Государственное регулирование рынка страховых услуг

Предмет: Экономика
Тип работы: Дипломная работа
Язык: Русский
Дата добавления: 27.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем дипломных работ по экономике:

 

Дипломные работы по экономике

 

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

 

Методические подходы в управлении персоналом в медицинском учреждении
Россия и международная торговля бумажной продукцией
Роль и место инвестиций российских кампаний
Оценка кредитоспособности заемщика

 

Введение:

Для эффективного функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. На протяжении всей истории своего существования, наряду с задачами поддержания порядка, законности и организации национальной обороны, государство выполняло определенные функции в экономической сфере. 

Под государственным регулированием экономики понимается процесс влияния государства на экономическую жизнь общества и связанные с ним социальные процессы, в ходе которых реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Одной из фундаментальных проблем рыночной экономики, которая неизменно вызывает острые споры как среди экономистов различных направлений, так и среди политиков, является проблема соотношения рыночных сил и государственного регулирования. Есть ряд теорий, которые оправдывают вмешательство государства в экономику. Каждый из них считается более эффективным в данный момент, исходя из конкретной социально-экономической и политической ситуации в стране, прошлых традиций и идей, преобладающих политических настроений, а также проблем, стоящих перед страной.  

Государственное регулирование рыночной экономики России на современном этапе характеризуется умеренным вмешательством. Государство решает проблемы дальнейшего развития, и поскольку экономика страны является одним из важнейших направлений его деятельности, уровень российской экономики должен достичь высокого результата. 

В связи с этим изучение государственного регулирования рыночной экономики России представляется особенно актуальным.

Целью курсовой работы является рассмотрение границ государственного регулирования экономики, анализ особенностей государственного регулирования России и других стран на современном этапе, выделение трудностей и выявление перспектив повышения эффективности государственного регулирования.

Эта цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:

  1. Изучить теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики.
  2. Провести анализ государственного регулирования рыночной экономики России и других стран на современном этапе.
  3. Изучить перспективы повышения эффективности государственного регулирования в России.

В первой главе будут обсуждаться теоретические аспекты государственного регулирования, а именно: необходимость, сущность и инструменты. Во второй главе планируется проанализировать особенности государственного регулирования рыночной экономики России и других стран. В третьей главе особое внимание будет уделено перспективам государственного регулирования народного хозяйства.  

Государственное регулирование рыночной экономики

Необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики

Под государственным регулированием экономики понимается совокупность мер, действий, используемых государством для исправлений и установления основных экономических процессов.

В современной развитой экономике основой жизни является рынок. Государство в принципе подчиняется рыночным правилам игры, основанным на правах собственности. Но государство не является пассивным наблюдателем экономических процессов в рыночной экономике. Он вмешивается в рынок, регулирует его посредством налогообложения, перераспределения бюджета, законодательства, разработки обязательных стандартов (в том числе экономических) и так далее.   

В отличие от рыночных сил государство имеет общепризнанное и исключительное право на принуждение, то есть право ограничивать свободу выбора хозяйствующих субъектов.

Формы взаимодействия государства и рынка, границы государственного вмешательства в экономику остаются в центре внимания многих экономических теорий

Государство — это организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося той же власти. В древние времена ученые (Платон, Аристотель, Цицерон) рассматривали государство как форму человеческого сообщества или как среду, в которой человек находит условия существования. Более того, по мнению Аристотеля, «среда совершенно счастливой жизни», где государство воспитывает человека в добродетелях, является целью государства.  

Одно нельзя отрицать: государство является продуктом экономического и социального развития общества. Она возникла как потребность страны выполнять определенные функции (в том числе экономические), обеспечивая ее выживание и развитие. Государство никоим образом не является силой, навязанной обществу извне. Государство — это признание того, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. И чтобы эти противоположности, классы с конфликтующими экономическими интересами, не поглощали друг друга и общество в бесполезной борьбе, нужна сила, по-видимому, над обществом, сила, которая смягчила бы конфликт, удержала его в границах «порядка». ». И эта сила, все более отдаляющаяся от нее, является государством.     

Сегодня государство является ядром существующей социальной системы, оно концентрирует власть, санкционируя существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, формируя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму социальной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.  

Что касается степени вмешательства государства в экономику, его роль в этом процессе постоянно обсуждается.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной школой экономики была школа меркантилизма, которая провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Торговцы утверждали, что основным показателем богатства страны является количество золота. В связи с этим они призвали государство поощрять экспорт и ограничивать импорт.   

В отличие от меркантилистов, которые подчеркивали огромную роль государства в экономике, физиократы доказали преимущества полной свободы экономической деятельности и дали государству три функции.

Первая и самая важная функция государства — сохранить естественный порядок из кощунственных и невежественных рук, которые хотели бы посягнуть на власть, и особенно сохранить то, что лежит в его основе — собственность. «Правовой порядок состоит в праве на владение, обеспеченном и гарантированном властью наследственной и суверенной власти над людьми, которые объединились в обществе». 

Образование является второй функцией. «Универсальное образование — это первая настоящая социальная связь», — говорит Бодо Журавлева, Г.П. И Кенэ настоятельно рекомендует просвещение о существовании естественного порядка и способах его познания. Они мотивируют потребность в образовании тем фактом, что образование, которое распространяется на всех граждан и просвещенное общественное мнение, является единственным способом предотвратить перерастание физиократического деспотизма в личное.     

Предприятия общественного характера также указываются физиократами среди функций государства — если только хороший владелец-владелец не должен прежде всего прокладывать дороги в своих владениях, потому что хорошие пути и каналы очень полезны для установления связей между отдельными областями.

Следующим этапом в развитии идей о роли государства была классическая теория, которая нашла отражение в работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «Свободная игра рыночных сил создает гармоничную структуру». В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни и имущества человека, разрешать споры, то есть делать то, что индивид либо не в состоянии сделать самостоятельно, либо делает это неэффективно. Для всех хозяйствующих субъектов должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. Практическая государственная политика, по словам А. Смита, пронизана духом компромисса, что во многом способствовало его быстрому успеху.   

Чарльз Леонард Сисмонди, основываясь на анализе экономической структуры того времени, утверждает, что вся экономическая жизнь является не только сферой производства, но и распределением товаров и должна подвергаться общественному контролю и реформироваться в соответствии с интересами все общество, а не его отдельные классы. Таким образом, очевидно, что государство играет довольно активную роль в жизни страны. 

Марксистская теория утверждает, что в ходе капиталистического развития, чем сильнее тенденция монополизации, чем больше концентрация капитала, тем больше государство стремится превратить в государство не всех капиталистов, а финансовый капитал, доминирующую олигархию. И как таковая, она будет стремиться к все более интенсивному прямому вмешательству в процессы общественного производства и будет делать это все более скоординированным образом. 

Современная теория государства представлена ​​в основном двумя направлениями экономической теории: неоклассическая и кейнсианская. Главным идеологом активного государственного вмешательства в экономику был известный английский экономист Дж. Кейнс. Кейнсианская политика также поставила перед собой цель контролировать и регулировать общий спрос таким образом, чтобы он соответствовал общему предложению, обеспечивая при этом полную или высокую занятость населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного «эффективного» спроса путем «стимулирования» частных капиталовложений, а также посредством государственного финансирования общественных работ и некоторого перераспределения национального дохода через бюджет в пользу бедных.    

Доктрина Кейнса нашла наиболее полное воплощение в Соединенных Штатах в политике президента Ф.Д. Рузвельта, показав хорошие результаты. 

Говоря о кейнсианстве, следует подчеркнуть, что оно не только означает защиту государственного сектора и вмешательства государства в целом, но и представляет собой особую концепцию экономического регулирования. Прежде всего, это концепция косвенного макроэкономического регулирования. Его целевыми приоритетами являются занятость и стабильность экономического роста, а его инструментами — государственный бюджет и денежно-кредитная политика. Кейнс и его последователи исходят из фундаментальной предпосылки, что чисто рыночный механизм не способен обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и поэтому требуется вмешательство правительства. Кейнсианскую теорию можно назвать кризисной, поскольку она рассматривает экономику в состоянии депрессии.    

Противники кейнсианской школы, сторонники неоклассической теории исходят из постулата тенденции рыночной экономики к равновесию, стабильности и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен являются лучшими механизмами для установления экономического равновесия. На рубеже 1970-х и 1980-х годов кейнсианская теория и основанная на ней политика подвергались критике со стороны неоконсервативной тенденции и, прежде всего, монетаристов. Они подчеркнули инфляционную природу кейнсианских рецептов для скудного финансирования. Действительно, в настоящее время безудержная инфляция становится первостепенной проблемой в западной экономике. Неоконсерваторы обвиняют в этом кейнсианскую политику. «Восстанием» против Кейнса руководил американский экономист, нобелевский лауреат М. Фридман. Он разделяет концепцию «экономического человека» А. Смита и критикует идею государственного регулирования. Он видит альтернативу в свободе конкуренции и предпринимательства. Особенно резко М. Фридман выступает против вмешательства государства в денежное обращение. Идеи Фридмана были выражены в «Рейганомике».          

Сторонники неолиберальных концепций считают, что кейнсианские рецепты антициклического регулирования, приводящие к резким колебаниям денежной массы, должны быть оставлены, а жесткое регулирование денег в обращении должно быть включено независимо от рыночных условий. Денежная масса должна увеличиваться только в соответствии с долгосрочными темпами роста национального дохода. 

Противодействуя росту государственных расходов, они считают, что лучшее, что может сделать государство, — это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.

Но неокейнсианцы по-прежнему считают, что в рыночной экономике существуют устойчивые причины, которые вызывают отклонения от стабильного роста и оптимального использования ресурсов, и государство должно их корректировать. Но, учитывая новые условия и критику своих противников, они вводят новые аспекты по сравнению с Кейнсом. 

Таким образом, кейнсианский кризис возродил неоклассическую тенденцию, но также привел к дальнейшему развитию самого кейнсианства. Разница между ними заключается в разных ответах на вопрос: кто способен адаптировать экономику быстрее, эффективнее и дешевле к неравновесным ситуациям — рынок или государство. 

Итак, государственное регулирование дополняет, регулирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет Самуэльсон: «Управление экономикой в ​​отсутствие одной или другой — это то же самое, что пытаться аплодировать одной рукой».     

Однако, говоря о вмешательстве государства в экономику, необходимо поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это чрезвычайно важно. Если государство, даже если оно руководствуется исключительно добрыми намерениями, нарушает этот предел, то сам рыночный механизм деформируется. В этом случае рано или поздно нам придется говорить о разгосударствлении экономики. Правда, следует отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения относительно допустимых границ государственного вмешательства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае следует иметь в виду, что экономические регуляторы следует использовать осторожно, без ослабления рыночных стимулов, среди них нет ни одного идеала, который, дав положительный результат в одной области, не оказал бы негативного влияния в другой.      

Наиболее важными причинами исторического роста государственного вмешательства в экономику являются войны и национальная оборона, инфраструктурная поддержка макроэкономических процессов, рост населения, урбанизация, экологические проблемы и эгалитаризм (равенство).

В мировой экономической науке понятие государственного сектора связано не столько с самой государственной собственностью, сколько со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В этом понимании этот сектор выступает в качестве основы, на которой государство может выполнять свои функции. В сфере распределения доля государства очень велика. В производстве вмешательство государства должно быть минимальным, а взамен — практически равным нулю.   

Государственный сектор в более традиционном для нас понимании — это, прежде всего, совокупность государственных предприятий.

В последние 30-40 лет возникло новое явление — образование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций. Часто государство не является владельцем, но осуществляет жесткий контроль. Этот сектор получил название «третий», то есть не частный и не государственный Журавлева, Г.П. 

Таким образом, для обеспечения эффективного функционирования экономической системы важная роль принадлежит государству. Проблемы государственного вмешательства в экономику были и остаются актуальными на протяжении всей истории существования и развития государств. Они приобрели особое значение в рыночной экономике, когда производство стало осуществляться в больших масштабах, а рыночный механизм стал играть роль регулятора экономических отношений. Однако на современном этапе развития экономисты не имеют единой точки зрения о необходимости вмешательства государства в рыночную экономику.   

Инструменты государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики напрямую связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Для реализации целей своей экономической политики государство использует различные формы и методы, которые формируют инструменты государственного регулирования экономики. 

Нормативный инструментарий определяется на основе разработанной государственной стратегии и путей экономического развития. Рациональный выбор форм, методов и средств государственного регулирования экономики зависит от сложившихся политических, экономических, социальных и международных условий в стране. 

Во-первых, любые действия государства, нарушающие рыночные отношения, исключаются. Недопустимо, например, общее директивное планирование, естественное распределение производственных ресурсов и товаров (фондов, купонов, купонов), Универсальный административный контроль над ценами. Из этого не следует, что в рыночной экономике государство снимает с себя всю ответственность, например, за уровень цен и динамику. Наоборот, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на методы управления экономикой, пытается предотвратить их неконтролируемый инфляционный рост и имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.   

Во-вторых, влиять на рынок как на саморегулирующуюся систему можно в основном экономическими методами. Если государство опирается исключительно на административные методы, оно может разрушить рыночный механизм. Однако это не означает, что в развитой рыночной экономике административные методы, как правило, не имеют права на существование, в некоторых случаях их применение не только допустимо, но и необходимо.  

В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по принципу «не мешать рынку».

В-четвертых, государство, применяя экономические регуляторы, должно постоянно отслеживать положительные и отрицательные последствия, которые они приносят, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Он построен на основе принципа необходимости: только в тех областях, где регуляторы рынка неэффективны по разным причинам, государственное регулирование допустимо и целесообразно.  

Конечно, идеи разных экономистов и политиков о том, какие именно экономические процессы могут эффективно регулироваться государством, а какие рынки не совпадают.

Для всех стран с плановой экономикой объективно, что система государственного управления выступает в качестве основного регулятора экономических пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой она всегда выполняет вспомогательные функции.

Государство выполняет свои регулирующие функции административными и экономическими методами.

Командная экономика характеризуется преобладанием методов административного регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики и товарных рынков, напротив, основана на использовании экономических методов. Принципиальное различие между двумя группами методов заключается в следующем.  

Административные методы предполагают прямое влияние государства на деятельность субъектов хозяйствования, что ограничивает свободу их выбора. Их сфера применения в рыночной экономике ограничена, они используются в основном для управления государственными и муниципальными предприятиями, а также в условиях, когда максимальная свобода некоторых субъектов приводит к большим потерям для других субъектов рыночной экономики в целом. 

Однако основными методами государственного регулирования рыночной экономики являются экономические методы, которые не ограничивают, а иногда даже расширяют, свободу выбора субъектов хозяйствования. Экономические методы служат дополнительным стимулом, на который субъекты предпринимательской деятельности могут реагировать или игнорировать, сохраняя за собой право принимать решения о свободном рынке. 

Различие между административными и экономическими методами государственного регулирования несколько произвольно. Для привлечения любого косвенного регулятора необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. 

В то же время любой административный регулятор, напрямую принуждающий хозяйствующие субъекты к выполнению определенных действий, одновременно оказывает вторичное косвенное влияние на ряд связанных экономических процессов. Например, административное повышение цен будет не только напрямую определять их новый уровень, но и через цены косвенно влиять на состояние спроса и предложения. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее рассмотренный выше критерий позволяет, как правило, на практике отличать экономические от административных методов без особых проблем.   

Различие между ними принципиально важно с точки зрения характера рыночных отношений. Методы административного регулирования диаметрально противоположны характеру рынка; они блокируют действия соответствующих регуляторов рынка. 

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны характеру рынка. Они напрямую влияют на рыночную среду и, через нее, косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. 

Административное регулирование активно используется для защиты прав потребителей и защиты окружающей среды. Многочисленные стандарты, которые ограничивают выбросы вредных промышленных отходов, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, продажу или рекламу продуктов, вредных для здоровья человека. Ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Часто используются административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности, такие как импортные квоты.  

Государственное регулирование экономики осуществляется различными институтами. Монетарное регулирование остается за центральным банком. Фискальное и бюджетное регулирование является прерогативой законодательных органов, которые утверждают основные виды налогов, налоговые нормативы, основные статьи доходов и расходов государственного бюджета. За антимонопольное регулирование отвечает специальный орган. Ряд министерств и ведомств разрабатывают различные нормы и стандарты, регулирующие различные социально-экономические процессы, происходящие в рамках национального экономического комплекса страны.     

Экономические средства воздействия на бизнес-процессы включают использование:

  • государственное экономическое прогнозирование;
  • государственное экономическое программирование;
  • фискальная система:
  • денежно-кредитная политика:
  • денежно-кредитная политика;
  • таможенная политика.

Мы не должны забывать, что сами экономические регуляторы следует использовать с особой осторожностью, без ослабления или замены рыночных стимулов. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не задумываясь о том, как их влияние повлияет на рыночный механизм, последний начинает выходить из строя. Действительно, денежно-кредитная или налоговая политика по силе воздействия на экономику сопоставима с централизованным планированием. Следует иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеала. Любой из них, приносящий положительный эффект в одной области экономики, безусловно, будет иметь негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, которое использует экономические инструменты регулирования, обязано контролировать их и своевременно останавливать.      

Таким образом, государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики и быта. Однако не следует предполагать, что такое обширное государственное регулирование лишает предприятия, предпринимателей и граждан экономической свободы. В рыночных условиях даже при наличии многочисленных видов и методов государственного регулирования оно ограничено, вынуждено, создавая тем самым социально-экономические и правовые условия и основу для дальнейшего продвижения рыночных реформ и рыночных преобразований во всем мировом опыте государственное регулирование экономики, которое следует изучить. Рассматривая государственное регулирование товарных рынков, отметим, что здесь применяются административные и экономические методы, обеспечивающие коррекцию негативных последствий и сбоев рынка. 

Государственное регулирование в зарубежных странах

Особенности государственного регулирования рыночной экономики в зарубежных странах

Особенности государственного регулирования США:

  • Америка предлагает свою систему свободного предпринимательства другим странам в качестве образца для подражания. Экономический успех этой страны, кажется, подтверждает точку зрения, что экономика функционирует лучше всего, когда государство позволяет компаниям и частным лицам преуспевать — или терпеть неудачу — на основе их заслуг на открытых рынках в условиях свободной конкуренции.  
  • Сложная сеть регулируемых государством нормативных актов определяет многие аспекты деловой активности. Каждый год штат публикует новые правила, которые охватывают тысячи страниц и часто содержат подробные инструкции о том, что предприниматели могут и не могут делать. 
  • Однако американский подход к государственному регулированию отнюдь не полностью установлен. В последние годы регулирование в одних областях стало более жестким, а в других — более мягким. Одной из вечных тем недавней экономической истории Америки был и остается вопрос о том, когда и в какой степени государство должно вмешиваться в бизнес. 

Особенности государственного регулирования Японии:

  • Особенностью экономической модели является единство государственного аппарата и большого капитала в решении общих задач. Координация деятельности промышленных, торговых, банковских компаний и правительства по-прежнему высоко ценится. 
  • В стране широко используется система национального, регионального, целевого, отраслевого и внутреннего планирования. На национальном уровне разрабатывается целая система планов, прогнозов и программ индикативного характера с указанием основных и желательных ориентиров экономического и социального развития общества в целом. Национальные планы, в связи с небольшой долей государственного сектора, в основном направлены на регулирование деятельности частных фирм. Основные цели и задачи общегосударственных планов экономического развития конкретно воплощены в содержании внутренних корпоративных планов, которые носят предписывающий характер. Это формирует сложную взаимосвязанную систему планирования. Внутренние корпоративные планы, в свою очередь, также учитываются при разработке национальных программ через механизм консультаций с крупнейшими ассоциациями частных компаний — Keidanren, Dukai, Nikkeiren, а также с соответствующими ассоциациями и финансово-промышленными группами.     
  • Система государственных планов состоит из пяти групп планов — плана экономического и социального развития, плана освоения и использования земель, рационального распределения производительных сил, отраслевых планов, целевых национальных программ и регионального планирования. Планы и программы, несмотря на свою изобретательность, подкрепляются широким арсеналом финансовых, правовых и организационных средств, обеспечивающих их значительную эффективность и осуществимость. Национальные экономические планы являются своего рода государственными инвестиционными программами, которые рекомендуются и поддерживаются экономическими и социальными ресурсами всего государства. 

В условиях государственного регулирования и широкой поддержки развивалось сельское хозяйство, основу которого составляют мелкие фермерские хозяйства. Наемный труд и арендные отношения здесь не распространены. Только 7% фермерских хозяйств имеют более 2 гектаров земли, а 70% всех фермерских хозяйств получают свои доходы вне промышленности, главным образом в промышленности и сфере услуг. Владельцы небольших земельных участков работают в своих домохозяйствах только в праздничные и выходные дни. Государство является монопольным покупателем многих видов сельскохозяйственной продукции по ценам выше мировых. Эта поддержка создает искусственный климат для промышленности. Важное место в системе регулирования занимают процентные ставки и валютный контроль с разделением внутреннего и мирового рынков. Комитет по политике Банка Японии (высший руководящий орган банка) устанавливает минимальные ставки по депозитам и кредитам. Проценты по депозиту для каждого типа, краткосрочные проценты и вся связанная с ним система процентных ставок следовали за движением официальной учетной ставки.         

Экономическая модель Японии за последние десятилетия претерпела постепенные изменения от «полугосударства» к более открытой и основанной на рыночных принципах. Так, многие промышленные компании перешли на принцип прямого финансирования (выпуск ценных бумаг, особенно акций и других инструментов). Однако все это время государственные органы, в частности министерства финансов внешней торговли и промышленности, выполняли функции административного регулирования хозяйствующих субъектов и их протекционистской и патерналистской защиты, отдавая приоритет стабильности экономической среды. 

Анализ основных макроэкономических показателей зарубежных стран

Мы видим, что валовой внутренний продукт США с 2011 по 2013 год вырос на 11,2%. Это означает, что рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного потребления), произведенных во всех секторах экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, увеличилась на 1 680 млрд. Долл. США. 

Безработица за рассматриваемый период снизилась в среднем за год на 0,85%. Этот факт говорит о том, что общее экономически активное население Соединенных Штатов в последнее время растет. 

Государственный долг США с 2011 по 2013 год увеличился на 1 813,84 млрд долларов. Это приводит к увеличению не только процентных ставок по кредитам, но и к уменьшению количества самих инвесторов, готовых предоставить свой капитал. Для страны с высоким уровнем долга существует реальная опасность попасть в порочный круг: с одной стороны, существует растущий интерес к погашению существующего долга, а с другой стороны, все более ограниченный доступ к финансовый рынок. Это может привести к потере платежеспособности и даже банкротству, особенно если долг в иностранной валюте.   

Инфляция с 2011 по 2013 год снизилась на 1,6%, что означает, что темпы роста общего уровня цен на товары и услуги снижаются. Эту инфляцию можно назвать ползучей (умеренной) инфляцией (рост цен составляет менее 10% в год). Западные экономисты видят в этом элемент нормального развития экономики, поскольку, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим увеличением денежной массы) может при определенных условиях стимулировать развитие производства и модернизацию его экономики. структура.  

Структура экономики США характеризуется ярко выраженным постиндустриализмом. Большая часть ВВП США (79,6% — 2012 г.) создается в сфере услуг, которая в основном включает образование, здравоохранение, науку, финансы, торговлю, различные профессиональные и личные услуги, транспорт и связь, а также государственные учреждения. Доля материального производства (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство, добыча и производство, строительство), следовательно, остается 20,4% ВВП. В сельском хозяйстве генерируется около 1,2% ВВП, а на промышленность приходится 19,2% ВВП.   

Среди развитых стран мира у США практически нет конкурентов в своем промышленном развитии. Соединенные Штаты обогнали Нидерланды и Израиль по доле услуг в структуре производства ВВП, которые, благодаря определенным конкурентным преимуществам, специализируются на услугах, уступая только Гонконгу (доля сектора услуг составляет 86%). , Однако Гонконг не является независимым государством, оставаясь лишь особым экономическим районом Китая, где доля сферы услуг составляет менее 40%. Таким образом, Соединенные Штаты в настоящее время являются наиболее постиндустриальным государством.   

Общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении доли сырья и сельского хозяйства в экономике. Среди отраслей материальной сферы промышленность остается наиболее важной, она по-прежнему обеспечивает высокий уровень технического развития других отраслей экономики. Именно в нем сегодня, во-первых, накапливаются последние достижения научно-технического прогресса. В США одна из самых высокоэффективных семей в мире. Отличительной чертой их экономики является ориентация на научно-технический прогресс и передовые технологии. Он является лидером в области внедрения результатов научно-технического прогресса в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и последние разработки. Все это часто приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники. В экономике Соединенных Штатов Америки на государство приходится 28% ВВП. Остальные 72% принадлежат частному сектору.        

По данным Международного валютного фонда (МВФ), в 2013 году доля индекса промышленного производства и услуг в структуре ВВП США составила 19,2% (3,23 трлн долларов) и 79,6% (13,37 трлн долларов) соответственно.

С 2011 по 2013 год уровень безработицы снизился на 0,5%, что означает, что с каждым годом общий уровень занятости в Японии повышается. 

Государственный долг Японии за рассматриваемый период увеличился на 1672,8 млрд долларов США и составил 10692,3 млрд долларов США. Этот факт, вероятно, можно объяснить событиями 2011 года — крупной радиационной аварией, произошедшей 11 марта в результате сильнейшего землетрясения в истории Японии и последовавшего цунами. 

В 2011 году в экономике Японии произошла дефляция (снижение общего уровня цен). В следующем и следующем году инфляция выросла на 0,5%, а это означает, что общий уровень цен на товары и услуги вырос, то есть снизилась покупательная способность денег, обесценились деньги — они потеряли часть своей реальной стоимости. Безработица в 2011 году снизилась на 1,1%. Этот факт говорит о том, что общая численность экономически активного населения Российской Федерации в последнее время растет. Следует отметить, что в 2013 году безработица в России выросла на 0,3%. Это может быть связано с тем, что число неофициально зарегистрированных работников увеличивается. Такая ситуация в первую очередь выгодна работодателям (нет пенсионных и страховых взносов), а также некоторым слоям рабочего класса.      

Государственный долг в России за период 2011-2013 гг. Снизился на 0,4%. В настоящее время он составляет 10,4% ВВП. В то же время наша страна должна 2,5% ВВП внешним кредиторам и 7,9% внутренним кредиторам. Эти цифры очень малы, и аналитики уверены, что правительство может позволить себе долги даже на 30%. Эти цифры государственного долга были объявлены премьер-министром России Владимиром Путиным на заседании президиума правительства.     

Конечно, если вы работаете только с голыми цифрами, то на самом деле долг около 10% ВВП составляет около 5 трлн. рублей — незначительная сумма, а на фоне мировых долгов — вообще ничего. Так, в США государственный долг достиг 100%, в Японии — более 200%. Учитывая сложившуюся ситуацию и специфику нашей страны, такой показатель задолженности для российского бюджета вполне нормален.    

На данный момент аналитики не видят существенных угроз финансовой стабильности в связи с ростом государственных корпоративных долгов. Однако через 10 лет динамика роста ВВП и кредитных обязательств может сделать ситуацию угрожающей. 

Значение инфляции в России за анализируемый период снизилось на 1,6% и составило 6,8% в 2013 году. Однако следует отметить, что в 2012 году наблюдалось минимальное значение инфляции за последние 10 лет — 5,1%.

Основной причиной инфляции в России является не избыток денежной массы, а отсутствие реальных путей преобразования поступающих в экономику средств — в виде инвестиций. В то же время борьба с инфляцией путем сдерживания роста денежной массы приводит к стагнации в несырьевых секторах экономики, что, в свою очередь, приводит к дисбалансу спроса и предложения товаров и услуг по отношению к на денежную массу, поступающую на потребительский рынок из сырьевых секторов и бюджета. 

Рыночная экономика — это такая экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества решаются, прежде всего, через конкурентный механизм ценообразования. Однако в настоящее время в чистом виде этот тип экономики не характерен для развитых государств. 

Государственное регулирование экономики — это целенаправленный, координирующий процесс административного воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешнего рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов с целью достижения равновесного роста всей экономической системы.

В этой главе рассматриваются основные макроэкономические показатели ряда развитых стран (США, Япония), а также Российской Федерации. Главной особенностью экономики США является реактивная (адаптивная) модель. Это позволяет четко реагировать на изменения рынка. Это обеспечивается мобильностью структур и функций регулирующих органов, изменением рычагов прямого и косвенного регулирования на макро- и микроуровнях, а также сочетанием различных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.   

Для японской экономики характерна проактивная модель государственного регулирования, которая предусматривает предотвращение возможных сбоев рыночного механизма путем «точного» дозирования объема государственного вмешательства, использования планирования, координации или корректировки рекомендаций на переговорах между государством и предпринимателями. Мировая экономика. Вся статистика: Страны мира: экономика Японии. 

Модель российской экономики характеризуется тем, что на современном этапе развития наблюдается снижение возможностей и значения, ставших традиционными для экономик западно-западных стран инструментов макроэкономического регулирования, и, соответственно, наблюдается повышение роли и значения институциональных преобразований, а также мер административного регулирования на отраслевом уровне.

3. Перспективы повышения эффективности государственного регулирования в России

Цель долгосрочного развития России: Россия должна стать частью наиболее развитых стран мира. Это означает, что вам необходимо вступить в клуб развитых стран по основным экономическим и социальным показателям в исторически прогнозируемый период, например, через 20-30 лет. 

Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день концепций инновационного развития России является «Стратегия 2020».

Стратегия 2020 — это краткое общепринятое название обновленной версии Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, подготовленной по распоряжению правительства России в 2011 году. Подготовка новой версии стратегии была запущен в декабре 2010 года по распоряжению премьер-министра В. Путина. На площадках НИУ ВШЭ и РАНХиГС создана 21 экспертная группа под руководством ректоров Ярослава Кузьминова и Владимира Мау.  

Основные вопросы экономического роста, которые меня интересуют, — это группа 1 во главе с В. Мау и Е. Ясином «Новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности ». Стратегия 2020 основана на двух основах — новой модели экономического роста и новой социальной политике. Новая модель роста необходима, потому что предыдущая модель, которая основывалась на быстром росте внутреннего спроса и цен на российские экспортируемые товары, себя исчерпала. Без новой модели роста новая социальная политика невозможна: России нужны темпы экономического роста не менее 5% в год. Более того, это должен быть рост, не основанный на экспорте сырья и государственном перераспределении ресурсов из сырьевого сектора в сектора экономики с низкой эффективностью и высокой занятостью.    

Одной из основных идей «Стратегии 2020» является маневр, позволяющий использовать ранее не использованные факторы конкурентоспособности — качественный человеческий потенциал, научный потенциал. Новая социальная политика должна учитывать не только интересы уязвимых групп населения, но и те, которые способны реализовать потенциал инновационного развития. Это средний класс, который с экономической точки зрения характеризуется способностью выбирать модели трудового поведения и потребления.  

Новая модель роста может быть построена с последовательным снижением инфляции и принятием бюджетных правил, регулирующих бюджетные расходы в зависимости от долгосрочной цены на нефть. Это необходимо для того, чтобы бюджет был стабильным и сбалансированным, чтобы остановить неоправданный и неэффективный рост расходов. Второй комплекс мер, связанных с формированием новой модели, связан с устранением институциональных барьеров для экономического роста. Это попытка сделать внешнюю среду менее агрессивной по отношению к бизнесу, улучшить деловой климат и создать конкурентную среду. «Стратегия 2020» определяет основные проблемы и препятствия в государственном регулировании, которые сдерживают экономический рост и экономический спрос на инновации.    

Экономика ближайшего будущего будет постиндустриальной, в ее основе — сфера услуг, ориентированная на развитие человеческого капитала: образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн. У России есть конкурентные преимущества в этой области, но они быстро теряются из-за постоянного недофинансирования социальных систем и их неэффективного управления. Предложения Стратегии 2020 в социальной сфере основаны на стремлении восстановить и закрепить сравнительные преимущества страны в сфере образования, культуры и медицины.  

Для этого предоставление услуг, связанных с развитием человеческого капитала, должно перестать быть государственной квазимонополией, где некоммерческие и частные операторы могут пользоваться только услугами, которые государственная социальная система не может предоставить. Необходимо реструктурировать бюджетную сферу, равенство организаций всех форм собственности (включая некоммерческие организации и частный бизнес) в предоставлении бюджетных услуг, развитие профессиональных сообществ и передачу им некоторых регулирующих функций и, Конечно, конкурентоспособная оплата в государственном секторе. 

Такой подход требует «бюджетного маневра» — частичной смены приоритетов в бюджетных расходах. К 2020 году предлагается увеличить финансирование инфраструктуры и человеческого капитала на 4% ВВП, чтобы сохранить сбалансированный бюджет при одновременном сокращении других расходов на 4% ВВП (в основном за счет расходов на оборону и безопасность, расходов на государство аппаратура и субсидии предприятиям). 

Оценивая перспективы развития каждой из областей, рассматриваемых в Стратегии, разработчики рассмотрели несколько сценариев — инерционный (если не проводятся реформы), жесткие сценарии реформ (когда он проводится проигравшим сторонам, их потери не возмещаются) и оптимальные сценарии реформ, которые максимально учитывают интересы различных заинтересованных групп. Таким образом, политики, которые анализируют стратегию, имеют выбор. 

Итак, основной проблемой группы 1 было рассмотрение соотношения импорта и экспорта. Экспорт и импорт товаров, по мнению опрошенных экспертов, будут расти. Однако в настоящее время уже невозможно значительно увеличить экспорт сырья, что, в свою очередь, говорит о том, что экспертное сообщество предполагает увеличение экспорта несырьевых материалов. Тем не менее, ожидаемый объем импорта по-прежнему превышает ожидаемый объем экспорта. Учитывая это, ожидается устойчивая тенденция к снижению торгового баланса государства, хотя эксперты считают, что валютные резервы будут расти. Государственный бюджет, вероятно, будет иметь небольшой дефицит в долгосрочной перспективе, около 1,5-2% ВВП. Большинство экспертов не считают, что российская экономика переживает рецессию. Если рецессия действительно произойдет, то, по их мнению, это наиболее реально в 2015 году.       

Большинство экспертов (78%) считают возможным для России профинансировать дефицит бюджета путем увеличения государственного долга до 20-25% ВВП. Кроме того, большинство опрошенных экспертов согласились с тем, что российский бюджет вряд ли может позволить объявленное правительством увеличение расходов на оборону. В то же время большинство выступает против сокращения социальных расходов. Более 80% экспертов считают, что модернизация российской промышленности невозможна без расширения внутренней и внешней конкуренции, открытия внутренних рынков, в том числе топливно-энергетического комплекса. Большинство считает чрезмерным присутствие государства в экономике, а большинство считает реформу политических и других институтов общества необходимым условием экономического развития.    

Результаты опроса более 1000 руководителей промышленных организаций (C, D, E, по данным ОКВЭД) свидетельствуют о довольно неблагоприятном состоянии инвестиционного и делового климата в России, сложившегося в 2011 году.

Охлаждение делового климата и, соответственно, замедление инвестиционных процессов затронули все субъекты крупного, среднего и, в частности, малого бизнеса. Таким образом, распределение промышленных предприятий по количеству занятых в производстве позволяет утверждать, что наиболее пессимистичная картина предпринимательских мнений по этому вопросу наблюдалась для предприятий с численностью до 250 человек, тогда как результаты в группе предприятий с 500 и более 1000 человек были более оптимистичными. Очевидно, что особенностью малого бизнеса является наибольшая степень зависимости от динамики макроэкономических показателей и факторов окружающей среды. Так, около 40% респондентов указали на неудовлетворительное состояние делового и инвестиционного климата в стране .    

Несмотря на глобальный характер проблем, поднятых в Стратегии 2020, весьма вероятно, что в следующем году она может быть отложена на второй план, поскольку предложения стратегии слишком сильно расходятся с приоритетами российского правительства. 

С развитием рыночной экономики сфера косвенного регулирования значительно расширяется, сужая при этом возможность прямого вмешательства государства в экономические процессы. Таким образом, бюджетная политика, которая формируется Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, является мощным инструментом регулирования экономики. Бюджетный процесс регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации. Несомненно, одну из важнейших ролей в государственном регулировании играет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.   

В настоящее время большое значение в государственном регулировании отводится решению социально-экономических проблем: «создаются ориентиры для ресурсного обеспечения государственных программ и оценки рисков бюджетного дисбаланса при различных прогнозных сценариях, а также рекомендуемый алгоритм действий для их реализации ».

Проблема пенсионной реформы стоит особенно остро. Основная задача государства — принять новую стабильную, понятную пенсионную формулу, которая бы побуждала граждан выходить на пенсию позже, а бремя страхования должно оставаться приемлемым для бизнеса. Реформа пенсионной системы в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике на 2014–2016 годы является одной из ключевых задач, которые необходимо решить как можно скорее. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике на 2014–2016 годы

Государственное регулирование экономики не может успешно функционировать без сильной, хорошо продуманной законодательной базы. Развитие налоговой системы и ее конкурентоспособность — путь к лучшему регулированию экономики государством. Требуется упростить налоговый учет и приблизить его к бухгалтерскому учету, повысить эффективность мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов.  

Государство также считает поддержку малого и среднего бизнеса приоритетной задачей. «По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, за последние 10 лет малые предприятия показали темпы роста, превышающие общие экономические показатели. Таким образом, ежегодный прирост занятости в секторе малых компаний в 8 раз выше, чем для всех компаний, а инвестиционная активность в 3 раза выше, чем годовой темп роста инвестиций в основной капитал в экономике в целом. Каждая третья компания в стране и каждый четвертый сотрудник работает в сфере малого бизнеса. » 

Сегодня очевидно, что малый и средний бизнес выполняет ряд государственных задач: развитие конкуренции, внедрение инноваций и регулирование занятости. Однако в развитии малого и среднего бизнеса по-прежнему существует ряд проблем: трудности с поиском источников финансирования, отсутствие благоприятной бизнес-среды, высокие налоговые вычеты, монополизация местных рынков. 

Таким образом, основными задачами государства являются обеспечение комплексности решения проблем экономического, социального и институционального развития, что является условием обеспечения нового качества экономического роста, и, следовательно, создание условий для неуклонного роста на уровне благосостояния граждан.

Вывод

Государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на различные отрасли экономики и быта. Однако не следует предполагать, что такое обширное государственное регулирование лишает предприятия, предпринимателей и граждан экономической свободы. В рыночных условиях даже при наличии многочисленных видов и методов государственного регулирования оно ограничено, вынуждено, создавая тем самым социально-экономические и правовые условия и основу для дальнейшего продвижения рыночных реформ и рыночных преобразований во всем мировом опыте государственное регулирование экономики, которое следует изучить. Рассматривая государственное регулирование товарных рынков, отметим, что здесь применяются административные и экономические методы, обеспечивающие коррекцию негативных последствий и сбоев рынка.    

Основными задачами государства являются обеспечение комплексности решения задач экономического, социального и институционального развития, что является условием обеспечения нового качества экономического роста, и, следовательно, создание условий для устойчивого роста на уровне благосостояния граждан.

Были рассмотрены основные макроэкономические показатели ряда развитых стран. Главной особенностью экономики США является реактивная (адаптивная) модель. Это позволяет четко реагировать на изменения рынка. Это обеспечивается мобильностью структур и функций регулирующих органов, изменением рычагов прямого и косвенного регулирования на макро- и микроуровнях, а также сочетанием различных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса. , Для японской экономики характерна проактивная модель государственного регулирования, которая предусматривает предотвращение возможных сбоев рыночного механизма путем «точного» дозирования объема государственного вмешательства, использования планирования, координации или корректировки рекомендаций на переговорах между государством и предпринимателями. 

Модель российской экономики характеризуется тем, что на современном этапе развития наблюдается снижение возможностей и значения, ставших традиционными для экономик западно-западных стран инструментов макроэкономического регулирования, и, соответственно, наблюдается повышение роли и значения институциональных преобразований, а также мер административного регулирования на отраслевом уровне.