Государственная служба и должностные лица органов государственной власти

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
Муниципальная служба и должностные лица местного самоуправления
Методы и формы организации контроля за деятельностью органов государственного и муниципального управления


Введение:

В курсовой работе рассмотрим тему «Государственная служба».

Предвосхищая раскрытие темы, мы даем очень емкое и точное описание особенностей организации государственной службы, данное В. Манохиным: «Все особенности государственной службы проистекают из того, что это именно государство, то есть оно создается и организуется государством, регулируется им через законодательство, а лица на государственной службе обеспечивают реализацию государственных полномочий. Особенности государственной службы распространяются на все ее структурные составляющие, в том числе, конечно, на организацию службы». 

Традиционно к организации государственной службы относятся следующие вопросы: понятие государственной службы, ее принципы, статус государственной должности и некоторые другие элементы.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что решение важных задач возлагается на государственную службу. Успех многих государственных дел зависит от профессионализма и компетентности государственного служащего. В связи с этим правовой статус государственной службы и государственного служащего в последние годы стал предметом внимания федерального законодателя, Президента Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о государственной службе Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов) и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. субъекты Российской Федерации.

Эффективность работы государственного аппарата зависит от состояния правового обеспечения его работы, статуса государственных служащих этого аппарата. Законодательство в сфере государственной службы требует дальнейшего последовательного развития, устранения пробелов для обеспечения четко сбалансированного механизма функционирования государственной службы Российской Федерации, которая является важным звеном в системе государственной власти в России.

Целью курсовой работы является рассмотрение государственной службы Российской Федерации.

Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:

  • рассмотрены понятие государственной службы и содержание системы государственной службы;
  • определены основные принципы государственной службы и их классификация;
  • раскрыты функции государственной службы и ее правовое регулирование;
  • проанализированы виды государственной службы.

В курсовой работе будут использованы действующие нормативно-правовые акты, монографические публикации Атаманчука Г.В. «Суть государственной службы», Игнатова В.Г. «Государственная служба», «Государственная служба субъектов Российской Федерации», В.М. Манохина "Служба и работник в Российской Федерации: правовое регулирование", Ноздрачева А.Ф. "Государственная служба", А.В. Оболонская «Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия »,« Государственная служба: комплексный подход », Овсянко Д.М. «Государственная служба Российской Федерации», а также статьи в периодических изданиях Бойков В. «Имидж системы государственной службы», Буравлева Ю.М. «Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России», Доровских Ю.М. «Правовые и организационные основы системы государственной службы в России: О Федеральном законе« О системе государственной службы Российской Федерации »,« Табель о рангах и развитии системы государственного управления »и др. Публикации.

Понятие государственной службы и содержание системы государственной службы

В 90-х годах XX в. В России в принятых нормативно-правовых документах сформировалось современное понимание сущности государственной службы и системы государственной службы.

В советское время, как уже отмечалось, государственными служащими были практически все те работники, которые занимали должности в государственных предприятиях, учреждениях и организациях, в том числе в органах государственной власти и управления, и получали заработную плату из государственного бюджета.

Подобное понимание государственных служащих в настоящее время имеет место в ряде зарубежных стран, например, во Франции, Великобритании, Канаде и других. В то же время в разных странах используются разные термины - «государственная служба» (госслужба), «государственная служба» (госслужба), «государственная служба» (гражданская служба), которые далеко не совпадают по своему содержанию.

Современная интерпретация понятия «госслужащие» в постсоветской России формировалась постепенно. Большую позитивную роль в этом отношении сыграли, в частности, первые законопроекты о государственной службе и ее реформе, опубликованные в начале 90-х годов.

Положение о федеральной гражданской службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации в декабре 1993 года, и Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятый в 1995 году, стал Первые фундаментальные акты в нормативно-правовой базе, регулирующие эту сферу отношений.

После принятия этого Федерального закона законотворчество субъектов Российской Федерации стало развиваться очень динамично и в основном в соответствии с ним в области правового регулирования государственной службы и организации государственного аппарата. Именно законодательный орган субъектов Российской Федерации во многом дает реальное представление о состоянии правового регулирования официальной деятельности государственных служащих, численность которых в органах региональной власти и управления превышает число федеральных государственных служащих.

Становление и развитие института государственной службы в постсоветской России (в 1993-2003 гг.) Происходило в соответствии с законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ.

Согласно ей, «государственная служба ... понимается как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов» (пункт 1 статьи 2). В то же время «Государственная должность - это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в других государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами с установленными круг обязанностей по осуществлению и предоставлению полномочий этого государственного органа, финансовая поддержка и ответственность за выполнение этих обязанностей »(ст. 1). Кроме того, к государственным служащим относятся не все лица, занимающие государственные должности, а только лица, занимающие должности категории «В» (созданной для непосредственного обеспечения полномочий лиц, заменяющих категорию «А») и государственные должности категории «В» (учрежденные государственные органы по исполнению и обеспечению их полномочий). 

Очень важно помнить, что лица, занимающие должности категории «А», не принадлежат к государственным служащим Российской Федерации. Кто именно это? Перечень должностей категории «А» определен в статье 1 настоящего Федерального закона - это «должности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственными должностями Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации. Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов ». Далее в данной статье Федерального закона приведен неисчерпывающий перечень этих должностей - Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, председателей палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие.

Определение «государственный служащий» дано в ст. 3 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»:

  1. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, который в порядке, установленном федеральным законом, исполняет обязанности в государственной службе государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из федерального бюджета или из бюджета соответствующего государства. субъект Российской Федерации.
  2. Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российская Федерация.

Законодательство о государственной службе получило дальнейшее развитие в ряде других федеральных законов, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, законах субъектов Российской Федерации. Особо важным в этом отношении является Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 60-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». 

В связи с тем, что пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», в котором содержалось нормативное определение государственной службы, утратил силу С принятием Федерального закона от 27 мая 2003 г. № «О системе государственной службы Российской Федерации» мы дадим новое определение, вытекающее из статьи 1 нового закона. Это связано прежде всего с тем, что в самой преамбуле закона о системе государственной службы подчеркивается, что именно он в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет «правовые и организационные основы системы государственной службы Российская Федерация, в том числе система управления государственной службой Российской Федерации".

Итак, в соответствии с Федеральным законом о системе государственной службы:

  • государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служба деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
  • Российская Федерация;
  • федеральные органы власти, другие федеральные органы власти (в дальнейшем именуемые федеральными органами власти);
  • субъекты Российской Федерации;
  • органы государственной власти и иные государственные органы субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти субъектов Российской Федерации);
  • лица, занимающие должности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами о прямом исполнении полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, занимающие государственные должности в Российской Федерации);
  • лица, занимающие должности, установленные Конституциями, Уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного осуществления полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации). Российская Федерация).

Определение государственной службы, данное законом, указывает на его сущность. Другие неотъемлемые характеристики государственной службы и, в частности, ее организации, содержащиеся в других статьях, заключаются в следующем: в статье 3 - основные принципы построения и функционирования системы государственной службы; в статьях 4-7 - понятия федеральной государственной службы, государственной гражданской службы, военной и правоохранительной служб; в статье 8 - государственные должности, в статье 9 - реестры государственных должностей и т. д.

Следует отметить, что формула «обеспечение выполнения полномочий» (Российской Федерации, то есть государства, федеральных государственных органов, субъектов Федерации и их государственных органов) обозначает конкретное содержание самой государственной службы как вида управленческой деятельности, включая организацию исполнения, само исполнение, контроль и надзор и другие функции.

Что касается лиц, непосредственно исполняющих полномочия государственных органов, то они осуществляют такие полномочия государственной власти, которые в соответствии с федеральным законом квалифицируются как не связанные с государственно-служебной деятельностью и, следовательно, не включаемые в состав государственной службы. Таким образом, государственно-политическая деятельность по непосредственному исполнению полномочий государственных органов (как федеральных, так и региональных) лежит вне государственной службы. 

Особенности концепции государственной службы, вытекающие из Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», заключаются в следующем:

  • во-первых, это деятельность государственного значения, а именно государственная деятельность;
  • во-вторых, это только часть государственной деятельности, а именно в той мере, в которой она обеспечивает выполнение полномочий государственного характера, присущих Российской Федерации (составным частям государства), а также лицам, замещающим государство позиции Российской Федерации и ее субъектов;
  • в-третьих, это деятельность профессионального характера, отвечающая особым требованиям к ее субъектам, являющимся государственными служащими.

Характеризуя государственную службу, важно понимать, что это не услуга для конкретных «государственных органов» или «должностных лиц», а услуга для государства, государства и общественных интересов. Это профессиональная деятельность по выполнению государственных задач и функций, выполняемая лицами, занимающими штатные государственные должности в государственных органах. Причем их деятельность оплачивается из государственного бюджета - федерального или субъекта Российской Федерации. Другими словами, они не являются государственными служащими, которые участвуют в обеспечении исполнения определенных государственных полномочий на «добровольной основе» или с оплатой за счет любых негосударственных фондов - фирм, фондов, корпораций и других подобных спонсоров.

В то же время следует иметь в виду, что далеко не все должности, включенные в штатное расписание некоторых государственных органов, являются должностями государственной службы. Это не, например, должности младшего обслуживающего персонала (водителей, сторожей, гардеробщиков, уборщиков и т. д.). Лица, занимающие эти должности, не относятся к категории государственных служащих, хотя они перечислены в штатном расписании некоторых органов власти и администрации.

Профессиональная деятельность на государственных предприятиях, не имеющих властных функций, не является государственной службой. Не работает и в государственных органах на должностях, которые не принадлежат государству. С другой стороны, государственная служба осуществляется не только в органах представительства и исполнительной власти, в судебных и правоохранительных органах, вооруженных силах, но и в других государственных органах, которые осуществляют свои цели и функции от имени государства и в качестве государственной службы упоминаются актами законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Например, Федеральный закон «О естественных монополиях» гласит, что в сферах деятельности субъектов естественных монополий - транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии и т. д. - формируются регулирующие органы (ст. 4). В ст. 9 настоящего Закона прямо говорится, что сотрудники этих органов подчиняются правовому статусу государственного служащего. Хотя, конечно, следует иметь в виду, что распространение статуса государственного служащего на ту или иную категорию работников отнюдь не равнозначно отнесению их к категории государственных служащих.

Вышеупомянутые особенности государственной службы в рамках ее законодательного определения получили дальнейшее развитие в ее организации: принципы государственной службы, ее функции, организационно-правовой статус государственных учреждений.

Основные принципы государственной службы и их классификация

В соответствии с нормами действующего законодательства установлены как минимум три группы принципов деятельности государственной службы. Давайте рассмотрим их по порядку, отражая переход от более общего (системного уровня) к более конкретному (функционально-иерархическому) уровню.

Отчасти авторы этого учебника обратились к освещению этих принципов в предыдущих темах, учитывая их сравнительный исторический и социально-организационный аспекты. Здесь мы подробно излагаем свой правовой и нормативный аспект.

Начнем с основных принципов построения и функционирования системы государственной службы, закрепленных в статье 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно которой эти принципы включают в себя:

  • федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения юрисдикций и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);
  • законность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их прямое действие, обязанность признавать, уважать и защищать их;
  • равный доступ граждан к государственной службе;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы, что предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • связь между государственной службой и муниципальной службой;
  • открытость государственной службы и ее доступность для общественного контроля, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от незаконного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. 

Реализация перечисленных девяти общесистемных принципов построения и функционирования государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы, которые могут также предусматривать другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, с учетом их специфики.

Государственный служащий, осознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, как написано в этом документе, призван:

  • добросовестно, на высоком профессиональном уровне выполнять служебные (служебные) обязанности в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;
  • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основное значение и содержание деятельности государственных органов и государственных служащих;
  • осуществлять свою деятельность в пределах компетенции государственного органа, установленного законами и подзаконными актами;
  • не отдавать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению служебных (служебных) обязанностей;
  • соблюдать ограничения, установленные законом для государственных служащих;
  • соблюдать политический нейтралитет, исключая возможность какого-либо влияния на их официальную деятельность решениями политических партий или других общественных объединений;
  • соблюдать нормы официальной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • проявить корректность и внимательность при общении с гражданами и представителями организаций;
  • проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и ежконфессиональному согласию;
  • воздерживаться от поведения, которое может вызвать сомнения в объективном исполнении должностных обязанностей государственного служащего, а также избегать конфликтных ситуаций, которые могут нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
  • в случае угрозы конфликта интересов - ситуация, когда личные интересы влияют или могут повлиять на объективное выполнение официальных (официальных) обязанностей, - информируют об этом непосредственного руководителя и выполняют его решение, направленное на предотвращение или разрешение этого конфликта представляет интерес;
  • не использовать свое служебное положение для влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, которые его лично касаются;
  • воздерживаться от публичных заявлений, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его служебные (служебные) обязанности;
  • соблюдать правила публичных выступлений и предоставления официальной информации, установленные в государственном органе;
  • уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им, в случаях и в порядке, предусмотренных законами, помощь в получении достоверной информации. 

Государственный служащий, наделенный организационными и административными полномочиями в отношении других гражданских служащих, также призван:

  • принять меры по предотвращению и разрешению конфликтов интересов;
  • предотвращать случаи принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий и других общественных объединений.

Учитывая эти принципы официального поведения государственных служащих, следует иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации они действуют до принятия федеральных законов о видах государственной службы и рекомендуются в та часть, которая не противоречит их правовому статусу, а также лицам, занимающим государственные должности в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации.

Реализация основных принципов построения и функционирования системы государственной службы, служебного поведения государственных служащих подробно описана в последующих разделах данного учебника. Здесь мы отмечаем, что многие из законодательно закрепленных принципов в действительности не соблюдаются в полной мере, что зачастую снижает эффективность государственной службы (например, принципы верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, приоритет человека и гражданские права и свободы, равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с возможностями и профессиональной подготовкой, гласность, открытость государственной службы, ее доступность для общественного контроля). Для их полной реализации властям иногда не хватает не только настойчивости и желания, но и финансовых и материальных ресурсов. Тем не менее, их законодательная консолидация чрезвычайно важна для организации и функционирования государственной службы, даже в случае, когда определенные принципы служат только социально значимым, хотя и не всегда достижимым, руководящим принципам. 

В целом, поскольку принципы построения и функционирования государственной службы закреплены в Федеральном законе и законах субъектов Федерации, а общие принципы служебного поведения государственных служащих - Указом Президента Российской Федерации их несоблюдение и (или) нарушение влечет (может повлечь) административную и (и) уголовную, а также дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Функции государственной службы и ее правовое регулирование

Рассматривая функции государственной службы, прежде всего следует отметить, что она сама «может быть понята в функциональном смысле, т.е. как особый вид государственной деятельности персонала, должностного аппарата государственных органов, деятельности административно-управленческих структур".

Деятельность государственных служащих проявляется в следующих функциях: 

  1. правоохранительная функция - реализация полномочий нормативного и административного характера; осуществление государственных полномочий от имени государства или государственного органа при исполнении служебных обязанностей;
  2. правотворческая функция - разработка и принятие нормативных правовых актов, выдача правовых и авторитетных инструкций для различных субъектов права в системе государственно-административной иерархии, законодательная деятельность, выдача приказов и распоряжений; их подготовка, приемка и оформление; давать инструкции и т.д.;
  3. регулирующая функция - разработка и реализация государственной политики во всех сферах жизни общества, осуществление юрисдикционных полномочий и действий, т. е. применение мер государственного принуждения к физическим и юридическим лицам; обеспечение координации различных интересов;
  4. организационная функция - обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, выполнение организационных мероприятий и материально-технических операций (проведение различного рода совещаний, оперативных мероприятий, конференций, совещаний, проверок, проверок и т. д.);
  5. правозащитная функция - реализация мер по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, их соблюдение обязательств перед государством; государственные и иные органы - гражданам.

Государственные служащие, как мы видим, выполняют больший объем прямых административных и управленческих функций, таких как: государственное управление, государственные меры, государственный контроль и надзор, государственное планирование и прогнозирование, государственный учет, государственное руководство и координация.

Таким образом, в практическом и функциональном смысле государственная служба представляет собой правовую деятельность персонала государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти, заключающуюся в осуществлении государственной власти в различных сферах общественной жизни с целью выполнения задачи и функции государства.

Источниками правового регулирования построения и функционирования государственной службы являются прежде всего Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. субъекты Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации не могут регулировать буквально все вопросы структуры и функционирования государственной службы, тем более что в ряде областей таких законов еще нет. был принят. Поэтому существующий «пробел» в этом правовом поле заполнен другими нормативными правовыми актами: указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями федеральных министерств и ведомств, аналогичными документами на уровень субъектов Российской Федерации. Для удобства использования они публикуются в соответствующих сборниках, а не только публикуются в периодических изданиях или ведомственной прессе.

Характеризуя такой элемент общей организации государственной службы, как должность на государственной службе, обратимся к статье 8 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», в которой говорится:

Должности государственной службы устанавливаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

По видам государственной службы должности государственной службы подразделяются на:

  • должности федеральной государственной гражданской службы;
  • должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
  • военные позиции;
  • позиции правоохранительных органов.

Должности государственной службы подразделяются на категории и (или) группы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации об их государственной службе.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, военных должностей и должностей правоохранительной службы определяется указами Президента Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента России.

Согласно статье 9 федерального закона о системе государственной службы Российской Федерации, Реестр должностей в федеральной государственной службе формируется путем:

  • списки должностей в федеральной государственной службе;
  • списки типичных военных позиций;
  • списки типовых должностей правоохранительной службы. Все эти списки утверждаются Президентом Российской Федерации.

Реестр должностей в государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации утверждается законом (иным нормативным правовым актом) субъекта Российской Федерации.

Реестр должностей в федеральной государственной службе и регистры должностей в государственной гражданской службе всех субъектов Федерации составляют «Сводный реестр должностей в государственной службе Российской Федерации».

Также важно подчеркнуть, как решается проблема реализации компетенции Российской Федерации и компетенции субъектов Российской Федерации в области установления и правового регулирования отношений государственной службы. В то же время мы отмечаем, что статья 71 Конституции России четко и недвусмысленно ссылается на юрисдикцию Российской Федерации федеральной государственной службы.

Рассмотрены вопросы государственной службы субъектов Российской Федерации по смыслу и духу конституционных новелл (статьи 72, а также пункты 2 статей 76 и 77 Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи). субъектам совместной юрисдикции Российской Федерации и ее субъектов, а следовательно, регулируются федеральными законами о государственной службе и законами (и иными нормативными правовыми актами) соответствующих субъектов Российской Федерации. 

Это, кстати, широко внедряется в современную практику правового регулирования деятельности государственной службы субъектов Российской Федерации.

Виды государственной службы

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» было создано подразделение государственной службы Российской Федерации с учетом принципа федеративного устройства нашего государства, на два типа:

  • федеральная государственная служба под юрисдикцией Российской Федерации;
  • государственная служба субъектов Федерации, находящаяся в их ведении.

С принятием и вступлением в силу Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 60-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» юридически закреплено, что система государственной службы включает в себя следующее виды государственной службы:

  1. государственная гражданская служба;
  2. военная служба;
  3. правоохранительная служба.

В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:

  1. федеральная государственная гражданская служба;
  2. государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации.

Здесь следует остановиться на новом Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», принятом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 07.07.2004, опубликованном в "Российская газета". № 162. 31 июля 2004 г. 

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О системе государственной службы»). Государственная служба Российской Федерации") устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с приемом на государственную гражданскую службу Российской Федерации, его прохождением и прекращением, а также с определением правового статуса (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государства. государственный служащий субъекта Российской Федерации (далее также государственный служащий) ...

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также именуемая гражданская служба) представляет собой вид государственной службы, представляющий собой профессиональную деятельность граждан Российской Федерации (далее - гражданские) на должностях государственной гражданской службы. служба Российской Федерации (далее также именуемая гражданская служба) по обеспечению выполнения полномочий федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лиц, занимающих государственные должности в Российской Федерации, и лиц, занимающих государственные должности. государственные учреждения субъектов Российской Федерации (в том числе находящиеся в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также именуемую федеральной гражданской службой) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также гражданская служба Российской Федерации). субъекты Российской Федерации). 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за исключением части 2 статьи 17 и статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона.

Часть 2 статьи 17 настоящего Федерального закона вступает в силу после определения организации, уполномоченной государством осуществлять доверительное управление доходными ценными бумагами и акциями, принадлежащими государственным служащим (долями участия в уставном капитале организаций).

Положения статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона вступают в силу в отношении федеральных гражданских служащих одновременно со вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о заработной плате федеральных гражданских служащих.

Порядок вступления в силу статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона в отношении государственных служащих субъектов Российской Федерации определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимающими с учетом положений этой статьи.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивает силу:

  1. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 1995, № 31, ст. 2990);
  2. Федеральный закон от 18 февраля 1999 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона« Об основах государственной службы Российской Федерации »(Собрание законодательства РФ, 1999, № 8, Ст. 974);
  3. Статья 1 Федерального закона № 135-ФЗ от 7 ноября 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона« О государственной регистрации отпечатков пальцев в Российской Федерации »№ 46, статья 4537). 

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с государственной службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

До принятия федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Федерация, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о государственной службе применяются, если они не противоречат настоящему Федеральному закону.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы, и другие виды федеральной государственной службы могут быть созданы путем внесения изменений и дополнений в федеральный закон о системе государственной службы Российской Федерации. 

Таким образом, существует три вида федеральной государственной службы (федеральная государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба) и один вид государственной службы субъектов Российской Федерации (государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации).

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а его организация находится в ведении субъекта Российской Федерации ( пункт 4 статьи 2 Федерального закона о системе государственной службы).

Статьи 4-7 Федерального закона дают определения вышеперечисленных видов государственной службы, а именно:

  1. Федеральная государственная служба - профессиональная служба деятельности граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, занимающих государственные должности в Российской Федерации.
  2. Государственная гражданская служба представляет собой вид государственной службы, которая является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, занимающих государственные должности субъектов Российской Федерации, а также лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации.
  3. Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служба деятельности граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, занимающих государственные должности в Российской Федерации. Внутривенно Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации является профессиональной службой деятельности граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъектов Российской Федерации, а также полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и лиц, занимающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
  4. Военная служба представляет собой вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную службу граждан на военных должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны и безопасности. государства, которым присвоены воинские звания.
  5. Правоохранительная служба представляет собой вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную службу деятельности граждан на должностях правоохранительной службы в органах, службах и учреждениях, которые выполняют функции по обеспечению безопасности, правопорядка, борьбе с преступностью, защите людей и гражданские права и свободы, которым присваиваются специальные звания или классные звания.

Следует иметь в виду, что определение военной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 6 Федерального закона и выше, применяется с даты вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнения к федеральным законам, регулирующим военную службу.

В свою очередь, определение правоохранительной деятельности как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 7 Федерального закона о системе государственной службы и выше, применяется со дня вступления в силу закона о правоохранительной деятельности.

В соответствии с видами государственной службы Российской Федерации также классифицируются должности государственной службы, которые в соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона подразделяются на:

  • должности федеральной государственной гражданской службы;
  • должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
  • военные позиции;
  • позиции правоохранительных органов.

В одном и том же федеральном государственном органе могут быть учреждены должности федеральной государственной службы различного типа. Например, это уже имеет место в системе Министерства обороны Российской Федерации (где наряду с военными постами имеются должности федеральной государственной гражданской службы), Министерства внутренних дел Российской Федерации (здесь являются постами правоохранительных органов, федеральной государственной гражданской службы и военными должностями во внутренних войсках), Министерства гражданской обороны, по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации. Федерация.

Все должности государственной службы делятся на группы и (или) категории в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Наряду с нормативно-правовой классификацией видов государственной службы, установленной Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», другие классификации используются также в научных и методологических целях, а также для конкретизации отдельных видовых характеристик.

Так, в качестве одного из критериев классификации видов государственной службы может быть использован принцип разделения властей, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Отсюда разделение государственной службы на службу в законодательных органах (например, в аппарате палат Федерального Собрания), исполнительной (в аппарате Правительства Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти) и судебной власти (в аппарат федеральных судов). По критерию, связанному с организационно-правовыми формами федеральных органов исполнительной власти, федеральную государственную службу можно разделить на следующие подвиды: служба в федеральном министерстве и его территориальных органах, служба в государственном комитете, федеральная комиссия, федеральная служба, Российское агентство, федеральные органы надзора и другие федеральные органы исполнительной власти формируются в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти, утверждаемой главой государства по предложению председателя правительства. Более того, здесь их можно найти в зависимости от правового статуса конкретного федерального органа исполнительной власти, закрепленного в федеральном законодательстве и положений о соответствующих федеральных органах, в качестве государственной гражданской службы (например, в системе Министерства финансов Российская Федерация, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Государственный комитет РФ по статистике, Федеральная энергетическая комиссия, Федеральная архивная служба, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Федеральный горно-промышленный надзор и др. .) и военные (в системе Министерства обороны Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы железнодорожных войск и др.) и правоохранительные органы. правоприменение (в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации, Госкомитета f Российская Федерация по борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, Государственная курьерская служба Росс II, Комитет по финансовому мониторингу и другие) службы.

Говоря о правоохранительной службе, можно отметить, что институт обслуживания в таможенных органах является наиболее развитым и сложным с точки зрения степени правового регулирования. Здесь действует Федеральный закон от 21 июля 1997 года «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; Дисциплинарный устав Таможенной службы Российской Федерации, утвержденный Указом Президента № 1396 от 16 ноября 1998 года; Перечень должностей высшего начальствующего звена в таможенных органах Российской Федерации и специальных званий, соответствующих этим должностям, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2000 г. № 431; Положение о порядке аттестации работников таможенных органов Российской Федерации, утвержденное Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. № 281, и другие нормативные акты.

К сожалению, в других видах федеральной государственной службы вопросы служебного права регулируются не так полно, как можно было бы ожидать.

В то же время необходимо учитывать тот факт, что с принятием в 2003 г. Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» возникла необходимость скорейшего принятия обновленных изданий и новых федеральных законов. на военную и правоохранительную службу. Это, в свою очередь, потребует обновления устава в области регулирования вышеуказанных видов федеральной государственной службы.

Очевидно, что необходимо будет уточнить законодательство о некоторых федеральных государственных органах (структурах), например, таких как прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и другие. Дело в том, чтобы включить федеральную государственную службу, которая осуществляется в вышеупомянутых государственных органах, в систему, которая узаконена новым федеральным законом.

И здесь, по-видимому, большинство сотрудников прокуратуры будут назначены сотрудниками правоохранительной службы, а сотрудники других названных федеральных органов будут назначены в федеральную государственную гражданскую службу.

Вывод:

На основании материала, представленного в работе, можно сделать следующие выводы.

В соответствии с федеральным законодательством под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Федеральным законодательством определены два уровня государственной службы - федеральная государственная служба и государственная служба субъектов Российской Федерации.

Должности государственной службы устанавливаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Государственные должности делятся на:

  • должности федеральной государственной гражданской службы;
  • должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
  • военные позиции;
  • позиции правоохранительных органов.
  • Различные типы должностей государственной службы могут быть учреждены в федеральном государственном органе.

Должности государственной службы подразделяются на группы и (или) категории в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, военных должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

Квалификационные требования к гражданам на замещение должностей на государственной службе устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, занимающих такие должности, регулируется трудовым законодательством Российской Федерации.

Реестр должностей в федеральной государственной службе формируется за счет:

  • списки должностей в федеральной государственной гражданской службе;
  • списки типичных военных позиций;
  • списки типовых должностей правоохранительной службы.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года определил правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации и ее организационные основы, а также определил новые задачи, направленные на дальнейшее развитие разработка законодательства в сфере государственной службы. Согласно указанному закону в систему государственной службы Российской Федерации включены следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба как вид государственной службы лежит в основе деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Должности государственной службы подразделяются на следующие группы:

  1. высшие должности государственной службы;
  2. основные должности государственной службы;
  3. ведущие позиции на государственной службе;
  4. руководящие должности на государственной службе;
  5. младшие должности на государственной службе.

Позиции категорий «менеджеры» и «помощники (советники)» подразделяются на высшие, основные и ведущие группы должностей на государственной службе.

Должности в категории «специалисты» подразделяются на высшую, основную, руководящую и старшую группы государственных должностей.

Должности в категории «специалисты по поддержке» подразделяются на основную, руководящую, старшую и младшую группы государственных должностей.

В то же время Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» ставит множество задач по дальнейшему развитию законодательства в сфере государственной службы и, прежде всего, федерального законодательства, поскольку оно является субъектом Российской Федерации. Федерация должна формировать свое законодательство в соответствии с федеральным законодательством.

Много нового было внесено Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 07.07.2004, опубликованным в "Российской газете". № 162. 31 июля 2004 г.

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее именуемый Федеральным законом «О системе государственной службы»). Государственная служба Российской Федерации ") более детально устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.