создание равных условий для всех налогоплательщиков и, согласно изложенной в нем идее, должен предотвращать искусственное создание «индивидуально облегченных» экономических условий для конкретных налогоплательщиков.
  5. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
  6. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе предусматривать налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком при установлении региональных налогов.
  7. Представительные органы местного самоуправления вправе предусматривать налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком при установлении местных налогов.
  8. Налоговые льготы могут предоставляться только и исключительно актами налогового законодательства.

На практике это означает, что налоговые льготы не могут быть предоставлены, например, законодательством об иностранных инвестициях.

Помимо налоговых льгот, Налоговый кодекс предусматривает возможность введения специальных налоговых режимов на территории Российской Федерации. Как правило, специальный налоговый режим также предполагает определенные налоговые льготы.

Специальные налоговые режимы включают в себя:

  • Упрощенная система налогообложения малого бизнеса;
  • Система налогообложения в свободных экономических зонах;
  • Система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;
  • Система налогообложения при реализации концессионных соглашений и соглашений о разделе продукции.

Роль основного документа, регулирующего функционирование налоговой системы в Республике Беларусь, выполняет Налоговый кодекс с последующими изменениями и дополнениями.

Поскольку Республика Беларусь является унитарным государством, в стране действует двухуровневая система налогов и сборов: национальные и местные налоги, сборы и пошлины.

В отличие от Налогового кодекса Российской Федерации, который содержит исчерпывающий перечень налогов и сборов, подлежащих уплате в федеральный, региональный и местный бюджеты, в Республике Беларусь вышеуказанный перечень обязательных платежей в бюджет не ограничивается.

Кодекс устанавливает, что «помимо налогов и сборов, предусмотренных настоящим законом, в бюджет Республики Беларусь принимаются неналоговые платежи, установленные законом». Применение этого правила на практике - введение арендных и оффшорных сборов.

Налоговый кодекс формулирует основные принципы государственной политики в отношении предоставления налоговых льгот: «Налоговые льготы устанавливаются Президентом Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Индивидуальные льготы по налогам и сборам юридическим и физическим лицам Республики Беларусь предоставляются Президентом Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов или, от их имени, местные исполнительные и распорядительные органы имеют право в порядке, установленном актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь, предоставлять юридическим и физическим лицам Республика Беларусь с льготами по налогам и сборам, выплачиваемым в полном объеме в местные бюджеты, за исключением налогов на доходы и прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов».

Существуют принципиальные различия в государственной политике в отношении предоставления льгот по уплате налогов и сборов в России и Республике Беларусь.

Приоритет при установлении налоговых льгот в нашей стране отдается главе исполнительной власти, а в России исполнительная власть принимает минимальное участие в принятии нормативных правовых актов налогового законодательства.

В отличие от Российской Федерации, в Республике Беларусь возможно получение налоговых льгот в зависимости от формы собственности (де-факто) или страны происхождения капитала (де-юре). Таким образом, предприятия с иностранными инвестициями имеют льготы по уплате налога на прибыль. Таким образом, иностранные инвесторы получают определенные преимущества при осуществлении хозяйственной деятельности по сравнению с отечественными.

Круг лиц, получающих льготы по уплате налогов и сборов, расширяется благодаря ряду законодательных актов.

Так, с 1 января 2005 г. вступило в силу Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг. При сборе косвенных налогов в мировой налоговой практике применяются два принципа: по месту потребления (страна назначения) и по месту производства (страна происхождения). Принцип взимания косвенных налогов в стране назначения наиболее точно соответствует сути этих платежей, поскольку они носят потребительский характер, то есть оплачиваются покупателем в процессе потребления товаров, работ, услуг. Соглашение устанавливает сбор косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) на торговлю между странами на основе страны назначения. Особенностью применения этого принципа между Беларусью и Россией является отсутствие таможенного контроля и таможенного оформления между нашими странами при перемещении товаров, что потребовало разработки и принятия Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизма мониторинга их оплата при перемещении товаров между Беларусью и Россией. которые являются неотъемлемой частью соглашения. Таможенный союз Российской Федерации и Республики Беларусь неизбежно предполагает унификацию законов двух государств, в том числе унификацию налогового законодательства.

Существующая система нормативных правовых актов Российской Федерации чрезвычайно сложна. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации закреплено в Конституции Российской Федерации и основных принципах соотношения федеральных законов и подзаконных актов с законами и подзаконными актами. законы субъектов федерации также заложены там. Основными нормативными правовыми актами в Российской Федерации и Республике Беларусь, устанавливающими общие принципы налогообложения и сборов, а также систему взимаемых налогов, являются налоговые кодексы стран.

Основные направления формирования сбалансированного государственного бюджета Республики Беларусь

В Республике Беларусь бюджетная политика, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, находится в стадии формирования. В период, когда страна находилась в рамках Советского Союза, государством осуществлялись некоторые меры финансового регулирования, но поскольку считалось невозможным возникновение кризисов и связанных с ними проявлений нестабильности в социалистической экономике, эффект бюджетной политики был просто исключен.

С 1992 года система налогообложения в Республике Беларусь находится в состоянии постоянной реформы. Это выражалось в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли и т. д. Разумеется, был использован опыт применения форм и методов налогового регулирования и Модели налоговых систем развитых рыночных экономик были проанализированы, но Беларусь не пошла по пути простого их копирования. Поэтому процесс реформирования налоговой системы и системы государственных расходов занимает столь длительный процесс, отражая события, происходящие в нашей стране.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджетной структуре» республика перешла на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканских, областных (областных, районных) и местных (административных групп, в том числе городов и районов в города).

Согласно Закону Республики Беларусь «О налогах и сборах» применяется метод долевого участия в использовании налоговых поступлений. Это усиливает зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование бюджетов нижнего уровня. Этот механизм заимствован из предыдущей практики централизованного регулирования доходов местного бюджета вышестоящими органами.

Поскольку республиканский бюджет финансирует расходы на оборону, правоохранительные и судебные органы, обслуживание государственного внутреннего долга, республиканские программы, меры по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и т. д., Все доходы от национальных налогов зачисляются на счет государства. республиканский бюджет, а затем на ряд налоговых вычетов также используется доля использования. К налогам, по которым установлены нормы отчислений в республиканский и местный бюджеты, относятся налог на прибыль и подоходный налог, платежи за использование природных ресурсов, государственная пошлина и сборы.

В то же время существуют негативные аспекты существующей централизованной процедуры распределения налоговых поступлений. Таким образом, местные власти не имеют серьезных стимулов для заработка денег, поскольку они недостаточно независимы; высокая дотация местных бюджетов предопределяется стремлением вывести бюджетное обеспечение на одного жителя до средне республиканского уровня; нагрузка на финансовые органы увеличивается из-за огромных встречных финансовых потоков из региона в центр, а затем из республиканского бюджета в местные.

К моменту обретения суверенитета Республики Беларусь доля консолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4%. Затем в течение двух лет этот показатель увеличился, что было связано с необходимостью централизации финансовых ресурсов в бюджете для реализации социально-экономической политики в условиях независимости.

Бюджетная политика Республики Беларусь имеет следующие направления:

  • обеспечение экономического роста, укрепление финансово-кредитной системы;
  • постепенное снижение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы;
  • повышение уровня жизни населения за счет повышения заработной платы, пенсий, пособий и других выплат населению, укрепления материально-технической базы социальных учреждений, государственной поддержки жилищного строительства;
  • государственная поддержка приоритетных отраслей реального сектора экономики.

Для оценки налоговой нагрузки, эффективности государственных расходов, системы социальной защиты и влияния бюджетной политики на экономику требуются надежные бюджетные и налоговые данные, основанные на бюджетных классификациях. Гармонизация и унификация статистики государственных финансов является одним из важных вопросов, которые необходимо решить при формировании международной нормативно-правовой базы в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украина. При унификации методологии статистики государственных финансов главная задача заключается в согласовании национальных бюджетных классификаций на основе международных стандартов в этой области, в частности Руководства Международного валютного фонда по статистике государственных финансов (пересмотренный в 2001 году) (РСГФ 2001 года). В качестве первого этапа перехода к методологии РСГФ-2001 Министерство финансов разработало и с 1 января 2006 года ввело новые бюджетные классификации: классификацию доходов и функциональную классификацию бюджетных расходов Республики Беларусь. Следует отметить, что с 2005 года Республика Казахстан, Российская Федерация и Украина также перешли на использование классификаций, разработанных с учетом международных стандартов.

Согласно методологии РСГФ, классификация доходов бюджета в 2009 году позволяет четко разграничить налоговые и неналоговые поступления в бюджет, отразить источники формирования целевых бюджетных средств и СПФ по разделам классификации, провести качественное анализ доходов бюджета и обеспечение международной сопоставимости бюджетных показателей Республики Беларусь.

В структуре налоговых инструментов бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе НДС играет важную роль. В соответствии с общим направлением упрощения, повышения прозрачности налоговой политики и снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования Республики Беларусь, с 01.01.2010 г. был отменен ряд налогов и сборов, в том числе сбор в Фонд за Поддержка сельхозпроизводителей. Чтобы компенсировать потери бюджета от этих изменений, ставка НДС была увеличена до 20%, что еще больше повысило важность этого инструмента фискальной политики.

Видно, что в структуре источников доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь значительную часть наряду с НДС занимают налоговые поступления от внешнеэкономической деятельности. Однако, принимая во внимание недавние соглашения с Российской Федерацией о поставках нефти и газа, снижение объемов беспошлинной поставки нефти в Республику Беларусь, а также падение спроса на калийные удобрения на мировых рынках Можно предположить, что доля этого источника дохода будет уменьшаться в ближайшие годы.

Основными источниками налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2009 году являются: налог на добавленную стоимость - 9,8 трлн руб. (32% доходов без учета средств из Федерального фонда социального обеспечения); налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями - 3,9 трлн рублей; акцизы - 4,1 трлн. р .; налоговые поступления от внешнеэкономической деятельности - 12,3 трлн рублей).

Важным инструментом бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе являются государственные расходы, которые характеризуются высоким уровнем социальной направленности, большой долей расходов на социальную политику. По данным международных организаций, реализация социально ориентированной бюджетной политики в республике позволила значительно снизить уровень дифференциации населения по доходам за последние 15 лет, а также сократить численность населения, живущего за чертой бедности. линии от 30-35% в 1994 году до 5-8% в 2008 году. и повысить общий уровень благосостояния и социальной защиты.

Расходы бюджета на 2009 год представлены в соответствии с новой функциональной классификацией, особенностями которой являются: сокращение количества разделов (до 10) и подразделов функциональной классификации расходов с четким указанием их основных функций и областей управления деятельность, отражение целевых бюджетных средств в составе разделов и подразделов функциональной классификации по соответствующим отраслям.

Таким образом, за последние годы был достигнут значительный прогресс в реализации бюджетной политики в Республике Беларусь, отвечающей современным требованиям. Фактически он претерпел трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех государственных ресурсов к комбинации налоговой системы, построенной на рыночных принципах.

Отличительной чертой бюджетной политики Республики Беларусь является использование следующих инструментов:

  • использование бюджетных расходов в качестве основного механизма, обеспечивающего функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики;
  • прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (однако следует иметь в виду, что это во многом связано с медленными темпами приватизации государственного имущества);
  • система государственных закупок на конкурсной основе является важным инструментом фискального регулирования.

Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета (в том числе экономических), а также источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджета и видов государственного долга.

Следующие пороговые значения служат показателями стабильности фискальной системы и эффективности фискальной политики в мировой практике: дефицит бюджета - не более 3% ВВП; уровень государственного долга для стран с переходной экономикой - не более 55% ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга - не более 30% от объема доходов бюджета.

Показатели финансовой безопасности в Республике Беларусь находятся в допустимых пределах и далеки от критических значений.

Отличительной чертой бюджетной политики Беларуси за последние 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне - в пределах 2-3% ВВП. С 2004 года кредиты Национального банка исключены из источников финансирования дефицита бюджета, что положительно сказалось на уровне инфляции в республике.

Внутренние источники финансирования дефицита бюджета в 2009 году составили 2,43 трлн. рублей, займы от иностранных государств и других иностранных кредиторов - 0,27 трлн.

До сих пор выплаты по внешнему долгу не были обременительными для государства. По оценкам автора, основная сумма платежей по внешнему долгу Республики Беларусь будет приходиться на 2012–2014 годы, когда выплата основной суммы задолженности по кредитам МВФ по программе stand-by и погашение кредитов из рф начинаются. По данным Национального банка Республики Беларусь, на начало 2010 года внешний государственный долг составил 4,57 миллиарда долларов. США с утвержденным лимитом в 2 миллиарда долларов. Общий внешний долг составил 19,298 млрд. Долл. Однако, по расчетам автора, на данный момент внешний государственный долг Республики Беларусь составляет не менее 7,2 млрд. Долл., А общий внешний долг - не менее 21,4 млрд. Долл. (С учетом учитывать последний транш МВФ, кредит синдиката российских банков и кредит Всемирного банка).

В настоящее время основными кредиторами Республики Беларусь являются МВФ, Россия, Венесуэла, Китай. На протяжении всего периода существования внешнего долга Беларусь сохраняла свои позиции в группе стран с низким уровнем долга. Однако в последнее время внешний долг Республики Беларусь демонстрирует быстрый рост. Следует отметить, что в развитых странах объем внешнего государственного долга в размере не менее 50-55% ВВП считается критическим. Республика Беларусь далека от этой отметки.

Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года прямо указывают на то, что фискальная политика является важнейшим инструментом реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития страны. В будущем планируется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов до 7-8 базовых. Планируется, что политика государственных расходов будет направлена ​​на обеспечение гарантий социальной защиты населения, сокращение доли государственных расходов в ВВП, стабилизацию экономики, выборочную поддержку агропромышленного комплекса и повышение эффективности финансирования жилищного строительства.

Подведем итоги реализации бюджетной политики в Беларуси.

Основные проблемы, которые характеризуют бюджетную политику Республики Беларусь на современном этапе, заключаются в следующем:

  1. Несмотря на определенные достижения в направлении создания эффективной системы управления государственными финансами, все ее элементы функционируют с низкой степенью эффективности;
  2. Поскольку в соответствии с действующими правовыми актами основное внимание уделяется соответствию исполнения бюджета установленным законом показателям, т. е. Прежде всего целевому использованию бюджетных средств, то ни материальному, ни профессиональному ресурсов достаточно для оценки фактической эффективности государственных расходов;
  3. Управление государственным долгом по-прежнему во многом определяется бюджетными потребностями и необходимостью оказывать финансовую поддержку убыточным отраслям без должного учета влияния рынка государственного долга на сбережения и частные инвестиции и без достаточного внимания к эффективности различных долгов. инструменты.

Таким образом, основными направлениями формирования сбалансированного государственного бюджета Республики Беларусь являются:

  • прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных средств;
  • создание эффективной системы управления государственными финансами на всех этапах бюджетного процесса;
  • Реформа межбюджетных отношений, основанная на более четком разграничении расходных и налоговых полномочий между республиканским и местным бюджетами и формировании новых систем финансовой поддержки регионов.

Для достижения этих целей Беларуси потребуется поэтапная реализация комплекса мер. Правительству Республики Беларусь необходимо: провести структурную перестройку экономики; обеспечить рост инвестиций в основной капитал за пятилетний период в 2-2,2 раза по сравнению с предыдущим пятилетним периодом; снизить уровень налоговой нагрузки к 2010 году как минимум на 8-10 процентных пунктов; Уровень инфляции к 2010 году должен составить 3-4%.

Опыт мировой бюджетной политики показал, что формирование эффективной фискальной системы должно, с одной стороны, основываться на фискальных принципах, а с другой - учитывать социально-экономическое положение страны и модель макроэкономического развития. регулирование поддерживается правительством.

В настоящее время идет процесс активной реформы бюджетного и налогового законодательства:

  • 1 января 2004 года был принят Налоговый кодекс,
  • значительное количество индивидуальных налоговых льгот и преференций было сокращено,
  • был отменен ряд налогов (например, сбор в Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции),
  • с целью возмещения доходов бюджета ставка основного бюджетообразующего налога - НДС - была увеличена до 20%.

Вывод:

На основании исследования можно сделать следующие выводы.

Налоговая система является одним из основных элементов рыночной экономики. Он выступает основным инструментом влияния государства на развитие экономики, определяя приоритеты социально-экономического развития. Как правило, под налоговым бременем понимают меры экономических ограничений, создаваемых за счет удержания средств для уплаты налогов. С помощью налогов государство влияет на определенные социальные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права. Принципы и цели налогообложения основаны на налоговом законодательстве, в состав которого входят: Налоговый кодекс Республики Беларусь; Указы, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, постановления Правительства Республики Беларусь, нормативные правовые акты республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления и самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.

1 января 2005 года вступило в силу Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг. При сборе косвенных налогов в мировой налоговой практике применяются два принципа: по месту потребления (страна назначения) и по месту производства (страна происхождения). Принцип взимания косвенных налогов в стране назначения наиболее точно соответствует сути этих платежей, поскольку они носят потребительский характер, то есть оплачиваются покупателем в процессе потребления товаров, работ, услуг. Соглашение устанавливает сбор косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) на торговлю между странами на основе страны назначения. Особенностью применения этого принципа между Беларусью и Россией является отсутствие таможенного контроля и таможенного оформления между нашими странами при перемещении товаров, что потребовало разработки и принятия Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизма мониторинга их оплата при перемещении товаров между Беларусью и Россией. которые являются неотъемлемой частью соглашения. Таможенный союз Российской Федерации и Республики Беларусь неизбежно предполагает унификацию законов двух государств, в том числе унификацию налогового законодательства. Существующая система нормативных правовых актов Российской Федерации чрезвычайно сложна. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации закреплено в Конституции Российской Федерации и основных принципах соотношения федеральных законов и подзаконных актов с законами и подзаконными актами. законы субъектов федерации также заложены там. Основными нормативными правовыми актами в Российской Федерации и Республике Беларусь, устанавливающими общие принципы налогообложения и сборов, а также систему взимаемых налогов, являются Налоговые кодексы стран.

Основными направлениями формирования сбалансированного государственного бюджета Республики Беларусь являются следующие:

  • прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных средств;
  • создание эффективной системы управления государственными финансами на всех этапах бюджетного процесса;
  • Реформа межбюджетных отношений, основанная на более четком разграничении расходных и налоговых полномочий между республиканским и местным бюджетами и формировании новых систем финансовой поддержки регионов.

Для достижения этих целей Беларуси потребуется поэтапная реализация комплекса мер. Правительству Республики Беларусь необходимо: провести структурную перестройку экономики; обеспечить рост инвестиций в основной капитал за пятилетний период в 2-2,2 раза по сравнению с предыдущим пятилетним периодом; снизить уровень налоговой нагрузки к 2010 году как минимум на 8-10 процентных пунктов; Уровень инфляции к 2010 году должен составить 3-4%.

Опыт мировой бюджетной политики показал, что формирование эффективной фискальной системы должно, с одной стороны, основываться на фискальных принципах, а с другой - учитывать социально-экономическое положение страны и модель макроэкономического развития. регулирование поддерживается правительством.

В настоящее время идет процесс активной реформы бюджетного и налогового законодательства:

  • 1 января 2004 года был принят Налоговый кодекс,
  • значительное количество индивидуальных налоговых льгот и преференций было сокращено,
  • был отменен ряд налогов (например, сбор в Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции),
  • с целью возмещения доходов бюджета ставка основного бюджетообразующего налога - НДС - была увеличена до 20%.