Государственное регулирование миграции рабочей силы

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 22.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Демографическая проблема - глобальная проблема человечества
Международная миграция рабочей силы. Причины и последствия. Направления миграции
Количественные показатели межстранового перемещения рабочей силы
Основные центры притяжения рабочей силы

 

Введение:

В современном мире миграция стала важной, неизбежной и потенциально полезной составляющей экономической и социальной жизни любой страны.

Такое явление, как трудовая миграция, было известно еще в 10 веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялась социальная система, а, следовательно, и мировоззрение людей. Государства уже тогда пытались управлять, систематизировать и регистрировать миграционные процессы. Поэтому, на мой взгляд, проблема миграции сейчас очень актуальна. 

Многие имеют возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди путешествуют на территорию другой страны, пытаясь найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Процесс интернационализации производства, который активно происходит во всем мире, сопровождается интернационализацией труда. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одного региона и страны в другой. Создавая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает неоспоримые преимущества для стран, которые принимают и поставляют рабочую силу. 

Одним из проявлений интернационализации и демократизации экономической и социокультурной жизни человечества, а также последствий острых этнических конфликтов, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются масштабные внутренние и межстрановые движения населения и трудовых ресурсов в различных формах. Это добровольные мигранты, вынужденные переселенцы и беженцы. 

Мировое сообщество, почувствовав масштабы, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по урегулированию острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.

Таким образом, актуальность выбранной темы государственного регулирования миграции очевидна.

Сущность международной миграции

Миграция такая же древняя, как и сам человек. Считается, что одно из первых научных определений миграции было дано в 1885-1889 гг. Английский ученый Э. Равенштейн, понимая под ним постоянное или временное изменение места жительства человека. 

Термин «миграция» означает перемещение или перемещение. Миграция сложное социальное явление, которое отличается значительным размахом и разнообразием. Это один из лучших показателей социально-экономического состояния общества. 

Трудовая миграция это перемещение трудоспособного населения, вызванное экономическими причинами. В зависимости от того, пересекаются ли границы страны, различают внутреннюю и внешнюю миграцию. 

Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и деревней, но население страны не меняется.

Внешняя миграция затрагивает население страны, увеличивая его по количеству людей, которые переехали в эту страну, и уменьшая по количеству людей, покинувших страну.

Международная трудовая миграция это процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более благоприятных условиях, чем в стране происхождения, определяемый соотношением спроса и предложения на рынке труда.

Как процесс представляет собой единство иммиграции, эмиграции, реэмиграции.

Иммиграция въезд в страну для постоянного или временного, обычно длительного проживания, из другой страны.

Эмиграция выезд из страны на постоянное или временное, но длительное проживание в другой стране.

Реэмиграция возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

Вам также следует знать следующие понятия, используемые при изучении проблем международной миграции:

  • Миграционный баланс это разница между иммиграцией из страны и эмиграцией в страну.
  • «Утечка мозгов» это международная миграция высококвалифицированных кадров.

На международном уровне существуют различные организации, занимающиеся проблемами трудовой миграции. Это Международная организация по миграции, Международная организация труда, Комиссия ООН по народонаселению, Верховный комиссар ООН по делам беженцев и т. д. 

Целью сотрудничества с международными и зарубежными организациями в сфере трудовой миграции является оказание практической помощи и сбор средств для решения возникающих миграционных проблем, в том числе трудоустройства граждан Республики Беларусь за рубежом и привлечения иностранной рабочей силы.

В соответствии с классификацией Международной организации труда (МОТ) существует пять основных типов современной международной миграции:

  1. мигранты, переезжающие на постоянное место жительства;
  2. работа по контракту, в котором четко указана продолжительность пребывания в принимающей стране;
  3. профессионалы с высоким уровнем подготовки, соответствующим образованием, практическим опытом работы, а также преподаватели и студенты, переходящие в глобальную систему высшего образования;
  4. нелегальные иммигранты, в том числе иностранцы с просроченной или туристической визой, которые тем не менее занимаются трудовой деятельностью;
  5. беженцы лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за любой угрозы. 

В мировой практике разработана следующая классификация форм трудовой миграции:

  • миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;
  • миграция между промышленно развитыми странами;
  • миграция между развивающимися странами;
  • миграция квалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;
  • миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны;

Причины международной трудовой миграции

Причины международной трудовой миграции делятся на экономические и неэкономические.

Экономические причины трудовой миграции в мировой экономике включают в себя:

  • различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, различия в уровнях заработной платы, жизни, социального обеспечения;
  • различия в уровне безопасности разных стран трудовыми ресурсами;
  • несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;
  • состояние национального рынка труда.

Неэкономические причины включают политические, национальные, экологические, образовательные, культурные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, приводящие к миграции, которая часто является стихийной, внезапной и даже массовой.

Центры привлечения труда. В мировой экономике развиты центры привлечения рабочей силы. Старые или традиционные центры США, страны Западной Европы, Австралия. Новые центры нефтедобывающие страны Ближнего Востока, страны с переходной экономикой в ​​Азиатско-Тихоокеанском регионе, страны Африки и Латинской Америки. 

Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции неквалифицированной рабочей силы является поиск любой работы. Эта причина наиболее характерна для стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Он проходит в основном из стран Азии и Африки в Западную Европу, из стран Латинской Америки в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы. 

В промышленно развитых странах важным мотивом миграции является поиск конкретной работы с целью самовыражения, лучших социально-культурных и психологических условий жизни и т. д. здесь также присутствуют экономические причины миграции, но они имеют другое значение: Например, высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграции квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны. 

Наибольшую роль в развитии мировой экономики международная трудовая миграция начала играть после Второй мировой войны. Распад СССР значительно увеличил мобильность населения бывших советских республик, что привело к увеличению числа международных трудовых мигрантов. 

Первоначально международная трудовая миграция была спонтанной. Но затем принимающие страны попытались внедрить его в организационные рамки. Итак, уже в конце 19 и начале 20 веков. в Германии, Франции, Швейцарии был распространен временный наем иностранных работников на определенный период времени, предусматривающий их обязательную депортацию. их отъезд обратно на родину. В Соединенных Штатах Америки с конца 19 века. иммиграционный контроль был введен. 

В настоящее время практически все страны мира активно влияют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на максимизацию эффекта положительного воздействия международной миграции и на минимизацию негативных последствий этого явления как для стран-доноров, так и для стран-получателей. 

Трудовая миграция является сложным и неоднозначным явлением, поскольку она может оказывать положительное и отрицательное влияние на экономическое и социальное развитие стран, как принимающих, так и отдающих.

Последствия трудовой миграции для стран иммиграции (куда прибывают мигранты, т.е. принимающая страна).

Положительное влияние на экономику:

  • из-за притока иностранных работников с высокой мобильностью облегчаются структурные, отраслевые и другие измерения в экономике;
  • иммигранты способствуют омоложению нации, поскольку они обычно эмигрируют наиболее мобильную часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
  • Значительная экономия достигается за счет затрат на обучение рабочих и специалистов;
  • иммигранты расширяют возможности внутреннего рынка, а деньги, собранные на их счетах, используются для экономики;
  • иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная рабочая сила; поэтому местные фирмы сокращают расходы на заработную плату.

Негативное влияние на экономику:

  • ситуация на рынке труда ухудшается из-за увеличения предложения труда и ограничений на работу;
  • происходит снижение цен на национальную рабочую силу, поскольку предложение рабочей силы на рынке труда растет;
  • спровоцированы конфликты между коренным населением и иммигрантами.

Последствия для стран эмиграции (куда уходит рабочая сила, т. е. отправляющая страна).

Положительное влияние на экономику:

  • эмиграция облегчает ситуацию на национальном рынке труда;
  • из-за рубежа обученные и более квалифицированные рабочие возвращаются в страну;
  • переводы иностранной валюты из-за рубежа являются важным источником дохода для страны;
  • по возвращении на родину мигранты приносят с собой материальные активы и сбережения, приблизительно равные сумме их денежных переводов.

Таким образом, неоднозначность последствий международной трудовой миграции как для стран-экспортеров, так и для стран-импортеров приводит к необходимости разработки мер по обеспечению нормального функционирования национальной экономики этих стран, то есть государственной миграционной политики. 

Международное регулирование международных процессов трудовой миграции

Почти все страны мира принимают меры, ограничивающие международную миграцию. Миграция приводит к увеличению общего объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Тем не менее, положительные экономические последствия миграции могут совпадать с отрицательными последствиями, которые также имеют место. Одним из них является финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Это особенно очевидно, когда развитые страны расположены близко или даже граничат с менее развитыми государствами. Типичным примером являются, с одной стороны, Соединенные Штаты, Мексика и страны Карибского бассейна, с другой Франция и Магриб, Германия и Турция. Такая близость приводит к притоку не только легальных иммигрантов, которые требуют финансовых затрат либо на материальную поддержку, либо на депортацию. 

Проблемы, связанные с международной трудовой миграцией, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось намного раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. Уже в конце 18 века в Англии были приняты законы, запрещающие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение 19-го века многие европейские страны приняли законы, ограничивающие въезд нежелательных лиц. В то же время страны начали заключать двусторонние конвенции, регулирующие вопросы миграции, некоторые из которых все еще действуют. 

Законы большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами людьми, которые переезжают в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами людьми, которые приезжают в страну временно и (или) не подать заявку на постоянное проживание там.

Хотя неиммигранты часто могут оставаться и работать в принимающей стране в течение длительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой иммиграции.

Как правило, государственное регулирование осуществляется посредством принятия финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммигрантов) или на поощрение мигрантов к возвращению на родину (реэмиграция).

Целью межгосударственной миграционной политики является максимизация положительного воздействия международной миграции, минимизация негативных последствий этого явления как для стран-доноров, так и для стран-получателей.

Инструменты регулирования трудовой миграции

Механизм национального и международного регулирования трудовой миграции включает в себя сочетание следующих инструментов:

  • создание соответствующих государственных учреждений;
  • нормативные правовые регуляторы импорта-экспорта рабочей силы;
  • международные соглашения (двусторонние и многосторонние соглашения);
  • требования к качеству иностранной рабочей силы (справка об образовании, опыт работы по специальности);
  • прямые квоты и косвенное регулирование импорта рабочей силы;
  • регулирование на основе экономических критериев;
  • административные меры по обеспечению ввоза рабочей силы;
  • экономическая помощь регионам массовой эмиграции;
  • формирование эмиграционного климата;
  • валютная и банковская политика (льготы по депозитам в иностранной валюте, открытие иностранных филиалов отечественных банков, использование иностранных банков);
  • финансовая политика;
  • инвестиционная и налоговая политика;
  • таможенная политика и др.

Международная организация труда (МОТ), созданная в 1919 году, является учреждением Организации Объединенных Наций, обладающим особыми полномочиями в области труда.

Государственное регулирование миграции рабочей силы

Цель МОТ обеспечить производительную и оплачиваемую занятость для всех на основе принципов социальной справедливости и равенства. В рамках МОТ приняты конвенции и рекомендации, устанавливающие стандарты труда в области заработной платы, рабочего времени, праздников и охраны труда. 

Беларусь является членом МОТ с 1954 года. Деятельность Организации в стране основана на Программе целей страны, основанной на стратегических целях МОТ и направленной на решение социальных и трудовых проблем, актуальных для республики. 

На 2009 год членами МОТ являются 182 страны. 

Международная организация по миграции (МОМ) была основана в 1951 году . Основными функциями МОМ являются: осуществление упорядоченной и спланированной миграции граждан, организация перемещения беженцев, предотвращение «утечки мозгов», консультации по миграции вопросы. МОМ не является частью агентств ООН, но тесно сотрудничает с ней. 

Деятельность МОМ осуществляется в соответствии с принципом, согласно которому гуманная и упорядоченная миграция выгодна для всех. Этот принцип реализуется путем предоставления услуг и консультаций правительствам и мигрантам. 

МОМ работает в четырех основных областях управления миграцией: миграция и развитие, содействие миграции, управление миграцией и принудительная миграция.

Комплексные мероприятия в этих областях включают продвижение международного законодательства в области миграции, обсуждение и помощь в разработке стратегии, защите прав мигрантов, здоровье мигрантов и гендерной оценке миграции. 

С ноября 1994 года Республика Беларусь имеет статус наблюдателя в Международной организации по миграции. В декабре 1996 года в Минске было открыто представительство МОМ, а 5 мая 1999 года было ратифицировано соглашение о сотрудничестве между Правительством Республики Беларусь и МОМ. 

29 ноября 2005 г. на 90-й сессии Совета МОМ в Женеве Республика Беларусь была принята в качестве полноправного члена Организации. 

Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) занимается вопросами защиты беженцев, реализацией долгосрочных решений, прежде всего репатриацией.

Система мониторинга миграции (SOPEMI) при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) координирует деятельность национальных отделов иммиграции.

Комиссия ООН по народонаселению имеет соответствующий фонд, часть которого используется для субсидирования национальных программ в области миграции населения.

В ряде международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержатся специальные правила, касающиеся физического состояния трудящихся-мигрантов. Конвенции ЮНЕСКО содержат положения, направленные на повышение уровня образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. 

В Европе Межправительственный комитет по миграции (SIME) отвечает за обеспечение и защиту прав трудящихся-мигрантов.

Иммиграционная политика

Политика, основанная на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о которой их немедленно предупреждают. Эта политика направлена ​​на постоянное обновление рабочих-мигрантов, так называемую ротационную иммиграцию. 

Для ограничения продолжительности пребывания в стране членам семьи иммигранта запрещен въезд.

Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи.

Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и подразумевающая право на получение гражданства после определенного периода.

Большинство принимающих стран используют избирательный подход к регулированию иммиграции. Это означает, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые необходимы в данной стране, ограничивая въезд всех остальных. 

Список желаемых иммигрантов варьируется от страны к стране, но они обычно делятся на следующие категории:

  • работники, которые готовы за минимальную заработную плату выполнять тяжелые, вредные, грязные и неквалифицированные работы строительные, коммунальные, сезонные, коммунальные работники;
  • специалисты для новых и перспективных отраслей программисты, высокоспециализированные инженеры, сотрудники банков;
  • представители редких профессий огранщики алмазов, реставраторы живописи, врачи, практикующие альтернативные методы лечения;
  • всемирно известные специалисты врачи, спортсмены, музыканты, художники, ученые, писатели;
  • крупные бизнесмены переносят свою деятельность в принимающую страну, вкладывают капитал и создают новые рабочие места.

Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы. Законы всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и опыту работы по специальности. Минимальным требованием для получения образования является завершение полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно быть подтверждено соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом должен быть повторно подтвержден или оценен в принимающей стране на соответствие требованиям специалиста в соответствующей области страны и требованиям выпускника по данной специальности в стране, экспортирующей рабочую силу. Приоритет при приеме на работу отдается принимающим странам специалистами с опытом работы не менее 3-5 лет по специальности. Рекомендательные письма также могут потребоваться. 

Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов. Законодательство принимающей страны устанавливает строгие требования в отношении здоровья иммигрантов. Наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИДа, не допускаются в страны. Иммигранты обязаны предоставить справку о состоянии здоровья, заверенную консульским учреждением страны пребывания, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной предел иммигрантов устанавливается законом в зависимости от отрасли, в которой они намерены работать. Обычно это колеблется от 20-40 лет. 

Политические ограничения. Чаще всего члены террористических и профашистских организаций по закону иммигрируют. 

Количественная оценка квот. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут быть введены во всей экономике в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы во всех трудовых ресурсах; в отдельных отраслях определяют максимальную долю иностранных работников в общей численности работников этой отрасли; на определенных предприятиях определение максимальной доли иностранных работников на одном предприятии; или в качестве ограничения на общее количество иммигрантов, прибывающих в страну в течение года. 

Экономическое регулирование. Он вводит определенные финансовые ограничения, которые обеспечивают сокращение числа иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только после достижения определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Физические лица имеют право иммигрировать только в том случае, если они готовы вложить в экономику принимающей страны законную сумму, доказать законность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. Согласно законодательству некоторых стран, иммигранты обязаны оплачивать регистрацию иммиграции и трудоустройство на местном предприятии. Некоторые льготы предоставляются руководителям корпораций, имеющих право заключать сделки от своего имени, состоятельным иностранцам, которые готовы использовать труд местных жителей в домашнем хозяйстве. 

Временные ограничения. Законодательство большинства стран устанавливает максимальный срок пребывания иностранных работников на их территории, после чего они должны либо покинуть страну пребывания, либо получить разрешение компетентных органов на продление срока пребывания в ней. Часто для людей, имевших статус стажеров или студентов в принимающей стране, существуют строгие правила, которые не позволяют продлить пребывание в ней, требуя обязательного выезда на родину, пребывания там не менее нескольких лет, только после чего они получить право вернуться в принимающую страну. 

Запреты. Явные и скрытые запреты на найм иностранной рабочей силы обычно содержатся в законах о профессиях, которые иностранцам запрещено практиковать. Явный запрет прямо перечисляет отрасли или специальности, в которых иностранцы не могут работать. Скрытые запреты, напротив, устанавливают список отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, тем самым блокируя доступ иностранцев к ним. Обычно для любого перемещения иммигрантов, смены профессии, смены работы требуется дополнительное разрешение от иммиграционных властей, которые также могут отказать в его выдаче. Конечно, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пересекается полицейскими методами, которые, однако, далеко не всегда эффективны. 

Система санкций против нелегальных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занимающихся нелегальным ввозом рабочей силы, и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

Незаконный въезд в страну считается преступлением. За его совершение предусмотрены депортация, штрафы и (или) лишение свободы. Подобное преступление, совершенное повторно, наказывается повторной депортацией, большим штрафом и более длительными сроками лишения свободы. За незаконное посредничество или наем нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, штрафы настолько велики, что могут привести к краху некоторых крупных фирм и предприятий. 

Географические приоритеты. Практически в каждой стране, принимающей иммигрантов, законодательно устанавливается географическая и национальная структура иммиграции. Обычно это регулируется количественными квотами на въезд для иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства в рамках географических квот проводят лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона. 

Общим для всех иммиграционных стран является положение о том, что, несмотря на действующее законодательство, его применение зависит от колебаний на рынке труда , специализации и квалификации мигранта, а также от страны его происхождения.

Эмиграционная политика

Двойственное влияние на экономику и демографию также отражено в эмиграционной политике государств, из которых происходит отток трудовых ресурсов.

Можно выделить следующие направления эмиграционной политики государств:

  • стимулирование трудовой миграции;
  • ограничение трудовой миграции;
  • создание условий для реэмиграции;
  • создание условий для адаптации реэмигрантов на дому.

Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

  • строгие требования к посредническим фирмам, занимающимся наймом рабочей силы, предоставлению им финансовых и юридических гарантий занятости и созданию нормальных условий жизни для эмигрантов;
  • ограничение выдачи паспортов;
  • запрет (прямой или косвенный) на отъезд определенных категорий работников и введение эмиграционных квот;
  • установление сроков обязательных работ после завершения обучения за государственный счет;
  • проведение валютной и банковской политики, способствующей переводу иностранной валюты из-за рубежа;
  • предоставление льгот по вкладам в иностранной валюте (повышение процентов по вкладам, освобождение от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на переводы в иностранной валюте и т. д.) продажа необлагаемых налогом ценных бумаг трудящимся-мигрантам;
  • проведение таможенной политики, предусматривающей льготы для возвращающихся трудящихся-мигрантов.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные учреждения принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанные двусторонние и многосторонние соглашения.

Как правило, в решении иммиграционных вопросов участвуют как минимум три государственных ведомства:

  • Министерство иностранных дел через свое консульство для выдачи въездных виз,
  • Министерство юстиции в лице иммиграционной службы или других органов пограничного контроля, которые непосредственно соблюдают режим въезда, установленный законом,
  • Министерство труда контролирует использование иностранной рабочей силы.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранта выдается на основании подписанного с работодателем договора о его трудоустройстве и заключения Министерства труда о том, что эта работа, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам, не может быть выполнена местным работников. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциальному иммигранту его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов отрасли. 

Нормативно-правовая база иммиграции в большинстве принимающих стран представлена ​​огромным количеством законов и нормативных актов.

Содействие реэмиграции

Многие правительства предпринимают активные шаги, чтобы побудить иммигрантов вернуться домой. Среди традиционных государственных мер по реэмиграции следующие.

Программы стимулирования реэмиграции. Они включают в себя широкий спектр мероприятий от мер по принудительной репатриации нелегальных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, которые хотят вернуться на родину. В западноевропейских странах (Германия, Франция, Нидерланды) предусмотрены программы стимулирования реэмиграции, предусматривающие выходное пособие за добровольное увольнение иммигрантов и их отъезд на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались только после заявления иммигранта о своем желании покинуть страну пребывания, а в других через некоторое время после его фактического возвращения домой. Более того, получение выходного пособия лишило иммигранта права на въезд в страну пребывания. Пособия выплачивались за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений компании, которая наняла иммигранта на работу. Хотя считалось, что этот метод финансирования не накладывает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы были очень значительными из-за необходимости создания электронной системы государственной регистрации иммигрантов и оплаты труда. преимущества. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается очень низкой. 

Программы обучения для иммигрантов. В качестве средства, способного побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, Германия, Нидерланды) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. Согласно логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу, что будет стимулировать их возвращаться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в этих программах был довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало работу по этой специальности на дому. Поэтому большинство иммигрантов предпочитают сохранить свою существующую, хотя и низкооплачиваемую, работу в развитых странах, чем вновь эмигрировать на родину и попытаться найти там лучшую работу. 

Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами труда об инвестировании части денежных переводов трудящихся на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могут стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия принимали форму кооперативов, совместных предприятий, акционерных обществ. Эта форма была наиболее развита в двусторонних отношениях Германии и Турции. В некоторых случаях новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали точкой притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмигрантов из Турции. 

Несмотря на активные усилия правительств принимающих стран, большинство стимулирующих программ по реэмиграции не достигли своих целей: при незначительном увеличении реэмиграции в начале их осуществления отъезд на родину резко сократился, поскольку финансирование программ сократилось. Однако главная причина их низкой эффективности заключается в том, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в их реэкспорте и не предпринимают надлежащих усилий для сокращения эмиграции. 

Заключение

Международная трудовая миграция это процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более благоприятных условиях, чем в стране происхождения, что определяется соотношением спроса и предложения на рынке труда.

Основная причина миграции экономическая, но также может быть вызвана неэкономическими причинами: политическими, национальными, религиозными, экологическими и другими.

Миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие всех стран. Это один из самых сложных демографических процессов, поскольку совокупность межэтнических, политических, экономических и социальных факторов влияет на миграционное поведение населения. 

Мировой опыт показывает, что трудовая миграция дает несомненные преимущества как странам, принимающим рабочую силу, так и тем, кто ее предоставляет: процессы трудовой миграции помогают смягчить условия безработицы, создают дополнительный источник валютного дохода в виде дохода от эмигрантов для страны-экспортера , так как а также их приобретение знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные деньги в собственный бизнес, создавая дополнительные рабочие места. 

К негативным последствиям трудовой миграции относятся тенденции роста потребления средств, заработанных за рубежом, стремление скрыть полученные доходы, «утечка умов», а иногда и снижение квалификации работающих мигрантов и т. д.

Целью межгосударственной миграционной политики является максимизация положительного воздействия международной миграции, минимизация негативных последствий этого явления как для стран-доноров, так и для стран-получателей.

Большинство принимающих стран используют избирательный подход к регулированию иммиграции. Скрининг нежелательных иммигрантов проводится на основе требований к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественных и географических квот, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и других ограничений. 

Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства стран пребывания и стран-экспортеров рабочей силы, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними.

Реэмиграция стимулируется выплатой материальной компенсации оставшимся иммигрантам, созданием рабочих мест, профессиональной подготовкой иммигрантов и оказанием экономической помощи странам массовой эмиграции.

Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран, экспортирующих рабочую силу, на основе соглашений между ними, а также на основе конвенций и рекомендаций МОТ.

В Республике Беларусь сформировано миграционное законодательство, соответствующее международным стандартам, разработана Государственная миграционная программа, создана и действует интегрированная система правовой и социальной защиты мигрантов.