Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.01.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Место и роль малого бизнеса в экономическом развитии общества
Налогообложение: история развития, принципы, функции 
Безработица: понятие виды проблемы анализ
Влияние рынка ценных бумаг на состояние экономики


Введение:

На современном рынке государственное предпринимательство играет важную роль. Рынок, свободный от любого государственного вмешательства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая реальность такова, что государство является активным участником рыночных отношений.

Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил переросла рамки классической частной собственности, и государство было вынуждено взять на себя содержание крупных экономических структур: железных дорог, почтовых отделений, телеграфов и т. д.

В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, сами монополии оказались заинтересованы в усилении регулирующей роли государства, в его постоянной поддержке на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшние усилия по межгосударственной интеграции приводят к тому, что общие экономические процессы пересекают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией и воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии решить все проблемы экономического роста. Наряду с движущими силами он содержит элементы, которые сдерживают экономическое развитие. Это наблюдалось ранее, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и, прежде всего, рабочей силы.

Поэтому, говоря о рыночной экономике, мы говорим как о роли государства в целом, так и о государственном предпринимательстве.

Далее рассмотрим важность государственного предпринимательства на современном этапе функционирования экономики страны. Что входит в содержание государственного предпринимательства и какие тенденции переживает государственное предпринимательство в современной России?

Исходя из вышеизложенного, мы поставили перед собой следующую цель: изучить значение и содержание государственного предпринимательства в рыночной экономике.

Целями данной работы являются изучение значения и содержания государственного предпринимательства в рыночной экономике.

Цель достигается с помощью следующих задач:

  • определить понятие государственного предпринимательства;
  • выявить возможные методы воздействия государства на экономику страны;
  • изучить функции и значение государственного предпринимательства;
  • рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства.

 

Понятие, сущность государственного предпринимательства

 

Государство играет важную роль в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы. На протяжении всей истории своего существования государство наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны выполняло определенные функции в экономической сфере.

Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. В то же время, регулируя экономику, государство использует широкий спектр средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, денежно-кредитная политика, экономическое законодательство и т. д.

В любой экономической системе, включая рыночную экономику, государство выступает в определенном смысле как экономический агент с правом и способностью принуждать, например, в области налоговой политики, государственное законодательство.

Объектами государственной собственности являются предприятия, которые экономически неэффективны для целей частного бизнеса; отрасли, продукция которых отвечает стратегическим потребностям всей национальной экономики (энергетика, связь, оборона); «Общественные блага» (дороги, экология, уличное освещение и т. д.). Аренда природных и промышленных ресурсов, принадлежащих государству, также должна рассматриваться как вид государственного предпринимательства.

В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешнюю силу, но и путем непосредственного участия в производственных и коммерческих операциях.

Государственное предпринимательство не самое эффективное, оно менее эффективно, чем частное. Поэтому для мировой практики характерно, что государство занимается прямой экономической деятельностью в тех условиях, когда это не выгодно частникам или они не в состоянии ее осуществлять.

В развитой рыночной экономике государственное предпринимательство как интегрированный комплекс предпринимательских организаций выполняет следующие функции: 

  • общеэкономическую
  • ресурсную
  • инновационную
  • организаторскую

Определяющей функцией в развитой экономике является общая экономическая функция, которая объективно определяется ролью предпринимательских организаций как субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена ​​на производство товаров и их доставку конкретным потребителям. Более того, предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под влиянием всей системы экономических законов рыночной экономики (спрос и предложение, конкуренция, стоимость и т. д.), что является объективной основой для проявления общеэкономической функции. Прогрессивное развитие государственного предпринимательства является одним из определяющих условий общего экономического роста, увеличения валового внутреннего продукта и национального дохода, и это выступает как возникновение общеэкономической функции в системе экономических отношений.

Важнейшей функцией государственного предпринимательства является ресурс. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование воспроизводимых и ограниченных ресурсов, а ресурсы следует понимать как все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Конечно, в первую очередь это трудовые ресурсы, земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наибольших успехов, если инновации в сфере деятельности, в которой он создает собственный бизнес, будут использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Предприниматели заинтересованы в их рациональном использовании и в то же время могут быть безжалостны к государственным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека.

Предпринимательство как новый тип антибюрократического управления экономикой характеризуется инновационной функцией, связанной не только с использованием новых идей в процессе предпринимательской деятельности, но и с разработкой новых средств и факторов для достижения целей. Творческая функция предпринимательства тесно связана со всеми другими функциями и определяется уровнем экономической свободы субъектов предпринимательства, условиями принятия управленческих решений.

Важная функция предпринимательства – организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы.Сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектах предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все больше значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих, государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как: 

  • обеспечение необходимых темпов роста,
  • сглаживание циклических колебаний,
  • поддержание занятости,
  • стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.

Но не только это, государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования. Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также:

  • предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,
  • помощь жизненно важным науки и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,
  • проведение региональной политики, создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,
  • увеличение числа рабочих мест,
  • охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,
  • строительство очистных сооружений,
  • развитие фундаментальных научных исследований,
  • производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить персоналов и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. 

Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.

Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.

Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должныразрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.

Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно полезным трудом.

Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.

Говоря о тенденциях развития предпринимательства, различные авторы предлагают свои вариации направленные на процесс оптимизации государственного и государственно-частного предпринимательства, основные из них могут быть обозначены.

  • определить оптимальные рамки государственного предпринимательства.

Опыт стран как развитых, так и развивающихся показывает, что частное предпринимательство должно быть дополнено государственным предпринимательством. Причем чем больше страна отстает в своем экономическом развитии, тем выше роль государства как участника хозяйственной деятельности, призванного способствовать решению важнейших экономических проблем в общенациональном масштабе. Речь здесь идет о поддержании жизненно важных для национальной экономики в целом отраслей (производств, служб), в которые частный капитал не идет либо идет в недостаточном объеме из-за их высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска, предотвращении захвата иностранным капиталом отраслей, обеспечивающих национальную безопасность страны, путем включения их в состав государственного или государственно-частного сектора.

Провести реорганизацию управления государственной собственностью на основе разделения полномочий между Мингосимуществом России (который должен на деле стать главным органом по управлению госимуществом за исключением государственных унитарных предприятий) и отраслевыми министерствами (ведомствами и другими уполномоченными государством, в т.ч. по договору, органами), призванными осуществлять стратегическое управление государственными унитарными предприятиями.

Установить общественный контроль над эффективным расходованием государственных средств, а также использованием государственного имущества. Привлекать к управлению государственной собственностью органы местного самоуправления, профсоюзы, общества потребителей и др.

Разработать единый реестр государственной собственности, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В этом реестре должно отражаться состояние объектов госсобственности с учетом их амортизации и физического состояния, нахождения этого имущества в аренде, залоге, доверительном управлении, условия соответствующих договоров, регулярность и полнота поступлений платежей за пользование имуществом.

Ввести обязательный аудит государственной собственности. Упорядочить механизм управления государственным имуществом, переданным в хозяйственное ведение или оперативное управление, на основе учета особенностей управления в коммерческих и некоммерческих государственных секторах экономики.

Четко разделить все акционерные общества с государственным участием на две группы:

Акционерные общества, государственный пакет акций которых целесообразно реализовать в ближайшее время (в течение года) путем его продажи. В этом случае усилия государственных органов должны быть направлены на поиск институционального инвестора и рост курсовой стоимости акций. В ряде случаев целесообразно пойти на предпродажную санацию акционерных обществ, так как если общество находится на грани банкротства, трудно рассчитывать на продажу его акций по высокой цене. Проведение же санационных мероприятий позволит продать акции по более высокой курсовой стоимости. Во избежание переполнения фондового рынка вторичная эмиссия акций в указанных акционерных обществах не должна осуществляться до продажи государственного пакета.

Акционерные общества, государственный пакет акций которых целесообразно сохранить в течение относительно длительного времени. Основная цель государственных органов в этом случае состоит в обеспечении устойчивой работы обществ, получения существенных дивидендов на акции при условии направления необходимой части прибыли на развитие и модернизацию производства, поддержания стабильной, умеренно растущей курсовой стоимости акций. Важным моментом является недопущение нежелательного захвата контроля над акционерным обществом какой-либо группой акционеров. Для этого представитель государства должен отслеживать основные сделки с акциями акционерного общества. Представителю государства (в случаях, когда государство имеет менее 50 процентов акций) целесообразно объединиться для солидарного голосования по принципиальным для акционерного общества вопросам с каким-либо влиятельным акционером (группой акционеров), интерес которого (которых) в значительной степени совпадает с интересом государства. В отдельных случаях, как нам представляется, представители государства должны ставить вопрос об увеличении государственной доли в уставном капитале для сохранения контроля над обществом, имеющим, важное, значение для экономики России.

Шире практиковать передачу акций акционерного общества с контрольным пакетом акций у государства в доверительное управление непосредственному руководству АО, назначенному по контракту после победы на конкурсе предпринимательских проектов.

Развивать новые модели предпринимательской деятельности государства, основанные на различных формах сочетания государственной и частной собственности, т.е. развитие экономики смешанного типа (создание государственно-частных холдинговых компаний, для управления деятельностью технологически связанных производств в ключевых отраслях национальной экономики, смешанных государственно-частных фирм и т.п.).

Введение на макро-уровне системы индикативного (договорного) планирования с установлением ряда обязательных показателей для государственных предприятий.

 

Формы государственного предпринимательства в России

 

Государственное предпринимательство является важной составляющей предпринимательской деловой картины во всех странах с рыночной экономикой. Его особенности в современной России обусловлены наличием четырех обстоятельств.

Во-первых, в Российской Федерации современное государственное предпринимательство выступает продолжением прежних экономических отношений, присущих дореформенной российской (советской) экономике, основанной на почти повсеместной государственизации (национализации) предприятий.

Во-вторых, в России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная потребность в государственном предпринимательстве и существовании государственного сектора экономики.

В-третьих, в России существует сильная традиция вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанная на этатистских традициях российских чиновников, которые, как правило, считают, что именно они и только они имеют правильное понимание закономерностей функционирование и развитие всех аспектов народного хозяйства, в том числе национального предпринимательства.

В-четвертых, в России традиционно сильное государственное мышление. Широкие массы населения часто больше доверяют государственному предпринимательству, чем какой-либо организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства, особенно в результате многочисленных фактов мошенничества со стороны различных компаний, основанных новыми россиянами, таких как деятельность ОАО МММ описано выше.

В России в первой половине 1990-х годов общая приватизация основной массы предприятий началась ускоренными темпами. «В начале 1998 года общее количество приватизированных предприятий составило 126 700, или 59% от числа государственных предприятий, к началу приватизации в 1991 году. В то же время в результате были созданы новые частные предприятия, общее количество предприятий увеличилось почти в 10 раз и составило 2, 76 млн, в том числе в основных отраслях, тыс.: 

  • торговля и общественное питание - 868,3
  • промышленность - 341,6
  • сельское хозяйство - 336,7
  • строительство - 289,1.

Почти 50% от общего числа хозяйствующих субъектов было создано отдельными гражданами; в торговле их доля составляет 81,7%, в строительстве - 70,2%. Государственных предприятий не более 40 тысяч. Негосударственный сектор экономики в настоящее время составляет около 70% ВВП».

Государство рассталось с подавляющим большинством производственных мощностей. Но он по-прежнему владеет природными ресурсами, в том числе ресурсами континентального шельфа и морской экономической зоны, долями в промышленных предприятиях, транспортом и другой собственностью, необходимой для выполнения экономических и организационных функций.

Конституция Российской Федерации определяет базовый перечень объектов государственной собственности в двух его формах: федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации (региональная собственность). Юрисдикция Российской Федерации включает в себя: 

  • федеральные энергосистемы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
  • федеральный - транспорт, связь, связь, информация;
  • оборонное производство, производство токсичных веществ, наркотических средств;
  • деятельность в космосе;
  • федеральные банки;
  • денежный вопрос.

Природопользование, общие вопросы образования, науки, культуры, координации вопросов здравоохранения, социального обеспечения являются предметом совместной юрисдикции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его органы утверждают и исполняют бюджет и решают другие вопросы местного значения.

Разделение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность позволяет разделить функции федеральных, региональных и местных органов власти по управлению природными ресурсами, капиталом и финансовыми ресурсами.

 

Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики

 

Государственное имущество передается государственным предприятиям и учреждениям во владение, пользование и распоряжение. Государственное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (бюджетные средства и т. д.), является государственной казной Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Государственный сектор включает акционерные общества, в которых контрольные пакеты голосующих акций принадлежат государству, государственным предприятиям и государственным учреждениям. Соответственно, формируется план развития государственного сектора для названных хозяйствующих субъектов. Показатели плана производственно-финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений определяются федеральными законами о государственных предприятиях.

Помимо показателей планов деятельности предприятий и учреждений, план развития государственного сектора включает в себя: 

  • программа приватизации и приобретения имущества в государственную (муниципальную) собственность;
  • максимальное количество государственных (муниципальных) служащих и военнослужащих (по данным главных администраторов бюджетных средств);
  • план оказания услуг бюджетными учреждениями (для главных распорядителей бюджетных средств);
  • план получения и использования доходов от реализации государственного имущества;
  • программа повышения эффективности использования федеральной собственности.

Органы государственной власти и местного самоуправления могут определять дополнительные показатели и требования к плану развития государственного (муниципального) сектора экономики.

Экономическая структура государственного сектора формируется предприятиями материального производства, контролируемыми государством напрямую или через контрольные пакеты акций акционерных обществ. Это, прежде всего, предприятия топливно-энергетического комплекса, основные виды транспорта, связи, оборонного комплекса, по добыче драгоценных металлов и камней, по производству алкогольных напитков.

Основу государственного сектора в России составляют унитарные предприятия и учреждения. Экономическая функция унитарного предприятия заключается в непосредственном удовлетворении социальных потребностей, выполнении преимущественно государственных заказов на товары и услуги особой важности. Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает два вида унитарных предприятий: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Государство на основе общественной собственности создает предприятия, которым оно передает имущество в хозяйственное или оперативное управление.

По отношению к государственным унитарным предприятиям государственные органы осуществляют непосредственное планирование и регулирующее влияние. Это выражается в утверждении устава предприятия, назначении его руководителя, заключении с ним договора, осуществлении контроля над деятельностью посредством периодической отчетности и другими способами. Предприятие обязано заниматься только теми видами деятельности, которые определены в его уставе, и распоряжаться имуществом, переданным ему с согласия учредителя.

Устав отражает предмет деятельности, порядок распределения доходов, виды обязательной отчетности, ответственность руководителя за результаты хозяйственной деятельности и другие положения. Контракт с руководителем предприятия содержит условия, которые делают размер вознаграждения зависимым от финансово-экономического положения, устанавливают ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию.

Основными общими чертами государственного предприятия в России являются: 

  1. Имущество предприятия находится в государственной (муниципальной) собственности и принадлежит ему на основании права хозяйственного ведения или оперативного управления.
  2. Руководитель предприятия назначается владельцем и подотчетен ему.
  3. Компания несет ответственность по своим обязательствам со всем принадлежащим ей имуществом; не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Государственное предприятие на основе права хозяйственного ведения более самостоятельно в организации производства, обладает рядом особенностей, характерных для хозяйственных обществ. Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений на продуктивное использование имущества предприятия на основе права хозяйственного ведения. Размер уставного капитала предприятия не может быть меньше размера, определенного законом о государственных предприятиях; Чистые активы не могут быть меньше уставного капитала. При принятии решения об уменьшении уставного капитала требуется письменное уведомление об этом кредиторов. Предприятие может создать другое унитарное предприятие (дочернее предприятие) в качестве юридического лица, передав часть своего имущества ему для хозяйственного ведения. Собственник имущества предприятия не несет ответственности по его обязательствам, но решает вопросы определения предмета и целей его деятельности, назначения руководителя, создания, реорганизации и ликвидации предприятия.

Все государственные предприятия, созданные до введения в декабре 1994 года Гражданского кодекса Российской Федерации, имеют имущество на основе права хозяйственного ведения и могут распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника. Они функционируют, пока не будут приватизированы или ликвидированы. Приватизация осуществляется в соответствии с программой приватизации, утвержденной Государственной Думой. При этом составляется список предприятий, приватизация которых запрещена. Основанием для ликвидации государственного предприятия может стать незаконное присвоение федеральных средств, отсутствие прибыли за последние два года, использование недвижимости с нарушением действующих правил.

На основе ограниченного числа государственных предприятий государственные предприятия создаются на основе права оперативного управления. Государственное предприятие в области промышленного и сельскохозяйственного производства может стать государственным предприятием, которое: 

  • действует в установленных законодательством рамках исключительно для государственных предприятий;
  • большая часть (более 50%) продукции поставляется государству;
  • не подлежит приватизации.

Кандидатами на статус государственного предприятия являются, прежде всего, предприятия военно-промышленного комплекса, силовые министерства и ведомства; объекты, которые в интересах безопасности должны находиться под юрисдикцией государства (порты, атомные электростанции, гидроэлектростанции, метро и т. д.) или имеют особое общественное значение (железные дороги, связь, мелиоративные системы и т. д.) в дореволюционной России все государственные предприятия были государственными.

Государственные предприятия являются коммерческими организациями (хотя не все направлены на получение прибыли) и вступают в экономические отношения с другими предприятиями в рыночной среде.

Статус государственного предприятия не дается раз и навсегда: если исчезает необходимость в соответствующем виде продукции, государственный заказ отменяется, и предприятие становится обычным государственным предприятием или приватизируется. Количество государственных предприятий определяется количеством средств, которые могут быть выделены из федерального бюджета на поддержку их деятельности.

«Государственные предприятия особенно эффективны в оборонном комплексе благодаря возможности использования технологий двойного назначения. Государство определяет тип и количество продукции для оборонного предприятия, издает заказ, выделяет на него ресурсы, устанавливает стандарты. В то же время предприятие может производить дополнительные продукты, для этого оно самостоятельно ищет ресурсы, рынок сбыта, оплачивает труд и получает прибыль".

 

Пути повышения эффективности государственного предпринимательства

 

Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране поставил дилемму двух выборов: социалистического переустройства плановой экономике в сторону рынка на базе общественных форм собственности, или отказа от последних, глобальной приватизации и регресса к капиталистической модели.

Одной из форм государственного предпринимательства являются казённые предприятия.

Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства (директивное планирование, задания), политики цен, финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями - потребителями товаров или услуг. Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Одновременно государство принимает на себя ответственность по обязательствам этой категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам и др. Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние.

Нормальное функционирование казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию составят весомую часть государственного бюджета.

Из сказанного следуют, по меньшей мере, два вывода:

  • численность казенных предприятий необходимо свести к разумному минимуму;
  • применительно к ним целесообразно разработать специальную систему управления.

Казалось бы, решение проблемы управления казенными предприятиями можно найти на путях заимствования опыта управления государственными предприятиями в развитых странах. Однако в разных странах он различен и учитывает конкретные особенности данной страны. Поэтому предложения о перенесении на российскую почву соответствующего опыта США или Франции едва ли приемлемы. Необходимо самостоятельно вписаться в существующую систему органов управления и учитывать собственный исторический опыт.

Пожалуй, единственной общей чертой управления государственными предприятиями во всех странах является осуществление этого управления соответствующими министерствами или (наряду с министерствами) специальными постоянно действующими комиссиями (например, федеральная комиссия по атомной энергии в США).

В России в соответствии с Указом Президента РФ № 1003 решение о ликвидации федерального госпредприятия и создании на его базе казенного завода, фабрики или хозяйства принимает Правительство РФ. Оно определяет, и федеральный орган исполнительной власти, который утверждает устав казенного предприятия и руководит его деятельностью.

Сохранив административную подчиненность предприятий, необходимо исключить прежние наиболее существенные недостатки командной системы. К их числу следует отнести, прежде всего, отсутствие у руководства предприятием стимулов к проявлению инициативы и риску, а также фактически отсутствие ответственности за последствия принимаемых вышестоящими органами решений. Современный хозяйственный руководитель казенного предприятия не должен становиться передаточной инстанцией для реализации приказов и указаний работников государственного аппарата. Он и здесь вправе иметь определенную самостоятельность. За вышестоящей инстанцией следует сохранить лишь контроль над его действиями.

Средством преодоления этих и других недостатков ранее существующей системы управления может быть:

  • во-первых, коллегиальность в принятии важнейших экономических решений высококвалифицированными людьми;
  • во-вторых, использование конкурентной системы подбора руководящих кадров;
  • в-третьих, использование независимых экспертных оценок в ряде случаев.

Практическая реализация этих положений заключается в следующем:

  1. Стратегические решения по управлению государственным предприятием должны приниматься коллегиально в вышестоящем органе.
  2. В рамках принятых решений руководителю предприятия должна быть гарантирована определенная степень независимости, без которой предпринимательская деятельность менеджера не может проявиться.
  3. Отбор менеджеров должен осуществляться на основе конкурса программ соискателей. Преимущество отдается программам, наиболее полно отражающим требования государственной промышленной политики.

Заключение с экономическим менеджером договора, в котором его права фактически гарантированы и его обязанности четко установлены, а с предприятием - «план договора», в котором содержится программа его деятельности.

Как показывает зарубежная практика, программы деятельности государственных предприятий разрабатываются таким образом, чтобы государственные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы покрывались за счет средств от успешной предпринимательской деятельности. Для этих целей необходима не только определенная свобода руководителя, но и формирование заинтересованности персонала в достижении положительных результатов работы (отдельного человека, подразделения, предприятия в целом). Возможно и необходимо использовать как давно используемые (например, бригадная организация труда), так и новые (например, распределение прибыли) формы управления производством.

Ответственность государства за долги предприятия должна быть не прямой, а вспомогательной. Исходя из вышеизложенного, один из вариантов схемы управления государственными предприятиями может выглядеть следующим образом.

При отраслевом органе управления создается комиссия (комитет, совет) по управлению государственными предприятиями. Организация такого органа в системе Госкомимущества нецелесообразна, так как управление государственным предприятием требует знания отраслевых особенностей производства. В то же время для предотвращения преобладания ведомственных интересов целесообразно включать не менее 50 процентов независимых специалистов (экономистов, финансистов, представителей Государственного комитета по промышленности и коммерции, Государственного комитета гражданской авиации и т. д.) в этих комиссиях.

Созданная таким образом комиссия могла бы выполнять функции постоянной тендерной комиссии по подбору руководящего состава, разрабатывать условия тендера, программу предприятия и осуществлять контроль. Наряду с «внешним» управлением в организационной структуре предприятия необходимо ввести органы, через которые персонал мог бы принимать участие в управлении производством.

Попытка установить оптимальный правовой статус руководителей государственных предприятий (как государственных, так и коммерческих) была предпринята Указом Президента Российской Федерации № 1200. Он установил, что правительство или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти заключают договор с управляющим экономикой на основе не трудового, а гражданского законодательства. В Указе перечислены обязательные условия, которые должны содержаться в договоре, в том числе порядок и условия его досрочного расторжения и даже ответственность менеджера за ущерб, нанесенный компании в результате его действий или бездействия.

Гражданско-правовой характер договора, в принципе, позволяет федеральным органам власти устанавливать права и обязанности руководителя управления предприятия без учета законодательных ограничений, установленных Трудовым кодексом. Ведь в Указе не говорится о каких-либо конкретных правах и обязанностях экономического управляющего, за исключением его отчетности, порядок и сроки которой должны быть установлены Правительством Российской Федерации. Очевидно, что вопросы управления государственным предприятием должны быть решены в последующих подзаконных актах. До их публикации как вновь назначенные руководители, так и менеджеры, у которых истек срок трудовых договоров, полностью зависят от усмотрения сотрудников соответствующего государственного органа.

В государственные коммерческие предприятия входят предприятия, не преобразованные в АО и на базе которых не созданы казенные предприятия. Имущество закреплено за ними на праве полного хозяйственного ведения. Государственные коммерческие предприятия находятся на полном коммерческом расчете, имеют широкую самостоятельность и практически те же права, что и частные предприятия (за исключением права назначать руководителя и осуществлять операции с государственным имуществом).

В отличие от государственных предприятий в конкурсе участвуют акционерные общества с государственным капиталом. Их основная задача - получать прибыль (коммерческие функции). Они могут быть объявлены банкротами, так как они самостоятельно несут ответственность за свои долги. В то же время эти АО в критической ситуации могут рассчитывать на финансовую помощь со стороны государства. Последнее обстоятельство выводит государственные акционерные общества из-под суровых последствий конкуренции, что снижает стимулы для эффективного функционирования. И, тем не менее, предположение, что государственное предприятие обречено на неэффективность, неверно. Нужно сделать все возможное, чтобы сделать его прибыльным не меньше, чем предприятия частного сектора. По критерию участия в капитале и влиянию государственных органов на управление можно выделить две группы АО: АО, в котором 100 процентов капитала принадлежит государству, и АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. или золотая доля.

В качестве общей цели создание акционерного общества со 100-процентным государственным капиталом призвано решить проблему сочетания достаточно жесткой зависимости предприятия от государственных структур и достаточной независимости для достижения коммерческих целей.

Влияние государства на производственную политику предприятия обеспечивается отходом от традиционной организационной структуры управления ОАО. Выпадает один из его основных элементов - собрание акционеров. Его функции должен, по-видимому, выполнять совет директоров, состав которого определяется собственником - государством.

Желательно включить в совет директоров наряду с представителями отраслевого органа управления, представителей администрации предприятия, трудового коллектива и местных органов власти. И конечно, высококвалифицированные специалисты (менеджеры, финансисты и т. д.). Представители трудящихся избираются трудовым коллективом, представители местного самоуправления назначаются этим органом, все остальные назначаются отраслевым руководящим органом. По схожему принципу представительства интересов создается совет государственного АО во Франции.

АО со 100% государственным капиталом несет самостоятельную имущественную ответственность. Это создает возможность взимания взыскания задолженности с имущества такого предприятия.

Обеспечение экономической независимости и установление ответственности за свои долги создает объективные предпосылки для «поведения рынка» соответствующих фирм. Тем не менее, достаточная эффективность деятельности таких АО сомнительна, учитывая, что решения, принимаемые органом, в котором доминируют представители государства, могут препятствовать действиям администрации по улучшению коммерческих результатов. Таким образом, государственная промышленная политика может быть достаточно эффективно реализована с использованием рассматриваемой организационно-правовой формы, но ее необходимо корректировать с учетом коммерческих целей ОАО.

Более перспективными являются АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. Такая корпоратизация, если она будет проведена правильно, решит три основные проблемы. 

Во-первых, поскольку это осуществляется в отношении крупных предприятий с высокой стоимостью основных средств, значительное количество акций выходит на рынок ценных бумаг, и создаются условия для продажи ваучеров через чековые аукционы.

Во-вторых, остается возможность влиять на стратегию и тактику корпоратируемых предприятий с целью обеспечения общественных интересов.

В частности, будучи крупным инвестором, государство может оказать решающее влияние на объем и направление инвестиций. В отличие от мелких инвесторов и менеджеров, которые предпочитают проекты с более высокой доходностью в ближайшем будущем, государство-инвестор заинтересовано в реализации крупных долгосрочных программ.

В-третьих, создаются предпосылки для нормальных (в отличие от ранее существовавших) отношений между владельцем, руководителем и трудовым коллективом.

Контрольный пакет акций позволяет государству осуществлять права владельца через своих представителей в управлении акционерным обществом (собрание акционеров, совет директоров), поскольку в течение не менее трех лет состав совета директоров Акционерные общества должны включать не менее 51 процента представителей государства. Правительство и Комитет государственного имущества России имеют право поручать на договорной основе представление интересов государства в совете директоров отдельным лицам, в том числе должностным лицам органов государственного управления по предложению соответствующего министерства, департамент, обл. При таком составе совета директоров реализация государственной промышленной политики обеспечивается достаточно четко.

Существующие полномочия государственных органов можно было бы считать оптимальными, если бы не порядок формирования совета директоров и правления, а также назначения генерального директора (президента) АО.

Дело в том, что на всех предприятиях, преобразованных в открытые акционерные общества в соответствии с Указом Президента № 721, должностные лица не избираются собранием акционеров, а назначаются государственными органами и не на конкурсной основе, а по усмотрению соответствующего должностного лица (исключая представителей трудового коллектива). Установленный порядок продолжает традицию, когда судьба экономического лидера зависит от структур (бывшая партия, теперь - государство), которые не несут ответственности за сбои и не стимулируются в случае успешной работы вновь созданного АО.

В Указе № 1200 порядок назначения главного управляющего в акционерных обществах с государственным капиталом специально не выделяется. Это относится к «представителям государства в органах управления ОАО» в целом. Согласно Указу, такими представителями могут быть государственные служащие или другие граждане Российской Федерации.

В последнем случае Госкомимущество России или Фонд федерального имущества заключают с ними гражданский договор. Указ резко ограничил независимость представителей государства. По фундаментальным вопросам управления АО («управление капиталом») они должны письменно согласовать с федеральными органами исполнительной власти или Фондом федерального имущества, от имени которых они действуют, проекты решений, которые они представляют, или их будущее голосование по предлагаемым проектам решений. Другими членами органов управления ОАО. Таким образом, фактически решения по довольно широкому кругу наиболее важных вопросов управления АО принимает штатный сотрудник, который не несет ответственности и не заинтересован в финансовой деятельности компании. Легко видеть, что под новым словесным прикрытием возрождается один из главных пороков административно-командной системы. Таким образом, кажется, что решение этой проблемы в существующих правилах далеко от совершенства.

 

Заключение

 

Итак, в заключение сделаем выводы о проделанной работе:

Во-первых, государственное предпринимательство необходимо в рыночной экономике для эффективного функционирования экономики страны. Государственное предпринимательство осуществляется в областях, где деятельность противоречит характеру частных фирм или требует огромных инвестиций и рисков. Его основное отличие от частного предпринимательства заключается в том, что основной целью государственного предпринимательства является не получение дохода, а решение социально-экономических проблем, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.

Во-вторых, приоритетное государственное предпринимательство в рыночной экономике должно осуществляться в следующих секторах: обеспечение развития базовых отраслей:

  • энергетика, металлургия, топливная промышленность, стимулирование новых отраслей;
  • стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития экономики в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с национальной точки зрения;
  • координация усилий общества по защите и улучшение окружающей среды;
  • создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение;
  • разработка и предоставление социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно полезным трудом;
  • поддержание валютно-финансовой системы в нормальном состоянии.

Говоря о государственном предпринимательстве по отношению к России, следует отметить, что в современной законодательной базе все еще недостаточно актов, направленных на обеспечение предпринимательства всеми правовыми гарантиями и создание условий для эффективной работы и развития. Также необходимо разработать базовый законодательный акт в виде Федерального закона «Об управлении государственным имуществом», в котором будет определено, что понимается под управлением государственным имуществом, каковы его цели и задачи, основные принципы Управление, формы и методы управления, объекты и субъекты управления, порядок учета и контроля за эффективным и правильным использованием государственного имущества.