Государственное регулирование рынков товаров и услуг

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 13.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Точка безубыточности   
Электронные деньги: возможности и угрозы применения 
Спрос и предложение. Механизм установления рыночного равновесия 
Проблемы устойчивого развития экономики РФ 


Введение:

Государственное регулирование экономики в рыночной экономике представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и надзорного характера, осуществляемых компетентными государственными учреждениями и общественными организациями с целью стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В России по мере развития рыночной экономики возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть автоматически решены на основе частной собственности. Необходимы значительные инвестиции, незначительные или невыгодные с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальном масштабе; Отраслевые и общеэкономические кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, усиление конкуренции на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Денежное обращение является постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов. Основным направлением регулирования денежного обращения является борьба с инфляцией, которая представляет серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения косвенно влияет на другие объекты - условия накопления, цены, общественные отношения. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночной экономикой государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, потоки капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торговую и договорную политику и участие в международной экономической интеграции.

Одним из основных объектов государственного регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия инвестирования, стабильность национальной валюты, социальную атмосферу. Государственные регулирующие органы стремятся влиять на другие объекты государственного регулирования экономики, например, чтобы заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и реализации их результатов, в экспорте товаров, капитала и накопленных знаний и опыта. Законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защиты и охраны окружающей среды изучаются и совершенствуются.

Объектом курсовой работы является государственный аппарат как регулирующий орган экономики в рыночной экономике. Предметом исследования является ценовая политика государства, один из рычагов государственного регулирования. Целью работы является показать важность ценовой политики в системе государственного регулирования экономики в условиях рыночной экономики. План работы определяет соответствующие задачи.

 

Цели, задачи и функции цены

 

Все коммерческие и многие некоммерческие организации сталкиваются с задачей установления цен на свои товары и услуги. В рыночных условиях ценообразование является очень сложным процессом, на который влияют многие факторы и, конечно, оно основано не только на маркетинговых рекомендациях. Но выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и существующие продукты и услуги для увеличения продаж, оборота, увеличения производства и укрепления рыночной позиции предприятия является маркетинговой функцией.

Цены и ценовая политика являются одним из основных компонентов маркетинговой деятельности, роль которой все больше возрастает. Цены тесно связаны с другими переменными маркетинга и производительности. Достигнутые коммерческие результаты во многом зависят от цен, а правильная или неправильная ценовая политика оказывает долгосрочное (положительное или отрицательное) влияние на всю деятельность компании.

Суть политики целенаправленного ценообразования в маркетинге заключается в том, чтобы устанавливать такие цены на продукты компании и варьировать их в зависимости от рыночной позиции, чтобы завладеть определенной долей, обеспечить целевой объем прибыли и решить другие стратегические и операционные задачи. При определении общей ценовой политики индивидуальные решения (соотношение цен на товары в пределах ассортимента, использование специальных скидок и изменений цен, соотношение их цен к ценам конкурентов, метод ценообразования на новые товары) связываются в интегрированная система.

Установление единой цены для всех покупателей - относительно новая идея. Исторически, цены устанавливались покупателями и продавцами путем переговоров друг с другом. Продавцы обычно просили цену выше, чем они ожидали получить, а покупатели ниже, чем они ожидали заплатить. В итоге они договорились о взаимоприемлемой цене. Единые цены получили широкое распространение только в конце 19 века. с ростом крупных ритейлеров, которые рекламировали «строгие фиксированные цены», потому что они предлагали широкий ассортимент товаров и нанимали большое количество сотрудников.

Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор потребителя. Это все еще верно в бедных странах среди бедных групп населения в отношении таких товаров, как потребительские товары. Однако в последние десятилетия ценовые факторы, такие как стимулирование сбыта и распределение товаров и услуг среди покупателей, стали относительно более сильными в выборе потребителей. Фирмы по-разному подходят к ценообразованию. В небольших фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством.

В крупных компаниях вопросы ценообразования обычно решаются менеджерами отделов и менеджерами продуктовой линейки. Но и здесь высшее руководство определяет общие ориентиры и цели ценовой политики и часто утверждает цены, предложенные лидерами нижних эшелонов. В отраслях, где решающую роль играют факторы ценообразования (авиакосмическая отрасль, железные дороги, нефтяные компании), фирмы часто создают отделы ценообразования, которые либо сами устанавливают цены, либо помогают другим отделам делать это. Среди тех, чье влияние также влияет на ценовую политику, менеджеры по продажам, менеджеры по производству, финансовые менеджеры, бухгалтеры.

Цена является денежным выражением стоимости продукта. Вариацией цены является тариф - цена за предоставленные услуги и выполненные работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичность спроса на рынке на данную продукцию; способность рынка реагировать на изменения в выпуске этих продуктов предприятием; меры государственного регулирования ценообразования; уровень цен на аналогичную продукцию конкурирующих предприятий и т. д. В качестве правовой категории цена является обязательным условием ряда соглашений, основой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабжения и маркетинга, торговых наценок, а также имеет ряд других значений.

Можно выделить следующие виды цен. В зависимости от роли государства цены могут быть свободными и регулируемыми. Под свободной или рыночной ценой понимается цена, которая развивается на товарном рынке без влияния правительства на него.

Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара в зависимости от спроса и предложения и, как правило, включает в себя два элемента: стоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации. В целях оказания помощи организациям в формировании свободных цен в письме Министерства экономики Российской Федерации от 6 декабря 2004 года утверждены Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на товары, товары и услуги. Этот акт носит рекомендательный характер и может применяться всеми субъектами хозяйствования независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.

Правила формирования свободных цен изложены в данном законе в отношении цен трех типов:

  • свободная оптовая и отпускная цена производителя или цены другого поставщика (закупочная цена);
  • цены на товары, товары, услуги, продаваемые через сбытовую и другие посреднические организации;
  • розничные цены на товары, товары, услуги, реализуемые (оказываемые) населению.

Регулируемая цена - цена товара, которая формируется на товарном рынке под влиянием правительства на него путем применения экономических и (или) директивных мер.

Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организации предопределяется основными целями ее коммерческой политики. Этими целями могут быть максимизация темпов роста, прибыли или продаж. Выбранные цели определяют ценовую политику и стратегию организации. Ценовая политика - это общие принципы, которых организация намерена придерживаться при установлении цен на свои товары или услуги. Ценовая стратегия - это набор методов, с помощью которых эти принципы могут быть реализованы на практике. Существует два альтернативных подхода к свободному ценообразованию: подход, основанный на затратах, который принимает фактические затраты организации на производство и продажу товаров в качестве отправной точки для формирования цены; основанный на стоимости подход, который включает установление цен таким образом, чтобы обеспечить организации большую прибыль за счет достижения благоприятного соотношения стоимости товаров и понесенных затрат.

Ценовая политика организации может быть пассивной или активной. Пассивное ценообразование предполагает установление цен строго на основе затрат или только под влиянием ценовых решений конкурентов. Проактивное ценообразование - установление цен в рамках политики управления продажами для достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних производственных затрат и целевого показателя прибыльности организации.

Различают контролируемые и неконтролируемые цены. Это разделение тесно связано с предыдущим. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Что касается свободных цен, то контроль над их применением может осуществляться в отношении специальных предметов или для конкретных целей. Например, законодательство предусматривает контроль за формированием и применением свободных цен экономическими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Установление монопольно высоких или монопольно низких цен такими предприятиями рассматривается как монополистическая деятельность, направленная на предотвращение, ограничение или устранение конкуренции. Цены на свободном рынке также контролируются для целей налогообложения.

 

Цена и вопросы ценообразования – правовые аспекты

 

Правовые основы - современного, рыночного государственного регулиро­вания цен были заложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. «О ме­рах по либерализации цен». В настоящее время они определяются следу­ющими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 2004 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства. РФ от 7 марта 2004 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен».

В эти акты неод­нократно вносились изменения и дополнения. Данными актами определе­на государственная ценовая политика. Эта политика направлена на дальней­шую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных за­купках и на ряд социально значимых товаров и услуг. Регулируемые госу­дарственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ. На­пример, Постановлением Правительства Москвы от 27 октября 2004 г. № 893 утверждена «Концепция ценовой политики на территории г. Москвы».

Перечни товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию

В целях реализации проводимой политики Правительством Российской Федерации утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. В настоя­щее время Правительством РФ утверждено три перечня:

  1. Перечень продукции, товаров, услуг, на которые государственное ре­гулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы Исполнительной власти. Сюда включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магист­ральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой, и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.
  2. Перечень продукции, товаров, услуг, на которые государственное ре­гулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации. Это газ, реализуемый на­селению; оплата населением жилья и коммунальных услуг; ритуальные услуги; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия ме­дицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами об­щественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригород­ном сообщении и др.
  3. Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной влас­ти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирова­ние тарифов и надбавок. В этот перечень попали, например, перевозки пас­сажиров и багажа на местных авиалиниях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания.

Правовое регулирование цен на отдельные виды товаров и услуг

Государственное регулирование цен на включенные в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федераль­ный закон от 14 апреля 2004 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», Постановление Правительст­ва РФ от 4 февраля 1997 г. № 121 «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию» и ряд других актов.

Цены на лекарственные средства ре­гулируются Федеральным законом от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах», Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2004 г. № 347 «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства», которым утвержден Порядок государственной регистрации отпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок к отпуск­ным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в пере­чень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Правовая основа ответственности в сфере ценообразования

Вопросы применения санкций и ответственности субъектов хозяйствования за нарушения в области цен регулируются Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2004 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». и «Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной ценовой дисциплины», утвержденный письмом Государственного комитета по центрам Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы России. Федерация от 1 декабря 2004 года. Субъекты Российской Федерации приняли свои законодательные и подзаконные акты. В г. Москве принят Закон города Москвы от 26 февраля 1997 г. № 3 «О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественных монополий» (далее - Закон ), утвержденный постановлением Правительства Москвы от 26 августа 1997 г. «Положение о порядке применения экономических санкций за нарушение порядка применения цен и тарифов и условий их ограничения».

Закон содержит перечень правонарушений, ответственность за которые установлена ​​в ценовой зоне. К таким преступлениям относятся, в частности:

  • завышение (занижение) установленных или регулируемых цен (тарифов);
  • переоценка установленных надбавок (наценок), начисление непредвиденных наценок (наценок), непредставление или представление уменьшенной суммы установленных скидок;
  • завышение цен и тарифов на товары и услуги, включенные в городской, отраслевой и территориальный заказы, оплачиваемые из городского бюджета и внебюджетных фондов, а также из других источников;
  • злоупотребление средствами, включая налоговые льготы, налоговые кредиты и заемные средства, предоставленные для обеспечения заданного уровня регулируемых цен и тарифов;
  • переоценка цен и тарифов на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков потребительские свойства не были достигнуты, принята, когда был согласован их уровень (если есть заключение органов по стандартизации);
  • включение организациями, чьи цены на продукцию, товары и услуги регулируются государством, в себестоимость продукции, товаров и услуг отчислений, не предусмотренных действующим законодательством.

Приведенный в законе перечень нарушений порядка применения цен и тарифов не является исчерпывающим.

К субъектам хозяйствования, совершившим несоблюдение установленных цен (тарифов), применяются:

  1. финансовая санкция в виде взыскания средств, необоснованно полученных или сэкономленных за счет средств другого лица в бюджет. Размер финансовой санкции определяется как разница между ценой (тарифом), фактически применяемой субъектом хозяйствования, и ценой (тарифом), сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, с точки зрения объема продукции (товаров, услуг) продано.
  2. штраф в размере финансовой санкции, а в случае повторного нарушения - в два раза. Подобное нарушение ценовой дисциплины, совершенное одним и тем же лицом в течение года после применения экономических санкций за первое нарушение, признается повторным. Субъекты хозяйствования, которые самостоятельно выявили нарушение, в случае невозможности пересчета вносят в бюджет только финансовую санкцию. В этом случае штраф не взимается.

Для осуществления контроля за установлением и применением регулируемых цен создаются специальные органы. Например, Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и региональные энергетические комиссии осуществляют контроль над ценами на электроэнергию и тепло. Органы ценообразования и контроля цен в субъектах появляются под разными названиями. Таким образом, в Москве действует Государственная ценовая инспекция г. Москвы. Органы контроля над ценами имеют право свободно проверять субъекты хозяйствования на предмет их соответствия порядку применения цен и отдавать приказы во время или после проверки для устранения нарушений.

 

Государственное регулирование рынков товаров и услуг

 

Выявленные ценовые нарушения оформляются актами, которые подписываются должностными лицами ревизионного органа, другими участниками аудита, а также руководителем и главным бухгалтером предприятия. Одновременно с составлением акта против ответственного должностного лица предприятия, виновного в нарушении ценовой дисциплины, составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом административных правонарушений РСФСР (ст. 146 «Нарушение государственной ценовой дисциплины») и ст. 224 "Органы государственной ценовой инспекции ").

Эти акты направляются в Государственную ценовую инспекцию для принятия решений. Финансовые санкции и сумма штрафов поступают в бюджет бесспорным образом. На основании решения о применении экономических санкций составляется инкассовое поручение, которое направляется в банк, обслуживающий организацию. Перечисление сумм, полученных в результате нарушения ценовой дисциплины, осуществляется в следующем порядке: 50 процентов - в федеральный бюджет Российской Федерации; 50 процентов - в бюджет субъекта федерации. Ответственность за нарушение государственной ценовой дисциплины осуществляет организация за счет прибыли, оставшейся в ее распоряжении.

 

Принципы определения цены для целей налогообложения

 

Порядок определения рыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложен в п. 3-11 ст. 40 НК РФ. Не останавливаясь на нем подробно, приведу лишь общий алгоритм, которым следует руководствоваться при определении рыночной цены.

Если на соответствующем рынке (п. 5 ст. 40 НК РФ) товаров (работ, услуг) имеют место сделки с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами), то рыночная цена определяется на основании информации о рыночных ценах на эти товары (работы, услуги). При этом должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевые котировки.

В этой связи необходимо обратить внимание на Письмо УМНС РФ по г. Москве от 25 апреля 2003 г. N 03-08/16182. В этом Письме со ссылкой на Разъяснение МНС РФ от 3 февраля 2003 г. N 02-1-16/16 дается перечень источников информации, которые могут быть использованы при определении рыночной цены товара (работы, услуги) в соответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ. К таким источникам информации относятся:

  • официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к местонахождению (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже - информация о биржевых котировках, состоявшихся сделках на этой другой бирже или информация о международных биржевых котировках, а также котировки Минфина РФ по государственным ценным бумагам и обязательствам;
  • информация государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование;
  • информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации.

Кроме того, оценка рыночной цены на продукцию может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке. При этом следует учитывать, что ст. 5 Федерального закона N 135-ФЗ к объектам оценки отнесены не только материальные объекты (продукция, товары), но и работы, услуги, информация.

Если на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) отсутствуют сделки по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) либо определение рыночной цены невозможно ввиду отсутствия или недоступности информационных источников для определения рыночной цены, то для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации.
При невозможности использования метода цены последующей реализации используется затратный метод.

При применении методов цены последующей реализации и затратного метода (оба метода подробно описаны в п. 10 ст. 40 НК РФ) обычный размер прибыли для конкретной сферы деятельности может быть исчислен по данным государственных органов статистики и органов ценообразования на основе уровня рентабельности, сложившегося по аналогичным товарам (работам, услугам). При отсутствии указанной информации используется среднеотраслевая рентабельность по товарам либо группам товаров.

Налогоплательщики очень часто задают вопросы относительно необходимости пересчета налогов исходя из уровня рыночных цен в различных хозяйственных ситуациях.

В этой связи следует подчеркнуть, что для целей налогообложения в общем случае принимается фактическая цена реализации товаров (работ, услуг), независимо от того, как эта цена соотносится с уровнем рыночных цен. Пересчет налогов исходя из рыночных цен на аналогичные товары (работы, услуги) может производиться только в случаях, специально указанных в п. 2 ст. 40 НК РФ.

Кроме того, следует принимать во внимание и тот факт, что даже в отношении тех сделок, которые перечислены в п. 2 ст. 40 НК РФ, Кодекс совсем не обязывает налоговые органы производить доначисление налогов и пени исходя из уровня рыночных цен. Речь идет лишь о праве налоговых органов производить такое доначисление. Поэтому на практике вопрос о доначислении налогов решается налоговыми органами в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условий совершения сделок. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ даже в тех случаях, которые подпадают под контроль налоговых органов, доначисление налогов и пени исходя из рыночных цен может осуществляться только, если фактические цены на товары (работы, услуги), примененные сторонами сделки, отклоняются от рыночных цен более чем на 20%. Если же отклонение фактической цены сделки от рыночной цены составляет менее 20%, то никакого доначисления налогов и пени не производится.

Таким образом, при принятии решения о том, какую цену товаров (работ, услуг) принять для целей налогообложения (фактическая цена сделки или рыночная цена), налогоплательщики должны исходить из двух факторов.

Во-первых, необходимо определить, подпадает ли завершенная сделка под контроль налоговых органов. Если сделка не попадает под такой контроль, то компании не нужно пересчитывать налоги исходя из уровня рыночных цен. В целях налогообложения в этом случае принимается фактическая цена продажи товаров (работ, услуг) независимо от того, насколько она соответствует уровню рыночных цен.

Если сделка попадает в категорию транзакций, контролируемых налоговыми органами, то налогоплательщику необходимо оценить вероятность того, что налоговые органы воспользуются своим правом и будут применять дополнительные налоги и штрафы в зависимости от уровня рыночных цен. Если вероятность такого развития событий достаточно высока, то, по нашему мнению, для налогоплательщика имеет смысл самостоятельно оценивать и уплачивать налоги исходя из уровня рыночных цен, что позволит ему сэкономить на сумме штрафов.

С другой стороны, следует отметить, что Налоговый кодекс Российской Федерации не обязывает налогоплательщиков самостоятельно оценивать дополнительные налоги исходя из уровня рыночных цен. Следовательно, если налогоплательщик, осуществивший операцию, подлежащую контролю со стороны налоговых органов, не пересчитал налоги самостоятельно по рыночным ценам, то налоговые органы при принятии решения о дополнительной налоговой оценке не смогут применять к нему какие-либо штрафы. Единственным «наказанием» для налогоплательщика в этом случае будут штрафы на сумму налогов, дополнительно начисленных налоговыми органами.

На практике бухгалтеры чаще всего задают себе вопрос о необходимости использовать рыночную цену для целей налогообложения при проведении операций по продаже товаров (работ, услуг) работникам предприятия. Это объясняется тем, что предприятия, как правило, продают товары (работы, услуги) своим работникам по специальным ценам, которые существенно отличаются от рыночных.

В связи с этим следует отметить, что операции между предприятием и его работниками сами по себе не включены в перечень операций, подлежащих контролю со стороны налоговых органов. Следовательно, в отношении таких сделок контроль применяемых цен налоговыми органами возможен только при соблюдении одного из двух условий:

  • если при продаже товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие допускает колебание цен на аналогичные (однородные) товары (работы, услуги) на 20%;
  • если компания и ее сотрудники признаны в суде взаимозависимыми лицами.

Если при продаже товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие в течение короткого промежутка времени допускает 20-процентное отклонение от применяемого им уровня цен на идентичные (аналогичные) товары (работы, услуги), то в соответствии с к югу. 4 стр. 2 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы автоматически получают право контролировать правильность применяемых предприятием цен.

В соответствии со ст. 20 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие и его работники могут быть признаны взаимозависимыми лицами только в судебном порядке. Это означает, что при отсутствии колебания цен на проданные товары (работы, услуги) на 20% контроль цен, применяемых предприятием при продаже товаров (работ, услуг) своим работникам, возможен только в том случае, если по налоговому иску По полномочиям суд признает предприятие и его работников взаимозависимыми лицами. Более того, такое решение должно приниматься судом в отношении каждой отдельной сделки между предприятием и работниками.

На сегодняшний день нам не известны случаи обращения налоговых органов в суд с исками о признании предприятия и его работника взаимозависимыми лицами. Поэтому в отсутствие сложившейся арбитражной практики сегодня очень трудно предугадать, какую позицию по этому вопросу может занять суд. Однако, учитывая тот факт, что бремя доказывания наличия взаимозависимости лежит на налоговых органах (причем доказательства должны быть представлены по каждому работнику и по каждой отдельной сделке), можно предположить, что налоговые органы будут обращаться с исками в суд и настаивать на контроле цен в отношении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия только в тех ситуациях, когда пересчет цен приведет к доначислению значительной суммы налогов и пени.
Таким образом, вопрос о применении рыночной цены при налогообложении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия должен решаться в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условий совершения сделки.

Порядок отражения в учете сумм доначисленных в результате пересчета цен налогов в нормативных документах не установлен. По нашему мнению, при доначислении НДС исходя из уровня рыночных цен дополнительно начисленная сумма налога должна уплачиваться налогоплательщиком за счет собственных средств, поскольку фактически эта сумма представляет собой налог, недополученный налогоплательщиком от покупателя в связи с занижением цены сделки по сравнению с рыночной ценой.

Если доначисление налогов по какой-либо сделке осуществляется налогоплательщиком по собственной инициативе, то помимо отражения дополнительно начисленной суммы НДС в учете налогоплательщику необходимо:

  • выписать счет-фактуру на сумму разницы между рыночной ценой и фактической ценой реализации товаров (работ, услуг) с указанием суммы доначисленного налога и отразить этот счет-фактуру в книге продаж. Счет-фактура в этом случае выписывается в одном экземпляре по аналогии с порядком, изложенным в Письме ГНС РФ от 23 мая 1997 г. N ПВ-6-03/393 "О счетах-фактурах";
  • отразить результаты пересчета в налоговой декларации по НДС, составляемой за тот отчетный период, в котором был совершен оборот по реализации товаров (работ, услуг). При заполнении декларации по НДС показатель выручки (строка 1 Декларации по НДС) следует указывать с учетом произведенной для целей налогообложения корректировки.

 

Формы и методы государственного воздействия на цены

 

Рассмотрим механизм государственного регулирования на примере ценовой политики. Вопреки распространенному среди многих мнению, что ценообразование происходит спонтанно в странах с рыночной экономикой, на самом деле цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства.

Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовиков и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают интересы всех и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и парламентах, в правительстве и на переговорах с социальными партнерами, на международных встречах.

Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, национальной конкурентоспособности на мировых рынках; и смягчение социальной напряженности. Влияние государственной экономической политики на другие регулируемые объекты, в свою очередь, отражается в процессах ценообразования. Конкретные действия в области цен могут иметь краткосрочные или даже чрезвычайные цели, которые могут не совпадать с другими целями в данный момент, но в итоге они всегда служат общей цели государственного регулирования - оптимизации ставок и пропорций экономическое развитие и стабилизация социальной системы.

Классическая политическая экономия рассматривала цены, которые свободно появляются на рынке, как основной элемент механизма поддержания баланса между спросом и предложением. Однако в действительности никогда не было идеальной всеобщей и полной свободы ценообразования. Весь вопрос заключается в степени и формах ограничения свободной игры цен. Даже если мы игнорируем возможность сговора между производителями и продавцами, влияние государства на цены можно проследить на протяжении всей истории капитализма. Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажи продуктов питания из государственных резервов в неурожайные годы, таможенной политики и косвенного налогообложения в значительной степени.

Влияние на внутренние цены - это далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен за последние 100 - 150 лет. Первая мировая война, за которой последовали депрессия и кризис, послужила поворотным пунктом в истории государственного регулирования цен. Х. Мюллер писал в этой связи, что политические и экономические потрясения в государстве и обществе привели к осознанию того, что в интересах лучшего функционирования экономики, более равномерного распределения и избежания опасности революционных потрясений было бы целесообразно для государства взять на себя ответственность за регулирование экономического процесса и поддержание справедливых цен.

Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса посредством внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, дающие правительству право влиять на цены вплоть до их замораживания, а меры правительства по влиянию на цены стали неотъемлемой частью государственного регулирования экономики.

Меры правительства по регулированию цен могут быть законодательными, административными и судебными. Принятые парламентами законы создают правовую основу для отношений между субъектами хозяйствования, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов составляет ценовое право, которое является неотъемлемой частью гражданского права. На основании этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен.

В случае нарушения закона виновные могут быть привлечены к ответственности. Законопроекты по ценам, а также по другим экономическим вопросам представляются в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством, непосредственно меры по регулированию цен осуществляются министерствами экономики, финансов и центрального банка. В нескольких странах есть министерства торговли и сельского хозяйства. Они также влияют на ценообразование. Во многих странах в конце 1960-х и 1970-х годах были созданы межведомственные ценовые советы; у них есть надзорные и консультативные функции.

В каждой стране при правительстве или его отдельных органах существуют комитеты экспертов, в состав которых входят известные эксперты и советы, в которых заседают представители профсоюзов, крестьянских союзов, купцов, предпринимателей и представители государственных органов, комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и высказывать свое мнение о ценовых счетах. Рассмотрим государственное регулирование цен в исторической и логической последовательности.

Надзор за ценами является основной формой государственной деятельности в этой области. Дело не только в том, что с него началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами является основой для всех действий правительства в этой области. Центральные статистические управления отвечают за мониторинг цен. Независимые исследования ценовых движений часто проводят исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по поручениям от руководства партий и международных организаций.

Основной целью мониторинга цен государственными органами и социальными партнерами является изменение роста прожиточного минимума для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для определения влияния повышения цен на производственные и национальные издержки. конкурентоспособность. Государство может влиять на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя ставку дисконтирования, изменяя налоги, выпуская деньги и т. д. По сути, все государственные регулирующие акции оказывают косвенное влияние на цены, независимо от того, что цель они служат.

Вмешательство государства в процесс ценообразования осуществляется путем завышения производственных затрат, санкционированных государственными органами, путем включения завышенных списаний амортизации и отчислений в другие фонды в себестоимость. В результате во всех отраслях возникает ситуация, когда «затраты поддерживают цену», т.е. в результате объявленных правительством выгод предполагаемые (а не фактические) производственные затраты настолько высоки на всех предприятиях в стране. Для отрасли рост цен становится само собой разумеющимся, и поскольку выгоды распространяются на всю отрасль, внутриотраслевая конкуренция в благоприятных рыночных условиях не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямое вмешательство государства в процесс ценообразования - это государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Государственные субсидии оказывают непосредственное влияние на ценообразование. Один из видов таких субсидий - ценовые субсидии - предусматривает снижение цен посредством специальных дополнительных платежей производителю или потребителю. Прямое влияние на цены и ценовое лидерство имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военной промышленности, в ряде подотраслей строительства.

Государственные органы, являясь постоянными покупателями или покупателями определенных видов товаров и услуг от частных фирм, устанавливают «конкретные цены» по соглашению с партнерами, которые затем становятся базовыми ценами для отрасли. Налог на добавленную стоимость является эффективным средством регулирования цен.

Производители включают этот налог в цену товаров или услуг, и дифференцированные изменения в ставках этого налога напрямую влияют на цены. Особое направление государственной экономической политики - влияние государства на цены внешней торговли.

Государственное стимулирование экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах - экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов оказывают существенное влияние на ценовую конкуренцию на мировом рынке.

Установление цен на полезные ископаемые, добываемые на государственных рудниках, электроэнергию от государственных электростанций и железнодорожные, почтовые и телеграфные тарифы, являются примером установления цен на товары и услуги государственного сектора. Эти искусственно низкие цены и тарифы помогают снизить производственные затраты в частном секторе и повысить национальную конкурентоспособность из-за искусственно сниженной доходности или дефицита этих объектов государственной собственности.

Фиксирование цен или установление лимитов на их увеличение в негосударственном секторе является типичным средством административно-экономического регулирования. Он редко используется и, как правило, в рыночной экономике неэффективен в долгосрочной и даже среднесрочной перспективе. Чаще всего он используется в исключительных случаях как средство ослабления социальной напряженности.

Контроль за ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами. Примерами являются установление цен на уголь и черные металлы Европейским сообществом угля и стали, ежегодная установка закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию в Европейском союзе (ЕС), участие стран в международных конференциях, организации для определенных видов товаров, тарифы на авиаперевозки.

 

Понятие и виды монопольных цен

 

Под монопольной ценой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от своего возможного уровня на конкурентном рынке, развивающемся под влиянием спроса и предложения, устанавливаемого хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, для реализации своего экономического интересы через злоупотребление монопольной властью.

Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие и монопольно низкие. Высокая монополия - это цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, для компенсации необоснованных затрат, вызванных недостаточным использованием производственных мощностей и (или) для получения дополнительной прибыли в результате уменьшения качество товара.

Монопольная низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, с целью получения дополнительной прибыли и (или) компенсации за необоснованные расходы за счет продавца, либо цена товара, намеренно установленная хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, который приносит убытки от продажи этого товара.

В отношении хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке в качестве продавца или покупателя, если установлены монопольно высокие (низкие) цены, применяются санкции и штрафы в соответствии с антимонопольным законодательством.

 

Заключение

 

Одним из основных объектов государственного регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия для инвестиций, стабильность национальной валюты и социальную атмосферу.

На основании вышеизложенного следует отметить, что:

  • -фирмы по-разному подходят к проблемам ценообразования. В небольших фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях вопросы ценообразования обычно решаются менеджерами отделов и менеджерами продуктовой линейки;
  • цена является денежным выражением стоимости товара;
  • цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организации предопределяется основными целями ее коммерческой политики;
  • в соответствии со статьей 71 (пункт «г») Конституции Российской Федерации принципы ценовой политики подчиняются исключительной юрисдикции Федерации;
  • публичная система ценообразования охватывает как государственное, так и муниципальное управление. Оба типа государственного регулирования цен должны осуществляться в единых формах, соответствующих экономическому единству Федерации;
  • порядок определения рыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложен в пунктах 3-11 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации;
  • воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям рыночной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и ослаблению социальной напряженности. Влияние государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах ценообразования;
  • меры правительства по регулированию цен могут быть законодательными, административными и судебными;
  • прямым вмешательством государства в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Прямое влияние на цены и ценовое лидерство имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военной промышленности, в ряде строительных подсекторов;
  • особым направлением государственной экономической политики является влияние государства на цены внешней торговли.