Государственная пошлина: понятие, сущность, специфика уплаты

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 28.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

О применении социальных налоговых вычетов определенными категориями налогоплательщиков.
Особенности использования имущественных налоговых вычетов.
Льготы по налогу на прибыль организаций
Особенности уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями.


Введение:

 

В условиях рыночных отношений, особенно в переходный период к рынку, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всей национальной экономики зависит от того, насколько хорошо построена налоговая система. 

Именно налоговая система сегодня оказалась, пожалуй, основным предметом дискуссий о путях и методах реформ, а также резкой критики.

Налог является обязательным, индивидуально безвозмездным платежом, взимаемым с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денег на основе владения, экономического или оперативного управления в целях финансовой поддержки деятельности государства и муниципалитетов.

Актуальность темы заключается в том, что налоги являются необходимым звеном в экономических отношениях в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм правления всегда сопровождается трансформацией налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги являются основной формой государственных доходов. Помимо этой чисто финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, а также на состояние научно-технического прогресса.     

Использование налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи национальных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются отношения между предпринимателями, предприятиями всех форм собственности с государственным и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, в том числе привлекаются иностранные инвестиции, формируются экономические расчеты, доходы и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. Налоги также финансируют расходы на социальное обеспечение, которые меняют распределение доходов. Налоговая система определяет окончательное распределение доходов между людьми.     

Цель курсовой работы - раскрыть сущность налогов, рассмотреть их виды и принципы налогообложения.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотрим понятие налогов и их виды.
  2. Изучить принципы налогообложения.
  3. Анализ налогообложения в России и США.

 

Сущность, функции и виды налогов

Сущность, виды налогов

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса является обязательным, индивидуально безвозмездным платежом, взимаемым с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денег на основе владения, экономического управления или оперативного управления в целях финансовой поддержки деятельности государства и (или) муниципалитеты. Налоговый кодекс Российской Федерации ч. 1 ст. 8   

Экономическая природа налогов характеризуется денежными отношениями, которые складываются с государством с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно детерминированы и имеют конкретную социальную цель - мобилизация денежных средств в распоряжении государства. Следовательно, налог можно рассматривать как экономическую категорию с ее неотъемлемыми функциями.  

Признаки налога:

  1. императив;
  2. индивидуальная безвозмездность;
  3. смена владельца;
  4. законность

Признак налогового императива подразумевает юридическое обязательство безусловной, полной и своевременной уплаты налогоплательщиком налогов государству или, другими словами, налог является обязательным платежом. Это означает, что налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения возложенного на него обязательства - уплаты налога в государственный бюджет. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. 

Индивидуальное освобождение от налогов означает, что налогоплательщик не имеет права полагаться на эквивалентную выгоду от государства. При уплате налога происходит одностороннее перемещение части стоимости от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуальной эквивалентной компенсации отдельному плательщику за конкретное освобождение от налога. 

В результате уплаты налогов обязательно происходит смена владельца - определенная доля частной собственности становится государственной. Действительно, налоги, в отличие от заемных средств, изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо особых обязательств перед ним. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика.

Законность как особенность отличает налоги тем, что их установление, порядок исчисления и уплаты, изменения или отмены осуществляются исключительно на основании закона. Налогоплательщики обязаны платить законно установленные налоги. 

Налог уплачивается с целью финансовой поддержки деятельности государства. Налоги всегда были и остаются основной составляющей государственных доходов. Именно через налоги в основном формируется централизованный денежный фонд, который является финансовой основой для обеспечения деятельности государства: поддержания государственного аппарата, армии и решения всего комплекса общественно-политических вопросов. экономические, экологические и ряд других задач общегосударственного значения.   

Обладая законным правом на принуждение, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собранные в виде налогов.

Под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог. Таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, на пенсионный фонд. также носят налоговый характер. Все эти платежи вместе образуют налоговую систему.  

Налоговая классификация относится к их группировке по любому критерию. Например, по механизму формирования налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги включают налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с предприятий, социальный налог (действует ранее, срок действия которого истек 1 января 2010 года). 

Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Косвенные налоги включают налоги на товары и услуги и операции с ними: налог на добавленную стоимость, акцизы. 

В порядке установления, налоги распределяются:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местные налоги.

Основное различие между этими типами налогов и сборов заключается не в уровне бюджета, на который они зачисляются, а в том, на каком уровне управления они установлены и на какой территории они должны быть выплачены. 

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и являются обязательными на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и применяются законами субъектов Российской Федерации и являются обязательными на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и применяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и являются обязательными на территории соответствующих муниципальных образований. 

Федеральные налоги включают в себя:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. подоходный налог с населения;
  4. корпоративный подоходный налог;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. налог на воду;
  7. сборы за использование объектов животного мира и за использование объектов водных биологических ресурсов;
  8. госпошлина. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1, статья 13. Федеральные налоги и сборы  

Региональные налоги включают в себя:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на азартные игры;
  3. транспортный налог. 

Местные налоги включают в себя:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1, статья 15. Местные налоги  

Следует отметить, что с 1 января 2014 года декларации по НДС должны подаваться исключительно в электронном виде. Такое требование было введено Федеральным законом от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». 

Согласно новому законодательству, не только плательщики НДС, но и налоговые агенты должны будут подавать декларации по НДС в электронном виде. То же требование будет применяться к налогоплательщикам, которые, не являясь плательщиками НДС, выставили счета с выделенной суммой налога. 

Плательщиками акцизного налога признаются:

  • организация;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признанные налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определенных в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможне. Налоговый кодекс Российской Федерации. 

Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы из источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц. Налоговый кодекс Российской Федерации. 

Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным налогом, который действует в России с 1 января 2002 года.

Плательщиками полезных ископаемых признаются недропользователи - организации и индивидуальные предприниматели.

На практике часто возникают ситуации, когда полезные ископаемые добываются в рамках совместного предприятия или подрядчики участвуют в фактическом выполнении горных работ. В этом случае плательщиком налога на добычу полезных ископаемых является лицо, которому была выдана лицензия на право пользования недрами. Именно он должен вести учет количества добытых полезных ископаемых, рассчитывать и уплачивать налог, а также подавать налоговую декларацию. 

Подоходный налог с предприятий является федеральным налогом. Базовая ставка составляет 20 процентов. При этом 2 процента перечисляется в федеральный бюджет, а 18 - в областной. В течение года компании оплачивают авансовые платежи и подают налоговые декларации. 

С 2012 года освобождение от налога на имущество установлено пунктом 21 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, это относится к:  

  1. вновь введенные в эксплуатацию объекты с высокой энергоэффективностью в соответствии с перечнем таких объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 308;
  2. вновь введенные в эксплуатацию объекты, имеющие высокий класс энергоэффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение их классов энергоэффективности.

Организации вправе применять льготу в отношении объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2012 года и в течение трех лет с даты их регистрации. 

Водный налог является федеральным налогом, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательным к уплате на всей территории Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога на воду признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или специальное водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Налоги и платежи за использование природных ресурсов осуществляются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. В настоящее время существуют следующие виды налогов и платежей за использование природных ресурсов: 

  1. платежи за пользование лесным фондом;
  2. платежи за пользование водными объектами;
  3. платежи за право пользования объектами животного мира;
  4. налог на добычу полезных ископаемых;
  5. плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов. 

Новый порядок исчисления и уплаты государственной пошлины, а также новые ставки сборов, взимаемых с юридических и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы за совершение юридически значимых действий в отношении этих лиц.

Ставки государственной пошлины определяются в фиксированных суммах (или используются процентные ставки), а не в суммах, определяемых кратно минимальной заработной плате (минимальной заработной плате).

До 23 августа 2013 г. в соответствии с п. 5 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации место нахождения имущества признается для транспортных средств (автомобилей) местом государственной регистрации, а при его отсутствии - местонахождением (местом жительства) собственника имущества. 

С 23 августа 2013 года только местоположение (место жительства) владельца транспортного средства было определено как местоположение транспортных средств.

Налоговый орган обязан зарегистрировать организацию по месту нахождения ее транспортных средств в течение пяти дней с даты получения соответствующей информации, сообщенной органами, указанными в ст. 85 Налогового кодекса. 

Налоговый орган обязан выдать или направить заказным письмом в организацию уведомление о регистрации в налоговом органе, подтверждающее регистрацию в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ему транспортных средств.

Налоговые функции

Налоги используются всеми государствами рыночной экономики как метод прямого воздействия на бюджетные отношения и косвенного воздействия (через систему льгот и санкций) на производителей товаров, работ и услуг. Налоги предназначены для обеспечения: 

  1. относительный баланс между социальными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения;
  2. рациональное использование природных ресурсов, в частности путем введения штрафов и других санкций за распространение вредных производств.

С помощью налогов государство решает экономические, социальные и другие социальные проблемы. Практическая цель налогов реализуется через налоговые функции, наиболее важными из которых являются фискальные и регулирующие. 

Фискальная функция означает получение государственных доходов путем накопления средств в бюджете и внебюджетных средств для финансирования социально необходимых потребностей. Расходование этих средств осуществляется на социальные услуги и нужды домохозяйств, поддержку внешней политики и безопасности, административные и управленческие расходы, выплаты по государственному долгу. 

Регулирующая функция предназначена для решения определенных задач государственной налоговой политики через налоговые механизмы. Эта функция подразумевает влияние налоговой системы на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, снижение или увеличение производства, а также ее структуру. Романова И.Б. Налоги и налогообложение: теория и практика. - Ульяновск: УлГУ, 2010 .-- с. 4   

Регулирующая функция через налоги государства может влиять на:

  • производственные и инвестиционные процессы;
  • динамика потребления и сбережений;
  • уровень доходов физических и юридических лиц. 

Регулирующая функция тесно связана с социальными и контрольными функциями.

Социальная функция решает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:

  1. неравное налогообложение различных сумм доходов (с использованием прогрессивной шкалы налогообложения);
  2. применение налоговых льгот (например, из доходов граждан, выделенных на покупку или строительство нового жилья);
  3. введение акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия).

Поэтому граждане с большими доходами должны платить большие суммы налогов в бюджет, и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени в зависимости от размера дохода индивидуума. 

Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту налоговых платежей в бюджет, сравнивать их размер с потребностями в финансовых ресурсах и, таким образом, влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики.

Таким образом, в рыночной экономике налогообложение выполняет две противоположные функции: фискальную и регулирующую. Первый из них определяет серьезность налогового бремени в стране, а второй создает противовес чрезмерному фискальному угнетению. 

Умелое сочетание этих функций при построении налоговой системы способствует экономическому росту государства и социальной защищенности населения. 

Принципы налогообложения

Классификация принципов налогообложения

Необходимость разработки определенных налоговых правил появилась с появлением налогов, и фактически с этого момента эта проблема стала привлекать внимание теоретиков финансовой науки. И это не случайно, поскольку без соблюдения общих, единых для всех фундаментальных требований, сформированных на основе теории, невозможно построить оптимальную, справедливую и эффективную налоговую систему. Несмотря на влияние различных экономических, политических и социальных условий на формирование налоговых систем в разных странах, они построены в соответствии с такими правилами и положениями. Эти системы объединены сочетанием фундаментальных принципов налогообложения. 

Рассмотрим более подробно экономические принципы налогообложения.

Принцип равенства и справедливости, согласно которому влияние налогового бремени должно быть равномерным и, соответственно, каждый налогоплательщик должен вносить справедливую часть налоговых платежей в государственный бюджет. Справедливое налогообложение может значительно повысить благосостояние населения, обеспечивая условия равновесного равновесия за счет оптимизации соотношения «сверхприбыль» и отсутствие доходов вообще. 

В мировой практике налогообложения применяются два основных подхода к реализации принципа равенства и справедливости:

  • обеспечение льгот налогоплательщика;
  • платежеспособность налогоплательщика.

Принцип эффективности. Он содержит следующие функции, которые нельзя игнорировать при построении налоговой системы любого государства: 

  • налоги не должны оказывать существенного влияния на экономические решения. Основная идея эффективности налоговой системы состоит не в том, чтобы отрицать возможность налогообложения производительной собственности, а в том, что налог не должен превышать сумму, которая приводит к его снижению. 
  • Эффективность каждого конкретного налога выражается в низких затратах на поддержание и поддержание системы налогового администрирования в актуальном состоянии.

Принцип пропорциональности налогов. Его экономическая сущность заключается в соотношении доходов бюджета и влияния налогообложения на налогоплательщиков. При установлении налогов и определении их основных параметров необходимо учитывать экономические последствия как для бюджета и будущего развития национальной экономики, так и их влияние на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.  

Принцип множественности налогов. Он включает в себя следующие аспекты: 

  • налоговая система государства должна основываться на сочетании дифференцированных налогов и объектов налогообложения, то есть она должна быть такой системой, которая отвечала бы требованию оптимального перераспределения налогов;
  • Недопустимо создавать систему налогообложения, основанную на одном или одном основном налоге, поскольку в случае неожиданного изменения экономической или политической ситуации доходы бюджета могут отсутствовать. 

Практическая реализация принципа множественности подразумевает эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная минимизация одного налога почти всегда влечет за собой увеличение платежей по другому .  

Принцип универсальности. Согласно ему, каждый человек должен платить законно установленные налоги и сборы, тем самым участвуя в финансировании государственных расходов.   

В то же время этот принцип распространяется не на всех лиц без исключения, а только на тех, кто подпадает под понятие налогоплательщика. Реализация этого принципа означает, что налоговое законодательство не имеет права делать исключения для определенных категорий налогоплательщиков в зависимости от их гражданства, гражданства, должностного положения. 

Кроме того, в классификации принципов налогообложения рассматриваются организационные принципы:

  1. принцип универсализации. Его экономическая сущность может быть выражена следующим образом. Независимо от формы собственности, объекта налогообложения, отраслевой или иной принадлежности государственная налоговая система должна предъявлять одинаковые требования к эффективности управления конкретным налогоплательщиком.  
  2. принцип удобства и времени сбора налогов. Это очень важно для хозяйствующих субъектов: любой налог должен взиматься в такое время и таким образом, чтобы обеспечить наибольшее удобство для налогоплательщиков. 
  3. принципы распределения налогов по уровням власти. В контексте формирования федеративного государства этот принцип имеет особое значение и должен быть закреплен в налоговом законодательстве. 
  4. принцип единства налоговой системы. Это очень важно, поскольку логически вытекает из единства государственной финансовой политики, неотъемлемой частью которой является налоговая политика, единство самой налоговой системы, а также единство экономического пространства. 
  5. принцип эффективности. Его экономическая сущность заключается в том, что административные издержки формирования и регулирования национальной системы налоговых отношений и обеспечения контроля за выполнением налогового законодательства должны быть минимальными. Кроме того, налоги должны оказывать такое влияние на развитие национальной экономики, чтобы обеспечить интенсивный рост экономической активности как юридических, так и физических лиц.  
  6. принцип гласности. Его практическая реализация подразумевает формирование системы официального уведомления налогоплательщиков о налоговом законодательстве и других нормативных актах, затрагивающих налоговые обязательства налогоплательщика. 
  7. принцип определенности. Суть его заключается в том, что вид налога, срок оплаты, способ и сумма платежа должны быть четко определены и доведены до сведения плательщиков, то есть налогоплательщик должен четко знать, сколько и когда ему нужно заплатить. «Налог, который обязан платить каждый человек, должен быть четко определен, а не произвольным. Срок платежа, сумма платежа - все это должно быть понятным и определенным для плательщика и любого другого лица. » 
  8. принцип одновременности налогообложения. Это означает, что в действующей системе налогообложения не разрешается устанавливать двойное налогообложение одного и того же источника или объекта. 

Правовые принципы налогообложения проявляются в следующем:

  1. принцип равенства и справедливости. Этот принцип лежит в основе любой правовой системы. Дискуссии вокруг справедливости в праве существовали на протяжении всей истории юридической науки. Современное российское налоговое законодательство не является исключением. В процессе исторического развития налоги со всех источников государственных доходов стали основными из них для покрытия бюджетных расходов современного российского государства. Еременко Е. А. Сущность принципа справедливости в налогообложении // Налоги и налогообложение, 2013 - № 9 - С. 15 (журнал)     
  2. принцип законодательной формы налогообложения. Он предусматривает, что налоговые требования государства и налоговые обязательства налогоплательщика должны следовать из закона. Налоги не должны быть произвольными, а также , как это невозможно для государства создать систему приема налогов и сборов , которые мешают гражданам осуществлять свои конституционные права.    
  3. принцип приоритета налогового законодательства. Суть его заключается в том, что нормативные правовые акты, не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. 

Следует отметить, что содержание всей системы принципов в целом и каждого направления в отдельности является переменным в мировой теории и практике налогообложения. Более того, существуют принципы, которые неоспоримы и признаны аксиомой, и принципы, которые не бесспорны, поскольку они либо следуют, либо дополняют общепризнанный принцип. 

Налогообложение в России и США

Система налогообложения - это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом. Остановимся подробнее на налоговых системах таких стран, как Россия и США. 

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в случаях, когда это прямо предусмотрено Налоговым кодексом. Законодательство о налогах и сборах не распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом.   

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Он состоит из двух частей. Первая часть Кодекса состоит из 7 разделов и 20 глав, вторая состоит из 3 разделов и 10 глав. В первой части Налогового кодекса Российской Федерации определяется и последовательно устанавливается система законодательства о налогах и сборах:   

  1. виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  2. основания возникновения (изменения, расторжения) и порядок исполнения обязательств по уплате налогов и сборов;
  3. принципы установления, исполнения и прекращения ранее наложенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за налоговые правонарушения;
  7. порядок обжалования действий налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть посвящена конкретным налогам и сборам.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоги и сборы Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные. При установлении региональных и местных налогов на региональном и муниципальном уровнях соответственно определяются налоговые ставки, порядок и условия уплаты налогов, могут быть установлены налоговые льготы, основания и порядок их применения. 

Федеральные налоги и сборы в Российской Федерации включают в себя:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц, поступающий в территориальные бюджеты, выполняющие основные социальные функции государства, занимает значительное место в их структуре, особенно на местном уровне; 
  • корпоративный подоходный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • налог на воду;
  • сборы за использование объектов животного мира и за использование объектов водных биологических ресурсов;
  • госпошлина. 

Региональные налоги включают в себя:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на азартные игры;
  • транспортный налог. 

Местные налоги включают в себя:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Статья 15. Местные налоги  

Список налогов в России закрыт. Это означает, что ни один орган, за исключением Федерального Собрания Российской Федерации, не может изменить перечень налогов и ввести налог (пошлину), который не предусмотрен в списке. 

Помимо перечисленных выше налогов, в Налоговом кодексе Российской Федерации установлены специальные налоговые режимы, предусматривающие особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате определенных налогов и сборов. Четыре специальных режима:  

  1. упрощенная система налогообложения (ГНС);
  2. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности или единого налога на вмененный доход (UTII);
  3. система налогообложения сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог);
  4. налоговая система при реализации соглашений о разделе продукции;
  5. патентная система налогообложения. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Статья 18. Специальные налоговые режимы  

В 2000-х годах был принят ряд законов, которые изменили налоговое законодательство: для физических лиц был установлен единый налог на прибыль в размере 13%, ставка налога на прибыль была снижена до 24%, введена регрессивная ставка единого социального налога, отменены налоги с оборота. и налог с продаж, общее количество налогов было снижено в 3 раза (с 54 до 15). Налоговая реформа также помогла увеличить сбор налогов и стимулировала экономический рост. 

Соединенные Штаты являются федеративным государством, их конституция разделяет функции государственной власти между федеральным правительством и правительствами штатов. Федеральное правительство и правительство штатов пользуются конституционным налоговым законодательством. Местные органы власти имеют право взимать налоги, разрешенные законами штата.  

В связи с этим исторически сложились традиционно независимые уровни налоговой системы, адекватные уровням финансово-экономической структуры государства: федеральный уровень, уровень штата, местный уровень.

Современная американская налоговая система характеризуется:

  • преобладание прямых налогов над косвенными. Прямые налоги составляют более 70% всех налоговых поступлений, более 50% из которых являются федеральными подоходными налогами; 
  • параллельное использование основных видов налоговых платежей федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Например, население США платит 3 вида подоходного налога (федеральный, штатный и местный), 2 вида налога на имущество и универсальный акцизный налог (штатный и местный), а также стоимость некоторых видов товаров (топливо, табак и водка). ) содержит 5 видов акцизного налога (федеральный, штатный, смежные универсальные и специальные акцизы);  
  • взимание на федеральном уровне налогов, которые приносят самый большой и стабильный доход.

Закон в налоговой системе США является еще одним важным источником налогового права.

Основными нормативными актами в области налогообложения в США являются:

  1. Кодекс внутренних доходов 1986 года;
  2. Законодательство о государственном бюджете на предстоящий год;
  3. Закон о стимулировании экономического развития и установлении налоговых льгот.

Приведенный выше краткий анализ налоговой системы в США позволяет сделать вывод, что она сложная и многоуровневая. Эта система имеет большое количество специфических особенностей, обусловленных как многовековой историей развития этого государства, так и тем фактом, что Соединенные Штаты являются носителями англосаксонской системы права. Отдельно следует отметить ярко выраженную социальную направленность налоговой системы США. Такая проверенная временем налоговая система позволила Соединенным Штатам вывести свою экономику на лидирующие позиции в мире и довести уровень жизни населения до одного из самых высоких показателей в мире.   

Вывод

Экономические преобразования в современной России и реформа отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и, естественно, привели к реформе налоговой системы. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее эффективным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, влиять на формирование производственной и социальной инфраструктуры и сдерживать инфляцию.  

Однако, как показывает опыт развития процветающих стран, успех общенациональной реформы во многом зависит от надежности государственных гарантий свободы, действительности и стабильности правовых отношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, реальность которой в условиях российской действительности подтверждается неплатежами, падением объемов производства, инфляцией.

Особенность экономической реформы в России заключается в том, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующей юридической поддержки. Речь идет не только о защите интересов бюджета, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика. 

Следует всегда помнить, что изменения в составе и высоте налогов в результате налоговой реформы могут оказать самое странное влияние на экономику страны, бизнес и население, что приведет к глубоким конфликтам между поставленными целями и полученными конечными результатами. Чрезмерный налоговый уклон отрицательно влияет на спрос и предложение, удовлетворение производственных и личных потребностей, вызывает увеличение производства суррогата, ограничивает рынок и снижает доходы в казну. Еще в 1920-х годах профессор П.П. Хансел писал, что каждый новый налог хуже старого. Он пришел к такому выводу в результате осознания спонтанной самоочищения налогов в деловой практике применительно к объективным условиям рынка. Налогообложение - это эволюционный процесс, который требует тонкости, деликатности и предельной заботы.     

В результате налоговых сдвигов фискальные слои не полностью или частично попадают на лиц, которым они были первоначально назначены, но отнимаются из совершенно разных источников, могут захватывать новые области и сферы, вспыхивать там с удвоенной силой, могут давать Самые неожиданные побочные эффекты. Следует отметить, что существуют недостатки в механизме сбора региональных и местных налогов. Большинство из этих недостатков связаны с нечеткой конструкцией налогового законодательства, множеством неясностей и противоречий, несоответствием правовых норм гражданским, экономическим, финансовым и другим отраслям права. Акты налогового законодательства по своему содержанию не соответствуют требованиям их построения и нуждаются в дальнейшем совершенствовании, в связи с чем требуются значительные улучшения существующих документов, чтобы привести налоговую и нормативную базу в единую интегрированную систему.