Государственные финансы. Методы формирования и использования государственного бюджета

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Федеральные налоги и сборы
Лизинг как перспективная форма финансирования предприятия
Спрос, предложение и рыночное равновесие
Безработица в Республике Беларусь, её структура и динамика


Введение:

Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.

Государственные финансы являются важным элементом любой финансовой системы. Государственные финансы - это комплекс финансовых операций, осуществляемых органами государственного управления, с помощью которых происходят аккумуляция денежных средств и осуществление денежных расходов.

Структуру государственных финансов можно определять с двух точек зрения. Государственные финансы могут быть рассмотрены с точки зрения преемственности к тем или иным органам государственной власти или с позиции разделения государственных финансов на бюджетные и не бюджетные фонды. При рассмотрении государственных финансов с точки зрения структуры государственной власти можно выделить федеральные финансы, финансы субъектов РФ и финансы органов местного самоуправления. Данная структура полностью соответствует системе государственного управления страной и может видоизменяться в зависимости от системы государственного регулирования. Общегосударственными или федеральными финансами распоряжаются государственные органы федерального значения. Здесь определяется направление расходования государственных средств и производится контроль за использованием государственных ресурсов. Именно от точного и продуманного использования федеральных финансов зависит полноценность развития всей национальной экономики. Именно на данном уровне происходит формирование бюджета, в котором отражены все направления развития страны, объемы и источники финансирования данных программ. Кроме того, федеральные финансы являются важным звеном в структуре государственных финансов, поскольку именно на федеральном уровне производится воздействие на экономику с помощью кредитно-денежного, инфляционного, налогового и других рычагов.

К региональным финансам относят финансовые операции, осуществляемые на региональном уровне в целях выполнения государственных функций региона. Не имеет большого значения название субъекта, распоряжающегося данными финансовыми ресурсами. Это могут быть как финансы региона, так и финансы штата, федеральной земли, как в Германии, или финансы областей и республик. Вне зависимости от названия данные органы власти обладают относительной самостоятельностью и могут формировать собственные финансовые потоки. Финансы на данном уровне формируются как путем извлечения дохода из собственных источников, так и при использовании ресурсов, предоставляемых федеральным центром.

Местные органы власти формируют, соответственно, местный уровень финансов, или муниципальные финансы, как их часто называют. К местным органам власти относятся самостоятельные органы правления в городах и населенных пунктах. Местные органы власти формируют так называемые муниципалитеты, благодаря чему финансы, которыми обладают местные власти, получили название муниципальных финансов. Данные финансы формируются за счет специфических источников и направляются на обеспечение нормального развития и деятельности организаций, необходимых для жителей данного муниципалитета.

Отношения между федеральными, региональными и местными финансами определяются системой межбюджетных отношений. Таким образом, взаимодействие между федеральными и муниципальными финансами тесно связано с бюджетными и внебюджетными фондами, формируемыми как на федеральном, так и на местном уровне.

Рассматривая государственные финансы с точки зрения распределения средств по фондам различной направленности, следует отметить, что данные фонды одинаковы по своей сущности на любом уровне. Здесь можно выделить бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы унитарных предприятий. В зависимости от принадлежности к тому или иному уровню государственного управления можно выделить федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Таким образом, различаются и все остальные элементы структуры государственных финансов. Соответственно, можно различить финансы государственных казенных унитарных предприятий, финансы предприятий, принадлежащих субъектам РФ и финансы муниципальных унитарных предприятий. Все элементы являются взаимосвязанными и формируют общую структуру государственных финансов.

Бюджет является первым и основным элементом системы государственных финансов. Именно на бюджет ложится основная нагрузка финансирования проектов государственных структур управления. Именно в бюджете отражены все доходы и расходы той или иной структуры. Социальные статьи бюджета всегда являлись незащищенными, поскольку денежные средства всегда являются ограниченными и при любом распределении средств денег меньше, чем необходимо. Исторически сложилась система, при которой социальные статьи первыми подвергались сокращению. Тем не менее, современное общество невозможно представить без достаточного финансирования социальных программ. В результате средства на финансирование социальных программ необходимо аккумулировать вне бюджета. Именно поэтому широкое распространение получили внебюджетные фонды, формируемые на всех уровнях для эффективного распределения денежных ресурсов в целях финансирования социально значимых программ. Внебюджетные фонды могут включать в себя средства, формируемые самими государственными структурами, и добровольные отчисления граждан. Все внебюджетные фонды имеют четкое предназначение и являются независимыми по отношению к бюджету.

Третьим элементом системы государственных финансов является кредит на всех уровнях его предоставления. Потребность в кредите проистекает все из того же постоянного недостатка финансовых ресурсов. Дефицит средств может быть покрыт при помощи использования займов двух типов - внутреннего и внешнего. Причем следует учитывать, что внешний кредит подразумевает не только международные займы, но и кредит, предоставленный другим уровнем финансовой структуры. Например, для муниципального образования внешним будет являться кредит, предоставленный федеральными органами власти.

Следующим звеном в структуре государственных финансов являются финансы государственных предприятий. Финансы предприятий, принадлежащих государственным органам, представляют собой не просто периодически пополняемый источник денежных средств, но и возможность увеличения доходности за счет эффективной работы предприятия. Следует заметить, что в основном государству принадлежат заведомо экономически неэффективные, но имеющие большое общественное значение, предприятия. Тем не менее, финансы государственных предприятий необходимо учитывать и четко понимать их возможности по представлению дополнительных средств в распоряжение государственных органов власти.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Основной статьей дохода государственного бюджета являются налоговые поступления. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Выделяют следующие основные виды налоговых доходов:

  • Налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  • Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  • Налоги на совокупный доход;
  • Налоги на имущество;
  • Платежи за пользование природными ресурсами;
  • Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:

  • Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • Доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • Иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности);
  • Государственные займы они осуществляются с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей) у внебюджетных фондах (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями). Их доля в государственном бюджете составляет от 10% до 20%;
  • Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. Использование эмиссии денег для пополнения казны является на самом деле формой налогообложения - инфляционным налогом.

Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:

  • От нерезидентов;
  • От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
  • От государственных внебюджетных фондов;
  • От государственных предприятий и учреждений;
  • От наднациональных организаций.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов, функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, административно-территориальным устройством государства, формами выделения бюджетных средств. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства.

В соответствии с этим критерием расходы бюджета подразделяются на текущие расходы и расходы капитального характера. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств организациям на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы представляют собой расходы на государственное потребление - содержание экономической и социальной инфраструктуры, национализированных отраслей экономики, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы бюджетных учреждений, текущие субсидии нижестоящим государственным органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу. Эта группа расходов отражается в бюджете текущих расходов и доходов. Расходы капитального характера представляют собой затраты, связанные с вложениями в основной капитал и прирост запасов товарно-материальных ценностей. Они включают в себя капитальные вложения за счет бюджета в различные отрасли экономики, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям и местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

По направлению финансирования расходы бюджета могут направляться на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, науки, обороны содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления, оплату расходов по внешнеэкономической деятельности, расходов по обслуживанию государственного долга, создание резервных фондов; финансирование приоритетных государственных программ.

По целевому признаку каждая сумма расходов, распределенная по отдельному направлению, может быть разделена в зависимости от конкретной цели расходования на следующие статьи, заработная плата, отчисления на социальные нужды (в процентах к заработной плате), канцелярские и хозяйственные расходы, служебные поездки, стипендии, расходы на питание, приобретение медикаментов, государственные капитальные вложения и т.д.

Заключение

С делением расходов по целевому признаку связано понятие защищенности статей расходов бюджета, которое означает финансирование ряда статей расходов в полном объеме с учетом и инфляционного увеличения. К защищенным статьям бюджета текущих расходов относятся заработная плата (включая начисления на нее), пенсии, стипендии, государственные пособия, расходы на питание и медикаменты и некоторые другие. Все остальные статьи расходов относятся к незащищенным.

Расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, субъектов федерации и местные расходы.