Государственное управление в краях, областях – субъектах Российской Федерации

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственное управление и национальные проблемы субъектов Российской Федерации
Государственное управление в республиках – субъектах Российской Федерации
Государственное управление в автономной области, автономных округах – субъектах Российской Федерации
Особенности государственного управления в городе федерального значения


Введение:

В мире существует 24 федеральных государства, включая Швейцарскую Конфедерацию. Наибольшее количество федераций в Европе - семь. В Азии четыре федеральных государства. На американском континенте было создано шесть федераций. В дополнение к этому у Латинской Америки были другие маленькие федеральные островные формирования в Карибском море, и почти все они распались. Четыре федеральных государства существуют в Африке и три в Океании.

Территория Российской Федерации включает в себя территории субъектов Российской Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация с 1 марта 2008 года включает в себя 83 субъекта Российской Федерации, в том числе 21 республику, 9 территорий, 46 областей, 2 города федерального значения, автономный округ и 4 автономных округа. По сравнению с другими штатами с федеративной формой государственно-территориального устройства, Россия включает наибольшее количество субъектов (например, в Танзании - 2 субъекта, в Эфиопии - 9, в Индии - 25, в ФРГ - 16 земель, в Канаде - 10, Мексика - 31, в то время как США, наряду с 50 штатами, включают в себя Федеральный округ Колумбия, свободно присоединяемый штат Пуэрто-Рико и некоторые другие островные территории, которые не имеют государственного статуса).

Россия является многонациональным государством, хотя доля российской нации превышает 80%; это больше, чем в другой стране, считающейся мононациональной. Ряд субъектов РФ объединяют вертикаль территориальной структуры по принципу «матрешки» (внутри одного субъекта РФ есть другой субъект РФ) с горизонтальной структурой власти по принципу «мозаики» (субъекты равны и независимы от друг друга).

Правовые основы организации регионального управления

Статус субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, а также Конституцией республики, Уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принятым законодательные (представительные) полномочия соответствующего субъекта Российской Федерации. Отношения автономных округов, входящих в состав края, могут регулироваться федеральным законом и соглашением между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с конституционным законом. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Образование нового субъекта Российской Федерации возможно в результате объединения двух или более граничащих субъектов Российской Федерации. Примером последнего объединения субъектов Российской Федерации является новый субъект - Забайкальский край, образованный в результате слияния Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Прием в Российскую Федерацию и формирование новых субъектов осуществляется только на добровольной основе. Иностранное государство или его часть могут быть допущены в Россию.

Федеральный договор устанавливает субъекты юрисдикции и полномочия федеральных и региональных органов власти.

Конституция Российской Федерации относится к юрисдикции Российской Федерации:

  1. принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  2. федеральное устройство и территория Российской Федерации;
  3. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  4. создание системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности; формирование федеральных органов власти;
  5. федеральная государственная собственность и управление ею;
  6. создание основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
  7. создание правовой базы для единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, в том числе федеральные банки;
  8. федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  9. федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральный транспорт, связь, информация и связь; деятельность в космосе;
  10. внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
  11. внешнеэкономические связи Российской Федерации;
  12. оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка купли-продажи оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
  13. определение статуса и охраны государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  14. судебная система; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  15. федеральный коллизионный закон;
  16. метеорологическое обслуживание, стандарты, стандарты измерений, метрическая система и хронометраж; геодезия и картография; названия географических объектов; официальная статистика и бухгалтерский учет;
  17. государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
  18. федеральная государственная служба.

Статья 72 Конституции касается субъектов совместной юрисдикции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации:

  1. обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов территорий, областей, городов федерального значения, автономного округа, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
  2. защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничной зоны;
  3. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водой и другими природными ресурсами;
  4. разграничение государственной собственности;
  5. природопользование; охрана окружающей среды и экологическая безопасность; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
  6. общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  7. координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  8. реализация мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, устранением их последствий;
  9. установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  10. административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  11. сотрудники судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариус;
  12. защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малых этнических общин;
  13. установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  14. координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Установлен перечень полномочий органов власти субъектов Российской Федерации по субъектам совместной юрисдикции, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации самостоятельно (за исключением субвенций из федерального бюджета). В качестве исключения они могут быть дополнительно профинансированы из федерального бюджета. По другим полномочиям, не включенным в перечень, по субъектам совместной юрисдикции финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета. Однако если исполнение полномочий не подразумевает создание новых государственных учреждений или предприятий, то субвенции из федерального бюджета могут не выделяться.

По субъектам подсудности Российской Федерации приняты федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые имеют прямое влияние на всю территорию России. По субъектам совместной юрисдикции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и, в соответствии с ними, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть наделены отдельными полномочиями в отношении субъектов юрисдикции Российской Федерации.

Вне юрисдикции Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по вопросам совместной юрисдикции субъекты Российской Федерации имеют полную государственную власть. Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае коллизии субъектов Российской Федерации и совместной юрисдикции применяется федеральный закон. Несоответствие конституций, уставов, законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам устраняется путем рассмотрения вопросов государственного строительства в конституционном судопроизводстве.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе оспаривать в суде и вносить в Правительство Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении действия правовых актов министерств и ведомств Российской Федерации, регулирующих вопросы, отнесенные к юрисдикция субъекта Российской Федерации и в ряде других случаев.

Республика в составе Российской Федерации имеет следующие отличительные особенности:

  1. конституция республики, республиканское законодательство;
  2. республиканское гражданство;
  3. государственный язык и собственные символы.

Правовой статус или статус других субъектов Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и их уставами. Конституции республик и уставы других субъектов имеют одинаковую юридическую силу.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общими принципами организации государственной власти, установленными федеральным законом, создают систему представительных и исполнительных органов с учетом разграничения полномочий между Российской Федерацией. Федерация и субъекты Российской Федерации. Определенное количество полномочий возлагается на субъекты Российской Федерации, которыми наделены их органы государственной власти.

При дифференциации используется принцип делегирования власти, субсидиарности. Высший авторитет принимает на себя те функции, которые низший не может выполнять самостоятельно. В свою очередь субъекты Российской Федерации делегируют на более высокий уровень те функции, которые они не могут выполнять самостоятельно.

Статья 11 Конституции Российской Федерации гласит, что разграничение субъектов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией. Федеральные и иные договоры о разграничении субъектов юрисдикции и полномочий.

Соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации являются правовой формой разграничения субъектов юрисдикции и полномочий между федеральными и региональными органами власти. При Президенте Российской Федерации была создана Комиссия по федеральным отношениям и местному самоуправлению, с 1998 года - Положение «Об обеспечении контроля за соблюдением соглашений о разграничении предметов юрисдикции и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами власти». субъекты Российской Федерации "действует.

Статья 26.7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает, что заключение соглашений о разграничении полномочий допускается только в том случае, если это В связи с экономическими, географическими и другими особенностями субъекта Российской Федерации. Сторонами договора являются федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные законодательством субъекта Российской Федерации. Соглашение устанавливает перечень полномочий обеих сторон, разграничение которых производится иначе, чем установлено законами. Язык соглашения о разграничении полномочий - русский. По соглашению сторон может быть составлено и подписано соглашение о разграничении полномочий на русском языке и на государственном языке республики в составе Российской Федерации. Порядок подготовки и предварительного согласования проекта соглашения о разграничении полномочий федеральными органами государственной власти определяется Президентом Российской Федерации.

Проект соглашения представляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган субъекта для одобрения или отклонения (одобрение или отклонение требует большинства голосов от числа депутатов). Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации информирует Президента Российской Федерации о результатах рассмотрения проекта соглашения о разграничении полномочий в законодательном органе субъекта.

Соглашение подписано Президентом Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Затем Президент Российской Федерации представляет проект федерального закона об утверждении соглашения в Государственную Думу. Утвержденный договор действует не более 10 лет.

В соглашении указываются субъекты совместной юрисдикции. Соглашения служат механизмом выравнивания и защиты интересов, прав и обязанностей субъектов Российской Федерации.

Соглашение о передаче федеральными органами исполнительной власти части полномочий исполнительным органам субъекта Российской Федерации и передаче исполнительными органами субъекта Российской Федерации части полномочий федеральному Исполнительные органы подписываются руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Соглашения считаются заключенными и вступают в силу после их утверждения постановлениями Правительства Российской Федерации и официального опубликования в установленном порядке.

В соглашении определяются условия и порядок передачи части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного прекращения и др. вопросы, связанные с выполнением положений соглашения.

Напомним, что первый президент России Борис Ельцин заключил соглашения о разграничении полномочий с 46 регионами, но после избрания Владимира Путина на этот пост эта практика была прекращена. С декабря 2001 года по апрель 2002 года было расторгнуто 28 соглашений с регионами. В 2003 году изменениями в Закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» были прекращены все ранее заключенные соглашения. Новые должны быть утверждены федеральными законами. Таким образом, первое соглашение о разграничении полномочий между центром и регионом было заключено с Республикой Татарстан. Соглашение о разграничении юрисдикций и полномочий между федеральным центром и Татарстаном было принято Государственной Думой 4 июля 2007 года и одобрено Советом Федерации 11 июля 2007 года после предварительного одобрения Государственным советом Татарстана. На данный момент это единственная практика такого договора. Чечня и Башкортостан представили свои проекты соглашений, но они так и не были утверждены.

Полномочия центра в регионах осуществляются полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, федеральных министерствах и ведомствах и их территориальных органах. Таким образом, полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе координирует работу территориальных органов, что исключает необходимость частых обращений в центр при решении региональных вопросов.

Правительство Российской Федерации возглавляет единую систему исполнительной власти Российской Федерации, образованную федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, и обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на территории Российской Федерации, сочетание интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в системе исполнительной власти. По субъектам подсудности Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по субъектам совместной юрисдикции с субъектами Российской Федерации главы администраций подчиняются Президенту и Правительству Российской Федерации. Контроль за осуществлением полномочий глав администраций осуществляет Председатель Правительства РФ. В целях совершенствования взаимодействия Правительства Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, повышения эффективности решений на заседаниях Правительства Российской Федерации по вопросам, затрагивающим интересы субъектов Российской Федерации. Российской Федерации, их лидеры участвуют. Главы всех субъектов Российской Федерации приглашаются на заседание Правительства Российской Федерации в конце года. Председатель Правительства Российской Федерации проводит ежеквартальные рабочие встречи по актуальным вопросам с руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, еженедельно проводит встречи с руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с утвержденный график.

Также при Президенте Российской Федерации была создана Комиссия по совершенствованию государственного управления и правосудия (переименована в Указ Президента от 10 марта 2007 года), на которую возложены следующие задачи.

Разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию государственного управления, в том числе:

  • о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, недопущения дублирования их функций и полномочий, а также отмены избыточных функций федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекты РФ и органы местного самоуправления;
  • оптимизировать структуру и упорядочить функции федеральных органов исполнительной власти, улучшить территориальное расположение и деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также повысить эффективность их взаимодействия с государственными органами субъектов Российской Федерации и местное управление;
  • о формировании системы оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • ограничить вмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, в том числе прекратить чрезмерное государственное регулирование, а также усовершенствовать механизм предоставления государственных (общественных) услуг;
  • по реформированию и развитию государственной службы Российской Федерации;
  • на развитие местного самоуправления;
  • о развитии системы саморегулируемых организаций в сфере экономики.

Рассмотрение предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о судебной системе.

Координация деятельности консультативно-совещательных органов при Президенте Российской Федерации, координационных и консультативных органов, образованных Правительством Российской Федерации, по совершенствованию государственного управления.

Финансовый контроль за деятельностью региональных властей также совершенствуется. Во всех субъектах Российской Федерации открыты федеральные казначейства и контролируются бюджетные потоки. Локальная банковская сеть была взята под контроль Банка России.

Российская Федерация также может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Специфика организации органов власти субъектов Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов организации государственной власти субъектов Российской Федерации подпадает под совместную юрисдикцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также системы Органы государственной власти формируются субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, введенными федеральным законом. При отсутствии необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется указами Президента Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует жесткая модель структуры системы органов власти на региональном уровне. Это объясняется разнообразием типов субъектов Федерации, их множественностью и, наконец, спецификой местных особенностей и традиций в этих государственных образованиях. Тем не менее, в целом, система органов государственной власти субъектов должна соответствовать общепринятым федеральным параметрам организации.

Система государственной власти в субъекте Российской Федерации построена в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 18 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательной (представительной) и исполнительной власти». Органы государственной власти субъектов Российской Федерации »(в редакции от 8 ноября 2007 г.).

Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации включает в себя: законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган и иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, которые формируются в соответствии с конституцией (уставом) этого субъекта Российской Федерации. Кроме того, устанавливается должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Носителями судебной власти в субъектах Федерации в соответствии с Законом от 26 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» являются конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и судьи Мир, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти, действующие на территории субъекта Российской Федерации, не входят в систему его органов государственного управления. При этом федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять свои полномочия на территории субъекта Федерации как непосредственно, так и через созданные ими территориальные органы.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации, избираемым его населением. Все основные вопросы организации деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Федерации регулируются их конституциями, уставами и законами. Законодательный орган имеет права юридического лица, имеет штамп.

Наименование представительной власти и количество депутатов (представителей), в том числе работающих на регулярной основе, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных условий и традиций. Например, Дума Чукотского автономного округа, областная Дума (Саратовская, Воронежская, Московская, Костромская области и др.), Народное Собрание (Республика Дагестан, Карачаево-Черкесия, Ингушетия), Законодательное Собрание (Алтайский край) , Иркутская, Кемеровская, Нижегородская области и др.), Народный Хурал (Республика Бурятия и Республика Калмыкия), Верховный Хурал (Республика Тыва), Государственное Собрание - Курултай (Республика Башкортостан), Законодательный Сулган (Эвенкийский автономный округ), Государственный совет Хасэ Республики Адыгея и др.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяет структуру и методы формирования законодательного органа государственной власти. Депутаты законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими активным правом голоса. Депутатом может быть гражданин Российской Федерации, который в соответствии с федеральным законодательством, конституцией (уставом) и (или) законодательством субъекта Российской Федерации обладает пассивным избирательным правом.

По сути, парламенты субъектов Российской Федерации являются однопалатными и состоят не более чем из 50 депутатов. Парламенты также встречаются с большим количеством депутатов. Количество депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Так, Народное Собрание Ингушетии - из 27 депутатов, Саратовская областная Дума четвертого созыва состоит из 36 (ранее из 35) депутатов, Государственного Совета Республики Татарстан - из 100; законодательный (представительный) орган Адыгеи - из 54; Алтай - из 41; Северная Осетия - Алания - от 75 лет и т. д. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации правомочен, если в указанный орган избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. В Республике Башкортостан действуют двухпалатные представительные органы - Государственное Собрание (Палата представителей и Законодательная палата), Парламент Кабардино-Балкарской Республики (Совет Республики и Совет представителей), Государственное Собрание (Ил. Тюмени) Республики Саха (Якутия) (Палата Республики и Палата представителей), Законодательное Собрание Свердловской области (Палата представителей и областная Дума). Их компетенция аналогична компетенции соответствующих палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Не менее 50% депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации - не менее 50% депутатов одной из палат этого органа) должен быть избран в одном избирательном округе пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с избирательным законодательством. Срок полномочий депутатов одного созыва не может превышать пяти лет.Расходы по сопровождению деятельности законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Управление и распоряжение средствами бюджета субъекта Российской Федерации в процессе его исполнения законодательным органом, отдельными депутатами или группами депутатов не допускается. В то же время полномочия законодательного органа субъекта Российской Федерации по контролю за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации не ограничены. Компетенция собрания законодательного органа субъекта Российской Федерации определяется законодательством субъекта Российской Федерации. В то же время собрание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Такая квалифицированная встреча проводится не реже одного раза в три месяца.

Вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации собирается на первое заседание в срок, установленный конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, который не может превышать тридцати дней со дня дата его избрания. Заседания законодательного органа субъекта Российской Федерации являются открытыми, за исключением случаев, установленных нормативными актами.

Порядок работы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации определяется их регламентом. Они обычно выбирают из числа своих членов председателя и его заместителей, которые руководят работой этого органа. Представительные органы власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими органами, хотя и работают в сессионном порядке. Заседания законодательного органа являются открытыми, но допускается и закрытая форма, установленная нормативными правовыми актами этого органа. Для предварительного рассмотрения и подготовки к рассмотрению вопросов, относящихся к компетенции этих органов, из числа депутатов создаются постоянные и временные комиссии (комитеты).

Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, являющимся высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти). субъекта Российской Федерации) и представительные органы местного самоуправления. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации может предоставлять право законодательной инициативы другим органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории этого субъекта Российской Федерации. Законопроекты, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, рассматриваются по его предложению в приоритетном порядке.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и изменения к ней; осуществляет законодательное регулирование субъектов юрисдикции субъекта Российской Федерации и субъектов совместной юрисдикции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и осуществляет другие полномочия. Другие полномочия включают избрание, например, на должность Уполномоченного по правам человека, судей конституционного (уставного) суда, члена Совета Федерации от законодательного органа данного субъекта Российской Федерации, а также как расширение полномочий высокопоставленного должностного лица субъекта Российской Федерации.

Полномочия законодательного органа довольно обширны:

  • утверждение программ социально-экономического развития региона;
  • установление налогов и сборов и порядок их взимания с субъектов юрисдикции субъекта);
  • установление порядка формирования и функционирования внебюджетных и валютных фондов, составление отчетности о расходах этих средств;
  • управление и распоряжение имуществом субъекта Российской Федерации;
  • утверждение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;
  • установление порядка назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;
  • установление порядка проведения выборов в законодательный орган субъекта Российской Федерации;
  • проведение выборов в органы местного самоуправления;
  • деятельность органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации;
  • определение административно-территориального устройства и порядка его изменения;
  • утверждение схемы управления субъектом, определение структуры высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Закон субъекта Российской Федерации:

  1. утверждаются: бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его реализации и программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Российская Федерация (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчеты об их исполнении; заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;
  2. установлены: порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации в пределах их полномочий, установленных федеральным законом; налоги и сборы, отнесенные к юрисдикции субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания; порядок управления имуществом субъекта Российской Федерации; порядок назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации; выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения; система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
  3. регулируются иные вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, относятся к компетенции и полномочиям субъекта Российской Федерации.

Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

  • приняты положения указанного органа и решены вопросы внутреннего порядка его деятельности;
  • Составлено решение о наделении гражданина Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации полномочиями старшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъект Российской Федерации). Если конституция (устав) субъекта Российской Федерации предусматривает двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, такое решение принимается на совместном заседании палат;
  • отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности, составляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом). субъекта Российской Федерации;
  • устанавливается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • референдум субъекта Российской Федерации назначается в случаях, предусмотренных законодательством субъекта Российской Федерации;
  • составлено решение о недоверии (доверии) высокопоставленному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверие (доверие) руководителям исполнительных органов субъекта Российской Федерации, в назначении которых принимал участие законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • одобрен договор об изменении границ субъектов Российской Федерации;
  • одобрен проект соглашения о разграничении полномочий;
  • назначается на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации и оформляется другими решениями по вопросам подсудности.

Конституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки к нему (к нему) принимаются большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов. Законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов.

Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии или отклонении законопроекта, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Проекты законов, предусматривающие расходы, покрываемые из бюджета субъекта Российской Федерации, рассматриваются законодательным органом по предложению старшего должностного лица или при наличии мнения указанного лица в течение не менее 14 календарных дней.

Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть отклонен высокопоставленным должностным лицом субъекта Российской Федерации и подлежит опубликованию в течение определенного периода.

Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Органы власти субъектов Российской Федерации обеспечивают соответствие своей деятельности и принятых нормативных правовых актов федеральному законодательству. Их ответственность была установлена ​​за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, игнорирование судебных решений, в результате чего были созданы препятствия для работы федеральных органов власти, местного самоуправления, прав и свобод человека, интересов юридических лиц. защищены законом были нарушены.

Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

  • принятие решения о самоуничтожении;
  • роспуск высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации;
  • вступление в законную силу решения суда о некомпетентности этого состава депутатов, в том числе в связи с отставкой их полномочий.

Право досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации и Президенту Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда вправе досрочно прекратить полномочия законодательного органа в случае:

  • принятие им нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом и не устранены законодательный орган в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда;
  • если решением соответствующего вступившего в законную силу решения суда установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, избранный в компетентный состав, не проводил заседаний в течение трех месяцев подряд.

Это решение принимается в виде указа (постановления).

Президент Российской Федерации также вправе сделать предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации в виде указа. Если в течение трех месяцев с даты предупреждения указанным органом не приняты надлежащие меры по исполнению решения суда, Президент Российской Федерации вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта. Российской Федерации (Президент Российской Федерации представляет в Государственную Думу законопроект о роспуске законодательного органа, и Государственная Дума обязана рассмотреть этот проект в течение двух месяцев). Срок, в течение которого Президент Российской Федерации вправе сделать предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или принять решение о роспуске этого органа, не может превышать одного года со дня вступления в законную силу решения суда.

Еще один случай досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации связан с отклонением кандидатуры высшего должностного лица Российской Федерации, представленной Президентом Российской Федерации. Если после трехкратного представления на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти является конституционным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Российская Федерация.

В случае досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации назначаются внеочередные выборы, которые проводятся не позднее 120 дней (6 месяцев) со дня вступления в силу решения. о досрочном прекращении его полномочий.

Система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации является частью единой государственной власти Российской Федерации. Органы исполнительной власти имеют приоритетное значение в триаде ветвей власти, что определяет их ведущую роль в управлении важнейшими процессами в государстве и регионе. В субъекте Российской Федерации создана система органов исполнительной власти, которую возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации по вопросам совместной юрисдикции Российской Федерации и Российской Федерации. субъекты Российской Федерации. Единство этой системы предполагает большее структурное и функциональное сходство органов исполнительной власти как федеральных, так и субъектов федерации, повышенную степень организационно-правового взаимодействия и определенную подчиненность. На основании положений статьи 78 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по взаимному согласию могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Основной особенностью организации исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации является двухуровневая система правового регулирования, обусловленная следующими факторами: во-первых, разграничение субъектов юрисдикции и полномочий между Российская Федерация и ее субъекты; Во-вторых, необходимо обеспечить единство системы исполнительной власти. С одной стороны, субъекты Российской Федерации самостоятельно формируют систему исполнительной власти на своей территории. С другой стороны, федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. В результате на территории каждого субъекта Федерации взаимодействуют различные системы органов исполнительной власти: федеральные органы власти; исполнительные органы этого субъекта федерации, а также муниципальные органы местного самоуправления. Следует отметить, что механизм оптимального взаимодействия органов исполнительной власти на всех уровнях все еще недостаточно развит.

Структура исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации представлена ​​в основном двумя моделями: единоличное управление в руководстве исполнительного органа и коллегиальность в управлении. Первая модель: высший чиновник, руководитель исполнительной власти в субъекте, единолично создает структуру управления субъектом Российской Федерации, наделен различными полномочиями в области формирования исполнительных органов, структуры Администрация, бюджет, финансы и бухгалтерский учет, управление собственностью, взаимодействие с учреждениями и предприятиями различных форм собственности, а также в секторах и сферах экономического и социокультурного развития, осуществляет непосредственное управление всеми структурными подразделениями утвержденного структура администрации.

Полномочия высшего должностного лица включают в себя:

  • право инициировать законодательство; подписание и публикация законов;
  • отлагательное вето на законы;
  • Исключительное право вносить законопроекты о бюджете, планах социально-экономического развития региона, организационной структуре исполнительной власти.

В большинстве уставов субъектов Российской Федерации предусмотрен механизм, ограничивающий полномочия высших должностных лиц, руководителей исполнительной власти субъекта, - право представительного органа утверждать депутатов, структура администрации, расходы для его ведения, заслушивания ежегодных отчетов о деятельности администрации, права досрочного прекращения полномочий старшего должностного лица и т. д.

Вторая модель структуры управления субъекта Российской Федерации предполагает создание правительства как самостоятельной организационно-правовой формы исполнительной власти с нормативно установленной компетенцией, полномочиями по установлению исполнительных и административных функций.

У правительства есть два начала:

  1. издает нормативные акты, которые в целом действительны для всего населения территории, то есть является носителем публичного права;
  2. правительство является юридическим лицом, то есть субъектом гражданского права, частноправовых отношений, могут заключаться сделки в области имущественных, земельных и иных отношений.

Существует промежуточная модель организации администрации: правительство не является юридическим лицом и не является независимым субъектом - его статус, скорее, коллегия при губернаторе.

Различные модели исполнительной власти субъектов Российской Федерации не обеспечивают единого правового и административно-управленческого поля в стране. В конституциях республик и уставах соотношение актов юридической силы тех, которые изданы локально и актов федерального правительства, не имеет прямого административного влияния на организационно-правовые органы исполнительной власти субъектов субъектов Российская Федерация, не определяется.

Органы исполнительной власти в республиках Российской Федерации функционируют, как правило, на основе одного из вышеуказанных вариантов:

  1. Высший орган исполнительной власти республики возглавляет и самостоятельно формирует высшее должностное лицо. В этом случае высший исполнительный орган (правительство) несет полную ответственность перед высшим должностным лицом субъекта Федерации. Это характеризует систему исполнительных органов президентских республик.
  2. Высший орган исполнительной власти несет «двойную ответственность»: перед высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и законодательным органом субъекта федерации. Высшее должностное лицо не является главой исполнительной власти напрямую, поскольку существует должность председателя правительства. Это типично для смешанных, полупрезидентских республик и большинства территорий и регионов.
  3. При коллегиальной системе формирования и организации исполнительной власти в парламентских республиках исполнительная власть (правительство) формируется представительным законодательным органом. Так обстоит дело в Удмуртской Республике, Республике Дагестан.

Структура республиканской исполнительной власти характеризуется большим разнообразием, что следует из многообразия моделей организации системы исполнительной власти в республиках.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и обеспечивает реализацию нормативных правовых актов России и субъекта Российской Федерации. Исходя из конституционного принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, действующего не только на федеральном, но и на уровне субъектов Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта федерации Российская Федерация осуществляет свои полномочия самостоятельно.

Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальные и иные традиции субъекта Российской Федерации: правительство (Бурятия, Дагестан, Саратовская область и др.), Кабинет Министров (Татарстан, Башкортостан, Чувашская Республика), администрация (Тамбовская, Иркутская области и др.).

В республиках органом исполнительной власти общей компетенции чаще всего является правительство (совет министров), возглавляемое президентом республики или председателем правительства. В других субъектах исполнительной властью общей компетенции является администрация субъекта Российской Федерации во главе с губернатором; другие формы также возможны.

В соответствии с Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации создается система органов исполнительной власти во главе с постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти субъекта федерации во главе с его высшим должностным лицом.

Хотя основная роль в формировании высшего исполнительного органа принадлежит высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, законодательный орган также может иметь полномочия в этой области. В частности, утвердить или согласовать назначение отдельных должностных лиц исполнительных органов как самого субъекта Российской Федерации, так и территориальных органов Российской Федерации, если это предусмотрено законом. Кроме того, законодательный орган имеет право выразить недоверие должностным лицам, в назначении которых он участвовал. Принятие такого решения влечет за собой немедленное увольнение руководителя.

В задачи органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации входит осуществление Конституции Российской Федерации и федеральных законов, указов Президента и указов Правительства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации. Органы исполнительной власти Российской Федерации издают указы, постановления, распоряжения. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы, указы и распоряжения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления являются обязательными на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

  • разрабатывает и реализует меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в реализации единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии;
  • принимает меры по осуществлению, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, защите собственности и общественного порядка, борьбе с терроризмом и экстремизмом и борьбе с преступностью;
  • разрабатывает проект бюджета и программы социально-экономического развития для представления старшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на утверждение законодательного органа и обеспечения их выполнения;
  • формирует иные исполнительные органы субъекта Российской Федерации;
  • управляет и распоряжается имуществом субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральным имуществом, переданным в управление субъекту Российской Федерации;
  • имеет право предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести приведенные ими правовые акты в соответствие с законодательством Российской Федерации в случае, если эти акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также вправе обращаться в суд;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и правовыми актами органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Законодательные и высшие исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействуют с целью эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения. Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предлагать изменения или дополнения к ним или отменять их, а также обжаловать эти действия в суде. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться в законодательный орган с предложением изменить или дополнить постановление законодательного органа или отменить их, а также обжаловать эти решения в суде. Законодательный орган направляет высшему должностному лицу планы законодательной работы и проекты законов субъекта Российской Федерации. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти или уполномоченные ими лица. Депутаты или работники законодательного органа могут присутствовать на заседаниях исполнительных органов.

Исполнительная власть региона в определенных сферах деятельности контролируется законодательной властью, что обусловлено ее сущностью как властью, призванной исполнять законы. Формами контроля могут быть отчеты исполнительного органа о результатах работы на заседаниях законодательного органа, обязательное присутствие руководителя исполнительного органа на сессиях, назначение и освобождение от должности ключевых руководителей высшего исполнительного органа по согласованию с законодательный орган. Законодательный орган утверждает отчеты исполнительного органа об исполнении бюджета, использовании бюджетных средств и внебюджетных фондов, реализации программ социально-экономического развития. Руководители исполнительного органа отвечают на запросы и обращения депутатов.

Возможные споры между законодательными и высшими исполнительными органами о реализации своих полномочий разрешаются в соответствии с согласительной процедурой или в суде.

Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется на основании законов об органах государственной власти, принятых в субъектах Российской Федерации. Границы независимости каждой ветви власти определяются в законодательных актах, принятых в области, территории. В каждом субъекте Российской Федерации эти и другие вопросы власти решаются по-разному.

Представительства субъектов Российской Федерации открываются при Правительстве Российской Федерации, в задачи которого входит осуществление связи и координация исполнительной и законодательной власти федерального уровня с аналогичными ветвями власти в регионе, координация на разработку областного бюджета, реализацию целевых программ и др.

Федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства) формируют в регионах свои подразделения - территориальные органы. Территориальные органы министерств и ведомств России выполняют как общегосударственные, так и региональные функции. Они представляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти в отношениях с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Создание территориального органа осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями субъектов Российской Федерации.

Основными принципами деятельности территориальных органов являются: разграничение полномочий, разграничение юрисдикции между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, личная ответственность, соблюдение законности. Функции территориальных органов определяются исходя из специфики деятельности соответствующих министерств и ведомств России с учетом специфики регионов. Они участвуют в государственном регулировании экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, разработке вариантов межрегионального сотрудничества, реализации мер, направленных на углубление экономических реформ и т. д.

Территориальные органы осуществляют свою деятельность под руководством федерального органа, а также по вопросам, отнесенным к компетенции субъекта Российской Федерации, в сотрудничестве со своими соответствующими исполнительными органами. Для предотвращения зависимости территориальных органов от администраций субъектов Российской Федерации, для слияния центральной и региональной элиты с целью удовлетворения их имущественных интересов создаются межрегиональные представительства, общие для нескольких субъектов Российской Федерации.

Территориальные органы получают информацию о своей деятельности от министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов статистики, предприятий и организаций независимо от их форм собственности.

Финансирование деятельности территориальных органов осуществляется, как правило, за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации. Установлены максимальная численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывают содействие территориальным органам власти в создании условий, необходимых для их работы.

Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства или вид на жительство или иной документ, подтверждающий право постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Название должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (главы высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Российской Федерации, с учетом исторических, национальных и иных традиций этого субъекта Российской Федерации. Например, президент (республики Адыгея, Бурятия, Тыва и др.), Глава республики (Республика Коми), председатель правительства (Карелия и Хакасия), губернатор (Тверская, Ленинградская области, город Санкт-Петербург и др.), глава администрации (Костромская, Новгородская области и др.). В ряде регионов допускается двойное имя: «глава администрации (губернатор) области» (Ростовская, Омская, Калининградская и др.), «Губернатор (глава администрации) области» (Самара, Нижний Новгород). И только в Москве, городе федерального значения, высокопоставленного чиновника называют мэром.

Гражданин Российской Федерации наделен полномочиями высокопоставленного должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по предложению Президента Российской Федерации. Российская Федерация (с предварительным представлением полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе по меньшей мере двух кандидатов на эту должность на основе консультаций с Администрацией Президента Российской Федерации)) законодательным собранием субъекта Российской Федерации. В то же время он может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на срок, не превышающий пяти лет. Предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представляется Президентом Российской Федерации после предварительных консультаций в законодательный (представительный) орган государственного субъекта Российской Федерации не позднее, чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъект Российской Федерации.

Законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривается кандидатура высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), представляемая Президент Российской Федерации в течение 14 дней со дня подачи представления. Если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принимается решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица Субъект Российской Федерации принимается на совместном заседании палат.

Решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации считается принятым, если более половины установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти в составе за него проголосовал субъект Российской Федерации. Если конституция (устав) субъекта Российской Федерации предусматривает двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, такое решение считается принятым, если его доля превышает половину установленного числа. За него проголосовали депутаты каждой из палат законодательного органа субъекта Российской Федерации.

Если законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации отклоняет предложенную кандидатуру Президента Российской Федерации не позднее чем через семь дней со дня отклонения, предложение о выдвижении кандидатуры подается повторно. В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры в высшие должностные лица субъекта Российской Федерации, а также в иных случаях Президент Российской Федерации назначает временного должностного лица субъекта Российской Федерации на срок не более шести месяцев.

Ограничения: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей или другим государственным должностным лицам Российской Федерации, государственным учреждениям федеральной государственной службы, другим государственным учреждениям этого субъекта Российской Федерации или государственным учреждениям государственная служба субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные учреждения и муниципальные должности муниципальной службы не могут заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Российская Федерация.

В компетенцию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации входят:

  1. представительные полномочия (представляет субъект Российской Федерации в отношениях с органами власти, при осуществлении внешнеэкономических связей, подписывает договоры и соглашения от имени субъект Российской Федерации);
  2. законодательные полномочия (издает законы, удостоверяет их обнародование путем подписания или издания специальных актов, или отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта Российской Федерации; участвует в работе законодательного органа с правом совещательного голоса; имеет Право требовать созыва внеочередного собрания законодательного органа субъекта Российской Федерации, а также созыва вновь избранного законодательного органа на первое собрание до срока, установленного конституцией (уставом) субъекта Российская Федерация;
  3. полномочия по управлению (формирует высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Российская Федерация);
  4. координация полномочий (в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, другими органами государственной власти субъектов Российской Федерации). Российская Федерация, органы местного самоуправления и общественные объединения);
  5. иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Например, высшее должностное лицо субъекта РФ назначает члена Совета РФ. Являясь членом Государственного совета, консультативного органа при Президенте Российской Федерации, он участвует в формировании государственной политики в России, естественно, лоббируя одновременно интересы своего региона.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации наделено правом законодательной инициативы. В то же время представленные им законопроекты рассматриваются по его предложению в приоритетном порядке. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в случаях, установленных законом, вправе распустить законодательный орган субъекта Российской Федерации. Средством воздействия на законодательный процесс является право вето высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, предусмотренное конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. Кроме того, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает собственные акты в виде указов (постановлений) и распоряжений. Они вступают в силу с момента их подписания, если иное не указано в самом акте, и являются обязательными для субъекта Российской Федерации. Кроме того, эти акты должны быть направлены в законодательный орган субъекта Российской Федерации, который вправе обратиться к высокопоставленному должностному лицу с предложением изменить или дополнить или отменить его, а также обратиться в суд. Старшее должностное лицо обладает такой же властью в отношении законодательных решений.

В случаях, когда высокопоставленное должностное лицо субъекта Российской Федерации временно (из-за болезни или отпуска) не может выполнять свои обязанности, оно осуществляется должностным лицом, предусмотренным конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) происходит в случае:

  • его смерть;
  • его отставка по собственной воле;
  • его отстранение от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением недоверия ему законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации;
  • его отставка Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, ненадлежащим исполнением его обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • признание судом недееспособного или частично дееспособного;
  • признать его пропавшим без вести судом или объявив его мертвым;
  • вступление в законную силу приговора суда против него;
  • его выезд за пределы Российской Федерации на постоянное жительство;
  • он утратил гражданство Российской Федерации, приобрел гражданство иностранного государства или получил вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

По мотивированному заявлению Генерального прокурора Российской Федерации Президент Российской Федерации также имеет право временно отстранить главу субъекта Российской Федерации от исполнения своих полномочий в случае предъявления ему серьезного обвинения. преступление. Отстраненный от должности руководитель субъекта Российской Федерации может в течение 10 дней обжаловать указ Президента Российской Федерации в Верховном суде Российской Федерации, который должен рассмотреть жалобу и принять решение также в течение 10 дней.

Решение Президента Российской Федерации об увольнении или о временном отстранении от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации доводится до сведения законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации принимается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации или Президент Российской Федерации.

В качестве проявления системы сдержек и противовесов на региональном уровне можно рассмотреть возможность выражения недоверия высокопоставленному должностному лицу субъекта Российской Федерации со стороны законодательного органа субъекта Российской Федерации в следующих случаях:

  • когда он издает акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо не устраняет эти противоречия в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда;
  • иное грубое нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации, установленных соответствующий суд, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан
  • ненадлежащее исполнение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) своих обязанностей.

Данное решение законодательного органа субъекта Российской Федерации принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов (в двухпалатном парламенте это применяется в палату, которая вправе выразить недоверие руководителю субъекта федерации). Решение законодательного органа о недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отстранении главы от должности.

Решение Президента Российской Федерации об освобождении от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (главы высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) влечет за собой отставку высшего исполнительного органа. государственной власти субъекта Российской Федерации во главе с указанным лицом. При этом высший исполнительный орган продолжает свою деятельность до формирования нового соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае досрочного прекращения полномочий старшего должностного лица субъекта Российской Федерации предложение о новом кандидате подается Президентом Российской Федерации не позднее тридцати дней с даты досрочного прекращения полномочий. полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)

Президент Российской Федерации назначает временного старшего должностного лица субъекта Российской Федерации на срок до вступления в должность лица, наделенного полномочиями старшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в случае из:

  • досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
  • временное увольнение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с должности
  • отсутствие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его роспуск;
  • непринятие законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, назначенного Президентом Российской Федерации, в срок, установленный федеральным законом решение об отклонении или наделении указанного кандидата полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
  • двукратное отклонение законодательным органом субъекта Российской Федерации представленной кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Решение Президента Российской Федерации о назначении временного старшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимается в форма указа.

Временно исполняющий обязанности старшего должностного лица субъекта Российской Федерации не вправе распускать законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, вносить предложения об изменении конституции (устава) субъект Российской Федерации. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации может устанавливать ограничения на осуществление определенных полномочий временным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Проблемы взаимодействия федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральное законодательство строго разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Регулирование отношений между федеральными и региональными органами власти осуществляется на основании законодательных актов, законов, соглашений. И хотя в настоящее время проблема разграничения полномочий больше не является приоритетной, она все еще остается актуальной.

Среди причин неэффективного взаимодействия федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации можно назвать следующие:

  • низкое качество государственного управления;
  • неравномерная реализация реформ на региональном и муниципальном уровнях;
  • слабая институциональная среда, которая является серьезным препятствием для экономического роста в России;
  • недостаточно высокий уровень защиты прав собственности и неэффективное функционирование судебной системы;
  • чрезмерное и обременительное вмешательство властей в деятельность субъектов хозяйствования;
  • отсутствие эффективных механизмов гражданского контроля за деятельностью государственных органов как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти были определены в качестве приоритетного направления административной реформы еще в 2003 году. 2004. (Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 гг.»).

Решение этой задачи, как и других, указанных в реформе, было поручено Правительственной комиссии по осуществлению административной реформы, образованной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 451.

Вывод:

Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимодействие органов исполнительной власти с гражданским обществом требует оптимизации.

В основном административная реформа затронула федеральный уровень исполнительной власти. На региональном уровне это реализуется только в форме экспериментов. По мнению международных экспертов, по эффективности государственного управления и качеству государственных услуг Российская Федерация находится на одном уровне со странами, которые значительно отстают в экономическом развитии. А по ряду интегральных показателей, используемых в международной практике, Россия значительно уступает не только развитым странам, но и большинству стран Восточной Европы. Фактически сфера государственного управления стала ограничивающим фактором социально-экономического развития страны и повышения ее глобальной конкурентоспособности.

Для развития российских регионов необходимо перейти от неэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципалитеты мобилизовать имеющиеся ресурсы для экономического роста. Это должно быть достигнуто за счет повышения эффективности государственного управления, формирования и развития промышленных кластеров, улучшения межбюджетных отношений, направленных на стимулирование реформ в регионах.

Реформы федеральных отношений, местного самоуправления, региональных и муниципальных финансов и межбюджетных отношений будут иметь особое значение в среднесрочной перспективе. В связи с этим необходимо разработать необходимые нормативные правовые акты, а также обеспечить контроль за их выполнением на практике.