Функции рынка. Механизм рынка

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Предпринимательство
Закономерности рыночной экономики
Аграрные отношения в России
Место рыночного механизма в современной экономике развитых стран


Введение:

Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, который совершает какие-либо покупки. В то же время концепция рынка многогранна. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей, в том числе тех, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

Трудно дать краткое и однозначное определение рыночной системы, прежде всего, потому что это не замороженное явление, данное раз и навсегда, а процесс эволюции экономических отношений между людьми в отношении производства, обмена и распределения. продукты труда и ресурсы, поступающие в индивидуальное и промышленное потребление.

Рынок представляет собой особую, универсальную систему принципов использования ограниченных ресурсов в областях и отраслях, которые отвечают интересам растущего благосостояния общества.

Невмешательство государства в экономический механизм, защиту конкуренции и право на получение законных доходов оказалось наиболее приемлемым для преодоления противоречия между ограниченными ресурсами и неограниченными потребностями людей в различных товарах.

Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, движущихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные пункты, где люди могут противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получаемые от продажи их товаров. Эти потоки движутся навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей, происходит их обмен. Некоторые участники процесса обмена получат товары, в которых они нуждаются, в то время как другие получат денежный эквивалент этих товаров.

Решая проблемы со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко отбирает ресурсы, товары и методы производства. Для некоторых участников рынка требования этого выбора оказываются непомерными, и они выпадают из «игры» из-за потерь и банкротства. Экономический успех, прибыль других участников свидетельствуют о правильно выбранных производственных решениях, методах роста и сферах деятельности. Этот вид естественного отбора в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные лица, позволяет поддерживать саморегуляцию в движении потоков товаров, доходов и денег.

Сущность рынка

Мы начнем наше знакомство с рыночными отношениями с самого простого определения рынка, а затем перейдем к более сложным понятиям.

Рынок представляет собой совокупность сделок по купле-продаже товаров и услуг. Каждый совершает такие сделки ежедневно, когда, например, покупает продукты в магазине или оплачивает проезд в общественном транспорте. Если мы примем во внимание территориальные границы этого явления, то они различают: A) местные (в пределах деревни, города, региона) B) национальные (внутренние) C) глобальную роль и функции рынка можно правильно понять, если мы Рассмотрим это в рамках более широкой товарной системы - рыночной экономики. Он состоит из двух подсистем: а) товарного производства и б) рынка, которые воссоединяются с помощью прямой и обратной связи. Начальное звено общей системы - производство товаров, оказывает непосредственное влияние на рынок по нескольким направлениям: а) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем выходят на биржу обмена, б) ожидаемый доход участников на рынке транзакции создаются в самом производстве; в) благодаря общественному разделению труда, на котором базируется товарное производство, возникает необходимость самого рыночного обмена продуктами.

В свою очередь, рынок оказывает противоположное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи - особые функции рынка.

Первая функция заключается в том, что рынок объединяет (связывает) сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению; регион окажется без товаров, которые удовлетворяют потребности людей.

Другая функция: рынок играет роль главного контролера конечных результатов производства. Именно на биржевой бирже прямо выявлено, в какой степени качество и количество создаваемой продукции соответствуют потребностям потребителей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по экономике: продавцам выгодно или невыгодно продавать товары, покупателям - губительно или выгодно их приобретать?

Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом удовлетворения экономических интересов покупателей и продавцов. Взаимосвязь этих интересов основана на принципе, сформулированном А. Смитом: «Дайте мне то, что мне нужно, и вы получите то, что вам нужно ...» Это предполагает: а) обмен полезностью друг с другом и б) эквивалентность рыночной сделки.

Описанные здесь рыночные функции характерны, скорее всего, в начальный период его существования в доиндустриальную эпоху. Тогда рынок находился в неразвитом, объединенном, неделимом состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставлявшего на продажу относительно небольшое количество продукции.

Если человек всю свою жизнь прожил в русской деревне или небольшом городе, ему трудно понять, как изменился известный ему с детства рынок в конце XX века. Почему они сейчас говорят не только о рынке, но и о системе рынков?

Рыночные системы

Рыночная система представляет собой единый набор множества рынков для различных целей. Эта комбинация сформировалась под влиянием ряда факторов.

Во-первых, в условиях промышленного и постиндустриального производства рыночное пространство многократно расширялось по следующим направлениям:

  • Натуральное производство в больших масштабах превратилось в товарную экономику;
  • Рабочая сила основной массы трудящихся стала объектом купли-продажи;
  • Сфера платных услуг быстро развивалась; окончательные результаты научных исследований (научные и опытно-конструкторские разработки) превратились в товарный продукт.

Во-вторых, современное производство создает огромное количество полезных товаров, которые удовлетворяют потребности всесторонне развитого человека.

В-третьих, возросло во второй половине ХХ в. общественное разделение труда вышло за рамки производства и охватило рыночную сферу. Он создал специализированные рынки, которые продвигают специальные продукты и услуги для своих потребителей.

В-четвертых, широкое развитие акционерных обществ привело к тому, что акции и другие ценные бумаги продаются на рынке ценных бумаг.

Наконец, ускоренный рост международных экономических связей потребовал создания развитого валютного рынка.

Следовательно, рынок, сложившийся во второй половине этого столетия, немыслим без системы разделения труда в сфере обращения. В последнем проявляются крупные виды дифференциации экономической деятельности: общее (между крупными отраслями и сферами) и частное (между подсекторами и типами торговых предприятий) разделение труда.

В системе рынков довольно четко выделяются следующие отрасли:

  • Рынок потребительских товаров (он подразделяется на множество подсекторов, торгующих продовольственными и непродовольственными товарами, рынок жилья и т. д.)
  • Рынок средств производства (здесь закупаются материальные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо и т. д.)
  • Рынок услуг (включает различные виды услуг)
  • Рынок труда (для работодателей и работников)
  • Рынок ссудного капитала (сфера покупки и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях)
  • Рынок ценных бумаг (акции, облигации и другие приносящие доход документы)
  • Валютный рынок (национальные и международные институты, через которые осуществляется покупка, продажа, обмен единиц валюты и денежных единиц с другими государствами)
  • Рынок духовных товаров (зона купли-продажи товаров интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и т. д.).

Широкое и глубокое развитие рыночных отношений чрезвычайно повысило их активную экономическую роль. Рынок обеспечивает производство целым рядом субъективных, материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий для развития. Все основные обрабатывающие отрасли в настоящее время сильно зависят от специализированной рыночной власти. Неслучайно народное хозяйство было названо рыночной экономикой. Как правило, это не отрицает важность товарного производства. Мы говорим только о новом состоянии экономического организма, когда рыночные отношения затрагивают все его клетки.

Во второй половине ХХ в. Степень развития каждой национальной системы рыночных отношений получила новое измерение. Сейчас проводится различие между закрытой и открытой национальной экономикой.

Закрытая макроэкономика отличается тем, что все товары и услуги производятся и потребляются внутри страны. Открыта экономика страны, в которой часть продукции создается для внутреннего потребления, а остальная часть продается за границу. В то же время государство закупает товары и услуги из других стран.

Переход от закрытой к открытой экономике связан с развитием форм и типов взаимодействия участников как на национальном, так и на мировом рынках.

Формы торговли

Рыночные связи различаются с точки зрения неравных особенностей торговых операций.

Эти транзакции можно классифицировать следующим образом:

  1. По способам коммуникации между рыночными агентами различают такие виды торговли. Производитель или владелец продукта продает его непосредственно потребителю. Производитель сначала продает полезную вещь реселлеру, который перепродает ее потребителю. Посредничество может быть многоканальным, когда в нем последовательно участвуют несколько посредников.
  2. В зависимости от вида оплаты товара выделяются следующие формы торговли. Бартерная торговля: безналичный обмен одного вида товара на другой. Продажа товаров за наличный расчет (или с оплатой чеком). Так население приобретает необходимые вещи на потребительском рынке. Продажа товара банковским переводом (оплата производится путем перечисления: от имени покупателя банк снимает деньги со своего счета и переводит их на счет продавца). Таким образом, средства производства чаще всего приобретаются. Продажа товара наложенным платежом (потребитель, живущий вдали от коммерческого предприятия, получает желаемую вещь, выкупая ее, перечисляя деньги продавцу). Продажа товаров в кредит (покупатель получает выгоду, обычно делая небольшую комиссию за нее и в обмен на небольшую комиссию и в обмен на обязательство выплатить оставшиеся деньги в течение согласованного периода времени). Эта форма торговли включает изобилие товаров, и оно развивается в пользу покупателей и продавцов. Предоставление товара в аренду за определенную плату (в этом случае время оплачивается за использование товара).
  3. С учетом объема продаж различают две формы реализации товара.

Оптовая продажа: товары закупаются оптом (навалом) посредниками у производителей на торговых ярмарках и через товарные биржи.

Розничная торговля: означает покупку и продажу в основном потребительских товаров в небольших количествах. Таким образом, люди покупают продукты, которые им нужны, в магазинах, на прилавках, на рынках продуктов питания и одежды.

Рыночные сделки также различаются по характеру взаимодействия их участников, что определяет различные типы рынков.

Типы рынков

В одном важном отношении рынок является полной противоположностью натурального хозяйства. В этой экономике потребителю часто не дают возможности выбрать определенный товар по его желанию. Рынок, в принципе, способен предоставить своим агентам максимальную степень экономической свободы. торговая сделка рыночного спроса

Эти свободы позволяют ему выбирать товары, которые ему интересны, из множества взаимозаменяемых и независимых товаров. Потребитель также может найти продавцов, которые лучше обслуживают и продают товар в аналогичных условиях. Продавец вправе выбрать наиболее подходящего покупателя и распоряжаться выручкой от продажи по своему усмотрению. Как покупатель, так и продавец могут свободно выбирать условия сделки.

По степени развития тех или иных экономических свобод рынки можно разделить на три типа: а) свободные; б) незаконный; в) регулируемый.

Свободный рынок имеет максимум экономических свобод в их классическом понимании, о котором говорилось выше.

Между тем, определение «свободного» рынка требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободен и от кого? Такой рынок свободен для своих субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет (полная независимость). Например, продавцы сами решают, что продавать, кому продавать свою продукцию и по какой цене. Покупатели имеют аналогичный суверенитет. Из-за этого на классическом рынке экономические связи являются только горизонтальными. Между подрядчиками (лат. Contrahens-переговоры) партнерские отношения формируются на основе делового соглашения, договора (соглашения, устанавливающего права и обязанности для обеих сторон на определенный период).

Первый тип рынка свободен от государственного вмешательства и строгого правового регулирования.

Справедливости ради следует признать, что такая свобода имеет неприглядную сторону. Из-за произвола субъектов рынка и несоблюдения ими «правил игры» этот тип рынка получил нелестные названия - «дикий», «блошиный», «нецивилизованный».

Второй тип нелегального рынка близок по характеру поведения своих подданных к первому типу. Но они существенно отличаются друг от друга. Незаконный рынок включает в себя его вид - теневая торговля. Он проводится с нарушением законов и нормативных актов, регулирующих продажу и покупку обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, неуплате рыночных сборов, налогов и т. д.). Черный рынок также является незаконным. Он продает тайно товары, которые по закону запрещено продавать (например, наркотики, оружие).

Первый и второй типы рыночных отношений характеризуются определяющей чертой - стихийностью, непредсказуемостью развития и неконтролируемостью. Эти качества не случайны. Они выражают основные черты классического капитализма в рыночной сфере: на рынке свободно действуют индивидуальные предприниматели малых предприятий; предприниматели обычно создают продукты на свой страх и риск, без предварительного согласования с покупателями; Сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продукции населению.

Такая ситуация была характерна для биржевого обмена 15-19 веков. Но в двадцатом веке. новый тип рыночных отношений возник и полностью развит.

Третий тип рынка является регулируемым и подчиняется определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Этот порядок обусловлен объективными причинами.

Прежде всего, важную роль сыграло резко возросший уровень концентрации и централизации производства и расширение масштабов фактической социализации экономики. Крупные предприятия больше не могут, как и прежде, слепо работать на неизвестном рынке, подверженном стихийным изменениям. Чтобы не рисковать огромным капиталом, они заранее стремятся обезопасить рынки сбыта, охотно идут на выполнение прибыльных государственных заказов. Примечательно, что до 60% автомобилей, 100% станков продаются по предварительным заказам фирм и государства.

Ко второй половине двадцатого века. на протяжении веков рыночные отношения стали намного сложнее. Теперь большая армия посредников выстроилась на пути от производителя товара к потребителю. Они занимаются различными видами торговых услуг (обслуживания) для населения, которые по многим товарам охватывают длительный период после покупки товаров (наладка и ремонт бытовой техники, автомобилей и т. д.). Например, в Соединенных Штатах насчитывается более 380 000 оптовиков и 1 500 000 розничных продавцов, которые покупают товары для перепродажи или сдают в аренду другим потребителям в свою пользу. Все это привело к усилению социального характера рыночных отношений, превратило регулируемый рынок в социальный институт.

Примечательно, что лауреат Нобелевской премии Морис Аллай (Франция) ввел понятие «рыночная экономика», подчеркнув, что в нем строго соблюдаются определенные правила. М. Алле заключил: «Это миф, что экономика рынков может быть результатом игры экономических сил и политического потворства ... Реальность такова, что экономика рынков неотделима от институциональной структуры, в которой она действует»

Рынок как социальный институт

Под социальным институтом понимается определенная организация социальной активности, которая регулирует правила поведения и взаимоотношений людей.

Во второй половине двадцатого века нормальный рынок основан на ряде определенных институтов. Что входит в такой набор?

Во-первых, правовая система, которая организует правовое регулирование рынка. Единые правила поведения устанавливаются для его субъектов. Правовые органы защищают участников рынка и наказывают виновных в нарушении правовых норм. Правовое регулирование рынка охватывает всю систему рыночных отношений. Он основан на Гражданском кодексе, который действует как экономическая конституция. Особое внимание уделено характеристике роли гражданского договора как средства регулирования рыночных отношений.

Во-вторых, сюда входят органы государственного контроля и регулирования: учреждения санитарного контроля, экологического и эпидемиологического контроля; налоговая система; органы финансово-кредитной политики государства. Это означает, что современный рынок органично включает в себя качественно новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз - от государства к хозяйствующим субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение.

В-третьих, рыночные институты включают ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профсоюзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности поведения рыночных агентов.

В-четвертых, комплекс учреждений включает в себя инфраструктуру рынка. В него входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения.

Таким образом, рынок предстал перед нами как единый комплекс рыночных отношений. Эта целостность дает рынку новое качество - способность к саморегулированию на основе экономических законов, определяющих динамику цен.

Рыночная цена и законы ее динамики

Давайте рассмотрим следующие вопросы. Какова рыночная цена? Какую роль он играет в регулировании сделок между покупателями и продавцами?

Рыночная цена - это фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи товаров и услуг, существуют разные виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы.

Принимая во внимание методы регулирования, такие виды цен различаются. Бесплатные цены. Они зависят от состояния рынка и создаются без вмешательства правительства на основе свободного соглашения между продавцом и покупателем. Договорные цены. Участники рынка устанавливают их по взаимному согласию до момента покупки и продажи товара. В договоре могут указываться не абсолютные значения цен, а только верхний и нижний уровни их изменения. Регулируемые цены. Для определенных групп товаров государство имеет верхний ценовой предел, превышение которого запрещено. В рыночной экономике такое ценообразование применяется к жизненно важным товарам и услугам (стратегическое сырье, энергия, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости), государственным фиксированным ценам. Государственные органы фиксируют такие цены в планировочных и других документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их менять.

В зависимости от форм и сфер торговли различают следующие виды цен. Оптом, за который продаются большие массы товара оптом. В нашей стране по таким ценам предприятия-производители продают свою продукцию другим посредникам или реселлерам. Ритейлеры, с помощью которых розничные товары продаются потребителям. Тарифы на услуги - цены (тарифы), устанавливающие уровень оплаты за коммунальные и бытовые услуги за пользование телефоном, радио и т. д.

Биржевые и аукционные цены формируются на разных конкретных рынках, формах рынков, связанных с типом свободного рынка. Мы подробно поговорим об их характере и методах обучения в будущем.

Цены мирового рынка - это цены, которые:

  • Фактически установлены на продукцию этой группы на мировом рынке.
  • Признан международными торговыми организациями на определенный период.

Кстати, в странах с открытой рыночной экономикой знание мировых цен очень важно для правильной ориентации в экономической деятельности производителей товаров, посредников и покупателей. Изменения цен на мировом рынке сильно влияют на внутренние цены в конкретной стране. В еще большей степени уровень цен определяет прибыльность или убыток внешней торговли.

Цены так или иначе имеют общее свойство - они изменяются под влиянием конъюнктуры (сочетания разных обстоятельств) рынка. В свою очередь, цены естественным образом влияют на экономическое положение продавцов и покупателей, их заинтересованность в покупке и продаже товаров. Давайте проанализируем это взаимодействие.

Спрос закон

Спрос является платежеспособной потребностью, то есть суммой денег, которую покупатели могут и намереваются заплатить за какой-то продукт, который им нужен. На спрос влияет ряд рыночных факторов, таких как доходы, вкусы и предпочтения покупателей. Закон спроса выражает следующую функциональную (математическую) зависимость спроса (C) от цены (C): C = F (C), где - F - показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос со стороны покупателей. Например, в нашей стране рост цен на подписные издания в 1991 - 1998 гг. Привел к уменьшению объема подписки. Обратная связь также работает: чем ниже цена, тем больше спрос.

Степень количественного изменения спроса в ответ на динамику цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Эластичность спроса означает степень изменения спроса («чувствительность» его объема) в зависимости от цены.

Эластичный спрос возникает, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Значение эластичности спроса по цене всегда является отрицательным числом, поскольку числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. В Соединенных Штатах экспериментально были получены следующие оценки эластичности цен (для долгосрочного периода со знаком минус): канцелярские товары - 0,6, бензин - 1,5, жилье - 1,9, кинотеатр - 3,9.

Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособность потребностей покупателей не чувствительна к изменениям цен. Например, независимо от того, как цены на соль растут или падают, спрос на нее остается неизменным. Знание коэффициента эластичности спроса важно для прогнозирования объема спроса населения при изменении уровня рыночных цен. Теперь давайте проанализируем зависимость предложения от цены.

Закон о поставках

Предложение - это сумма товаров, которую продавцы готовы продать при различной динамике рыночной цены. Предположим, на местном рынке есть яблоки. По мере роста цены количество яблок, предлагаемых к продаже, будет увеличиваться.

Скорость изменения продаж в ответ на повышение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цен. Предложение (по цене) может быть эластичным и неэластичным. Это различие особенно важно для производителей, которые заранее прогнозируют эластичность новых продуктов.

Предложение становится эластичным, когда его стоимость изменяется на больший процент, чем цена. Как показывает опыт западных стран, коэффициент эластичности предложения - при условии равновесия цен и в течение длительного периода - имеет тенденцию к увеличению (то есть увеличение цен на определенную величину вызывает увеличение производства в несколько большей степени. степень)

Неэластичное предложение происходит, если оно не изменяется, когда цены растут или падают. Это типично для многих продуктов в краткосрочной перспективе. Например, эластичность низкая для скоропортящихся продуктов, которые нельзя хранить в больших количествах (клубника). Более того, предложение более инертно (по сравнению со спросом). В конце концов, довольно сложно переключить производство на выпуск новых продуктов, перераспределить ресурсы в этом отношении, изменить количество произведенных товаров. Поэтому знание динамики коэффициента эластичности предложения полезно для прогнозирования объема производства в зависимости от изменения цен.

Таким образом, нам стало известно о прямой зависимости спроса и предложения от рыночной цены. Эта зависимость проявляется в регулирующем влиянии цены на соотношение спроса и предложения и, следовательно, на экономическое положение покупателей и продавцов. Мы нашли два варианта такого регулирования: одна сторона рыночной сделки выигрывает, а другая проигрывает.

Первый вариант: рыночная цена растет, и это приводит, с одной стороны, к снижению спроса и, с другой стороны, к увеличению предложения. В результате производители и продавцы получают экономические выгоды (они увеличивают выпуск и продажу товаров, получая больший доход)

Второй вариант: цена товара снижается, что, с одной стороны, способствует расширению спроса, а с другой - сокращению предложения. В результате покупатели получают экономическую выгоду (за ту же сумму денег они приобретают больше товаров)

Вопрос в следующем: существует ли третий вариант, согласно которому экономические интересы продавцов и покупателей совпадают?

Равновесная цена. Вернемся к ранее рассмотренным зависимостям от цены спроса. Все сказанное свидетельствует о том, что равновесная цена и равновесное количество обладают следующими экстраординарными свойствами.

На рынке не больше и не меньше товаров, чем необходимо для потребления человеком. Все затраты на производство товаров оплачиваются путем продажи их по равновесной цене. Следовательно, достигнутое равновесие указывает на наибольшую экономическую эффективность текущей рыночной ситуации. Нобелевский лауреат, французский экономист М. Аллай вывел теоремы со следующими фундаментальными положениями: «... любая ситуация равновесия рыночной экономики - это ситуация максимальной эффективности, и, наоборот, любая ситуация максимальной эффективности - это ситуация равновесия рыночной экономики".

В точке равновесия наибольший социальный эффект также выражен. За равновесную цену потребитель приобретает максимальное (для своего дохода) количество коммунальных услуг.

Рынок не выявляет ни избытка товаров (количество, которое является чрезмерным для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (недостатка) товаров. В заключение возникает вопрос: существует ли на самом рынке внутренняя сила, способная преодолеть неравновесное состояние рынка (превышение спроса над предложением или наоборот) и сформировать тенденцию продавать товары в равновесии? цена?

Вывод:

Итак, рыночная система - это взаимодействие и сочетание различных экономических структур, экономической практики и правовой поддержки, экономической политики и многого другого. Отсутствие какого-либо элемента немедленно вызовет сбои и приведет к неэффективному развитию экономической системы. Именно поэтому роль и значение государства как гаранта цивилизованного развития рынка растут. Выпуская различные законодательные акты, проводя соответствующую экономическую политику, он создает «правила игры», которым следуют участники рынка.

Государство не должно управлять экономической деятельностью предприятий, давая такие инструкции, как и что производить. Его целью является создание условий, выполнение которых обеспечит полную экономическую независимость предприятий как в сфере производства и реализации, так и свободу заключения договоров с хозяйствующими субъектами и доступ к внешнему рынку.