Государственный бюджет: его структура и основные принципы построения

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 08.02.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Малое предпринимательство: проблемы состояние и перспективы развития    
Классификация налогов и проблема распределения налогового бремени в обществе 
Единство и различия кейнсианских и монетаристских подходов к регулированию макроэкономики
Анализ производственного потенциала России 


Введение:

Финансовые отношения государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых заключается в том, что, во-первых, они возникают в процессе распределения, в котором государство является незаменимым участником (представленным соответствующими органами), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованный фонд фондов, предназначенный для удовлетворения национальных потребностей.

Бюджетные отношения характеризуются большим разнообразием, поскольку они опосредуют различные направления процесса распределения (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, секторами национальной экономики, территориями страны) и охватывают все уровни управления (федеральный, республиканский, местный).

 

Сущность государственного бюджета

 

Фискальные отношения носят объективный характер. Это связано с тем, что определенная доля национального дохода должна ежегодно концентрироваться в руках государства, что необходимо для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, для решения проблем обороны и для покрытия общих расходов государственное управление.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее материальное и материальное воплощение; они материализуются (реализуются) в бюджетном фонде страны, который имеет сложную организационную структуру. Конкретный размер бюджетного фонда, отражающий степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня экономического развития; методы управления на предприятиях, в организациях, учреждениях; экономические и социальные проблемы, решаемые обществом и др.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет концепцию государственного бюджета. С экономической точки зрения, государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами в отношении перераспределения национального дохода (в частности, национального богатства) в связи с формированием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования национального экономика, социально-культурные мероприятия, нужды обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство может сконцентрировать финансовые ресурсы на решающих направлениях экономического и социального развития.

Как экономическая форма существования реальных, объективно определенных распределительных отношений, выполняющих конкретную общественную цель - для удовлетворения потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. Эта категория, будучи частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но в то же время он имеет особенности, которые отличают его от других сфер и звеньев финансовых отношений. Особенности включают в себя следующее:

  • государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с выделением части национального дохода в руки государства и его использованием для удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных государственно-территориальных образований;
  • с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между секторами народного хозяйства, территориями страны, сферами социальной активности;
  • пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей степени, чем в других звеньях финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
  • сфера бюджетного распределения занимает центральное место в структуре государственных финансов, что обусловлено ключевой позицией бюджета по сравнению с другими звеньями.

Рассмотрение бюджета как экономической категории не было сразу признано. Только в последние годы стала преобладать точка зрения, согласно которой государственный бюджет с точки зрения его экономической сущности можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию, а с точки зрения законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через функции распределения (перераспределения) и контроля. Благодаря первому, существует концентрация средств в руках государства и их использование для удовлетворения национальных потребностей; вторая позволяет выяснить, насколько своевременно и полностью финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически формируются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток на выполняемые им функции. Содержание функций, объем и объект их действия характеризуются определенной спецификой.

Итак, содержание функции распределения бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между различными подразделениями общественного производства. Ни в одном другом финансовом звене не реализовано такое многоуровневое (межотраслевое, межтерриториальное и т. д.) и многоуровневое (федеральное, республиканское, областное, городское и т. д.) перераспределение средств в бюджет.

Сфера распределительной функции определяется тем, что практически все участники общественного производства вступают в отношения с бюджетом. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и часть стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Функция контроля заключается в том, что бюджет объективно - путем формирования и использования фонда государственных средств - отражает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать», как государство получает финансовые ресурсы от различных хозяйствующих субъектов, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей и т. д. Функция управления основана на движении бюджетных ресурсов, отраженных в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных ассигнований.

Государственный бюджет всегда был важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределение национального дохода, могло бы изменить структуру общественного производства, повлиять на результаты управления, провести социальные преобразования и т. д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен не потерять свою роль; будет только изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Это изменение предназначено для радикальной перестройки бюджетных отношений, построения принципиально иного бюджетного механизма, чем прежде.

Бюджет может оказать большое влияние на экономику страны в связи с тем, что его можно использовать для ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части налогообложения прибыли от реализации новых видов продукции и аналогичных бюджетных мер разрабатываются стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать время их внедрения в производство и, в конце концов, служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Функционирование государственного бюджета происходит через специальные экономические формы доходов и расходов, выражая последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, сосредоточенного в руках государства. Доходы и расходы бюджета являются объективно определенными категориями, каждая из которых имеет определенное социальное значение; доходы служат финансовой основой деятельности государства, расходы - на удовлетворение национальных потребностей.

 

Расходы государственного бюджета

 

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда государственных средств и его использованием в отраслевых, целевых и территориальных целях.

Категория бюджетных расходов проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых можно охарактеризовать с качественной и количественной точек зрения. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их стоимость.

Чтобы прояснить роль и значение различных бюджетных расходов, их обычно классифицируют в соответствии с определенными критериями: в соответствии с их ролью в воспроизводстве, социальной значимостью, отраслями и видами деятельности и целью.

По своей роли в общественном производстве расходы государственного бюджета делятся на две части: одна связана с развитием материального производства, улучшением его отраслевой структуры, другая используется для поддержания и дальнейшего развития непроизводственной сферы. С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; влиять на структуру издержек общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно-технического прогресса.

Бюджетные расходы, благодаря своему перераспределительному характеру, могут играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает функции, выполняемые государством - экономические, социальные, оборонные и т. д.

В соответствии с общественными целями все бюджетные расходы можно разделить на четыре группы: национальная экономика, социально-культурные. события, оборона, управление. Структура бюджетных расходов этих групп на протяжении многих лет в нашей стране была относительно стабильной, что свидетельствует о давно установленных приоритетах в распределении бюджетных средств. Основные ресурсы - около половины - были направлены на финансирование народного хозяйства, обеспечение выполнения экономической функции государства; около трети на социальные и культурные мероприятия.

Динамика бюджетных показателей показывает, что бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, тогда как его социальная функция, ориентированная непосредственно на человека, не получила необходимой финансовой поддержки для его выполнения, с переходом на рыночную основу управления. Акценты в распределении бюджетных средств, безусловно, будут смещаться, отражая, во-первых, усиление социальной функции государства, а во-вторых, изменения в содержании и направленности экономической функции.

Отраслевая группировка расходов государственного бюджета основана на общепринятом разделении экономики на сектора и виды деятельности.

Исходя из этого, затраты в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства:

  • на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и т. д.;
  • в непроизводственной сфере - по отраслям и видам социальной деятельности: государственное образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т. д.

Отраслевое распределение расходов позволяет определить пропорции в распределении бюджетных средств и, по изменяя их, добиваться необходимых сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Расходы государственного бюджета тесно связаны с его доходами. Эта связь выражается в количественном соответствии расходов к доходам, а также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем бюджетных расходов ограничен жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, а последние, в свою очередь, определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при правильном использовании бюджетных средств могут оказать обратное влияние на доходы, способствуя росту производства, развитию науки, улучшению людских ресурсов и т. д.

До недавнего времени самые большие расходы бюджета были потрачены на финансирование народного хозяйства. Они включали расходы на отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения. Основная часть бюджетных ресурсов была использована для финансирования капиталовложений в государственный сектор экономики и для предоставления предприятиям различных видов субсидий (для компенсации разницы в ценах, оказания финансовой помощи малоприбыльным и убыточным хозяйствам и т. д.). В последние годы из-за неоправданно возросших масштабов бюджетного финансирования расходов, обеспечивающих простое воспроизводство (около одной пятой валового национального продукта пошли на субсидии), роль бюджетных расходов в решении структурных проблем народного хозяйства резко снизилась.

Значительные бюджетные средства ежегодно выделяются для финансирования социальных и культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинской помощи, обеспечивать социальную защиту граждан, повышать уровень их социальной защищенности.

 

Государственный бюджет: его структура и основные принципы построения

 

Бюджетные расходы на социальные и культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Будучи финансовой основой для реализации социальных прав - на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т. д., эти затраты одновременно косвенно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создавая условия для повышения производительности труда посредством использование научных достижений, ускорение научно-технического прогресса.

Государство направляет часть бюджетных средств на оборону. Военные расходы для налогоплательщика довольно дороги - до недавнего времени они использовали от 25 до 30% ВВП.

Основное место в расходах на оборону занимают закупки оружия и военной техники; затем расходы на текущее содержание армии и флота, финансирование исследований и разработок; остальное приходится на военное строительство, военные пенсии и прочие расходы.

Объем расходов на оборону зависит, прежде всего, от степени реальной угрозы военной атаки; в благоприятных международных условиях они уменьшаются. Уровень развития экономики и ее финансовые возможности могут влиять на объем бюджетных расходов на оборону. Сегодня размер военных расходов отражает прогрессивные процессы, происходящие в мире, связанные с ослаблением международной напряженности и сокращением вооружений. Реализуя международные соглашения, Россия последовательно принимает практические меры по сокращению военных расходов. Наибольшие сокращения коснулись закупок оружия и военной техники, военного строительства, а также исследований и разработок.

Формирование Содружества Независимых Государств внесло изменения в состав расходов каждого члена Содружества, их структуру и динамику. В настоящее время из государственного бюджета Российской Федерации предусмотрены средства на содержание, во-первых, стратегических сил, во-вторых, объединенных сил общего назначения и, в-третьих, республиканских сил. Предполагается, что первые два типа военных расходов (на основе предварительного соглашения между членами Содружества) будут финансироваться в соответствии с квотами, предусмотренными для каждого штата. Например, на Россию, которая является правопреемником бывшего Советского Союза, приходится 61,3% общих расходов на содержание Вооруженных сил Содружества.

Бюджетные расходы на управление обусловлены выполнением государством экономической и организационной функции и связаны с наличием специфической - управленческой - сферы деятельности.

Управленческие расходы, являясь материальной и финансовой основой деятельности государственных органов, позволяют им управлять экономикой.

Расходы на управление бюджетом являются частью общего фонда управления, который также формируется децентрализованно, путем включения затрат на управление в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.

Несбалансированность отечественной экономики, сложное финансовое положение страны выдвинули на передний план двоякую задачу - сократить бюджетные расходы и одновременно повысить эффективность использования бюджетных средств. Основная трудность в решении этой проблемы заключается в том, что непреодолимые препятствия еще не были созданы на пути иногда неоправданного роста бюджетных расходов, и оценка бюджетных расходов с точки зрения их национальной экономической и социальной эффективности затруднена из-за к отсутствию необходимой нормативной базы.

Существующая практика составления бюджета показывает, что доступ к государственным финансовым ресурсам все еще относительно свободен, что создает возможности для неэффективного использования бюджетных ассигнований. Ситуация усугубляется тем, что система бюджетного финансирования, которая понимается как предоставление бюджетных средств юридическим и физическим лицам на определенных условиях и в соответствии с установленными принципами, сформировалась еще в 30-х годах и не претерпела радикальных изменений.

Изменения в течение всего последующего периода. Между тем экономические условия 30-х и 90-х годов коренным образом отличаются, что приводит к несоответствию действующей системы бюджетного финансирования экономическим показателям рыночной экономики.

Необходимость отказаться от ранее применяемых административно-командных методов управления своими субъективно-волевыми решениями обсуждалась давно. Но пока делаются только первые радикальные шаги в направлении наиболее эффективного и рационального вложения бюджетных средств.

Таким образом, было принято решение:

  • прекратить с 1999 года бюджетные субсидии для низкоприбыльных и убыточных предприятий;
  • был скорректирован механизм субсидирования других расходов - вместо предоставления бюджетных субсидий для покрытия общей суммы потерь (затрат), бюджетные средства распределяются на конкретные виды продукции в течение строго определенного времени;
  • также были внесены изменения в порядок финансирования расходов народного хозяйства - вместо финансирования деятельности отдельных предприятий предусмотрены бюджетные средства для реализации целевых комплексных программ;
  • бюджетные ассигнования выделяются в основном на расходы по совершенствованию отраслевой и территориальной структуры общественного производства.

Тем не менее, задача обеспечения высокой эффективности использования средств налогоплательщиков государством еще не решена. Необходимо коренным образом перестроить бюджетные отношения, прежде всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование должно быть заменено быстрее системой субсидий, в которой конкурентная борьба претендентов на сами субсидии была бы обязательным условием предоставления средств. и выбор более эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств на основе сравнения проектных смет и финансовых расчетов.

Замена бюджетного финансирования субсидиями, субвенциями и инвестиционными займами позволит фактически перейти на использование таких показателей, как финансовая интенсивность и финансовая эффективность, в практике бюджетной работы. Их практическое применение будет означать, что разговор о приоритетах при определении направлений использования бюджетных средств переместился из области простого декларирования в область принятия практических решений.

Итак, бюджетные расходы делятся на две группы:

  1. текущий бюджет;
  2. бюджет развития, который включает расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Все статьи расходов бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Список защищаемых лиц ежегодно приводится в законе о бюджете. Защищенные предметы не подлежат сокращению при отсутствии источников дохода. Сокращение может быть сделано только для защищенных изделий.

 

Доходы государственного бюджета

 

Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формами проявления этих экономических отношений являются различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материальным воплощением являются деньги, мобилизованные в бюджетный фонд. Доходы бюджета, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками процесса воспроизводства, а с другой - объектом дальнейшего распределения стоимости, сосредоточенной в руках государство, поскольку последнее используется для формирования бюджетных средств на территориальные, отраслевые и целевые цели.

Состав доходов бюджета, формы привлечения средств в бюджет зависят от системы и методов управления, а также от экономических задач, решаемых обществом. В нашей стране, где до недавнего времени государство владело большинством средств производства, доходы бюджета основывались главным образом на денежных сбережениях государственных предприятий. Система сбора платежей в период 1930–1990 годов отличалась тем, что она имела ярко выраженный фискальный характер, была строго централизована и основывалась на использовании индивидуальных ставок. Эти особенности отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, свидетельствовали о желании центра сосредоточить в своих руках максимально возможную сумму средств.

Переход к рыночной системе управления потребовал использования экономических методов управления общественным производством, а неэффективность ранее использовавшихся форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет привела к радикальному изменению системы доходов. Поступления - это стало основываться на налоговых платежах; отношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, которые складываются между государством и юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют конкретную социальную цель - мобилизация средств, находящихся в распоряжении государства. Следовательно, налог можно рассматривать как экономическую категорию с двумя неотъемлемыми функциями - фискальной и экономической. С помощью первого формируется бюджетный фонд; понимая второе, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, увеличивая или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, установленные законодательными органами. С организационно-правовой стороны налог является обязательным платежом, который поступает в бюджетный фонд в размере, установленном законом, и в установленные сроки. Совокупность различных видов налогов, в методах построения и расчета которых применяются определенные принципы, образует налоговую систему страны.

Главным из налогов, взимаемых с юридических лиц, является корпоративный налог на прибыль (доход). Его использование связано с тем, что в рыночной экономике роль прибыли значительно возрастает; становится важнейшим объектом государственного влияния. Подоходный налог следует использовать не только в фискальных целях, но и для того, чтобы заинтересовать предприятия в повышении эффективности производства и улучшении его материально-технического оснащения.

Банки и другие кредитные учреждения, работающие на коммерческой основе, платят подоходный налог в бюджет. Система подоходного налога также распространяется на страховые организации, которые получают доход от страховой деятельности.

Наличие различных форм собственности, их экономическое соперничество обуславливают необходимость взимания налога не только с полученного дохода, но и со стоимости имущества, что прямо или косвенно способствует росту доходов предприятия. Поэтому налог на имущество организаций является неотъемлемой частью налоговой системы страны в рыночных отношениях. Он был введен для хозяйствующих субъектов, владеющих недвижимостью в России. Когда он взимается, реализуются обе функции налога - и фискальная, и экономическая. Первый связан с тем, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, поскольку он вводится в приоритетном порядке с отнесением затрат на его оплату к стоимости продукции (работ, услуг); вторая - через заинтересованность предприятия в оплате меньших сумм, что стимулирует желание плательщика быстро избавиться от ненужного, неиспользованного имущества.

Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и т. д. Некоторые из них производятся из прибыли, другие - за счет затрат. Значимость этих платежей заключается в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя хозяйствующие субъекты на более эффективное использование соответствующих типов ресурсов.

Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает налог на прибыль. Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, которое позволяет по мере увеличения доходов граждан снимать с них увеличенную сумму денег, необходимую для реализации социальных программ.

Налогообложение доходов физических лиц дополняется сбором налога на имущество, который в контексте перехода к рынку играет не только фискальную роль, но и служит своего рода психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, который осознавать себя владельцем Налог на имущество дает возможность мобилизовать средства богатейших граждан в распоряжение государства. Благоприятные тенденции в развитии страны, ее экономическое и социальное процветание напрямую зависят от того, насколько быстро состоятельные собственники станут доминирующей частью российского общества.

В российской налоговой системе наряду с прямыми налогами используются также косвенные, крупнейшим из которых является налог на добавленную стоимость. Он был введен в январе 1992 г. и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавший налог на добавленную стоимость и налог с продаж. Налог с оборота, основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, больше не мог функционировать в условиях их либерализации; поэтому его пришлось заменить на НДС. Однако сбор НДС в 1992 г. отразил существенный недостаток всей модели вновь введенной налоговой системы - слабую связь между ее отдельными элементами, допускающую возможность многократного налогообложения одних и тех же объектов. Вероятно, в будущем при совершенствовании системы налогообложения следует быть более осторожным с косвенными налогами, необдуманное применение которых может привести к резкому ухудшению финансового положения значительной части граждан.

Одновременно с НДС, система косвенного налогообложения также использует различные акцизы, взимаемые с определенных видов и групп товаров. Их введение с 1992 г. связано с отменой налога на добавленную стоимость. Система косвенного налогообложения также включает таможенные пошлины; они налагаются на товары и другие предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы.

Право наложения налогов на территории Российской Федерации передается Верховному Совету Российской Федерации; но он может делегировать право устанавливать и отменять определенные виды налогов другим законодательным и представительным органам власти. Налоги уплачиваются в определенном порядке. Во-первых, плательщики платят свои налоги на имущество и пошлины. Облагаемый налогом доход (прибыль) физических и юридических лиц уменьшается на сумму произведенных платежей, после чего плательщики, во-вторых, обязаны рассчитываться с бюджетом по местным подоходным налогам, если таковые имеются. Сумма этих налогов уменьшает сумму дохода (прибыли), с которой уплачиваются все остальные налоги.

Помимо налогов, бюджет получает неналоговые доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в контексте перехода к рынку и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - доходы от продажи государственных облигаций и других ценные бумаги. Поступления от продажи государственного имущества в рамках общей программы приватизации могут осуществляться в общей сумме бюджетных поступлений.

В частности, российский бюджет на 1992 год предусматривал такой специфический вид доходов, как доход от продажи незавершенных строительных проектов на конкурсной основе. В будущем, когда программа приватизации будет завершена, доходы от продажи государственного имущества будут постепенно заменяться доходами, полученными в виде процентов и дивидендов от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и других ценных бумаг, а также как доход от продажи ценных бумаг.

Итак, доходы бюджета можно разделить на три большие группы:

  1. Исправлено, т.е. назначается на определенный уровень бюджета.
  2. Нормативные или нормативные отчисления для источников дохода. Процент распределения определенных налогов по уровням бюджета ежегодно подписывается.
  3. Дополнительные источники, устанавливаемые независимо территориальными органами власти, плюс субсидии и субвенции (строго целевые субсидии), которые идут в более низкие бюджеты из более высоких.

 

Управление дефицитом бюджета

 

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно чрезвычайное, исключительное событие. В современном мире нет государства, которое в определенные периоды своей истории не столкнулось бы с дефицитом бюджета.

За последние семь лет произошел резкий скачок дефицита бюджета. Это привело к быстрому росту государственного долга, как внутреннего, так и иностранного. Учитывая, что ситуация считается контролируемой, когда государственный долг не превышает половины ВВП, а дефицит бюджета - не более 2-3%, текущее финансовое положение страны можно оценить как серьезный кризис. потому что и бюджетный дефицит, и государственный долг превышены предельно допустимыми нормами.

Основными причинами резкого скачка дефицита бюджета в конце 80-х и начале 90-х годов стали:

  • низкая эффективность общественного производства, усугубляемая низкой эффективностью внешнеэкономических связей;
  • нерациональная структура бюджетных расходов, подкрепленная стремлением жить не по средствам, крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказание помощи (часто безвозмездной) развивающимся странам и т. д.;
  • неэффективный бюджетный механизм, который не позволяет государству использовать его как стимул для развития экономики и социальной сферы.

Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к усилению инфляционных процессов, поскольку правительство систематически использовало денежную эмиссию для покрытия дефицита. Рост инфляционных процессов отразился на росте цен на товары и услуги (так называемая кажущаяся инфляция) и резком росте уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса (т.е. подавленной, то есть скрытой инфляции). Рост инфляционных процессов значительно снижает уровень жизни населения, приводит к обострению социальной напряженности.

Чрезвычайно негативные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита срочно требуют осуществления системы мер по его преодолению, активной финансовой политики и использования общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. Стремление сбалансировать доходы и расходы бюджета путем сбалансирования государственного бюджета является одной из основных задач сегодня. Только путем ее решения можно проводить целевую финансовую политику.

Таким образом, дефицит государственного бюджета - это финансовая ситуация, которая возникает, когда государству необходимо осуществлять расходы в размере, превышающем возможную стоимость всех его доходов.

Как государство может справиться с дефицитом бюджета? Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:

Сокращение бюджетных расходов. Этот способ преодоления бюджетного дефицита является самым простым и самым болезненным, поскольку государство обычно финансирует те потребности общества, которые не могут быть покрыты рынком из-за их некоммерческой деятельности. Таким образом, сокращение бюджета неизбежно затронет наиболее уязвимые слои общества.

Поиск источников дополнительного дохода. По мере роста инфляции абсолютные суммы доходов фирм и частных лиц быстро растут, а следовательно, и налоги на эти доходы. Но из-за инфляции расходы бюджета также растут. Как показывает мировой опыт, расходы бюджета растут быстрее, чем сумма налоговых поступлений, а дефицит не уменьшается, а даже растет. Причина проста: расходы должны осуществляться сегодня и в текущих ценах, а налоги всегда взимаются со вчерашнего дохода, преобладающего на старом уровне цен.

Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов. Самый простой и самый опасный способ закрыть дыры в бюджете - это выдавать наличные и безналичные деньги сверх реальных потребностей экономики. Такая эмиссия подобна финансовому наркотику - она ​​временно снимает боль и беспокойство, но затем создает еще худшую экономическую ситуацию. Конечно, государству нетрудно напечатать дополнительные деньги и выплатить им повышенную заработную плату. Но национальный рынок сразу определит истинную стоимость этих денег, реагируя на их появление скачком цен или исчезновением товаров с полок. Поэтому чрезмерная эмиссия денег является двигателем инфляции, и бюджет всегда проигрывает «гонке» с инфляцией.

Заимствование денег у граждан, банков, коммерческих организаций, других государств и иностранных финансовых организаций. Подобно гражданину или экономической организации, государство при нехватке денег может занимать деньги, в первую очередь, у своего государственного банка (именно так сегодня использует Россия), но возможности кредитования государства Национальным банком, как правило, довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального банка, государство теряет доход, который оно, как владелец этого банка, могло бы получить от кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее занимать деньги у граждан и экономических организаций страны.

Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Общепринято, что если дефицит государственного бюджета не превышает 5% ВВП страны, то это приемлемо. Годовой дефицит бюджета складывается в государственный долг.

 

Заключение

 

Проект бюджета, первоначально представленный правительством в Государственную Думу (который премьер-министр Виктор Черномырдин назвал «крайне жестоким»), постепенно превратился из «крайне жестокого» в просто «жестокий». Основные бюджетные показатели были смягчены. Сначала предлагалось установить выручку на уровне 144 198,7 млрд руб., Расходы - 216 274,8 млрд руб., А дефицит - 72 076,1 млрд руб. Тогда правительство согласилось увеличить расходы до 248 344,3 млрд рублей, доходы - до 175 160,6 млрд рублей, а дефицит - до 73 183,7 млрд рублей. или 29,5% к расходам. Эти показатели были утверждены при утверждении бюджета.

На самом деле бюджет трудно назвать жестким, поскольку только две трети его расходов покрываются доходами, а дефицит достигает почти 8% ВВП.

В качестве доказательства жестокости бюджета российские власти пообещали отказаться от кредитов Центробанка на покрытие дефицита бюджета, разместив, как уже упоминалось выше, государственные ценные бумаги на сумму 30 578 млрд руб. Вряд ли стоит понимать это буквально. Во-первых, в соответствии с утвержденным законом о бюджете Центральный банк все еще может предоставить правительству кредит в размере 5 трлн. рублей «для покрытия внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами».

Во-вторых, Центральный банк будет кредитовать бюджет при покупке одних и тех же государственных ценных бумаг - напрямую (покупка ценных бумаг при первичном размещении) и косвенно (побуждая коммерческие банки покупать эти ценные бумаги, а затем выкупать их на вторичном рынке).

Очень четким признаком того, что в России нет особой жесткости бюджетной политики, является продолжающаяся финансовая поддержка неэффективного сельского хозяйства (в том числе сохранение системы централизованных закупок продовольствия для государственных нужд). Недавно (около месяца назад) сразу появились два правительственных постановления на эту тему - «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1995 году» и «О мерах по реализации Федерального закона» О Закупка и поставка сельхозпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".

В соответствии с этими документами сохраняется большая часть бюджетной помощи агропромышленному комплексу - от субсидий до гарантированных закупочных цен. Всего на помощь агропромышленному комплексу из бюджета было выделено 8835,509 миллиарда рублей, а на формирование федеральных продовольственных фондов - еще 265,680 миллиарда рублей. Кроме того, агропромышленный комплекс списывает задолженность по кредитам в размере 3 трлн. рублей, который переоформлен на государственный внутренний долг.