Государственное регулирование как инструмент снижения инфляции в национальной экономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 02.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
Сущность, причины и особенности инфляции в современной экономике России
Экономическая политика в условиях инфляции. Антиинфляционное регулирование


Введение:

Инфляция-сложное социально-экономическое явление. Как экономический феномен инфляция существует уже давно. Считается, что она появилась практически с появлением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если раньше инфляция обычно вызывалась чрезвычайными ситуациями (например, во время войны государство выпускало большие суммы бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия она стала хронической во многих странах.

Она обесценивает результаты труда, разрушает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за рубеж, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является наиболее эффективным средством перераспределения национального богатства-от более бедных слоев общества к более богатым, увеличивая тем самым его социальное расслоение.

Цель курсовой работы: изучить причины и особенности инфляции в Республике Беларусь и методы проведения государственной антиинфляционной политики.

Цели курсовой работы заключаются в следующем: 

1) познакомьтесь с теоретическими аспектами природы инфляции;

2) изучить особенности и причины роста инфляции в Республике Беларусь;

3) пересмотреть антиинфляционные нормативные акты Правительства.

При написании этой курсовой работы использовались различные источники. Следует отметить учебник Лемешевского И. М. "макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика", в котором подробно описаны этапы разработки антиинфляционной программы, на которые правительству в первую очередь следует обратить внимание при разработке мер борьбы с инфляцией. Следует также отдать должное учебнику под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора экономических наук, профессора О. И. Лаврушина, в котором четко и последовательно представлены типы текущих типов инфляции, а также социально-экономическое воздействие роста цен на население. Для статистических расчетов активно использовался официальный сайт Белстата, где в удобной форме представлены данные по Республике Беларусь за длительный период времени. Таким образом, в данной курсовой работе будет рассмотрена антиинфляционная политика, ее направления и инструменты, а также проводимая антиинфляционная политика в Республике Беларусь.

1. Сущность, формы и методы государственного регулирования инфляции в национальной экономике

1.1 понятие инфляции и ее причины 

Термин "инфляция" происходит от латинского слова inflation - раздувание. Термин впервые появился во время Гражданской войны 1861 - 1865 годов в Северной Америке для обозначения процесса увеличения денежной массы, необходимой для финансирования военных расходов.

В то же время общепринято, что инфляция определяется как процесс обесценивания денег вследствие переполнения каналов денежного обращения деньгами.

Прежде всего инфляция выступает как избыток средств платежа, превышение их количества в обращении над суммой товарных цен. Это также наличие денег, которые не обеспечены товарами, что приводит к росту цен или снижению покупательной способности денег.

Превышение денежной массы над товарным покрытием означает превышение совокупного спроса над совокупным предложением. В этой связи инфляцию можно также определить как дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.

Когда происходит инфляция, общий уровень цен в стране повышается, но не на рынке какого-то конкретного продукта. Однако цены не растут на все товары и услуги и часто имеют тенденцию меняться очень неравномерно: одни скачут, другие растут умеренными темпами, а третьи вообще не растут.

Основными внешними признаками инфляционного процесса являются следующие: 

1. долгосрочное повышение общего уровня цен (т. е. повышение цен практически на все товары и услуги), сопровождающееся падением покупательной способности денежной единицы.

2. Изменение курса национальной валюты.

3. Изменение условий предоставления займов. С ростом инфляции процентные ставки на кредитном рынке растут, а условия предоставления кредитов снижаются. Долгосрочное кредитование становится затруднительным. [1, с. 158]

Сегодня инфляция является одной из наиболее острых проблем современного экономического развития во многих странах мира и имеет ряд особенностей: если раньше инфляция была локальной, то теперь она широко распространена, всеобъемлюща; если раньше она охватывала более или менее длительный период, то есть носила периодический характер, то теперь она носит хронический характер.

Условием возникновения инфляции является преобладающая динамика номинальной денежной массы по сравнению с ростом национального дохода.

Курсовая политика - это комплекс мер, направленных на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Он используется в странах, открытых для внешнего мира и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится фактически главным препятствием на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте серьезно подорвано.

Основными антиинфляционными мерами являются::

1) прозрачное и широкое разъяснение планируемой антиинфляционной стратегии через средства массовой информации с целью завоевания общественного доверия и поддержки;

2) создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) за счет внутренних и внешних заимствований;

3) ужесточение бюджетной политики, направленной на существенное сокращение или ликвидацию существующего дефицита бюджета;

4) введение фиксированного обменного курса и ряда связанных с ним ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;

5) стимулирование экспорта и торможение импорта различными способами;

6) по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов будут отменены введенные ограничения и либерализованы соответствующие сферы экономической деятельности.

Существуют также институциональные методы антиинфляционной политики и денежной реформы.

Институциональные методы формируют общие условия и предпосылки для эффективной реализации антиинфляционной политики. Это процедура создания и укрепления институтов рыночной системы. Хорошо функционирующие рыночные механизмы создают стимулы для расширения предложения товаров и услуг, замедления или остановки роста цен и создания условий, в которых могут эффективно применяться другие антиинфляционные меры. Основным направлением институциональных преобразований в экономике является либерализация государственного регулирования рыночной деятельности, в частности, ослабление контроля за ценами и экспортно-импортными операциями.

Суть денежной реформы заключается в попытке изъять деньги из обращения и заменить их деньгами, обесцененными инфляцией. Вместо этого вводятся новые, стабильность которых гарантируется на самом высоком государственном уровне. Без других антиинфляционных мер любая денежная реформа не имеет самостоятельного значения для сдерживания инфляции. Денежные реформы могут осуществляться в различных формах. Наиболее распространенным подходом в последние годы стало проведение монетарных реформ в режиме "шоковой терапии" (рис.2.2) вместо постепенного снижения темпов инфляции (рис. 2.3).

Рисунок 2.2 - " шоковая терапия"

Рисунок 2.3-постепенное снижение инфляции

2.2 особенности инфляции и основные направления антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь

В начале экономических реформ инфляция существовала в экономике республики в скрытой форме и имела следующие существенные характеристики, аналогичные переходным постсоветским странам: общее превышение спроса над предложением (потенциально-инфляция спроса), искаженные ценовые пропорции, отражающие деформированную структуру экономики: низкие цены на сырье и преобладание неконкурентоспособной продукции на мировом рынке, высокие инфляционные ожидания населения.

В наших условиях невозможно использовать только традиционный комплекс мер антиинфляционной политики для борьбы с инфляцией. Мы не должны пренебрегать достижениями современной западной экономической науки, но и искать готовые рецепты решения наших проблем тоже не имеет смысла. Анализ общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности переноса опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не завершены.

В связи с возникновением хронического дисбаланса экономики в ходе проведения радикальных экономических реформ необходимо разработать эффективную антиинфляционную политику в условиях реформирования. Необходимы радикальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либерализация, стимулирующая предпринимательскую активность, законодательство. Вы должны немедленно приступить к упрощению и оптимизации управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса. Долгосрочное подавление инфляции может быть достигнуто путем создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную активность. Инвестиции также зависят от текущего уровня инфляции. Эмпирические данные за несколько лет свидетельствуют о падении инвестиционной активности, что является следствием неблагоприятного инвестиционного климата в Республике. Радикальное решение проблемы иностранных инвестиций зависит от институциональных изменений и законодательства о собственности и функционировании совместных и иностранных предприятий. Основы долгосрочного неинфляционного развития экономики закладываются на уровне предприятий. финансово Здоровое предприятие способно адекватно реагировать на колебания рынка, осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы и предпосылки инфляции издержек. В то же время существующие предприятия и производственные мощности испытывают большие экономические трудности, так как высокая себестоимость продукции, низкая рентабельность, значительные объемы скрытых субсидий на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничивают внутренний и внешний рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, увеличении неплатежей и крайне малой роли денежной сферы в функционировании производства. Поэтому важно как можно скорее улучшить финансовое состояние предприятий и решить проблему неплатежей.

Развитие инфляционного процесса также зависит от проводимой государством валютной политики. Растущая инфляция оказывает дополнительное понижательное давление на обменный курс национальной валюты. Принимая решение о девальвации в этих условиях, государство допускает появление дополнительного инфляционного импульса в экономике, который проявляется прежде всего в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых связей переносится на себестоимость отечественной продукции, при производстве которой используется импортное сырье и комплектующие. В общем, основной причиной инфляции является несоответствие денежной массы и товарного предложения. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно - кредитная политика будут скоординированы и иметь во главе общую цель-обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. В то же время денежно-кредитная политика должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а фискальная политика должна способствовать развитию производства. Модель, связывающая денежно-кредитную, налоговую и налоговую политику, создаст стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделает национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией. Основным направлением решения проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание рыночного механизма с государственным регулированием экономики, роль которого возрастает в условиях смешанной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня инфляция является одной из наиболее острых проблем современного экономического развития во многих странах мира. Если раньше инфляция обычно вызывалась чрезвычайными ситуациями, то за последние два-три десятилетия она стала хронической во многих странах.

Условием возникновения инфляции является преобладающая динамика номинальной денежной массы по сравнению с ростом национального дохода.

Инфляцию можно классифицировать по разным критериям, но ее основными 2-мя типами являются: инфляция спроса и инфляция издержек. Различные индексы цен используются в статистической практике для определения типа инфляции на основе ее роста, но наиболее распространенным и широко используемым является индекс потребительских цен.

Инфляция влияет на экономику как положительно, так и отрицательно. Это зависит от скорости его роста. Инфляция ухудшает положение тех, кто получает относительно фиксированный номинальный доход, и "субсидирует" или не оказывает негативного влияния на тех, чей номинальный доход является гибким.

Если в стране есть какие-то признаки инфляции, правительство должно либо бороться с ней, если она достигла больших размеров, либо проводить политику, которая ее контролирует. Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы-необходимый элемент экономической стабилизации. Для этого проводится антиинфляционная политика, то есть комплекс мер и механизмов государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Что касается Республики Беларусь, то с момента обретения ею независимости инфляция была, как и в любой другой нормальной стране, но мы должны обратить внимание на ее темпы роста: за последние 10 лет Беларусь заняла 4-е место в мире по уровню инфляции. В 2011 году наблюдался самый большой рост инфляции за последние годы. Существует не одна причина этого явления, но более важный вопрос заключается в том, как справиться с этой ситуацией в экономике страны. Руководство страны приняло такие меры, как переход на единый валютный курс, снижение цен на товары и услуги, снижение стоимости государственных программ, сокращение эмиссионных операций. Основными задачами на 2012 год являются снижение инфляции до 19% и одновременно предотвращение рецессии и значительного снижения доходов населения, достижение положительного внешнеторгового баланса, увеличение золотовалютных резервов на 5 млрд долл.