Государственная система регулирования рынка труда

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 04.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Рынок труда и методы его регулирования
Государственное регулирование рынка труда и занятости
Экономический анализ рыночного равновесия и его изменений на примере товарных рынков
Государственное регулирование экономики в условиях рынка


Введение:

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблемы функционирования рынка труда, занятости и безработицы являются, пожалуй, одной из важнейших социально-экономических проблем современности. В то же время значительная роль в повышении эффективности решения этих проблем отводится государству.

Государство может влиять: 

  • На уровень предлагаемой заработной платы, условия труда;
  • На предоставление дополнительных льгот отдельным лицам или категориям работников;
  • Уровень социальной защищенности и инфраструктуры, например, помощь населению в трудоустройстве;
  • Обеспечение социальной защиты работников, выходящих на рынок труда;
  • Обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Объектом исследования является государственная система регулирования рынка труда.

Предметом исследования является состояние и проблемы государственного регулирования рынка труда на федеральном и региональном уровнях (на примере Краснодарского края).

Целью курсовой работы является оценка состояния и проблем государственной системы регулирования рынка труда в Российской Федерации и Краснодарском крае.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • Изучение теоретико-методологических основ государственного регулирования рынка труда;
  • Определить сущность и основные особенности рынка труда;
  • Рассмотреть существующие методы государственного регулирования рынка труда;
  • Проанализировать зарубежный опыт регулирования рынка труда;
  • Дайте общую характеристику рынка труда Краснодарского края;
  • Описать федеральные и региональные программы занятости населения и проанализировать их реализацию;
  • Выявить проблемы и оценить перспективы регулирования рынка труда в Краснодарском крае.

Эмпирическую базу исследования составили федеральные и региональные правовые акты, статистические данные, материалы печатных СМИ, интернет-порталов, а также официальных сайтов государственных органов и учреждений, занимающихся регулированием занятости населения.

Теоретико-методологические основы государственного регулирования рынка труда

В течение своей жизни человек вступает в различные экономические отношения с другими людьми, играя роль покупателя. Человек, который способен предложить на продажу товар, который будет пользоваться спросом, а также будет иметь выгоду, и станет покупателем. На рынке труда человек, не производящий материальных благ, которые впоследствии могут быть обменены на другие материальные блага, может продать свою трудоспособность, т.е. рабочую силу. Рынок труда - это площадка для торговли рабочей силой. Также стоит отметить, что рынок труда занимает центральное место в общем рынке факторов производства, земли, труда и капитала, поскольку его функционирование позволяет вовлекать материальные, финансовые и природные ресурсы в производственные процессы, обеспечивая тем самым их экономическое взаимодействие.

Под понятием рынок труда экономисты понимают социальные механизмы, с помощью которых одни члены общества, наемные работники, имеют возможность найти работу, соответствующую их способностям, знаниям, навыкам, а другие работодатели, могут нанять именно тех работников, которые им нужны.

Рынок труда, по сути, является своеобразным фундаментом рыночных отношений, поскольку хозяйствование предполагает, прежде всего, управление трудом. Рынок труда является органической составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распределения и перераспределения общественного труда по сферам и отраслям экономики, видам и формам занятости, по критериям эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и формами собственности.

Рассмотрим научную трактовку определения рынка труда. Некоторые авторы акцентируют внимание на том, что рынок труда представляет собой систему общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих формирование, обмен по цене, определяемой соотношением спроса и предложения, и использование труда на основе общепринятых прав и свобод человека. Другой подход, рынок труда рассматривается как комплекс отношений, связанных с наймом и использованием рабочей силы. Другой подход, рынок труда рассматривается как комплекс отношений, связанных с наймом и использованием рабочей силы.

Следует отметить, что при определении рынка труда в более узком смысле часто используются такие термины, как взаимодействие и механизм, акцент делается на экономическом противостоянии ищущих работу индивидов и работодателей, а рынок труда рассматривается как механизм согласования интересов продавцов и покупателей рабочей силы. Иными словами, рынок труда - это экономическое взаимодействие продавцов и покупателей, представляющих спрос и предложение рабочей силы.

Существует определение рынка труда как географически ограниченной территории или экономически выделенной территории, на которой осуществляются сделки по купле-продаже рабочей силы. Несмотря на очевидную узость трактовки экономической категории, она также имеет право на существование, поскольку схватывает один из моментов объективной реальности. Каждое из этих определений подчеркивает существенные аспекты понятия рынок и тем самым отражает его универсальность.

Что касается основных составляющих рынка труда, то ими являются совокупное предложение, которое охватывает весь наемный труд со стороны экономически активного населения, и совокупный спрос, как общая потребность экономики в наемном труде. Чем выше спрос на товары, тем выше спрос на рабочую силу, и наоборот. В рыночных отношениях субъектами выступают работодатели, формирующие спрос на одну и ту же рабочую силу, наемные работники и безработные, и, конечно же, элементы инфраструктуры рынка труда. Говоря об инфраструктуре рынка труда, следует отметить, что она включает в себя регуляторную среду, и задача заключается в обеспечении наиболее эффективного взаимодействия спроса и предложения на рынке труда.

Характерной особенностью функционирования рынка труда является продукт, который продается и покупается на рынке - это рабочая сила, которая, в свою очередь, обладает специфическими свойствами:

  • Неотделимость права собственности на товар-труд-от его владельца;
  • Продолжительность отношений между продавцом товара (работником) и покупателем (работодателем), определенных в трудовом договоре;
  • Наличие неденежных условий трудового договора.

Рынок труда возникает только при соблюдении трех обязательных условий: 

  • Личная свобода работника и право распоряжаться своей трудоспособностью;
  • Прямое или косвенное отделение работника от средств производства;
  • Свобода и добровольность предпринимательской деятельности (свобода нанимать и увольнять работников всеми работодателями в соответствии с трудовым законодательством).

Совокупный спрос на рабочую силу, совокупное предложение рабочей силы и цена рабочей силы, все это будет решающими элементами рынка труда. Совокупный спрос на рабочую силу определяет общую потребность экономики в рабочей силе. Это количество рабочей силы, которое работодатели готовы нанять в данный момент времени при данном уровне з/п. общее предложение рабочей силы охватывает всю наемную рабочую силу экономически активного населения.  Пересечение совокупностей совокупного спроса и совокупного предложения на рынке труда формирует удовлетворенный спрос. Меньшая часть всего рынка труда свободна благодаря естественному и вынужденному движению рабочей силы и рабочих мест, и поэтому ей необходимо сочетать спрос и предложение. Эта доля в общем объеме рынка труда соответствует концепции современного рынка труда.

Взаимодействие спроса на рабочую силу и ее предложения вытекает из влияния определенной экономической и социально-политической ситуации, движения цен на рабочую силу, уровня реальных доходов населения. Соотношение спроса и предложения называется условиями рынка труда. Последние могут быть сбалансированы, когда спрос и предложение рабочей силы совпадают, избыток рабочей силы, когда предложение превышает спрос, и дефицит рабочей силы, когда спрос на рабочую силу превышает предложение. Что же касается самой рабочей силы, то она означает совокупную цену средств существования, необходимых для нормального воспроизводства труда. Она отражается в виде заработной платы и оказывает огромное влияние на рынок труда. Но увеличение предложения и уменьшение спроса на рабочую силу зависит от роста заработной платы. Когда объем спроса и предложения на рынке труда равен, устанавливается равновесная цена труда.

Функционирование рынка труда проявляется не только в высвобождении, переподготовке и трудоустройстве работников. Механизм рынка труда следует понимать прежде всего как рычаги, позволяющие анализировать и оценивать стоимость различного качества труда, возникающего на основе торга, переговоров между субъектами социально-трудовых отношений.

Признаки развитого рынка труда

Основными признаками современного этапа развития российского рынка труда являются: формирование спроса и предложения, определенность основных позиций, четкость акцентов. Такое состояние рынка диктует необходимость цивилизованных отношений между работодателем и соискателем. Определены основные положения оплаты труда, учитывающие многочисленные факторы, определяющие ее эффективность.

Многие руководители как отечественных, так и зарубежных компаний предпочитают осуществлять подбор персонала с помощью рекрутинговых агентств, консалтинговых фирм, а также через внутренние профессиональные кадровые службы. В то же время большинство соискателей, в том числе потенциальных, не ориентируются ни в рыночных условиях, ни в вопросах планирования карьеры и развития.

Особенности рынка труда

Безусловно, одной из особенностей мирового рынка труда является мобильность трудовых ресурсов. Иными словами, речь идет о реальной возможности переезда потенциальных работников с семьей в другие районы с целью поиска более выгодных предложений о трудоустройстве. Экономический рост, эффективность и производительность труда зависят от мобильности, а значит, формируется специфика, например, российского рынка труда и других стран мира. По сравнению с другими странами, рынок труда в России имеет ряд отличительных особенностей.

Во-первых, она еще не полностью сформирована, а во-вторых, в России очень низкий уровень оплаты труда, что приводит к низкой производительности труда. Кроме того, русские не очень мобильны. Причины тому, русский менталитет, большая территория страны, климат. В силу определенного поведения предприятий состояние рынка труда нельзя назвать высокоэффективным, а попытки государства поддерживать социальную стабильность приводят к резервированию рабочей силы.

По официальным данным, в России довольно низкий уровень безработицы. Более того, существует скрытая безработица, когда компания платит только одну десятую ставки, что не позволяет человеку содержать свою семью и самого себя.

Особенности современного рынка труда в России определяются социально-политическими и экономическими условиями. Рынок труда функционирует в условиях многослойной экономики, которая только начинает формироваться, инвестиционные рынки слабо развиты, преобладает монополизм, а спрос и предложение рабочей силы становятся все более несбалансированными. Современные особенности формирования рынка труда заключаются в новых для нашего общества процессах, в которых неполная занятость и вынужденные отпуска стали обычным явлением. С развитием рынка труда наблюдаются такие тенденции, как рост вторичной и теневой занятости, а также высокие показатели скрытой и частичной безработицы. Предприятия все чаще становятся банкротами, освобождая при этом работников. В то же время работодатели, находящиеся на плаву, повышают требования к уровню квалификации уже работающих работников и людей, которые только принимаются на работу. Возможности трудоустройства выпускников университетов, молодежи, женщин, пенсионеров и инвалидов также продолжают сокращаться. Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Деятельность государственного аппарата, прежде всего, должна быть направлена на предотвращение возникновения кризисных ситуаций и смягчение напряженной ситуации на рынке труда.

Таким образом, рынок труда, согласно теориям Маркса и Маршалла, представляет собой систему экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связи между фирмами, требующими рабочей силы, и предложением рабочей силы со стороны населения. Субъектами рынка труда являются работники, предприятия, профсоюзы и государство. Наемные работники - это свободные, трудоспособные граждане, для которых занятость является источником средств к существованию. Рынок труда обычно анализируется на двух уровнях, рынок труда в целом по стране и отраслевой рынок труда, который предъявлял спрос и предлагал работникам определенные профессии. Основные параметры рынка труда, как и любого рынка, спрос, предложение, равновесная цена (заработная плата) и равновесный объем (занятость). В отличие от других рынков, рынок труда характеризуется высокой степенью неопределенности, особенностью функционирования, так как имеет дело с конкретным продуктом. В связи с этим изучение процессов формирования рынка труда и разработка адекватной системы его регулирования является одной из приоритетных задач для России, которую необходимо решить в ближайшее время.

Методы государственного регулирования труда

Государство как субъект рынка играет особую роль в регулировании рынка труда. Он может выступать как предприниматель в государственном секторе экономики, так и инвестор во многих программах. Но его главная и основная функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противоборствующих сил. Государство в лице законодательных органов разрабатывает законы и устанавливает общие правила поведения для всех участников рынка. В результате определяется результирующая величина, на которую в дальнейшем опираются при принятии решений, являющихся основой механизма регулирования рынка труда, включающего в себя систему социальной работы.

Государственное регулирование рынка труда - это особая сфера государственного вмешательства в социально-экономические процессы с использованием многогранных подходов и средств. Его ориентация предполагает получение рациональных результатов в социально-экономических условиях относительно уровня занятости трудоспособного населения, соответствия профессионального уровня занятых рабочих мест, а также решение проблем безработицы.

Специфика регулирования рынка труда государством заключается в нескольких основных направлениях: 

  • Помощь в открытии бизнеса;
  • Государственные субсидии на расширение производства;
  • Открытие новых государственных предприятий;
  • Организация общественных работ;
  • Обеспечение государственных заказов промышленности в периоды спадов.

Государственное регулирование рынка труда в основном направлено на достижение сбалансированности социально-экономических условий по уровню занятости, смягчение последствий безработицы, а также приведение профессиональной структуры в соответствие с занятыми в ней рабочими местами.

Методы государственного регулирования рынка труда представлены в следующем виде:

  • Создание новых рабочих мест - это можно сделать, сократив рабочее время каждого сотрудника;
  • Регулирование режима труда и отдыха - это делается путем установления максимального рабочего времени в течение всей рабочей недели.

Эти методы следует применять с крайней осторожностью, так как они могут не только снизить уровень безработицы в стране, но и значительно ухудшить эффективность экономики в целом. В таких странах, как Швеция, Германия и Испания, положительный эффект дают такие меры государственного регулирования, при которых государство выполняет функцию защиты молодежи путем снижения возраста, в котором она должна выйти на пенсию.

При создании собственного бизнеса службы занятости оказывают активное содействие в предоставлении материальной и консультативной помощи, а также в обучении или подборе сотрудников для уже созданных фирм. Эта государственная помощь заключается не только в трудоустройстве работающего населения, но и в организации собственного дела и организации новых рабочих мест. В основном эта мера позволяет защитить права безработных граждан. Государственное регулирование рынка труда имеет все экономические средства и предложение рабочей силы с помощью налоговых рычагов. Основной экономической мерой, регулирующей эту структуру, является переподготовка трудоспособного населения за счет средств Фонда занятости населения. Система переподготовки кадров финансируется за счет средств юридических лиц. Эта мера носит не только экономический характер, но и специализированный, позволяющий облегчить трудоустройство трудоспособного населения, не имеющего постоянной работы. Таким образом, данные меры регулирования позволяют повысить заработную плату работников, создать новые рабочие места, развивать предпринимательскую деятельность, организовать процесс переподготовки и выплаты пособий по безработице.

Регулирование рынка труда представляет собой сложную систему мер и мероприятий, охватывающих не только сферу занятости, но и все элементы экономической системы общества. 

Зарубежный опыт регулирования рынка труда

В современной экономике существуют три основные модели рынка труда: американская, японская и шведская.

Американская модель рынка труда предполагает свободный вход и выход рабочей силы и гибкость в ее издержках. Управление осуществляется за счет свободного найма и гибкости заработной платы. Работник часто сам заботится о своем образовании. Часто происходит смена работодателя при предложении более благоприятных условий труда и заработной платы. Одни и те же должности в разных организациях могут иметь разный уровень заработной платы. При установлении ставок заработной платы персональные данные (пол, возраст, стаж, образование) обычно не учитываются. При выполнении одних и тех же трудовых функций вознаграждение не отличается.

Американская политика занятости характеризуется ориентацией на высокую территориальную мобильность рабочей силы.

Японская модель рынка труда представляет собой систему пожизненной занятости, которая обеспечивает гарантии на весь период трудоустройства работников. Модель предполагает замкнутый ввод и вывод рабочей силы и постоянно высокие затраты на нее. Основные особенности этой модели, тщательный подбор персонала, слабая мобильность рабочей силы, низкая текучесть кадров. Гарантии работодателя работникам поддерживаются профсоюзами. Расходы на обучение в основном несет работодатель. низкая текучесть кадров позволяет использовать внутрифирменное обучение, воспитывая у сотрудников творческое отношение к работе, высокое качество выполняемой работы. Зарплата зависит от множества критериев (стаж работы, квалификация и так далее). Работодатели также заинтересованы в других аспектах жизни сотрудников, помимо их профессиональной жизни.

Шведская модель рынка труда предполагает активную государственную политику занятости. Государство финансирует образование, создает рабочие места в государственном секторе, субсидирует частные компании для создания рабочих мест и так далее. Политика занятости в данном случае связана с общей экономической политикой государства.

Методы регулирования рынка труда за рубежом. Особенности государственного регулирования рынка труда в зарубежных странах.

В некоторых развитых странах (например, в США) доктрина гибкого рынка труда получила практическое применение. Гибкий рынок труда означает высокий уровень адаптации рабочей силы к колебаниям на рынке труда. В результате широкое распространение получила гибкая система оплаты труда (с учетом прибыли и участия в доходах). Работникам платят высокую зарплату, но они не имеют гарантий занятости. Функциональная гибкость предприятия подразумевает, что у персонала не должно быть барьеров между специальностями. Непрерывная модернизация производства требует от персонала умения легко менять профессию.

Государственное регулирование гибкого рынка труда сводится к следующему: 

  • Снижается роль правовых норм в сфере трудовых отношений;
  • Отказ от ряда государственных социальных программ;
  • Отказ от программ значительного перераспределения доходов и регулирования заработной платы;
  • Содействие заключению индивидуальных, а не коллективных договоров.

Однако эта политика эффективна только в период подъема экономики, в период спада, когда возникает необходимость государственного регулирования для смягчения последствий кризиса.

Существует два типа политики занятости, активная и пассивная. Активная, направлена на создание новых рабочих мест, пассивная, на социальную защиту населения на рынке труда.

Политика занятости многих развитых стран имеет два направления: 

  • Стимулирование рынка труда;
  • Социальная защита безработных граждан и членов их семей.

Для ускорения привлечения безработных на работу создаются центры занятости, которые накапливают информацию о безработных и имеющихся вакансиях, подбирают рабочие места, организуют обучение и так далее. Социальная защита населения включает в себя выплату пособий по безработице, защиту от необоснованных увольнений, а также защиту социально незащищенных слоев граждан на рынке труда. В то же время пособие по безработице не должно вызывать зависимого отношения, но и не должно вызывать обнищания.

Одним из основных направлений регулирования рынка труда является установление государством минимальной заработной платы. В частности, во Франции и некоторых других странах минимальная заработная плата устанавливается не только для всего рынка в целом, но и для различных квалификаций и уровней образования.

Соблюдение этих стандартов может контролироваться как государственными органами, так и профсоюзами.

Однако системы, направленные на улучшение условий труда и коллективные договоры, создают проблемы с трудоустройством социально незащищенных слоев граждан.

Что касается функций иностранных служб занятости, то международные организации в сфере труда в настоящее время имеют большое значение в связи с усиливающейся глобализацией экономики.

Наиболее значимым из них является Международное Бюро труда (МОТ), специализированное учреждение ООН, которое содействует социальной справедливости и признанию прав человека в сфере труда на международном уровне.

МОТ формирует международные трудовые стандарты в форме конвенций и рекомендаций, устанавливая минимальные стандарты основных трудовых прав.

Основные направления деятельности МОТ:

  • Политика занятости;
  • Организация труда;
  • Условия труда;
  • Развитие менеджмента;
  • Сотрудничество;
  • Социальная защита;
  • Статистика труда и охрана труда;
  • Профессиональное обучение и восстановление прав в сфере труда.

МОТ содействует развитию независимых организаций работодателей и профсоюзов и обеспечивает профессиональную подготовку и консультирование в области труда.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия занятости), которая является одной из важных структур рыночного экономического механизма. Это особый институт, выполняющий посреднические функции на рынке труда. В большинстве стран биржи труда принадлежат государству и находятся под контролем Министерства труда или аналогичного органа.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются:

  • Регистрация безработных;
  • Регистрация вакансий;
  • Трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
  • Изучение ситуации на рынке труда и предоставление информации о ней;
  • Тестирование лиц, желающих предложить работу;
  • Профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  • Выплата пособий.

Помимо трудоустройства безработных, биржи труда оказывают услуги людям, желающим сменить работу, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости по профессиям и территориям, проводят профориентацию молодежи, направляют ее на различные курсы.

Анализ государственного регулирования рынка труда

Краснодарский край, один из крупнейших субъектов Российской Федерации, а его столица, Краснодар, является развитым промышленным центром. Этот регион стремительно развивается в экономическом плане, что делает его привлекательным для инвестиций как отечественного, так и иностранного бизнеса. Это обстоятельство, безусловно, оказывает положительное влияние на занятость. Если в мае 2014 года численность безработных жителей области составляла 1%, то есть 24 000 человек, то в прошлом году эта цифра была равна 26 900 человекам.

К этому году массовые увольнения в Краснодарском крае прекратились, а количество предложений от работодателей по таким направлениям, как фармацевтика, информационные технологии, производство потребительских товаров, значительно возросло. В связи с тем, что в регионе активно восстанавливается промышленность, наблюдается дефицит работников в этой сфере, в первую очередь инженеров.

Этот год также был примечателен тем, что в Краснодарский край были привлечены специалисты с Дальнего Востока и Сибири. Это связано с сокращением заработной платы и рабочих мест, вызванным недавним экономическим кризисом.

Прошедшая зимняя Олимпиада в Сочи также наложила отпечаток на изменения, происходящие на региональном рынке труда. В ближайшее время, по мнению исследователей, Краснодарский край будет испытывать дефицит кадров, связанных со спортивными сооружениями, а также людей, занятых в туристическом и гостиничном бизнесе.

Экономическое развитие Краснодарского края, помимо новых рабочих мест, поставило перед населением края серьезную проблему, несоответствие численности специалистов требованиям рынка труда и недостаточный уровень их подготовки. Иными словами, университеты просто не успевают за темпами экономического развития. Областная администрация видит решение этого вопроса в следующем, предприятия берут шефство над высшими учебными заведениями, предоставляют студентам возможность прохождения стажировок и стажировок, а в дальнейшем, трудоустройства. Интересна политика многих региональных предприятий, большинство из них (около 65%) готовы нанимать молодых специалистов с минимальным опытом работы. Руководство объясняет эту тенденцию тем, что сотрудник, который вырос в компании, гораздо более ценен для общего дела, чем сотрудник, привлеченный извне.

Что касается краевой столицы Краснодара, то здесь уровень безработицы составляет 0,2%. Это самый низкий показатель во всей провинции. Краснодар, крупный промышленный центр. Здесь развиты тяжелая, легкая, деревообрабатывающая и пищевая промышленность. Благодаря этому уровень безработицы в Краснодаре является одним из самых низких в стране. К сожалению, в последние годы многие предприятия сократили численность своих работников и темпы производства, что было вызвано экономическим кризисом. Однако сегодня ситуация во многом улучшилась.

Как и во многих других крупных городах, Краснодар испытывает дефицит высококвалифицированных рабочих, сварщиков, холодильников, каменщиков. Инженеры, маркетологи, дизайнеры и менеджеры по продажам также популярны. Что касается экономистов (в первую очередь бухгалтеров) и юристов, то количество претендентов во много раз превышает количество вакансий.

Заключение

В данной работе я попытался проанализировать как научно-теоретические, так и практические аспекты деятельности такой составляющей рыночной экономики, как рынок труда.

Рынок труда, согласно теориям Маркса и Маршалла, представляет собой систему экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связи между фирмами, которые требуют рабочей силы и предлагают ее населению. Субъектами рынка труда являются работники, предприятия, профсоюзы и государство. Наемные работники - это свободные, трудоспособные граждане, для которых занятость является источником средств к существованию. Основными параметрами рынка труда , как и любого рынка, являются спрос, предложение, равновесная цена (заработная плата) и равновесный объем (занятость). В отличие от других рынков, рынок труда характеризуется высокой степенью неопределенности, особенностью функционирования, так как имеет дело с конкретным продуктом.

Что касается правового регулирования рынка труда как в стране в целом, так и в регионах Российской Федерации, то оно социально и экономически значимо. Эффективное функционирование рынка труда требует четкой регламентации правил поведения. Следует отметить, что современный государственный механизм регулирования рынка труда представляет собой комплекс административных, экономических, законодательных, информационных и организационных методов. Все методы взаимосвязаны и взаимно поддерживают друг друга. Главное, чтобы содержание этих методов не противоречило друг другу на практике.

Если говорить о возможности и перспективах применения зарубежного опыта регулирования рынка труда в нашей стране, то на современном этапе развития Российской Федерации необходимо повысить статус государственной службы занятости на законодательном уровне, переняв из зарубежного опыта ограничения для кадровых агентств, стимулирующие развитие государственной службы занятости. Одним из пунктов повышения привлекательности службы занятости является увеличение размера пособий по безработице, но это увеличение не должно быть очень значительным, иначе оно приведет к увеличению числа безработных, которые сознательно не хотят идти на работу. При формировании политики занятости необходим анализ зарубежного опыта, но для России недопустимо полностью перенимать чью-то модель поведения.