Государственное регулирование рынков труда

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 04.09.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Основные направления развития русской экономической мысли
История развития менеджмента  
Особенности поведения потребителей на российском рынке страховых услуг 
Достоинства и недостатки рыночной системы  


Введение:

Актуальность темы курсовой работы «Рынок труда и ее государственное регулирование» во многом обусловлена ​​современными реалиями, происходящими в российской экономике. В связи с кризисом в экономике с 2014 года, вызванным внутренними экономическими и геополитическими факторами, рынок труда в России претерпевает болезненные преобразования. Но экономический рост государства зависит от эффективности использования трудовых ресурсов.

Рынок труда является важнейшим элементом народнохозяйственного рынка, что делает важным изучение основных закономерностей его формирования и функционирования. Именно в его рамках осуществляются процессы купли-продажи важнейшего фактора производства - труда. Рынок труда предопределяет степень эффективности использования труда наемных работников, которые поставляют основную часть рабочей силы на производство.

Сфера труда и занятости является важнейшим элементом народнохозяйственного механизма, который охватывает подавляющее большинство экономически активного населения, именно в его рамках осуществляется использование трудового потенциала общества. В зависимости от того, насколько слаженно протекают процессы формирования занятости, общество может реализовать основные резервы экономического роста.

Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой и сравнительно небольшой опыт нашей страны показывают, что необходимость государственного регулирования рынка труда проявляется более остро по сравнению с рынками других видов ресурсов. Современный рынок труда является той областью рыночной экономики, в которой наиболее четко прослеживаются так называемые «рыночные сбои», приводящие к дисбалансам в экономике и необходимости государственного регулирования.

Проблемные вопросы рынка труда и его государственного регулирования в настоящее время являются предметом научных исследований ученых. Основы исследования рынка труда заложены в фундаментальных работах А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Кейнса, К. Маркса, А. Маршалла, В. Ойкена, А. Пигу, М. Фридмана, Ф. Хайека. Сделанные ими выводы в этой области являются важными теоретическими принципами, способствующими пониманию практических проблем государственного регулирования рынка труда. Эта проблема также получила значительное развитие в работах У. Бека, Р. Бойера, Р. Гордона, М. Кастельс, Дж. Корнаи, М. Пьоре, Дж. Сакса, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, Дж. Стандинга, Х. Ландерт, Р. Лейард, О. Тоффлер, Р. Эренберг и другие.

Статьи отечественных авторов о российском рынке труда часто противоречивы, что требует дальнейших исследований по этому вопросу. История и причины ее возникновения, современное состояние, экономические и социальные последствия регулирования рынка труда в российской экономике в той или иной степени рассматриваются в их трудах С. Дятлова, Л. Бабича, А. Кашепова, В. Куликов, Т. Четвернина, С. Белозерова, А. Котляр. Проблемы государственного регулирования рынка труда в региональном аспекте анализируются в работах Н. Чернина, С. Смирнова, Н. Мухетдинова. 

Объектом исследования в курсовой работе являются социально-экономические процессы, характерные для современного рынка труда. В частности, по отношению к российскому рынку труда.

Предметом исследования являются принципы, методы и инструменты, направленные на оптимизацию взаимодействия государства и рыночных механизмов регулирования занятости. 

Методологической основой работы являются фундаментальные положения экономики труда. 

Целью курсовой работы является изучение проблемных вопросов рынка труда и его государственного регулирования. 

Для реализации поставленной цели требовалось постановка ряда задач: 

  1.  Изучение теоретических и практических аспектов рынка труда. 
  2.  Рассмотрение проблем государственного регулирования занятости. 

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 

Характеристика рынка труда

Основные понятия функционирования рынка труда 

В экономической теории рынок труда - это рынок, на котором реализуется только один из других ресурсов. Существует четыре основных концептуальных подхода к анализу функционирования современного рынка труда. 

Неоклассический подход.

Первая концепция основана на постулатах классической политической экономии. В основном его придерживался неоклассицизм (П. Самуэльсон, М. Фельдштейн, Р. Холл), а в 80-х гг. его также поддержали сторонники концепции экономики предложения (Д. Гилдер, А. Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции считают, что рынок труда, как и все другие рынки, функционирует на основе ценового равновесия, то есть основным регулятором рынка является цена - в данном случае труд (заработная плата).

По их мнению, именно с помощью заработной платы регулируется спрос и предложение рабочей силы и поддерживается их баланс. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) являются аналогами инвестиций в машины и оборудование, которые осуществляются до тех пор, пока норма прибыли на эти инвестиции не уменьшится. Из неоклассической концепции следует, что цена труда является гибкой при реагировании на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, и безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие. 

Равновесная ставка заработной платы и равновесный уровень занятости для данного типа труда определяются на пересечении кривых спроса и предложения на рабочую силу (в точке C).

Экономисты-неоклассики обосновали вывод о том, что полная занятость будет нормой для капитализма. Стоит отметить, что они объясняют это тем, что в соответствии с классической теорией совокупное предложение в экономике определяет уровень реального выпуска при полной занятости, а совокупный спрос определяет уровень цен. За исключением вышесказанного, согласно неоклассическим взглядам, в рыночной экономике существует эластичность в соотношении цен и заработной платы. Даже в случае временного сокращения общих расходов оно будет компенсировано снижением цен и заработной платы, и в результате реальный объем производства, занятость и реальные доходы не уменьшатся.

Поскольку нет серьезных оснований говорить об изменениях заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения, а тем более об отсутствии безработицы, сторонники этой концепции ссылаются на некоторые недостатки рынка, которые приводят к несогласованности их теории с жизнью. К ним относятся влияние профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации.

Они также выдвинули тезис о якобы добровольном характере безработицы. Более того, если безработица такого рода, то почему она колеблется в зависимости от фазы экономического цикла? Также выдвигается тезис о «поиске» работы как о феномене, который вызывает нестабильность рынка. Суть его заключается в том, что сотрудники очень разборчивы и стремятся к самой прибыльной работе. В то же время, в данном случае не понятно, почему таких работников иногда 4-5%, а потом все 15%? Но главный вопрос, на который сторонники неоклассического подхода не могут ответить, заключается в том, почему все наемные работники, если их предложение превышает спрос, не предлагают свой труд по более низкой цене? 

Кейнсианский подход.

Кейнсианцы и монетаристы придерживаются другого подхода к объяснению функционирования рынка труда. В отличие от неоклассиков, они рассматривают рынок труда как феномен постоянного и фундаментального дисбаланса. Именно Дж. Кейнс будет основателем современной теории занятости. Основным выводом из этой теории является то, что при капитализме нет механизма, гарантирующего полную занятость. Причины безработицы в значительной степени обусловлены отсутствием полной синхронизации при принятии основных экономических решений, в частности решений о сбережениях и инвестициях. Помимо вышесказанного, кейнсианцы ставят под сомнение эластичность цен на заработную плату.

В то же время как цены на продукцию, так и заработная плата устойчивы к снижению из-за наличия ряда факторов, например, влияния профсоюзов, монополий, законодательства о минимальной заработной плате.

Из-за неэластичности цен и заработной платы в направлении вниз кривая совокупного предложения является горизонтальной (Sc2). Поэтому снижение производства не повлияет на цену. При достижении уровня полной занятости (уровня потенциального производства) - точка C - кривая совокупного предложения занимает вертикальное положение (Sc1).

Поскольку цена (заработная плата), согласно этой концепции, не будет регулятором рынка, она (регулятор) должна вводиться извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может устранить этот дисбаланс. Таким образом, за счет снижения налогов государство стимулирует рост спроса и потребления. Это, в свою очередь, приводит к увеличению производства и занятости. Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу, что спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на рабочую силу, а совокупным спросом, другими словами, объемом производства. 

Монетаристская модель.

Как и сторонники кейнсианского подхода, представители монетаристской школы (прежде всего М. Фридман) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу и, более того, из предпосылки их однонаправленного, восходящего движения.

По словам представителей этой школы, для рынка труда негативными факторами, которые усиливают дисбаланс рынка, станут установление государством минимального уровня заработной платы, сильная позиция профсоюзов, отсутствие всей необходимой информации о наличии вакансий и резерв рабочей силы. Следует сказать, что для сбалансирования рынка монетаристы предлагают использовать инструменты денежно-кредитной политики. В частности, речь идет о необходимости использования таких рычагов, как учетная ставка центрального банка, размер обязательных резервов коммерческих банков на счетах центрального банка, что позволит, в частности, стимулировать инвестиции и деловая активность и тем самым увеличить занятость в стране.

По мнению монетаристов, денежно-кредитная политика в конечном итоге должна быть направлена ​​на достижение естественного уровня безработицы, отражающего структурные диспропорции на рынке труда и не связанные с циклическими условиями в экономике. 

Институционалисты на рынке труда. 

Еще один общепринятый теоретический подход к механизму функционирования рынка труда представлен школой институционалистов (Дж. Данлоп, Л. Уллман и др.). Стоит отметить, что основное внимание уделяется анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровнях заработной платы. Здесь есть отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить природу рынка особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных демографических групп.

Марксизм об особенностях рынка труда. 

В марксистской экономической теории рынок труда определяется как рынок особого вида. Он отличается от других рынков разницей между товарным «трудом» и физическим капиталом. Если рабочая сила создает стоимость в процессе труда, то все другие виды ресурсов передаются исключительно новой стоимости самим трудом. 

Это принципиально отличает труд от всех других ресурсов, обеспечивает его ключевое значение в общественном производстве. Исключая вышесказанное, марксисты считают, что рынок труда, хотя и подчиняется общим рыночным законам, имеет существенные особенности, поскольку сам труд как субъективный фактор производства, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения.

Ни один из вышеперечисленных подходов не дает полного и адекватного понимания механизма функционирования рынка труда, хотя и отражает некоторые его элементы. 

Спрос и предложение как основные составляющие рынка труда

Рынок труда представляет собой сложную систему отношений относительно обмена индивидуальными способностями к труду на фонд прожиточного минимума (заработной платы), необходимый для воспроизводства труда. Будучи важнейшей частью в системе факторов производства, условий экономической жизни общества, рынок труда выполняет многоплановые функции: рынок труда определяет размер заработной платы, ее форму, условия занятости работников, их занятость и структуру. , динамика безработицы, мобильность рабочей силы, возможность повышения квалификации работников. Существуют две основные социально-экономические цели рынка труда: распределение дохода в виде заработной платы, заработная плата как стимул и как вознаграждение за труд и распределение человеческих ресурсов на альтернативные виды занятости.

Говоря о рынке труда, стоит его сначала определить. Итак, рынок труда представляет собой систему определенных социально-экономических отношений между двумя сторонами. Одна сторона - трудоспособный владелец рабочей силы, который нуждается в работе, а другая - юридическое или физическое лицо, которое имеет потребность в рабочей силе для осуществления производственных процессов, предоставления услуг и других видов деятельности.

Структуру современного рынка труда нельзя назвать однородной. На самом деле на данный момент существует две формы рынка - «скрытый» и «открытый». 

«Скрытая» часть состоит из тех работников, которые имеют статус занятых, но из-за работы по контракту или соглашению они рискуют потерять работу в будущем. «Открытый» рынок - это те люди, которые нуждаются в трудоустройстве, и, кроме того, в некоторых случаях проходят переподготовку или повышение квалификации. Существующие вакансии и ученичество в государственном и частном секторах также подпадают под эту категорию.

«Открытый» рынок, в свою очередь, состоит из формально и неофициально организованных частей, большая часть которых является неофициальной. Чиновник включает рабочую силу, вакансии, которые зарегистрированы в службах занятости, а также ученичество. Неофициальная часть является результатом прямых контактов между работодателями и потенциальными работниками, а также контактов с участием различных посредников, которые являются негосударственными структурами. 

Развитию современного рынка труда в России во многом препятствует несоответствие его важнейших элементов - цены труда, уровня потребления населения - стоимости труда. Это, в свою очередь, приводит к значительной деформации наиболее важных компонентов рынка труда - таких экономических понятий, как спрос и предложение.

Как спрос и предложение проявляются на российском рынке труда? Что касается первого показателя - спроса, который отражает емкость рынка труда, становится очевидным, что постепенно состояние нестабильности, которое было двадцать-тридцать лет назад, все больше и больше сменяется состоянием определенности. Другими словами, спрос на рабочую силу имеет тенденцию к росту. Такой вывод можно сделать на основании данных о количестве доступных вакансий. Значительная доля вакансий сегодня, так или иначе, связана с физическим трудом.

Разумеется, развитие новых рыночных структур провоцирует рост спроса на работников в сферах деятельности, не связанных с физическим трудом - страховых агентов, работников налоговых служб, юристов и нотариусов, банковских служащих. Точное количество вакансий в этой области назвать невозможно, так как занятость не всегда осуществляется через федеральные службы занятости. В то же время показатели спроса на научных работников снижаются. Кстати, мужчины-работники пользуются гораздо большим спросом, чем женщины. 

Предложение, в отличие от спроса, наоборот, растет - такие выводы можно сделать по количеству зарегистрированных безработных. Основываясь на них, можно судить, что эта тенденция будет расти, и что все больше и больше людей будут проявлять интерес к трудоустройству.

Особенности рынка труда в России 

В настоящее время в России наблюдается довольно высокий уровень безработицы. Экономическая практика показывает, что достижение полной занятости и повышение экономической эффективности общественного производства в современных условиях невозможно. Это можно объяснить тем, что основным фактором экономического роста является научно-техническая революция, которая одновременно является фактором повышения уровня безработицы. 

Следующая проблема - невозможность точно оценить уровень безработицы и рассчитать количество безработных в стране. Общее количество безработных, классифицированных в соответствии с критериями МОТ, было более чем в 4,4 раза выше, чем число безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости.

Следует отметить, что в последнее время наблюдается рост безработицы среди выпускников высших учебных заведений. Несомненно, сегодня молодые специалисты являются важной составляющей рынка труда, но даже здесь есть ряд причин, препятствующих их трудоустройству, например, необходимый стаж работы от 1 до 3 лет; низкая заработная плата и отсутствие социальных гарантий. По данным Росстата, в сентябре 2015 года 31,6% россиян в возрасте от 15 до 24 лет были среди безработных городских жителей. Для 20-24 лет этот показатель составляет 13,5%, а к 25-29 годам он падает до 4,6%.

Экономическая и технологическая конкурентоспособность России в мировом масштабе во многом зависит от качества рабочей силы, и, следовательно, определяется подходами к организации рынка труда, которые призваны обеспечить его эффективность, в частности, оптимальную мобильность. рабочих и быстрого удовлетворения спроса и предложения обеих сторон рыночных отношений? Подвижность рабочей силы предполагает гибкость рабочей силы для своевременного реагирования на меняющиеся экономические условия?

Но уровень этого показателя, присущего российскому рынку, нельзя назвать удовлетворительным. Одной из причин является отсутствие широкого спектра возможностей для повышения профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также государственных программ, стимулирующих работодателей к предоставлению таких возможностей. В краткосрочной перспективе несовершенство механизмов российской кадровой политики приводит к ухудшению положения работников, занимающих устаревшие и мало востребованные рабочие места. Значительная часть населения может потерять свою конкурентоспособность на рынке труда, но при этом не сможет пройти переподготовку.

Низкий уровень пособий по безработице является отличительной чертой рынка труда в России. Российское правительство решило ускорить процесс мотивации и не увеличивать уровень пособий, несмотря на высокую инфляцию и снижение реальных доходов, что не позволит безработным «сидеть на пособиях» и не искать новую работу. 

В России наблюдается большой поток беженцев и иммигрантов, которые едут в страну, чтобы получить работу, тем самым отнимая у местного населения вакантные места. Основную часть трудовых мигрантов составляют граждане стран СНГ. Они не говорят по-русски на должном уровне, в основном не имеют профессии и образования, поэтому не могут способствовать развитию экономики.

Также в России наблюдается высокий уровень «утечки мозгов» за рубежом. Эта концепция означает процесс массовой эмиграции, при котором ученые, специалисты и квалифицированные рабочие покидают страну. Уход интеллектуальной элиты, ученых, талантливых специалистов и квалифицированных рабочих влечет за собой большие экономические потери для страны. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, основными причинами этого являются: низкая заработная плата; низкий престиж статуса ученого в России; научный и материальный успех многих ученых, покинувших Россию, за рубежом; неудовлетворительная материально-техническая и инструментальная база; бюрократия.

Исходя из всех перечисленных недостатков рынка труда, можно сделать вывод, что на современном этапе России необходимо разработать и реализовать эффективный комплекс мер по рациональному использованию трудовых ресурсов, а также эффективному социальному обеспечению населения, улучшая качество жизни людей и устраняя все существенные недостатки. Кроме того, основная деятельность государственного аппарата в этой области направлена ​​на достижение баланса в социально-экономических условиях уровня занятости населения, смягчение последствий безработицы, а также соответствие профессиональной структуры занятым профессиям. в этом. 

Государственное регулирование рынка труда 

Цели и направления государственного регулирования рынка труда

Целью государственного регулирования рынка труда является достижение определенного уровня занятости населения, определяемого рациональными социально-экономическими условиями труда, а также соответствие профессионального направления потенциальных работников профессиональной структуре труда. Регулирование рынка направлено на смягчение последствий безработицы в стране. 

Мера, которая может быть применена государством для всего вышеперечисленного - это создание новых рабочих мест, в частности, этому способствовало бы развитие малого бизнеса. Таким образом, увеличение спроса на рабочую силу может быть достигнуто. 

Чтобы изменить ситуацию на рынке труда, необходимо прибегнуть к его регулированию, действующему на отдельных компонентах. Рынок труда может регулироваться несколькими способами.

Первым направлением регулирования рынка труда является принятие законов о минимальной заработной плате работников, благодаря которым будет определяться нижний предел. Это также законы о коллективных договорах, пособиях для безработных и инвалидов и о пенсиях. 

Второе направление - решение вопроса установления минимально допустимых условий труда.

В частности, такие факторы, как: 

  • ограничение продолжительности рабочего дня; 
  • принятие законов против дискриминации по любым признакам; 
  • участие работников предприятия в его управлении, в частности создание советов трудовых коллективов, в состав которых войдут те работники, которые обладают авторитетом, в том числе; 
  • принятие законов, ограничивающих право работодателя увольнять работников;
  • принятие законов о передаче обязательств, которые обеспечили бы работникам существующий уровень заработной платы в случае передачи предприятия другому владельцу; 
  • принятие законов об охране труда и технике безопасности. 

Государственное регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия на социально-экономические процессы, сложную систему мер и мер, охватывающую в их взаимодействии не только сферу занятости, но и практически все элементы экономической системы общества. (формирование спроса на труд и его предложение, помощь безработным гражданам).

В современных условиях социально-экономического развития необходимость государственного регулирования рынка труда не вызывает сомнений. Государственное регулирование рынка труда должно быть направлено на достижение рационального уровня занятости в конкретных социально-экономических условиях, максимально полное соответствие профессиональной структуры занятых с профессиональной структурой занятых рабочих мест и смягчение последствий безработицы. Правительственными мерами, влияющими на размер и структуру спроса на рабочую силу, является создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на существующих рабочих местах.

Следует особо подчеркнуть, что принимаемые государством меры, влияющие на рынок труда, должны отвечать интересам как работников, так и предпринимателей. В системе мер государственного регулирования рынка труда можно выделить следующие: меры по регулированию спроса на рабочую силу; меры по регулированию предложения труда; меры по обеспечению социальных гарантий занятости. Основываясь на принципе преемственности стратегической цели, государственная политика в области регулирования рынка направлена ​​на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения. 

Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:

  • содействие в реализации прав граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду и достойному труду в свободно выбранном виде деятельности и профессии; 
  • обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы; обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, а также недопущение нарушений прав работников, в том числе дискриминации в сфере труда; 
  • помощь в обеспечении работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами обеспечивается за счет повышения эффективности рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий граждан Российской Федерации. 

Государственное осуществление регулирования рынка труда в современной России 

Государство является основным регулятором рынка труда, поэтому его деятельность должна быть направлена ​​на предотвращение возникновения проблем на рынке труда и смягчение текущей напряженной ситуации.

Различаются активные и пассивные направления государственной политики в сфере занятости. Принимая во внимание тот факт, что размер пособий по безработице в России крайне мал и вынуждает безработных самостоятельно искать работу или проходить курсы для изменения квалификации, можно сделать вывод, что для обеспечения занятости проводится активная государственная политика. Суть пассивной политики заключается в том, что повышенные пособия по безработице выплачиваются, а людям, которые ищут работу, предоставляются другие меры материальной помощи. В России создана прочная правовая база по регулированию труда и занятости.

Таким образом, основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и бесплатную занятость закреплены в «Законе о занятости населения Российской Федерации», среди которых: развитие трудовых ресурсов, повышение мобильности населения, защита национального рынка труда; обеспечение равных возможностей для всех граждан независимо от пола, национальности, социального положения, возраста, политических убеждений и отношения к религии при осуществлении права на добровольную работу и свободный выбор работы; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках правопорядка, содействие развитию их способностей к продуктивной, творческой работе; реализация мер по содействию трудоустройству граждан, испытывающих трудности с поиском работы; поощрение работодателей, которые продолжают существовать и создают новые рабочие места; предотвращение массовой и сокращение длительной безработицы; координация деятельности государственных органов, профсоюзов и других представительных органов работников и работодателей при разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; объединение усилий участников рынка труда и координация их действий при реализации мер по содействию занятости населения; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории страны и иностранных граждан на территории России, а также соблюдение международных трудовых норм. 

Указанные направления государственной политики в основном разработаны в других нормативных правовых актах, таких как федеральные и региональные программы по содействию занятости населения, а также в коллективных договорах с участием органов государственной власти.

В 2012 году Минтруда подготовило долгосрочную государственную программу «Содействие занятости населения» на 2013–2020 годы, состоящую из трех подпрограмм. В этой программе описаны основные направления государственной политики в сфере занятости и регулирования рынка. 

Можно выделить приоритетные задачи государственной политики в области реализации программ: 

  • Повышение гибкости и эффективности рынка труда; 
  • Предотвращение роста напряженности путем минимизации уровня безработицы; 
  • Развитие институтов, рост занятости и эффективности использования труда (в том числе за счет увеличения территориальной мобильности трудовых ресурсов); 
  • Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;
  • Создание условий труда, позволяющих сохранить работоспособность работающего населения на протяжении всей профессиональной карьеры; 
  • Обеспечение сохранения здоровья работников путем улучшения условий их труда; 
  • Создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298).

Подпрограмма «Активная политика занятости и социальная поддержка безработных граждан» в первую очередь направлена ​​на поддержание социальной стабильности в обществе и содействие трудоустройству граждан, испытывающих трудности с поиском новой работы. В основном это инвалиды, родители детей-инвалидов, многодетные родители, люди пенсионного и предпенсионного возраста. В рамках этой программы планируется ежегодно оборудовать более 14 тысяч специальных рабочих мест для инвалидов. Также первая подпрограмма включает разработку мер по разработке оптимального механизма выплаты пособий по безработице и развитие государственной службы занятости как эффективного посредника между работодателями и гражданами в поисках работы.

Вторая подпрограмма «Внешняя трудовая миграция» направлена ​​на привлечение квалифицированной рабочей силы посредством внешней трудовой миграции, обеспечения роста миграции и сокращения числа иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации. В настоящее время подготовлен законопроект, целью которого является совершенствование механизма определения потребности Российской Федерации в иностранных работниках.

Третья подпрограмма содержит мероприятия, направленные на обеспечение разработки самих инструментов регулирования рынка труда, разработку национальной системы квалификаций и профессиональных стандартов, повышение минимальной заработной платы и повышение заработной платы. В качестве отдельных пунктов подпрограммы выделены следующие задачи: развитие профессиональной мобильности населения; улучшение условий труда работников и снижение общего количества нарушений трудовых прав граждан.

В России существенным фактором, влияющим на современный рынок труда, является низкий уровень внутренней мобильности населения. Поэтому правительство разрабатывает меры по поддержке мобильности рабочей силы, например, расширяет доступ к информации о вакансиях по всей стране и программы по содействию расселению в регионах с низкой плотностью населения и нехваткой персонала.

В отдаленных регионах Российской Федерации, прежде всего в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, должны быть разработаны региональные программы, направленные на реализацию инвестиционных проектов и с учетом потребности в работниках. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации о социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года планируется разработка новых мер стимулирования для Сибири и Дальнего Востока, которые испытывают отток населения а также в приграничных районах, в особых экономических зонах и в регионах, где развиваются крупные инвестиционные проекты или инновационные кластеры. В целях создания более привлекательных условий для переезда гражданам выдаются компенсационные и другие выплаты.

Говоря о мотивации и стимулировании населения к труду, не следует упускать из виду государственную программу, которая называется «2020»: программа по созданию и модернизации высокоэффективных рабочих мест в стране до 2020 года. Президент Российской Федерации В.В. Путин При этом говорится, что в краткосрочной перспективе к 2020 году необходимо создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. В то же время президент отметил, что у страны есть ресурсы для решения этой амбициозной и сложной задачи, государство может помочь гражданам «найти хорошую и интересную работу». В Указе Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» Правительство может определить следующие задачи: создание и модернизация 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году и повышение производительности труда к 2018 году к 1. В 5 раз по сравнению с уровнем 2011 года. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

Следует отметить, что в современных условиях необходимость государственного регулирования рынка труда не вызывает сомнений, поэтому для прогрессивного социально-экономического развития России и ее регионов исполнительная власть, прежде всего на местном уровне, должна преследовать более активная политика в этой области. 

Заключение 

Для современного этапа развития общества актуально изучение современного состояния рынка труда и рассмотрение основных направлений государственной политики в области его регулирования. 

Перед нами стоит важная задача - выявить основные проблемы российского рынка труда и изучить государственную политику, направленную на сглаживание и устранение этих недостатков.

В экономике существует несколько основных концепций функционирования рынка труда. 

Лидером среди них будет неоклассический, монетаристский, кейнсианский, институциональный и марксистский подходы. Обратите внимание, что каждое из понятий, взятых отдельно, не дает полной и адекватной картины функционирования рынка труда, хотя оно демонстрирует его отдельные элементы. 

Рынок труда, в целом подчиняющийся законам спроса и предложения, является особым видом рынка, который имеет ряд существенных отличий от других товарных рынков. 

Здесь регуляторами станут не только макро- и микроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера.

В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы, можно проследить две основные тенденции: резкое сокращение числа занятых в сельском хозяйстве и значительное увеличение их в сфере услуг. В профессиональной структуре рабочей силы преобладающей категорией стали работники преимущественно умственного труда, так называемые белые воротнички. Численность работников физического труда уменьшается как абсолютно, так и относительно. 

Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы: 

  1. программы стимулирования роста занятости и увеличения количества рабочих мест в государственном секторе; 
  2. программы подготовки и переподготовки кадров; 
  3. программы по содействию найму рабочей силы; 
  4. программы социального страхования на случай безработицы.

Для решения конкретных проблем занятости в условиях современной России срочно необходимы долгосрочные целевые программы, направленные на повышение мобильности рабочей силы, формирование качественных сдвигов на рынке труда за счет автоматизации и компьютеризации производительных сил, повышения эффективности материального производства, интенсивное развитие отраслей с высокой долей добавленной стоимости. Прежде всего, машиностроение и электронная промышленность, повышение практической значимости образования и его качества, фундаментальная и прикладная наука.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что преодоление негативных тенденций на рынке труда связано не только с увеличением объемов производства, но и с глубокими преобразованиями в экономике, более эффективным использованием труда. 

Следовательно, в ближайшем будущем необходимо быть готовым реагировать на рост мобильности рабочей силы, изменения в потребностях предприятий с точки зрения количества и качества работников, а также на поиск дополнительных средств для переподготовки и повышения квалификации работников. 

В будущем механизм формирования и регулирования рынка труда должен постоянно совершенствоваться в сочетании с системой других макроэкономических показателей в связи с новыми рыночными условиями, реструктуризацией и модернизацией российской экономики.

Дальнейшее улучшение рынка труда заключается в комплексности мер по усилению социальных гарантий для работников: созданию целевых программ для создания высокотехнологичных рабочих мест, включая стандарты для социального пакета, социальной защиты, финансирования переселения и доступности жилья; программы рационального распределения трудовых потоков.