Гендерные особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 26.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности коррекции нарушений игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте
Сюжетно-ролевая игра как фактор развития произвольной памяти у дошкольников
Влияние уровня тревожности на социометрический статус младших школьников
Влияние возрастного фактора на мотивацию рождения ребенка


Введение:

Актуальность исследования характеризуется тем, что детство - это особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, его вхождение в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, моральных правил и моделей социальной жизни развивается ее социальная компетентность - способность оценивать свои действия и эффективно взаимодействовать с другими. Старший дошкольный возраст характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребенка со взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать шаблонам адекватного поведения, быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.

Анализ практики дошкольных образовательных учреждений показывает, что воспитание мальчиков и девочек сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных потребностей общества. Попытки воспитания мальчиков и девочек в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно эффективны, поскольку накопленный ценный опыт полового воспитания игнорируется, упрощается или не учитывает реалии жизни, современный социальный контекст; дошкольникам не дают представления о вариативности гендерно-ролевого поведения, не формируются навыки для освоения мужских и женских ролей, методов саморегуляции гендерных ролей и связанной с ними тревоги.

Отсутствие коммуникативных способностей в детстве негативно сказывается на дальнейшей социализации взрослого. На современном этапе развития общества была выявлена ​​тенденция к росту негативных и разрушительных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность), которые берут свое начало в дошкольном детстве. В связи с этим тема развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей и родительско-детских отношений старших дошкольников является актуальной и практически значимой проблемой, которая обусловила выбор представленных работай.

Целью данного исследования является изучение гендерных особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста на основе анализа учебно-периодической литературы.

Объект исследования - дошкольники старшего возраста.

Предметом исследования являются гендерные особенности межличностных отношений.

Для достижения этой цели необходимо решить такие проблемы, как:

  • характеристика гендерных особенностей дошкольников;
  • анализ межличностных отношений дошкольников и их развитие;
  • выявление особенностей развития дошкольников в современных условиях;
  • Описание факторов социализации в гендерном образовании дошкольников.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Теоретические вопросы межличностных отношений и гендерные особенности дошкольников

Гендерные особенности дошкольников

Появление термина «пол» как научной категории связано с именем американского психоаналитика Роберта Столлера, который предложил в 1958 году использовать эту концепцию для обозначения двойственной природы человеческого пола - биологического и социокультурного. Пол (англ. Gender, от лат. Gens - пол) - социальный пол, социально определенные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических гендерных различий, а от социальной организации общества. Секс (sex) - это система биологических свойств, которые отличают мужчину от женщины. Пол и большинство биологических признаков являются результатом генов, введенных отцовской спермой и материнским яйцом при зачатии, то есть при формировании новой клетки. Весь генетический материал содержится в 23 парах хромосом, которые находятся в этой новой клетке. Сперма и яйцеклетка передают генетическую информацию одному из каждой пары генов.

Разница в хромосомах служит переключателем в самом начале существования зародыша, так или иначе направляющего физическое развитие организма. Механизмы дальнейшего развития для обоих полов активируются позже, по достижении половой зрелости. Средний возраст полового созревания в промышленно развитых странах составляет 12 лет. Мальчики созревают сексуально несколько позже, чем девочки. В филогенезе мужской пол играет главную роль в изменениях, а женский - в поддержании популяции. В онтогенезе, напротив, мужчины более жесткие и независимые от окружающей среды, в то время как женщины более изменчивы, пластичны и более восприимчивы к обучению. Скорость реакции самок, их адаптивность (пластичность) в онтогенезе, по всем признакам, несколько шире, чем у самцов. Из-за разной скорости реакции женщины обладают более высокими способностями к обучению, воспитанию, конформности, а мужчины - находчивостью, сообразительностью, сообразительностью (поиск). Поэтому новые задачи, которые решаются впервые, с максимальными требованиями к новизне и минимальными требованиями к совершенству, лучше всего решаются мужчинами, а знакомые задачи с минимумом новизны и максимальным совершенством, наоборот, являются женщинами. В психологии и сексологии пол используется в широком смысле, подразумевая любые психологические или поведенческие свойства, связанные с мужественностью и женственностью, предположительно отличающие мужчин от женщин.

В более узком и строгом смысле гендер означает «социальный пол», социально определенные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических гендерных различий, а от социальной организации общества. Биологический пол - это данность, а пол - это достигнутый социальный статус, который связан с выполнением определенных социальных ролей. Пол формируется у человека к пяти годам, а затем обогащается только содержанием репертуара ролей, воспроизводится и усиливается.

Проблемы секса изучались философами, историками, этнографами, врачами и педагогами с древних времен. П. Блонский считал, что детские вопросы о происхождении человека не являются сексуальными. Эти вопросы следует рассматривать как обще познавательные, поскольку они основаны не на сексуальном, а на обычном исследовательском интересе к явлениям жизни. Вопросы пола и происхождения человека приобретают сексуальный оттенок в результате неумелых неграмотных объяснений учителя ребенку.

Для нормального, полноценного развития девочек и мальчиков дошкольного возраста П.П. Блонский считал необходимым, чтобы родители и учителя соблюдали следующие педагогические условия:

  • осторожное сексуальное поведение взрослых в присутствии ребенка;
  • установление надлежащего присмотра за детьми;
  • организации, защищающие детей от сексуальной агрессии;
  • Половое воспитание дошкольников направлено на решение педагогических задач: стимулирование развития внутреннего мира ребенка, его чувств, эмоций, мотивации, интеллектуальных, эмоциональных, активных и других сферах деятельности ребенка.

С появлением произведений З. Фрейда, А. Молля, П. Блонского, Э. Аркина само представление о ребенке меняется. Ребенок начинает восприниматься не как взрослый в миниатюре, а как особый биопсихический индивид. При организации обучения мальчиков и девочек они начинают учитывать их возраст, пол и индивидуальные особенности.

Е.А. Аркин классифицирует разнообразные проявления сексуальности у дошкольников. Исследователь включает ненормативную лексику, непристойные рисунки, подглядывание при обнажении, мочеиспускание и дефекацию, чрезмерную нежность, «обижают» людей другого пола, издевательства, желание причинить боль другим или испытывать боль самим себе, к кругу сексуальных проявлений у детей.

В настоящее время эти проявления считаются условно сексуальными. Так, например, Д.Н. Исаев и В.Е. Каган отметил, что их классификацию как сексуальной по отношению к дошкольному возрасту следует проводить с осторожностью, чем больше, тем младше ребенок.

Л.В. Штылева, критикуя узость подхода к половому воспитанию в начале двадцатого века, отметила, что «мы строим половое воспитание детей, как будто мы готовим их к безбрачию, что нам не должно быть стыдно опускать глаза на Слово сексуальность или притворяться, что ребенка не существует, и попытаться исследовать его проявления, чтобы помочь мальчикам и девочкам научиться саморегулировать свои чувства и поведение».

Значительный вклад в развитие идеи воспитания детей в зависимости от их пола внес А.С. Макаренко работает «Лекции для родителей», «Половое воспитание». Вице-адмирал Сухомлинский разработал систему игр для детей, которые способствуют образованию. Мальчики / девочки имеют мужские / женские черты. Однако позиции выдающихся российских психологов и педагогов, отстаивающих необходимость дифференцированного подхода к воспитанию и обучению юношей и девушек с раннего детства (П.П. Блонский, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, М.М. Рубинштейн и др.) Не сделали получить должное внимание

И только в 60-х годах ХХ века. Российские ученые снова возвращаются к вопросу воспитания детей по признаку пола. Предпринимаются попытки проанализировать взаимосвязь между биологическим и социальным в решении проблемы полового воспитания детей. ЯВЛЯЕТСЯ. Кон, А.Г. Хрипкова и другие ученые-биологи у человека рассматриваются в связи с социальными условиями жизни ребенка.

С середины 70-х годов проблеме воспитания с учетом специфики гендерных различий посвящено до полутора тысяч публикаций (В.С. Агеев, В.Е. Каган, И. Кон, А.В. Мудрик, Т.А.). , Репин, С. Бём, М. Мид и другие).

Конец 80-х и 90-х годов. характеризуется как период поиска нового контента и постановки новых задач по воспитанию девочек / мальчиков в социальном контексте. Причинами появления этой тенденции были: новые социальные условия общественной жизни, разрушение традиционной системы гендерных ролей и соответствующих культурных стереотипов, переход от строгих стандартов мужественности к гибким партнерским отношениям, изменение внешних запретов со стороны потребность в саморегуляции полоролевого поведения и способность противостоять негативным социальным явлениям.

Изменения в обществе потребовали поиска новых подходов к образованию детей дошкольного возраста с учетом возраста и пола, индивидуальных особенностей детей в социальном контексте, непреднамеренных социальных воздействий на развитие детей дошкольного возраста, способствующих оптимизации процесса гендерной социализации. , Это привело к изменению методологических подходов к воспитанию подрастающего поколения, выдвинуло новые проблемы для исследователей и практиков. Гендерный подход в педагогике сегодня рассматривается как одна из важных составляющих личностного (индивидуального) подхода к образованию и обучению, условие создания благоприятной среды для всестороннего развития личности и реализации ее естественного потенциала. В недавних исследованиях (И.С. Клецина, О.А. Константинова, А.В. Мудрик, Л.В. Попова, М.Л. Сабунаева, Е.С. Сахарчук, Л.В. Штылева, Л.И. Столярчук) проблема гендерных различий в рамках социализации личности рассматривается с точки зрения гендерного подхода.

Межличностные отношения дошкольников и их развитие

По словам Д.Б. Эльконина, «... первым из первых условий жизни человека является другой человек. Отношение к другому человеку, к людям - это основная ткань человеческой жизни, ее ядро. «Сердце» человека соткано из его отношений с другими людьми; они связаны с основным содержанием психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека».

Межличностные отношения - это совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения в основном основаны на отношениях, которые существуют между членами общества из-за различных типов общения. Это в дошкольные годы, как специальные исследования А.Н. Леонтьев Л.И. Божович это первые отношения между детьми.

Детский сад - это первичная социально-психологическая общность, первое «детское общество», которое наряду с семьей оказывает решающее влияние на формирование личности дошкольника. Формирование личности в группе во многом зависит от того, какие отношения развиваются между ее членами. Исследования этой проблемы проводились Спиваковской, Божовичем, Лисиной. Малая группа определяется как самый простой тип социальной группы с прямыми личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, конкретными ценностями и нормами поведения; формируются во всех сферах жизни и оказывают важное влияние на развитие личности.

Небольшие группы делятся на:

  • формальный (отношения регулируются формально установленными правилами).
  • неформальный (вытекающий из личных симпатий).

Рассмотрим специфику небольшой группы детского сада. Группа детских садов, с одной стороны, представляет собой социально-педагогический феномен, который развивается под влиянием воспитателей, которые ставят социально значимые задачи для этой группы. С другой стороны, благодаря существующим внутригрупповым процессам в нем есть зачатки саморегуляции. Будучи своего рода малой группой, группа детского сада является генетически самой ранней стадией социальной организации, где у ребенка развиваются общение и различные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для формирования его личности.

В дошкольном возрасте сфера общения ребенка и сверстника интенсивно развивается. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте сфера общения со сверстниками уступает в плане влияния на умственное развитие детей в сфере общения со взрослыми.

Общение дошкольника со сверстником способствует формированию многих качеств психики и личности ребенка:

  • когнитивная и социальная децентрация (Дж. Пиаже);
  • выступления (А.Г. Рузская);
  • моральная саморегуляция (С.Г. Якобсон);
  • самосознание и самооценка (А.В. Запорожец).

Согласно концепции генезиса общения, М.И. Лисиной, общение ребенка со взрослым и со сверстниками имеет общий характер потребностей и общий «продукт», представляющий собой образ себя и другого. В то же время общение со сверстниками имеет особые особенности, которые оказывают существенное влияние на формирование у ребенка самосознания и отношения к другим людям (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, А.И. Сильвестру и др.). Благодаря эмоциональному богатству, непринужденному расслабленному характеру, общение с равными партнерами создает благоприятные условия для обучения детей своим способностям, свободно раскрывая творческое, оригинальное начало.

Общение с другими детьми помогает дошкольнику лучше различать, как мы уже говорили выше, и осознать себя, обрести инициативу и независимость. Таким образом, можно предположить, что присутствие и участие сверстников способствует осознанию их поведения и, соответственно, помогает контролировать его, что является необходимым условием для формирования межличностных отношений. Воспитание правильных отношений между детьми, основанное на принципах гуманизма, является особой задачей учителя в работе с этой возрастной группой. Формирование отношений между детьми основано на взаимных симпатиях детей, их привязанности к детскому саду, умении оценивать поведение сверстников и свое собственное.

Чтобы правильно судить о характере отношений, которые развиваются между детьми в группе детского сада, учитель должен постоянно контролировать общение детей в игре и другие виды совместной деятельности. Наблюдения позволяют ему судить об авторитете конкретного ребенка, выявлять организаторов и неактивных детей, понимать, на каком основании создаются детские ассоциации, что побуждает детей быть их участниками. Необходимо поощрять развитие ассоциаций с гуманным и справедливым характером отношений между детьми и, наоборот, показывать непривлекательность неравных отношений. Установлению доброжелательных отношений способствует способность детей общаться, общаться друг с другом. На примере взрослого общения решающее влияние на детей оказывает. Полезно обратить внимание детей на то, как взрослые дружелюбны, любезно разговаривают друг с другом, чтобы побудить их также общаться друг с другом. Воспитывая дружеские отношения между детьми и детьми, важно во время игр и других мероприятий привлечь их внимание к интересам и потребностям сверстников поблизости. Необходимо воспитывать у детей желание помочь своим сверстникам, поделиться с ними, ответить на его просьбу.

Вы можете развить межличностное отношение детей, используя следующие игры:

«Хвосты».

Цель: развить у детей умение общаться со сверстниками.

Описание игры: Пригласите в игру нескольких детей, предпочтительно 4-5 участников, каждый из которых связан веревкой 2/3, выходящей наружу в виде «хвоста». Задача участников - собрать как можно больше «хвостов» соперников и сохранить их «хвост». Обязательно предупредите детей, что нельзя толкать и драться. Руки могут касаться только хвостов; тот, кто спас свой «хвост» и собрал большинство «хвостов» других участников, побеждает.

«Менял».

Цель: игра учит детей взаимодействовать с другими людьми, используя невербальные средства общения.

Описание игры: Все дети стоят в кругу, каждый держит какую-то игрушку. Водитель стоит спиной к игрокам и громко считает до десяти. За это время игроки меняют игрушки. Все действия выполняются молча. Водитель входит в круг, его задача - угадать, кто с кем обменивается игрушками.

Я среди других: игры, в которых ребенок учится через отношения с другими.

«Отпечатки».

Разведите краску или гуашь на подносе. Прижмите ладонь ребенка к краске и сделайте отпечаток на бумаге. Далее написать имя ребенка. Пусть другие дети делают то же самое. Рассмотрим полученные отпечатки, обратите внимание, что все они разные. Обсудите с детьми: чем они отличаются? Какая форма рисунка? Как еще люди отличаются друг от друга (волосы, глаза).

Практические вопросы межличностных отношений и гендерные особенности дошкольников

Особенности развития дошкольников в современных условиях

Дети, родившиеся в конце XX-начале XXI века, растут в иных экономических, социальных и культурных реалиях, чем росли старшие поколения. Существенное изменение в содержании детской жизни отмечают детские психологи и учителя практически всех экономически развитых стран, а в США, Японии, Германии и Великобритании эти тенденции появились еще в середине прошлого века. Авторы различных психологических и социологических исследований с тревогой обсуждают происходящее буквально на наших глазах разрушение традиционных форм детской жизни - исчезновение так называемого детского сообщества, растущий приоритет раннего обучения в ущерб свободной детской игре , развал самой игры.

Так, например, уже в конце 40-х годов прошлого века психологи и педагоги в США отмечали тревожную тенденцию «побуждать играть» у дошкольников, живущих в крупных промышленных городах, о потере многих видов игр, в которых дети изучали современные профессии, обычаи, идеи. Основной причиной этих изменений в жизни детей считалось появление так называемой индустриальной культуры, сопровождающей тесные и многолюдные условия городской жизни, а также реформа образования, которая «снизила» начало систематического образования детей. дети в дошкольном возрасте.

Чуть позже такая же проблема была обнаружена в стране с другими культурными традициями - Японии. Профессор Тору Аричи, глава группы социологов, изучавших семейные отношения в Японии в конце 70-х годов 20-го века, пишет: «Самое большое различие между детьми наших дней и детьми прошлого состоит в том, что у современных детей есть дети. потеряли свои веселые игры. А игры для детей - это занятие, без которого они не могут обойтись; игры для детей - это, по сути, сама жизнь ... Огромный поток населения из деревень в города, который произошел в связи с ускоренным ростом промышленного производства, привел к концентрации и скоплению населения в городах. Строительство предприятий и других зданий крупных фирм сопровождалось изъятием у детей бесплатной земли, полей и улиц и закрытием доступа детей к таким благам природы, как горы, реки и море. Утрата общения детей с природой обнищала их жизнь. Таким образом, ситуации стали частыми, когда дети ... ограничиваются только играми в своих домах. »

Основным фактором современной цивилизации, который оказывает огромное влияние на содержание современного детства, является быстрый рост новых технологий, прежде всего информационных технологий. Передовые информационные технологии, позволяющие людям выполнять практически все социальные функции, не вступая в личные контакты, привели к значительным изменениям в одной из важнейших областей человеческой жизни - коммуникативной. Возможности электронного общения поистине безграничны: они могут заменить живое общение, культурные и развлекательные поездки в кино, театр, музей, позволяя получать любую информацию, не выходя из дома или даже делая покупки.

Социальные сети, такие как «Одноклассники» или «Вконтакте», позволяют в любой момент связаться со всеми своими друзьями, поделиться с ними новостями, обменяться информацией, даже найти друзей детства и рассказать им о превратностях или достижениях вашей жизни. Совершенно не обязательно посещать или приглашать на свое место: вы можете общаться из первых рук через веб-камеру и специальную компьютерную программу. Новая коммуникационная среда современного общества создала собственную систему ценностей, выдвинула свои приоритеты, сформировала его интересы и способы взаимодействия людей. Это расширяет возможности человека и одновременно ограничивает проявление его способностей. Некоторые авторы выбирают достаточно узкий и часто предвзятый подход к проблеме глобализации современного детства. Они сосредоточены на том, что теряется «в стремлении использовать западные модели для выражения новой реальности российской жизни», на так называемом «забивании» традиционной детской культуры импортными товарами, даже требуют законодательных мер для защиты психического и психического здоровья. Духовное здоровье русских детей от разлагающего воздействия игрушек, чуждых их врожденным архетипическим моделям восприятия.

Наивно и безнадежно бороться с такими заклинаниями против глобальных экономических, социальных и культурных процессов, охвативших весь мир и оказывающих неоднозначное влияние на молодое поколение. Очевидные изменения в содержании жизни детей требуют серьезного психологического анализа, который позволит нам понять развивающийся потенциал социокультурных и цивилизационных условий современного мира.

Рассмотрим психологические особенности современных дошкольников. Наряду с определенными преимуществами современных детей перед сверстниками прошлых лет, их очевидной технической ловкостью, способностью понимать язык современных технологий, быстрой адаптацией к меняющимся условиям, нельзя не заметить потерь, которые они заплатили за достижение научных достижений. и технический прогресс. Многочисленные исследования показали, что уровень психологической зрелости современных дошкольников на пороге школы заметно ниже уровня, достигнутого их сверстниками 30 лет назад. Значительная часть детей, поступающих в школу, не достигает необходимого социального стандарта для первоклассника. По-видимому, мы имеем дело со сложной проблемой, связанной с тем, что все обстоятельства жизни современного дошкольника создают модель социализации, которая не совпадает с моделью социализации, определенной школой как социальным институтом. Сегодня существует два почти противоположных мнения о том, что такое современный дошкольник. Наше исследование, в котором приняли участие воспитатели детских садов, учителя начальных классов и родители, позволило составить обобщенный «педагогический» портрет современного дошкольника, увидеть и проанализировать сильные и слабые стороны социальной ситуации, в которой он развивается.

Родители и учителя, работающие с дошкольниками, считают, что современные дети в своем развитии намного опережают своих сверстников предыдущих лет (88,9% респондентов говорят об этом). Они могут легко управлять сложными техническими устройствами, такими как компьютер, мобильный телефон, домашняя бытовая электроника (так считают 44,4% воспитателей детских садов и 23% родителей).

Дети обладают обширными знаниями о различных аспектах взрослой жизни, смотрят множество телевизионных и видеофильмов и имеют опыт поездок с родителями в другие города и страны, зачастую более богатые, чем многие взрослые. Конечно, они не очень заинтересованы в ролевых играх, но могут ли эти простые игры конкурировать в своих развлечениях с компьютерными играми, которые могут предложить ребенку любой сюжет и все мыслимые и немыслимые аксессуары для его реализации? Сегодня дети намного раньше, чем раньше, знакомятся с основами грамотности - чтением, письмом, счетом. Для двухлетних детей нетерпеливые родители покупают азбуку и вешают алфавит на картины на стене. В каждом доме есть развивающие и полезные игры и игрушки, и, начиная с 4-5 лет, дети начинают интенсивно готовиться к школе.

Большинство шестилетних знают буквы и цифры, умеют читать слоги, писать печатными буквами и делать простые вычисления. Для сравнения: 40-50 лет назад большинство семилетних детей ходили в школу практически неграмотно, что, однако, не мешало им успешно усваивать учебную программу. Сегодня их внуки знают и легко делают то, что сами недавно освоили, и с большим трудом, например, умеют пользоваться электронным оборудованием.

Разнообразные электронные устройства, в том числе игрушки, окружают современных детей с рождения, и они начинают использовать их так же легко и естественно, как современные взрослые научились пользоваться электрическими приборами за один раз. Взрослым сложно овладеть особым языком, на котором «общается» электроника, и дети усваивают его органично, одновременно со всем словарным запасом своего современного языка. Все это дает взрослым повод утверждать, что современные дети развиваются намного быстрее, чем их сверстники во второй половине двадцатого века, у них разные интересы и потребности, другие возможности и способности.

На вопрос "Как вы думаете, чем современные дети отличаются от вас в том же возрасте?" Подавляющее большинство родителей ответили, что сегодняшние дети умнее, быстрее, более развиты, все они быстро схватывают, расслабляются, лучше адаптируются к современной жизни. Иногда встречаются такие заявления восхищенных родителей: «Они космические: очень умные, вне лет». Одним словом, все сказанное выше соответствует фразе, ставшей сегодня обычной для детей: «Дети сейчас совершенно другие». И это, несомненно, правда. Принципиальное значение имеет модальность этого утверждения. В устах родителей и учителей дошкольных учреждений эта фраза больше напоминает похвалу современному ребенку, который справляется с таким потоком информации, что не каждый взрослый будет терпеть.

Основным видом деятельности, обеспечивающим наилучшие условия для развития воображения, является детская игра во всех ее разновидностях и видах. Однако сегодня почти все психологи и педагоги отмечают значительное снижение игровой активности детей и более низкий уровень развития их игровой активности по сравнению с нормами второй половины двадцатого века. Что поддерживает врожденное желание детей, возникающее в определенном возрасте как насущная потребность в детстве? Только ли социальная мотивация, то есть желание приблизиться к недоступному миру взрослых, делает игру ведущей деятельностью дошкольного возраста, которая создает наилучшие условия для психического и личностного развития ребенка? По-видимому, для этого игра должна отвечать не столько исторически изменчивым социальным мотивам, сколько конкретной задаче психического развития ребенка на данном возрастном этапе, чувствительности этого периода жизни к развитию определенной психической функции.

Это, в свою очередь, определяется как общим уровнем психического развития ребенка, так и актуальностью этой психологической способности в конкретных культурных условиях. Одной из причин снижения роли сюжетной игры в жизни современных детей стало развитие игрушки, которая приблизила ее к реальным объектам мира и тем самым лишила игру права на создание воображаемого ситуация. Игрушки воплощают в себе все, что есть в реальной жизни, и все, что изобретено только людьми, но на самом деле не существует. То, что не может быть воссоздано в предметной игрушке, легко моделируется компьютером: самолет, межпланетный корабль, гоночный автомобиль, городские улицы, даже семейная жизнь и древняя цивилизация.

Чтобы почувствовать себя командиром космического корабля, теперь вам не нужно включать всю силу воображения и использовать все имеющиеся знания: игрушечный симулятор предложит такую ​​«реальность» событий и ситуаций, которая не под силу воображения любого ребенка. Вопрос в том, нужен ли такой реализм для полноценной игры? Традиционная игрушка всегда допускала возможность ее переменного использования ребенком. Этому способствовали, прежде всего, его открытость и определенная условность, неполное соответствие реальным объектам окружающего мира. Воображение ребенка превратит обычную кукольную девочку в младенца, взрослого ребенка и даже в невесту - все зависит от сюжета игры. Игра «в магазине», оснащенная только примитивными весами, открывает простор для воображения детей о том, что из имеющихся средств можно использовать как товары, упаковку, деньги и т. д. Напротив, она полностью Оснащенные весами, кассовым аппаратом, монетами «Продукты», фартуком и другими торговыми атрибутами «Прилавок», купленные для детского сада, оказались практически невостребованными. Быстро «продавая» и «покупая» все, что было в комплекте, дети перестали играть: использование «посторонних» предметов казалось ненужным и неинтересным, воображение уступало реализму игрушки, столь привлекательной с точки зрения взрослые люди.

Реализм игровой ситуации лишает игру какого-либо смысла, не оставляя места для условности, воображаемости, которая делает игру игрой, а не обучающим уроком по освоению правил поведения в конкретной социальной ситуации. Еще в 1948 году замечательный отечественный психолог Л.С. Славин в своих исследованиях, касающихся возрастных особенностей мотивов детской игровой деятельности, убедительно показал, что младших дошкольников поощряет стремление к объективным действиям, объединенным примитивным, плохо развивающимся сюжетом. Напротив, старшие дошкольники, играющие на сложных сюжетах, вообще не мешают играть в игровые действия с объектами, не разворачивают их, а выполняют эти действия очень схематично, иногда даже только символически, условно.

Старший дошкольник больше не играет, чтобы действовать с предметами - готовить суп, мыть посуду, носить куклу на прогулке и т. д., но играть самую воображаемую ситуацию и роль. Ребенок выполняет объективные действия только с той степенью детализации, которая необходима для реализации сюжета игры. Можно предположить, что современные игрушки расположены почти так же сложно, как и реальные предметы, которые они изображают (игрушечная швейная машина шьет, стиральная машина стирает, жужжит и мигает при большом количестве огней, а одежда для Барби настолько сложна и изощренна, что для нее складывают на куклу требуется много навыков) вернуть игру ребенка до уровня предметных действий с самими игрушками, не позволяя им развернуть полноценную сюжетную игру, основным смыслом которой будет воображаемая ситуация, а не действие со сложной игрушкой.

Л.С. Славина подчеркивает, что такая игровая мотивация характерна для детей младшего дошкольного возраста, для которых разыгрывание воображаемой ситуации и роли выполняет только смыслообразующую функцию объективной игры. Сегодняшний ребенок, независимо от возраста, находится в плену у технически сложных игрушек, которые занимают его внимание и обесценивают создание воображаемых ситуаций. В том же кабинете Л.С. Славина показала, что экспериментальное устранение воображаемой ситуации и роли из игры приводит к быстрому насыщению ребенка объективными действиями и, по сути, к ликвидации самой игры. Еще одним фактором, препятствующим полноценному развитию воображения, является преобладание разнообразных видеопродуктов в арсенале детских развлечений.

Современные родители легко поддаются рекламе информации о возможностях и преимуществах раннего развития ребенка с помощью визуальных образов и впечатлений. Маленькие дети проводят много времени перед телевизором: мультфильмы, «полезные образовательные» телевизионные программы и даже просто яркие рекламные ролики могут надолго удерживать внимание ребенка, освобождая его родителей от необходимости читать сказки, рассказывать истории играть в игрушки. Дошкольники быстро осваивают простые компьютерные манипуляции: они учатся включать его, находить «свои» игрушки, запускать их и управлять действиями компьютерных персонажей с помощью нескольких клавиш. Вся эта видеоинформация воспринимается детьми легче и быстрее, чем словесная. Для этого не требуется работа воображения, более того, эти готовые образы, яркие и разнообразные, превосходят все возможности собственного продуктивного воображения ребенка. Чтобы воспринимать словесную, слуховую информацию, понимать ее смысл, необходимо воссоздать визуальный образ. Даже книжка с картинками не дает ребенку полной полноты образного впечатления от сказки, а служит лишь подспорьем для размышлений, создавая общее впечатление. Для полного понимания сюжета и получения эмоционального удовольствия, воображения самого ребенка, необходим определенный уровень его речевого развития. Воссоздание воображения, то есть способность создавать новые образы на основе словесного описания, схематического представления, материальных моделей, является важнейшим механизмом понимания и познания, без которого полное обучение невозможно.

Современные дети с очень нежного возраста привыкают к готовым образным впечатлениям, они не знают, как и не чувствуют необходимости создавать свои собственные образы, изобретать, рассуждать и воображать. 52% опрошенных педагогов отметили заметное снижение интереса детей к прослушиванию книг, плохое понимание и запоминание слуховой информации. Визуально воспринимаемая информация становится ведущим источником знаний и умственного развития для современных дошкольников.

Овладение навыками чтения, письма и счета также относится к приоритетным областям развития детей дошкольного возраста. Сегодня почти все дети, поступающие в школу, могут писать печатными буквами, а некоторые даже курсивом. Что дает этот навык будущим студентам? Облегчает ли им освоение письма, способствует ли это более быстрому развитию почерка? Есть ли у современных детей какие-либо преимущества перед бабушкой и дедушкой, которые поступили в школу в 40-50-х годах? Двадцатый век совершенно неграмотный? Удивительно, но большинство сегодняшних первоклассников показывают слабую готовность к письму. Графический навык состоит в разработке общей программы движений, которая может быть выполнена не только с помощью правой (или левой) руки, но также с использованием ряда других мышц нашего тела, а также с установлением координация движений рук пишущей руки. Какие факторы развития современных детей препятствуют формированию правильного графического навыка?

Прежде всего, это, несомненно, компьютер, которым умно управляют дети 3-4 лет. Преподаватели-дошкольники-психологи отмечают, что многим детям сначала сложно согласовать движение компьютерной мыши и изображения на экране. Постепенно этот навык развивается, и ребенок успешно выполняет различные задачи на экране монитора: собирает рисунки, «делает» приложения, играет в различные игры. Существуют также компьютерные программы для обучения письму, очень популярные среди дошкольных учителей и родителей. Ребенок, двигая мышью, выводит на экран элементы букв, а затем сами буквы и слова. Таким образом, принципиально иные графические навыки развиваются, чем то, что требуется от ребенка в школе.

Доминирование компьютерных развивающих и образовательных программ в образовании современных дошкольников приводит к деформации опыта социального взаимодействия ребенка со взрослыми. Компьютерная программа настолько самодостаточна, что позволяет ребенку выполнять задания без помощи взрослых, уделяя особое внимание укреплению правильных шагов или неспособности двигаться вперед в случае неправильных решений. Конечно, выкладывание последовательности картинок и рассказа о них - не очень интересная задача для детей, но гораздо полезнее, чем негласное выкладывание одинаковых картинок на экран компьютера, подкрепленное не устным ответом или похвалой взрослого. , но простой анимацией. У ребенка нет задачи выделить проблему или трудность, с которой он сталкивается при выполнении этой задачи, сформулировать свой вопрос взрослому, услышать и понять объяснения. Методом проб и ошибок он ведет молчаливый диалог с «умной» машиной, делая правильные или неправильные выводы относительно принятых решений. Между тем важнейшим условием успешного психического развития ребенка является его совместная деятельность со взрослым.

Это взрослый, который знакомит ребенка с объективным содержанием вещей и явлений, окружающих его, это взрослый, который открывает ребенку способы взаимодействия с миром, и это взрослый, который сталкивается с развитием познавательной способности ребенка. необходимость. Компьютерные игры надолго занимают внимание дошкольника, освобождая родителей от необходимости играть с ним, читать с ним, разговаривать с ним и даже гулять, создавая иллюзию того, что ребенок становится независимым. Это опасная иллюзия, потому что за такой видимой независимостью ребенка лежит отсутствие навыка продуктивного взаимодействия со взрослым, без которого станет невозможным полноценное освоение будущей учебной программы.

Эмоционально-нравственная сфера личности современного ребенка также претерпевает значительные изменения; уровень овладения доступными ему социальными нормами, правилами поведения в обществе и способами взаимодействия с окружающими его людьми - детьми и взрослыми - снижается. Согласно психологическим исследованиям, уровень развития общения между современными детьми ниже: они не знают, как установить отношения друг с другом, им трудно заниматься общими делами, они не хотят подчиняться внешним требованиям, и это им особенно сложно соблюдать общие правила. Такая же тенденция в поведении современных старших дошкольников была отмечена 38,9% опрошенных педагогов.

Во многом это связано со значительным уменьшением ролевой роли в жизни детей с ее сложной системой распределения ролей и обязанностей, требований к соблюдению правил и соглашений между детьми. Большинство этических норм и правил усваиваются детьми именно в совместных играх, а не с помощью морализаторства или психологической подготовки взрослых. Однако современные дети мало играют вместе, поэтому они немного согласны, не умеют учитывать интересы другого, понимают его чувства и желания, обуздывают их мотивы. Только 11,1% педагогов и 26,7% родителей говорят о наличии в своем игровом репертуаре ролевых игр, и это в основном матери девочек, которые отмечают игру «мать-дочь» как основной тип ролевых игр для своих детей. Уровень развития сюжетной игры также снизился: у детей среднего и старшего дошкольного возраста экшн-игра характерна для младших дошкольников, а наивысший уровень развития игры (игровое отношение) проявляется только у 18%. старших дошкольников.

Сегодня ребенок нуждается не столько в поддержке своего умственного развития, сколько в психологической помощи, чтобы преодолеть разрыв между тем, что общество хочет видеть его, и тем, чем оно может быть. Именно это направление деятельности должно стать приоритетом для службы практической психологии образования, основной задачей которой было и остается создание оптимальных условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей. В процессе социализации пол становится личным атрибутом, который фиксируется на ранней стадии и остается неизменным и неотчуждаемым. В процессе социализации каждое поколение взрослых передает молодому поколению детей знания, убеждения и навыки, которые составляют культуру определенной социальной группы.

Процессы социализации, происходящие в детстве, рассматривались в основном как предварительные, как подготовка детей к роли, которую они, будучи взрослыми, будут вынуждены играть. Процесс приобретения и развития гендерных характеристик, а также усвоения культурных моделей гендерного поведения и взаимодействия называется гендерной социализацией. Во многих отношениях дети обоих полов должны учиться одному и тому же. Но помимо этого, мальчики и девочки должны учиться различным вещам, которые почти во всех обществах подразумевают обычаи данной культуры в отношении того, как разные пола ведут себя по отношению друг к другу и каковы их обязательства перед друг другом. Традиционные гендерные представления о мужественности и женственности побуждают мужчин занимать доминирующее положение в межличностных отношениях, а женщины - зависимые. Через различные неотложные механизмы социализации дети обоих полов постепенно знакомятся с более тонкими и неуловимыми личностными характеристиками, которые соответствуют их будущим ролям: для девочек это означает быть скромным, строгим, послушным, полезным и заботливым; для мальчиков - самостоятельные, предприимчивые, готовые взять инициативу в свои руки и рискнуть.

Основными механизмами социализации являются (методы сознательной или бессознательной ассимиляции и воспроизведения социального опыта) - имитация родителя его пола, имитация его поведения. Этот механизм особенно ярко проявляется в играх дошкольников. Например, в игре «Матери и дочери» ребенок воспроизводит модель отношений в собственной семье - гендерно-ролевую идентификацию. Ребенок отождествляет себя с представителями определенного пола, ориентируется на идеал сексуально-ролевого поведения, соответствующий его системе представлений об определенных особенностях референтного представителя этого пола. Обычно это мама или папа. Этот механизм также отражен в рисунке ребенка на заданную тему «Моя семья», который учитывает расположение фигур, их пропорции и цветовую схему.

Основные социализирующие факторы полоролевого развития детей:

  • родители, которые играют ведущую роль в социализации детей, в связи с тем, что многие соответствующие характеристики личности ассимилируются в раннем детстве;
  • в формировании пола велика роль игр и игрушек, благодаря которым ребенок осваивает общепринятые нормы и правила, которые развивают его интеллект, эмоции, воображение, речь;
  • ролевые игры, характерные для этого возраста, способствуют усвоению ребенком сексуальной и психосексуальной роли. Например, предполагается, что игра девочек в куклы («Дочки-мамы») помогает освоить роль матери. Играя истории, взятые из зрелого возраста, дети осваивают ролевые отношения, таким образом готовясь к вступлению во взрослый мир;
  • гендерная идентичность как понимание постоянства своего пола формируется у детей в возрасте 5-7 лет.

Дети могут проявлять адекватное отношение к своему полу, неадекватное и негативное. Это проявляется в предпочтениях (одежда, игрушки, общение и игровые партнеры), высказываниях, продуктах деятельности (рисунки и т. д.). В этом возрасте учителя, психологи и родители могут помочь ребенку стать мальчиком или девочкой; - Детская литература, насыщенная асимметричной гендерной информацией в пользу мужских тенденций. В сказках женщин обычно описывают как сварливых, злых, высокомерных, глупых по сравнению с мужчинами (например, «Сказка о рыбаке и рыбке», «Двенадцать месяцев», «Золушка»).

Поскольку дети, как правило, подражают тому, что очаровывает и поражает их воображение, учитель может целенаправленно предлагать материал для восприятия через художественные образы - воспитатели в дошкольном периоде являются переводчиками гендерных стереотипов. Их представления о гендерных ролях и личном опыте с мужчинами (женщинами) также очень важны. Педагоги могут передавать своим подопечным доброжелательное или негативное отношение к женственности или мужественности и, соответственно, поощрять или разрешать эти проявления у детей. Чтобы дошкольники развивали культурные социальные роли, учитель должен применять ряд педагогических воздействий, таких как «идентификация», «представление образа поведения» и «практический опыт». Прежде всего, следует выделить присутствие в группе представителей обоего пола. Определите потенциальную разницу в их гендерно-ролевом поведении, спроектируйте вероятную разницу в данный момент в поведении мальчиков и девочек. Такое педагогическое воздействие называется «номинация». Он оказывает очень сильное влияние в связи с тем, что способствует сексуальной идентификации, во время которой необходимо инициировать, то есть представлять образ полоролевого поведения, сложившийся в культурных традициях общества.

Педагогическое воздействие в гендерном образовании заключается в организации гендерно-ролевого поведения в соответствии с культурными нормами жизни. Необходимо организовать действия, соответствующие социальным ролям мужчин и женщин. Например, мальчики физически усерднее работают над чисткой игрушек (передвигают детскую мебель, чистят стулья), девочки легче (моют кукол, вытирают пыль, поливают растения). Дети изучают многие аспекты половой роли, подражая изображениям, которые важны для них, и получают подкрепление соответствующего гендерного поведения.

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста должны понимать, что в течение жизни пол человека не меняется, что у каждого человека есть пол и что различия между девочками и мальчиками определяются их анатомией. К семи годам ребенок достигает гендерного постоянства; он увеличил внимание к образцам для подражания, которые имеют тот же пол, что и он сам. Указывается на условное стремление быть лучшим мальчиком или девочкой, но для этого необходимо учитывать все социализирующие факторы, влияющие на развитие гендерных ролей дошкольников.

Вывод:

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать некоторые выводы. Пол и большинство биологических признаков являются результатом генов, введенных отцовской спермой и материнским яйцом при зачатии, то есть при формировании новой клетки. Гендер означает «социальный пол», социально определенные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических гендерных различий, а от социальной организации общества. Биологический пол - это данность, а пол - это достигнутый социальный статус, который связан с выполнением определенных социальных ролей.

Пол формируется у человека к пяти годам, а затем обогащается только содержанием репертуара ролей, воспроизводится и усиливается.

Межличностные отношения - это совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения в основном основаны на отношениях, которые существуют между членами общества из-за различных типов общения. Группа детских садов, с одной стороны, представляет собой социально-педагогический феномен, который развивается под влиянием воспитателей, которые ставят социально значимые задачи для этой группы. С другой стороны, благодаря существующим внутригрупповым процессам в нем есть зачатки саморегуляции. Будучи своего рода малой группой, группа детского сада является генетически самой ранней стадией социальной организации, где у ребенка развиваются общение и различные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для формирования его личности.

В дошкольном возрасте сфера общения ребенка и сверстника интенсивно развивается. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте сфера общения со сверстниками уступает в плане влияния на умственное развитие детей в сфере общения со взрослыми.

Общение дошкольника со сверстником способствует формированию многих качеств психики и личности ребенка:

  • когнитивная и социальная децентрация;
  • речь;
  • моральная саморегуляция;
  • самосознание и самооценка.

Наряду с определенными преимуществами современных детей перед сверстниками прошлых лет, их очевидной технической ловкостью, способностью понимать язык современных технологий, быстрой адаптацией к меняющимся условиям, нельзя не заметить потерь, которые они заплатили за достижение научных достижений. и технический прогресс. Многочисленные исследования показали, что уровень психологической зрелости современных дошкольников на пороге школы заметно ниже уровня, достигнутого их сверстниками 30 лет назад. Значительная часть детей, поступающих в школу, не достигает необходимого социального стандарта для первоклассника.

Процессы социализации, происходящие в детстве, рассматривались в основном как предварительные, как подготовка детей к роли, которую они, будучи взрослыми, будут вынуждены играть. Процесс приобретения и развития гендерных характеристик, а также усвоения культурных моделей гендерного поведения и взаимодействия называется гендерной социализацией. Во многих отношениях дети обоих полов должны учиться одному и тому же.