Государственное регулирование цен и доходов

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 07.07.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Обеспечение экономической безопасности в сфере кредитования юридических лиц  
Трансакционные издержки в переходной экономике  
Особенности сельскохозяйственного воспроизводства и практика его регулирования 
Элементарные методы микроэкономического анализа и область их применения 


Введение:

Государственное регулирование экономики является необходимым элементом функционирования экономики любой страны. Одной из форм, видов такого регулирования является государственное регулирование цен. 

Государственное регулирование цен - это метод управления ценами со стороны государства. Однако такое управление в России оставляет желать лучшего. В последние годы стало совершенно очевидно, что в течение переходного периода к рыночной экономике невозможно обойтись без решительного вмешательства государства в экономику и цены.

В настоящее время ценообразование в России носит в основном спонтанный характер, что является одной из основных причин относительно высокого уровня инфляции и роста цен. Между тем, ценообразование является очень важным и эффективным элементом рыночного механизма, умело используя который, вы сможете успешно решить многие экономические и социальные проблемы. 

Изучение Россией опыта ценообразования в зарубежных странах важно как само по себе, т.е. для понимания его закономерностей и тенденций, так и, что более важно, для его творческого использования с учетом национальных Особенности формирования ценового механизма и ценовой политики в нашей стране при переходе к рыночной экономике.

В нашей стране часто бывают случаи завышения цены без достаточных на то оснований из-за спекулятивных интересов, например, совсем недавно аптеки в разной степени завышали цены на антивирусные препараты в связи с эпидемией гриппа. В некоторых регионах страны волны недовольства охватили непомерный рост цен на жилье и коммунальные услуги. Недавно появился закон, который регулирует цены на основные лекарства, что является большим плюсом для населения. Но все еще остается много подобных пробелов. 

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить и проанализировать государственное регулирование и контроль цен в странах с развитой рыночной экономикой.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 

  •  раскрыть понятие государственного регулирования цен; 
  •  обосновать необходимость регулирования;
  •  охарактеризовать методы ценового регулирования; 
  •  рассмотреть опыт такого регулирования в отдельных развитых странах. 

На основании анализа изученного материала мы постараемся дать некоторые рекомендации по совершенствованию государственного регулирования цен в России. 

Эта тема высоко развита в научной литературе; при написании этой работы были использованы работы Льва М.Ю., Кушлина В.И., Салимжанова И.К. и др. 

Сущность государственного регулирования цен 

Понятие и необходимость государственного регулирования цен

На протяжении многих десятилетий представление о необходимости государственного регулирования экономики изменилось. В настоящее время ясно, что необходимо соблюдать «золотую середину», поскольку как чрезмерное регулирование, так и отсутствие такого регулирования негативно влияют на экономическое развитие.

Частный сектор является основой экономики любой развитой страны. Это огромное разнообразие крупных и малых предприятий, которые производят подавляющее большинство товаров, необходимых людям. Но есть области, где рынок, очевидно, не может справиться с потребностями общества и, кроме того, наносит прямой ущерб и усугубляет социальные проблемы. Это так называемые провалы рынка. В таких случаях участие государства в производственном процессе становится неизбежным, хотя оно может принимать различные формы - от полного государственного контроля до государственного контроля или партнерства с частным предпринимательством. Давайте перечислим такие области.

Производство общественных благ, основной особенностью которого является совместное потребление: оборона, правоохранительная деятельность, образование, строительство общественных объектов, водоснабжение, вывоз мусора.

Защита общества от «внешних воздействий» рыночной активности - прежде всего, защита природы, воздуха и воды (пример такой «активности» показан на фотографии ниже, слева). 

Регулирование производства в отраслях, где возникают условия для «естественной монополии» (производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации, транспорт, связь, водоснабжение).

Исправление неблагоприятных социальных последствий рыночной экономики, которые приводят к (или укрепляют) социальному неравенству, безработице, бедности. 

Однако у государства также есть свои недостатки, которые обуславливают издержки вмешательства государства (по аналогии с «провалами рынка» их называют «провалами правительства»). За чрезмерным вмешательством государства неизбежно следует увеличение налогового бремени, что негативно сказывается на стимулировании производства и труда. Увеличение государственных расходов подталкивает заинтересованные группы к конкуренции за свои собственные выгоды («политическая рента»), что приводит к увеличению дефицита бюджета.

Наконец, расширение государственного сектора (часто убыточного или неэффективного) снижает общую конкурентоспособность страны. Гипертрофия государственного аппарата делает его инертным, неактивным, работающим на себя, а не на экономику. В конечном счете, система рыночного регулирования и соответствующая политическая структура исправляют эти недостатки: приоритеты экономической политики меняются, проводятся необходимые реформы, что, в свою очередь, устанавливает и рационализирует отношения между рынком и государством.

Государство является источником законов, определяющих важнейшие институты рыночной экономики. Вся система рыночного обмена, формализованная в форме добровольных сделок (транзакций), фактически основана на системе тщательно разработанных законодательных положений, которые не только оптимизируют рыночные отношения, но и предусматривают определенные меры принуждения к их исполнению. Обеспечение прав собственности является важнейшей прерогативой государства. 

Цены являются наиболее сложным и деликатным предметом государственного регулирования. Цены позволяют примирить конфликтующие интересы продавцов и потребителей, обеспечить необходимые экономические условия для их функционирования и воспроизводства.

В преобладающем частном секторе преобладают рыночные отношения, и государство не должно вмешиваться в повседневную практику формирования и изменения цен при соблюдении общих правил, установленных законом рыночными агентами. Другой сектор является нерыночным, но он необходим для существования и развития общества (фундаментальная наука, образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, экология). Организациям в этой области нечего продавать, они предоставляют свои услуги конечным пользователям, как правило, бесплатно. Но они получают бюджетную поддержку, используют цены для покупки нужного им товара. Государство должно влиять на уровень цен в этой сфере, что обеспечивает возможность его функционирования. Существует также третий, инновационный и стратегический сектор.

Государство обязано поддерживать крупные инновации и стратегические сдвиги в интересах нынешнего и будущих поколений, повышать конкурентоспособность экономики в целом. Основные нововведения дороги и поначалу дороги. Если в цену включены все затраты на разработку и производство совершенно новых продуктов, покупатели не будут покупать такие продукты. Государству необходимо использовать методы прямой и косвенной поддержки инновационных прорывов, которые затем приносят плоды как для товаропроизводителей, так и для общества в целом.

В любой экономике есть монополии, теневой сектор. Условия торговли на мировом рынке диктуются транснациональными корпорациями. Если вы обеспечите процесс ценообразования рыночным элементом - жадностью монополий и ТНК, то здесь нет предела, большинство общества понесет убытки. Поэтому государство призвано использовать антимонопольное законодательство и другие меры для ограничения личных интересов монополистов, обеспечения примерно равных условий конкуренции, защиты интересов слабых.

Само государство также является владельцем предприятий, фирм, акционерных обществ и участником рыночной игры. Он устанавливает или регулирует цены на продукцию государственных предприятий и организаций, уровень арендных платежей, ставки налогов и платежей, которые в конечном итоге включаются в цены, влияют на их уровни и соотношения.

Следовательно, само государство непосредственно участвует в процессах ценообразования, разрабатывает и реализует государственную ценовую политику. Однако это участие должно иметь определенные ограничения. Практика планового ценообразования, когда государственные органы централизованно устанавливали миллионы цен и пытались контролировать их соблюдение, не оправдала себя. Это мешало инициативе руководителей предприятий, затрудняя реагирование на изменения рыночных условий. Государственное вмешательство в ценообразование должно быть ограничено и регулироваться законом.

Государственное регулирование процессов формирования и динамики цен преследует стратегические цели, которые находят выражение в государственной политике цен. Эта политика меняется на разных этапах развития общества и трансформации экономики, на разных этапах экономических циклов. Ценовая политика осуществляется государственными органами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также во внешнеэкономических связях.

Вся история развития рыночной экономики в промышленно развитых странах свидетельствует о том, что невозможно добиться нормального сбалансированного развития национальной экономики без вмешательства государства в управление экономикой и ценами. Об этом свидетельствует современная практика ценообразования в странах с развитой рыночной экономикой. Примерами таких стран являются США, Япония, Франция, Финляндия и ряд других. 

Степень государственного вмешательства в процессы ценообразования определяется общим уровнем государственного вмешательства в экономическую жизнь.

На развитом рынке государственное вмешательство ограничивается только соответствующим влиянием на предпосылки и побочные эффекты свободного ценообразования. На этапе первоначального формирования рыночных отношений государство должно непосредственно вмешиваться в сам механизм ценообразования, компенсируя неспособность рынка формировать равновесные цены. 

В целом, государственное регулирование цен - это попытка государства с помощью законодательных, административных, бюджетных и финансовых мер воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию системы в целом. т.е. через цены, чтобы выровнять циклические колебания в процессе воспроизводства. В зависимости от конкретной экономической ситуации регулирование цен является либо антикризисным, либо антиинфляционным. 

Важнейшими принципами ценовой политики являются: 

  • минимальное вмешательство государства, что означает, что государство регулирует ценовую активность хозяйствующих субъектов только в тех случаях, когда это необходимо для укрепления экономики конкретной отрасли и социальной защиты населения; 
  • государственное регулирование цен, основанное на том, что государство, выполняя универсальную функцию защиты граждан, их законных прав и интересов, принимает меры по защите прав участников рынка на основе регулирования цен на отдельные виды товаров, товаров и услуги; 
  • единство нормативно-правовой базы, порядка и методов регулирования цен по всей стране;
  • равные возможности, означающие равенство всех участников рынка перед органами власти, которые его регулируют. 

Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы предотвратить рост инфляционных цен в результате постоянного дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополию производителей и содействовать созданию нормальной конкуренции, которая сосредоточена на использование научно-технического прогресса. В то же время важной задачей является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности покупки в достаточном количестве товаров первой необходимости.

Наряду с краткосрочным регулированием (антициклическим и антиинфляционным) стало возможным успешно осуществлять долгосрочное регулирование (государственное планирование, различные государственные программы, структурная перестройка отдельных отраслей). Новая роль государства отражается в расширении сфер регулирования, прежде всего в науке, образовании и социальной инфраструктуре. Интеграционные процессы способствуют переходу на международный уровень регулирования.

Таким образом, необходимость вмешательства государства в определенные сектора экономики не вызывает сомнений. Он применяется в той или иной степени во всех развитых странах.

Методы государственного регулирования цен и контроля за их применением 

Ценовая политика является составной частью экономической и социальной политики любого государства.

Для ее реализации государственные органы используют следующие рычаги: 

  • Налоговая и финансово-кредитная политика, включая установление налоговых ставок и налоговых льгот, правил цен и ценообразования, субсидий, экономических санкций и лицензий, социальных и экологических норм и стандартов; 
  • Научно-технические, экономические и социальные государственные и региональные программы; 
  • Государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд.

Отсутствие государственного регулирования цен негативно сказывается на состоянии отдельных производителей и экономики в целом. Налоговая и внешнеэкономическая политика государства может как стимулировать, так и сдерживать производство и предложение товаров на рынке, снижать или повышать цены на товары и услуги. 

Государственное регулирование в области ценообразования и применения цен осуществляется с использованием различных методов, среди которых: 

  • Определение перечня товаров и услуг, подлежащих государственному регулированию, в том числе монопольных товаров; 
  • Установление предельных уровней цен и тарифов, а также торговых наценок (скидок); 
  • Нормирование рентабельности; 
  • Замораживание цен.

Прежде всего, государство регулирует цены на товары и услуги предприятий, находящихся в государственной собственности. К ним относятся тарифы на железнодорожные перевозки, коммунальные и жилищные услуги, услуги связи.

Государство может влиять на процесс ценообразования тремя способами: 

  • Установить фиксированные цены (ввести государственные прейскурантные цены, например, на электроэнергию, железнодорожные тарифы, жилье и коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте), заморозить цены, зафиксировать цены монопольных предприятий;
  • Определить правила, в соответствии с которыми предприятия сами устанавливают цены, регулируемые государством (установление максимального уровня цен на определенные виды товаров; регулирование основных ценовых параметров, таких как прибыль, скидки, косвенные налоги; определение максимального уровня разовое повышение цен на конкретные товары); 
  • Установить рыночные «правила игры», то есть ввести ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (запрет на горизонтальное и вертикальное установление цен; запрет на демпинг).

В кризисных ситуациях государственные органы могут устанавливать максимальные цены на товары, производимые в негосударственном секторе (хлеб и хлебобулочные изделия, кисломолочные продукты, детское питание). В мировой практике достаточно примеров, когда уровень цен на некоторые товары негосударственных предприятий утверждается решением межправительственных органов (установление цен на уголь и черные металлы Европейским сообществом угля и стали, цены на нефть - странами ОПЕК). закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию - по странам Европейского Сообщества). 

Ценообразование со стороны государства осуществляется для обеспечения:

  1. доступ большинства населения к потреблению определенного товара. В этом случае закон устанавливает максимальную цену («потолок» цены), которую продавец может запросить за свой товар или услугу. Выше этого значения производители не имеют права повышать цену. Однако следует иметь в виду, что, если «потолок» цены оказывается ниже равновесной цены, то может существовать постоянный дефицит этого продукта, что не позволит большинству потребителей получить к нему доступ;
  2. определенный уровень дохода для некоторых групп поставщиков ресурсов или помощи производителям для покрытия расходов. В этом случае минимальная цена устанавливается законом. Обычно он превышает равновесную цену. Однако в результате этого может возникнуть довольно стабильный избыток продуктов или ресурсов, и поставленная цель не будет достигнута, поскольку для производителей это будет означать, что продукты не продаются, а затраты по-прежнему не покрываются, а для поставщиков ресурсы - то есть ресурсы еще не проданы и, следовательно, желаемый уровень дохода не обеспечен.

Налоговое регулирование является одним из наиболее эффективных принципов государственной ценовой политики. Все налоги можно разделить на две большие группы: прямые и косвенные. Прямые налоги уплачиваются непосредственно из доходов налогоплательщика, а косвенные налоги включаются непосредственно в цену товара и оплачиваются потребителем при покупке. Косвенные налоги приводят к росту равновесной цены и снижению продаж, а также уменьшают доход производителя. Следовательно, бремя косвенного налога распределяется между потребителем и производителем.

Методы налогового регулирования цен включают установление налога на добавленную стоимость (НДС) и суммы акцизного налога. Освобождение определенных товаров от НДС, а также изменение ставки этого налога на определенные товары позволяют эффективно влиять на структурные изменения и развитие производства в наиболее важных секторах национальной экономики. В большинстве стран определен список подакцизных товаров и сумма акцизного сбора, что существенно влияет на цены. Установление государством акцизов призвано обеспечить распределение потребления товаров, защитить отечественных производителей, регулировать прибыль товаропроизводителей в случае большой разницы между ценами и затратами на производство, а также пополнить государственный бюджет. 

Государственные субсидии используются в качестве мер регулирования цен. Некоторые отрасли требуют постоянной государственной поддержки (например, угольная промышленность) в форме субсидируемых добавок для производителей или потребителей. Субсидия - это ассигнование из государственного бюджета, предназначенное для покрытия убытков предприятия, полученных, в частности, от продажи его продукции по государственным ценам, которые не покрывают его расходы. Другими словами, это означает, что если для продукта установлена ​​субсидия, то одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая - государством. Таким образом, цена товара для потребителя снижается.

Государственное регулирование цен во внешней торговле имеет большое значение. Предприятия - субъекты внешнеэкономической деятельности определяют конкретные цены на договорной основе с учетом спроса и предложения. В мировой практике также используются другие методы воздействия государства на цены, основанные на антимонопольном законодательстве, законах о недобросовестной торговле (в частности, антидемпинговом законодательстве), рекламе цен. 

Свободный расчет цены не означает ее полной спонтанности. и необузданность. В большинстве развитых стран мира на разных этапах экономического развития проводилась политика сочетания регулируемых и свободных цен. Например, в Германии и США только в 1970-х годах. вертикально установленные (основанные на твердых контрактах между промышленностью и торговлей) цены были отменены.

Снижение доли фиксированных цен сопровождается повышением эффективности экономического (налогового) регулирования процесса ценообразования. Налог на добавленную стоимость используется более чем в 40 странах мира и считается эффективной формой налогообложения, что отражается в его универсальности и стимулировании роста доходов, а не расходов. Согласно соглашению, в будущем в ЕС останутся только две ставки - нормальная и сниженная. Малые предприятия освобождены от НДС, некоторые виды благотворительной деятельности, льготы по НДС предоставляются предприятиям, которые производят продукцию социально значимого характера и вкладывают средства в науку.

Помимо экономического регулирования цен, в странах с развитой рыночной экономикой широко применяется система административных (законодательных) мер. Например, в Соединенных Штатах соглашения о ценах между производителями, оптовыми и розничными продавцами и контроль производителей и оптовых продавцов за розничными ценами на их товары запрещены законом. В Австрии министр экономики устанавливает либо верхний предел цен на социально значимые товары и услуги, либо их «ножницы». Контроль осуществляют органы местного самоуправления и «социальные партнеры» (профсоюзы). Во Франции широко используются обязательства между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий, определяющие предельные уровни или индексы цен на определенные товары, повышение качества как условие роста цен на новые продукты. Для усиления контроля правительство субсидирует ассоциации потребителей. Контроль становится более строгим, когда инфляция возрастает (например, в 1980-1981 годах, когда инфляция достигла 10%). В то же время следует отметить, что административное регулирование цен может привести к дефициту или перепроизводству продукции и, соответственно, к отклонению назначенной цены от равновесной цены.

Государственное регулирование цен может предусматривать законодательные и судебные меры. В некоторых случаях ценообразование в штате регулируется федеральным законодательством, в других - распоряжениями штатов и местных органов власти, в третьем - некоторые спорные вопросы решаются в судебном порядке (арбитраж). Следует отметить, что во всех случаях установлены определенные ограничения, правила, стандарты, обязательные для участников рынка. 

Все методы воздействия на цены можно разделить на прямые и косвенные. При прямых методах регулирования цен государство напрямую влияет на цены (регулирование их уровня, установление стандартов доходности или стандартов элементов, составляющих цену). При косвенных методах государство влияет не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование (регулирование учетной ставки, процентов, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и другие методы). Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов государственного регулирования цен. 

На методы и методы государственного регулирования цен влияют национальные и климатические факторы, сырьевые и политические условия, а также место страны в мировом разделении труда.

В странах Европейского Союза (ЕС) рыночные цены контролируются для подавляющего большинства сельскохозяйственной продукции (от 88 до 97% в разных странах). В пределах ЕС до 15% цен устанавливаются на наднациональном уровне.

В России до сих пор нет закона о ценообразовании, который бы создал законодательную базу для реализации основ ценовой политики, отнесенной Конституцией к юрисдикции Российской Федерации. Такие законы действуют во многих странах с развитой рыночной экономикой и уже приняты в некоторых соседних странах. Например, в Австрии это Закон о ценах (1976 г., с поправками 1988 г.), Закон о картелях (с поправками 1988 г.), Закон о борьбе с демпингом (1985 г.); в Бельгии - Закон о правовом регулировании экономики и ценообразования (1945 г., с изменениями, внесенными в 1971 г.); в Греции - Кодекс регулирования рынка (Указ Президента 1989 г.); в Испании - Закон о защите конкуренции (1989 год); в Норвегии - Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции (1953 г.); в Швеции, Закон о регулировании цен (1956). 

Таким образом, государство в зарубежных странах активно участвует в процессе ценообразования, ценового регулирования и контроля над ними, и оно решает эти проблемы различными методами с учетом особенностей развития рыночной экономики в каждой из этих стран. 

Теперь, чтобы лучше понять механизм регулирования цен, давайте узнаем больше об опыте таких развитых стран, как Франция, Япония и США. 

Регулирование цен в развитых странах 

Государственное регулирование цен во Франции

Во Франции, несмотря на действие принципа свободного установления цен в рыночной экономике, роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги или к мониторингу (контролю) цен в конкурентная среда. Здесь Департамент по конкуренции и Министерство экономики, финансов и бюджета отвечают за регулирование цен.

Государственный сектор французской экономики занимает небольшую долю в валовом национальном продукте и включает монополистические отрасли (например, газовую отрасль, электроэнергию и транспорт) и некоторые отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальные и коммерческие банки, страховые компании и отдельные фирмы). В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей монополистов, включая объем инвестиций, заработную плату и цены на готовую продукцию, а во втором оно имеет минимальное влияние на экономические параметры хозяйственной деятельности этих отраслей, что побуждает их конкурировать с частным сектором.

Эта специфика французской экономики предопределила связь между регулируемыми и бесплатными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен в этой стране регулируются государством, а остальные 80% находятся в режиме ценообразования свободного рынка.

Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где долгое время существовал довольно строгий режим государственного регулирования цен. Государственное регулирование цен здесь частично сохранилось и по сей день. На протяжении почти 30 лет (1947-1986) государственное регулирование цен являлось неотъемлемой частью политики «дирижизма» (государственного регулирования экономики). Сложная экономическая ситуация в стране, сложившаяся к 1947 году, резкое падение покупательной способности французского франка, его девальвация заставили принять решительные меры по контролю за ценами.

В конце 1947 года, учитывая определенное ускорение темпов восстановления экономики, была введена политика контролируемой свободы цен, согласно которой предпринимателям было предоставлено право изменять цены, заранее предупреждая государственные органы; последний, по своему усмотрению, может отменить эти изменения. Но уже в начале 1948 года цены на товары были переведены в режим полной или частичной свободы их установления. Однако в течение следующих восьми лет (1949-957) Франция приняла шесть законов о блокировании цен, которые постепенно ужесточили контроль над ценами. В 1960-962 гг. Была проведена почти полная либерализация цен на промышленные товары, но уже в середине 1963 г. правительство решило снова заблокировать цены в связи с внедрением новой политики в экономике («развитие без инфляции»).

В то же время цены на некоторые продукты питания и услуги были заморожены. В период с 1965 по 1972 годы государственное регулирование цен осуществлялось посредством так называемых контрактов на стабильность, программных контрактов и контрактов против роста цен. В соответствии с договорами о стабильности государство заключало соглашения с предприятиями, согласно которым они имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая их на другие. Основной целью этого механизма государственного регулирования цен было сохранение стабильности общего уровня цен.

Контракты на программное обеспечение способствовали эволюции цен, что соответствует международной конкуренции. Этот механизм государственного регулирования цен распространяется на те товары и услуги, которые ранее были предметом контроля. В соответствии с программными контрактами предприятия информировали государство о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости и перспективах выхода на зарубежные рынки.

В то же время предприятия предоставили государству подробную информацию, касающуюся формирования цен, включая данные об анализе рынка и конкуренции, технико-экономических показателях товаров, производительности труда, методах финансового управления и т. Д. Контракты против повышения цен были предназначены для обеспечить высокую конкурентоспособность французских товаров и замедлить темпы инфляционного развития экономики. Когда предприятия приняли эти контракты, правительство обязалось не принимать мер, ведущих к увеличению производственных затрат.

В 1970-х гг. Правительство Франции начало заново применять систему мер по блокированию и регулированию цен. Так, во второй половине 1975 года цены на все товары и услуги государственного и частного секторов экономики были временно заблокированы, а в 1976 году цены в государственном секторе могли вырасти на определенное количество процентов. В то же время между предприятиями и государством были заключены договоры, согласно которым первые были обязаны ограничивать рост цен на свою продукцию. На определенных этапах экономического развития все цены были заблокированы, т.е. 100% цен были заморожены.

Если цены росли медленнее, чем увеличивалась прибыль, они облагались специальным антиинфляционным налогом. Между тем стало ясно, что система строгого контроля над ценами, использующая принцип ценовой блокировки, себя исчерпала. Французские экономисты пришли к выводу, что такой контроль цен делает рынок менее гибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенной стадии ограничивает свободный «приток» капитала, мобильность рынка труда, рынка товаров и услуг. Сервисы.

Французские экономисты обнаружили, что основным недостатком механизма блокировки цен является усложнение инвестиционного процесса и расширение сферы бюрократизации экономической деятельности. Они также обратили внимание на низкую эффективность контроля над ценами в борьбе с инфляцией, что указывает на уровень инфляции в середине 1970-х годов. (9-10% в год) были значительно выше, чем в странах, где цены регулируются не административными, а косвенными экономическими методами.

В мае 1973 года французское правительство объявило о либерализации цен на промышленные товары, согласно которой в большинстве секторов экономики была снята блокировка цен. Однако программа либерализации была проведена довольно осторожно. На первом этапе либерализации цен были выбраны отрасли, в которых существовала довольно сильная конкуренция (например, часовая и шарикоподшипниковая отрасли), а также отрасли, в которых из-за специфики производимых товаров не было резкой цены. скачки (например, молочная и кондитерская промышленность) и, наконец, те отрасли, которые благодаря системе социального обеспечения имели стабильный рынок (например, фармацевтическая промышленность).

Процесс либерализации цен продолжался в течение первой половины 1980-х годов, и к 1986 году около 90% промышленных цен были освобождены от государственного контроля. Либерализация цен не означала полного прекращения вмешательства государства в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства в дела управления предприятиями (на микроэкономическом уровне) к системе глобального регулирования их деятельности (на уровне макроэкономических процессов) для экономики означал лишь изменение формы вмешательства - переход от жестко «диригистических» методов к методам косвенного воздействия на рынок и цены.

Поэтому одновременно с указом о либерализации цен был принят еще один указ - о ценовой конкуренции в промышленности, который запрещал создание всевозможных союзов производителей, импортеров, оптовиков и розничных торговцев. В то же время предпринимателям запрещалось заключать какие-либо соглашения о минимальных ценах или рекомендуемых ценах на промышленные товары, потребительские товары и услуги. Жесткий контроль над ценами, существовавший во Франции в течение почти 30 лет, способствовал стабилизации экономики страны на этапе инфляционного развития экономики и низкой глобальной обстановки. Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры государственных органов регулирования цен.

До 1986 года в Министерстве планирования и финансов органы ценообразования были представлены независимым департаментом, который после 1986 года был преобразован в Департамент конкуренции и включал в качестве департаментов органы государственного регулирования ценовой конкуренции. В настоящее время во Франции насчитывается около 3 тысяч государственных регуляторов цен. Это сотрудники Отдела государственного регулирования цен и ценовой конкуренции Департамента конкуренции Министерства планирования и финансов Франции, отраслевых министерств и 100 департаментов (в крупных городах штат инспекторов составляет 10-2 человека).

Основной задачей государственных контролеров является контроль государственной ценовой дисциплины. Контролеры имеют право составлять акты о нарушении правил ценообразования с последующей передачей этих актов финансовому трибуналу, который выносит решение о санкциях против юридических лиц, связанных с нарушением ценового законодательства. 

Как видите, Франция имеет богатый и довольно успешный опыт государственного регулирования цен. 

Ценообразование в Японии 

Хотя Япония обычно проводит политику невмешательства государства в процесс ценообразования и действует обычный механизм ценообразования в зависимости от спроса и предложения, государство не полностью отказывается от влияния на цены.

В Японии действует Антимонопольный закон (1947 г.), который запрещает заключение соглашений о контроле цен между производителями и сбытовыми компаниями. В Японии особое внимание уделяется ценообразованию на сельскохозяйственную продукцию. Так, в Японии действуют законы о регулировании рынка продуктов питания, о стабилизации цен на продукцию животноводства. Без вмешательства правительства в ценообразование большинство хозяйств обанкротятся, стоимость которых намного выше, чем во многих развитых странах.

Примерно 20% потребительских цен регулируются административными методами, включая цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты. Кроме того, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, цены на воду, а также на образовательные и медицинские услуги подвержены тем же методам воздействия. Для установления или изменения тарифов, например, на электроэнергию, требуется разрешение министра.

Для поддержания цен на уровне, обеспечивающем рентабельность производства для национальных предприятий, Япония использует такие методы, как введение количественных ограничений на импорт (мясо, сахар, шелк-сырье), создание буферных запасов при снижении цен и продажа товаров из накопленных запасов. на период повышения цен. Рекомендованные цены устанавливаются государственными органами: на рис и пшеницу - парламентом по предложению премьер-министра; для мяса и молочных продуктов - министром сельского, лесного и рыбного хозяйства. 

Рекомендованные цены пересматриваются ежегодно в зависимости от затрат фермеров на продукты, а также колебаний мировых цен на них.

Через систему государственных предприятий в Японии цены на товары регулируются, прежде всего, в основных отраслях: угольная промышленность, атомная энергетика, черная металлургия, а также в сфере коммунальных услуг, транспорта и связи, сельского хозяйства, здравоохранения, и система образования. Почти половину законов можно охарактеризовать как вмешательство государства в процесс ценообразования. 

Бюро цен при Агентстве экономического планирования играет важную роль в сфере ценообразования. Бюро цен было создано в 1973 году, когда страна охватила необычайная инфляция, и важность поддержания стабильных цен стала очевидной. Основной задачей Бюро является обеспечение стабильности цен.

С этой целью он поддерживает спрос на требуемом уровне, проводит необходимую фискальную и финансовую политику, контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, обеспечивает стабильность поставок товаров первой необходимости и стимулирует импорт. Кроме того, Бюро цен публикует «Отчет о ценах» (анализ и анализ цен) каждую осень и предоставляет информацию о ценах потребителям по прямой ссылке. 

В последнее время цены в Японии стабилизировались. Но крайне важно поддерживать стабильность для устойчивого развития экономики и повышения уровня жизни населения. В 1993 году Япония приняла Закон № 121 о принятии чрезвычайных мер по поддержанию стабильности жизни населения, который с учетом изменений действует в настоящее время.

Закон устанавливает меры реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с регулированием цен на потребительские товары, которые имеют большое значение для жизни японских граждан и товаров, важных для экономики страны в целом, а также меры по регулированию спроса и предложения. В случае резкого скачка цен или предположения о том, что этот скачок произойдет, правительство своим постановлением может определить такие товары как товары, для которых необходимо поддерживать стабильные цены. Когда ситуация нормализуется, инструкции, применяемые в соответствии с кризисной ситуацией, должны быть отменены. 

Получив инструкции, министр, ответственный за разрешение таких ситуаций, обязан незамедлительно установить ценовые стандарты для определенного перечня товаров. Ценовой стандарт - это цены, установленные после учета перспектив спроса и предложения на товары из специального перечня, а также с учетом воздействия, которое окажет на жизнь населения и национальную экономику в целом.

Основой является сумма, полученная путем сложения затрат на стандартные операции и полученной в результате рациональной прибыли при установленных стандартных производственных затратах и ​​стандартных ценах на импорт и поставки. В случае значительных изменений в области нормативных затрат на производство товаров из специального перечня, а также изменений цен на импорт и запасы этих товаров или изменения спроса и предложения и других ситуаций, министр Ответственный за программу будет реформировать установленные ценовые стандарты, если это покажется ему действительно необходимым.

Если ответственный министр решит, что цены, по которым люди продают эти продукты, превышают специальные ценовые стандарты, то в отношении этих лиц он обязан распорядиться уплатить соответствующую сумму налога в казну. Сумма налога формируется путем умножения разницы в ценах, по которым была совершена продажа, и цены специального стандарта на общий объем товаров в сделках. Лица, получившие приказ от министра, обязаны платить налог в указанном размере.

Ответственный министр имеет право по постановлению правительства уменьшить сумму налога или полностью освободить от уплаты этого налога в различных случаях. Он также имеет право на взыскание долга в размере не только суммы самого долга, но и процентов по долгу: 14 - 15% годовых от налога, при этом проценты начисляются с первого дня после окончания официального срок оплаты до дня уплаты налога. 

Также могут быть изданы правительственные постановления, определяющие, что это потребительские товары, в производстве которых должна быть оказана помощь. Лица, занимающиеся производством этих товаров, составляют план производства этих товаров и обязаны представить этот план ответственному министру. При внесении изменений в план производители обязаны уведомить министра об изменениях.

Если ответственный министр сочтет необходимым принять меры в кризисной ситуации, он имеет право проинструктировать производителей о необходимости внести изменения в план производства этих продуктов. Если считается, что в такой ситуации необходимо принять меры для стимулирования импорта вышеупомянутых потребительских товаров, то может быть издано постановление правительства со списком тех потребительских товаров, импорт которых следует поощрять. 

Ответственный министр в целях удовлетворения спроса населения имеет право указывать на необходимость хранения товаров, определяя количество и срок их хранения.

В случае резкого скачка цен или опасений, что такой скачок произойдет, когда будет признано, что необходимость обуздать спрос на инвестиции в оборудование для обеспечения стабильности в обществе и обеспечения управления национальной экономикой, постановлением правительства может установить короткий период в 6 месяцев в качестве периода для необходимого ограничения инвестиций в оборудование. оборудование.

Лица, намеревающиеся построить здания в течение указанного периода, обязаны, согласно постановлению соответствующего министерства, составить план строительства и представить отчет с этим планом министру этого министерства, который имеет право давать указания относительно отсрочка выполнения всего плана строительства или его части, а также сокращение масштабов строительства, если он считает, что этот план не соответствует нормам, установленным постановлением правительства, при анализе различных аспектов этого объекта строительства: полезность для жизни населения, экономической жизнеспособности, срочности.

То же самое относится и к бизнесменам, которые собираются устанавливать оборудование.

Кроме того, в особо сложных случаях может быть установлено распределение или стандартизированный выпуск товаров, а также другие важные моменты, касающиеся использования, передачи или переуступки, ограничения передачи или запрета передачи прав на эти товары.

Лица, занимающиеся продажей этих товаров, в соответствии с постановлением ответственного министерства, готовят бухгалтерские книги, публикуют информацию об управлении и управлении финансами в сделках с этими товарами.

Ответственный министр имеет право требовать от лиц, участвующих в продаже этих товаров, представления отчета о состоянии самого бизнеса или его управления, а также требовать от этих лиц направлять сотрудников министерства на объекты управления, рабочие места. и другие производственные площадки и предоставляют их для контроля и документов или обязывают этих лиц отвечать на вопросы, представляющие интерес для министерства.

Необходимые временные меры, включая временные меры, предусматривающие наложение штрафов или штрафов, могут быть установлены в разумных пределах. Если представитель юридического или юридического лица, а также его сотрудники совершают нарушение, то в соответствии с постановлением о наложении штрафа и взыскании за совокупные преступления может быть вынесен указ о взыскании штрафа в отношении только лицам, совершившим этот акт, но также в отношении этих юридических лиц или лиц, представителем которых является правонарушитель. 

Лица, которые нарушают инструкции, основанные на правительственном постановлении, будут наказаны. Эти люди могут быть приговорены к лишению свободы на срок до 5 лет и исправительным работам или к штрафу до 3 миллионов иен. 

Таким образом, Япония также имеет очень успешную программу регулирования цен. Это достаточно гибко и действительно необходимо в экономически трудные времена. И должен сказать, что существует строгая юрисдикция в отношении нарушителей специального режима. 

Регулирование цен в США

Законодательная база американской экономики, сложившаяся еще в XVIII-XIX веках, до сих пор образует правовую основу государственного регулирования цен в Соединенных Штатах. Депрессии 1870-х и 1880-х годов были в немалой степени из-за действий трестов. В этот период трасты развивались в нефтедобывающей промышленности, производстве мясных консервов, сахара, свинца, виски и табачных изделий, на железных дорогах. Правительству необходимо было приложить усилия, чтобы законодательно ограничить власть монополий. Протест против монополий привел к принятию антимонопольного закона Шермана в 1890 году. Согласно этому закону 1890 года, любые ассоциации, как в форме траста, так и в других, или заговор с целью ограничения свободы торговли были запрещены.

Суть закона заключается в двух основных моментах:

  • Статья 1 гласит, что любое соглашение, объединение в форме траста или в любой другой форме, или тайный заговор, направленный на ограничение производства и торговли между несколькими государствами или иностранными государствами, объявляется незаконным; 
  • В пункте 2 - любое лицо, которое пытается объединиться или вступить в сговор с другими лицами для монополизации какой-либо части производства, будет признано виновным в совершении преступления.

В результате этого закона монопольные и торговые ограничения были криминализированы против федерального правительства. Министерству юстиции было предъявлено обвинение в возбуждении уголовных дел против таких объединений в федеральных судах, а гражданам было предоставлено право требовать трехкратной компенсации за ущерб, причиненный монополистами. Однако эти законы не применялись слишком усердно до 1900–1920 годов. Президент Теодор Рузвельт из Республиканской партии (1901–1909), Президент Вудро Вильсон из Демократической партии (1913–1921) и другие, которые разделяли взгляды прогрессивных Партия не пришла к власти. 

Именно в эти годы антимонопольное законодательство получило дальнейшее развитие.

В 1906 году был принят закон Хепберн против злоупотребления железнодорожными тарифами; Закон Клейтона (1914) - направлен на усиление и уточнение значения закона Шермана; содержал список бизнес-методов, запрещенных к использованию, например, принуждающих покупателей покупать ненужные товары в сочетании с необходимыми; Закон о Федеральной торговой комиссии (1914 г.) - В соответствии с этим законом была создана Федеральная торговая комиссия из пяти членов, на которую возложена ответственность за соблюдение антимонопольного законодательства, особенно Закона Клейтона.

Кроме того, были созданы многие современные регулирующие органы: Межгосударственная торговая комиссия, Управление по контролю за продуктами и лекарствами. [4, с.252]

В 1970-х гг. заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке, рост умеренной инфляции в галопе привели к необходимости изменения экономической стратегии страны. Первой и самой естественной реакцией государства была попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. В августе 1971 г. по инициативе администрации президента США Р. Никсона впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль цен. Хотя президент Никсон выступил против введения прямого контроля над ценами и заработной платой, сложная экономическая ситуация в стране и давление со стороны общественного мнения заставили его принять крайние меры. 

Этому способствовало следующее:

  • в нынешней экономической ситуации снижение уровня инфляции может привести к крайне болезненным последствиям, прежде всего к увеличению масштабов безработицы; 
  • доминирующее мнение заключалось в том, что инфляция может быть ограничена без сокращения занятости, если будет введен контроль над ценами.

Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики, президент США был вынужден заморозить цены и заработную плату. Следует отметить, что прямое регулирование цен способствовало определенной стабилизации экономики страны в кратчайшие сроки. К осени 1972 года темпы роста оптовых розничных цен в Америке замедлились, занятость несколько возросла, и ВНП начал быстро расти. Однако негативные последствия централизованного регулирования вскоре стали очевидными. Замораживание цен на заработную плату ограничивало межотраслевой «переполнение» капитала, замедляло инвестиционную политику, снижало уровень деловой активности и сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 года администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами. Попытки прямого регулирования цен были предприняты и в последующие годы. В первую очередь это повлияло на внутренние цены на энергоносители, которые, отражая рост импортных цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, выросли в 1974-1981 годах. высокими темпами, стимулируя раскручивание инфляционной спирали.

Замораживание внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к ряду негативных последствий для экономики. Отсутствие инвестиций в энергетический сектор, отсутствие интереса со стороны добывающих корпораций к разработке новых месторождений нефти и природного газа из-за контроля над уровнем цен привели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост в мире цены росли, увеличиваясь темпами, до 1981 года. Рейган, после своего избрания президентом в январе 1981 года, снял контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. 

В настоящее время упор делается на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного ценового регулирования, которые оказывают стабилизирующее влияние на ценовые движения. К ним относятся ограничительная денежно-кредитная политика, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков, сокращение дефицита бюджета, федеральные закупки товаров и услуг и налоговая политика. Эти направления государственной политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке и, таким образом, определяют основные пропорции обмена и уровня цен. 

Прямое государственное регулирование цен применялось только в сильно монополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антимонопольного регулирования. В некоторых штатах администрация получила право устанавливать тарифы на электроэнергию, междугородние автомобильные и железнодорожные перевозки.

Правительство США оказывает определенное влияние на цены через стандарты, экономические требования, налоги. Налоговая система напрямую влияет на уровень и динамику цен. Динамика цен и уровень инфляции напрямую зависят от размера налогов. Таким образом, в США, как и в европейских странах, цены на товары и налоги взаимосвязаны, когда налог снижается, цена на сумму налога пропорционально уменьшается (чего нельзя сказать о России). 

Правительство также контролирует процентные ставки по кредитам, которые влияют на издержки производства и цены. 

В целом, до 10% цен регулируются штатом США. Методы государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию заслуживают особого внимания. Система регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию в Соединенных Штатах была введена в 1933 году с принятием Закона о сельскохозяйственном регулировании. В Соединенных Штатах регулируются цены продажи и поддержки штатов для пшеницы, кукурузы, риса, сои, хлопка и молока. 

В соответствии с федеральными сельскохозяйственными программами, фермеры, выращивающие зерно, получают кредиты от Министерства сельского хозяйства США для финансирования производства. Они могут продавать собранный урожай по рыночным ценам и погашать ссуды частью выручки. Если рыночные цены падают ниже базовых ценовых уровней, установленных Конгрессом, фермер может продавать урожай правительству по контрольным ценам, оплачивая кредит и получая доходы.

Цены на молочные продукты регулируются таким же образом. Конгресс определяет справедливый уровень справочных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены будут выпущены ниже этого уровня, то государство скупает продукты питания и использует их (для бесплатных обедов для школьников; помощи для бедных; продовольственной помощи для слаборазвитых стран, а также для продажи другим государствам). Закон о сельском хозяйстве, принятый в Соединенных Штатах в 1985 году, изменил американскую сельскохозяйственную политику. В соответствии с этим законом ставки залогового обеспечения, определяющие объем кредитов, предоставляемых фермерам, были значительно снижены. Для пшеницы и крупного зерна ставки по ипотечным кредитам составляли порядка 75-85% от средней рыночной цены за предыдущие пять лет.

Правительство США стремится поддерживать баланс между ценами на сельскохозяйственную продукцию и товары, приобретаемые фермерами. 

В целом, антимонопольные ведомства Министерства юстиции США и Федеральная торговая комиссия осуществляют контроль над ценами в Соединенных Штатах.  

Таким образом, даже в такой действительно либеральной стране, как США, они не пренебрегают и успешно используют государственный контроль над ценами.

Заключение 

В этой работе, как нам кажется, нам удалось обосновать необходимость государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики. Это связано с несколькими факторами, включая регулирование монопольных цен, обеспечение функционирования нерыночного сектора (здравоохранение, оборона), обеспечение развития различных дорогостоящих инновационных проектов, а также успешное развитие государства. принадлежащие предприятия. В то же время государство может как напрямую влиять на цены посредством регулирования его составных частей или, например, фиксирования цен, так и косвенно - такими экономическими инструментами, как регулирование доходов, субсидии, налоговая и денежно-кредитная политика. Развитая страна не без использования как прямых, так и косвенных мер.

Как показывает пример отдельных стран, государственное регулирование цен меняется в зависимости от состояния экономики. Он усиливается в кризисных ситуациях - в периоды ускорения инфляции, растущего дефицита определенных продуктов и необходимости быстрой экономической перестройки - и ослабевает по мере выхода страны из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной рыночной экономикой цены менее регулируются, чем в странах с несбалансированной и нестабильной экономикой. По мере стабилизации экономики масштабы государственного регулирования сокращаются, и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию. Как только на рынке создаются условия для конкуренции, государственное регулирование цен часто отменяется.

Во всех развитых странах, в той или иной степени, государственное регулирование цен было и продолжает применяться. Практика, как мы видим, самая богатая, российские парламентарии и чиновники уже давно смогли извлечь из нее необходимую массу законодательной мудрости с точки зрения ценообразования и контроля над этим процессом. В конце концов, совершенно очевидно, что российский капитализм по своей анархической природе нуждается в государственном регулировании. Иначе в России не будет никакого капитализма, но наступит его крах. 

В целом следует отметить, что государственный контроль над ценами осуществляется в сфере государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов. В области свободных цен контролируется законность их применения и соблюдение требований антимонопольного законодательства.