Государственная денежно — кредитная политика в российской федерации: анализ основных направлений

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 09.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Виды безработицы и её динамика в странах с рыночной экономикой в XXI веке
Эффективная занятость и пути ее развития
Современные платежные инструменты
Страхование и его отличительные признаки


Введение:

Денежно-кредитная (монетарная) политика - это политика государства, которая влияет на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Влияние на макроэкономические процессы (инфляция, экономический рост, безработица) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Одним из необходимых условий устойчивого развития равновесия национальной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная политика государства является демократическим инструментом воздействия на смешанную экономику, которая не нарушает суверенитет большинства субъектов бизнес-системы. Хотя в то же время существует ограничение сферы их экономической свободы (без этого вообще невозможно регулирование экономической деятельности), государство влияет на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, только косвенно.

Денежно-кредитная политика должна помочь снизить безработицу, бороться с инфляцией и поддерживать экономический рост. Основным институтом, проводящим денежно-кредитную политику в России, является Центральный банк Российской Федерации. Центральный финансовый орган играет ведущую роль в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством правом выпускать, Центральный банк проводит политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежного баланса.

В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - это ее конечные и конечные цели. Однако на практике с его помощью необходимо решать более узкие задачи, отвечающие насущным потребностям экономики страны.

Мы не должны забывать, что денежно-кредитная политика является чрезвычайно мощным инструментом. С его помощью можно выйти из кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - обострение негативных тенденций в экономике. Только очень взвешенные решения, принятые после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных способов влияния денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. Без правильной денежно-кредитной политики экономика не может функционировать эффективно. Конкретные методы и инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка определяются законом о Банке России и весьма разнообразны. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная независимость в выборе методов и мер денежно-кредитного регулирования экономики страны в рамках действующего законодательства.

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть вопрос о том, как Центральный банк справился с поставленными перед ним задачами на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования должны применяться в условиях России.

Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования

Цели денежно-кредитного регулирования

Основная цель денежно-кредитной политики - помочь экономике достичь общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика заключается в изменении денежной массы с целью стабилизации совокупного производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных банков была выдача наличных. В настоящее время эта функция постепенно отошла на второй план, но мы не должны забывать, что денежные средства по-прежнему являются основой, на которой основывается вся остальная денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по выпуску денежных средств должна быть не менее сбалансированной и продуманной, чем любая другая. 

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, обуздать инфляцию, чтобы сохранить конъюнктуру, государство использует кредит для стимулирования инвестиций в различные сектора экономики страны.

Следует отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Разница между ними заключается в том, что центральный банк либо оказывает косвенное влияние через ликвидность кредитных организаций, либо устанавливает ограничения на количественные и качественные параметры деятельности банков. Предложение денег на денежном рынке играет важную роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно, существует взаимосвязь между объемом денежной массы, скоростью обращения денег, объемом производства и уровнем цен. И вот что показывает западная статистика:

Уровень роста денежной массы и средний уровень цен почти линейно зависят с коэффициентом более 0,9 для всех агрегатов во всех странах со всеми экономиками (в зависимости от развития).

Уровень роста денежной массы и реального производства абсолютно не связан друг с другом, где рост денежной массы составляет более 18% в год. В странах с более низкими темпами роста денежной массы существует почти линейная зависимость с коэффициентом около 0,1.

Инструменты и методы денежно-кредитной политики

Выше я обозначил цели денежно-кредитного регулирования. Давайте теперь рассмотрим основные инструменты, с помощью которых центральный банк проводит свою политику в отношении коммерческих банков. Это, прежде всего, изменение ставки рефинансирования, изменение обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры жесткого административного характера.

В настоящее время минимальные резервы являются наиболее ликвидными активами, которые должны иметь все кредитные учреждения, обычно либо в форме наличных денег в банках, либо в форме депозитов в центральном банке, либо в других высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. банка. Коэффициент обязательных резервов представляет собой установленный законом процент от суммы минимальных резервов к абсолютным (объем) или относительным (прирост) показателям пассивных (депозиты) или активных (кредитные вложения) операций. Использование стандартов может носить как общий (устанавливающий всю сумму обязательств или займов), так и выборочный (до определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции:

  • Во-первых, как ликвидные резервы, они служат гарантией обязательств коммерческих банков по депозитам своих клиентов. Периодически изменяя коэффициент обязательных резервов, центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально приемлемом уровне, в зависимости от экономической ситуации.
  • Во-вторых, минимальные резервы - это инструмент, используемый центральным банком для регулирования количества денег в стране. Изменяя норматив резервных фондов, центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выданных ими кредитов) и, следовательно, возможность их осуществления по депозитным вопросам. Кредитные организации могут расширять кредитные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленную норму. Когда количество денег в обращении (наличных и безналичных) превышает необходимую потребность, центральный банк проводит политику ограничения кредитования путем увеличения ставок отчислений, то есть процента средств, зарезервированных в центральном банке. Таким образом, он заставляет банки сокращать объем активных операций.

Изменения в нормативах обязательных резервов влияют на прибыльность кредитных организаций. Таким образом, в случае увеличения обязательных резервов наблюдается как бы нехватка прибыли. Поэтому, по мнению многих экономистов, этот метод является наиболее эффективным антиинфляционным инструментом.

Недостатком этого метода является то, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки с небольшими депозитами, находятся в выгодном положении по сравнению с коммерческими банками с большими ресурсами.

Этот метод впервые был применен в Соединенных Штатах в 1933 году. Этот механизм денежно-кредитного регулирования влияет на основы банковской системы и может оказать сильное влияние на финансовую и экономическую систему в целом. В последние полтора-два десятилетия роль этого метода денежно-кредитного регулирования уменьшилась. Об этом свидетельствует тот факт, что повсеместно (в западных странах) наблюдается снижение нормы обязательных резервов и даже его аннулирование для некоторых видов депозитов.

Следующим методом денежно-кредитной политики является рефинансирование коммерческих банков.

Термин «рефинансирование» означает получение средств кредитными организациями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучетывать ценные бумаги в своих портфелях (обычно векселях).

В случае, если центральный банк повысит ставку рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать убытки, вызванные его ростом (удорожанием кредитов), путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Те. Изменение ставки дисконтирования (рефинансирования) напрямую влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является основной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, увеличение официальной учетной ставки в период нарастания инфляции приводит к увеличению процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их снижению, так как стоимость кредитов увеличивается, и наоборот.

Мы видим, что изменения официальной процентной ставки оказывают влияние на кредитный сектор. Во-первых, сложность или облегчение способности коммерческих банков получать кредит от центрального банка влияет на ликвидность кредитных организаций. Во-вторых, изменение официальной ставки означает увеличение или уменьшение стоимости кредита от коммерческих банков для клиентов, так как происходит изменение процентных ставок по активным операциям кредитования.

Кроме того, изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой монетарной политике, которая заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостаток использования рефинансирования в денежно-кредитной политике заключается в том, что этот метод влияет только на коммерческие банки. Если рефинансирование мало используется или не проводится в центральном банке, то этот метод практически полностью теряет свою эффективность.

В дополнение к установлению официальных ставок рефинансирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, то есть кредитам, выданным под любое обеспечение, обычно это ценные бумаги. Следует отметить, что в качестве обеспечения могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнений.

Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательные резервы) утратили свое первостепенное значение, и операции на открытом рынке стали основным инструментом денежно-кредитной политики.

Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе. Покупка ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, увеличивая тем самым их возможности кредитования, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, меняют интенсивность их операций, их периодичность.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми или обратными. Прямая сделка - это обычная покупка или продажа. Реверс - покупка и продажа ценных бумаг с обязательным завершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций и более мягкий эффект их воздействия делают этот инструмент регулирования популярным. Если вы посмотрите внимательно, вы увидите, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продавать им ценные бумаги на условиях, определенных на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством продать их обратно через 4-8 недель. Более того, процентные платежи по этим ценным бумагам, пока они находятся в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

  • Условия сделки - покупка и продажа за наличный расчет или покупка за период с обязательной обратной продажей - сделки РЕПО;
  • Объекты сделок - операции с государственными или частными ценными бумагами;
  • Срочность сделки - краткосрочные (до 3 месяцев) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
  • Сферы деятельности - охватывают только банковский сектор или включают небанковский сектор рынка ценных бумаг;
  • Способ установления ставок - определяется центральным банком или рынком.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Основным отличием является использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также процентная ставка, используемая в этом случае, могут меняться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, принимая во внимание указанную особенность этого метода, должны тщательно следить за своим финансовым положением, избегая при этом ухудшения ликвидности.

Кроме того, центральный банк может устанавливать различные стандарты, которые коммерческие банки обязаны поддерживать на требуемом уровне. К ним относятся коэффициенты достаточности капитала коммерческого банка, коэффициенты ликвидности баланса, максимальные коэффициенты риска на одного заемщика и некоторые дополнительные коэффициенты. Перечисленные стандарты обязательны для коммерческих банков. Если коммерческие банки нарушают банковское законодательство, правила проведения банковских операций и другие серьезные недостатки в их работе, что приводит к нарушению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов, центральный банк может применить к ним самые жесткие административные меры , вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного влияния центральным банком в отношении коммерческих банков не должно быть систематическим, а должно применяться в порядке исключительно принудительных мер.

Основные виды денежно-кредитной политики

Мы уже упоминали политику дорогих денег (ограничительная) и политику дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе рассматриваются механизмы реализации основных видов денежно-кредитной политики. Скажем, экономика сталкивается с безработицей и падением цен. Поэтому необходимо увеличить предложение денег. Для достижения этой цели применяется политика дешевых денег, которая состоит из следующих мер.

Во-первых, центральный банк должен покупать ценные бумаги на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо снизить учетную ставку и, в-третьих, необходимы стандарты для резервов. В результате принятых мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Поскольку избыточные резервы являются основой для увеличения денежной массы коммерческими банками за счет кредитования, можно ожидать, что денежная масса в стране увеличится. Увеличение денежной массы приведет к снижению процентной ставки, что приведет к увеличению инвестиций и увеличению чистого национального продукта равновесия. Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что цель этой политики - сделать кредит дешевым и легкодоступным для увеличения общего объема расходов и занятости.

В ситуации, когда экономика сталкивается с чрезмерными расходами, что приводит к инфляционным процессам, центральный банк должен попытаться снизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо снизить резервы коммерческих банков. Это делается следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо повысить ставку резерва, которая автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера - повысить учетную ставку, чтобы снизить интерес коммерческих банков к увеличению своих резервов за счет заимствований у центрального банка. Вышеуказанная система мер называется политикой дорогих денег. В результате банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы соответствовать обязательным резервным требованиям, то есть их текущий счет слишком велик по сравнению с их резервами. Поэтому, чтобы удовлетворить требование по резервированию для недостаточных резервов, банки должны вести свои текущие счета, воздерживаясь от выдачи новых кредитов после погашения старых. Как следствие, денежная масса сократится, что приведет к увеличению процентной ставки, а повышение процентной ставки приведет к сокращению инвестиций, снижению общих затрат и ограничению инфляции. Целью этой политики является ограничение предложения денег, то есть сокращение доступности кредита и увеличение его стоимости с целью снижения затрат и сдерживания инфляционного давления.

Следует отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при воздействии на экономику страны в целом. В пользу денежно-кредитной политики можно привести следующие аргументы. Во-первых, скорость и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может затянуться надолго из-за дискуссий в законодательном органе. Иная ситуация с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы денежно-кредитного регулирования могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежную массу и процентную ставку. Второй важный аспект связан с тем, что в развитых странах эта политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе более мягкая, чем фискальная политика, и действует более тонко и поэтому кажется более приемлемой в политическом отношении.

Но есть и ряд негативных аспектов. Дорогая денежная политика, если она проводится достаточно энергично, действительно может сократить резервы коммерческих банков до уровня, когда банки вынуждены ограничивать свое кредитование. Это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может предоставить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть способность кредитовать, но она не может гарантировать, что банки действительно будут кредитовать, и предложение денег увеличится. В такой ситуации действия этой политики будут неэффективными. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов приводит к предоставлению дополнительных займов и, таким образом, к увеличению денежной массы.

Еще один негативный фактор заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию изменяться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым препятствуя или устраняя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть, когда предложение денег ограничено, скорость обращения денег имеет тенденцию к увеличению. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег во время спада, скорость денег, скорее всего, будет падать.

Другими словами, с дешевыми деньгами скорость обращения денег уменьшается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. И мы знаем, что общие расходы можно рассматривать как денежную массу, умноженную на скорость обращения денег. И, следовательно, в соответствии с политикой дешевых денег, как упоминалось выше, скорость обращения денежной массы уменьшается, и, следовательно, сокращаются общие расходы, что противоречит целям политики. Подобное явление происходит с политикой дорогих денег.

Сущность и функции Центрального банка Российской Федерации

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является государственным кредитным учреждением, наделенным правом выпускать банкноты и государственные ценные бумаги, регулировать денежное обращение, кредитные и обменные курсы, а также хранить официальный золотовалютный резерв. Это банк банков, агент правительства по обслуживанию государственного бюджета. Центральный банк Российской Федерации устанавливает норматив суммы кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Его основная задача - проводить государственную политику в области эмиссии, кредитования и денежного обращения.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как общественной организации юридически определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России»). Россия) "и другие федеральные законы. Согласно Конституции Российской Федерации, основной задачей Банка России является защита и обеспечение стабильности рубля. Основными задачами Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от государственных органов. Прибыль не входит в задачи Банка России.

Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в состав федеральных органов государственной власти и действует как специальное учреждение с исключительным правом выпускать деньги и организовывать денежное обращение. Банк России является юридическим лицом и выступает субъектом публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; Изъятие и обременение имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации также выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не зарегистрирован в налоговых органах.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает и освобождает от должности Председателя Банка России (по предложению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банк России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

Функции Центрального банка Российской Федерации

Взаимодействие с Правительством Российской Федерации, разработка и реализация единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение стабильности рубля. Монопольное осуществление эмиссии денежных средств и организация их обращения. Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования. Устанавливает правила проведения расчетов в Российской Федерации. Устанавливает правила ведения банковского учета и отчетности по операциям для банковской системы. Осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, осуществляющих их аудит. Курирует деятельность кредитных организаций. Регистрирует выпуск ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами. Осуществляет самостоятельно или от имени Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимые для выполнения его основных задач. Осуществляет валютное регулирование, в том числе сделки по купле-продаже иностранной валюты. Определяет порядок расчетов с иностранными государствами. Организует и осуществляет валютный контроль как напрямую, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации. Анализирует и прогнозирует состояние экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитные, валютно-финансовые и ценовые отношения. Публикует соответствующие материалы и статистику, а также выполняет другие функции в соответствии с федеральными законами.

Для реализации возложенных на него функций Центральный банк Российской Федерации участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предлагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику и проводят регулярные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации в отношении графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их влияния на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Направления денежно-кредитной политики Банка России

Денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный банк Российской Федерации, как правило, по двум направлениям:

Проведение экспансионистской или экспансионистской политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение суммы денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный банк делает кредиты дороже или дешевле для коммерческих банков и, соответственно, для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что приводит к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиционной и деловой активности, а также реального валового национального продукта (ВНП). Если на финансовом рынке усиливается конкуренция, а предложение денег превышает спрос на него, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег), чтобы привлечь заемщиков. Это особенно очевидно в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия к инвестициям в капитальные товары и домашним хозяйствам для покупки товаров народного потребления. На товарном рынке наблюдается рост спроса, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;

Реализация ограничительной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на повышение процентной ставки. Когда растет инфляция, Центральный банк проводит политику дорогостоящих денег, что приводит к удорожанию кредита и затрудняет его получение. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличение ставки резерва и повышение ставки дисконтирования. Высокие процентные ставки, с одной стороны, побуждают владельцев денег экономить больше денег, а с другой стороны, они ограничивают количество людей, желающих занимать деньги. В этом случае участники рынка стремятся приобрести ценные бумаги. Это направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся зарабатывать на процентах по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, привлеченными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от уровня инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены выросли, а процентная ставка остается неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесцененные деньги. По мере роста экономики, когда всем нужны деньги, процентные ставки будут расти.

Центральный банк Российской Федерации считает основной целью денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе снижение инфляции при сохранении и, возможно, ускорении роста ВВП, одновременно создавая предпосылки для сокращения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26.04.95 № 65-ФЗ), основные инструменты и методы Банка К денежно-кредитной политике России относятся:

  • Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • Процентные ставки по операциям Банка России;
  • Операции на открытом рынке;
  • Рефинансирование банков;
  • Валютное регулирование;
  • Установление ориентиров для роста денежной массы;
  • Прямые количественные ограничения.

Обязательные резервы. Политика минимальных резервов была впервые опробована в Соединенных Штатах в 1930-х годах, и сразу же после Второй мировой войны она была внедрена на практике центральными банками всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы - это депозиты коммерческих банков в центральном банке, размер которых установлен законом в определенной степени в отношении обязательств банка. Изначально практика резервного фонда была предназначена для страхования коммерческих банков. Центральный банк берет на себя функцию накопления минимального резерва, который не подлежит кредитованию.

Другая функция такого резервирования заключается в том, что, изменяя процентную долю резерва, Центральный банк влияет на объем свободных средств коммерческих банков. Во время бума, чтобы «охладить» его, Центробанк повышает резервную ставку, а во время кризиса, наоборот. Повышение нормы резервирования на 1-2 процентных пункта является эффективным средством ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцирована.

Коэффициент обязательных резервов широко используется правительством для увеличения или уменьшения свободной денежной массы. Естественно, что увеличение обязательных резервов влечет за собой уменьшение свободной денежной массы. Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в форме беспроцентных депозитов в Центральном банке.

Обязательные резервы устанавливаются в процентах от объема депозитов и различаются по размеру в зависимости от типов депозитов. Например, для срочных депозитов они ниже, чем для депозитов до востребования. В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки выделяют определенный процент от депозитов), сколько они выполняют для осуществления контрольно-регулирующих функций Центрального банка. Банк, а также для межбанковских расчетов.

Банки также могут хранить избыточные резервы - некоторые суммы превышают обязательные резервы, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки той суммы дохода, которую они могут получить, введя эти деньги в обращение. Следовательно, с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно уменьшается.

Чем выше Центральный банк устанавливает норматив обязательных резервов, тем меньше доля средств, которые коммерческие банки могут использовать для активных операций. Увеличение нормы резерва ведет к сокращению денежной массы

Ставка рефинансирования является очень мощным инструментом воздействия на нижний уровень банковской системы. Поэтому он меняется относительно редко, и его изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования. Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российской экономики.

Как известно, увеличение учетной ставки влечет за собой «удорожание» кредитов и, следовательно, уменьшение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в конфликт с другими компонентами государственной политики.

Девизные операции (валютные интервенции) - это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах обменного курса национальной валюты.

Существует три альтернативных критерия для определения эффективности валютных интервенций.

«Направление» - если направление движения валютного курса совпадает с направлением интервенции, то оно эффективно. Другими словами, если центральный банк продает или покупает валюту, то ее курс должен, соответственно, падать или расти.

«Сглаживание» - вмешательство эффективно, когда усилия ЦБ замедляют развитие тренда. Если обменный курс падает, то вмешательство должно привести к постепенному падению, а если оно увеличивается, то к торможению роста.

«Сторнирование» - интервенция эффективна, когда не только выполняется первый критерий, но и во время интервенции колебания обменного курса за предыдущий период полностью нивелируются. Происходит смена тренда или центральный банк «гребет против течения».

Доли успешных и неудачных вмешательств с января 1997 года по июль 2000 года показаны в приложении.

На основании результатов анализа можно сделать несколько выводов.

До валютного кризиса августа 1998 года Центральный банк Российской Федерации был наиболее успешным в сглаживании колебаний обменного курса (в 78% случаев) и менее успешным в поддержании рыночных тенденций (47% случаев).

После кризиса и введения плавающего курса общая эффективность валютных интервенций Банка России снизилась.

Исходя из значений третьего критерия, можно сделать вывод, что в России они не смогли «преодолеть» рынок и провести разворот тренда. При такой низкой эффективности в периоды финансовых потрясений ЦБ РФ не сможет противостоять валютному кризису исключительно посредством интервенций.

Но эти выводы никоим образом не свидетельствуют о низком профессионализме Центробанка. Международные исследования показали, что эффективны только вмешательства центральных банков США, Японии и Германии. Однако большинство центральных банков имеют небольшой успех. Например, слабое влияние валютных интервенций на курс национальной валюты отмечается в таких развитых странах, как Швеция и Канада.

Операции на открытом рынке - покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Изменяя объемы купли-продажи ценных бумаг и уровень цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может гибко и быстро влиять на кредитную деятельность коммерческих банков. Операции на открытом рынке являются третьим способом контроля над денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и сложен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежно-кредитного регулирования включает покупку и продажу государственных ценных бумаг Центральным банком (обычно на вторичном рынке, поскольку деятельность Центрального банка на первичных рынках запрещена или ограничена законом во многих странах). Чаще всего это краткосрочные государственные облигации.

Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном банке для таких операций) соответственно дополнительных «мощных денег» входит в банковскую систему, и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы ... Масштабы расширения будут зависеть от того, в какой пропорции увеличение денежной массы будет направлено на денежные средства и депозиты: чем больше средств поступит в наличные, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс идет в обратном направлении.

Таким образом, влияя на денежную базу посредством операций на открытом рынке, Центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике.

Другим классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, то есть установка процентной ставки по кредитам, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки обеспечивают Центральный банк платежными обязательствами - векселями. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих сторон, которыми владеют банки. Центральный банк покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от Центрального банка, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита - процентная ставка - должна быть выше учетной ставки, иначе коммерческие банки будут убыточными. Поэтому, если ЦБ поднимает учетную ставку, это приводит к увеличению стоимости кредитов для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению заимствований и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, Центральный банк имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.

Особенности денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации на современном этапе

Современная правовая база регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком Российской Федерации

Банковская система Российской Федерации является двухуровневой и включает в себя Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и кредитные учреждения.

В то же время кредитная организация является юридическим лицом, которое с целью получения прибыли в качестве основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) от Центрального банка Российской Федерации имеет право на осуществлять банковские операции. Кредитная организация формируется на основе любого имущества как субъекта хозяйствования.

Кредитные организации подразделяются на банки, которые осуществляют весь спектр банковских операций, и небанковские кредитные организации, которые имеют право проводить определенные банковские операции.

Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и его наименования.

Деятельность Центрального банка Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Правовой статус Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются исходя из того, что, с одной стороны, Центральный банк Российской Федерации наделен широкими полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российская Федерация, а с другой стороны, является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

Банк России контролирует деятельность кредитных организаций и принимает необходимые меры для защиты интересов вкладчиков.

Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции:

  • Программа банковской деятельности, распространяющая на нее правовой режим предпринимательства и устанавливающая свободу движения капитала и финансовых услуг;
  • Установить минимальные гарантии прав и интересов участников банковских правоотношений, которые не могут быть ограничены специальными банковскими правилами;
  • Создать основу для единого банковского правового регулирования, установив, что правовые основы единого рыночного, финансового, валютного, кредитного регулирования и эмиссии денег находятся в компетенции Российской Федерации.

Банк России независим в пределах своих полномочий; следовательно, федеральные органы власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента Российской Федерации.

Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

Он вправе обратиться в суд с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В суде и в арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных органов и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.

Банк России имеет двойную правовую природу: с одной стороны, он является государственным органом специальной компетенции, управляющим денежной системой, а с другой - юридическим лицом и может заключать гражданские сделки с российскими и зарубежными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.

Таким образом, в рамках своей правоспособности Центральный банк Российской Федерации наделен правом осуществлять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации, представительными и исполнительными органами власти Российской Федерации. субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, воинские части и военнослужащие. Банк России не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Банк России ведет банковские счета для учета бюджетных средств и выступает в качестве генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (статья 155, пункт 2.3).

Задачами Банка России как органа управления денежной системой являются:

  • защита и обеспечение стабильности рубля, включая его покупательную способность и обменный курс по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является целью Банка России.

В соответствии с целями, поставленными перед Центральным банком Российской Федерации, его основные задачи также можно выделить, хотя они не указаны в Законе Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

К основным задачам Центрального банка Российской Федерации относятся следующие;

  • активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики Правительства РФ;
  • комплексное сдерживание инфляционных процессов в стране;
  • сокращение дефицита бюджета;
  • поддержание стабильного денежного обращения;
  • обеспечение стабильности курса рубля как государственной валюты;
  • обеспечение государственного фонда валютных резервов;
  • расширение кредитования коммерческих банков, в основном за счет средств эмиссионного фонда;
  • расширение возможностей для кредитования без выбросов и покрытия дефицита бюджета на разных уровнях государственной системы;
  • максимальное использование методов денежно-кредитного управления банковской системой.

Исходя из поставленных целей, Банк России выполняет следующие функции:

  • в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации разрабатывает и реализует единую государственную кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение стабильности рубля;
  • монополистически выпускает денежные средства и организует их обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • устанавливает правила расчетов в Российской Федерации;
  • устанавливает правила ведения банковских операций, учета и отчетности для банковской системы;
  • осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, вовлеченных в их аудит;
  • контролирует деятельность кредитных организаций;
  • регистрирует выпуск ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • самостоятельно или от имени Правительства Российской Федерации осуществляет все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
  • осуществляет валютное регулирование, в том числе сделки по купле-продаже иностранной валюты;
  • определяет порядок расчетов с иностранными государствами;
  • организует и осуществляет валютный контроль как напрямую, так и через уполномоченные банки;
  • участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса России и др.

Для реализации своих функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации. Министр финансов Российской Федерации и министр экономики Российской Федерации или от их имени и от одного из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предлагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику и проводят регулярные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации в отношении графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их влияния на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

В целях совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации при Банке России создается Национальный банковский совет, в состав которого входят представители палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Российская Федерация, Банк России, кредитные организации, а также эксперты.

Национальный банковский совет выполняет следующие функции:

  • рассматривается концепция совершенствования банковской системы Российской Федерации;
  • рассматривает проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, валютного регулирования и политики валютного контроля, дает заключения по ним и анализирует результаты их реализации;
  • проводит экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в сфере банковского дела;
  • рассматривает наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций;
  • участвует в разработке основных принципов организации системы расчетов в Российской Федерации.

Состояние и перспективы развития денежной системы в России

Правовая основа функционирования денежной системы в России определяется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-Ф3:

  • официальной валютой в нашей стране является рубль;
  • соотношение между рублем и золотом не установлено законом, а курс рубля по отношению к иностранной валюте определяется Центральным банком Российской Федерации;
  • Банк России имеет исключительное право выпускать денежные средства, организовывать их обращение и изъятие на территории Российской Федерации; он отвечает за состояние денежного обращения в целях поддержания нормальной экономической активности в стране;
  • виды денег, имеющие законную силу платежа, - это банкноты и металлические монеты, обеспеченные всеми активами Банка России, включая золотовалютные резервы, государственные ценные бумаги и резервы кредитных организаций, хранящиеся на счетах в Центральном банке Российской Федерации. Федерации;
  • образцы банкнот и монет одобрены Банком России;
  • наличные и безналичные деньги действуют на территории России.

Для организации денежного обращения на территории Российской Федерации Банк России имеет следующие обязательства:

  • прогнозирование и организация производства, транспортировки и хранения банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, транспортировки и инкассации денежных средств для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности банкнот и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
  • определение порядка проведения кассовых операций.

Регулирование денежного обращения, навязанное Банку России, осуществляется с помощью общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и операций на открытом рынке.

Для осуществления эмиссионного и кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных учреждений и предприятий в основных территориальных отделах Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются револьверные кассы для приема и выдачи наличных и резервных фондов для кассовых билетов и монет.

Резервные фонды банкнот и монет представляют собой запасы невыпущенных банкнот и монет в хранилищах Центрального банка. Эти средства создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их стоимость исходя из размера оборотного фонда, объема денежного обращения, условий хранения.

В 2012 году Банк России проводит денежно-кредитную политику на фоне сохраняющейся неопределенности в развитии внешнеэкономической ситуации, которая влияет на российскую экономику, стремясь найти баланс между рисками ускорения инфляции и замедления экономического роста. Основным источником увеличения денежной массы в 2012 году стал рост рефинансирования кредитных организаций Банком России, что способствовало повышению эффективности денежно-кредитной политики. Принимаемые Банком России в этом году меры по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики были направлены на снижение волатильности ставок денежного рынка. В целях развития и повышения ликвидности российского фондового рынка Банк России совместно с Министерством финансов России в феврале 2012 года принял ряд мер по либерализации рынка государственных ценных бумаг и консолидации биржевой инфраструктуры. Эти меры включали передачу вторичного обращения государственных ценных бумаг на фондовую биржу, а также на внебиржевой рынок.

Рост кредитования экономики явился основным источником увеличения широкой денежной массы в январе-сентябре 2012 года. В то же время значительное сдерживающее влияние на динамику денежной массы в этот период оказало уменьшение чистые требования к государственным органам со стороны Банка России. Определенный вклад в рост денежной массы внесло увеличение чистых внешних активов Банка России, но значение этого источника для динамики денежной массы постепенно уменьшается. Темп роста задолженности по кредитам нефинансовым организациям в рублях и в иностранной валюте (в рублевом выражении) в январе-сентябре 2012 года составил 10,1% (18,6% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года). В годовом выражении объем этой задолженности по состоянию на 1 октября 2012 года увеличился на 16,9%.

Задолженность по кредитам физическим лицам в рублях и в иностранной валюте (в рублевом выражении) в январе-сентябре 2012 года увеличилась на 29,3% (за аналогичный период 2011 года - на 24,0%). По состоянию на 1.10.2012 г. эта задолженность по сравнению с аналогичной датой 2011 г. увеличилась на 41,7%. Банки особенно интенсивно наращивали потребительское и ипотечное кредитование. В январе-сентябре 2012 года объем просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям увеличился на 15,8% (за аналогичный период 2011 года - на 12,8%), по кредитам физическим лицам - на 9,2% (на 6,7%). Тем не менее, из-за более интенсивного роста кредитных портфелей этих категорий заемщиков доля просроченных корпоративных кредитов в их общем объеме сократилась с 5,0% на 1 октября 2011 года до 4,9% на 1 октября 2012 года, и розничные кредиты - с 5,9 до 4,4% соответственно.

На фоне напряженной ситуации на мировых финансовых рынках и продолжающегося замедления динамики банковских депозитов возрастает роль операций рефинансирования в формировании пассивов банковской системы.

Вывод:

Денежно-кредитная политика призвана помочь установить общий уровень производства в экономике, характеризующийся полной занятостью и отсутствием инфляции.

Основные задачи, стоящие перед всеми центральными банками, заключаются в поддержании покупательной способности национальной валюты и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Монетарное регулирование, осуществляемое центральным банком Российской Федерации, являясь одним из компонентов экономической политики государства, в то же время позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностью быстрой корректировки мер регулирования.

Основным видом деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.

Одним из важнейших направлений деятельности центрального банка является рефинансирование кредитных и банковских учреждений, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования центрального банка включает предоставление кредитов под векселя и ломбардные кредиты, то есть заимствование на краткосрочной и среднесрочной основе. Чтобы повысить уровень ликвидности банковских учреждений, центральные банки рефинансируют их с различной степенью интенсивности. В то же время, только стабильные банковские учреждения, испытывающие временные трудности, могут использовать кредиты рефинансирования. При проведении денежно-кредитной политики наиболее важными активами Федеральных резервных банков являются ценные бумаги и кредиты коммерческим банкам.

Денежно-кредитная политика осуществляется через сложную цепочку причинно-следственных связей: политические решения влияют на резервы коммерческих банков; изменение резервов влияет на денежную массу; изменение денежной массы меняет процентную ставку; изменение процентной ставки влияет на уровень инвестиций и цен.

Преимуществами денежно-кредитной политики являются гибкость и политическая приемлемость. Денежные власти сталкиваются с дилеммой - они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не оба. При определенных условиях может возникнуть альтернатива - использовать монетарную политику для влияния на стоимость доллара и, таким образом, для устранения торговых дисбалансов или использовать монетарную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.

Сегодня направления денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть, а при высоких ценах на нефть (которые мы имеем сегодня) Россия не только не победит, но и столкнется с очень трудными проблемами. Центральный банк не сможет скупать всю дополнительную валюту, которая будет въезжать в страну без превышения допустимого уровня увеличения денежной массы. Изъятие средств за счет увеличения предложения облигаций чревато повышением процентной ставки, что, в свою очередь, приведет к еще большему притоку средств в страну. И нет необходимости полагаться на возможности бюджета по стерилизации, поскольку власти, как правило, увеличивают государственные расходы при получении дополнительных средств. Это означает либо высокую инфляцию, либо значительное укрепление рубля.

Что необходимо, чтобы лучше вписаться в международную систему расчетов, в международные финансовые потоки? Банковская система России должна быть улучшена. Улучшение в первую очередь необходимо в области банковского надзора, чтобы повысить надежность банковских выписок путем применения суровых санкций и других санкций к кредитным организациям, которые умышленно искажают их отчеты.

Когда речь идет об отделении надзорных функций от мандата Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это будет целесообразно в будущем, но сегодня это лишь ослабляет, а не укрепляет возможности, которые имеет государство контролировать банковскую систему.

Второе, на мой взгляд, важное направление - это сближение российской системы банковского учета с международными стандартами банковской отчетности.

В настоящее время существующие различия просто фантастические и порождают непрозрачность и недоверие к банковской отчетности. На официальном сайте Центрального банка Российской Федерации могут публиковаться взаимоисключающие данные, что ставит под сомнение достоверность банковских выписок. Эта ситуация делает объективный анализ невозможным.

Сейчас мы все еще находимся в самом начале пути к эффективному финансовому посредничеству, мы просто приобретаем банковскую систему, которая должна реагировать на финансовые потребности растущей экономики, которые уже достаточно остры и требуют деятельности финансовых посредников.