Государственное регулирование рынка труда и занятости

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Роль международных корпораций и финансовых групп в мировой экономике
Рынок труда и методы его регулирования
Государственная система регулирования рынка труда
Экономический анализ рыночного равновесия и его изменений на примере товарных рынков


Введение:

Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться смещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план выдвигаются учет и защита интересов трудового человека, защита его прав, обеспечение социальных гарантий. В условиях разгосударствления экономики, обеспечения свободы производителя необходима новая модель правового регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных принципов. 

Реформа управления трудом и занятостью еще не завершена. Новая система пока не обеспечивает эффективного обслуживания субъектов рынка труда, количественного и качественного баланса спроса и предложения рабочей силы. Следует подчеркнуть, что ситуация на рынке труда формируется не в вакууме, а под влиянием общей экономической и социальной ситуации в стране и регионе, в зависимости от различных экономических программ, которые на первый взгляд не имеют прямого отношения к формированию рынка труда. Непродуманная социально-экономическая политика приводит к стихийным процессам на рынке труда. Успешное регулирование спроса и предложения на рынке труда требует комплексной системы регулирования занятости. 

Актуальность темы исследования продиктована необходимостью всестороннего анализа радикально изменившейся ситуации в сфере социально-трудовых отношений с целью выработки на этой основе практических рекомендаций, направленных на реализацию эффективной государственной политики на рынке труда на различных уровнях управления.

Целью курсовой работы является изучение особенностей регулирования рынка труда и занятости населения Кировской области.

Для достижения этой цели были выполнены следующие задачи:

  • Изучение теоретических аспектов рынка труда и занятости населения;
  • Рассмотрим его функции, типы и формы;
  • Дайте общую характеристику рынка труда и занятости населения Кировской области;
  • Рассмотрим основные особенности регулирования рынка труда и занятости населения Кировской области;
  • Объектом исследования является рынок труда Кировской области.

Предметом исследования является государственное регулирование рынка труда и занятости населения Кировской области.

При выполнении курсовой работы использовались методы теоретического и эмпирического исследования. В качестве теоретических методов мы использовали синтез, анализ и работу с литературой. Среди эмпирических методов мы использовали статистический анализ.

Источниками для написания данной курсовой работы послужили законодательные акты, статьи из экономических журналов и официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Кировской области.

Сущность, структура и функции рынка труда и занятости населения

Рынок труда, как и рынки капитала, товаров, ценных бумаг и т. д., является неотъемлемой частью рыночной экономики. На нем предприниматели и рабочие совместно договариваются, коллективно или индивидуально, О занятости, условиях труда и заработной плате.

Изучая механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила, как совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает тело, живая личность человека, является товаром, а производственные отношения основаны на свободной купле-продаже труда, где его ценой является заработная плата.

В тот период домонопольного капитализма удовлетворение спроса на труд со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны наемных работников осуществлялось стихийно, путем одновременных действий не обязывающих сторон, условием обмена являлось материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. Поэтому Маркс относил понятие рынок труда к сфере обращения.

С развитием капитализма и переходом его к монополистической стадии усложнялись хозяйственные связи и экономические отношения, значительные изменения претерпевал и рынок труда. Рабочее движение привело к расширению понятия условия труда. Они стали включать в себя не только заработную плату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплачиваемое, но не отработанное рабочее время, различные социальные пособия и т. д.

Изменилось и отношение предпринимателей к рабочей силе. Развитие современного производства предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству выполняемой работы. Бизнес активно занимается профессиональным обучением, тем самым опережая сотрудников с материальными затратами на обучение. Инвестиции в переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и бурным развитием экономических отношений определили политику удержания и стабилизации кадров.

Поэтому сокращение потребности в рабочей силе в определенные периоды, которое ранее приводило к росту безработицы, стало в определенной степени регулируемым процессом, встроенным в рыночный механизм.

В настоящее время рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый в это время баланс интересов между силами, присутствующими на рынке, предпринимателями, рабочими и государством.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются объединения предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы, с другой. Государство также выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако его основная функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противоборствующих сил. В результате определяется результирующая величина, которая служит основой для принятия решений и основой механизма регулирования рынка труда, включающего в себя как систему социальной защиты, так и систему стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, правовых, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда. Она осуществляется через систему занятости населения, включающую широкую сеть бюро занятости, банки данных о вакансиях, государственные программы помощи людям, не имеющим работы, но желающим работать, в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, реализацию кадровой политики стабилизации на предприятии и др. Все эти составляющие рыночного механизма регулирования занятости в различных отраслях промышленности находятся в различных пропорциях в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

Функциональная организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы:

  • Принципы государственной политики в области занятости и безработицы;
  • Систему подготовки кадров;
  • Систему найма, контрактную систему;
  • Основы поддержки безработных;
  • Систему переподготовки кадров;
  • Биржи труда;
  • Правовое регулирование занятости.

На рынке труда продавец и покупатель встречаются, как и в любой сделке купли-продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (трудоспособность), а покупатели-это трудовые коллективы или индивидуальные предприниматели, которые могут самостоятельно решить, сколько и каких работников им нужно.

Рынок труда регулируется законом спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает расхождение между имеющимися рабочими местами и составом работников, поступающих на рынок труда по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда идет жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Рынок не щадит слабых и неспособных. Но в то же время она поощряет высококвалифицированный труд и помогает создать строгую взаимосвязь между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Существовавшая ранее административно-командная система управления в нашей стране, при которой государство, как собственник основных средств производства, централизованно планировало количество рабочих мест, необходимых для полной занятости, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью уничтожила мотивацию к труду.

Международный опыт показывает, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических государственных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность такого рынка, поскольку не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым субъектом от государства. Для такого государства не столь важно, эффективно ли используется человеческий потенциал и в соответствии с личными интересами человека или нет. Для него важно другое, иметь человека в полном и безусловном подчинении для любых нужд, а также удовлетворять личные интересы по минимуму, что исключает экономическую и социальную самостоятельность человека. Это обеспечивает хоть и неэффективную, но почти полную управляемость человеческими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод, распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе государственную экономику, также называют рынком труда.

Выделяются следующие функции рынка труда:

  • Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей,нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников;
  • Экономическая функция рынка труда заключается в рациональном привлечении, размещении, регулировании и использовании рабочей силы, что позволяет выделить размещающую и селективную функции;
  • Функция размещения - это размещение рабочей силы на основе и в соответствии со спросом. Эта функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному распределению рабочей силы по отдельным предприятиям, отраслям и регионам. Формирование такой сети размещения является основой регулирования рынка труда на всех уровнях государственного управления. Это означает, что эффективность экономики зависит от того, насколько оптимально функционирует система рынка труда. Эта функция в основном проявляется на региональном и макрорегиональном уровнях;
  • Селективная функция заключается в отборе рабочей силы на основе спроса и предложения, а также профессиональных и квалификационных характеристик рабочей силы. Эта функция наиболее значима на микроэкономическом уровне;
  • Стимулирующая функция способствует развитию конкуренции между ее участниками, повышению интереса к высокоэффективной работе, повышению квалификации и изменению профессии.

Таким образом, рынок труда играет огромную роль в современной экономике, выполняя несколько важных функций. Это важная часть любой экономической системы, социальной и экономической политики, проводимой государственными структурами.

Виды рынков труда и формы занятости 

Существуют различия между внешним или профессиональным рынком труда и внутренним рынком.

Внешние охватывает отношения между продавцами и покупателями рабочей силы по всей стране, региону, отрасли. Это отношения, возникшие в связи с наймом работников соответствующей профессии, специальности, а потому нуждающиеся в строгой классификации работ и четком определении их содержания.

На внешнем рынке существуют профсоюзы, объединяющие рабочих в определенных отраслях промышленности, а также профсоюзы, объединяющие рабочих за профессиями. Внешний рынок характеризуется значительной текучестью кадров, то есть допускает свободный переход с одного места работы на другое.

Внутренний предусматривает перемещение персонала внутри предприятия, переход с одной должности (должности) на другую. Это движение может происходить как по горизонтали, так и по вертикали. Горизонтально-перевод на другое рабочее место без изменения квалификации, без повышения по службе. По вертикали, перевод на другое рабочее место с повышением по службе или на работу, требующую более высокой квалификации.

Развитие внутреннего рынка способствует снижению текучести кадров, так как предприятие заинтересовано в удержании сотрудников, знающих специфику своего производства.

Профсоюзы объединяют работников предприятия независимо от их профессии. Занятость здесь гарантируется в большей степени, чем на внешнем рынке труда, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности использования трудового потенциала.

Практика рынка труда во многих странах свидетельствует о существовании открытых и скрытых рынков труда. Это еще одна классификация.

Все работающее население представлено на открытом рынке. Это прежде всего организованная, официальная часть рынка-население, состоящее на учете в государственной службе занятости, то есть безработные, а также выпускники государственной службы профессионального обучения.

На скрытом рынке труда работники пытаются устроиться на работу через прямые контакты с предприятиями или с неправительственными организациями по трудоустройству и профессиональному обучению. Работники, занятые на предприятиях и в организациях, относятся к скрытому рынку, но существует большая вероятность оказаться не у дел из-за снижения темпов развития производства, его конверсии и ликвидации прежних хозяйственно-производственных отношений.

По пространственной протяженности и административно-территориальной зависимости выделяются следующие рынки занятости:

  • Международный; 
  • Национальный;
  • Региональный; 
  • Внутри компании.

По временным параметрам: 

  • Текущий;
  • Многообещающий; 
  • Предсказанный; 
  • Потенциал.

По степени эластичности: 

  • Трудный; 
  • Гибкий.

По демографическим характеристикам: 

  • Молодежный рынок труда;
  • Женщины;
  • Мужчины.

В зависимости от степени конкуренции: 

  • Чисто конкурентный рынок: 
  • Монопсоническая модель;
  • Профсоюзная модель;
  • Модель двусторонней монополии.

Таким образом, многообразие форм и видов рынков труда подчеркивает необходимость эффективного и всестороннего регулирования со стороны государственных служб.

Заключение

Современный рынок труда в России имеет ряд специфических особенностей, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под влиянием экономического спада и структурной перестройки хронического дефицита бюджета, в условиях зарождающейся смешанной экономики, господства монополий, неразвитости рынков инвестиций, информации, что сдерживает мобильность капитала и рабочей силы между отраслями и регионами страны, усиливая дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

Указанные проблемы особенно остро стоят в экономически неблагополучных регионах и регионах нашей страны, где региональные власти не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами рынка труда и занятости населения.

Есть целые парниковые территории, которые во много раз превышают средний уровень безработицы по стране.

Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуальна в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающей динамикой и издержками безработицы.

В этой связи особую роль играет подготовка региональных программ занятости населения, на основе которых можно прогнозировать ситуацию и разрабатывать систему мер по смягчению негативных последствий ее неблагоприятного развития. Основной принцип как политики занятости, так и разрабатываемых программ заключается в том, что предлагаемые меры соответствуют стратегической цели, созданию условий для полной, эффективной и свободно выбранной занятости.

Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Направленность государственной политики в области регулирования рынка труда, мониторинга трудовых процессов и прогнозирования их развития должна быть направлена прежде всего на предотвращение возникновения кризисных ситуаций и ослабление напряженности на рынке труда.