Государственное регулирование инновационной деятельности в России: законодательство, практика

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 04.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Определение концепции и составление плана социального развития предприятия как основы коллективного договора

Организационные вопросы управления недвижимостью

Аренда и лизинг (мероприятия по совершенствованию на предприятии ОАО)

Реформирование экономики Китая в 80-90 гг.

 

Введение:

Экономический рост страны основан на сочетании обширных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается увеличение массы используемых в производстве ресурсов, а под интенсивными - повышение качества ресурсов и эффективности их использования. В современную эпоху возможности экономического роста за счет вовлечения в оборот новых ресурсов крайне ограничены. Поэтому интенсивные факторы приобретают решающее значение. Таким образом, инновации оказывают решающее влияние на макроэкономические показатели. Кроме того, они влияют на социальную стабильность, окружающую среду, интенсивность международного технического сотрудничества, уровень национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики в системе мировой экономики. 

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов обусловлена, прежде всего, их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Государство должно регулировать инновационный процесс, так как именно оно в настоящее время определяет перспективы развития страны. 

Поэтому тема работы является актуальной и важной. Инновации - это сложная и рискованная деятельность. Наличие внутренних стимулов и потенциала недостаточно для того, чтобы инициировать инновации. Внешние стимулы, в частности, государственная поддержка, могут быть решающим фактором.

Целью данной работы является проведение теоретических и практических исследований и анализа государственного регулирования инновационной деятельности.

Объектом исследований является инновационная деятельность. Предметом исследования является государственное регулирование инновационной деятельности.

Работа включает в себя решение следующих важных задач:

  • Теоретическое исследование концепции и характера государственной инновационной политики; 
  • Изучение основных направлений государственной поддержки инноваций; 
  • Изучение необходимости государственного регулирования инновационных процессов;
  • Изучение структуры и функций органов государственного инновационного регулирования вРоссийскойФедерации;
  • анализ основных проблем развития инновационной политики в РоссийскойФедерации;  
  • анализ инновационной деятельности государства.

Для того чтобы дать более четкое представление о том, как российское правительство само реализует инновационную политику, необходимо рассмотреть механизмы и инструменты государственной инновационной политики. Конечно, не следует забывать, что эти инструменты достаточно масштабны. Их нелегко и быстро создать, не говоря уже о высокой степени отладки. Однако наше правительство уже предприняло такие шаги и предпринимает их в правильном направлении.

Для выполнения поставленных задач использовались статьи отечественных специалистов, нормативные документы, а также источники удаленного доступа.

Инновационная деятельность как объект государственного регулирования

Концепция и сущность инновационной деятельности 

В современной концепции инноваторы научно-технической экономики". Следовательно, инновационная деятельность включает в себя, помимо инновационных процессов, широкий спектр мероприятий, направленных на освоение наукоемких и ресурсосберегающих технологий, эффективное использование приобретенных лицензий, раскрытие ноу-хау и др. Распространение и тиражирование является необходимым и обязательным направлением инновационной деятельности.

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на достижение результатовзавершенныхи опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) или научно-технических достижений в целях создания и освоения в производстве новых или усовершенствованных товаров, новых или усовершенствованных технологических процессов, услуг, реализуемых на рынке.

Субъектами инновационной деятельности являются:

  • Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, занимающиеся инновационной деятельностью;
  • юридические лица - российские и иностранные организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие инновационную деятельность, в том числе организации инновационной инфраструктуры; инвесторы, вкладывающие средства в инновационную деятельность. 

Государственное регулирование инновационной деятельности, осуществляемое путем целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы инновационных институтов, требует, в качестве условия ее эффективности, прогнозирования реакции этих институтов на действия государственных организаций. Таким образом, государство регулирует объект инноваций таким образом, чтобы он давал желаемые результаты.

В разных странах государство регулирует инновационную деятельность в дополнение к регулированию рынка и инициирует конкуренцию между производителями. Однако конкуренция между производителями, скорее всего, будет связана с краткосрочными финансовыми последствиями. Рыночное саморегулирование не способно обеспечить перспективные исследования и разработки с высокими рисками и неопределенностями и высокими издержками, а социально-экономические проблемы также оказывают огромное влияние.

В то время, когда коммерческий успех инновационного проекта весьма неопределенен, а стоимость финансовых ресурсов высока, частный сектор предпочитает сосредоточиться на существующем соотношении спроса и предложения, а не на будущем. В этом контексте задача государства заключается в создании системы поддержки малого инновационного бизнеса, включающей информационную поддержку, обучение персонала и маркетинговую деятельность, в том числе на внешнем рынке. Признание необходимости государственного регулирования в этой сфере сталкивается с противоречием между свободным предпринимательством и вмешательством государства в экономические процессы. Государственная инновационная политика является неотъемлемой частью социально-экономической политики, выражающей отношение государства к инновационной деятельности и определяющей цели, направления и формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализациидостижений науки и техники. Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций.

Государственная поддержка инноваций

  • Независимо от уровня регулирования инновационной деятельности, существует также государственная инновационная политика. Они могут быть сгруппированы в три блока, связанных с финансированием, распространением технических знаний и конкуренцией. Основным компонентом государственной системы поддержки инноваций является финансирование. 
  • Государственная поддержка инновационной деятельности принимает соответствующиеформы:
  • Финансирование НИОКР, связанных с инновационной деятельностью, и финансирование инновационных программи проектов, поддерживающих инновационнуюдеятельность предприятий;
  • Финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов входящих всостав экспортируемой или готовящейся к вывозу на экспорт отечественной продукции;
  • Инвестициив созданиеи развитие инновационной инфраструктуры;
  • предоставление субсидий на отдельные инновационные проекты и мероприятия;  
  • Содействие формированию инновационных и венчурных фондов поддержки малого и среднего бизнеса, а также созданию государственных фондов поддержки малого бизнеса;
  • гарантия российским ииностраннымкредиторам и инвесторам по обязательствам субъектов инновационной деятельности; 
  • предоставление налоговых и таможенных льгот для трансфера технологий и инвесторов в инновационные программы;  
  • Организация подготовки менеджеров, обучениеи повышение квалификации персонала для реализации инновационных программ и развития инновационной инфраструктуры; 
  • Персональная поддержкаинновационной деятельности;
  • Формирование   государственныхзаказов в форме контрактов на инновационные разработки, которые обеспечивают первоначальный спрос на многие инновации, которые затем находят свое распространение на рынке;
  • Прогнозгосударства как посредника в организации эффективного взаимодействия между различными секторами науки и стимулировании сотрудничества в области инновационного развития между промышленными фирмами и высшими учебными заведениями;
  • Координацияинновационнойдеятельности в регионах;
  • Созданиенормативно-правовой базы инновационной деятельности;
  • регулирование международных отношений в области инновационных процессов.

Последние два направления важны с точки зрения степени вовлеченности государства в поддержку инноваций. Ведь правовое регулирование инновационных процессов является исключительной прерогативой государства, в то время как регулирование международных отношений в области инновационных процессов также в значительной степени является обязанностью государства.

Типы и методыгосударственного регулирования инновационной деятельности 

Государство регулирует все виды инновационной деятельности - организационную, экономическую, финансовую, регуляторную иправовую. 

Методы, используемые правительствами для воздействия на инновации, можно разделить на прямые и косвенные методы . Взаимосвязь между этими методами определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в этой связи концепцией государственного регулирования. 

Существует две основные формы прямого государственного регулирования инновационного процесса: административная, ведомственная и программная. 

Административная форма выражается в прямом финансировании, которое предоставляется в соответствии со специальными законами, принятыми для непосредственного продвижения инноваций.

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних через государственные целевые программы поддержки инноваций, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение отдельных видов инноваций (товаров, технологических процессов, услуг), фирмам предоставляются кредитные льготы на внедрение инноваций. 

Договорное финансирование является одним из элементов существующей на сегодняшний день общей системы договорных отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками. 

В системе прямых методов государственного воздействия на инновационный процесс важное место занимают мероприятия по стимулированию кооперации промышленных предприятий в области инноваций и кооперации вузов и промышленности. Вторая из этих форм кооперации обусловлена, с одной стороны, необходимостью доводить передовые научные идеи до стадии их коммерческой реализации, а с другой - созданием условий для заинтересованности промышленности в финансировании научных исследований.

В этом направлении государственная инновационная политика ориентирована на кассовые инновационные инновации, которые зачастую являются вторичными по отношению к интересам промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи.

Косвенные методы также играют важную роль в государственном регулировании инновационных процессов.

Косвенные методы, используемые при реализации государственной инновационной политики, направлены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для инновационной деятельности. 

Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инноваций весьма разнообразны.

Налоговые льготы и скидки, а также льготы по кредитам следует рассматривать как косвенные методы.

Налоговые льготы и скидки проявляются: 

  • освобождение от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая используется для осуществления перспективных инновационных разработок и создания научно-технического резерва;
  • Включение валютных средств научных организаций и вузов из налогооблагаемой прибыли, полученной от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направленной на приобретение специального оборудования и уникальных приборов;
  • Снижение ставок налога на добавленную стоимость, имущества и земли для научно-технических организаций;
  • Снижение втечение определенного периода налогооблагаемой прибыли, полученной предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других инноваций. При определенных условиях могутбыть эффективны косвенные меры государственного регулирования инноваций, такие как кредитные льготы, например, предоставление кредитов (например, низкие процентные ставки) предприятиям, акционерным обществам и фирмам, являющимся потенциальными потребителями результатов инновационной деятельности и инноваций.

Высшей формой нормативной деятельности является разработка и реализация инновационной политики и управление инновационной деятельностью. Эта политика основана на принципе, что инновации являются приоритетом современного социального развития.

Инновационная деятельность регулируется на основе этой политики:

  • Инновационные прогнозы;
  • инновационные стратегии;
  • инновационные программы; 
  • инновационные проекты;
  • программы и проекты по поддержке инновационной деятельности.

Прогноз инновационной деятельности - это прогноз основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, типов, объектов, последствий и т.д.). Инновационный прогноз является неотъемлемой частью прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного в соответствии с российским законодательством. Они строят сценарии развития и распространения базовых инноваций, социальных и экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.

Инновационная стратегия - это определение приоритетов инновационной деятельности.

Стратегические приоритеты государственной инновационной политики нашли отражение в концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, доведенной до сведения Федерального Собрания.

Проект программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу предусматривает развитие российской экономики в направлении постиндустриальной экономики знаний на основе инновационно-ориентированного сценария. Активная государственная политика основывается на реализации ряда программных документов - стратегий.

Основными стратегиями являются стратегия развития науки и инноваций, использование информационно-коммуникационных технологий, стратегия развития авиационной промышленности, стратегия развития оборонной промышленности. 

Инновационный проект - это совокупность взаимосвязанных документов, предусматривающих осуществление конкретной инновационной деятельности в течение определенного периода времени.

Проект (программа) по поддержке инновационной деятельности - это проект (программа) по развитию инновационной инфраструктуры.

Инновационная программа представляет собой комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов по поддержке инновационной деятельности.

Государственная (федеральная) инновационная программа включает в себя:

  • федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базовым инновациям,
  • крупные инновационные проекты,
  • Федеральные программы поддержки инновационной деятельности и развития инновационной инфраструктуры.

Инновационные проекты включаются в Государственную инновационную программу на основе конкурсного отбора, участие в котором является добровольным. Участвующие инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, основанной на их новизне и социально-экономической и экологической эффективности.

Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.

Внастоящее времяРоснаукасприступила к реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы". Так, например, в рамках Программы объем финансирования важнейших инновационных проектов из федерального бюджета должен составлять 1-2 млрд. рублей, в то время как объем внебюджетного финансирования должен составлять не менее 60% от общего объема финансирования, срок реализации проектов - не более 4 лет. Исполнители проектов должны обеспечить, чтобы объем продаж созданной инновационной продукции в пять раз превышал объем бюджетных средств, потраченных на проект.

Финансирование инновационной деятельности

Развитие инновационной деятельности, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных структур и государства в целом, предполагает последовательное и обоснованное системноефинансирование.

Первоначальные принципы, на которых должна строиться система финансирования инноваций, должны быть основаны:

  • Яснойцелевой направленностью системы является ее связь с задачей быстрого и эффективного внедрения современныхнаучно-технических достижений;
  • логичность, обоснованность и юридическая безопасность используемых методов и механизмов;
  • множество источниковфинансирования; 
  • ширина исложность системы, т.е. возможность охватить широчайший спектр технических и технологических новшеств и направлений их практического использования;
  • Адаптируемостьи гибкость, которая подразумевает, что вся система финансирования, а также ее отдельные элементы, непрерывноподстраиваются под динамически изменяющуюся среду с целью поддержания максимальной эффективности.

В условиях регулируемых рыночных отношений системафинансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и выступает в качестве составного элемента государственной финансовой политики.

Данная система призвана обеспечить решение следующих важных задач:  

  • Создание необходимых предпосылок для быстрого иэффективного внедрения технических новшеств во все части экономического комплекса страны, обеспечение его структурно-технологической перестройки;
  • Сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала по приоритетным направлениям развития;
  • создание необходимых материальных условий для удержания персонала потенциал науки и техники, предотвращая ее утечку за границу.

 В настоящее время основными источниками являются формофонды:

  • внебюджетные ассигнования на федеральном и региональном уровнях;
  • Специальные внебюджетные фонды дляфинансирования НИОКР.которые формируют ИО, выделяемые предприятиями, региональными органами власти;
  • собственные средства предприятий;
  • финансовые ресурсы различных видов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых компаний, финансово-промышленных групп и т.д.);
  • Конверсионное кредитование научно-технических и производственных предприятий оборонногосектора;
  • Иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;
  • средства национальных и зарубежных научных фондов;
  • частные сбережения физических лиц.

Суть стратегии активного вмешательства заключается в том, что государство признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность в качестве основной, определяющей экономический рост национальной экономики. Государство принимает активное участие в организации и финансировании многих важных программ и проектов, реализация которых вносит значительный вклад в развитие национальной экономики.

Практика государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации

Органы государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации

В России существует четырехуровневая система управления инновационными процессами: 

  1. высший штат, федеральный;
  2. среднее состояние, промышленность; 
  3. государственно-региональный;
  4. нижестоящие, институциональные. 

По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает в себя: 

  1. организационная структура управления, т.е. конкретные органы управления, распределение полномочий и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей; 
  2. система сбора, обработки и анализа необходимой информации; 
  3. Механизмпринятия решенийи контроль над их выполнением; 
  4. системаподбора и размещения кадров.

Институциональный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечивать учет мнений всех заинтересованных сторон, прямо или косвенно, и в то же время создавать условия для согласованных действийпо стимулированию инноваций.

Субъектами инновационной политики являются центральные и местные органы власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие субъекты, общественные организации, самиисследователи и инноваторы, а также смешанные субъекты. 

Общие вопросы инновационной политики отражены в указах Президента Российской Федерации. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. Создан Совет по научно-технической политике - консультативный орган при Президенте Российской Федерации.

Основные задачи Совета заключаются в следующем: 

  • Информирование Президента Российской Федерациио процессах, происходящих внаучно-технической сфере в стране и за рубежом;
  • разработка предложений по стратегии научно-технической политики и формирование приоритетных направлений в ее реализации;
  • анализ и экспертиза проектов научно-техническим вопросам, представляемыхна заключение Президенту РФ; 
  • подготовка предложений по заключению межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам;
  • Прогноз в подготовке официальных документов и материалов по научно-техническим вопросам для Президента Российской Федерации.

Законодательные органы Российской Федерации - Государственная Дума и Совет Федерации - имеют право инициировать законы в сфере научно-технической и инновационной деятельности. Обе палаты имеют свои комитеты - Комитет Государственной Думы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.

Главным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в областинауки, технологий и инноваций , является Правительственная комиссия по научно-технической политике, возглавляемая непосредственноПремьер-министром. 

Основными функциями Комиссии является обеспечение скоординированной работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Российская академия наук, отраслевые академии наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулированию реализации научно-технических достижений в производстве, определению путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичную деятельность в оборонной отрасли осуществляет Координационный межведомственный совет по военно-технической политике. 

Министерство образования и науки Российской Федерации является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной научно-технической политики вобласти образования и науки, реализацию мер по созданию и развитию научно-технического потенциала.

К основным задачам Министерства относятся следующие: 

  • организация научно-технического прогнозирования;
  • Выбор и оценка приоритетных направлений развития образования, науки и техники;
  • создание государственных научно-технических программ и проектов; 
  • Методическое руководство по подготовке региональных и межрегиональных научно-технических программ;
  • Создание иразвитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности;
  • организация условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований;
  • обеспечение формирования государственной политики в области международных отношений в сфере образования, науки и техники и др.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации врамках определения форм и методов воздействия государства на экономику: 

  • Прямое развитие государственнойинновационной политики ;
  • устанавливает приоритеты в развитии национальной экономики страны и ее регионов;
  • определяет основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной деятельности;
  • организует разработку федеральных целевыхпрограмм развития приоритетных отраслей и секторов экономики, решение приоритетных социально-экономических задач.

Министерство финансов РФ обеспечивает бюджетную поддержку инновационной политики и аудита использования финансовых ресурсов.

Задачи каждого элемента , входящегов структуру механизма государственного регулирования, были вкратце рассмотрены выше.

Цели и задачи государственной инновационной политики

В нашей стране все больше внимания уделяется созданию сложных концепций научно-технического развития: 

  • ориентирование и поддержка научныхисследований;
  • регулирование направлений научно-технического развития; 
  • защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности; 
  • Усовершенствование системы стимулирования научно-технического развития;
  • Лицензирование и патентное право (патентование, наличие патентной информации);
  • поддержка регулирования (юридического, финансового, технического и т.д.); 
  • Разработать критерии оценки и анализа эффективности инновационной деятельности;
  • Совершенствование методов управления научно-техническим развитием;
  • Выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации;
  • информирование и реализация федеральных научно-технических программ и проектов,атакже определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их реализацию ;
  • финансирование научной и научно-технической деятельности изфедерального бюджета;
  • Содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ; 
  • Совершенствование управления государственными научными организациями федерального значения, включая ихсоздание, реорганизацию и ликвидацию; 
  • выполнение обязательств по научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;
  • защита прав интеллектуальной собственности;
  • информация о единых системах стандартизации, обеспечивающих единообразие измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управления им;
  • Создание государственной системы сертификации научно-технических работников.

Основными целямигосударственной инновационной политики Российской Федерации являются следующие:

  • Создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
  • Снижение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения основных и улучшающих инноваций;
  • Способствует развитию инновационной деятельности, рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
  • Продление государственной поддержки инновационной деятельности.
  • Повышение эффективности использования государственных ресурсов , направляемых на инновационную деятельность; 
  • Поддержка расширения взаимодействия между регионами Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности;
  • реализация мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и развитию экспортного потенциала Российской Федерации.

Основнымиприоритетными направлениями инновационно-политической деятельностигосударства на современном этапе развития нашей страныявляются:

  1. работы по созданию, освоению и распространению оборудования и технологий, приводящих к фундаментальным изменениям в технологической базе страны.  Как правило, эти работы носят межотраслевой характер и не могут быть решены по существующему монопродуктному (отраслевому) принципу организации и планирования производства;
  2. работа над крупными промышленными научно-техническими проектами, требующими масштабной концентрации ресурсов, не подвластных отдельным предприятиям;
  3. научно-техническое обеспечение деятельности, направленной на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды , инфраструктуры);
  4. направления НТЭ; связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

Результаты новой инновационной политики должны быть результатом ее реализации:

  • качественно новый уровень ресурсосбережения, ростпроизводительности труда, привлечение средств;
  • Снижениематериалоемкости, энерго- и капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, радикальное преобразование структуры национальной экономики и внешней торговли в сторону разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличения вклада обрабатывающихпроизводств;
  • качественно новый уровень жизни населения в результате улучшения бытовой предметной среды для городского и сельского населения и преодоления технического отставания страны;
  • Высокая социальная направленность СТО за счет широкого использования новых технологических систем, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность промышленного производства.

Необходимо разработать систему социальных норм, регламентирующих требования к новым технологиям и приемам, проектируемым машинам с точки зрения условий, содержания и творческого характера труда. Для реализации социальных гарантий необходимо создать механизм переподготовки кадров. Необходимо создать более универсальную, гибкую и непрерывную систему образования и повышения квалификации.

В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. 

Это связано с тем, что до реформ государство внедряло крупномасштабные инновации. 

Поэтому специфика течений заключается в том, что страна имеет значительный технологический костяк, уникальную научно-производственную базу и высококвалифицированные кадры, но в то же время, в связи с общим экономическим спадом, наблюдается очень слабая ориентация этого инновационного потенциала на научные достижения.

Основные трудности в реализации этого потенциала связаны с ограниченным бюджетным и внебюджетным финансированием, в том числе заемными и привлеченными средствами, а также отсутствием собственных средств, поскольку спад производства и постоянная нехватка средств не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. 

Инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.) также требует особого внимания и совершенствования, т.е. всего того, что необходимо для роста инновационной активности.

Все эти и многие другие проблемы призваны решить инновационную политику государства, основной задачей которой является обеспечение роста валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

Анализ инновационной деятельности государства

Наша страна находится только в начале формирования постиндустриального общества и вынуждена отвечать на вызовы мировой экономики динамичным развитием инновационного производства. На это указывают многие ученые-экономисты. Например, Е. Ясин пишет, что "Россия... обречена на инновационное развитие" и "такое развитие может быть достигнуто только через социальные и политические реформы, которые меняют институты, а затем культуру в направлении, обеспечивающем увеличение инновационного потенциала". 

К сожалению, "консерватизм" российских традиций в рядах инновационно-ориентированных цивилизаций существенно замедляет его инновационный импульс. Трансформационный шок" инновационной сферы нашей страны в начале 90-х годов был напрямую связан, прежде всего, с отказом государства от поддержки научно-исследовательской сферы, предоставлением значительной свободы в выборе направлений деятельности, либерализацией отношений с внешним миром, интенсивной интеграцией национального исследовательского комплекса в мировую экономику. Во многом это стало причиной драматического коллапса инновационной активности в экономической системе. В результате трансформация инновационной сферы оказалась адаптированной не столько к условиям современной рыночной экономики, сколько к "правилам игры" переходной экономики, далекой как от советской модели, так и от постиндустриальной экономики многих развитых стран. Об этом хорошо свидетельствует обзор ситуации в сфере деятельности инновационно-активных организаций промышленного производства в России за период 2002-2008 гг.

Есть довольно противоречивая картина. С одной стороны , увеличилось число инновационно-активных организаций (с 2622 в 2002 г. до более чем 3 000 000 в 2008 г.), повысилась их производительность, а с другой стороны, общий рост российского производства, характеризующий производство инноваций, оставляет желать лучшего.

Как видно, в период с 2002 по 2008 год доля инновационно-активных организаций в общем числе организаций промышленного производства снизилась по сравнению с 2008 годом на 0,2 процентного пункта. 8,6% от общего числа промышленных предприятий (8 822). Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров на внутренний рынок России увеличилась с 4,4 до 4,5% против 15% минимального показателя для современной конкурентоспособной экономики. Доля инновационной продукции в общем объеме ВВП России к 2008 г. достигла всего 2,74%.

Причин для такой ситуации достаточно много. Не следует забывать, что за последние полтора десятилетия существенно ухудшились основные параметры научно-технического и инновационного потенциала: сократились масштабы научных исследований, снизился кадровый потенциал науки, ухудшилась научная инфраструктура. Количество заявок резидентов на изобретения на 1000 человек сократилось во много раз. По количеству патентных заявок Россия занимает 31-е место. Если страна и дальше будет руководствоваться инерционной рыночной стратегией, то эта позиция будет закреплена и станет необратимой на долгие годы.

России необходимо выбрать собственную стратегию активизации инновационной деятельности, которая базировалась бы на имеющемся интеллектуальном потенциале и научно-технических ресурсах. Наиболееподходящей стратегией является стратегия инновационного прорыва, которая может быть реализована при масштабной государственной поддержке. Это позволит стране изменить траекторию падения в технологическую пропасть и стать лидером в ряде направлений по созданию материально-технической базы постиндустриального общества. 

Россия с ее ограниченными материальными и финансовыми ресурсами, технологической отсталостью и отсутствием инновационной структуры (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.) характеризуется смешанной моделью государственной инновационной политики. Ее основной целью является увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых продуктов и технологий и расширения рынков сбыта отечественных товаров.

В целях сокращения технического и технологического разрыва между российской экономикой и развитыми странами и создания условий для роста инновационного производства в стране была разработана и утверждена "Стратегия развития науки и инноваций на период до 2015 года". Она должна способствовать формированию сбалансированного сектора научных исследований и разработок эффективной инновационной системы в стране, обеспечению технологической модернизации экономики и повышению ее конкурентоспособности на основе передовых технологий, превращению научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста в России.

 Одним из важнейших направлений создания инновационной инфраструктуры является создание инновационных центров, технопарков и инкубаторов малых фирм и других структур, поддерживающих деятельность наукоемких инновационных предприятий и способствующих выводу готовой научно-технической продукции на рынок. В России насчитывается более 40 научно-технических парков, в состав которых входят более 80 инновационных фирм и 150 предприятий сферы услуг.

В настоящее время Ассоциация научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов, Союз инновационных предприятий, Союз независимых инженерных организаций (фирм), Ассоциация поддержки малых форм предприятий в научно-технической сфере, Технологические центры и технополисы, Ассоциация управления проектами и ряд других объединились в Российский инновационный союз. Основной целью этих организаций является разработка и реализация конкурентоспособной инновационной продукции и технологий на внутреннем и внешнем рынках.

Положительным моментом является и то, что в настоящее время сформирован пакет из 12 высокотехнологичных федеральных целевых программ. Эти программы включают в себя: "Национальная техническая база", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" и другие. 

Так, в Республике Татарстан утверждена Стратегия развития научной и инновационной деятельности в РТ до 2015 года. В настоящее времяв республике созданы и функционируют Фонд НИОКР, Инвестиционно-венчурный фондРеспублики Татарстан, Центр инновационных технологий и 14 технопарков. Достаточно развитая инновационная инфраструктура позволяет значительно увеличить вклад Татарстана в российское инновационное производство. В 2008 году объем инновационной продукции в Республике Татарстан увеличился в 12,8 раза по сравнению с 2002 годом. 

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2010 году Президент Российской Федерации Д.А. Медведев особо подчеркнул: "В России будут созданы комфортные условия для проведения исследований и разработок мирового уровня. В нашей стране всегда было много талантливых, открытых для прогресса и способных создавать новые люди. На них основан инновационный мир, и необходимо сделать все для того, чтобы такие специалисты были заинтересованы в работе в своей стране. Поэтому необходимо создать постоянно действующий механизм их поддержки, привлечь к работе в России наиболее авторитетных российских и зарубежных учёных, а также предпринимателей, имеющих опыт коммерциализации готовых разработок. Необходимо упростить правила признания научных степеней и дипломов о высшем образовании, полученных в ведущих университетах мира".

Реализация этих программ, безусловно, будет способствовать дальнейшему развитию материально-технической базы организаций, занимающихся исследованиями и разработками. Уже в ближайшем будущем федеральный сектор науки должен включать около 400-700 организаций, обеспечивающих эффективное и бюджетное исполнение государственных функций в сфере науки. Научное "ядро" государственного сектора науки будет состоять из 100-200 передовых научных организаций, а инфраструктурная составляющая государственного сектора науки составит около 300-500 организаций.

 Для решенияпроблемы инновационного развития важноповысить инновационный потенциал "креативных организаций" и наличие квалифицированных кадров. В современных условиях отсутствует адекватность, поэтому субъекты творческой деятельности просто не в состоянии реализовать свой человеческий капитал. В решении этого противоречия существует значительный потенциал инновационного развития производства.

Для решения задач по реализации государственной инновационной политики Министерством промышленности и науки Российской Федерации разработан комплекс мер, направленных на развитие инновационной инфраструктуры, поддержание приоритетных направлений научно-технической сферы, создание особой инновационно-ориентированной среды во всех отраслях российской экономики. 

Таким образом, с учетом современного состояния российской экономики инновационная политика на современном этапе способствует развитию научно-технического потенциала и формированию современных технологических моделей в отраслях экономики.

Вывод:

Инновационная деятельность - это принципиально новый вид человеческой деятельности, определяющий приоритеты современного производства и потребления. По оценкам ученых-аналитиков, которые непосредственно изучают экономическое влияние СТП на развитие общества, установлено, что степень влияния этого фактора на валовой национальный продукт колеблется в пределах 87%. Поэтому разработка эффективной государственной научной и инновационной политики становится определяющим элементом государственного регулирования экономики.

Тосуммаризируя, следует отметить, что необходимость государственного регулированияинновационных процессов объясняется как национальной значимостью, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов. Однако в отсутствие государственного регулирования многие инновации не могут быть быстро реализованы на практике.

 Методы, используемые правительствами для воздействия на инновации, можно разделитьна прямые и косвенные. Взаимосвязь между этими методами определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в этой связи концепцией государственного регулирования.

В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Инновационная политика государства призвана решить основные проблемы государства, ее задача - обеспечить рост валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

Основными направлениями государственной инновационной политики являются следующие: 

  • Развитие существующих структурных звеньев российской национальной инновационной системы и создание недостающих звеньев;
  • Укрепление и гармонизация связей между отдельными звеньями национальной инновационной системы:
  • обеспечение необходимых условий для деятельности как целостной системыи реализации ее конкурентных преимуществ.