Государственное регулирование естественных монополий

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Мировой и отечественный опыт антимонопольного регулирования
Естественные монополии: теория и практика регулирования и реформирования
Организационно-правовые формы предпринимательства
Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы. Становление предпринимательства в экономике Республики


Введение:

Естественная монополия в рыночной экономике - это противоречивое явление, имеющее как положительные, так и отрицательные свойства. Являясь своеобразной монополистической структурой, она сочетает в себе все негативные проявления рыночной монополизации и может привести к злоупотреблению неограниченной рыночной властью. В то же время, выступая необходимым элементом воспроизводственного процесса и представляя собой социально значимые, системообразующие отрасли народного хозяйства, естественная монополия играет важную позитивную роль в рыночной экономике.

В то же время естественные монополии являются наиболее устойчивыми отраслями экономики, и их деятельность тесно интегрирована во все сферы социально-экономической жизни. Они занимают значительную долю ВВП и представлены бюджетообразующими и стоимостообразующими отраслями экономики, а уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает сильное влияние на общий уровень цен в стране. Такой противоречивый характер развития естественных монополий в России требует взвешенной государственной политики, учитывающей важную межотраслевую социальную роль естественных монополий в отечественной экономике. Определение приоритетов и направлений государственного регулирования естественных монополий обуславливает необходимость научного исследования проблемы экономического содержания естественных монополий.

В современной экономике естественная монополия встроена в сложную вертикально интегрированную рыночную структуру. В связи с этим в экономической литературе существует иной подход к определению экономического содержания естественной монополии, отождествление понятий вертикально интегрированной структуры и естественной монополии. Такая трактовка относится к естественно монополистической деятельности отрасли, которой, на наш взгляд, не является (производство и реализация продукции), что на практике создает условия для использования огромной монопольной власти на рынке.

Особенности системы экономических отношений естественной монополии в настоящее время проявляются в том, что она является важнейшим элементом социально ориентированной рыночной экономики на пересечении общественных интересов, обеспечивающих равный и гарантированный доступ к услугам естественной монополии для всех потребителей (инфраструктурных сетей), и частно, корпоративных интересов в форме производства и реализации продукции (услуг). Это особое положение естественной монополии в экономике неизбежно предполагает участие государства в регулировании ее деятельности.

Все это определяет актуальность исследования экономической природы естественной монополии, ее места и роли в рыночной экономике.

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности естественной монополии, выявление ее взаимосвязи с конкурентными, рыночными отношениями, обоснование необходимости государственного регулирования естественной монополии, разработка стратегии государственного регулирования естественной монополии в России.

Задачи: 

  • Определить сущность понятия естественной монополии в рамках современной теории;
  • Определить роль естественных монополий в экономике;
  • Следовать направлениям реформирования деятельности естественных монополий;
  • Рассмотрим правовые аспекты естественной монополии;
  • Изучить приоритеты государственной политики в сфере естественных монополий.

Объектом исследования являются естественные монополии в России в переходный период.

Предметом исследования является государственное регулирование естественных монополий в Российской Федерации и за рубежом.

Теоретико-методологической основой курсовой работы является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки.

Понятие естественных монополий

В настоящее время отношения на рынках, признанных естественными монополиями, регулируются Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".

Естественная монополия означает, что состояние товарного рынка при удовлетворении спроса на этом рынке более эффективно в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением себестоимости продукции на единицу продукции при увеличении объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на этом товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены этого продукта, чем спрос на другие виды товаров.

Из этого определения видно, что естественная монополия является скорее экономической категорией, чем юридической.

Основные характеристики рынка естественных монополий заключаются в следующем:

  • Эффект масштаба выражается в значительном снижении затрат на единицу продукции по мере увеличения объема ее производства;
  • Неэластичный спрос. В нормальных экономических отношениях, когда цена товара или услуги возрастает, потребительский спрос уменьшается. В условиях естественной монополии спрос неэластичен, а это означает, что при росте цены он подвержен незначительным изменениям.

Неэластичность спроса можно проиллюстрировать следующим примером. При значительном повышении цен на сливочное масло потребители могут использовать заменитель этого продукта, растительное масло. Это приведет к резкому падению спроса на сливочное масло. При значительном росте цен на электроэнергию потребители могут сократить объемы ее потребления, но лишь незначительно. Это связано с тем, что электричество является практически альтернативным источником энергии.

Сферы деятельности естественных монополий: 

  • Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • Транспортировка газа по трубопроводам;
  • Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • Железнодорожные перевозки;
  • Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Некоторые сферы естественных монополий также характеризуются сетевым характером организации рынка. Это значит, что монополия - это не вся отрасль экономики, а только ее передающие сети. Например, железнодорожная сеть, трубопроводная сеть, сеть линий электропередач или система теплоснабжения.

Основания установления монопольного режима

Монополистические регулирующие институты, о которых идет речь, являются исключительными. С экономической точки зрения исключительность означает выведение определенных сфер бизнеса из-под влияния чисто рыночных конкурентных механизмов саморегулирования. Установление соответствующего монопольного режима означает введение особого положения в той или иной отрасли экономики, которое невозможно представить без каких-либо экономических и правовых оснований. Правовые основания и принципы использования правового режима монополий должны быть конкретизированы в Федеральном правовом акте с учетом ограничительных функций этого института. При подготовке таких актов следует иметь в виду, что естественная монополия обусловлена объективными экономическими и технологическими особенностями производства. Деятельность естественных монополий не может рассматриваться как экономическая деятельность, запрещенная пунктом 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации. Ведь функционирование естественной монополии направлено не на монополизацию, а на устранение недобросовестной конкуренции. Она осуществляется исключительно в рамках государственного регулирования рыночных отношений и в целях защиты прав потребителей. При описании правовых обоснований рассматриваемых монопольных режимов необходимо учитывать их согласованность и совместимость с антимонопольным законодательством, в основу которого положен закон "О конкуренции". Отношения, возникающие на товарном рынке естественной монополии, сложны и специфичны как по своей субъективной природе, так и по своему содержанию и должны регулироваться специальным законодательством. Он будет служить ограничителем универсального закона "О конкуренции". Режим естественной монополии имеет характер особого исключения. Однако такая исключительность должна иметь свои границы, которые определяются условиями и задачами анализируемого института.

Естественная монополия существует тогда, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может обеспечить весь рынок более низкими удельными издержками, чем ряд конкурирующих фирм. Такие условия характерны для коммунальных предприятий. В этих случаях экономия от масштаба в производстве и распределении продукта настолько велика, что крупномасштабные операции необходимы для получения низких удельных затрат и низких цен. 

Субъекты регулируемых монополий

Субъект естественной монополии, хозяйствующий субъект (юридическое лицо), осуществляющий производство (реализацию) товаров на условиях естественной монополии.

Мировая и российская практика показывает, что воздействие на монополию должно осуществляться государством. Для этого, как мы уже говорили, можно использовать государственную собственность (предприятия, где государство имеет контрольный пакет акций) или специальные регулирующие органы разного уровня и компетенции. В России, скорее всего, будет использована комбинация этих вариантов. Так, в соответствии с государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в состав Российской Федерации входят объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых либо полностью запрещена, либо осуществляется по решению Правительства Российской Федерации или Госкомимущества России с учетом мнений отраслевых министерств и ведомств, к которым относятся, например, железные дороги, предприятия и предприятия топливно-энергетического комплекса, предприятия по производству, розливу и фасовке алкогольной ликероводочной продукции.

Нетрудно заметить, что эти территории относятся к тем, которые подчиняются государственным и естественным монополиям. Поэтому предприятия, основанные на имущественном участии государства и являющиеся очевидной базой для анализа монополистических институтов. Это приводит к стремлению законодателя усилить управляемость, в том числе и федеральных государственных предприятий. Российское законодательство не запрещает организацию государственных предприятий в качестве субъектов регулируемых монополий. Таким образом, к характеристикам субъектов регулируемых монополий относится как то, что эти субъекты действуют в условиях государственной или естественной монополии, так и организационно-правовые формы, в которых они создаются и каким имуществом они наделяются.

Обязанности субъектов естественных монополий:

  • Субъекты естественных монополий не вправе отказать в заключении договора с индивидуальными потребителями на производство (реализацию) товаров, подлежащих регулированию в соответствии с Федеральным законом, если субъект естественной монополии имеет возможность производить (реализовывать) такие товары;
  • Субъекты естественных монополий обязаны представлять в соответствующий регулирующий орган естественной монополии: текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, установленные регулирующим органом естественной монополии.

Налогообложение 

Для уменьшения выгод монопольного положения на рынке могут использоваться налоги, снижающие положительную экономическую прибыль предприятия, монополиста. Рассмотрим влияние на поведение монополиста двух видов налогов, потоварный, ставка которого устанавливается на единицу продукции, а общая сумма зависит, следовательно, от объема выпуска, и паушальный, взимаемый независимо от объема выпуска.

Сравнительный анализ систем монопольного регулирования в России и США

Как уже отмечалось, российское антимонопольное законодательство разрабатывалось по аналогии с американским антимонопольным законодательством, при этом экономические реалии двух стран существенно различаются. В частности, антимонопольное законодательство США разрабатывалось в условиях, когда существующая система классической свободной конкуренции стремилась сохранить себя, остановив естественный процесс консолидации капитала, что делало функционирование рыночной экономики более эффективным. Заслугой экономической системы США было не наличие в ней антимонопольного законодательства, а то, что она не сдерживала объективный процесс концентрации производства и централизации капитала, что привело к развитию крупных и крупных корпораций в экономике США, которые в конечном итоге превратились в ТНК.

Американские монополии разработали множество методов, с помощью которых они смогли обойти положения законодательства. Например, они широко используют традиционный институт доверительного управления, который предусматривает передачу имущества, акций, etc.to попечитель, что обеспечило централизацию управленческой функции в этих объединениях. Возможно, именно тот факт, что американские монополии нашли способ обойти антимонопольное законодательство, заложил основу для процветания американской экономики и развития американских транснациональных корпораций. Как идея антимонопольного регулирования, так и ее первоначальное воплощение зародились в США в период становления корпоративного капитализма. В это время шел объективный процесс консолидации американских компаний, и попытки сохранить старую, классическую систему свободной конкуренции выглядели столь же естественно. 

Любая страна нуждается в крупном национальном капитале, который должен быть конкурентоспособным на мировом рынке. В связи с этим целесообразность применения антимонопольного законодательства, аналогичного американскому, может быть поставлена под сомнение.

Исторический опыт ясно показывает, что все антимонопольные преследования заканчивались неудачей, по крайней мере в том смысле, что они не приводили к улучшению состояния рынка. 

Это свидетельствует о том, что антимонопольные преследования всегда носили декларативный характер, и их истинной целью было официально заявить государству (правительству) свой протест против чрезмерной власти, сосредоточенной в руках отдельных компаний. Выбор такой формы протеста обусловлен в основном историческими особенностями развития экономики США и вряд ли может быть перенесен на российскую почву.

Российские условия в период принятия антимонопольного законодательства были совершенно иными. Российская экономика представляла собой своего рода монополистическую рыночную структуру, в которой обладателями монопольной власти были отраслевые министерства и различные главы правительств. В странах, где экономика долгое время развивалась в рамках плановой системы, степень монополизации рынка выше, чем в странах с исторически сложившейся рыночной экономикой. В первую очередь это связано с различиями в способах формирования бизнес, монополий. В рыночной экономике монополистические объединения формировались снизу, они являются результатом развития конкуренции, ведущей к усилению концентрации и централизации производства и капитала. Государственные органы, опираясь на антимонопольное законодательство, старались так или иначе не допустить значительного повышения степени монополизации. В плановой экономике монополистические структуры формировались сверху. Государственные органы не только не препятствовали, но, напротив, активно способствовали повышению степени монополизации экономики. Известно, что эффективность строгого централизованного управления, основанного на административных методах, снижается при значительном увеличении числа управленческих связей. Поэтому государственные министерства и ведомства, стремясь ограничить рост таких отношений, старались сконцентрировать производство каждого вида продукции в рамках максимально узкого круга предприятий, объединить производителей одной и той же и сходной продукции в производственные объединения. В результате экономика оказалась в высшей степени монополизированной. Именно в этих условиях формировалось российское антимонопольное законодательство.

Помимо прямого антимонопольного регулирования существует и косвенное регулирование. Она заключается в поддержке конкурентной среды не путем ограничения концентрации и централизации капитала, а путем стимулирования или поддержки развития среднего бизнеса через государственные заказы и привлечение иностранных инвестиций. Иными словами, поддержка потенциальных конкурентов монополиста осуществляется с помощью невидимых регуляторов государства.

Хорошим примером может служить система регулирования в США процесса привлечения прямых иностранных инвестиций. Комфорт для иностранного инвестора создается за счет свободного доступа к информационным сайтам соответствующего специализированного учреждения. Кроме того, потенциальный инвестор может обратиться в соответствующее агентство за необходимой консультацией и помощью. Впоследствии представитель этого ведомства может оказывать инвестору постоянную юридическую помощь в защите его инвестиционных интересов. Таким образом, государство может оказывать поддержку фирмам, которые не являются монополистами.

Еще одним невидимым регулятором конкурентной среды являются определенные аспекты налоговой политики. Стоит отметить, что налоговая политика как регулятор конкурентной среды применима в основном к местным монополиям. В более широком смысле малые предприятия являются питательной средой для конкуренции, поэтому их поддержка государством в виде налоговых льгот, кредитных гарантий и информационной помощи является методом косвенного антимонопольного регулирования. Однако налоговая политика, как и политика регулирования кредитования, повышения или снижения барьеров входа на рынок, слишком тесно связана с другими аспектами макроэкономического регулирования, не имеющими прямого отношения к антимонопольному регулированию, поэтому охарактеризовать эту политику в рамках данной темы крайне сложно. Однако, как правило, такая политика слишком сильно подвержена колебаниям политической конъюнктуры и радикально меняется со сменой краткосрочной программы партии власти, ограниченной сроком очередных выборов.

Подводя итог сравнению антимонопольного регулирования в России и США, можно сказать, что их сходство заключается в том, что оно направлено в принципе против крупного капитала. Но если представителям крупного капитала в США удалось нейтрализовать влияние этого регулирования путем создания института трастовой собственности, то представителям крупного капитала в России нечего ответить на это воздействие. Между тем любая страна нуждается в крупных национальных капиталах, особенно в условиях современной глобализирующейся экономики, когда эти капиталы должны быть конкурентоспособны на мировом рынке. В то же время необходимо соблюдать тонкий баланс между интересами крупного капитала и общественным благосостоянием: эти крупные капиталы не должны вредить благосостоянию народа и страны при продаже промышленных товаров на внутреннем рынке. В условиях открытой экономики, становления мировой экономики и глобализации национальные монополии являются основой конкурентоспособности национальной экономики (бизнеса) на мировом рынке, в том числе конкуренции с иностранным капиталом внутри страны.

Программа, подготовленная Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой, определяет приоритеты и основные направления конкурентной политики на период до 2012 года, содержит перечень приоритетных мер по развитию конкуренции в России и предложения по совершенствованию антимонопольного регулирования. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина выступила с докладом о программе на заседании Правительства Российской Федерации. В качестве факторов, сдерживающих развитие конкурентной среды в России, разработчики программы называют высокий уровень внутренних и внешних торговых барьеров, инфраструктурные ограничения (несогласованность темпов и качества развития инфраструктуры, потребности бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественных монополий), антиконкурентные действия государственных органов и их должностных лиц, антиконкурентные действия хозяйствующих субъектов.

Предлагается нейтрализовать их воздействие путем снижения административного давления на бизнес, корректировки таможенно-тарифного регулирования, мер по совершенствованию антимонопольного регулирования (в том числе лежащих в законодательном поле), развития транспортной, информационной, финансовой и энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка, а также специальных мер по стимулированию конкуренции в отдельных отраслях (с использованием налоговых и неналоговых льгот).

Заключение

Естественные монополии растут в каждой стране без участия предпринимателей, стремящихся к сверхприбыли, зачастую они влекут за собой только убытки и существуют за счет государственных субсидий. В идеальной модели экономики естественным монополиям нет места, как и любым другим монополиям, потому что им вообще нет места. наиболее эффективной структурой отраслевого рынка является совершенная конкуренция, но практика показывает, что состояние совершенной конкуренции недостижимо, как недостижимо существование общества без естественных монополий. 

Государство должно строго следить за деятельностью естественных монополий, анализировать ситуацию в этой отрасли и искать возможность заменить естественную монополию хотя бы несколькими конкурирующими компаниями, но это зачастую не только невозможно, но и небезопасно для экономики и обороноспособности страны можно только представить, что произойдет, если такая естественная монополия, как МПС, обанкротится и будет вынуждена прекратить свою деятельность.

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика более или менее регулируется государством.

В странах с централизованной экономикой вмешательство и участие государства в управлении экономикой гораздо значительнее, причем в прямой, непосредственной форме.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в хозяйственную деятельность предприятий и предпринимателей значительно меньше и носит преимущественно косвенный характер. Современная российская экономика представляет собой сочетание прежних остаточных черт централизации и монополизации обеих составляющих рынка. В таких условиях наибольшую роль должны играть регулирующие функции государства с использованием широкого спектра инструментов, то есть форм и методов регулирования экономики. Отсюда и важность поиска все более эффективных мер регулирования и повышения роли государства.

Естественная монополия - это данность, с которой приходится мириться всем экономикам стран, независимо от их экономической и социальной структуры. Некоторые государства менее зависимы от них, в том числе Российская Федерация, которая находится в состоянии перехода от плановой экономики к рыночной и унаследовала от нее многие гигантские предприятия и естественные монополии. У каждого государства есть естественные монополии, и нужно только применять меры государственного регулирования, чтобы минимизировать вред от них.