Государственно-частное партнерство: проблемы и перспективы развития стандартизации и тиражирования проектов

Содержание:

  1. Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства
  2. Понятие, происхождение и структура государственно-частного партнерства. Концептуальные основы партнерства государства и частного сектора
  3. Основные модели и формы партнерства
  4. Соглашение о разделе продукции.
  5. Развитие государственно-частного партнерства в мировой и российской экономике
  6. Международный опыт взаимодействия государства и частного бизнеса
  7. Расширение и модернизация международного аэропорта Варшавы
  8. Реализация государственно-частного партнерства в России: итоги и вызовы развития
  9. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 12.07.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться правильному написанию реферата:

 

Как написать реферат

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 

 

Аблаут в системе древнегерманского глагола

 

Отражение моделей древнегерманского аблаута в древнеанглийской системе

 

Изобразительные средства живописи

 

Сделки с недвижимым имуществом

 

Введение:

В настоящее время в экономиках многих развитых и развивающихся стран широко используется новая форма особого взаимодействия государства и частного бизнеса (государственно-частное партнерство), а государственно-частное партнерство широко используется с целью реализации социально значимых проектов по всей стране или отдельным регионам. Значительные изменения происходят в форме и способе управления производственной и социальной инфраструктурой, которая традиционно является государственной: сетью, морскими и речными портами, аэропортами.

Эти изменения характеризуют ослабление прямого влияния государства в экономике и параллельное усиление государственного регулирования в различных формах. Причиной такого поведения является неудовлетворенность государства работой государственных служб по обеспечению и обслуживанию общества. В результате возникает партнерство между государством и частным сектором.

Однако такие изменения и стратегии создают определенные неопределенности, и изучение и анализ государственно-частного партнерства является актуальным и представляет научный интерес. При исследовании литературы этих авторов имеется достаточное и оптимальное количество полных и эксплицитных исследований на тему государственно-частного партнерства: международный опыт.

Целью данной статьи является анализ государственно-частного партнерства на международном и российском рынках. Эта цель определяет следующие задачи:

  • выявить теоретические основы анализа государственно-частного партнерства и особенности данного понятия;
  • рассмотрим основные модели и формы государственно-частного партнерства;
  • анализ взаимодействия государства и частного бизнеса на международном и российском рынках;
  • выявить существующие трудности в развитии государственно-частного партнерства, проанализировать тенденции развития новых экономических отношений в российской экономике.

Стоит отметить, что общие теоретические положения освещаются в систематическом курсе микроэкономики. Методологическую и теоретическую основу исследования составили несколько групп источников. К первой категории относятся учебники: М. Н. Грязнова, Н. Л. Юданова под редакцией "50 лекций по микроэкономике", "государство и бизнес: основы взаимодействия", вводный курс Шамхалова, Самуэльсон П. А. "словарь современной экономики".

Вторая категория - М. Айрапетян, Д. Амунц, В. Варнавский, М. Дерябина, О. Жилина, научные труды Филатова периодические издания включают: "аудитор", "вопросы экономики", "мировая экономика и международные отношения", "теория управления и практика".

Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства

 

Понятие, происхождение и структура государственно-частного партнерства. Концептуальные основы партнерства государства и частного сектора

Многие развитые и недавно развивающиеся страны широко применяют новые специальные формы взаимодействия между государством и частным бизнесом. Это особая форма партнерства, обычно именуемая термином государственно-частное партнерство (ГЧП). В отечественной литературе используется термин государственно-частное партнерство, основанный на четком определении ведущей роли государства в российской действительности.

Эта форма основана на снижении прямого влияния государства в экономике, передаче его функциональных полномочий частному сектору и в то же время сохранении и усилении его регулирования. Государство - это своеобразный институт реализации товаров и услуг, имеющих социальное значение. Она может самостоятельно производить некоторые из этих товаров, привлекая возможности и возможности частного сектора. Бизнесу будет предложено управлять государственными активами, повышать качество реализации национальных проектов.

Государственно-частное партнерство - это государственно-частное партнерство, направленное на развитие важнейших инфраструктурных объектов и предоставление качественных услуг субъектам хозяйствования и обществу.

Государственно-частное партнерство - это специфическая форма взаимодействия государственного и частного секторов в экономической сфере, и его основополагающей особенностью являются интересы сторон в ходе его реализации.Сам термин "государственно-частное партнерство" (ГЧП, государственно-частное партнерство) появился в начале 90-х годов XX века. И это в основном связано с "британской моделью" ГЧП. В 1992 г. правительство майора объявило о "частной фискальной инициативе" (ЧФ), которая представляла собой модернизированную концепцию управления государственным имуществом. Суть ПФИ заключалась в передаче функций финансирования (строительство, реконструкция, эксплуатация, управление и т.д.). Она направлена на предоставление услуг частному сектору в рамках Европейской экономической зоны (ЕЭЗ). Субъект социальной, культурной и производственной инфраструктуры, находящийся в государственной собственности. Это быстрое изменение административной системы в Соединенном Королевстве привело к значительным изменениям в институциональной среде и во взаимоотношениях между государственным аппаратом и частным бизнесом.

Учитывая интенсивное развитие различных форм ГЧП во всех регионах мира и их применение в различных отраслях экономики, данная форма взаимодействия характерна для современной смешанной экономики.

Напомню, что смешанная экономика - это экономика в командной форме с элементами рынка и управления. Это альтернативная форма правления. Там не было стопроцентной рыночной экономики, хотя Англия была близка к такой системе. В настоящее время в США значительная часть решений принимается рынком.

 

Но роль правительства страны от этого не исчезает, наоборот, государство играет важную роль в работе рынка: экономической среды, здравоохранения, образования, регулируют правоохранительные службы

 

Рассмотрим концепцию ГЧП на основе анализа В. Варнавского:

  1. Стоит подчеркнуть, что ГЧП - это полуприватизированная форма, то есть государство, которое передает право собственности на объекты инфраструктуры частному сектору, собственникам этих объектов;
  2. Государство в одностороннем порядке выполняет основные функции жизнеобеспечения населения и корпораций и несет ответственность перед обществом за функционирование инфраструктуры;
  3. Для обеспечения соответствующего уровня обслуживания создается определенная система контроля и регулирования для частных предприятий;
  4. Взаимодействие сторон в рамках ГЧП закрепляется на официальных правовых основаниях (договор, контракт, контракт и др.);
  5. Существующие активы сторон в процессе реализации проекта ГЧП (Ресурсы и взносы) объединяются;
  6. Все риски проекта ГЧП делятся на долю государства и бизнеса по взаимному согласию, закрепленному в соответствующем договоре, контракте, контракте и т.д.

Каждый участник проекта вносит свой вклад в развитие всего проекта. Например, бизнес демонстрирует эффективное управление и инновационные возможности, обеспечивая финансовые ресурсы, профессиональный опыт, гибкость, быструю адаптацию и эффективность принятия решений. Одновременно внедрялось так называемое "ноу-хау" в технологии и методы управления для реализации проекта, устанавливались связи с поставщиками и подрядчиками, нормализовался рынок труда.

Государство также предоставляет имущественные права, всевозможные льготы и гарантии, а также финансовые ресурсы. В рамках ГЧП государство развивает свои основные функции-контроль, регулирование и соблюдение общественных интересов. Далее необходимо учитывать интересы каждого участника проекта в рамках ГЧП.

Во-вторых, если при реализации проекта возникает неблагоприятная ситуация, поскольку государство несет определенный риск (по соглашению сторон), то в случае реализации проекта инвестиционными фондами необходимо провести качественное обслуживание, а также реализовать проект. государство платит партнерам дополнительную плату. И наконец, частный сектор получит в долгосрочном управлении государственные активы на льготных условиях для правления.

Государство обеспокоено тем, что оно может переложить часть расходов по содержанию и инвестированию в недвижимость на частный сектор. Кроме того, за оплату аренды и концессий государственная структура получает дополнительный источник дохода в бюджет.

Какое отношение ко всему этому имеет население? Ведь все действия государства должны быть направлены прежде всего на повышение благосостояния человека. К положительным аспектам партнерства можно отнести, во-первых, повышение качества товаров и услуг, а во-вторых, решение социально-экономических проблем. Кроме того, государство может тратить высвобожденные средства на решение других, более важных задач и выполнение своих основных функций.

Основные модели и формы партнерства

Анализ причины должен быть дополнен анализом моделей и форм. После выполнения всех вышеперечисленных условий государственные органы и частный сектор заключают партнерство, защищенное определенными договорами, контрактами и т. д. В зависимости от степени прочности задач, решаемых в рамках ГЧП, все существующие формы партнерства можно классифицировать на отдельные модели. Задачи ГЧП имеют организационную модель, модель финансирования и модель сотрудничества.

В рамках организационной модели глубоких вторжений в имущественные отношения не происходит, а сотрудничество осуществляется третьими лицами, организациями, "распределением определенных функций и договорных обязательств, передачей объектов во внешнее управление".

Эта модель включает в себя наиболее распространенные виды концессий. Модель финансирования состоит из коммерческого внедрения, лизинга, лизинга и различных форм финансирования. Модель сотрудничества представляет собой комбинацию усилий партнеров и представлена в различных формах и способах создания новой потребительской ценности как общественного блага. Обычно такая кооперация представляет собой сложную структуру, особенно в сфере производства.

Формат PPP выглядит следующим образом: особенность этой формы финансирования, проектирования, строительства, государственной службы, управления и общественных нужд заключается в том, что государство не передает право собственности частным предпринимателям. Вся деятельность по контракту (строительство, закупка материалов) осуществляется за счет государства, частный сектор является подрядчиком, а не вправе произвольно распоряжаться полученными средствами, интерес частного партнера заключается в доле доходов и прибыли. Однако следует отметить, что это очень привлекательный бизнес, ведь помимо стабильного дохода здесь предусмотрены всевозможные льготы и определенный престиж.

Аренда государственного имущества (зданий, оборудования и др.) и в форме договора аренды. Смысл лизинговых отношений заключается в передаче государственного и муниципального имущества частному сектору во временное пользование и за определенную плату. Традиционно предполагается, что арендованное имущество возвращается арендатору, но право распоряжаться им остается за государством, но если это специально оговорено, то основной особенностью штрафования арендованного имущества является то, что государство получает льготы в виде арендной платы. В случае аренды арендатор имеет право, то есть в любом случае частный сектор имеет право приобрести арендованное государственное или муниципальное имущество.

Государственно-частное партнерство: проблемы и перспективы развития стандартизации и тиражирования проектов

Совместные государственные и частные предприятия. Они создаются в основном путем долевого участия или на основе долевого участия сторон, без выпуска акций. Степень свободы в частном секторе определяется долей капитала сторон. Также в зависимости от этой доли риск распределяется между участниками.

Концессии (концессионные соглашения) - это все более распространенная форма отношений между государственными и частными компаниями. Его особенность заключается в том, что государство, которое оставляет за собой полноправного собственника имущества, утверждает частного партнера для выполнения определенных функций в течение определенного периода времени, предусмотренного договором, и одним из них является получение исключительных прав, что препятствует подобной деятельности других лиц и самого государства. За пользование государственным или муниципальным имуществом концессионер уплачивает плату, предусмотренную договором. Концессионер приобретает право собственности на разработанный продукт. В соответствии с этим соглашением концессионер (частный партнер) будет соблюдать требования государственных интересов, предоставлять соответствующие услуги, делать их общедоступными, а в случае возникновения ситуаций, угрожающих этим сервисным обществам, государство будет принимать правовые меры, которые не оговорены в договоре.

Соглашение о разделе продукции.

Эта форма похожа на традиционные концессии, но все же имеет некоторые отличия. В концессии говорится, что произведенная продукция полностью принадлежит концессионеру,и в этой форме частные партнеры государства являются ее частью.

Есть некоторые виды концессий, но мы остановимся на некоторых из них. Суп (боты) (строительство–управление–передача).

Здесь инфраструктурный объект, после завершения строительства, имеет право эксплуатировать построенный объект в течение срока, достаточного для погашения вложенных средств, после чего объект передается государству. Использование частных партнеров не стоит того.

Raid, boot (build-own management-transfer). В этом случае частный партнер приобретает право собственноручного пользования объектом в течение срока действия договора. После этого объект передается в общественную организацию.

IED, BOO (строительство, владение, управление - строительство, владение, эксплуатация). В этом случае созданный объект остается в распоряжении инвестора, а не передается государственному учреждению после истечения срока его действия.

DBOOT (проектирование, сборка, владение, эксплуатация, передача). Особенностью данного вида договоров является ответственность частных партнеров не только за строительство объектов инфраструктуры, но и за их проектирование.

Подводя итог вышесказанному, можно говорить о значительном влиянии государственно-частного партнерства и его последствиях:развитие новых сфер инфраструктуры и общества, приток инвестиций государственно-частное партнерство, если оно будет правильно организовано, принесет более широкую выгоду от инвестиций в государственные исследования и создаст устойчивые инновации, являющиеся стратегическим драйвером экономического роста.

Развитие государственно-частного партнерства в мировой и российской экономике

 

Международный опыт взаимодействия государства и частного бизнеса

Для того чтобы проанализировать и четко понять структуру развития партнерства, нам, вероятно, следует начать с изучения эволюции ГЧП как сложного явления, которое проявляется в первом звене. В 1842 году был принят первый закон "О железнодорожном транспорте", и была создана государственная концессионная система, которая была передана железнодорожным компаниям.

На рубеже XIX-XX веков в Германии и Франции были выявлены партнерские отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В 1882 году Париж подписал контракт с братьями Перье на поставку электроэнергии в центральный район. В начале XX века, под влиянием идеологии марксизма и теории, произошло существенное изменение в подходе к государственным проектам. Все отрасли промышленности были переданы в ведение государственной администрации.

Однако к концу XX века интерес к ГЧП проявился в связи с появлением новой экономической неоклассической теории, которая говорила о частной собственности как главной движущей силе общественного развития, после чего был введен новый курс на привлечение частного капитала и массовую приватизацию государственных предприятий.

Великобритания стала лидером в применении нового курса. Правительство разработало концепцию управления государственной собственностью, а именно частную финансовую инициативу (ЧФ). Ранее законодательство о местных органах власти было принято в 1988 году. Этот правовой акт наделил местные органы власти полномочиями заключать договоры с представителями частного капитала на оказание им соответствующих качественных услуг на местном уровне.

Кроме того, руководящие органы Европейского Союза проявили интерес и активизировали свою деятельность. С 1992 года активно разрабатывается директива, устанавливающая правила и процедуры реализации этой политики. Институты управления и регулирования ГЧП также начинают формироваться институтами (Великобритания, Нидерланды, Ирландия), акционерными обществами, государственными корпорациями (Италия), ассоциациями (Франция).

Итак, отправная точка поставлена – началось широкое и агрессивное применение государственно-частного партнерства в различных странах и регионах. Важно определить наиболее приоритетный сектор применения ГЧП. Нельзя инвестировать сразу во все отрасли экономики, а есть еще и те направления, которые нужно инвестировать в первую очередь. Кроме всего прочего, необходимо привлечь частный капитал в индустрию в страны с разным уровнем экономического развития, которые существенно различаются.

Согласно анализу применения ГЧП в различных странах, проведенному отечественными экономистами, партнерство успешно развивает транспортную (автомобильную, железнодорожную, аэропортовую, портовую) и социальную инфраструктуру.

 

Если проанализировать использование ГЧП по стране, то картина будет выглядеть так: в странах "Большой семерки" (США, Великобритания, Япония, Италия, Франция, Германия и Канада) здравоохранение (185 из 615 проектов) заняло 1-е место, образование (138 проектов) - 2-е, 3-е.

Анализ использования проектов ГЧП каждой страной"Большой семерки" показывает, что в США дорожная (32 из 36 проектов), в Великобритании - дорожная (123 из 352 проектов) и образовательная (113 из 352 проектов).

Другие развитые страны (Австрия, Бельгия, Дания, Австрия, Израиль, Ирландия, Финляндия, Испания, Португалия, Греция, Южная Корея, Сингапур) представлены ниже.

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой вышеупомянутые отрасли промышленности (за исключением автомобильных дорог) не являются приоритетными. В связи с низким уровнем социально-экономического развития этих стран проводится реконструкция транспортной инфраструктуры (строительство железных дорог, аэропортов, портов).

В странах с миграционной экономикой, а именно в странах Центральной и Восточной Европы (Болгария,Чехия, Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния); в странах Балтии (Латвия) - им уделяется особое внимание и в основном инвестируются средства.

Развивающиеся страны (22-95 проектов) - Индия, Бразилия, Чили, Гонконг, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты - приоритетные проекты в области дорог, аэропортов, тюрем и водоочистных сооружений

В ряде восточноевропейских стран в конце 1990–х - начале 2000-х годов метод ГЧП активно использовался в транспортной инфраструктуре и городском секторе, в связи с подготовкой к вступлению в ЕС.

В чем же причина такой разницы в применении партнерства в разных странах? Во-первых, существуют различия в экономическом развитии (социально-экономическое развитие имеет наиболее развитые экономические и отсталые системы). Во-вторых, государственная политика будет влиять на развитие определенных структур-государство имеет высокий индекс ВВП (там, где есть стабильная рыночная экономика), средняя продолжительность жизни высока, качественная медицинская помощь и образование - это еще один фактор, партнерство позволит привлечь инвестиции частного сектора, тем самым диверсифицировав риски среди партнеров по реализуемым проектам.

Как и во всех инновациях, проекты государственно-частного партнерства не являются очень удачным результатом,если в бизнес - плане или институциональных принципах допущены ошибки, а скорее не являются таковыми.

Расширение и модернизация международного аэропорта Варшавы

Давайте возьмем пример эффективного использования проектов ГЧП. В связи с тем, что более 85% пассажиров международных рейсов воспользовались Варшавским аэропортом, потребовалось относительно короткое время, чтобы количество пассажиров и грузов аэропорта почти удвоилось. Без частного финансирования новых разработок в области технологий невозможно было разработать проекты с желаемым масштабом.

По итогам открытого европейского конкурса немецкая hochtif AG выступила частным партнером проекта, сформировала консорциум по финансированию ГЧП для аэропортов центральной и восточной европы (форма временной организации независимых компаний и организаций, созданных для реализации проектов, в том числе научно-технических, экологических и др.), а также партнер, и это включает в себя малые и средние компании в Польше и Германии. Частное кредитование осуществлялось консорциумом банков во главе с АО "Ситибанк". Получателем кредита и государственным партнером проекта выступило агентство "польский аэропорт PPL".

Стоимость проекта составила 153,4 млн евро, 80% его финансирования было предоставлено частными сторонами. Государственный лот польских авиалиний был включен в соглашение о частном финансировании использования аэропорта. Эта работа была выполнена очень успешно, и в дальнейшем генеральный подрядчик взялся за проект реконструкции аэропортов Дюссельдорфа, Сиднея и Гамбурга на основе принципа ГЧП.

В Японии есть еще один пример эффективного использования и успеха ГЧП в частных инфраструктурных проектах, основанных на финансировании. Рецессия 1990-х годов вынудила японские власти опираться на свой опыт в английском языке, несколько изменив свои концепции и правила, и принять соответствующую правовую базу. С 1999 года был принят закон, который способствует развитию общественных работ за счет частного финансирования. Это было действительно знаменательное событие, поскольку до этого государство и государство несли ответственность за реализацию инфраструктуры. Все дело в том, что когда бизнес сам берется за строительство государственных объектов за свой счет, то компенсация частных расходов на строительство крупных государственных и социально значимых объектов инфраструктуры затем осуществляется за счет оплаты из бюджета или доходов от эксплуатации. В результате быстрое развитие проекта (2008-333 проект) предшествовало английским национальным показателям.

Однако, как уже было сказано выше, неэффективные проекты ГЧП не редкость из-за просчетов со стороны государства.

Таким образом, проблема заключается в том, что инфраструктурный проект был выполнен с целью. Частные инвестиции в эту страну привлекает британская модель частных финансовых инициатив (PFI). Опыт этой страны показывает, с какими опасностями и проблемами могут столкнуться государственные партнеры без достаточного опыта и подготовки кадров в области осуществления и применения партнерства. Так, для строительства участка трассы Д47, протяженностью 80 км, частный предприниматель очень заинтересовался, казалось бы, проектом, по которому он получил контракт вне конкурса.

Проблема заключается в том, что на практике не было достаточного опыта ГЧП и команды государственных партнеров в намерениях частных подрядчиков, которые в свою очередь не имели особого желания реализовывать проект в первую очередь. А результатом стало прекращение проекта и, прежде всего, выплата серьезных штрафов.

Проект реконструкции крупнейшего аэропорта Германии во Франкфурте-на-Майне позволил эффективно объединить интересы государственных и частных партнеров этот проект предусматривал предварительный этап приватизации-выпуск акций, 29% которых было продано на фондовой бирже. Остальные акции принадлежали штату Гессен (32,1%), городу Франкфурт (20,5%) и государству (18,4%). Таким образом, сформированное АО "Фрапорт" намеренно сохранило контроль над публичными инвесторами. В то же время АО является "частным" акционером других немецких аэропортов. "Частная" сторона их партнерства представлена в основном структурой государственного участия.

В настоящее время средства на развитие транспортной инфраструктуры выделяются двумя способами: непосредственно на крупные проекты и косвенно через Национальный Фонд развития инфраструктуры.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы следующего характера:

  • Существует существенная разница между уровнем социально-экономического развития и приоритетным сектором применения проекта ГЧП;
  • В любой стране в каждой подгруппе правительство выбирает наиболее предпочтительный сектор для реализации проекта ГЧП(в зависимости от его важности и степени осуществимости). Например, в Великобритании и Италии сделки ГЧП осуществлялись в основном при строительстве автомобильных и железных дорог;
  • В большей степени это успешное взаимодействие интересов государственных структур и частных представителей, а также целостность ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего развития страны;
  • В каждой стране созданы специализированные организации, которые осуществляют определенную деятельность на всей территории страны. Например, в Великобритании это"публичные компании", а в Японии-компании публичного или публичного права (koteki), а в Швеции право заниматься предпринимательской деятельностью предоставляется органам исполнительной власти;
  • Обширная и упорядоченная нормативная база, регулирующая договорные отношения в различных отраслях промышленности и позволяющая наиболее полно учитывать многообразие условий эксплуатации в различных отраслях.

Реализация государственно-частного партнерства в России: итоги и вызовы развития

Проанализировав различные варианты взаимодействия бизнеса и власти в глобальном масштабе, мы рассмотрим развитие и успешность отношений между государственным и частным секторами России.

Возможности партнерства государства и бизнеса в жизни российской экономики не было до начала нынешнего столетия. В советское время государство играло роль строгого, но осторожного опекуна, заботясь об ускорении роста, перестройке экономики и т. д., под руководством самой партии. С развитием либеральных реформ наметились противоположные тенденции - для слабости механизма экономического регулирования в условиях рецессии конца 90-х годов доминировала экономическая стратегия, результатом которой стало взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса, переход от сырьевой экономики к экономике знаний и развитию передовых технологий, для экономики страны вопрос определения понятия государственно-частного партнерства при таком законодательном обеспечении имеет первостепенное значение. Особенно остро этот вопрос встал с появлением признаков мирового финансового кризиса.

Так называемая особая экономическая зона, которых в настоящее время насчитывается одиннадцать, является конкретным примером взаимодействия государства и бизнеса. Первый был организован в 2005 году в Елабужской Республике Татарстан. Его формирование очень динамично: на сегодняшний день в качестве резидентов ОЭЗ "Алабуга" зарегистрировано пять компаний с общим объемом инвестиций более $330 млн, в том числе административно-деловой центр, таможенный терминал, инфраструктура первого комплекса, включая автомобильные дороги и инженерные сети. Первое производство автомобиля Fiat Ducato, одного из предприятий этой зоны, было запланировано на начало 2008 года.

В Санкт-Петербурге накоплен положительный опыт развития государственно-частного партнерства. 20 декабря 2006 года Законодательное Собрание города приняло закон "об участии Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве", целью которого было:

  • Реализация социально значимых проектов в городах;
  • Привлечение частных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга;
  • Обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга;
  • Повышение качества предоставляемых потребителям услуг и работ;

Закон устанавливает порядок и правила передачи государственной собственности в Санкт-Петербурге или права на осуществление различных видов деятельности в частном секторе. Казалось бы, инвесторский проект-это не единственное условие, при котором город имеет государственно-частное партнерство. Подобных законов до сих пор нет ни в одном субъекте Российской Федерации.

Примеры проектов в России и Санкт-Петербурге:

  • В 2002 году был построен очистной комплекс на юго-западе (в данном случае-специальная проектная компания инвесторов СПК);
  • Скоростная магистраль Москва-Санкт-Петербург (на основе концессий);
  • Был осуществлен проект Орловского тоннеля под Невой;
  • Проект реконструкции и развития аэропорта Пулково;
  • Строительство, реконструкция и эксплуатация очистных сооружений сточных вод в Южном Бутово и Зеленограде (Москва);
  • Реконструкция мусоросжигательного завода № 3 в Москве.

В настоящее время иностранные инвесторы проявляют большой интерес к государственно-частным проектам в России. В частности, наиболее распространенными юридическими фирмами в России и во всем мире являются компании Allen and Overy, которые предоставляют консультации правительству, спонсорам проектных компаний и кредиторам

Примеры проектов ГЧП в России:

  • Автодорога М-1 "", Москва-Минск;
  • Комплекс нефтехимических заводов в Нижнекамске, Татарстан;
  • Строительство школ в московской области;
  • Проект Nadex-Санкт-Петербург.

Проанализировав имеющиеся данные по реализации проекта ГЧП в России, мы наметим основные успехи в этой сфере:

  • Политическая поддержка развития инфраструктуры ГЧП на всех уровнях;
  • Запуск широкого спектра проектов на сумму свыше $ 10 млрд в прошлом году;
  • В рамках деятельности Минтранса и государственного Росавтодора планомерно готовится новый тендер на федеральную транспортную инфраструктуру. Удмуртия готовит региональную концессионную заявку на строительство крупного автомобильного моста;
  • Развитие законодательной и институциональной базы ГЧП на федеральном и региональном уровнях;
  • Заинтересованность иностранных инвесторов в реализации проектов в России.

Однако, наряду с успехом и результатами, существуют некоторые трудности и пробелы в реализации проекта:

  • Отсутствует координация действий государственных органов при разработке и реализации проекта. Министерства курируют свои собственные проекты и пытаются создавать свои собственные программы;
  • Большой минус заключается в том, что наше законодательство не содержит специальных положений, которые конкретно регулируют тот или иной аспект реализации проекта ГЧП. Даже само определение государственно-частного партнерства законодательно не закреплено, оно может осуществляться в рамках принятия федеральных законов или нормативных актов о ГЧП. Для процессуальной защиты не предусмотрены в проекте и интересы частных инвесторов;
  • Нехватка финансовых ресурсов и неэффективное использование имеющихся средств;
  • Недоверие городских властей к частным операторам;
  • Муниципальные активы не могут быть переданы в частный сектор для управления, так как они не всегда регистрируются в установленном порядке;
  • Разрыв инвестиционных соглашений и отсутствие судебной практики в решении спорных вопросов;
  • Таким образом, отсутствие единой концепции государственно-частного партнерства, правового сопровождения проекта, слабо структурированных соглашений, экономических моделей, которые мало интересуют инвесторов;
  • Отсутствие единого центра по выработке единой позиции государственных органов, координации деятельности при реализации принятых решений.

Анализируя развитие партнерских отношений в зарубежных странах, хотелось бы подчеркнуть тот факт, что эти страны готовы к новым изменениям и развитию особых экономических отношений, особенно развиты специализированные институты, которые ведут конкретную деятельность на всей территории страны. Все это способствует наиболее успешному развитию государственно-частных проектов и тому огромному влиянию, которое они оказывают на экономику страны.

Подводя итоги анализа развития партнерских отношений во многих зарубежных странах и соотнося все это с российской аналогией, можно сказать, что развитие государственно-частного партнерства в России является важным фактором развития экономического развития.

Перспективы перехода на более высокий уровень развития рынка ГЧП зависят от экономических, институциональных и политических факторов в стране и за рубежом. Несмотря на стремительное развитие мировых финансовых рынков и резкое ухудшение экономической ситуации в России, институциональные инвесторы находятся в условиях низкого риска первоначального инвестирования, а требования к среднесрочному развитию государственных и частных проектов в сфере транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, промышленности и строительства представляют особый интерес. Это предполагает существенное изменение отношения частных операторов, переход к возможности рационального сочетания свободной конкуренции и мер государственного регулирования, обеспечения безопасности интересов общества.

Заключение

Обобщая все показатели и возможности государственно-частного партнерства, хотелось бы высказать свое мнение в пользу этой новой формы отношений государства и частного сектора - во-первых, государственно-частное партнерство является одним из механизмов смешанной экономики, позволяющим развивать отношения между бизнесом и государством. Во-вторых, это способность государства найти источник пополнения бюджета. В-третьих, объединение усилий государственных и частных компаний в рамках конкретного проекта позволит создать его дополнительное конкурентное преимущество. В конце концов, это была идея в сочетании с порядком и мощью государственного устройства, использующего логические и хладнокровные деловые рассуждения, чтобы найти экономический и социальный консенсус.

Государственно-частное партнерство - это механизм, который может служить основой для создания структуры высокотехнологичных компаний, призванной обеспечить направление бизнеса.