Государственное регулирование экономики в условиях рынка

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственная система регулирования рынка труда
Экономический анализ рыночного равновесия и его изменений на примере товарных рынков
Проблемы перехода к рыночной экономике в постсоциалистических странах
Теория переходной экономики


Введение:

Современный мир - это мир смешанных экономик, где государство функционирует как партнер и конкурент частных фирм, с одной стороны, а с другой, отвечает за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства, таким образом, не ограничивается выполнением функций ночного сторожа, а предполагает более широкое поле деятельности.

Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач, официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-техническое противостояние (паритет в сфере военной мощи). Последнее сильно ограничивало объем ресурсов, выделяемых на выполнение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла это делать, то есть это можно было делать определенным образом. выделять очень ограниченное количество ресурсов на насущные нужды общества, что наряду с другими факторами привело к незаинтересованности значительной части общества в эффективной работе. Наше государство было сформировано и функционировало как унитарное государство. Этому соответствовали и экономические отношения, господство общественной собственности (юридически), которая фактически была государственной собственностью. Государству было предоставлено право распоряжаться производственными ресурсами.

Противоречие между декларируемыми целями и реальностью, неэффективное использование труда и ресурсов породило необходимость переориентации в развитии общества на удовлетворение непосредственных интересов людей, децентрализацию управления, смену форм собственности, переход к рыночным отношениям. Первоначально эта трансформация планировалась с целью обновления производства, структурных изменений в техническом перевооружении, использования НТП для обеспечения более высокого уровня ресурсосбережения, а также поиска новых форм и методов управления. В конечном итоге целью реформ стало повышение эффективности национальной экономики.

На практике эти задачи решались путем разгосударствления и приватизации, резко ограничив роль государства в непосредственном управлении и возложив все эти задачи на производителей. Такие кардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для основной части населения только при наличии детальной взаимосвязанной программы преобразований, тщательно продуманного механизма ее реализации и постепенной передачи функций управления от одного собственника к другому без временного разрыва в функционировании производства. В то же время экономическая политика переходного периода существенно отличается от экономической политики начального и конечного положения всего периода трансформации. Мировой опыт показал, что принципы и методы косвенного и косвенного воздействия на развитую экономику эффективны именно тогда, когда она формируется как рыночная экономика, а не как переходная экономика.

Вышеприведенные положения подчеркивают необходимость сбалансированного подхода к вопросам макроэкономического регулирования и государственного управления процессом преобразований. Этот процесс включает в себя не только трансформацию политической структуры, но и весь комплекс проблем изменения. Она должна завершиться глубокой структурной перестройкой экономики, ориентированной на потребности людей в новых условиях жизни общества.

Снижение социальных и иных издержек переходного периода связано с глубоким осознанием характера изменений, целей и задач преобразований всеми членами общества. Кроме того, необходимы огромные организационные усилия для координации всех элементов трансформации общества, обеспечения гарантий по всем аспектам его безопасности.

Все это подчеркивает необходимость активной роли государства и всех его институтов в созидательном, а не разрушительном процессе. В этот период государство не может выйти из экономики. Растет потребность в его деятельности как гарантии стабильности и благополучия в настоящем и будущем. Тип экономики, которая будет развиваться в будущем России, пока не ясен. Но ограничительные контуры и характеристики каркаса известны.

Исходя из этого, актуальность темы курсовой работы обосновывается принципом законности и необходимостью государственного вмешательства в экономику в условиях рыночной экономики, изучением методов государственного воздействия на экономику, особенностями инструментов государственного регулирования.

Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования экономики в рыночных условиях.

Задачами работы являются:

  • Изучение сущности государственного регулирования, целей и задач;
  • Выявление основных причин государственного регулирования экономики;
  • Анализ основных функций и инструментов государственного регулирования;
  • Рассмотрение вопросов государственного регулирования экономики в контексте перехода России к рынку;
  • Анализ методов государственного регулирования в современной рыночной экономике России.

Экономическая роль государства: исторический аспект

Современная экономика представляет собой синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.

Формы деятельности и масштабы государственной деятельности в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением экономических отношений. В экономических концепциях большое место всегда отводилось изучению экономической роли государства и его функций в экономике.

Представители меркантилизма, первой экономической школы-выступали за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они были, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство законодательно способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику развития и защиты собственной промышленности.

Представители более позднего периода физиократы, не разделяли взглядов меркантилистов и выдвигали принцип laisser faire, означавший требование свободы, торговли в первую очередь. Главной заботой государства, с точки зрения физиократов, является защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.

Классическая школа политической экономии, развивавшаяся в период промышленной революции и выражавшая интересы промышленной буржуазии, пересмотрела теории своих предшественников, в частности меркантилистских идеологов коммерческого капитала.

По мнению А. Смита, государство должно выполнять три обязанности:

  • Защищать общество от насилия и вторжения других независимых обществ;
  • Защищать, насколько это возможно, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других членов или установить хорошее отправление правосудия;
  • Создавать и поддерживать определенные общественные структуры и институты, создание и поддержание которых не может осуществляться в интересах отдельных лиц или небольших групп, а расходы на которые не могут покрываться отдельными лицами.

Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие законы оптимального управления, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Государственная помощь в функционировании экономики считалась ненужной, более того, вредной. В экономике, способной обеспечить как полный выпуск продукции, так и полную занятость, вмешательство государства может лишь повредить ее эффективному функционированию. Логика неоклассиков сводится к выводу, что наиболее приемлемой является экономическая политика государства-вмешательство.

Однако экономические сдвиги конца XIX-начала XX веков привели к развитию массового производства, росту товарных операций, усилению конкуренции и заставили неоклассиков обратить внимание на возможные провалы рынка, с которыми они не могли справиться самостоятельно. К причинам, вызывающим провалы рынка, относятся экстерналии, или внешние эффекты.

Это заставило государство усилить свою поддержку и корректирующие меры. Задачей последнего было создание соответствующей инфраструктуры, то есть обеспечение системы институтов, правовых норм и общественных благ для внутренней и внешней безопасности экономического развития, стабильности национальной валюты. Такая инфраструктура необходима рыночному механизму для его более эффективной самореализации.

Первая и Вторая мировые войны, создавшие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства стал экономический кризис 30-х годов, окончательно подорвавший уверенность в саморегулирующихся возможностях рыночной экономики.

Теоретически необходимость государственного регулирования экономики была обоснована Дж. М. Кейнсом, а опыт США при Ф. Рузвельте и Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что государственные расходы могут повернуть ход экономического развития в нужное русло. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость и давали прибыль предпринимателям. Известный французский экономист Фитусси писал по этому поводу, что в 30-е годы капитализм (рыночная экономика тоже) исчез и был заменен смешанной экономикой.

Сторонники теории экономики предложения считают, что государственное регулирование в случае необходимости должно быть долгосрочным и ориентированным на стимулирование предложения товаров, капитала и факторов производства. В частности, для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулировать предложение кредитных ресурсов посредством налоговой политики.

Это разные взгляды на экономическую роль государства. При всех их противоречиях и разночтениях можно определенно отметить, что различия касаются форм и пропорций государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства.

Сущность государственного регулирования, цели и задачи

Государственное регулирование в рыночной экономике - это целенаправленное воздействие государства на микро-и макроэкономические процессы экономического развития с целью поддержания его устойчивости или изменения в нужном для общества направлении экономики. В системе мер государственного регулирования существуют различные аспекты-практические и научные. Практический опыт - это комплекс конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - это систематическое научное исследование мотивов, действий и мер, направленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. Научные подходы включают разработку моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономика рассматривает на глобальном уровне главную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшей целью должно быть достижение максимального благосостояния всего общества.

Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: 

  • Экономический рост;
  • Полная занятость;
  • Стабильность уровня цен и стабильность национальной валюты;
  • Внешний баланс экономики.

В системе экономических целей обеспечение экономического роста рассматривается как ведущая конкретная задача. Ее решение связано с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

Существует еще одна важная цель, связанная с экономическим ростом, удовлетворение потребностей в полной занятости. Его суть заключается в достижении максимально возможного и долгосрочного стабильного использования всего трудоспособного населения. В частности, эта задача решается путем создания новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты является условием экономической стабильности. Поэтому достижение этой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

Достижение этих трех целей означает, что национальная экономика достигнет относительного макроэкономического равновесия и создаст более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Она поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капитала, трудовых ресурсов, обеспечения платежного баланса.

Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется различными внутренними и внешними обстоятельствами. Применительно к российским условиям последовательность достижения рассматриваемых целей может заметно отличаться от последовательности, характерной для западных стран. И есть определенная специфика в составе целей, обусловленная недостаточной зрелостью рыночных отношений.

В настоящее время российское правительство исходит из того, что его сверхзадача связана с финансовой стабилизацией, со снижением уровня инфляции. Следующий важный вопрос - это создание стимулов для восстановления экономики, особенно инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущий период не представляется столь опасной, поэтому она не выходит на первый план в плане приоритетных задач (хотя ряд ученых и практиков так не считают).

При определении целей государственного регулирования в конкретный период времени государство сталкивается с проблемой согласованности целей. Поэтому наиболее сложным вопросом государственного регулирования является поиск оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, а экономический рост и сохранение окружающей среды явно противоречат друг другу. Как показывает опыт развитых стран, наиболее разумным вариантом является использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Чередование частичного достижения каждой из противоположных целей является оптимальным способом решения проблем в национальных экономиках, близких к равновесию.

Причины государственного регулирования экономики

Обращение к истории взаимодействия государства и рыночной экономики позволяет выделить ряд причин, приведших к необходимости государственного регулирования экономики.

Наличие в каждой стране общественных и смешанных благ, которые не всегда могут быть доведены до населения через рынок в полном объеме, особенно тех, которые характеризуются неконкурентоспособностью и неисключительностью. Это касается личной и национальной безопасности, транспортных услуг, образования, здравоохранения, культуры и т.д. Такие льготы должны предоставляться внутренними правоохранительными органами государства, армией страны, сетью автомобильных дорог общего пользования, системой народного образования, здравоохранением, культурой, природоохранными органами и т.д.

Усиление социального характера товарного производства товаров. В результате экономика становится очень уязвимой перед лицом циклического экономического развития, особенно в периоды кризисов. Необходимо централизованное государственное регулирование экономики. Более того, государство является единственным носителем сознательного начала на макроэкономическом уровне. Остальные субъекты-население, фирмы, банки, таковы лишь на микроуровне. Их поведение как субъектов макроэкономики часто расходится с общественными интересами.

Например, мы знаем, что население во времена кризиса склонно больше копить, а не тратить, готовясь к еще худшим временам. Это снижает совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Фирмы ведут себя подобным образом, сокращая инвестиционные расходы во время кризиса. Такое поведение также поощряется банками, которые повышают процентную ставку, когда экономика вступает в фазу кризиса. Вы можете видеть, что все эти субъекты ведут себя рационально с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственная сущность, которая может вести себя рационально на макроуровне - это государство.

Возникновение негативных внешних эффектов рынка, называемых экстерналиями. Внешние эффекты (экстерналии) характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между одними лицами ущерба или дополнительных издержек для других лиц, не являющихся субъектами этих отношений.

Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней среде, социальной и природной, через которую эти эффекты проявляются. Соответственно, возникают социальные и экологические экстерналии.

Социальные экстерналии включают такие явления, как бедность, преступность и безработица, которые охватывают ту часть населения, которая находится вне рамок рыночных отношений: больных, пожилых, многодетных и профессионально непригодных. Все они вынуждены иметь дело с государством, оказывая им финансовую помощь. Это обеспечивает социальную нестабильность в обществе, что необходимо для развития экономики.

Функции государства, направления и средства государственного регулирования в переходной экономике

В переходной экономике роль государства радикально меняется по сравнению с административно-командной системой. Отказ от прежнего суверенитета государства сопровождается его превращением в одного из участников хозяйственной деятельности. В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период значительную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства.

В переходный период государство меняет свое положение в экономике и приобретает новые функции.

Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. Во-первых, происходит либерализация экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение определенных видов экономической деятельности. Во-вторых, происходит переход от преимущественно административных методов государственного регулирования (через предписания, запреты, ограничения) к экономическим (через денежно-кредитную и фискальную системы).

В переходной экономике роль государственного регулирования, как правило, выше, чем в развитой рыночной экономике. Это связано со следующими причинами. Во-первых, переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на стадии индустриального общества. Государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов, особенно в разработке правил экономической деятельности и контролировать их выполнение. Далее, в условиях переходной экономики рынок не сразу становится главным регулятором экономической деятельности, поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы.

К первой группе относятся функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:

  • Обеспечение организационно-правовой основы деятельности экономических агентов; 
  • Устранение или компенсация негативных последствий рыночного поведения;
  • Поддержание нормального функционирования национальной экономики.

Ко второй группе относятся функции, связанные с формированием рыночных

  • Разработка экономического законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;
  • Демонополизация и стимулирование конкуренции;
  • Приватизация государственной собственности и развитие частного сектора.

Кроме того, в определенный период государство вынуждено брать на себя определенные функции, которые в развитой рыночной системе обычно выполняют другие экономические агенты (мобилизация финансовых ресурсов для инвестирования и др.).

Регулирующие функции государства осуществляются административными и экономическими средствами. В начале переходного периода разрушается или трансформируется система административно-командного управления, отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам, предприятиям предоставляется свобода устанавливать цены, выбирать поставщиков и покупателей.

Однако в ряде областей по-прежнему используются административные инструменты. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность естественных монополий, в том числе устанавливает цены на их товары и услуги). В-третьих, для регулирования внешнеэкономической деятельности используются административные инструменты (количественные ограничения и лицензирование экспорта и импорта) по мере укрепления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и фискальной политики и присущих им методов регулирования экономики.

В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государство уходит от прямого вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления, министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально-экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование. Формируются институты, характерные для переходного периода, агентства по приватизации и антимонопольному регулированию.

Стабилизационная и структурная политика

Переходный период практически во всех странах начался с системного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне были:

  • Инфляция, подрывающая стимулы к производственной деятельности;
  • Трансформационный спад, глубина которого зависит от величины накопленных диспропорций в структуре экономики, установленных в ходе макроэкономической стабилизации ограничений платежеспособного спроса;
  • Сокращение сбережений и инвестиционной активности, которые становятся нерентабельными при высокой инфляции.

Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен.

Такая политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как на более динамичную составляющую макроэкономического равновесия, регулируя которую можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Это воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и фискальной политики.

Страны с переходной экономикой сталкиваются с проблемой подавления (а в некоторых странах и предотвращения) высокой инфляции в самом начале своей трансформации. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение стабильности обменного курса называется макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Ее центральным элементом является борьба с инфляцией. Показателем успешности стабилизационных мер в этой сфере принято считать снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже. Для проведения эффективной стабилизационной политики необходимо понимать специфику инфляции в переходный период, на которую влияют как монетарные, так и неденежные факторы.

В соответствии с монетарным подходом инфляция прямо пропорциональна темпам роста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональна темпам роста производства в реальном секторе.

Увеличение темпов роста денежной массы приводит к соответствующему увеличению темпов инфляции, в то время как их уменьшение вызывает противоположный эффект. Рост индекса потребительских цен обычно используется в качестве индикатора инфляции в странах с переходной экономикой.

Сочетание монетарных и неденежных факторов инфляции, причем последние играют высокую роль, свидетельствует о том, что политика финансовой стабилизации в переходный период не может ограничиваться сжатием денежной массы и требует глубоких структурных и институциональных реформ.

Основными средствами макроэкономической стабилизации являются: 

  • Сокращение (в лучшем случае устранение) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;
  • Проведение жесткой денежно-кредитной политики;
  • Установление монетарных (номинальных) якорей, под которыми понимаются макроэкономические показатели, фиксируемые на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации. Эти показатели снижают инфляционные ожидания предприятий и домохозяйств и удерживают цены на определенном уровне;
  • Сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации заработной платы бюджетников и социальных трансфертов;
  • Либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы путем повышения общего уровня цен.

В зависимости от набора используемых инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации, ортодоксальный и неортодоксальный.

Неравномерность развития отдельных отраслей во всех странах с плановой экономикой проявлялась прежде всего в гипертрофированном развитии отраслей, производящих средства производства, а также военно-промышленного комплекса (ВПК). В то же время отставание в производстве потребительских товаров и инфраструктуре (финансовой, информационной, социальной) оставалось и даже увеличивалось.

Заключение

Во всех социальных системах государство играет значительную экономическую роль, выполняя большую или меньшую совокупность экономических и социальных функций. Поскольку такая деятельность наиболее полно организована в странах с развитой рыночной экономикой, проблемы государственного регулирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств.

Государственное регулирование экономики (государственное регулирование) - это процесс влияния государства на экономическую жизнь общества и связанные с ней вопросы. социальные процессы, в которых реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).

Возможности и пределы эффективности государственного регулирования не поддаются точной количественной оценке просто потому, что они имеют много аспектов. Многие проявления эффективности государственного регулирования, такие как социальная стабильность в обществе, вообще не имеют однозначных количественных параметров. Кроме того, практически невозможно выделить вклад каждого из трех слоев экономического механизма в обеспечение приемлемых темпов экономического роста, увеличение занятости или Повышение эффективности общественного производства. В результате мы можем предложить лишь некоторые качественные оценки возможностей и пределов государственного регулирования.

Нет объективных оснований полагать, что государственное регулирование в обозримом будущем не обеспечит поддержание высокого уровня экономической, социальной и на этой основе политической стабильности в западных странах. Для России и других стран с переходной экономикой опыт государственного регулирования на Западе, эффективно адаптированный к ее специфическим условиям, имеет большое значение.

Государственное регулирование в целом, безусловно, оказалось весьма эффективным. После того как она была встроена в экономический механизм капиталистического общества, развитие западных стран характеризуется высокой экономической динамикой, быстрым ростом эффективности общественного производства, более или менее умеренной безработицей, заметным повышением уровня и качества жизни населения, смягчением противоречий и достаточной социальной стабильностью. 

В начале XXI века перед человечеством стоит задача органично сочетать рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно только в том случае, если государство оказывает на него положительное влияние, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и действует верховенство закона. Мне кажется, что главная задача государства, сохранить золотую середину в сфере влияния на рыночную экономику.