Государственные внебюджетные фонды в налоговых правоотношениях

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 12.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственные органы в налоговых правоотношениях
Налоги как финансово-правовая категория и их классификация.
Федеральные налоги: общая характеристика
Налоговые органы в Российской Федерации и правовые основы их деятельности.


Введение:

Финансовое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования денежных средств (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. В процессе реализации норм финансового права возникают финансовые отношения. Анализ механизма их возникновения, изменения и прекращения позволяет понять всю систему финансового права, которая определяет актуальность данной работы.  

В данной работе были поставлены следующие задачи:

  • Дать определение финансовых отношений;
  • Опишите общие условия их возникновения, изменения и прекращения.
  • Проанализировать возникновение, изменение и прекращение отношений в различных отраслях финансового права.

Финансово-правовые нормы и финансово- правовые отношения  

Финансовые и правовые нормы являются первыми начальными элементами, которые составляют финансовое право как отрасль права. Для них характерны общие черты правовой нормы любой отрасли права, но они также имеют особенности, обусловленные как спецификой субъекта правового регулирования финансового права, так и особым методом, применяемым законодателем при его регулировании. 

Нормы финансового права как публичной отрасли права являются обязательными, то есть их содержание не может быть изменено по соглашению участников общественных отношений, как в случае с диспозитивными нормами, содержащимися, например, в Гражданском кодексе Российской Федерации. Федерация.

В зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений нормы финансового права подразделяются на три типа: обязательные, запрещающие и разрешающие.

Обязательные нормы, устанавливающие определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них выполнения определенных действий. Например, нормы налогового законодательства требуют от субъектов налоговых отношений при соблюдении определенных условий уплачивать налог в определенной сумме и в определенное время. 

Запрещающие нормы, как следует из названия, содержат запрет на совершение каких-либо действий. Например, запрещающие нормы должны также включать норму, содержащуюся в пункте 4 ст. 82 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому расходование средств Резервного фонда Президента Российской Федерации на выборах, освещение деятельности Президента Российской Федерации не допускается.  

Уполномочивающие нормы устанавливают определенные права участников финансовых отношений, но реализация этих прав зависит от действий участника. Такие нормы содержатся, например, в нормативных правовых актах, регулирующих кредитные отношения. 

Большинство норм финансового права являются обязательными.

Нормы финансового права, в зависимости от их содержания, также подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов финансовых правоотношений, компетенцию и структуру органов финансового управления и т. П. Процессуальные финансово-правовые нормы определяют порядок деятельности субъектов финансово-правовых отношений. Особенно ясно, что можно проводить различие между материальными и процессуальными нормами финансового права в бюджетном праве, а также в налоговом праве.   

В юридической литературе финансово-правовая норма определяется как правило поведения участников общественных отношений, устанавливаемое государством и обеспечивающееся мерами государственного принуждения, возникающими в процессе формирования, распределения и использования средств государства и муниципалитеты.

Структура финансовых и правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотез, диспозиций и санкций, каждый из которых отражает характеристики этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия финансово-правовой нормы. Например, обязательство предприятия по уплате налога на прибыль в государственный бюджет реализуется при условии, что оно имеет банковский счет и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает налогооблагаемую прибыль. 

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, то есть предписывает выполнение определенных действий по формированию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Распоряжение требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонений от этих требований. 

Санкции определяют меры ответственности, применимые к нарушителям финансовых и правовых норм. Финансовые и юридические санкции отличаются от других санкций по ряду причин. Они носят денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителей норм через свои денежные средства и фонды. При снятии средств с помощью финансовых и юридических санкций характерно их зачисление в государственную бюджетную систему или другой централизованный государственный валютный фонд. Эти санкции распространяются на организации, должностных лиц и граждан. Кроме того, можно одновременно применять финансовые и юридические санкции к должностному лицу и организации. Финансовые и правовые санкции сочетают правовые восстановительные и уголовные (карательные) элементы.      

За нарушение финансовой дисциплины помимо рассматриваемых санкций могут быть применены дисциплинарные, административные, уголовные и иные меры.

Финансовые правоотношения определяются как социальные отношения, возникающие в связи с созданием, распределением, использованием средств фондов и регулируемые нормами финансового права, участники которых имеют соответствующие юридические права и обязанности. Как и любые другие правовые отношения, финансовые правовые отношения возникают между определенными субъектами в отношении определенного объекта и имеют содержание, раскрываемое через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общую природу, присущую любым правовым отношениям, финансово-правовые отношения также имеют определенные признаки, обусловленные особенностью масштабов их возникновения.  

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов этих правоотношений всегда является уполномоченный государственный орган (финансовый орган, кредитная организация) или высший орган или орган местного самоуправления; в) всегда возникают вопросы о деньгах - денежная выплата в доход государства, государственные расходы.  

Эти три отличительные особенности, рассмотренные в их совокупности, отличают финансово-правовые отношения от других видов правоотношений.

В финансово-правовых отношениях, как правило, отчетливо проявляются два правовых элемента: 1) государственно-властный и 2) собственность.

Эта деятельность основана на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование средств государством является деятельностью материального, имущественного характера. Следовательно, финансово-правовые отношения являются властно-имущественными отношениями.  

Необходимо различать понятия «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансовых правоотношений».

Субъектом финансового права является лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансово-правовых отношений.

Предметом финансовых правоотношений является реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные субъекты (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и муниципальные (местные) субъекты. Особенностью финансово-правовых отношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий государственный орган (или государственное или муниципальное образование в целом). 

Финансовые правоотношения не могут возникать между физическими лицами (гражданами); между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими юридическую форму на основе частной собственности, а также между этими юридическими лицами. Предметный состав финансовых правоотношений определяется типом финансовых правоотношений.  

Финансовые отношения можно классифицировать по ряду причин.

По содержанию материала они подразделяются в зависимости от подсектора, раздела, института финансового права на следующие виды:

  1. Бюджетные правоотношения;
  2. Налоговые правоотношения;
  3. Неналоговые правоотношения;
  4. Финансовые правоотношения в сфере государственного кредитования;
  5. Финансовые правоотношения в сфере страхования;
  6. Правовые отношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе сметного бюджетного финансирования;
  7. Финансово-правовые отношения в сфере банковского дела;
  8. Финансовые отношения, возникающие в сфере денежного обращения и расчетов;
  9. Валютные отношения.

По субъектам финансовых отношений делятся на:

  • Возникающие между органами государственной власти; между публичной властью и общей властью; 
  • Между высшими и низшими государственными органами, включая финансовые и кредитные органы;
  • Между предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
  • Между финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
  • Между финансовыми властями и гражданами.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит, когда существуют четко определенные условия в правовых нормах или юридических фактах, т.е. действия (бездействие), предусмотренные нормами финансового права или событиями, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение финансовых прав и обязательства физических или юридических лиц. 

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании нормативного правового или индивидуального правового акта. Таким нормативным актом в сфере финансовой деятельности государства является Федеральный бюджетный закон, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - уведомление финансового органа гражданина о необходимости уплаты любого налога.  

Изменение финансовых правоотношений не может быть осуществлено по воле их участников. Оно осуществляется на основании нормативного акта в связи с изменением фактов и событий, предусмотренных в нем. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение этой взаимосвязи.  

Прекращение финансовых отношений происходит во многих случаях. Из них наиболее распространенными являются: 

  1. Погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания задолженности (несвоевременная выплата);
  2. Выполнение заданий по государственным доходам за бюджет или внебюджетные фонды;
  3. Использование бюджетных ассигнований;
  4. Осуществление компетентными органами права на взыскание налоговой задолженности;
  5. Прекращение правовых отношений в отношении налогов на население происходит по достижении определенного возраста, установленного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию.

Связи с общественностью, возникающие в сфере финансов, в соответствии с действующим российским законодательством, могут регулироваться не только нормами финансового права.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданское право регулирует имущественные отношения на основе равенства, автономии воли и имущественной независимости их участников. В этой статье также предусматривается, что к имущественным отношениям, основанным на административной или иной властной подчиненности одной стороны другой, в том числе налоговым и другим финансовым отношениям, гражданское право не применяется, если иное не предусмотрено законом. Возможность применения гражданского права при регулировании финансовых отношений в случаях, предусмотренных законом, является новинкой российского законодательства. В настоящее время гражданское право регулирует отношения в области финансов, таких как, например, бюджет, налоги, банковское дело; отношения, возникающие в сфере государственного кредитования, страхования; расчетные отношения.         

Так, например, ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации (часть I) предусмотрено правило, согласно которому выполнение обязательства по уплате налогов и сборов может быть обеспечено гражданско-правовыми методами: залог имущества, поручительство, проценты. Более того, в ст. 73 и 74 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правовые нормы Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникающим в связи с установлением залога и поручительства, в качестве меры обеспечения исполнения обязательства по уплате налогов, если не предусмотрено иное. законодательством о налогах и сборах.   

В следующей главе будут рассмотрены вопросы возникновения, изменения и прекращения финансовых отношений в различных отраслях финансового права.

Возникновение, изменение и прекращение правоотношений в различных институтах финансового права    

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145- ФЗ , бюджет является формой формирования и расходования фонда средств, предназначенных для финансовой поддержки задач и функций государства и местного самоуправления. 

Государственный бюджет играет значительную роль в политической и экономической жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеративным государством, государственный бюджет означает бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации, государственный бюджет должен обеспечивать необходимое финансирование социально-экономического развития страны. , его обороноспособность и другие потребности. 

В соответствии со ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным отношениям относятся: 

  • Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и расходов расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  • Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе подготовки и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля над их реализацией.

Бюджетные правоотношения включают в себя отношения, возникающие при установлении правового статуса участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. 

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

  • Первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • Второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • Третий уровень - местные бюджеты Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Как отмечалось выше, возникновение финансовых отношений в этой области осуществляется в связи с принятием бюджета соответствующего уровня.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме Законы субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в виде правовых актов представительных органов местного самоуправления или в порядке, установленном уставами муниципальных образований. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год в четырех чтениях. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год в первом чтении в течение 30 дней со дня его представления в Думу Правительством Российской Федерации. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума может передать этот проект в согласительную комиссию, в состав которой входят представители Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации; вернуть законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку на срок до 20 дней; ставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.    

Госдума рассматривает законопроект во втором чтении в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении расходы федерального бюджета утверждаются по подразделам функциональной классификации расходов бюджета Российской Федерации и основных распорядителей бюджета. федеральный бюджет по всем четырем уровням функциональной классификации, а также расходы по другим программам. В третьем чтении законопроект рассматривается в течение 25 дней со дня его принятия во втором чтении. 

Госдума рассматривает законопроект в четвертом чтении в течение 15 дней со дня его принятия в третьем чтении. При рассмотрении его в четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Поправка не допускается. Федеральный закон должен быть принят Государственной Думой до 1 декабря этого года.   

Принятый федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня принятия представляется на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, который длится до 14 дней. В течение пяти дней со дня утверждения Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. 

Изменения в финансовых отношениях в этой области осуществляются путем изменения бюджетного законодательства. Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса и федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления по местным бюджетам на соответствующий год и другие федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие соответствующие бюджетные отношения.

Прекращение бюджетных отношений, как указано выше, осуществляется через исполнение бюджета.

Казначейское исполнение бюджета в настоящее время устанавливается. Органы исполнительной власти несут ответственность за организацию исполнения и исполнения бюджетов, управление бюджетными счетами и бюджетными средствами. Эти органы являются кассирами всех административных органов и получателями бюджетных средств и осуществляют платежи из бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.  

Бюджеты исполняются на доходы и расходы. В частности, Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с получением доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета в федеральном бюджете, а также разрешением и финансированием расходов федерального бюджета в Главной книге Главного казначейства. Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Данные Главной книги казначейства являются основой для составления отчетов об исполнении федерального бюджета.   

Исполнение федерального бюджета и других бюджетов заканчивается 31 декабря.

По результатам исполнения бюджета проводится подготовка, проверка и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце каждого финансового года министр финансов издает приказ о закрытии года и готовит отчет об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании этого приказа все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты о доходах и расходах. Главные управляющие бюджетными фондами обобщают и обобщают отчеты подчиненных им бюджетных учреждений.   

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения их средств на основе владения, экономического управления или оперативного управления средствами, в Порядок финансовой поддержки деятельности государства и (или) муниципальных образований Налогового кодекса Российской Федерации.

Плата понимается как обязательная плата, взимаемая с организаций и физических лиц, уплата которой является одним из условий уплаты пошлин государственными органами, местными органами власти, другими уполномоченными органами и должностными лицами за юридически значимые действия, включая предоставление определенных прав. или выдача разрешений (лицензий))

Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня или государственные внебюджетные фонды и, как правило, обезличиваются в них. Этот налог отличается от сборов, взимаемых для определенных целей или являющихся платой для плательщика за выполнение любых юридически значимых действий. 

Налоговые правоотношения - вид финансовых правоотношений, то есть публичных финансовых отношений, регулируемых подсектором (разделом) финансового права - налоговым законодательством, субъекты которого наделены определенными правами и обязанностями, возникающими при установлении, введение и взимание налогов и сборов в Российской Федерации, а также в процессе осуществления налогового контроля и преследования за налоговые правонарушения. 

Налоговые правоотношения, как и любые другие правоотношения, состоят из следующих элементов: субъекты, объект и содержание.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах Налогового кодекса Российской Федерации. 

Субъектами налоговых отношений являются:

  • организации и физические лица, признанные в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признанные налоговыми агентами в соответствии с Налоговым кодексом;
  • Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные единицы;
  • Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его территориальные единицы;
  • государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, которые в установленном порядке принимают и собирают налоги и (или) сборы, а также контролируют их уплату налогоплательщиками. и плательщики сборов (сборщики налогов);
  • Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые отделы (отделы, отделы) администраций территорий, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономного округа, автономных округов, областей и города, иные уполномоченные органы (финансовые органы) - по решению вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • органы государственных внебюджетных фондов;
  • Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальные подразделения - при решении вопросов, отнесенных к их компетенции Налоговым кодексом Российской Федерации.

Организации и физические лица признаются налогоплательщиками и плательщиками сборов, которые обязаны в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации уплачивать налоги и (или) сборы соответственно.

В соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязательства этих организаций по уплате налогов и сборов на территории, на которой эти отделения и другие обособленные подразделения выполняют функции организация.

Налоговый кодекс Российской Федерации, определяющий участников налоговых отношений, вводит новые понятия, ранее не использовавшиеся в налоговом законодательстве России. Речь идет о налоговых агентах, сборщиках налогов и (или) сборах, а также о взаимозависимых лицах. 

Налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию с налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговые агенты, например, являются работодателями при расчете, удержании и перечислении в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов, взимаемых с заработной платы и других доходов их работников. 

Возникновение и прекращение налоговых отношений связано с возникновением обязательств налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов. Следовательно, налоговые отношения могут возникать или прекращаться, в частности, в связи со следующими действиями: 

  • Регистрация (закрытие) предприятия;
  • Устройство (увольнение) физического лица на работу;
  • Приобретение (продажа), дарение (дарение) имущества или транспортных средств.

Налоговый кодекс Российской Федерации в ст. 72 устанавливает основные способы обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов. Эта статья не является исчерпывающей. В частности, в отношении налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, могут быть применены другие меры для обеспечения выполнения обязательств в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации. Российская Федерация.   

Объединяя основные способы обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов, Налоговый кодекс Российской Федерации использует как гражданско-правовые методы обеспечения исполнения обязательств (залог, поручительство, пени), так и конкретные методы обеспечения, характерные для властные отношения, являющиеся налоговыми отношениями (приостановление операций по счетам в кредитных организациях и арест имущества налогоплательщика).

Для эффективного осуществления налогового контроля налогоплательщики должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения организации, по месту нахождения ее филиалов и представительств, по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения их реального имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению. Если в состав организации входят филиалы, представительства или если имеется недвижимое имущество, подлежащее налогообложению на праве собственности, оно должно быть зарегистрировано в налоговом органе не только по месту нахождения, но и по месту нахождения каждого филиала и (или) представителя офис и местонахождение указанного имущества и транспортных средств. 

Регистрация организаций или индивидуальных предпринимателей не зависит от того, имеют ли налогоплательщики налогооблагаемый доход или нет.

Изменение налоговых отношений возможно либо с изменением налогового законодательства, либо с изменением статуса налогоплательщика или плательщика сборов.

Государственный и муниципальный кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) на добровольной основе использования временно свободных денежных средств граждан и субъектов хозяйствования. Государственный и муниципальный кредит как юридическая категория является самостоятельным институтом финансового права, представляющим собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые развиваются в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на основе добровольное, погашение, срочность и возмездие с целью покрытия дефицита бюджета и регулирования денежного обращения.

Правовой основой государственного (муниципального) займа, прежде всего, является Конституция Российской Федерации, где в пункте 3 ст. 104 говорится, что «могут быть внесены только законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от уплаты налогов, о выдаче государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие счета, предусматривающие расходы, покрываемые из федерального бюджета. с заключением Правительства Российской Федерации ". Пункт 4 ст. 75 Конституции Российской Федерации предусматривает, что государственные займы выдаются в порядке, установленном федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Помимо конституционных Нормативно-правовая база государственного займа с 1 января 2000 года формируется соответствующими нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 июля 1999 года «О порядке передачи государственных ценных бумаг СССР и сертификатов». Сбербанка ССР "по целевым долговым обязательствам Российской Федерации", а также другие законы и подзаконные акты.    

Специфика финансово-правовых отношений в сфере государственного (муниципального) кредитования заключается в том, что в этих отношениях государство (муниципальные органы власти) выступает в роли должника, заемщика, гаранта. Несмотря на это, именно эти органы в одностороннем порядке определяют условия предоставления государственных (муниципальных) кредитов, что обусловлено доминирующим в государстве финансово-правовым характером. Юридические и физические лица, которые добровольно вступили в указанные правовые отношения путем получения кредита, обязаны выполнить его условия. Правовые отношения в этой области прекращаются в связи с погашением кредита.   

Страхование является самостоятельным институтом финансовой системы государства и может быть охарактеризовано как экономическая и правовая категория.

Как экономическая категория, страхование представляет собой систему экономических отношений, касающихся формирования централизованных и децентрализованных денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных потребностей общества и его членов. С материальной точки зрения страхование действует в форме созданных денежных или материальных средств, которые используются для компенсации ущерба, причиненного в результате стихийных бедствий и других непредвиденных обстоятельств. 

В научной литературе страхование рассматривается не только как экономическая, но и как юридическая категория, поскольку социальные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием страхового фонда, опосредованы правовыми нормами.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации за реализацию мер по борьбе со стихийными бедствиями, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидации их последствий несут солидарную ответственность Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Страхование, как уже отмечалось, наряду с другими мерами призвано предотвращать и устранять негативные последствия чрезвычайных ситуаций. Эта важная сфера деятельности в России основана на соответствующей правовой базе, которая включает в себя значительное количество различных нормативных актов, которые в совокупности образуют страховое законодательство. Нормы, содержащиеся в нем, образуют комплексный правовой институт - страховой закон, который регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе создания и использования специальных страховых фондов за наличные и другие фонды. Разнообразие и сложность этих общественных отношений обусловили необходимость их правового регулирования нормами различных отраслей права, таких как административное, финансовое, гражданское, социальное обеспечение.      

Особое значение для развития страхового бизнеса имеют общественные отношения, которые складываются между страховщиками и государственными органами, которые на современном этапе рыночных реформ регулируют свою деятельность и выполняют над ними надзорные, контрольные функции. Для этого в 1992 году в соответствии с Указом Президента была создана Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью Российской Федерации, преобразованная в 1996 году в Департамент страхового надзора в структуре Министерства финансов Российской Федерации. Отношения в области формирования системы и структуры государственных органов, регулирующих и контролирующих страхование, а также права и обязанности должностных лиц этих органов являются предметом правового регулирования административного права.  

Страхование как один из институтов финансовой системы государства, в состав которого входят финансовые отношения, сформированные в процессе формирования и использования страховых фондов, является предметом правового регулирования финансового права. Итак, нормы финансового права регулируют: источники формирования страхового фонда, его связь с другими звеньями финансовой системы государства, в частности с бюджетной системой; порядок использования средств страхового фонда; компетенция органов государственной власти в области страхования (вместе с административным правом); обязательное государственное страхование и другие отношения в сфере страхования, возникающие в процессе создания, распределения и использования страхового фонда, такие, которые связаны с осуществлением государственной финансовой деятельности.     

Гражданско-правовые нормы регулируют основания возникновения различных страховых правоотношений, права и обязанности их субъектов, фиксируют объекты страхования, предусматривают существенные условия договора страхования, его форму, условия освобождения страховщика от обязательства по обязательству страхования.

Источниками страхового права являются правовые акты различного уровня и, как отмечается, ряд отраслей российского законодательства, что также связано со сложным характером этого института. Наряду с указанными конституционными нормами, наиболее важными нормативными актами, регулирующими страхование и являющимися основными в системе страхового законодательства, являются: Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 927-970), Закон Российской Федерации «О Страхование »от 27 ноября 1992 года (с изменениями, внесенными Федеральным законом« Об организации страхового дела в Российской Федерации »от 31 декабря 1997 года), Законом Российской Федерации« О медицинском страховании граждан в Российской Федерации ». от 28 июня 1991 г. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г. Указанные законодательные акты раскрывают такие основные понятия и категории страхования, как страхователь, страховщик, страховой риск, страховой случай, страховая сумма, страховой взнос, страховая премия, страховая премия, тариф, договор страхования. 

И, в заключение, рассмотрим валютные отношения. В Российской Федерации действует режим государственного валютного регулирования. Валютный рынок и валютное регулирование: Учебник / Под ред. Платонова И.Н. , учреждена Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле».   

Выбранный тип валютного режима определяет принципы проведения валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, использования и распоряжения валютными ценностями. , ответственность за нарушение валютного законодательства. Анализ структуры валютных правоотношений позволяет охарактеризовать тип валютного режима Российской Федерации в современных условиях.  

Вышеупомянутый Закон субъектов валютных правоотношений делится на две категории: резиденты и нерезиденты.

Резиденты включают в себя:

  1. Физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;
  2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;
  3. Предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;
  4. Дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, расположенные за пределами Российской Федерации;
  5. Филиалы и представительства за пределами Российской Федерации ранее названных юридических лиц, а также предприятия и организации, не являющиеся таковыми.

Следующее относится к нерезидентам:

  1. Физические лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;
  2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами Российской Федерации;
  3. Предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
  4. Иностранные дипломатические и иные официальные представительства, расположенные на территории Российской Федерации, а также международные организации, их филиалы и представительства;
  5. Филиалы и представительства юридических лиц-нерезидентов и предприятий, не являющихся юридическими лицами, расположенные на территории Российской Федерации.

Разделение субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов обусловлено разным объемом прав и обязанностей, предоставленных им для различных валютных операций и транзакций.

Под объектами валютных правоотношений понимаются:

  1. Валюта Российской Федерации;
  2. Ценные бумаги в валюте Российской Федерации;
  3. иностранная валюта;
  4. Валютные ценности.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции включают в себя:

  1. Операции, связанные с передачей прав собственности и других прав на валютные ценности, включая операции, связанные с использованием иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте в качестве платежного средства;
  2. Ввоз, вывоз и отправка валютных ценностей в и из Российской Федерации;
  3. Осуществление международных денежных переводов;
  4. Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» для возникновения валютных отношений и осуществления банковских валютных операций кредитные организации должны получить специальные лицензии у Центрального банка Российской Федерации, которые подразделяются на следующие типы: 

  1. Лицензии на осуществление банковских операций (за исключением привлечения депозитов от физических лиц) со средствами в рублях и иностранной валюте;
  2. Лицензии на привлечение вкладов физических лиц в рублях или в рублях и иностранной валюте и др.

Законодательство предусматривает широкий спектр прав резидентов и нерезидентов на осуществление различных видов валютных операций.

В соответствии со ст. 5 Закона о валютном регулировании и валютном контроле резиденты могут иметь иностранные счета в уполномоченных банках, а также иметь счета в иностранных банках только с разрешения Банка России на установленных им условиях. 

Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений, если иное не предусмотрено законом.

Беспрепятственный ввоз иностранной валюты в Россию возможен при условии соблюдения правил таможенного контроля. Вывоз иностранной валюты из страны, превышающей установленный лимит, допускается только при наличии соответствующего сертификата уполномоченного банка. 

Вывод

Финансовые и правовые нормы являются исходными элементами, которые составляют финансовое право как отрасль права. Они характеризуются всеми общими чертами правовой нормы, но присущи и специфические для этой отрасли особенности. 

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что, в отличие от норм других отраслей права, она регулирует отношения, возникающие в процессе планового формирования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, в которых они нуждаются выполнять свои задачи.

Содержание финансовых и правовых норм определяло их в основном императивный (императивный) характер.

Финансовые правоотношения определяются как социальные отношения, возникающие в связи с созданием, распределением, использованием средств фондов и регулируемые нормами финансового права, участники которых имеют соответствующие юридические права и обязанности. Как и любые другие правовые отношения, финансовые правовые отношения возникают между определенными субъектами в отношении определенного объекта и имеют содержание, раскрываемое через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общую природу, присущую любым правовым отношениям, финансово-правовые отношения также имеют определенные признаки, обусловленные особенностью масштабов их возникновения.  

Финансовые правоотношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность, то есть деятельность, направленную на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств, и эта деятельность регулируется нормами финансового права. Указанный признак имеет решающее значение при разграничении финансово-правовых отношений от связанных правоотношений, в частности от административно-правовых отношений. 

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные субъекты (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и муниципальные (местные) субъекты. Особенностью финансово-правовых отношений является то, что одним из субъектов этих отношений должно быть государственное или муниципальное образование в целом или орган государственной власти или местного самоуправления. 

Финансово-правовые отношения не могут возникнуть между физическими лицами (гражданами), между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму на основе частной собственности, а также между этими юридическими лицами. Предметный состав финансовых правоотношений определяется типом финансовых правоотношений. 

Финансовые правоотношения возникают только в отношении денежных средств (финансовых ресурсов) независимо от их формы выражения. Это относится к имущественным отношениям, основанным на подчинении власти одной стороны другой. 

Основываясь на проделанной работе, мы можем сделать вывод, что, как и любые другие правовые отношения, финансовые правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при возникновении определенных оснований, которые в юридической науке называются «правовые факты».

Юридическими фактами, в связи с которыми возникают или прекращаются финансовые отношения, могут быть как действия (бездействие), так и события.