Государственное регулирование рынка труда: модели регулирования в различных странах

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 12.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Бюджетная система рыночной экономики 
Инфляция и система инфляционных мер в России
Национальная экономика и мировое хозяйство
Виды ренты и земельного налога


Введение:

Переход к рыночной экономике вызвал радикальную трансформацию всего комплекса производственных отношений, включая трудовые отношения, и новое понимание экономических теорий, взглядов с точки зрения мирового социально-экономического развития. В частности, это касается определения «рынка труда», его сущности и комплекса мер по регулированию труда. Поэтому эта тема сегодня очень актуальна. 

Составляя наряду с другими типами рынков (рынок сырья, рынок капитала и др.) Органическую часть рыночного механизма, рынок труда выполняет в этой системе функцию объединения факторов производства и поддержания их баланса.

Современные условия для развития рынка труда требуют активного вмешательства государства, поскольку в условиях обострения противоречий мировой экономики, мировых финансовых кризисов становится необходимым создание факторов, обеспечивающих эффективное развитие. Процесс регулирования рынка труда является неотъемлемой частью одновременно сложной подсистемы рыночной экономики. 

Таким образом, формирование рынка труда, способного быстро и гибко реагировать на динамику экономического развития, является одним из важных условий создания современного эффективного рыночного механизма, поскольку рынок труда призван сыграть решающую роль в преодолении Неэффективная система занятости в стране, отсталость и стагнация ее отраслевых, территориальных и профессиональных структур, в адаптации всего комплекса процессов занятости и трудовых отношений к условиям рыночной экономики, а также в развитии человеческого капитала. Государственное регулирование рынка труда играет решающую роль в достижении этих целей. 

Методы и задачи государственного регулирования рынка труда

Рынок труда представляет собой совокупность экономических отношений относительно покупки и продажи определенного продукта рабочей силы; рынок, на котором происходит обмен трудовыми услугами на заработную плату. 

Методы государственного регулирования рынка труда представляют собой методы воздействия государства на рынок труда. Существует два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и состоит в организации общественных работ, стимулировании создания новых рабочих мест, разработке системы производственного обучения и переподготовки, стимулировании или, наоборот, сдерживании развития производства в определенных регионах, регулировании продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международная миграция трудовых ресурсов, организация сезонной работы. Косвенное влияние на рынок труда заключается в изменении управления в сторону стимулирования или замедления экономических процессов. К ним относятся налоговая, денежно-кредитная политика, государственные закупки, политика в области амортизации основных средств, стимулирование научных исследований, опытно-конструкторские разработки, бюджетные субсидии для ряда отраслей. Если прямое влияние в основном влияет на предложение рабочей силы, то косвенное влияние на спрос. 

В целях регулирования занятости и безработицы государство может применять целый ряд методов, в частности, экономические, административные, социально-психологические.

Экономические методы означают определенную политику достижения полной занятости посредством займов, субсидий, льгот и субсидий работодателям; регулирование уровня и конкретных ставок процентов и подоходного налога; государственные закупки как производительного, так и непроизводственного характера; укрепление государственного сектора в экономике и т. д. Административные методы включают в себя: снижение пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемый отпуск, либерализацию или ограничение миграции и эмиграции рабочей силы, регулирование определенных вопросов занятости определенных категорий. населения, законодательные акты государства, регулирующие учебный процесс и образование, занятость представителей определенных групп населения, направленные против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин.

Социально-психологические методы состоят в обосновании и объяснении политики полной занятости, достижении оптимального сочетания интересов работодателей и работников, привлечении работников к процессам управления на разных уровнях, объяснении и объяснении объективной потребности в рыночной экономике в системе социальное партнерство. 

Методы регулирования формируют два основных типа государственной политики на рынке труда активную и пассивную. Пассивная политика сводится к регистрации ищущих работу, определению размера пособий по безработице и разработке неденежных форм поддержки безработных и их семей. Меры государственной пассивной политики на рынке труда способствуют развитию зависимых настроений среди безработных, поэтому это можно решить путем широкого использования активных политических мер. Активная политика включает профессиональное обучение и переподготовку безработных, систему поддержки малого бизнеса и самозанятости, внедрение программ общественных работ и профессиональные консультации. Активная государственная политика в области регулирования ресурсного потенциала направлена ​​на повышение конкурентоспособности каждого человека как профессионала. Введение активных мер политики снимает напряженность в обществе, снижает расходы государственного бюджета и способствует перестройке экономики. 

Государственное регулирование рынка труда следует рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщенном виде иерархия процессов может быть представлена ​​в виде трех уровней: макроуровень, региональный уровень и микроуровень. На макроуровне высшие законодательные и исполнительные органы призваны решать следующие основные задачи: согласование финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политики с системой целей регулирования рынка труда. Это основной блок национального регулирования.

Этот блок включает вопросы принятия решений по государственным заказам и закупкам продукции, в первую очередь оборонной, инфраструктурной (авиационный, морской и другие виды транспорта, связи и т. д.), природоохранных и социальных целей, государственных инвестиционных программ, субсидий, субвенций, кредитов и налоговые льготы для поддержки и развития производства (и систем занятости) в приоритетных отраслях. 

согласование социальной, демографической, миграционной политики с целями и приоритетами регулирования рынка труда. Задачи этого блока включают в себя минимизацию оттока квалифицированного персонала за границу (утечка мозгов), ограничение нежелательных и незаконных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и внутренне перемещенных лиц и регулирование доходов, которые рассматриваются в этом контексте как цена труда, политика занятости и социальная поддержка безработных.

На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в целом должно осуществляться в том же направлении. Субъектами регулирования в регионах являются законодательная и исполнительная власти соответственно. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на региональном уровне уже, чем на национальном. 

На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовые, налоговые стимулы для поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей).

Государственное регулирование рынка труда в современной России

Занятость является не только экономической категорией, но и важнейшей социальной характеристикой развития страны (положение человека в обществе, возможность его самореализации, получение средств к существованию и в целом является основой стабильности социальное развитие). В связи с серьезным снижением темпов экономического роста в период экономического кризиса занятость значительных контингентов работников находится под угрозой. В такой ситуации прогнозы развития рынка труда и возникающие здесь риски являются важнейшей частью государственного управления и переходят из категории социально-экономической в ​​категорию социально-политической.

Сохранение занятости в качестве основы социальной стабильности рассматривается властями в качестве первоочередной задачи. Наиболее важные вопросы: насколько объективным является обеспечение стабильности занятости или для России наиболее важно реструктурировать экономику, что невозможно представить без значительного перераспределения рабочей силы между отраслями и секторами экономики и роста экономики. структурная безработица? Можно ли использовать опыт регулирования рынка труда, накопленный за годы реформ? Каков потенциал адаптации российского рынка труда к условиям экономического кризиса с точки зрения решения экономических проблем и обеспечения социальной стабильности? 

Государственное регулирование рынка труда: модели регулирования в различных странах

В связи с особенностями развития российского рынка труда в первый и последующие годы рыночных реформ (отсутствие массовых увольнений и спонтанное перераспределение труда между секторами экономики и сферами деятельности) основные усилия государства были сосредоточены главным образом на содействии занятости наименее конкурентоспособных претендентов на рабочие места.  В условиях экономического кризиса эта доля сократилась до четверти, при этом увеличилась абсолютная численность безработных) и инвалидов. В этих условиях для содействия занятости были приняты следующие основные меры: квоты на работу; субсидии и налоговые льготы для работодателей, обеспечивающих рабочие места и обучение для инвалидов, молодежи и увольняемых работников; организация общественных работ, временная (сезонная) занятость. 

Ведущая роль в новых экономических условиях должна быть отведена отраслям, работающим над улучшением качественных характеристик занятого населения, образования, здравоохранения, социальных услуг, а также науки и научных услуг, которые обеспечивают инновационный характер экономического роста. Очевидно, что реализация этих проектов потребует поддержания высокого уровня государственного спроса, особенно в первую очередь. 

Реализация этих мер также потребует изменений в политике в области заработной платы, тарифов, налогов, политики амортизации. Несомненно, меры по защите внутреннего рынка также допустимы, что, однако, не должно способствовать сохранению неэффективного производства. Многие из этих действий были объявлены правительством, некоторые были приняты и реализуются, но они явно несистематические. 

Изменения в политике заработной платы (особенно когда реструктуризация экономики должна проводиться в сжатые сроки) является фактором, который может ускорить или замедлить эти преобразования. В этом смысле тарифная политика становится одним из элементов политики занятости. 

Теория и экономическая практика доказали, что возможность использования «дешевой» рабочей силы никогда не будет стимулом для работодателя внедрять инновационные технологии и всегда будет фактором поддержания низкой производительности труда. Возможность стимулирования экономического роста путем повышения уровня заработной платы (и, следовательно, потребительского спроса) также была подтверждена практикой макроэкономического регулирования в развитых странах. Но простое повышение заработной платы не изменит автоматически экономику. Вероятно, было бы правильно использовать ситуацию кризиса для выравнивания заработной платы по видам экономической деятельности, для стимулирования потока рабочей силы в правильном направлении, в том числе посредством механизмов оплаты труда. 

Некоторые положительные тенденции в этой области уже проявились. Так, по данным Росстата, с января 2009 года наибольшее снижение темпов роста заработной платы наблюдается в тех отраслях, в которых ситуация была явно «перегрета» в 2000-2009 годах, в финансах, добыче и переработке полезных ископаемых. Разрыв в уровнях заработной платы между «государственными служащими» и реальным сектором экономики несколько уменьшился, что связано с довольно интенсивным ростом заработной платы в государственном секторе в последние годы. Тем не менее указанные положительные тенденции все еще слишком слабы, чтобы коренным образом изменить ситуацию на рынке труда. 

Федеральная государственная служба занятости (ФГСЗ) функционирует в России. Это структура специальных государственных органов, призванная координировать и решать вопросы занятости населения: регулировать спрос и предложение на рабочую силу, помогать неработающим гражданам в трудоустройстве, организовывать их профессиональную подготовку и оказывать социальную поддержку безработным. Услуги, связанные с содействием трудоустройству граждан, предоставляются службами занятости бесплатно. 

В Российской Федерации для целенаправленного формирования рабочих мест в экономике можно выделить три сектора экономики:

  • сосредоточение точек экономического роста, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест и накопление всей конкурентоспособной рабочей силы в народном хозяйстве России и ее регионов;
  • сектор по выпуску рабочей силы, в то же время государственное регулирование и предотвращение социальных потрясений при реализации политики банкротства. Контур его границ позволит предвидеть возможные реальные масштабы высвобождения рабочей силы; 
  • сектор наименее конкурентоспособной рабочей силы или «застой». В этом секторе необходимо поддерживать как минимум минимальный уровень социального обеспечения работников. 

Изучение проблемы приводит к выводам о необходимости принятия ряда мер на рынке труда Российской Федерации, а именно:

  • создать новые правовые и финансовые механизмы для активной поддержки самозанятости, самозанятости и малого бизнеса;
  • ввести реальные налоговые льготы для отраслей, которые работают или предоставляют услуги непосредственно потребителям, особенно в области частного предпринимательства и малого бизнеса;
  • поощрять использование прогрессивных форм поддержки малого бизнеса (например, долгосрочный лизинг оборудования и организовывать центры поддержки малого бизнеса в каждом регионе, предоставляя широкий спектр консультационных, учебных и информационных услуг);
  • соответствие образовательного рынка и рынка труда;
  • содействие занятости определенных групп безработных. Здесь речь идет о людях, которые сталкиваются с трудностями в поиске стабильной работы. К ним относятся женщины, молодежь, инвалиды, пожилые работники, лица, которые долгое время оставались без работы. 

Приоритетным направлением государственной политики в сфере занятости остается решение проблемы поиска работы для молодых людей, поскольку среди безработных они в два раза чаще, чем взрослые, а безработица среди молодежи социально взрывоопасна.

Анализ состояния и развития рынка труда в Российской Федерации позволяет сделать вывод, что в стране оцениваются важность и значимость регулирования рынка труда. Однако многое еще предстоит сделать. 

Заключение

Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуальна в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности, с ростом динамики и стоимости безработицы. В связи с этим особую роль играет подготовка региональных программ занятости, на основе которых можно прогнозировать ситуацию и разработать систему мер по смягчению негативных последствий ее неблагоприятного развития. Основным принципом как политики занятости, так и разрабатываемых программ является соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно выбранной занятости. 

Анализ показал низкую эффективность деятельности государственных агентств занятости и, соответственно, низкую эффективность государственной политики на рынке труда. Государственная политика в области занятости может быть эффективной только в условиях четкой проработки в соответствии с целями действий, осуществляемых в ее рамках, а также при условии наличия конкретного комплекса соответствующих мер, обеспеченных необходимыми ресурсами. 

Анализ состояния и развития рынка труда в Российской Федерации позволяет сделать вывод, что в стране оцениваются важность и значимость регулирования рынка труда. Однако многое еще предстоит сделать. 

Таким образом, регулирование социально-трудовых отношений в масштабах общества является одним из важнейших направлений внутренней политики государства в любой цивилизованной стране. Конкретизация государственного регулирования социально-трудовых отношений воплощена в политике занятости, политике доходов, миграционной и демографической политике, образовательной политике. С точки зрения функционирования рынка труда регулирование социально-трудовых отношений является ключевым инструментом для оптимизации этого функционирования.