Государственное вмешательство в экономику: объективная необходимость и границы

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 12.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Модель рынка несовершенной конкуренции и максимизация прибыли в условиях чистой монополии в работе Робинсона
Конкурентные возможности России в мировом хозяйстве
Теория воспроизводства К. Маркса. Предпосылки теории
Инфляция в России: причины, последствиями перспективы снижения


Введение:

В условиях нынешнего кризиса российской экономики становится очевидным, что необходимо повышать роль государства в экономической жизни. Действительно, во всем мире уже было подтверждено, что без активной регулирующей роли государства не может быть быстро развивающейся рыночной экономики, основанной на современных научных и технических достижениях и социально ориентированной.

В такой экономике именно государство выступает регулятором экономических отношений. Его вмешательство в экономику необходимо, поскольку рыночный механизм не может справиться со всеми проблемами. Например, рынок не способствует сохранению ресурсов, которые ограничены и должны принадлежать всему человечеству, не приводит к сохранению нормальной экологической ситуации и т. д. А государство, в свою очередь, призвано к исправить те недостатки, которые присущи рынку. Он должен направлять экономические ресурсы на удовлетворение потребностей как можно большего числа людей, призывать производителей защищать окружающую среду. Его участие в экономической жизни общества также продиктовано тем, что оно обязано проводить социально ориентированную политику: заботиться об инвалидах, иждивенцах и бедных, регулировать рынок труда и принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство участвует в формировании микро- и макроэкономических процессов, необходимых для полноценного функционирования общества и всех его членов. Поэтому в этой работе роли, которые играют различные государственные институты, рассматриваются более подробно.

Актуальность темы исследования.

Государственное регулирование экономики остается актуальным с самого начала существования рынка и по сей день, потому что только государство имеет такую ​​привилегию, которая может изменить направление экономического развития в макроуровне.

Выбор такой темы, как «государственное вмешательство», определяется интересом к вопросам, изучаемым в данной работе, а также важностью этой темы в обществе.

В данной статье рассматриваются сущность и аспекты проблемы государственного регулирования, особое внимание уделяется основным полномочиям государства в экономике.

Объектом исследования является государство как один из активных участников экономической жизни, основанной на рыночных отношениях. Предметом исследования является государственное регулирование народного хозяйства.

Целью курсовой работы является изучение государственного вмешательства в экономику.

В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

  • изучение сущности государственного регулирования экономики (ГРЭ) и необходимости ее вмешательства;
  • рассмотрение основных экономических взглядов на роль государства в экономике;
  • изучение форм, методов, видов и границ государственного регулирования;
  • сравнительный анализ национального регулирования экономики в Российской Федерации и в Китае в переходный период.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Государственное регулирование экономики: теория

Государственное регулирование экономики (ГРЭ): сущность и направления

Каждое государство ведет свою деятельность в разных направлениях, одним из важнейших из которых является экономика.

Нужно контролировать ту или иную экономику, поэтому многие экономисты вводят понятие «государственное регулирование экономики». «В рыночной экономике государственное регулирование экономики (GRE) представляет собой систему законодательных, исполнительных и регулирующих мер, предпринимаемых компетентными государственными учреждениями с целью адаптации существующей социально-экономической системы к изменяющимся экономическим условиям». 

Так зачем контролировать экономику? Очевидно, что государство, контролируя экономику, преследует некоторые цели. Эти цели различны по смыслу, сферам влияния и, как следствие, последствиям, однако высшей целью государственного регулирования является создание наиболее благоприятных условий для поддержки экономического развития. Все остальные цели тесно связаны с ним и могут меняться под воздействием многих факторов, но все они взаимозависимы.

Все аспекты рыночной экономики с негативным эффектом являются предпосылками для усиления позиции государства в экономике, поскольку именно предотвращение негативных последствий действий субъектов рынка является первостепенной задачей государства.

Ряд мер, используемых государством в регулировании экономики, называют экономической политикой. «Экономическая политика государства - это процесс реализации своих экономических функций посредством различных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей». 

Из этого определения следует, что государство в экономике выполняет следующие функции:

  • юридическое сопровождение функционирования частного бизнеса;
  • контроль за соблюдением условий конкурентной среды. Для государства стратегически важно не допустить монополизации рынка, так как это оказывает пагубное влияние на экономику;
  • перераспределение доходов через систему налогов и льгот;
  • финансирование фундаментальной науки и охраны окружающей среды и др.

Итак, какие государственные органы должны выполнять эти функции? «Субъектами государственного регулирования являются государство, представленное властями, президентом страны, правительством, министерствами и администрациями. Как правило, права и обязанности силовых структур в целом и с точки зрения их возможного вмешательства в экономику процессы юридически оформлены в Конституции страны, законах и других нормативных актах".

Государство влияет на экономику в следующих направлениях:

  • Регулирование инвестиций
  • Государственное регулирование продаж
  • Государственное регулирование рынка труда
  • Продвижение исследований и разработок
  • Экологическое регулирование
  • Социальные аспекты государственного регулирования
  • Инвестиционное регулирование.

«Инвестиции - это инвестиции в экономику, социальную инфраструктуру и все другие сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на рост ВВП, занятость населения, а также уровень и качество жизни». Инвестиционный процесс считается приоритетным направлением государственного регулирования, поскольку все остальные связаны с ним.

Государственное регулирование реализации продукции.

В случае несоответствия между спросом и предложением возникает одно из негативных явлений - безработица, и экономический рост сдерживается. Задача государства в этой ситуации состоит в том, чтобы стимулировать продажу продукции различными способами, а через нее - рост ВВП и уровня занятости населения.

Государственное регулирование рынка труда.

Задача государства на рынке труда заключается в сокращении безработицы, повышении уровня занятости населения и поддержании баланса на рынке труда. Поэтому активно принимаются меры по поддержке безработных. И стоит отметить, что достижение вышеуказанных целей приводит к увеличению ВВП, что способствует не только сохранению старых, но и созданию новых рабочих мест.

Продвижение исследований и разработок.

В настоящее время помощь этой организации очень важна, поскольку укрепление позиции страны в мировой экономике в первую очередь определяется ее успехами в области исследований и разработок (НИОКР). Организация НИОКР в таком огромном масштабе была бы невозможна без стимулирования влияния правительства на этот процесс. Именно государство обеспечивает финансирование бюджетных научных организаций, высшего образования, без чего не может быть гарантирована эффективная работа НИОКР.

Экологическое регулирование.

Также важнейшим направлением государственного регулирования является экология. Задача государства - обеспечить, чтобы субъекты экономической деятельности были разумными в использовании природных ресурсов, заботились о состоянии окружающей среды и снижали нагрузку на нее.

Есть два существенных элемента в государственном регулировании экологии. Во-первых, это стимулирует инвестиции в строительство зданий и производство специального оборудования, улучшающего состояние окружающей среды. В свою очередь, инвесторы получат различные субсидии и налоговые льготы.

Во-вторых, еще одним элементом государственного регулирования окружающей среды является создание и внедрение правовых норм, которые налагают юридическую ответственность на физических и юридических лиц за то, что они допустили загрязнение окружающей среды.

В этом случае они обязаны «возместить ущерб, нанесенный государству или соответствующим частным владельцам земли, леса, воды и других земель (по принципу« загрязнитель платит »)».

Социальные аспекты государственного регулирования.

В развитых странах государство координирует не только экономику, но и неразрывно связанные с ней социальные процессы. При непосредственном участии государства или, в любом случае, под его регулирующим и контролирующим влиянием в этих странах были эффективно созданы разветвленные системы социального страхования: пенсионное, медицинское и страхование по безработице.

Основные понятия государственного регулирования экономики

Появление разных взглядов и концепций часто связано с разными условиями развития общества, его экономической системы. Отношение к вмешательству государства в экономику было разным на разных этапах ее формирования и развития. Это можно увидеть в разных экономических школах.

Меркантилисты одними из первых высказали свое мнение о роли государства в экономике. Они выступали за его активное вмешательство, и это понятно, потому что они были заинтересованы в увеличении капитала, а это, в свою очередь, не могло быть осуществлено без поддержки государства.

В более поздний период появилась другая концепция. Физиократы выступали за ограничение роли государства в экономике, поскольку требовали экономической свободы. «Главной заботой государства с точки зрения физиократов является защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность».

Пришло другое время, промышленная революция наступила. Это способствовало развитию классической школы политической экономии, которая выражала интересы нового класса - промышленной буржуазии. С точки зрения этого класса представители классической школы (А. Смит, Д. Рикардо) выступали за ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь.

В свою очередь, неоклассики заявили, что рынок - это механизм, который обладает способностью к саморегулированию и что государственная помощь в функционировании экономики была излишней. Они полагали, что вмешательство правительства может только помешать эффективному функционированию рыночной экономики. Соответственно, наиболее приемлемой для них была идея невмешательства государства. «Однако экономические сдвиги в конце 19-го и начале 20-го веков привели к развитию массового производства, увеличению числа товарных сделок, усилению конкуренции и заставили неоклассиков обратить внимание на возможные« провалы рынка ». что они не могут справиться самостоятельно".

Кейнсианская теория была первой, которая оправдала необходимое вмешательство правительства в экономику: государственные заказы оживили спрос и стимулировали занятость населения, а также приносили прибыль предпринимателям. Модель Кейнса также отмечала свою эффективность в послевоенный период: реставрация, работы по реконструкции народного хозяйства в 50–60-е годы велись при активной роли государства.

Однако с середины 70-х годов кейнсианская теория подверглась критике. Из-за общественного недовольства дефицитом государственных бюджетов и высокой инфляции было объявлено, что «виноваты» кейнсианские модели, поскольку они инициировали постоянный рост государственных расходов для зависимой части населения. Это означает, что общество снова вернулось к идее невмешательства государства, что было оправдано неолибералами и монетаристами. Вновь вводя идеи классической школы, представители неолиберализма считали, что экономическая роль государства сводится только к созданию наиболее благоприятных условий для функционирования рыночной экономики. Монетаристы, в частности М. Фридман, говорили, что единственная сфера экономической жизни, в которой целесообразно вмешательство государства, - это денежное обращение (контроль над денежным предложением в обращении, поддержание стабильности денег).

Различные представленные концепции могут быть противоречивыми и могут не совпадать, но это можно отметить с точностью: различия связаны с формами и долями государственного вмешательства в экономику. Следовательно, любой современный рынок невозможен без вмешательства государства.

Формы и методы государственного регулирования народного хозяйства. Границы GRE

При регулировании национальной экономики государство использует определенные формы и методы, которые применяются в зависимости от поставленных задач, материальных возможностей государства и т. д. Однако необходимо различать понятия «форма» и «методы». «Форма является общим направлением, основными принципами влияния со стороны субъекта в лице соответствующего государственного органа на рассматриваемый объект».  «Методы - это определенные способы воздействия государства на все объекты государственного регулирования. Каждый метод основан на ряде о конкретных инструментах, обеспечивающих реализацию его влияния».

Методы

Весь комплекс методов можно классифицировать. Есть несколько классификаций. По формам воздействия выделяются следующие методы: методы прямого и косвенного воздействия.

Прямые методы государственного регулирования - это методы, которые напрямую влияют на субъекты рынка. Они используются, например, для изменения объемов производства, экспортно-импортных отношений и т. д. Основными инструментами прямых методов являются лицензии, квоты, государственные закупки, цены, установленные государством, стандарты и комплексные программы.

Косвенные методы - это методы, которые через создание определенных экономических условий (косвенно) влияют на направление деятельности экономического субъекта. Для косвенных методов инструментами являются меры, которые само государство принимает в процессе реализации своей фискальной, монетарной, бюджетной политики. «Эффективность косвенных методов не так высока, как прямые, но они более адаптированы к рынку и, следовательно, более пригодны для работы рыночного экономического механизма».

Формы

Однако формы также имеют определенные классификации. По способам воздействия правовые, административные, экономические формы разделяются.

«Среди форм государственного регулирования, выявленных на основе такой особенности как средства воздействия, необходимо, прежде всего, выделить правовое регулирование экономики».

Правовое регулирование экономики заключается в создании правовых актов, описывающих «правила деятельности» для рыночных структур (фондовых бирж, банков, акционерных обществ), предпринимательства и торговли, защиты прав потребителей, посредничества между работодателями и работниками и т. д.

Совокупность правовых актов образует иерархию.

В зависимости от объекта, получающего их, существуют:

  • Конституция и законы Российской Федерации;
  • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
  • решения и распоряжения правительства;
  • нормативные правовые акты центральных органов власти (министерств и ведомств);
  • нормативные акты органов местного самоуправления и местных государственных администраций.

Инструментами правового метода государственного регулирования экономики являются «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

Административные формы играют исключительную роль в государственном регулировании экономики. С помощью системы административных мер (консолидация, разрешение, принуждение) государство осуществляет контроль над ценами, доходами и обменным курсом. Важной особенностью административных форм является то, что они характеризуются обязательством и безусловным исполнением приказов, распоряжений силовых структур и четкой ответственностью хозяйствующих субъектов и граждан за их невыполнение. «Наиболее важными инструментами реализации административных форм являются лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, цены, государственные заказы и т. д.».

Что касается экономических форм государственного регулирования экономики, то именно на их основе в основном проводится экономическая политика государства (влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, использование факторов экономического роста и многое другое). К экономическим формам относятся бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политика, государственное планирование и прогнозирование, а также использование внешнеэкономических инструментов в качестве рычагов управления.

Денежно-кредитная политика заключается в использовании государством центрального банка, который определяет величину учетной ставки, проводит операции на открытом рынке и изменяет уровень денежной массы в стране.

Налоговая, или фискальная, политика - это экономический механизм, который мгновенно реагирует на изменения уровня экономической активности. С его помощью государство регулирует налогообложение имущества граждан, вводит муниципальные налоги и в кризисных ситуациях использует его для сокращения дефицита бюджета. Налоговые поступления в государственный бюджет зависят от доходов граждан и растут с ростом ВНП, что снижает покупательную способность населения, сдерживает экономический рост, но позволяет снизить дефицит бюджета. Во время экономического спада они автоматически уменьшаются, объем изъятого дохода уменьшается и, следовательно, увеличивается покупательная способность населения, и, следовательно, дальнейший экономический спад сдерживается. Также в фискальной политике есть такие инструменты, как система пособий по безработице и различных социальных пособий, программы поддержки малоимущих. В период восстановления экономики и снижения уровня безработицы выплата различных пособий либо сокращается, либо прекращается вообще, что ограничивает совокупный спрос.

«Бюджетная политика обеспечивает регулирование государственных расходов, осуществление государственных закупок, освобождение отечественных совхозов, поддержку и регулирование государственного предпринимательства». Это означает, что, в основном, этот тип политики касается управления государственным бюджетом, а также отслеживает дефицит бюджета. Средства, необходимые государству для выполнения своих функций, должны не только обеспечивать социально ориентированный характер государственного регулирования экономики, но и перераспределять ресурсы для обеспечения целей социального равенства и безопасности общества.

Типы

Существует несколько видов государственного регулирования:

  1. полная государственная монополия в экономике. Такая ситуация была типичной для СССР и стран социалистического лагеря, но в некоторых странах она сохраняется и сейчас;
  2. различные варианты смешивания рыночных и государственных регуляторов. Реализуется в модели социально ориентированной рыночной экономики в Германии, Австрии, в «китайском» варианте развития;
  3. крайний либерализм, признающий эффективными только условия неограниченного частного предпринимательства. Это присуще в основном в Соединенных Штатах.

Границы GRE

Все вышеперечисленное доказывает тот факт, что современная рыночная экономика немыслима без вмешательства государства. Это помогает ей функционировать, решать проблемы, которые она не может решить, и, конечно, уравновешивает социальную несправедливость. Однако существуют важные ограничения в регулировании экономики.

Существует разница между границами вмешательства государства в рыночную экономику: минимально необходимым (функции государства по организации денежного обращения, предоставлением государственных услуг и т. д.) И максимально допустимыми границами вмешательства. К последней группе относятся: перераспределение доходов, формирование правовой базы, создание условий для конкуренции, обеспечение полной занятости населения, антиинфляционная политика и контрциклическое регулирование экономики, проведение региональной политики и реализация национальных интересов в мировой экономике.

Перераспределение доходов. Рынок "понимает и принимает" только те доходы, которые были получены в результате операций на рынках факторов производства, и темпы этих доходов связаны с эффективностью инвестирования факторов. Однако в любом обществе есть инвалиды, которые не владеют факторами производства. Поэтому они не могут конкурировать и не получают дохода. Есть также люди, которые не могут найти рыночное применение для своей работы (безработные). Поэтому государство призвано защищать и поддерживать их, поскольку рыночное распределение доходов не распространяется на тех, кто не занят в производственной сфере. И государство обязано влиять на перераспределение доходов, поскольку «то, что справедливо с точки зрения рыночного механизма, несправедливо по отношению к общечеловеческим моральным нормам, нарушает право человека на достойное существование в обществе».

Также государство должно позаботиться о предоставлении гражданам правовой базы. Это должно быть сделано, поскольку только он, посредством правового акта, может предоставлять юридический статус частным предприятиям, устанавливать права частной собственности и гарантировать соблюдение контрактов. «Правительство также устанавливает правовые« правила игры », регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями». Инвестиции в Россию. Люди о деньгах. Дмитрий Христиненко. Границы государственного вмешательства в экономику. Именно на основании правовой базы государство может быть третьей стороной в спорах в сфере экономических отношений. Кроме того, государство должно предоставлять гражданам правоохранительные органы для поддержания общественного порядка, устанавливать стандарты и нормы для измерения веса и качества продукции и организовывать единую валютную систему, которая облегчает обмен товарами и услугами.

Всем известно, что конкуренция является основным регулятором на рынке. В конкурентной среде индивидуальные предприниматели и поставщики ресурсов приспосабливают свою деятельность к потребностям покупателей, которые обращаются к продавцам через рынок. Ожидается, что те, кто конкурирует на рынке и «играет по его правилам», получат прибыль и укрепят свои позиции, в то время как другие, которые разрушают базовые основы рынка, несут большие издержки и, в конце концов, становятся банкротами. И увеличение количества монополий резко ухудшает эту ситуацию.

«Общество значительно проигрывает от монополий, поскольку их цены намного выше, а объемы производства ниже, чем у конкурирующих предприятий». Инвестиции в Россию. Люди о деньгах. Дмитрий Христиненко. Границы государственного вмешательства в экономику. В результате государство создает антимонопольное законодательство, запрещающее покупку акций других конкурирующих предприятий, если это может привести к их ослаблению, сговору, формам недобросовестной конкуренции.

Обеспечение полной занятости населения. Хотя право на труд существует, это не означает, что его существование гарантирует рабочие места для всех трудоспособных членов общества. Поскольку безработица неизбежна из-за некоторых несовершенств рыночной системы, перед государством стоит много сложных задач. Поэтому оно должно регулировать рынок труда, чтобы поддерживать определенный уровень занятости и материально обеспечивать людей, потерявших работу.

Антиинфляционная политика и контрциклическое регулирование экономики.

«Антиинфляционная политика направлена ​​на достижение ползучей инфляции до 2-3% в год».

Антициклическая политика заключается в том, что во время кризисов и экономических депрессий государство стимулирует общественный спрос на товары и услуги, инвестиции и занятость. Для стимулирования общественного спроса на экономический рост частному сектору предоставляются дополнительные финансовые стимулы, а государственные расходы и инвестиции увеличиваются. При долгом и быстром восстановлении экономики страны существует вероятность возникновения некоторых угрожающих явлений (рост импорта, ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и, следовательно, необоснованное увеличение заработной платы и Цены). «В такой ситуации задача государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы замедлить рост спроса, инвестиций и производства, чтобы максимально сократить перепроизводство товаров и перенакопление капитала и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем ».

Также одним из направлений государственного регулирования является региональная политика, которую проводит государство для решения вопросов, возникающих в результате воздействия на рынок исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов. «Региональная политика - это целенаправленные действия государства, направленные на балансирование условий деятельности регионов и ее результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности отдельных регионов». Эта политика реализуется посредством финансовых стимулов и государственных инвестиций, которые обеспечивают привилегированное положение для определенных отраслей и регионов. Представление национальных интересов на мировой арене предполагает проведение соответствующей внешнеэкономической политики, а также ориентацию государства на контроль над международными финансовыми потоками и рабочей силой, влияние на обменные курсы, регулирование платежного баланса и многое другое.

Таким образом, в этой главе были рассмотрены теоретические аспекты выбранной темы, а именно сущность государственного регулирования экономики, основные понятия, учитывающие долю государственного вмешательства, а также формы и методы, которые она использует для эффективной координации экономические процессы. Особое внимание было уделено границам GRE, в частности максимально допустимым, за пределы которого государство не должно выходить. Эта основа достаточно широка для взаимодействия государственного регулирования и эффективно работающего рыночного механизма для решения основных социально-экономических проблем современного общества. Если государство пытается сделать больше, чем измеряет рыночная экономика, то все те негативные аспекты рынка, которые ему пришлось исправить (отсталое производство, низкое качество продукции, растущее отставание от развитых стран и уровень жизни людей) остаются в народное хозяйство. В результате страдают те, ради кого государство пошло за пределы разумного вмешательства в экономику. Это будет обсуждаться в последующих главах этой работы.

Сравнительный анализ государственного вмешательства в экономику разных стран

Прежде чем проводить сравнительный анализ, необходимо рассказать, что такое институциональные и эволюционные экономические теории.

Основные принципы эволюционной экономики были сформулированы в 1982 г. в Нельсон и Винтер Эволюционная теория экономических изменений. Их главная заслуга заключается в том, что они объединили идеи, которые существовали в то время, и сформулировали общие рамки для анализа с точки зрения эволюционного подхода. Эволюционисты признают высокий уровень сложности и эволюционный характер развития экономических систем. Для любой эволюционной системы главной идеей является постепенное развитие во времени.

В свою очередь, «институционализм подчеркивает важность институтов для экономической жизни и пытается понять их роль и эволюцию».

«Институты - это система формальных и неформальных правил, которые определяют отношения между людьми в обществе».

Эволюционный институционализм - это эволюционный вариант развития институтов. «Институты обладают свойствами« преемственности »(наследственности), они также обладают изменчивостью, они могут реагировать на изменения в социальной, культурной, политической, природной среде». Таким образом, главный тезис институционализма состоит в том, что институты развиваются только эволюционно, и они разрушаются как на дрожжах.

Постепенное, то есть эволюционное, развитие рыночных отношений, переход к демократии в обществе, к новым социально-экономическим условиям жизни, может оказать совершенно иное влияние на российскую экономику. Однако те радикальные преобразования, которые были проведены в России, коренным образом изменили формы отношения человека к окружающему миру и, следовательно, формы человеческой жизни.

Анализ ГРЭ в Российской Федерации за период 1991-1993 гг.

Более 20 лет прошло с тех пор, как в конце 1991 года правительство издало ряд указов и постановлений, за которыми последовала радикальная экономическая реформа в Российской Федерации. В конце октября 1991 года на V Съезде народных депутатов Ельцин выдвинул программу перехода страны к рыночной экономике. Он «предложил начать реструктуризацию промышленности, приватизировать большую часть государственной собственности, начать земельную реформу и объявить о либерализации цен». 

Реформы в экономике начались в январе 1992 года. «Сначала оптовые цены были выпущены почти на 90% потребительских товаров (за исключением электроэнергии, газа, угля и некоторых продуктов питания - хлеба, молока и т. д.)». Чтобы как-то сдерживать последующий неконтролируемый рост цен, государство некоторое время поддерживало фиксированную розничную цену. Однако на этом этапе реформы у предприятий не было конкурентной среды, и поэтому многие из них были монополистами в своей области. В тот период, когда монополии не были запрещены, предприятия имели право устанавливать любую цену на свою продукцию, и поэтому, будучи монополистами, они повышали их и в то же время сокращали производство. И хотя производство сократилось, склады предприятий были заполнены дорогой продукцией, которая практически не продавалась из-за отсутствия спроса - у людей просто не было денег.

Государству необходимо было заставить предприятия снижать цены на свою продукцию и дальше развивать производство, для этого правительство сократило выпуск денежной массы в стране. Но идея провалилась, и за этими событиями последовал финансовый кризис, который начался в России в конце 1992 года. В результате расчеты в денежном выражении между предприятиями были заменены на бартер. У населения не было достаточных средств для уплаты налогов, поскольку зарплаты либо вообще не выплачивались, либо давались в готовой продукции. «По сравнению с 1990 годом производительность труда, измеренная в единицах ВВП, упала почти на 35%. Но занятость снизилась только на 7%». Российские регионы в условиях появления нового типа мировой экономики. Этот показатель указывает на то, что существует большой запас рабочей силы, который не вовлечен в какую-либо деятельность. Действительно, «в конце 1993 года около миллиона человек официально получали пособия по безработице (рост на 45% по сравнению с 1992 годом, или 1,1% от экономически активного населения)». 

Однако не все было так грустно: Россия медленно, но верно двигалась к рыночной экономике. Осталось только ликвидировать государственные монополии в сфере производства. Эта задача, задуманная государством, может быть решена путем широкой приватизации.

Приватизация государственной собственности началась в октябре 1992 года. Предполагалось, что это будет сделано путем акционирования предприятий. Его реализация направлена ​​на достижение следующих целей: во-первых, устранить государственную монополию на производство; во-вторых, мотивировать производителей на повышение эффективности результатов труда; в-третьих, сформировать широкий слой собственников, которые могли бы стать опорой для рыночной экономики и для нового правительства.

Согласно плану правительства, в процессе приватизации каждый гражданин страны мог получить свою долю государственной собственности, став ее акционером. Для этого ему был выдан приватизационный чек - «ваучер» на 10 000 рублей.

Но из-за грубых ошибок, которые были допущены в ее организации, приватизация привела к тому, что «в 1992-1993 годах 500 крупнейших российских предприятий на сумму более 200 миллиардов долларов США были проданы по цене в 70 раз дешевле, то есть за 7,2 доллара. миллиард". Это было связано главным образом с тем, что процесс приватизации проводился государством без должного участия коллективов этих же предприятий.

Тем не менее, результат был такой, что в стране появился слой частных собственников. Но это с юридической точки зрения, с фактической точки зрения, подавляющее большинство граждан оставалось обманутым, поскольку вскоре они не могли получить даже его номинальную стоимость за один ваучер, потому что они быстро обесценились. «Главный организатор приватизации, один из ключевых министров А. Чубайс, позже сказал, что« мы не проводили приватизацию ... но создали частную собственность в России », то есть приватизация носила не столько социально-экономический характер, сколько политический". 

Так, так называемая «шоковая терапия» привела к огромному спаду в российской экономике: гиперинфляция обесценила все доходы и сбережения населения и привела к серьезному снижению уровня жизни, что привело к катастрофическому росту цен на отечественные товары, и, следовательно, сокращение российского производства, следовательно, массовая безработица также преобладала в стране. Это стало причиной дефицита государственного бюджета, что, в свою очередь, привело к тому, что пострадали все бюджетные учреждения и сферы общественной жизни (здравоохранение, наука, культура, образование и т. д.).

«По итогам 1993 года национальный доход сократился на 14%, промышленное производство сократилось на 25%, сельскохозяйственное производство - на 5,5%. Материальное положение населения значительно ухудшилось». По некоторым данным, общество резко разделилось на бедных и богатых. «В конце 1994 г. доходы 10% наиболее обеспеченных слоев населения в 11 раз превышали доходы той же доли наименее обеспеченных слоев населения, тогда как в конце 1992 г. это соотношение составляло 7,5-8 раз. а в 1993 г. - в 4,5 раза "Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения Высшей школы экономики" (РЛМС-ВШЭ). 

Процесс депопуляции населения (вымирание) начинается с увеличения процента смертей, в основном вызванных алкоголизмом, убийствами и самоубийствами (см. Приложение 6). Наблюдается резкая деградация населения, растет число нищих, бездомных, алкоголиков, наркоманов. Качественные характеристики общества стремительно падают: иммунитет падает, не справляется с массовыми заболеваниями, рождается все больше детей-инвалидов и т. д. Моральные основы общества, идеалы, социальные ценности, семейные надежды разрушаются.

Это слишком высокая цена, которую общество заплатило за «шоковую терапию». Однако шаги, предпринятые правительством, также дали положительный результат - стране удалось избежать тогда совершенно реального полного развала экономических связей и экономического коллапса. Быстрое внедрение рыночных отношений устранило нехватку товаров и наполнило полки магазинов товарами, которые все еще были недоступны для населения из-за нехватки денег.

Таким образом, в конце 1991-1992 гг. Были проведены либеральные рыночные реформы, от сомнительных результатов которых российская экономика еще не смогла оправиться. История развития российской экономики, впрочем, как и любая другая, носит циклический характер. Поэтому государственная политика, особенно в переходные периоды, должна учитывать закономерности развития экономических институтов, в частности, то, что они развиваются только эволюционным путем. А российские реформы 90-х годов проходили довольно резко, стремительно, помимо экономических негативных последствий, этот период еще негативно сказывался на восприятии граждан новой властью. Однако в мировой экономической истории есть пример перехода на рынок без таких последствий, как в России.

Анализ государственного вмешательства в экономику Китая в период 1980-1990 гг.

Что теперь можно сказать о Китае? За последние десятилетия Китайская Народная Республика (КНР) достигла таких колоссальных социально-экономических успехов, которые стали одним из важнейших событий в мировой экономической истории. «Весь мир буквально загипнотизирован высоким ростом ВВП Китая». Scientific Observer (Научно-аналитический журнал) - 11 (35) - 2013. Сул Далин - Экономические реформы в Китае В ходе социально-экономических реформ, проводившихся в 1980-х и 1990-х годах, Китай стал динамично развивающейся державой.

С конца 1970-х годов Китай «отказался» от централизованно планируемой системы и перешел к рыночной экономике. «Реформы начались с сельского хозяйства и продолжали постепенно либерализовывать цены, увеличивать автономию государственных предприятий, создавать разнообразную банковскую систему, развивать фондовые рынки, быстро расширять частный сектор и увеличивать открытость для внешней торговли и инвестиций». В отличие от России, Китай проводил реформы постепенно, то есть эволюционно. Стратегия государственной реформы постоянно корректировалась (направление движения было либо ускорено, либо замедлено), но тактика кардинально не изменилась.

Как упоминалось выше, реформы начались с сельского хозяйства, потому что именно там находится база, развитие которой обеспечивается за счет общего восстановления и усиления динамичного роста экономических показателей Китая. Подавляющее большинство жителей Китая занимается сельским хозяйством на селе, и, как сказал российский публицист Александр Калинин: «Без деревни страна - сирота». Поэтому именно деревня дала толчок к началу быстрого экономического роста.

Реформы и переход к рыночной экономике в сельской местности сконцентрировали напряженность трудовых ресурсов, стимулировали повышение их эффективности, о чем свидетельствуют экономические показатели: «... ускорение темпов развития общественного производства позволило уже в первом шесть лет экономической реформы (1978-1984 гг.) для увеличения урожая зерновых (на 100 млн. тонн), чтобы утроить размер чистого дохода крестьян на душу населения, удвоить выпуск товарной сельскохозяйственной продукции (с 30 до 60%).

В процессе реформирования важную роль в экономике сельской местности Китая сыграла так называемая «сельская промышленность» - промышленные предприятия, расположенные в районах и городах. Благодаря такому активному развитию производственной сферы в сельской местности возрастает доля сельского хозяйства в обеспечении успешного роста всей китайской экономики. Так, если с 1952 по 1972 год среднегодовые темпы роста национального дохода составляли около 6%, а доля сельской экономики составляла 37,3%, то в период 1978–1988 годов темпы роста национального дохода увеличились до 9,2%. а на долю сельского хозяйства приходится 63,6% этого прироста.

Далее рост доли сельской экономики в ВВП увеличился в 90-х годах. «Общий рост ВВП Китая в 1992-1994 годах был в значительной степени обусловлен сельской экономикой. В 1994 году он составлял 75%».

Следует отметить, что государство сделало очень мало инвестиций в сельское хозяйство. По сути, он проводит бартерные сделки с сельской местностью, но они неравны: ведь государство выделяло небольшие средства на развитие сельского хозяйства, что, в свою очередь, обеспечивает экономику города. Кроме того, государство контролирует закупочные цены на наиболее важные сельскохозяйственные культуры, а частной торговле запрещается проводить оптовые закупки сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время "сельская промышленность Китая является не только одним из основных поставщиков товаров народного потребления, но и энергоносителей, деталей, компонентов для обрабатывающей промышленности, химических удобрений и пестицидов для сельского хозяйства. На ее долю приходится более 50% шелка страны и трикотажные изделия., 95% кирпича, черепицы и мелкого сельскохозяйственного инвентаря, 35% кожаной обуви, 40% цемента и угля.

К концу первого десятилетия реформ (вторая половина 1988 года - весна - лето 1989 года) в Китае начался политический кризис. После этого была провозглашена политика «регулирования» экономики. Он преследовал такие цели, как: установление баланса между совокупным спросом и совокупным предложением, предотвращение «перегрева» экономики, дисбалансов между основными секторами и снижение инфляции.

Приток иностранного капитала сыграл особую роль в поддержании высоких темпов экономического роста. Государство начало проводить политику «открытой экономики», указав регионы, в которых был создан льготный режим для иностранных инвестиций. «В середине 1990-х годов на предприятия с иностранными инвестициями приходилось 7,5% промышленных предприятий и почти 19% всей производимой продукции. В 1996 году на таких предприятиях работало 17 миллионов человек, они производили 14,5% ВВП».

Высокая динамика экономического роста Китая отмечается, прежде всего, таким экономическим показателем, как рост ВВП в период экономических реформ с конца 1978 по 1997 год. Растут объемы внешнеторгового оборота при ежегодном росте экспорта на 16-17% в 90-х годах. прочно поставил Китай в число крупнейших мировых экспортеров.

Все это произошло благодаря правильно спланированной государственной реформе, КНР по-прежнему демонстрирует высокие экономические показатели, расширяет и без того гигантские масштабы производства, ее национальная валюта стремится стать мировой валютой, а позиции Китая на международной арене все более укрепляются. В настоящее время ведущие международные корпорации рассматривают Китай как наиболее перспективный мировой рынок.

Сравнительный анализ вышеуказанных политик

Сравнивая государственное регулирование экономики в России и в Китае, очевидно, что проводимая в этих странах политика реформ совершенно противоположна. Этот контраст, возникший в результате реформ в двух проанализированных странах, объясняется различными способами их реализации.

Российское правительство провело «шоковую терапию» как институциональную трансформацию, как скачок от советских институтов к современным рыночным системам, в то время как КНР пошла по пути эволюционного развития: она выбрала путь постепенной трансформации предприятий и их перехода на рынок система. Поскольку тезис об институциональной экономике гласит: «Институты развиваются эволюционно, но они разрушаются как на дрожжах», это разрушение можно увидеть в упадке российской экономики в переходный период. Китай, однако, постепенно, а не революционные, развитые институты, пока они не смогут конкурировать с развитыми странами рынка. Это более естественный, оправданный путь, основанный на институциональном понимании работы экономических институтов.

Этот противоположный эффект реформы имеет первостепенное значение для огромного населения этих двух стран. Уровень жизни значительной части населения двигался быстро, но в противоположных направлениях.

Фактически, этот контраст привел к резкой разнице в результатах для граждан двух стран с точки зрения наиболее важных социальных аспектов их жизни: личная неприкосновенность, стабильность заработной платы, национальная гордость личным доходом, перераспределение доходов и экономическая власть.

Однако были и различия, и в этих реформах были сходные черты. В каждом случае была ускоренная скорость движения, хотя и по разным путям. В обоих случаях были огромные возможности для быстрого экономического прогресса, если политика реформ была правильной.

Следует подчеркнуть, что в целом около четверти всего человечества проживает на территориях Китая и России. И правительства этих стран должны, в первую очередь, заботиться о своих гражданах, искать правильные пути развития экономики и других сфер общественной жизни. Государственное регулирование должно быть направлено прежде всего на благосостояние граждан, как в экономическом, так и в социальном плане.

Вывод:

Целью данной курсовой работы было изучение вмешательства государства в экономику. В ответ на задачи данной работы была исследована сущность GRE и ее необходимость вмешательства в экономику, рассмотрены основные экономические взгляды на роль и долю государства в экономике, формы, методы, типы и границы. государственного вмешательства в экономику. Также были исследованы задачи национального регулирования экономики и их решения на практике (Китай и Россия).

Как уже упоминалось выше, была раскрыта сущность государственного вмешательства в экономику: меры государственного влияния, направленные на адаптацию экономики к меняющимся факторам. Соответственно, целью государственного вмешательства в экономику в глобальном смысле является создание максимально благоприятных условий для поддержки экономического развития. Выявлено также, что методы и формы влияния зависят от конкретных задач государства, а его полномочия по вмешательству в экономику ограничены.

В сравнительном анализе реформ предлагаются два способа проведения государственного вмешательства: «шоковая терапия» (быстрый выход из коммунизма и резкое превращение экономики в рыночную экономику) и постепенность (постепенный процесс реформ, за которым следует увеличение роста ВВП в течение нескольких лет). Было отмечено, что КНР добилась более эффективного результата, поскольку экономические институты развиваются только эволюционно, а они разрушаются революционным путем.

Таким образом, изучив методы, формы и инструменты государственного регулирования экономики, ее политика должна быть ориентирована в первую очередь на социальные аспекты, поскольку именно экономические субъекты определяют правильность выбранной политики.