Государственное и международное регулирование деятельности иностранных инвесторов

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 13.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Вывоз капитала как ведущая форма международных экономических отношений
Основные формы вывоза капитала. Причины миграции капитала
Роль транснациональных корпораций в процессе международного движения капитала
Инвестиционная деятельность международных финансовых организаций и их роль в мировой экономике

 

Введение:

Предметом данного исследования являются не только международные договоры в области правового регулирования иностранных инвестиций, но и некоторые вопросы, связанные с развитием национального законодательства, в том числе с содержанием международных соглашений, направленных на правовое регулирование иностранных инвестиций, в анализируется гармонизация и унификация национального законодательства в этой области. В статье дается решение различных проблем правового регулирования иностранных инвестиций в рамках двусторонних и многосторонних соглашений и в соответствии с национальным законодательством. 

Основными источниками инвестиционного права, среди прочего, являются международные двусторонние и многосторонние инвестиционные соглашения о

соответствующие виды, содержание которых отражено в национальном законодательстве об иностранных инвестициях.

Институт иностранных инвестиций, регулирование иностранных инвестиций являются относительно новыми понятиями в международном праве, поэтому их изучение, в частности, определение инвестиций и защита иностранных инвестиций, проблема двойного налогообложения, страхование иностранных инвестиций, инвестиционные споры является важным и перспективным направлением развития международного инвестиционного права, международного права, предпринимательской деятельности.

В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, основным приоритетом внешней политики России в области международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики, для достижения которой необходимо стимулировать привлечение иностранных инвестиций, прежде всего. в реальном секторе и приоритетных направлениях российской экономики.

Понятие и формы международно-правового регулирования иностранных инвестиций

«Инвестиции» в переводе с современного английского языка (инвестиции) означает «инвестиции», хотя оно происходит от слова «в жилете», которое буквально переводится как «в жилет». Многочисленные определения понятия «инвестиции» часто носят формальный и общий характер. в природе, не раскрывая сути инвестиций во всем их многообразии. 

Международный юрист Дж. Шварценберг называет иностранные инвестиции среднесрочными и долгосрочными кредитами и займами, предназначенными для импорта оборудования и услуг, а также любой другой собственности, включая «любые права и интересы за рубежом, которые он имеет прямо или косвенно». «Собственность и инвестиции, утверждает он, являются синонимами, потому что либеральная формулировка собственности и инвестиций соответствует общей практике международного права». 

Работа международного юриста Э. Нугугу говорит, что основной формой иностранных инвестиций являются прямые инвестиции. Э. Нугу определяет как прямые, так и портфельные инвестиции и видит разницу между ними в степени контроля инвесторов над предприятиями. «Прямые инвестиции подразумевают комплексный коммерческий контроль и распределяются в форме« филиалов иностранных компаний.

В советской юридической литературе определение «инвестиции» дано в работе ученого юриста Н. Н. Вознесенской, где она пишет: «Инвестиции следует понимать как предоставление средств иностранным инвестором, в котором экономическая деятельность является обязательной. Производственная деятельность иностранного элемента направлена ​​на скоординированное целевое использование этих средств при условии, что эта деятельность (с иностранным капиталом или без него) приведет к созданию условного объекта, который будет способствовать развитию экономики молодого государства и увеличить свой экономический капитал. 

Другой исследователь, А. Г. Богатырев, который в своей работе «Инвестиционное право» приходит к выводу, что инвестиции в первую очередь являются собственностью, поскольку они представляют права на владение, пользование и распоряжение имуществом. А.Г. Богатырев формулирует это определение в отношении иностранных инвестиций следующим образом: «иностранные инвестиции это иностранный капитал собственность в различных формах и формах, взятых из одного государства». В то же время А.Г. Богатырев подчеркивает, что это определение нельзя считать полным или исчерпывающим из-за сложности концепции инвестиций и наличия нескольких типов и форм капитала и инвестиций. 

М.М. Богуславский, напротив, рассматривает понятие инвестиций применительно к иностранным инвесторам и подчеркивает, что не следует ставить знак равенства между понятиями «собственность» и «инвестиции».

Разницу между инвестициями и собственностью можно четко увидеть по двум критериям: 

  • вложения, как правило, целевого имущества; но не вся собственность обладает инвестиционным потенциалом; 
  • в некоторых случаях привлеченные средства, которые не являются собственностью инвестора, могут использоваться в качестве инвестиций, и в этом случае концепция инвестиций выходит за рамки концепции собственности.

Понятие инвестиций приведено в действующем законодательстве Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в редакции от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г. вложения денежные средства, ценные бумаги, другое имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вложенные в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения другого полезного эффекта. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержит следующее определение иностранных инвестиций: «Иностранные инвестиции это вложение иностранного капитала в предприятие в Российской Федерации в форме гражданские права, принадлежащие иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из обращения или не ограничены в обращении в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе деньгами, ценными бумагами (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации) иная собственность, имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), а также на услуги и информацию (статья 2).

В этом определении ничего не говорится о целях получения прибыли, а в Законе РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях» говорится, что иностранные инвестиции это все виды собственности и интеллектуальная собственность, инвестируемая иностранными лицами. инвесторы в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли (дохода). 

С точки зрения ученого-экономиста Л. Л. Игониной, частные иностранные инвестиции можно разделить на инвестиции в форме ссуд или займов (ссудный капитал) и инвестиции в форме прямых и портфельных инвестиций (предпринимательский капитал). Портфельные инвестиции относятся к покупке акций, облигаций и других ценных бумаг. Прямые инвестиции обычно относятся к инвестициям в производство и другие предприятия (совместные или полностью принадлежащие иностранному капиталу). Среди иностранных инвестиций прямые инвестиции занимают ведущее место. Согласно NN Ascension, прямые иностранные инвестиции это инвестиции за рубежом для создания там постоянного предприятия или расширения существующего, что влечет за собой определенную степень контроля над его управлением. Прямые инвестиции отличаются от «портфельных» инвестиций наличием контроля. Инвестиции «портфеля» в основном связаны с инвестированием в ценные бумаги для получения или увеличения дохода в виде процентов, дивидендов, разницы в котировках акций, но они не представляют возможности контроля. Портфельные инвестиции отличаются тем, что инвестор не оказывает влияния на ход деятельности предприятий; он только приобрел активы в форме ценных бумаг для получения прибыли. 

Договор об Энергетической хартии трактует концепцию инвестиций особым образом, в соответствии со статьей 1 (6), под которой инвестиции означают «все виды активов». В широком смысле понятие включает в себя материальное и нематериальное имущество, любые права собственности, денежные требования и право требовать выполнения договорных обязательств, доход, который включает прибыль, дивиденды, проценты, прирост капитала, а также любое право, предоставляется в соответствии с законом, либо по контракту, либо в силу любых других лицензий и разрешений. 

Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) от 11 октября 1985 года определяет исследуемую концепцию иностранных инвестиций следующим образом: «Инвестиции, охватываемые гарантиями, включают участие в акционерном капитале, включая среднесрочные и долгосрочные займы, предоставленные акционеров заинтересованной компании или гарантированных ими, а также формы прямых инвестиций, которые могут быть определены как таковые советом директоров (статья 12).

Суммируя анализ различных определений понятия «иностранные инвестиции», используемых в международной и отечественной практике, можно сделать вывод, что одним из средств обеспечения успешной интеграции России в мировую экономику является разработка и совершенствование положений российского языка. инвестиционное законодательство, и, прежде всего, его концептуальный аппарат.  

Понятие двусторонних и многосторонних соглашений

Источниками международного инвестиционного права являются международные договоры, международно-правовые обычаи и решения международных организаций. Особая роль принадлежит двусторонним договорам.

Содержание наиболее распространенных двусторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций заключается в следующем: 

  • указание в преамбуле цели и предмета соглашения: создание благоприятных условий для инвестиций, их поощрения и защиты, уважения суверенитета и законов страны инвестирования, конкретных направлений поощрения инвестиций;
  • определение инвестиций: передача различных видов инвестиций движимое и недвижимое имущество, имущественные права, акции, облигации, виды интеллектуальной собственности, ноу-хау, торговые марки; включение положений об инвестиционных формах инвестиций; возможность оговорок в отношении недопущения или национального режима в определенных секторах экономики; 
  • Применение договора к субъектам правоотношений отдельно для каждой из сторон (физических и юридических лиц) его понятие может быть определено с точки зрения «национальности», статуса юридического лица, целей получения прибыли;
  • Сфера территориального применения договора: если эта сфера не совпадает с разграничением территорий сторон в связи с предпринимательской деятельностью в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;
  • Своевременное применение договора: обычно начинается с момента его вступления в силу, иногда предусмотрено предварительное применение договора с момента подписания соглашения;
  • Условие общего правового режима (стандарта) для инвестирования: «благоприятный и справедливый» режим, включая недискриминацию, обязанность получателя государственного капитала защищать иностранную собственность с должной тщательностью, является классической;
  • Регулирование национального режима для иностранных инвестиций, то есть уравнивание иностранных инвесторов с внутренними (часто содержит определенные исключения в интересах развивающихся стран);
  • Оговорка о режиме наиболее благоприятствуемой нации, которая означает предоставление инвесторам и инвестициям в стране-получателе, по крайней мере, того же благоприятного режима, который получают граждане предприятий другого государства (широко используются положения «ассоциации государств», преимущества налоговых договоры, положения о государственной политике, национальной безопасности, здоровье и морали);
  • Пункт «защита прав» предназначен для обеспечения функционирования любого более благоприятного режима, вытекающего из других международных соглашений и обязательств или национального законодательства сторон;
  • Положение о стабилизации: предполагается, что в случае изменений в законодательстве будут соблюдены условия, существующие на момент подписания соглашения или инвестиционного контракта;
  • Установление конкретных стандартов, регулирующих инвестиционный режим: право срочно переводить, в определенных обстоятельствах, в конвертируемой валюте, инвестиционный доход и инвестиционный капитал; компенсация потерь от вооруженного конфликта и внутренних беспорядков; стимулирование инвестиций с учетом инвестиционных приоритетов государства-получателя; право свободного набора инвестора; 
  • Условия прекращения инвестиционных отношений, особенно в результате экспроприации (в том числе национализации) и коренной (передача определенных видов собственности гражданам принимающего государства): предусмотрены особые условия для экспроприации и предоставления правовой защиты инвестору;
  • Условия процедуры разрешения споров: Предусматривает разрешение споров путем переговоров между сторонами, а также в случае невозможности достичь соглашения с использованием специальной арбитражной процедуры;
  • Суброгативные оговорки: предполагается, что если инвестор получает компенсацию за политические риски от своего национального страхового агентства, его штат или страховое агентство приобретает право требовать возмещения ущерба государству-получателю. 

В двусторонних соглашениях о поощрении и защите инвестиций принцип национального режима не применяется последовательно (применяется режим наибольшего благоприятствования); «Благоприятное и справедливое обращение» широко используется. В 1994 году правительство Российской Федерации подписало соглашения с МИГА о гарантированной им правовой защите иностранных инвестиций и об использовании Агентством валюты Российской Федерации. 

В настоящее время в Российской Федерации действуют соглашения со значительным числом государств (среди них США, Франция, Италия, Австрия, Греция, Польша, Словакия и т.д.), регулирующие установление режима для иностранных инвесторов и принятие резолюции. инвестиционных споров. В случае нанесения ущерба капитальным вложениям одной из сторон возмещение убытков осуществляется путем восстановления имущества, возмещения убытков и возмещения должно быть своевременным, достаточным и эффективным. Принимающие страны могут принять меры по ограничению иностранных инвестиций, запретив деятельность иностранных инвесторов в определенных секторах экономики, установив особый государственный контроль за их допуском к освоению полезных ископаемых и природных богатств, обязательное участие государства в предприятиях, созданных иностранными инвесторами, установление специального фискального режима, определение концессионных политиков. 

Среди других двусторонних соглашений, регулирующих инвестиционное сотрудничество, имеются:

  • соглашения об избежании двойного налогообложения (предусматривают налогообложение других видов доходов, полученных физическими и юридическими лицами из одной страны в другую, а также имущества этих лиц, находящихся на территории другого государства) с их помощью проводится дифференциация налога юрисдикция в отношении доходов и имущества достигнута, исключает возможность незаконного одностороннего применения национального налогового режима и исключает повторный сбор налогов; 
  • Аналогичные соглашения были заключены СССР, а затем Российской Федерацией со многими странами мира. Они в значительной степени способствуют инвестированию иностранного капитала в экономику принимающей страны, их призывают разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговых вопросах условия, установить диапазон налогооблагаемого дохода в нескольких штаты устанавливают налоговый режим, приемлемый для обеих сторон, и определяют порядок оказания взаимной помощи по налоговым вопросам. Особенность инвестиционного законодательства заключается в том, что в нем не применяется метод коллизионного регулирования, а его нормы прямо регулируют отношения между иностранным частным инвестором и государством;
  • мировые соглашения, определяющие правовой режим получения (доступа) иностранных инвестиций и резидентов (физических и юридических лиц), в том числе правила, касающиеся имущества иностранцев;
  • торговые соглашения, соглашения об экономическом и промышленном сотрудничестве;
  • соглашения о научно-техническом и военно-техническом сотрудничестве институты такого сотрудничества являются сложными и включены в качестве компонентов как в международное инвестиционное право, так и в международное торговое право и международное административное право. Формами научно-технического сотрудничества являются совместные исследования и разработки, аренда оборудования, покупка и продажа лицензий, совместное предприятие по производству нового оборудования и технологий. Используется международный инжиниринг предоставление одним государством другому инженерных, проектных и консультационных услуг. Существует трансграничное движение научных знаний, технологий, которые действуют либо как товар, либо как инвестиции, либо как помощь. Специфика соглашений о военно-техническом сотрудничестве заключается в обязательствах сторон защищать информацию, полученную при их реализации, предотвращать передачу и реэкспорт военной продукции в третьи страны. 

В то же время в современных условиях разрабатываются международные договорные и организационные механизмы универсального (многостороннего) и регионального характера. К первой относятся Конвенция 1995 года об урегулировании инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (Вашингтонская конвенция) и Конвенция 1985 года о создании Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций (Сеульская конвенция), а также соглашения ГАТТ / ВТО об инвестициях. с 1988 года , Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям, то IAIG, действует как филиал Международного банка реконструкции и развития (МБРР), который был создан для стимулирования инвестиций в странах членах. МИГА имеет статус специального агентства ООН, но имеет юридическую и финансовую независимость. Только государство-член МБРР22 может присоединиться к Организации. Количество голосов зависит от доли государства-члена в уставном капитале Агентства. Все государства включены в группу I (развитые страны, вкладывающие 60% капитала вместе) или в группу II (развивающиеся страны). Специфика деятельности IAIGA заключается в том, что она предоставляет гарантии иностранным инвесторам из группы I, работающим в странах группы II, от убытков, вызванных некоммерческими рисками. 

Сеульская конвенция определяет три обязательных атрибута инвестиций. Необходимо, чтобы инвестиции выражались в виде вклада, который может быть как денежным, так и натуральным (в этом случае мы можем говорить как о материальных, так и о нематериальных выгодах). Однако этот вклад не может быть в форме предоставления услуг.

Вклад должен быть сделан в течение длительного времени. Конвенция признает только среднесрочные и долгосрочные операции в качестве инвестиций; Краткосрочные гарантии не покрываются. 

Инвестиции осуществляются только тогда, когда инвестор хотя бы частично принимает на себя предпринимательский риск. Эта функция является основной, поскольку она помогает различать конкретные обстоятельства в зависимости от того, являются ли они частью инвестиционных операций. 

Конвенция содержит перечень некоммерческих рисков, подлежащих страхованию:

  • Риск расторжения инвестиционного контракта государством-импортером (для компенсации ущерба необходимо, чтобы расторжение произошло, и инвестор не мог использовать имеющиеся средства для предотвращения такой меры);
  • Риски, связанные с ограничением финансовых трансфертов, введенных в стране-импортере, в отношении конвертируемости или перевода прибыли инвестором, а также в связи с ликвидацией инвестиционного предприятия;
  • Риски лишения собственности, включая меры по экспроприации и национализации (в этом случае «традиционные» и «недискриминационные» меры по упорядочению экономики не рассматриваются как экспроприация);
  • Риски гражданских беспорядков или вооруженных конфликтов, включая восстания, революции, события, не контролируемые властями (террористические акты не входят в эту категорию и могут быть застрахованы только дополнительно).

Риски девальвации и обесценения валют не подлежат страхованию.

Конвенция предусматривает своего рода стимул для создания стабильных условий в странах-импортерах, что снижает вероятность возникновения некоммерческих рисков. Предоставление гарантий также зависит от создания «справедливого и равного» режима для инвестиций и от расширения сети соглашений о поощрении и защите инвестиций. 

В рамках Всемирной торговой организации (ВТО) действует Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС), которое в значительной степени направлено на предотвращение нарушений режима либерализации Организации (правила Генерального соглашения о тарифах) в процессе использования иностранных инвестиций. Государствам запрещается, в частности, применять ограничительные меры, такие как требования к предприятиям с иностранным капиталом использовать определенную долю национальных товаров для производства своей продукции, покупать импортные товары, а также требования об обязательном вывозе фиксированной доли промышленные товары На временной основе допускается освобождение от обязательств, предусмотренных в ГАТТ (это в первую очередь относится к развивающимся странам, в частности из-за трудностей, связанных с платежным балансом). Запреты, введенные TRIMS, значительно ограничивают возможность использования инвестиций для достижения определенных экономических результатов, которые являются приоритетными для страны. Соглашение также предусматривает обстоятельства соблюдения государствами добросовестности при его выполнении требования прозрачности в отношении соответствующих национальных мер. Ответственность за мониторинг и содействие выполнению условий ТРИМС возложена на Комитет по торговым инвестициям ВТО. 

Двустороннее международное регулирование иностранных

Применение положений двусторонних международных соглашений о защите инвестиций.

Нормы действующих международных договоров в области регулирования иностранных инвестиций применяются к инвестиционным соглашениям на территории Российской Федерации наравне с нормами национального права, поскольку согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются неотъемлемой частью ее правовой системы. В соответствии с той же статьей Конституции применяются правила международного договора, если в нем установлены нормы, которые отличаются от норм национального законодательства. 

Приоритет международно-правовых гарантий, предоставляемых иностранным инвестициям в современных условиях правового регулирования иностранных инвестиций в России, имеет особое значение, поскольку благодаря действию международных обязательств договаривающихся государств им обеспечивается стабильность по отношению к режиму активность иностранных инвесторов.

В Соглашении между Правительством СССР и Правительством Французской Республики о взаимном поощрении и взаимной защите инвестиций, заключенном в Париже 4 июля 1989 года, инвестиции или «инвестиции» определяются как собственность (движимая и недвижимая), имущественные права, а также имущественные права, доли и другие формы участия в предприятиях и организациях, учрежденных на территории одного из договаривающихся государств, соответствующие общей концепции «имущественных ценностей», в которые следует инвестировать или которые были инвестировано в соответствии с законодательством контрагента.

Кроме того, понятие «инвестиции» включает косвенные инвестиции, осуществляемые на территории договаривающихся сторон, то есть инвестиции, осуществляемые через инвестора в третьем государстве. Определение «капитальные вложения» также указывает на то, что изменение юридической формы инвестирования имущества не влияет на их квалификацию 28 «капитальных вложений», если это изменение не противоречит законодательству договаривающейся стороны. 

Широкое понимание «инвестиций», или инвестиций, позволяет классифицировать собственность коммерческой организации со 100% французским капиталом как иностранную инвестицию, которая подпадает под гарантии, предусмотренные в международном соглашении о взаимном поощрении и защите инвестиции, в иностранные (французские) инвестиции.

При квалификации имущественных ценностей, вложенных в создание предприятий и организаций на территории Российской Федерации в качестве иностранных инвестиций, применяются положения ст. 2 Соглашения, в котором предусматривается, что «каждая из договаривающихся сторон в рамках своего законодательства и в соответствии с положениями настоящего Соглашения разрешает и поощряет инвестиции, осуществляемые на ее территории». В этой статье проводится различие между отношениями, связанными с инвестициями, отношениями, связанными с приемом и поощрением инвестиций, и отношениями, возникающими из инвестиций. 

Признание и поощрение инвестиций по существу означает одобрение государством действий иностранного инвестора и, следовательно, согласие государства предоставить соответствующие гарантии, поскольку стоимость имущества, инвестируемого с согласия государства, должна быть квалифицирована как «инвестиции». Тем не менее, эта статья содержит ссылку на законодательство договаривающейся стороны относительно приема и поощрения инвестиций. 

При определении дохода, полученного в результате инвестиции, в качестве инвестиции следует руководствоваться определением термина «доход», содержащимся в пункте 3 статьи 1 Соглашения, т. е. как «любые суммы, полученные в результате капитала инвестиции и, в частности, но не исключительно: прибыль, дивиденды, проценты, лицензионные и комиссионные, платежи за техническую помощь и обслуживание. 

Соглашение не указывает, кто получает эти суммы. В этой связи это следует из того факта, что если это инвестиция в форме коммерческой организации, созданной в соответствии с российским законодательством, и в силу регистрации такой организации в качестве коммерческой организации с иностранными инвестициями она квалифицируется как инвестиции, подпадающие под действие Соглашения, то доход, полученный такой организацией, следует отнести к доходу, покрытому гарантиями, определенными в Соглашении. 

Что касается квалификации нераспределенной прибыли как «реинвестирования», следует учитывать следующее. Нераспределенный доход, полученный коммерческой организацией с иностранными инвестициями, по своему содержанию представляет собой реинвестицию или реинвестирование. И хотя Соглашение не содержит определения реинвестирования, оно предусматривает, что «доход от повторных инвестиций пользуется той же защитой, что и капитальные вложения» (пункт 2 статьи 4). Это положение позволяет нам говорить о нераспределенной прибыли как о реинвестировании, пользующемся той же международной правовой защитой, что и капитальные вложения (инвестиции). 

Соглашение распространяет гарантию от мер по экспроприации и национализации на случаи усыновления и другие меры, направленные на «лишение инвесторов другой Договаривающейся стороны их капиталовложений» (пункт 3 статьи 4). Эта гарантия распространяется на широкий спектр мер, применяемых государством, включая меры, непосредственно связанные с иностранными инвестициями. 

Общая цель гарантии обеспечить широкое понимание категорий «национализация» и «экспроприация», чтобы предотвратить принятие мер государственного регулирования, которые влекут за собой те же последствия, что и сам акт национализации. Международно-правовая гарантия против экспроприации и национализации также применяется в случаях, когда просто происходит захват всех или какой-либо части инвестиций иностранного инвестора. 

Содержание гарантии заключается в том, что компенсация выплачивается владельцу инвестиций. В соответствии с положениями пункта 3 статьи 4 Соглашения, если будут приняты меры по экспроприации и национализации, эти меры должны стать основой для немедленной выплаты соответствующей компенсации. Соглашение определяет размер выплачиваемой компенсации. Сумма компенсации должна быть равна реальной стоимости инвестиций в день, предшествующий дню принятия или обнародования этих мер. 

Размер компенсации, выплачиваемой иностранному инвестору, определяется в соответствии с соглашением, достигнутым между этим инвестором и государством, принявшим такие меры. Если такое соглашение не может быть достигнуто, то применяется другая международно-правовая гарантия с точки зрения процедуры разрешения споров, предусмотренной в статье 7 Соглашения. 

Следует отметить, что в отношении процедуры разрешения споров, в том числе споров, связанных с выплатой компенсации иностранному инвестору, существует многосторонняя конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства, подписанная в Вашингтоне. 18 марта 1965 года. На основании Дополнительного протокола к указанной Конвенции, подписанного в 1979 году, государствам-участникам этой Конвенции предоставляется возможность обратиться к дополнительным средствам разрешения инвестиционных споров. Среди дополнительных средств разрешения инвестиционных споров предусмотрена процедура примирения или арбитража, которая применяется, если одна из сторон в споре не является государством-участником настоящей Конвенции или лицом такого государства. Кроме того, согласительные или арбитражные разбирательства могут применяться к таким сторонам в споре, даже если спор не имеет прямого отношения к инвестициям, но выходит за рамки обычной коммерческой сделки. 

Положения ст. 7 Соглашения, которые подчеркивают мирный способ разрешения споров и предусматривают обращение в арбитраж в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ, не мешают инвестору обратиться к средствам разрешения споров, упомянутым в многосторонней Конвенции. Этот вывод подтверждается Типовым соглашением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 456 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о продвижении и взаимной защита капиталовложений». Согласно пункту 2 ст. 7 Типового соглашения, если спор не может быть разрешен путем переговоров в течение шести месяцев с даты запроса какой-либо из сторон в споре, подлежащего разрешению путем переговоров, он может, по усмотрению инвестора, быть передан в компетентный суд арбитраж договаривающейся стороны, арбитражного суда ad hoc или Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, созданного в соответствии с Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств. 

В международном инвестиционном праве истинный механизм поощрения инвестиций заключается в гораздо большей степени в предоставлении гарантий, чем в определении условий обращения и защиты. Способность инвестора быстро и полностью получать компенсацию в случае политического риска и ликвидации инвестиций является единственной гарантией для инвестора. 

Государственное и международное регулирование деятельности иностранных инвесторов

Инвестиционные гарантии рассматриваются в качестве основного практического средства обеспечения надежности инвестиций. Такая гарантия некоммерческих рисков на коммерческой основе осуществляется путем создания специальных механизмов на национальном и международном уровнях единственного надежного способа обеспечить, чтобы инвестор максимально быстро и максимально компенсировал свои убытки, понесенные в результате результат некоммерческих рисков. Функции гарантирования инвестиций на национальном уровне возлагаются на специальные учреждения, созданные государством и работающие под его контролем. Кроме того, национальные гарантии предоставляются их инвесторам выборочно, принимая во внимание политическую и экономическую стабильность в странах, импортирующих инвестиции. Это национальные инструменты, которые в первую очередь предоставляют инвестиционные гарантии, которые используются развитыми странами для обеспечения наибольшего присутствия их предпринимателей на мировых рынках. 

Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования в российском законодательстве для иностранных инвесторов.

В соответствии с положениями Комплексной программы стимулирования иностранных инвестиций в российскую экономику, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 1016 от 13 октября 1995 г., одна из наиболее приоритетных задач развития российской экономики заключается в привлечении иностранных инвестиций, которые обеспечивают развитие международных экономических связей и развитие передовых достижений науки и техники.

В преамбуле Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее Закон об иностранных инвестициях) говорится, что данный Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование иностранных материальных и финансовых ресурсов. ресурсы, современное оборудование и технологии, управленческий опыт, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соответствие правового режима иностранных инвестиций международному праву и международной практике инвестиционного сотрудничества.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности, обеспечение равных прав. в осуществлении инвестиционной деятельности. Это положение фактически устанавливает национальный инвестиционный режим для иностранных инвесторов в Российской Федерации. 

Поощрительные льготы в виде льгот для иностранных инвесторов могут устанавливаться в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Можно отметить следующее. В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»  от пошлины освобождаются: товары, ввозимые в Российскую Федерацию или вывозимые с этой территории для официальных или личного пользования представителями иностранных государств на основании международных договоров или законодательства Российской Федерации. 

Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» товары, предназначенные для включения в основной капитал, ввозятся иностранным инвестором в качестве вклада в уставный (совместный Акционерный налог также освобождает капитал организаций (предприятий) с иностранными инвестициями. Применительно к российским инвесторам Закон не устанавливает такие льготы. 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 1994 г. № 497 «О тарифных уступках в отношении вывозимой из Российской Федерации нефти и нефтепродуктов собственного производства предприятиями с иностранными инвестициями» предоставляются тарифные льготы иностранным инвесторам в виде частичного или полного освобождения при вывозе с таможенной территории Российской Федерации нефти и нефтепродуктов. Тип пособий юридически не установлен и определяется в каждом отдельном случае Правительством Российской Федерации. 

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 209 «О регулировании доступа к системе магистральных нефтепроводов, нефтепродуктов и терминалов в морских портах для вывоза нефти за пределы таможенной границы Российской Федерации» закреплено положение, в соответствии с которым приоритетное распределение прав доступа к транспортным системам предоставляется предприятиям с иностранными инвестициями, которым были предоставлены льготы по уплате экспортных пошлин на экспорт собственной продукции в объемах, необходимых для реализации этих привилегий.

Несмотря на это, многие ограничительные исключения закреплены в российском законодательстве. Так, согласно пункту 3 Правил финансирования финансирования расходов федерального бюджета в 2000 году на реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов в угольной промышленности, бюджетный кредит может быть предоставлен российским организациям угольной промышленности независимо от форм собственности, за исключением организации с иностранными инвестициями. 

В соответствии с Положением о страховании строительных рисков при лицензировании строительных работ, минимальная сумма, выплачиваемая при лицензировании, составляет 100 миллионов рублей. Для российских организаций; 250 миллионов рублей. для фирм с иностранными инвестициями. 

В Положении о выдаче разрешений страховым организациям с иностранными инвестициями определено, что Минфин России отказывается выдавать лицензии страховым организациям с иностранными инвестициями, если квота участия иностранного капитала в уставном капитале страховых организаций исчерпана. 

Порядок оплаты экспертизы при принятии решений о выдаче лицензий на осуществление строительной деятельности закрепил положение, согласно которому размер платы за лицензированный объект с иностранными инвестициями увеличивается в два с половиной раза.

Таким образом, федеральное законодательство Российской Федерации, устанавливающее национальный режим инвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, содержит исключения как ограничительного, так и преференциального характера. Ограничительные исключения, закрепленные в федеральных законах об осуществлении инвестиционной деятельности иностранными инвесторами, должны устанавливаться только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц для обеспечения национальной обороны и государственной безопасности. 

Многостороннее международное регулирование иностранных инвестиций. Региональные соглашения 

Иностранные инвестиции в государствах-членах ЕврАзЭС. Одной из важнейших проблем государств-членов ЕврАзЭС является установление прочных и взаимовыгодных экономических отношений в инвестиционной сфере. Привлечение иностранных инвестиций сегодня рассматривается в государствах-членах ЕврАзЭС как одна из значительных проблем экономики этих государств. Активизация инвестиционного процесса за счет притока иностранного капитала является наиболее разумным способом увеличения капитальных вложений в экономику стран ЕврАзЭС. 

В то же время социальная роль инвестиций не менее значима. Целью инвестиций в государствах-членах ЕврАзЭС является максимизация прибыли, однако, реализуя эту цель, инвестор способствует достижению общего общественного интереса. Инвестиционная деятельность создает предпосылки для расширения производства и удовлетворения социальных потребностей в государствах-членах ЕврАзЭС и является фактором, стабилизирующим социальное развитие. 

Проводимые в настоящее время в этих странах экономические реформы направлены, прежде всего, на развитие рыночных отношений, основанных на принципах свободной конкуренции между предприятиями различных организационно-правовых норм. Разработка законодательства об иностранных инвестициях в государствах-членах ЕврАзЭС началась в 1991 году и продолжается по сей день. 

Роль и значение иностранных инвестиций в развитии экономики были приняты во внимание руководителями государств, подписавших Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества и Заявление об учреждении Евразийского экономического сообщества. В Заявлении подчеркивается необходимость создания равных условий для доступа на рынки Сторон Договора об иностранных инвестициях. Используя опыт действующего ранее законодательства об иностранных инвестициях, государства-члены ЕврАзЭС предложили множество собственных интересных норм и решений, подчеркивающих особенности развития экономических отношений в этих государствах. Более того, в государствах-членах ЕврАзЭС было понятно, что приток иностранных инвестиций в экономическую и социальную сферу государств во многом определялся особенностями правового регулирования иностранных инвестиций в странах, получающих инвестиции. 

Основополагающие нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с иностранными инвестициями в государствах-членах ЕврАзЭС, предусматривают, что они в первую очередь направлены на привлечение и эффективное использование иностранных материальных и финансовых ресурсов, передового оборудования и технологий в экономике этих государств, государственной поддержки инвестиционной деятельности и защиты. Права инвесторов в этих странах.

В соответствии с законодательством, действующим в государствах-членах ЕврАзЭС, иностранные инвесторы имеют право инвестировать в виде:

  • долевое участие в предприятиях, созданных совместно с юридическими и физическими лицами;
  • создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также дочерних предприятий, филиалов и представительств иностранных юридических лиц;
  • приобретение предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей в предприятиях, акций, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также другого имущества, которое в соответствии с действующим законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;
  • иная инвестиционная деятельность, не запрещенная действующим законодательством на территории государств-членов ЕврАзЭС.

Объектами иностранных инвестиций могут быть: вновь созданные и модернизированные основные средства и оборотные средства; ценные бумаги; целевые депозиты наличными; права интеллектуальной собственности; права собственности. Следует отметить, что во всех законодательных актах об иностранных инвестициях стран ЕврАзЭС иностранные инвесторы наделены общей правоспособностью и могут заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом. В законодательных актах об иностранных инвестициях государств-членов ЕврАзЭС указано, что правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельность иностранных инвесторов по их осуществлению не могут быть менее благоприятными, чем режим собственности, имущественных прав юридических и физических лиц. государство, в экономику которого осуществляются инвестиции.

Конечно, государственные гарантии защиты иностранных инвестиций имеют большое значение для инвесторов. Во всех государствах-членах ЕврАзЭС законодательство, регулирующее иностранные инвестиции, содержит очень подробные положения, которые предоставляют законным инвесторам юридические гарантии защиты инвестиций. 

Практически все государства пытаются создать систему дополнительных гарантий, которые защищают инвесторов от некоммерческих рисков. Все законодательные акты предусматривают возмещение в этом случае инвесторам реальной стоимости инвестиций на момент принятия решения о национализации или реквизиции. В то же время иностранные инвесторы имеют право на возмещение всех убытков (включая упущенную выгоду), причиненных им в результате действий государственных органов или их должностных лиц, что противоречит законодательству государств-членов ЕврАзЭС. 

Законы об иностранных инвестициях предусматривают четкий порядок регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями и порядок их ликвидации. Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут быть созданы либо путем их учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (доли, акций) в ранее созданной коммерческой организации без иностранных инвестиций или приобретения такой организации в полный. В учредительных документах коммерческих организаций с иностранными инвестициями должны быть определены предмет и задачи организации, состав участников, размер и порядок формирования уставного капитала, размер долей участников, структура, состав и компетенция. органов управления, порядок принятия решений и порядок ликвидации организации. Другие положения могут быть включены в учредительные документы, которые не противоречат действующему законодательству государства. Законы об иностранных инвестициях предусматривают обязательный перечень документов, необходимых для государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Законы об иностранных инвестициях предусматривают виды организаций с иностранными инвестициями. Это дочерние предприятия с правами юридического лица, а также филиалы, представительства на территории государств-членов ЕврАзЭС и за ее пределами. Подчеркивается, что отказ в регистрации в коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть обжалован в судебном порядке.  

Одним из эффективных способов привлечения иностранного капитала в настоящее время является создание свободных экономических зон. В государствах-членах ЕврАзЭС создание свободных экономических зон в первую очередь направлено на активизацию экономических процессов в государствах и привлечение иностранных инвестиций, благодаря которым в экономику этих государств вводится не только капитал, но и новая организация производства, управления опыт и развитый менеджмент. Создание свободных экономических зон основано на идее предоставления определенной территории государству, которое является более предпочтительным, чем общепринятый режим для данного государства для экономической деятельности. 

При анализе внутреннего законодательства государств-членов ЕврАзЭС, регулирующего вопросы иностранных инвестиций, особое внимание следует уделить проблемам сотрудничества этих государств в сфере инвестиционной деятельности, поскольку такое сотрудничество, безусловно, является одним из важнейших направления совместных действий по созданию единого экономического пространства и созданию рыночных отношений в каждом государстве-члене ЕврАзЭС. Государства, являясь участниками ЕврАзЭС, продолжают одновременно являться участниками Договора стран СНГ о создании экономического союза от 24 сентября 1993 года. Поэтому договоры и соглашения, подписанные ими в рамках этого Договора, продолжают действовать в отношения между ними как участниками договора ЕврАзЭС. 

В декабре 1993 года в рамках Договора о СНГ лидеры государств-членов ЕврАзЭС подписали Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, что, несомненно, должно способствовать проведению единой инвестиционной политики государствами и сближению национальных законодательств. государств в этой области. Например, ст. 10 Соглашения предусматривает, что стороны будут принимать меры для сближения своего законодательства об инвестиционной деятельности, в том числе о порядке создания организаций с инвестициями сторон, а также о налогообложении трудовых отношений. И, как видно из вышесказанного, государства-члены ЕврАзЭС в основном привели свое национальное законодательство об иностранных инвестициях в соответствие с подписанным Соглашением. 

Соглашение, подписанное государствами-членами ЕврАзЭС, предусматривает инвестиции:

  1. создание организаций, полностью принадлежащих инвесторам сторон соглашения, а также филиалов таких организаций; 
  2. долевое участие в деятельности организаций, созданных совместно с юридическими и физическими лицами по месту инвестирования;
  3. другие виды инвестиционной деятельности, не противоречащие действующему законодательству на территории государства по месту инвестирования.

Организация с инвестициями сторон может осуществлять любой вид деятельности, кроме тех, которые запрещены законодательством государств по месту инвестирования.

Соглашение предусматривает создание дочерних предприятий с правами юридического лица, а также филиалов и представительств на территории государства по месту инвестирования и за его пределами при условии соблюдения условий и порядка, установленных законодательством соответствующего государства. состояния. Существенным условием подписанного Соглашения является тот факт, что имущество, ввозимое из других государств в качестве вклада инвесторов Сторон в уставный капитал предприятия с инвестициями сторон и предназначенное для собственного материального производства, освобождается от уплаты таможенных пошлин и не является облагаются налогом. Соглашение предусматривает механизм защиты инвесторов в случае внесения изменений в законодательство сторон. Статья 10 Соглашения предусматривает, что если в этом случае условия деятельности ранее созданных предприятий на территории этого государства ухудшатся, то правила, действовавшие на момент регистрации этой компании, будут применяться в течение следующих 5 лет. Определенные льготы для Сторон устанавливаются для целей налогообложения. Это относится и к организациям с инвестициями сторон в приоритетные отрасли экономики. Во всех остальных случаях применяется общая процедура налогообложения. 

Таким образом, главы государств подписали Соглашение, которое должно стимулировать стороны к активизации инвестиционной деятельности, тем более что национальное законодательство государств-членов ЕврАзЭС не противоречит основным положениям Соглашения.

Иностранные инвестиции в странах СНГ

Актуальность развития инвестиционной и лизинговой деятельности в экономическом пространстве государств-участников СНГ предопределяется сложностью проблем, возникших в экономических отношениях в связи с распадом Советского Союза и образованием Содружества Независимых Государств. , Разрыв в правовых, кооперационных технологических, инфраструктурных, торговых, социальных, информационных и технологических связях между государствами бывшими республиками СССР создал совершенно новые политические и экономические реалии на постсоюзном пространстве. 

Формирование Экономического союза государств-членов Содружества является результатом осознания необходимости продолжения экономического сотрудничества в целях оптимального сохранения экономического, технического и инфраструктурного потенциала их стран на переходном этапе. Одним из центральных аспектов эффективного взаимодействия стран Содружества по преодолению экономического кризиса, стабилизации и стимулированию национальной экономики является развитие межгосударственной инвестиционной деятельности. 

Затянувшийся инвестиционный кризис в СНГ стал решающим препятствием для перехода к новому этапу периоду экономического роста и фундаментальной структурной перестройки экономик стран Содружества.

Межгосударственная инвестиционная деятельность и сотрудничество в СНГ не могут быть успешно реализованы без согласованной экономической политики, которая учитывает многолетнюю совместную деятельность, специализацию, сотрудничество и производство тех видов продукции, которые необходимы странам СНГ. В связи с этим одной из основных задач Содружества является создание межгосударственной законодательной базы, взаимная адаптация и унификация нормативных правовых актов и организационно-экономических условий для инвестиционной деятельности с целью создания предпосылок для формирования единое инвестиционное пространство Содружества. 

Важнейшим фактором, влияющим на инвестиционный климат любого государства, является действующая система законодательства. Он определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регулирует принципы и механизм отношений между инвесторами и государственными органами, с одной стороны, а также с другими участниками экономических отношений и субъектами предпринимательской деятельности, с другой стороны. Правовой режим либо поможет привлечь инвестиции в реальную экономику, либо, наоборот, станет препятствием для их притока. 

Очевидно, что для решения проблемы целевого и масштабного привлечения инвестиций в экономику стран СНГ необходимы как минимум два условия:

  • разработка государственной инвестиционной политики, отвечающей долгосрочным национальным интересам;
  • принятие на основе и во исполнение такой политики полной и последовательной системы законодательства, обеспечивающей стабильное и долгосрочное регулирование правил работы на национальном рынке для отечественных и иностранных инвесторов.

Большинство законов, касающихся инвестиционной деятельности в странах СНГ, формулируют принцип неприкосновенности условий инвестиционных контрактов, то есть поддержание их первоначальных условий в силе даже при изменении законодательства. Такое правило «дедушкина оговорка» предусмотрено законами Казахстана, Кыргызстана, Молдовы и Узбекистана. В Украине это правило действует в течение десяти лет после регистрации. Аналогичным образом, законы России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана предусматривают право инвестора на возмещение убытков, понесенных в результате противоправных действий государственных органов. 

Основные законодательные решения, формирующие правовую базу для инвесторов, приняты практически во всех странах СНГ. В этих условиях центр тяжести Исполнительного комитета СНГ как единой межгосударственной организационной структуры Содружества направлен на сближение законодательства стран СНГ путем разработки многосторонних межгосударственных и межправительственных соглашений для создания гармонизированного правового инвестиционного пространства. Содружества.  

Первым документом, определяющим деятельность в межгосударственной инвестиционной сфере в странах Содружества, является Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, подписанное президентами государств-участников СНГ в Ашхабаде 4 декабря 1993 года, в соответствии с которым сторонам предоставляется друг другу национальный режим. Они обязуются сотрудничать в разработке и реализации скоординированной инвестиционной политики, предпринимать шаги по сближению законодательства. Инвесторы имеют право на возмещение убытков (в том числе упущенной выгоды), причиненных им в результате противоправных действий государственных органов или должностных лиц. Национализация возможна в исключительных случаях, предусмотренных законом, при этом выплачивается «быстрая, адекватная эффективная» компенсация4. 

На основе анализа мировой практики эффективности инвестиционной деятельности, перспективных разработок Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также опыта межгосударственной работы в Содружестве Исполнительного комитета СНГ и развития этого Соглашение, прогнозирующее, что наиболее важным вопросом является обеспечение безопасности инвесторов при работе в СНГ. Был разработан проект конвенции о защите прав инвесторов. Этот проект, подписанный главами государств-участников СНГ 28 марта 1997 года в Москве, стал базовым документом для гармонизации правовых основ инвестиционной деятельности в СНГ. 

Целью Конвенции является создание единого гарантированного инвестиционного пространства, возможность свободного привлечения капитала, обеспечение безопасности и прав инвесторов, инвестирующих в экономику государств-участников СНГ.

Конвенция о защите прав инвесторов содержит базовые термины, такие как инвестиции, страна происхождения инвестиций, страна-получатель, право собственности. Конвенция отражает сферу действия, форму инвестиций, правовой режим инвестиций и гарантии от изменений в законодательстве, положение в списках исключений и приоритеты стран-получателей.

Часть II о государственных гарантиях защиты инвестиций особенно актуальна, в том числе: 

  • правовое регулирование инвестиционной деятельности; правовая защита инвестиций; гарантии защиты инвестиций от национализации, реквизиции, от решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права инвестора; 
  • компенсация ущерба инвестору; порядок разрешения споров, возникающих в связи с инвестициями; гарантия дохода; 
  • страхование имущества и рисков.

Из международной практики следует, что Конвенция о защите инвестиций для доверия инвесторов гораздо важнее, чем Соглашения о сотрудничестве в этой области, поскольку защита, предусмотренная в Соглашении о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, может быть гипотетически отменена посредством исключений из закона. в отношении приобретенных прав.  

Специальный закон или Конвенция «О защите прав инвесторов» не могут быть отменены или изменены односторонними действиями принимающей стороны. В целом Конвенция может быть успешно использована в будущем в качестве основы для заключения двусторонних соглашений между государствами-участниками. 

Следует отметить, что мировое сообщество уделяет большое внимание этим вопросам. Об их сложности свидетельствует тот факт, что Международное инвестиционное соглашение (МСИ), которое было разработано в последние годы Организацией экономической помощи и развития (ОЭСР), обусловлено фундаментальными различиями между отдельными странами, регионами, международными ассоциациями, ТНК. и правительства до настоящего времени не были приняты, и следующее рассмотрение согласованного текста было отложено на неопределенное время. 

Это тем более важно, что при объективно общем интересе к привлечению на практике крупных иностранных инвестиций страны СНГ часто демонстрируют свою специфику, усиливая изоляцию. Такая фрагментация бывшей инвестиционной территории бывшего Союза превращается в «головную боль» для инвесторов, которые предпочитают работать на одном и большом рынке, а не в его изолированных секторах46. Кроме того, страны Содружества в гораздо меньшей степи могут рассчитывать на приток иностранного капитала на свои суженные рынки, и их взаимная конкуренция неизбежно негативно скажется на переговорных позициях в лице иностранных партнеров.

В целом принятые в инвестиционной сфере межгосударственные правовые документы СНГ сформировали необходимый правовой минимум для межгосударственной инвестиционной деятельности в Содружестве. Это такие документы, как Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности и Конвенция о защите прав инвесторов. 

В то же время ряд межгосударственных правовых соглашений имеют низкую эффективность. Невыполнение договоров и соглашений начинается с несоблюдения внутренних правовых процедур, необходимых для того, чтобы подписанные документы приобрели международную юридическую силу и были реализованы. Отказы происходят после ратификации национальными парламентами и одобрения правительством договоров и соглашений. Процесс ратификации и утверждения задерживается. 4

На ратификацию, например, Устава СНГ потребовалось полтора года, а Договору о создании Экономического союза потребовалось более года. Конвенция о защите прав инвесторов, подписанная главами государств 28 марта 1997 года, была ратифицирована с 1 января 2001 года только Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. 

Неудачи также возникают при выполнении соглашений, то есть при преобразовании международных норм в национальные законы и правила. Необходимость такой трансформации обусловлена ​​тем, что договоры и соглашения, заключенные в рамках СНГ, напрямую не затрагивают официальные органы государств и не распространяются на их юридических и физических лиц. Для них они приобретают юридическую силу только тогда, когда государство в лице, как правило, правительства издает внутренние нормативные акты, обязывая их принимать меры по выполнению межгосударственных обязательств, принятых на себя страной. Если такие приказы не выдаются, соглашения «замораживаются» и не выполняются. 

Чтобы избежать длительных задержек в ратификации, необходимо создать в государствах режим наибольшего благоприятствования для ратификации договоров и соглашений, заключенных в рамках СНГ. По-видимому, необходима процедура, которая включала бы рассмотрение таких соглашений в приоритетном порядке и в согласованную дату. 

Крайне необходимо также, чтобы страны принимали нормативные акты после каждого заседания Совета глав государств и Совета глав правительств, которые содержат конкретные меры по реализации совместных соглашений, а также определяют министерства, ведомства и конкретных должностных лиц, ответственных за их реализация.

Все перечисленные межгосударственные законодательные и нормативные акты направлены на гармонизацию национального законодательства об инвестиционной деятельности; создание единого правового инвестиционного поля с целью повышения эффективности инвестиций и реализации межгосударственных программ и проектов в реальной экономике СНГ. 

Заключение

Оценивая российский опыт международно-правового регулирования инвестиций, отмечу, что существующие соглашения необходимо пересмотреть, чтобы распространить на иностранных инвесторов национальный режим, который приравнивает их к внутренним; применение формул и концепций, прошедших «солидный международный оборот» (определение инвестиционных концепций, условий для перевода прибыли за границу, процедуры разрешения споров); устранение несоответствий с редакцией внутреннего законодательства. Необходимо обратить особое внимание на тот факт, что в аспекте международно-правовой поддержки режима иностранных инвестиций в России важно не столько дальше развиваться на пути традиционных соглашений, сколько заключать инвестиционные соглашения с Советские государства и, прежде всего, в рамках СНГ. 

Сравнительно-правовой анализ двусторонних соглашений, подписанных между разными странами в разное время, позволяет проанализировать их с точки зрения возможности унификации и гармонизации российского законодательства об инвестиционных отношениях.

Следуя по пути развития защиты инвесторов, необходимо завершить длительный процесс присоединения России к Вашингтонской конвенции 1965 года о создании Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Завершение процесса вступления в ГАТТ / ВТО необходимо не только для усиления защиты иностранных, но и внутренних инвесторов.