Государственная политика противодействия теневой экономике и коррупции: мировой опыт 21 века

Содержание:

  1. Теневая экономика
  2. Снижение уровня легализации бизнеса
  3. Заключение
Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 19.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться писать отчёт по преддипломной практике:

 

Как написать отчет по преддипломной практике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Повышения качества рабочей силы как условие экономического роста
Теории мировых экономических отношений
Основы бизнеса и предпринимательства
Кейнсианская макроэкономическая теория

 

Введение:

По оценкам МВФ в 2015 объем ТЭ составил 20 - 25% ВВП, что составляет примерно 2-2,5 триллиона рублей. Среднее предприятие продавало в теневом секторе 16,8% своей продукции, причем около 23% от всего оборота составлял перевод денег из официального сектора в теневой. Хотя для нашей страны явление, когда теневая экономика выходит в правовое поле, вполне привычное.

Теневая экономика

В основном, теневая экономика связана с уклонением от уплаты налогов, что стало постоянным для отечественных предпринимателей. Они используют разные методы и схемы уклонение налогообложения, потому что налоги растут в связи с повышением необходимости страны в экономических ресурсах.

В 2015 году, кризисные явления усугубили обстановку на рынке труда, тогда теневая экономика начала расти. Основное статистическое ведомство сравнило данные производства, экспорта и импорта автомашин с цифрами учета в ГАИ. Вышло, что каждый год в стране не известно, откуда берутся от 100 - 200 тысяч незаконных машин. Некая их часть поступает в виде незаконного импорта. Данные ФТС всего на 3-5% различаются от Роскомстатовской информации относительно экспорта, а по импорту – на 20%. По оценкам Роскомстата, в строительстве на теневой раздел приходится 63%, ну а в сельском хозяйстве и торговле -75%. Как и прежде, мы видим, что величайшая доля теневой экономики приходится на сферу торговли.

Экономический кризис для любого государства означает усиление классического конфликта интересов: государственным структурам важно получать больше налогов, тогда как бизнесу для выживания надо учиться экономить на всем «непродуктивном». С 2016 года вопрос теневой экономики в России начинает звучать совсем по-другому.

В последние годы российская экономика была теневой на 40%, тогда как 60% бизнеса работали по «белым» или «серым» схемам. В правительстве понимали, что каждый выводимый «из тени» процент повышает доходы бюджета крайне существенно. И система «Платон» на самом деле не столько должна была делать акцент на взимание сборов с большегрузов, сколько на выведении «из тени» работы дальнобойщиков.

Алексей Кудрин уже заявил, что избежать серьезного роста налогов в России нельзя. Вопрос лишь в том, что именно попадет в новый сегмент налогооблагаемой базы. Однако любой рост налогов на первых этапах неизбежно вызывает сильнейшее сопротивление, так что «в тень» уйдет еще 5-10% бизнеса.

План действий правительства России тоже определен: действующие налоговые нормы существенно повышаться не будут, но зато расширится налогооблагаемая база. Номинально это должно минимизировать «уровень налогового протеста», снижая рост масштабов теневой экономики.

Как только масштаб теневой экономики в России превысит 50%, то начнется «эффект теневого рынка»: работать в обход легальных схем из-за роста «теневой инфраструктуры» будет все легче. Так формируется поворотный момент для самой российской экономики: страна в буквальном смысле «срывается» в теневые схемы.

Снижение уровня легализации бизнеса

Снижение уровня легализации бизнеса косвенно «помогает» отойти от государственного контроля над санкционированной продукцией. Крупные компании и предприятия не могут активно переходить на новые правила, но имеют возможность сформировать «слой» в форме контролируемых малых предприятий, которые специально представлены на рынке. Переход к теневой экономике дает дополнительное конкурентное преимущество, которое явно перевешивает потерю риска, поскольку он не является «игрой на основе правил».

Социально считающиеся страны с подоходным налогом 40% и более. В России общая сумма налога формально составляет около 30%, но это исключительно «методологические нюансы».

Фактически, эта рыночная модель дает компаниям стимул платить налоги "по крайней мере столько, сколько необходимо". Даже налоговые инспекторы в западных странах обязаны консультировать предпринимателей о том, как лучше снизить налоги, не нарушая закон. В России работает принципиально иная система. Кроме того, налоги, которые официально уплачиваются в бюджет, являются лишь частью затрат, которые компании должны платить за «диалог» с регулирующими органами.

На фоне падения цен на нефть у России не было другого источника дохода, кроме налоговой базы. Если «запас прочности» Резервного фонда и Фонда национального благосостояния составляет не менее пары лет, то можно использовать «рыночную модель», когда налоги во время кризиса значительно снижаются. Бизнес, полученный в результате такого шага, будет иметь возможность развиваться, поэтому через 2-3 года создаст основу для расширенного пополнения доходов бюджета. Однако России не хватает резервов на один год.

Это означает, что правительство обязательно повысит налоги для выполнения своих социальных обязательств. Окончательная формулировка действительно была выражена Антоном Силановым: «Национальный потребительский рынок сохранился, поэтому другие компании будут заменять компании». И для многих компаний Единственный шанс выжить - это быть в тени.

По крайней мере, в 2016 году Москва станет «очагом стабильности» позади экономики. Однако регион «рухнул в тени», поэтому его можно сравнить с ситуацией начала 90-х годов.

Именно в столице зарегистрированы крупные компании и корпоративные штаб-квартиры, и сюда поступают крупные налоговые поступления. Да, и крупные рынки заставляют продавцов организовывать и ужесточать учет.

 

Деятельность ОПГ, созданных как криминализованные холдинговые корпорации, осуществляется вне активного противоборства и противопоставления российским государственным и правоохранительным органам, в большинстве экономически интегрирована в механизм легальной экономики. Одной из особенностей современного этапа развития российских ОПГ, сформированных как криминализованные холдинговые корпорации, является завуалированность криминальности правовых и экономических связей с наиболее крупными и значимыми организациями, другими объектами экономики.

Если сравнивать Россию с государствами, с которыми мы хотели бы стоять на одной ступени – США, страны Западной Европы, – то уровень российской коррупции и теневых экономических отношений запредельно высок. Многие исследователи, которые занимаются изучением не только уровня коррупции в государственных закупках, но и ее феномена, в общем, сходятся во мнении, что чрезмерно высокий уровень коррупции является непосредственным барьером в экономическом развитии. Объяснение этому достаточно простое: бизнесмен вместо того, чтобы думать о том, как развивать свое производство, задумывается о том, какого чиновника и на какую сумму нужно подкупить, как обойти административные барьеры. Вопрос борьбы с коррупцией помимо того, что имеет серьезную моральную подоплеку, также должен быть частью системы экономического развития в развивающихся странах. При высоком уровне коррупции промышленное развитие и все другие следствия экономического роста невозможны.

Почему долгое время уровень коррупции, например в Америке, остается низким, ответ довольно очевиден: любой чиновник боится, что человек, который предлагает ему взятку, сдаст его полиции. Важнейшим фактором, препятствующим коррупции в Америке, является деятельность воистину независимых СМИ. То есть были отдельные люди, которые всю теневую деятельность выводили на свет.

Кроме того, федеральным законодательством США установлены процедуры, в рамках которых при соблюдении процессуальных условий правоприменительные органы получают доступ к финансовым документам легальных предприятий и к персональным финансовым документам. Закон обязывает банки особо фиксировать финансовые операции, связанные с оборотом наличных денежных средств. Законодательство разрешает соответствующим органам исполнительной власти прослеживать финансовые операции, связанные с перемещением крупных и вызывающих подозрение денежных сумм, особенно при вывозе американской валюты в другие страны.

США ужесточили контроль над перетеканием финансовых средств богатых граждан в «особые» зоны. Компаниям, уличенным в использовании оффшорных схем, грозит штраф на всю сумму прибыли. Таким образом, казна США вернула миллионы долларов.

В Гонконге самым главным в борьбе с взятками является тотальное наблюдение за чиновниками и за членами их семей, а также за их друзьями и знакомыми. По закону работникам министерств разрешено брать от близких подарки на сумму не больше 500 долларов, и то лишь на свадьбу или день рождения. Принимать презенты от незнакомых запрещается. При поступлении на службу чиновник обязан предоставить подробный список родственников и друзей и письменно объяснить, как долго он с ними знаком. Банковские счета этих людей подвергаются регулярным проверкам, и в случае появления там крупной суммы начинается расследование.

Особое внимание в Китае придается обеспечению противодействия сращиванию организованной преступности с властями разных уровней, судами, правоохранителями, законодателями. Моментальной огласке подвергаются все случаи контактов между властными и мафиозными структурами или их представителями, когда они пытаются повлиять на ход какого-либо расследования или договариваются об обмене информацией в целях прикрытия лидеров преступных сообществ.

Государственная политика противодействия теневой экономике и коррупции: мировой опыт 21 века

Успешным примером в современной истории является организация борьбы с теневой экономикой и коррупцией в Сингапуре. В Сингапуре создано специальное агентство – Бюро по расследованию случаев коррупции. Несмотря на то, что основной его функцией является расследование фактов коррупции, оно наделено полномочиями вести следствие и по прочим уголовным делам, связанным с коррупцией и другими экономическими преступлениями.

Бюро вправе привлечь к суду любого гражданина независимо от его статуса, ранга или вероисповедания. Исключений для госслужащих, занимающих высокие должности, как в России, не делается.

Заключение

Именно наличие таких возможностей у контролирующего органа обеспечивает Сингапуру стабильное вхождение в пятерку стран – общепризнанных мировых лидеров по борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности и коррупцией. Это способствует и тому, что на протяжении ряда лет Сингапур является одним из мировых лидеров наряду с Гонконгом и Австралией по уровню экономической свободы и благоприятному ведению бизнеса.

Довольно эффективный механизм борьбы с криминальными процессами в экономике удалось создать в таких странах, как Новая Зеландия, Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, Нидерланды, Австралия, Швейцария, Канада, Израиль. В этих странах криминальные процессы в экономике признаются правительствами как серьезная внешняя и внутренняя угроза национальной безопасности. Усилия по борьбе с криминальными процессами в этих странах обеспечиваются четким взаимодействием различных институтов и имеют хорошие результаты.