Государственное управление в автономной области, автономных округах – субъектах Российской Федерации

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственное управление в республиках – субъектах Российской Федерации
Государственное управление в краях, областях – субъектах Российской Федерации
Особенности государственного управления в городе федерального значения
Механизмы взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации


Введение:

Модель федерации, закрепленная в действующей Конституции Российской Федерации, является заявленной целью развития современной российской государственности. Сегодня очевидно, что процесс формирования истинной федерации потребует длительного периода совершенствования всех институтов политической власти и общества в целом. За те годы, которые прошли с тех пор, как Россия получила государственный суверенитет в 1991 году, предпосылки для формирования подлинного федерализма были созданы только. В.В. Путин, будучи Президентом Российской Федерации, условно разделил этот период на три этапа: первый был связан с разрушением прежней экономической системы, второй - с расчисткой «обломков», образовавшихся в результате уничтожения «старых». здание". И только недавно, по его мнению, мы фактически подошли к третьему этапу развития современного российского государства - «к возможности развиваться высокими темпами, к возможности решать масштабные национальные задачи».

Новый этап в развитии российского федерализма начался в 2000 году. Повышение эффективности государственного управления и его ответственности перед обществом является одной из приоритетных задач. Дальнейшая модернизация органов исполнительной власти в субъектах Федерации является важнейшей составляющей этого процесса.

Актуальность проблемы формирования органов государственной власти в субъектах Российской Федерации обусловлена ​​рядом факторов. Сложившаяся система государственной власти в субъектах Российской Федерации накопила определенный опыт за период ее функционирования. На современном этапе реформ его изучение имеет не только познавательное, но и практическое значение. Изучение специфики организации государственной власти в субъектах Федерации, механизма взаимодействия регионов и федерального центра сегодня необходимо для выявления соответствия выбранной модели федерализма интересам и возможностям российского общества.

Степень проработки проблемы организации системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации недостаточна по ряду причин. Во-первых, это является следствием того факта, что современная модель федерации была построена «сверху» федеральным центром при ограниченном влиянии региональных политических элит. Поэтому большинство политологов, политиков-практиков, историков, юристов, социологов делают упор на изучение самой российской государственности и, косвенно, ее региональной составляющей. Во-вторых, сейчас подошел к концу первый десятилетний цикл, в течение которого субъекты Российской Федерации, особенно регионы и территории, самостоятельно сформировали свою систему органов власти, поэтому ее научный анализ только начинается.

Значительный вклад в развитие общетеоретических аспектов современного российского федерализма внесли российские ученые Р.Г. Абдулатипов А.Н. Аринин, Л.Ф. Болтенкова, С.Д. Валентей, В.Н. Иванов С.И. Каспе, К.Т. Курашвили В.Н. Лысенко И.А. Умнова М.Х. Фарукшин В.Е. Чиркин. В их работах исследуется специфика российского федерализма, состав и политико-правовая природа субъектов Федерации, характер федеративных связей в Российской Федерации.

Данная работа посвящена анализу основных механизмов конституционно-правового регулирования статуса государственной власти в субъектах Российской Федерации (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ЯНАО)). По мнению автора, последние нормативные правовые акты, направленные на дальнейшую оптимизацию системы и структуры органов исполнительной власти, должны стать серьезной основой для дальнейшей работы по эффективной административной реформе в России.

Целью работы является выявление особенностей формирования и путей повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе анализа действующего федерального законодательства, законодательства Тюменской области и Ямал

Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:

  • изучить общую характеристику системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • проанализировать нормативную базу для развития системы управления в Тюменской области и на Ямале;
  • выявить и охарактеризовать критерии оценки эффективности управления в субъектах Российской Федерации;
  • исследование модернизации системы государственных органов на современном этапе.

Работа состоит из двух глав, в которых в логической последовательности изложены вопросы, являющиеся целями исследования.

Характеристика органов государственной власти в регионах

Общая характеристика системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации

Приступая к изучению содержания и характеристик исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, необходимо, прежде всего, определить, что такое управление? Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, то есть набора действий, выполняемых для достижения соответствующих социально значимых целей. В широком смысле управление означает руководство чем-то (или кем-то). В аналогичном смысле это интерпретируется в наши дни. Однако недостаточно ограничиться таким утверждением. Необходимо раскрыть содержание данного руководства, его функциональное значение.

Общетеоретические позиции, в том числе кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:

  1. Управление - это функция организованных систем различного характера (биологических, технических, социальных), обеспечивающих их целостность, то есть выполнение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.
  2. Управление служит интересам взаимодействия компонентов конкретной системы элементов и представляет собой единое целое с задачами, общими для всех элементов.
  3. Управление - это внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (элемент управления) и объект (контролируемый элемент), постоянно взаимодействующие на основе самоорганизации (самоуправления).
  4. Управление включает в себя не только внутреннее взаимодействие элементов, составляющих систему. Существует множество взаимодействующих интегральных систем различных иерархических уровней, что предполагает реализацию функций управления как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в качестве субъекта контроля по отношению к системе более низкого порядка, которая является объектом контроля в рамках взаимодействия между ними.
  5. Управление по своей сути сводится к контролирующему влиянию субъекта на объект, содержанием которого является упорядоченность системы, обеспечивающая ее функционирование в полном соответствии с законами ее существования и развития. Это целенаправленный упорядочивающий эффект, реализуемый в отношениях между субъектом и объектом и осуществляемый непосредственно субъектом контроля.
  6. Управление реально, когда существует известная подчиненность объекта субъекту управления, контролируемого элемента системы его управляющему элементу. Следовательно, контрольное (упорядоченное) влияние является прерогативой субъекта контроля.

Это основные признаки, которые характеризуют общую концепцию управления. Они вполне приемлемы и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальные образования, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т. д.) выступать субъектами и объектами управления. Разумеется, это учитывает особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения между людьми. Общество - это целостный организм со сложной структурой, с различными видами индивидуальных проявлений, а также функциями общего характера. Отсюда необходимость выражать общую связь и единство социальных процессов, что проявляется в осуществлении социального управления. Это одно из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

Система органов государственной власти является обязательным атрибутом любого публичного субъекта. Конституция Российской Федерации четко разграничивает органы государственной власти Российской Федерации, то есть федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Федерации - систему государственных органов, действующих в субъектах Российской Федерации. Российская Федерация.

Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции Российской Федерации государственная власть в субъектах Федерации осуществляется образованными ими органами государственной власти. Следует отметить необходимость основных принципов организации государственных органов на всех его уровнях и неизменность, присущую конкретным субъектам.

Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, как и в Российской Федерации, основана на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По субъектам совместной юрисдикции издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительного и исполнительного управления. Органы государственной власти устанавливаются федеральным законом.

Часть 2 ст. 77 РФ устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации и в пределах своей юрисдикции и полномочий по вопросам совместной юрисдикции Федерации и ее субъектов.

6 октября 1999 года был принят Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Федеральный закон Российской Федерации устанавливает общие положения, определяющие принципы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществления федеральными судами и федеральными органами власти. исполнительные органы своими полномочиями на территории субъекта Российской Федерации.

Формирование системы исполнительной власти республики, края, области и других субъектов Российской Федерации происходит в соответствии с конституционными положениями, а также нормативными правовыми актами, определяющими правовой статус республики, края, области как субъектов Российская Федерация, правовой статус и организация взаимодействия органов власти. Такими актами являются конституции, уставы территорий, областей, схемы управления, законы, а также положения об отдельных исполнительных органах республик, краев, областей, утверждаемые руководителем исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Регионы и другие субъекты Российской Федерации самостоятельно формируют систему исполнительной власти на своей территории. Правовой основой для этого являются устав, а также законы, принятые их собственными представительными органами, и правовые акты глав администраций.

В отличие от республик, многие края и области руководствуются не только уставами, но и так называемой схемой управления, которая призвана обеспечить комплексное управление субъектом Российской Федерации по всем основным вопросам. Схема включает в себя перечень субъектов и объектов управления, описание функций органов исполнительной власти и порядок их взаимоотношений, порядок принятия решений и т. д.

Функции исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации осуществляет система органов исполнительной власти во главе с соответствующей администрацией.

Система исполнительных органов состоит из трех основных групп органов:

  1. органы, составляющие аппарат главы администрации;
  2. управления, комитеты, отделы и другие службы администрации, которые находятся в двойном подчинении с преобладанием подчинения главе администрации;
  3. территориальные органы федеральных министерств и ведомств, которые входят в систему органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но имеют ярко выраженную вертикальную подчиненность.

В задачи администрации входит обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации и законов, указов Президента Российской Федерации, указов и распоряжений Правительства Российской Федерации, представительство, руководство местными органами власти и защита интересов область в федеральных органах власти.

Администрация состоит из главы администрации, часто называемого «губернатором», а в Москве мэр и его заместители, главы многочисленных административных структур. В предыдущие годы глава администрации назначался на должность и освобождался от должности Президентом Российской Федерации, но теперь он избирается повсеместно - в большинстве субъектов Российской Федерации населением, а в некоторых - законодательным органом.

Развитие системы управления в Ямало-Ненецком автономном округе: нормативно-правовая база

Тюменская область является субъектом Российской Федерации. Его правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации 1993 года и Уставом Тюменской области, принятым областной Думой 15 июня 1995 года.

Особенностью статуса региона является то, что в него входят два равноправных субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (образован в декабре 1930 года). Районы являются территориальной частью региона, но не являются его административными единицами и остаются полноправными субъектами Федерации.

Тюменская область (без округов) входит в состав Тюменской области, образованной 14 августа 1944 года. Помимо юга области, Тюменская область включает в себя два автономных округа Российской Федерации - Ханты-Мансийский - Югру и Ямало- Ненецкий автономный округ, но районы не являются его административными единицами и остаются полноправными субъектами Российской Федерации.

С 1993 года округа имеют статус полноправных субъектов Российской Федерации.

Вместе с районами регион является одним из крупнейших регионов России. Его территория составляет более 1,4 млн. Кв. Км (8,4% территории России), что эквивалентно территории Германии, Франции, Италии, Великобритании вместе взятых.

Регион является самой густонаселенной частью региона с развитой социальной инфраструктурой. Здесь сосредоточены крупнейшие учебные заведения, научные и проектно-исследовательские организации, культурные и медицинские центры.

Удобное экономико-географическое положение, прежде всего, близость к Уралу, топливно-энергетический комплекс региона, наличие природных ресурсов и развитая транспортная сеть - вот основные условия повышения его экономического потенциала.

Тюменская область в настоящее время является одним из наиболее стабильных регионов Российской Федерации. Экономический потенциал Тюменской области - это взаимосвязь экономик трех субъектов с наиболее развитой нефтяной, газовой и лесной промышленностью, сельским хозяйством и машиностроением. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, которые занимают 89% территории, осуществляется основная добыча нефти и газа, дающая в общей сложности 94% товарной продукции региона. Экономика Тюменской области в некоторой степени дополняет экономику Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа, в основе которой лежит топливная промышленность (86,4% промышленного производства региона в целом).

Как уже отмечалось, до принятия Конституции Российской Федерации в 1991 году Тюменская область была единым образованием с четкой вертикальной системой подчинения районов области. Автономные округа приняли все возможные организационные, экономические и финансовые меры для того, чтобы фактически стать независимыми субъектами Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г., включение автономных округов в регион по смыслу части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации означает конституционно-правовое государство, в котором Автономные округа, будучи равноправными субъектами Российской Федерации, одновременно входят в состав другого субъекта Российской Федерации. Федерации - регионы. В то же время территории и население автономных округов являются составными частями единой территории и населения региона.

Разделенные бюджеты, финансовые потоки, прокуратура, МВД. Нет подчинения вообще.

9 июля 2004 года между органами государственной власти Тюменской области и автономными округами было подписано трехстороннее соглашение о разграничении полномочий между областью и округами.

Соглашение устанавливает принцип независимости при формировании бюджета каждого субъекта.

Региональные власти будут отвечать за строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию региональных дорог, организацию и сопровождение инвестиционных проектов регионального значения, содержание и развитие железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта, реализацию мероприятий по развитие профессионального образования, предупреждение чрезвычайных ситуаций в регионе и ликвидация их последствий, оказание социальной поддержки и услуг отдельным категориям граждан в рамках региональной программы. Регион также будет осуществлять проекты в области охраны окружающей среды, охраны государственных природных заповедников и памятников природы, осуществлять деятельность по поддержке сельскохозяйственного производства, реализовывать проекты в области физической культуры и спорта, а также оказывать специализированную медицинскую помощь в региональных учреждениях.

В трех регионах действует единое государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Стороны решили продолжить практику принятия и реализации региональных программ.

В рамках областного бюджета создается специальная статья с достаточно большими финансовыми ресурсами, которая может обеспечить целый ряд региональных программ, способствующих интеграции развития всего Тюменского региона.

В регионе действует единственный Совет губернаторов в России, который утверждает и координирует принятие и реализацию региональных программ. Администрация Тюменской области осуществляет на территории районов полномочия по осуществлению региональных программ и мероприятий по вопросам социально-экономической интеграции региона, а также разрабатывает концепцию развития всего региона.

Система органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа состоит из:

  • Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа - высшее должностное лицо области;
  • Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа является законодательным (представительным) органом государственной власти округа;
  • Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа является коллегиальным, постоянно действующим, высшим исполнительным органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти автономного округа.

Другие государственные органы формируются в соответствии с Уставом района.

Система нормативных правовых актов области состоит из Устава (Основного закона) района, законов района, решений Законодательного собрания района, решений и распоряжений губернатора района, решений и распоряжений Администрация района и другие акты, принятые в соответствии с законами района.

На основании и в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами округа, Законодательного собрания органы исполнительной власти района принимают отдельные правовые акты.

Основным законом области является Устав (Основной закон) района.

Устав в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в целях обеспечения прав и интересов всех граждан, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, с учетом природных, географических, социально-экономических, территориальных и других Особенности Ямало-Ненецкого автономного округа, основанные на необходимости организации эффективного управления, обеспечения и полноценного осуществления региональной власти, призваны закрепить его статус субъекта Российской Федерации и создать правовую основу для его всестороннего развития.

Законы и иные нормативные правовые акты округа (принятые по вопросам совместной юрисдикции и вопросам, делегированным автономным округам области) не должны противоречить настоящему Уставу. В случае конфликта действует Устав Тюменской области.

Рассмотрим более подробно систему органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.

Правовой статус губернатора округа (Ю.В. Неолова) регулируется Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа.

Губернатор округа является высшим должностным лицом Ямало-Ненецкого автономного округа и возглавляет постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти округа - администрацию округа.

Гражданин Российской Федерации наделен полномочиями Губернатора округа по предложению Президента Российской Федерации Законодательным собранием округа в порядке, установленном федеральным законом и Уставом.

Законодательное Собрание избирательного округа рассматривает кандидатуру Губернатора избирательного округа, представленную Президентом Российской Федерации в течение 14 дней с даты подачи представления.

Решение Законодательного собрания района о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями губернатора района считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Законодательного собрания.

Губернатором района может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.

Губернатор округа после вступления в должность принимает торжественную присягу.

Гражданин Российской Федерации наделен полномочиями губернатора района сроком на пять лет.

Согласно ст. 33 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа, губернатор округа осуществляет следующие полномочия:

  1. представляет автономный округ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, имея при этом право подписывать договоры и соглашения от имени автономной округ;
  2. обнародовать или отклонить законы автономного округа, принятые Государственной Думой автономного округа, в порядке, установленном настоящим Уставом автономного округа, законом об автономном округе и иными нормативными правовыми актами автономного округа. в соответствии с ними;
  3. имеет право инициировать законодательство в Государственной Думе автономного округа;
  4. вправе потребовать созыва внеочередного заседания Государственной Думы автономного округа, а также созвать вновь избранную Государственную Думу автономного округа на первое заседание до срока, установленного для этого настоящим Уставом. автономный округ;
  5. имеет право участвовать в работе Государственной Думы автономного округа с правом совещательного голоса;
  6. принимает решение о досрочном прекращении полномочий Государственной Думы автономного округа на основаниях и в порядке, установленных федеральным законом;
  7. представляет в Государственную Думу автономного округа проекты стратегий и программ социально-экономического развития автономного округа и отчеты об их реализации;
  8. назначает с согласия Государственной Думы автономного округа вице-губернатора автономного округа и освобождает его от должности;
  9. формирует Администрацию автономного округа и принимает решение об отставке Администрации автономного округа, назначает на должность и освобождает от должности членов Администрации автономного округа и руководителей других исполнительных органов государственной власти автономного округа;
  10. определяет основные направления деятельности Администрации автономного округа, организует ее работу, распределяет обязанности между членами администрации автономного округа;
  11. утверждает структуру исполнительных органов государственной власти автономного округа;
  12. обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа с другими органами государственной власти автономного округа, а также организует их взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественные объединения в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством автономного округа;
  13. публикует ежегодный отчет о состоянии дел в автономном округе;
  14. присуждает окружные награды, присваивает почетные звания автономного округа;
  15. утверждает кандидатуру для назначения прокурора автономного округа, кандидатов на должности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством;
  16. вносить в Государственную Думу автономного округа для назначения на должность кандидатов на должность судей Статутного суда автономного округа;
  17. назначает половину членов избирательной комиссии автономного округа;
  18. назначает члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя исполнительного органа государственной власти автономного округа в порядке, установленном федеральным законом;
  19. выносит постановление об отстранении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  20. осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом автономного округа, иными законами автономного округа, а также соответствующими договорами и соглашениями.

Губернатор автономного округа осуществляет свои полномочия до тех пор, пока не вступит в должность лицо, наделенное новыми полномочиями губернатора автономного округа.

В случаях, когда Губернатор автономного округа временно (из-за болезни или отпуска) не может выполнять свои обязанности, они исполняются вице-губернатором автономного округа, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2, 3. 6, 8, 9, 11, 13, 15, 18 и 19 части 1 настоящей статьи.

Полномочия губернатора района могут быть прекращены досрочно в случаях, указанных в Уставе района.

Решение о досрочном прекращении полномочий губернатора района принимается Законодательным собранием по предложению Президента Российской Федерации.

Во всех случаях, когда губернатор округа временно не может выполнять свои обязанности, их выполняет вице-губернатор округа.

Система исполнительных органов государственной власти района состоит из:

  • Администрация автономного округа - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти округа;
  • другие исполнительные органы государственной власти района, образованные по решению губернатора района.

Администрация формируется губернатором автономного округа.

Администрация автономного округа состоит из членов администрации автономного округа:

  • губернатор автономного округа;
  • вице-губернатор автономного округа;
  • заместители губернатора автономного округа.

Законодательное Собрание автономного округа состоит из 22 депутатов, из которых 9 депутатов работают на постоянной профессиональной основе. Работой Законодательного собрания руководит председатель Законодательного собрания автономного округа и два его заместителя.

В соответствии с Положением о Законодательном собрании автономного округа создан Совет Законодательного собрания автономного округа для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Законодательного собрания автономного округа.

Совет Законодательного собрания автономного округа формирует проект повестки дня заседания Законодательного собрания автономного округа; принимает решение о включении законопроектов в проект повестки дня следующего заседания Законодательного собрания автономного округа; созывает по предложению губернатора автономного округа, по требованию группы депутатов, при поддержке не менее одной трети от общего числа депутатов, или по предложению председателя Законодательного собрания автономного округа , внеочередные заседания Законодательного собрания автономного округа и определение сроков их проведения; назначает соответствующий комитет Законодательного собрания автономного округа, ответственный за подготовку законопроекта, представленного в Законодательное собрание автономного округа по вопросу о праве законодательной инициативы для рассмотрения Законодательным собранием автономного округа на заседании ; принимает решение о возврате законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если они не выполнили требования статьи 67 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа и настоящего Положения; принимает решение о присуждении Благодарности Законодательному Собранию автономного округа; претендовать на государственные награды Российской Федерации; решает другие вопросы организации работы Законодательного собрания автономного округа в соответствии с настоящим Положением Законодательного собрания.

В Законодательном собрании автономного округа создано шесть комитетов:

  • Комитет по бюджету, налогам и финансам;
  • Комитет по законодательному законодательству и правовым вопросам;
  • Комитет природных ресурсов, промышленности, транспорта и связи;
  • Комитет по местному самоуправлению;
  • Комитет по информационной политике, общественным объединениям и этническим вопросам;
  • Комитет по социальной политике.

В Законодательном собрании автономного округа созданы три постоянные депутатские комиссии:

  • Комиссия по правилам и этике;
  • Комиссия по мониторингу реализации мер по сдерживанию распространения наркомании в Ямало-Ненецком автономном округе;
  • Комиссия по реализации приоритетных национальных проектов.

Губернатор района имеет право создавать территориальные исполнительные органы района.

Администрация района разрабатывает и реализует меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития района, участвует в реализации единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Администрация в пределах своих полномочий:

  1. принимает меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, защите собственности и общественного порядка, борьбе с терроризмом и экстремизмом и борьбе с преступностью в автономном округе;
  2. составляет проект областного бюджета, разрабатывает проекты стратегий и программ социально-экономического развития автономного округа;
  3. обеспечивает исполнение районного бюджета, подготавливает отчет о его исполнении, а также отчеты о реализации стратегии и программы социально-экономического развития автономного округа;
  4. руководит работой исполнительных органов государственной власти автономного округа и контролирует их деятельность, распределяет функции и полномочия между исполнительными органами государственной власти автономного округа;
  5. утверждает положения об исполнительных органах государственной власти автономного округа, назначает и освобождает от должности руководителей исполнительных органов государственной власти автономного округа, за исключением назначаемых губернатором автономного округа, утверждает состав основные структурные подразделения исполнительных органов государственной власти автономного округа, устанавливающие штатное расписание государственных гражданских служащих и других работников исполнительных органов государственной власти автономного округа;
  6. определяет основные направления и реализует налоговую, бюджетную, инновационную политику в автономном округе;
  7. обеспечивает реализацию единой государственной политики в области здравоохранения, образования, науки и научно-технической политики, культуры, физической культуры и спорта, труда и занятости, социальной защиты населения, природопользования, охраны окружающей среды;
  8. разрабатывает и осуществляет в пределах своих полномочий меры по развитию строительно-транспортных комплексов, промышленности, энергетики, связи, дорожного хозяйства;
  9. обеспечивает реализацию гарантий прав коренных народов Севера, других народов, объединений названных народов и связанных с ними лиц;
  10. готовит заключения по законопроектам автономного округа о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств автономного округа и других законопроектов с учетом расходов, покрываемых из областного бюджета;
  11. управляет и распоряжается имуществом автономного округа в соответствии с законами автономного округа, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление автономному округу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  12. принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных учреждений и государственных унитарных предприятий автономного округа;
  13. обеспечивает выполнение договоров и соглашений автономного округа;
  14. осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом (Основным законом) автономного округа и законами автономного округа, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

В случаях установления фактов нарушения должностными лицами администрации района Конституции Российской Федерации, федеральных и региональных законов они могут выразить недоверие.

Губернатор округа в пределах своих полномочий издает нормативно-правовые акты в форме указов и распоряжений губернатора округа, а также вносит изменения и дополнения в эти акты.

Районная администрация принимает нормативно-правовые акты в виде указов и распоряжений, а также вносит изменения и дополнения в эти акты.

Руководители органов исполнительной власти района имеют право издавать приказы, распоряжения и другие правовые акты, а также вносить изменения и дополнения в эти акты.

Эффективность управления в субъектах Российской Федерации и методы ее оценки

Критерии оценки эффективности управления в субъектах Российской Федерации

Говоря об оценке эффективности деятельности органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимо, прежде всего, руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 28 июня, 2007 г. № 825 (с изменениями от 28 апреля 2008 г.) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", приведен перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К ним относятся, в частности:

  • Объем валового регионального продукта.
  • Объем инвестиций в основной капитал (без учета бюджетных средств) на человека.
  • Реальная среднемесячная заработная плата работников по сравнению с прошлым годом.
  • Соотношение среднемесячной номинальной валовой заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения; образовательные учреждения; учреждения социальной защиты населения; учреждения физической культуры и спорта; учреждения культуры и искусства на среднемесячную заработную плату работников, занятых в экономике региона.
  • Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума региона.
  • Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год.
  • смертность населения:
  1. младенец; от 1 до 4 лет; от 5 до 9 лет; от 10 до 14 лет; от 15 до 19 лет;
  2. матери;
  3. трудоспособного возраста - всего, в том числе по трем основным причинам;
  4. в результате дорожно-транспортных происшествий.
  • Средняя продолжительность временной нетрудоспособности из-за болезни, рассчитанная на одного работника.
  • Удельный вес детей первой и второй групп здоровья в общем количестве учащихся в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.
  • Удовлетворенность населения медицинской помощью (в процентах от числа опрошенных).
  • Доля лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, принявших участие в едином государственном экзамене.
  • Доля выпускников государственных (муниципальных) учреждений начального и среднего профессионального образования, которые нашли работу по профессии, которую они приобрели в первый год, в общем количестве выпускников таких учреждений.
  • Удовлетворенность населения качеством общего образования, начального и среднего профессионального образования (в процентах от числа респондентов).
  • Доля детей, оставшихся без попечения родителей - всего, в том числе:
  1. переданы не родственникам (в приемные семьи, для усыновления (усыновления), под опеку (попечительство), подпадающие под другие формы размещения семьи (семейные приюты, приемные семьи);
  2. расположены в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов.
  • Доля населения, систематически занимающаяся физкультурой и спортом.
  • Предоставление спортивных сооружений в субъекте Российской Федерации.
  • Доля населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений.
  • Количество копий библиотечного фонда публичных библиотек на 1000 человек.
  • Общая площадь жилых помещений в среднем на одного жителя субъекта Российской Федерации - всего, в том числе введенного в действие за год.
  • Отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на первичном (вторичном) рынке жилья к среднедушевым доходам населения в субъекте Российской Федерации.
  • Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признана в установленном порядке чрезвычайной ситуацией.
  • Доля многоквартирных домов в целом в субъекте Российской Федерации, в которой собственники помещений выбрали и внедряют метод управления многоквартирными домами, в том числе:
  1. непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
  2. управление товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом или другим специализированным потребительским кооперативом;
  3. управление управляющей организацией, включая муниципальную форму собственности (из них в форме муниципальных учреждений), государственную форму собственности (из которой в форме государственных учреждений), частную форму собственности (из которых коммерческие компании с 100-процентная доля в муниципальной или государственной собственности).
  • Доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства.
  • Время от подачи заявки на предоставление земельного участка под застройку до получения разрешения на строительство.
  • Заявленная мощность, которая не была удовлетворена из-за отсутствия технической осуществимости технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства.
  • Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества.
  • Процент региональных и муниципальных дорог, которые не соответствуют нормативным требованиям.
  • Уровень преступности (процент от числа респондентов).
  • Пропорция преступлений, совершенных несовершеннолетними или их соучастием, в общем количестве зарегистрированных преступлений.
  • Доля средней численности работников (за исключением внешних работников, занятых неполный рабочий день) малых предприятий в средней численности работников (без внешних работников, занятых неполный рабочий день) всех предприятий и организаций.
  • Доля продукции, выпускаемой малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта.
  • Доля прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общей численности.
  • Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на сельское хозяйство на один рубль произведенной сельскохозяйственной продукции.
  • Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
  • Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на содержание работников органов государственной власти и местного самоуправления в расчете на одного жителя региона.
  • Объемы просроченной кредиторской задолженности государственных (муниципальных) учреждений, задолженности бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований по исполнению обязательств перед гражданами.
  • Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, сформированных в рамках программ, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (без учета субвенций на исполнение) делегированных полномочий).
  • Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение в расчете на одного жителя, в том числе на территориальную программу государственных гарантий по предоставлению бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, в том числе обязательное медицинское страхование.
  • Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на одного учащегося: на общее образование; для начального и среднего профессионального образования.
  • Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование социальных услуг, оказываемых автономными учреждениями и неправительственными (не муниципальными) организациями, в общих расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. Российская Федерация для финансирования социальных секторов
  • Доля государственных (муниципальных) медицинских учреждений:
  1. применение медико-экономических стандартов для оказания медицинской помощи;
  2. переведены на оплату медицинской помощи по результатам работы;
  3. переведена на новую (отраслевую) систему оплаты труда на основе результатов.
  • Доля государственных (муниципальных) образовательных учреждений передана:
  1. для нормативного подушевого финансирования;
  2. новой (отраслевой) системе оплаты труда, ориентированной на результаты.
  • Удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе его информационной прозрачностью (в процентах от числа респондентов).

Говоря об эффективности деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и, в частности, в Тюменской области и районах, следует отметить, что губернатор Тюменской области Владимир Якушев принял участие в заседании Правительство Российской Федерации 13 ноября 2008 года, на котором были обсуждены результаты работ по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Премьер-министр Владимир Путин отметил, что целью оценки эффективности является «объективный анализ положения дел в регионах. Ободрение лучших». Чтобы помочь властям субъектов Федерации выявить недостатки в своей работе, предложить пути решения их." Путин напомнил, что «показатели, наиболее важные для граждан страны, были выбраны для оценки»: рост доходов населения, состояние системы образования, здравоохранения, состояние жилищно-коммунального хозяйства, уровень инвестиционной привлекательности территорий.

Согласно результатам анализа, Тюменская область стала лидером двадцати регионов России, которые достигли, по словам Владимира Путина, «высоких результатов». Тюменская область получит финансовые стимулы в размере двух миллиардов рублей из федерального бюджета. «Внедрение системы оценки эффективности деятельности региональных органов власти было своевременным и правильным решением», - сказал губернатор Владимир Якушев.

Вот некоторые данные о деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа (из выступления губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В. Неолова по итогам работы за 2009 год).

Трудности, вызванные проблемами на мировом финансовом рынке, не стали поводом для пересмотра основ экономической и социальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа. В районе сохранена социальная стабильность.

В 2009 году были созданы условия для уверенного движения автономного округа в направлении новых экономических и социальных ориентиров. Бюджет без дефицита был принят. Он характеризуется хорошим уровнем ликвидности и отсутствием долгового бремени. Бюджет составлен с учетом безусловного выполнения всех социальных обязательств перед всеми категориями граждан, подпадающих под меры районной социальной поддержки. Все социальные льготы, предусмотренные региональным законодательством, будут проиндексированы на 7%. Сумма средств, выделенных на эти цели, составит около 8 миллиардов рублей. В 2010 году по сравнению с текущим годом увеличатся текущие расходы в консолидированном бюджете на социальную политику, здравоохранение, образование, спорт, охрану окружающей среды и агропромышленный комплекс.

Чтобы четко показать приоритеты, вот некоторые цифры. Расходы на образование в сводном бюджете на предстоящий год превысят объем целевой инвестиционной программы почти в 2,5 раза. Расходы на здравоохранение и меры социальной поддержки района будут более чем вдвое превышать средства на строительство. Принципиально в то же время расходы на содержание органов государственной власти были урезаны на 41% в районном бюджете. В целом расходы на социальные цели в консолидированном бюджете автономного округа приблизятся к 80%. Губернатор округа поручил подготовить предложения по повышению заработной платы работников бюджетных организаций в 2010 году с учетом реальных доходов в доходной части бюджетной системы. Это решение повлечет за собой значительные дополнительные расходы.

В автономном округе разработана развитая система поддержки наших соотечественников, достигших пенсионного возраста. Из Послания Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева и выступления Премьер-министра страны Владимира Владимировича Путина на съезде партии «Единая Россия» очень ясно: государственная поддержка пенсионеров возлагается на главу государства политика. С 1 декабря базовая часть пенсии увеличена на треть. До этого также проводилась регулярная индексация пенсионных выплат. Все меры в пенсионном секторе осуществляются за счет федеральных средств. В соответствии с федеральным законодательством за счет средств областного бюджета вводится региональная социальная надбавка к пенсиям до уровня прожиточного минимума. Он устанавливается для пенсионеров, которые классифицируются как получатели трудовой пенсии по старости, инвалидности и в случае потери кормильца.

Несмотря на увеличение государственных пенсий, было принято решение не отменять ежемесячные выплаты из областного бюджета неработающим пенсионерам, которые отдали Север на 15 и более лет, введенных в трудные 90-е годы для страны. Власти автономного округа не только не повысили ставку транспортного налога, но и по инициативе губернатора округа Законодательное собрание приняло закон о введении льготы по транспортному налогу для инвалидов. Теперь список бенефициаров по этому налогу включает 11 категорий налогоплательщиков. Особое место среди старшего поколения занимают ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, защитники осажденного Ленинграда, жертвы фашистских лагерей и передовые вдовы. Накануне 65-летия Великой Победы совместно с депутатским корпусом, помимо мер социальной поддержки из федерального и региональных бюджетов, был принят закон о пожизненной финансовой поддержке ветеранов за счет средств автономного округа. сумма 20 тысяч рублей в месяц. Важно, что абсолютно все ветераны Ямала Великой войны обеспечены жильем. Кроме того, в 2010 году ежемесячный денежный платеж работникам приюта будет увеличен вдвое - до полутора тысяч рублей. Чтобы увековечить подвиг народа Ямала во время Великой Отечественной войны, в районной столице возводится парк Победы, достойный памяти наших дедов и отцов.

Модернизация системы органов власти на современном этапе

В последние годы на законодательном уровне предпринимаются серьезные меры по модернизации системы государственной власти в Российской Федерации. Итак, в 2004-2005 гг. Важные решения были приняты для проведения административной реформы в Российской Федерации. В результате реализации начального этапа административной реформы к 2006 году были созданы необходимые предпосылки для последующей комплексной модернизации системы государственного управления в России.

Как отмечается в Концепции административной реформы в Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года, за прошедшие 2004-2005 годы. Проведен анализ и классификация функций, выполняемых федеральными органами исполнительной власти, а также приняты нормативные правовые акты, которые готовятся к отмене ряда избыточных и дублирующих функций.

На рассматриваемом этапе административной реформы особое внимание было уделено формированию нормативно-правовой базы функционирования органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В связи с этим в целях обеспечения единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, повышения роли и ответственности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в формировании высших исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2004-2005 гг. приняты новые законодательные акты, такие как Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон« Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации »и Федеральный закон« Об основных Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации », а также Указ Президента Российской Федерации« О порядке рассмотрения кандидатов на должность старшего должностного лица (руководителя высший исполнительный орган государственной власти) субъекта Российской Федерации".

Принятие этих законов предусматривает широкомасштабную реформу, которая имеет большое значение для выбора пути дальнейшего развития федерализма в России в связи с изменением способа расширения полномочий высших должностных лиц субъекта государства. Российская Федерация.

Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон" Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации "и Федеральный закон" Об основных гарантиях избирательных прав и права на избирательное право ". Принимать участие в референдуме граждан Российской Федерации »при условии, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) возлагается на предложение Президента Российской Федерации, наделенное соответствующими полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

По вопросу о принятых изменениях можно отметить следующее. С одной стороны, Федеральный закон не содержит прямых правовых и технических противоречий с Конституцией Российской Федерации. Известно, что прямые выборы глав исполнительной власти нигде не прописаны в Конституции России. В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции России система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации. представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

Согласно положениям ст. 3 Конституции России, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим прямым выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Однако это положение формально не нарушается процедурой косвенного предоставления полномочий высшему должностному лицу субъекта Федерации, поскольку Президент России является выборным лицом, и в этом случае принцип прямой власти народа реализуется через ему.

В ст. 5 Конституции России говорится, что федеративное устройство Российской Федерации основано, в том числе, на единстве системы государственной власти.

С другой стороны, принцип разграничения предметов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также норма ч. 2 ст. 11, согласно которому государственную власть в субъектах Федерации осуществляют сформированные ими органы государственной власти.

Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции, единая система исполнительной власти в Российской Федерации формируется только в пределах компетенции Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по вопросам совместной юрисдикции Федерации и ее субъектов, установленным соответственно статьями 71 и 72 Конституции России. Таким образом, в случае, если высшее должностное лицо (глава высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации назначается Президентом России, а также в случае роспуска законодательного органа Субъект федерации в ситуации последовательного (двух или трех) отклонения предложенного кандидата законодательным органом субъекта федерации допускается нарушение. принцип разграничения субъектов юрисдикции и полномочий между субъектом федерации и федеральным центром.

Следует также отметить, что статьи 83 и 84 Конституции России содержат закрытый перечень полномочий Президента Российской Федерации в области кадровой политики, назначения выборов, референдумов и роспуска Государственной Думы. Рассматриваемый закон отличается тем, что напрямую наделяет Президента России полномочиями формировать органы государственной власти субъектов Федерации.

Проблема избрания главы субъекта Российской Федерации законодательным органом субъекта Федерации в 1996 году уже была предметом рассмотрения Конституционным Судом России в случае проверки конституционности ряда положения Устава Алтайского края. Тогда Конституционный Суд России отметил, что Конституция Российской Федерации не содержит прямых указаний относительно порядка избрания глав субъектов Федерации. Однако оно предусматривает, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции России, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Из значения этой статьи в ее связи со ст. 32 Конституции России, в которой закреплено право граждан избирать органы государственной власти, следует, что высшее должностное лицо, формирующее орган исполнительной власти, получает свой мандат непосредственно от народа и несет перед ним ответственность. Поскольку, как отмечалось выше, федеративное устройство Российской Федерации основывается на единстве системы государственной власти, органы государственной власти в субъектах Российской Федерации формируются на тех же принципах, что и федеральные, и выборность главы государства - Президента Российской Федерации - прямо закреплена в положениях ст. 81 Конституции России.

Кроме того, в вышеупомянутом Постановлении Конституционного Суда России от 18 января 1996 г. говорится, что избрание высших должностных лиц субъектов Российской Федерации законодательными органами субъектов Российской Федерации подчиняет исполнительную власть законодательной авторитет, который нарушает принцип разделения властей и противоречит тому, что закреплено в ч. 2 ст. 77 Конституции России к принципу единства системы исполнительной власти.

В ряде постановлений Конституционный Суд России сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой конституция (устав) субъекта Федерации может предусматривать положения об участии законодательного органа в назначении заместителей глав субъект Российской Федерации и отдельные руководители органов исполнительной власти. Но в то же время право участвовать в назначении главы субъекта Российской Федерации не было признано законодательным органом субъекта.

Необходимость избрания глав субъектов Российской Федерации непосредственно населением отражена в ч. 2 ст. 95 Конституции России, согласно которой в состав Совета Федерации Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации - от представительного и исполнительного органа субфедеральной государственной власти. После принятия Закона в действующей системе формирования Совета Федерации такое отдельное представительство теряет смысл (поскольку субфедеральный представительный орган будет непосредственно участвовать в формировании исполнительного органа). Кроме того, представитель исполнительного органа субъекта Российской Федерации перестает представлять свой субъект в федеральном парламенте: получая свои полномочия не от народа и не от избранного им лица, он может представлять только человек, назначаемый Президентом России. Таким образом, Президент Российской Федерации уполномочен определять половину состава одной из палат Федерального Собрания России, что явно не соответствует принципу разделения властей.

В конце 2005 года Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил конституционность указанных законодательных норм.

Установлен Федеральный закон "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона" Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации "и Федеральный закон" О политических партиях "" чтобы политическая партия, список кандидатов которой по результатам выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов и получил наибольшее количество депутатских мандатов на основании Распространение результатов, имеет право инициировать рассмотрение указанным органом предложения Президенту Российской Федерации о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (главы высшего исполнительного органа государственной власти субъекта). Российской Федерации).

Если в результате выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации списки кандидатов двух или более политических партий получили наибольшее и в то же время равное количество депутатских мандатов Каждая из таких политических партий имеет право инициировать рассмотрение этим органом предложения о кандидатуре главы субъекта Федерации.

При этом, если по результатам выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, назначенный до 6 августа 2005 г., список кандидатов, выдвинутых избирательным блоком, получил Наибольшее количество депутатских мандатов, право инициировать рассмотрение предложения о кандидатуре главы региона принадлежит политическим партиям, входящим в такой избирательный блок. В то же время политические партии выдвинули совместное предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном уставами этих политических партий.

Политическая партия в порядке, установленном ее уставом, может предоставить право инициировать рассмотрение вышеуказанного вопроса своим региональным отделениям.

Предложение политической партии о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (главы высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), поддержанное большинством голосов от числа Выборных депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется соответствующим решением указанного органа и направляется в установленном порядке Президенту Российской Федерации.

Следует также отметить, что если в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» право инициировать рассмотрение предложения о выдвижении кандидатуры главы субъекта Федерации принадлежит более чем одной политической партии, которая самостоятельно Участвуя в соответствующих выборах, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривает предложения каждой политической партии. В этом случае предложение политической партии о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (главы высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) направляется Президенту В Российской Федерации поддерживается наибольшее количество голосов депутатов, которое должно составлять не менее большинства голосов от числа избранных депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Если конституция (устав) субъекта Российской Федерации предусматривает двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, предложение политической партии о выдвижении кандидата в высшие должностные лица Субъект Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) рассматривается на совместном заседании палат. Указанное предложение политической партии направляется в установленном порядке Президенту Российской Федерации, если оно поддержано большинством голосов избранных депутатов каждой из палат законодательного (представительного) органа государственной власти. субъекта рф.

Таким образом, на практике была реализована идея политически ответственного законодательного (представительного) органа государственной власти, хотя бы на уровне субъектов Федерации. Все вышесказанное позволяет утверждать, что лишь относительно небольшая часть предложенных мер административной реформы достигла практической реализации. В ряде приоритетных областей работа еще не началась. Прежде всего это касается механизмов осуществления полномочий органов исполнительной власти, которые необходимы для работы в новых условиях.

В основном административная реформа затронула федеральный уровень исполнительной власти. На региональном уровне это реализуется только в форме экспериментов. Региональные власти заняли выжидательную позицию, наблюдая, к чему приведут преобразования на федеральном уровне. Однако очевидно, что реализация административной реформы невозможна без оптимизации системы исполнительной власти на субфедеральном уровне.

В связи с этим необходимо как можно скорее приступить к оптимизации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В рамках этого процесса необходимо начать реализацию программ по осуществлению административной реформы в субъектах Российской Федерации. В то же время необходимо разработать проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленные на систематизацию и оптимизацию функций региональных органов власти. На субфедеральном уровне необходимо осуществлять меры, аналогичные тем, которые осуществляются на федеральном уровне (анализ функций органов исполнительной власти по их избыточности и дублированию; внесение изменений в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации). Российская Федерация, устраняющая избыточные и дублирующие функции; внедрение механизмов, предотвращающих появление новых избыточных функций). Кроме того, оптимальный состав функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации должен постоянно контролироваться.

В то же время, как и на федеральном уровне, необходимо начать внедрение процедуры управления, основанного на результатах, чтобы обеспечить широкое внедрение успешного опыта государственного управления на региональном уровне.

Вывод:

В заключение исследования проблемы следует отметить следующее.

Конституция Российской Федерации 1993 года ознаменовала принципиально новый подход и толкование характера государственной власти, ее основные теоретические и правовые основы: принцип разделения властей и создание независимых законодательных, исполнительных и судебных органов в этом отношении.

С 1992 года, после заключения Федерального договора, Российская Федерация развивается как подлинно федеративное государство. В связи с этим в Конституции Российской Федерации 1993 года четко различаются федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые они формируют самостоятельно на принципах, закрепленных в федеральном законодательстве.

Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации занимает ведущее место в системе органов государственной власти, наделена широкими полномочиями и регулируется более подробно, чем исполнительная власть в Конституции Российской Федерации. И хотя в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации главы об этой ветви власти иногда следуют за главами законодательной власти, исполнительная власть, неразрывно связанная с полномочиями главы государства, далеко не ограничивается Роль отведена ему только как исполнителю законов и превосходит законодательную власть по своему политическому весу.

Последние нормативно-правовые акты, посвященные реформе исполнительной власти в Российской Федерации и направленные на дальнейшую оптимизацию ее системы и структуры, должны стать серьезной основой для дальнейшей работы по эффективной административной реформе в России.

Российский опыт последних десяти лет ясно показывает, что для достижения целей государственной политики недостаточно сформулировать их, обеспечить правовую основу и разработать план действий. Необходимо организовать выполнение этих планов, постоянный контроль за их выполнением и, при необходимости, корректировки. Часто даже правильные концептуальные решения не выдерживают бремени их реализации.

Административная реформа в России является одним из важнейших условий ускорения социально-экономического развития страны. Основным препятствием на пути экономических реформ была признана недостаточная эффективность государственного аппарата, множественность его полномочий и их несоответствие качеству власти. Приоритетными задачами развития государственного управления являются сокращение функций, выполняемых государственными органами; оптимизация структуры органов исполнительной власти; демократизация власти, ее открытость и доступность для граждан.

В рамках административной реформы особое внимание следует уделить оптимизации функционирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Не будет большим откровением сказать, что одним из важнейших условий эффективного осуществления компетенции субъекта федерации является грамотное структурирование всей системы исполнительной власти в регионе, включая отраслевые и функциональные органы исполнительной власти. Недаром так много внимания уделяется административной реформе на федеральном уровне.

В субъектах Российской Федерации также необходимо реализовать меры, аналогичные тем, которые осуществляются на федеральном уровне (анализ функций органов исполнительной власти по избыточности и дублированию этих функций, внесение изменений в нормативные правовые акты субъекты федерации, устраняющие избыточные и дублирующие функции, внедрение механизмов, препятствующих появлению новых избыточных функций).

Анализ регионального законодательства по вопросам консолидации структуры и полномочий органов исполнительной власти Тюменской области и субъектов Ямала Российской Федерации »(в редакции от 09.02.2009 г.) и подробно регламентируется Уставом Тюменская область 1995.

Органы исполнительной власти Тюменской области успешно функционируют. «Высокие достижения» были отмечены Председателем Правительства Российской Федерации В. Путиным на совещании 13 ноября 2008 года об эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.