Функции государства: понятие и классификация

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие и признаки государства. Особенности правового государства
Основные теории происхождения государства
Формы государства: форма правоведения, форма государственного устройства, политический режим
Социальные регуляторы первобытнообщинного общества, возникновение права


Введение:

Вопрос о функциях государства всегда остается одним из приоритетов формирования государства, независимо от того, на какой стадии развития находится государство.

Это связано, во-первых, с тем, что сущность государства, его социальное назначение проявляется в функциях. Поэтому распределение и знание функций является обязательным условием для познания основных и определяющих в государстве. Во-вторых, структура государства напрямую зависит от его функций. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, на которые государство оказывает необходимое влияние, то есть, когда меняются функции государства, изменение его структуры неизбежно.

Выбор этой темы работы также обусловлен ее несомненной актуальностью в современный период. В советской юридической науке был развит взгляд на проблему государства, которая в течение нескольких десятилетий служила идеологическим обоснованием тоталитарного режима. Ситуация изменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования правового государства в нашей стране в начале 90-х годов. XX век. В 1993 году знаменитая статья Л.А. Морозова "Функции российского государства на современном этапе". Перед новой Россией стоят новые задачи и цели, государство приобретает новые функции. Более того, по сравнению с 1993 г. произошли изменения, требующие выделения новых функций, присущих современной России.

И, наконец, вопрос о государственных функций остается спорным и по сей день. Существуют различные подходы к их определению и классификации. В юридической литературе существуют в значительной степени противоположные точки зрения по этому вопросу, и на страницах журналов часто можно найти критические обзоры новых опубликованных учебников и монографий.

В советское время, насколько это было возможно, многие ученые занимались этим вопросом. Работы М.И. Байтин, Н.В. Черноголовкина, В.В. Лазарев используются в моей работе. Именно в период СССР возникли основные споры по этому вопросу, появились первые научные исследования и сформировались точки зрения. С начала 90-х годов. ХХ в. В своих трудах они также отводили значительное место проблемам государственных функций М.Н. Марченко, С.А. Комаров, А.Б. Венгеров. Они не ограничивались официальным представлением темы, останавливаясь на фундаментальных спорных вопросах.

Цель моей работы - полностью раскрыть понятие «государственная функция» с учетом специфики российского государства и условий, сложившихся к 2002 году.

Достижение этой цели возможно при выполнении следующих задач:

  • раскрытие понятия о функции государства, его неоднозначности, позиции различных ученых при определении функций государства;
  • раскрытие сущности функций государства с учетом тенденций изменения самого государства в последние десятилетия;
  • выделение формальных особенностей функций государства;
  • характеристики различных классификаций функций государства, противоречивые и новейшие критерии классификации; отношение современных ученых к критериям классификации, общепризнанным в советское время;
  • проследить эволюцию функций советского государства, а затем проанализировать предложения современных ученых о выделении новых функций, характерных для России;
  • кратко рассмотреть взгляды зарубежной юридической науки на понятие, сущность и классификацию функций государства.

Понятие и содержание функции государства

Функции - это такие объективно необходимые направления объективной деятельности государства, без которых общество не может нормально существовать и развиваться. Они неуклонно развивались в определенных сферах общественной жизни и требуют согласованных управленческих решений и действий всех компонентов государственного механизма. Поэтому функции государства не следует отождествлять с функциями отдельных государственных органов.

Функции государства отражают его динамические характеристики. Они показывают, что государство должно делать для достижения и реализации целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основных направлений его деятельности не должны сводиться к самой деятельности, поскольку на практике государство иногда уклоняется или искажает эти направления. Их не следует отождествлять с целями и задачами государства. Если цель указывает, к чему стремится государство, а задача указывает средства и методы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает согласованные направления государственного механизма. Одна задача может быть выполнена путем выполнения нескольких функций.

Функции отражают не только направления электорального влияния государства, но и координацию, сравнение административной деятельности государства с аналогичной деятельностью других общественных объединений. Поэтому функции государства объективно определяются закономерностями функционирования этой политико-правовой системы, особенностями взаимодействия общества и государства, актуальными целями и задачами, с которыми они сталкиваются на протяжении всей истории использования. государство и в определенный исторический период. В то же время они выделяются из других областей деятельности государства не столько степенью важности выполняемых задач, сколько общностью и сложностью деятельности государства. В их реализации субъективный фактор также имеет большое значение, поскольку он зависит только от людей, насколько правильно понимаются эти закономерности и насколько адекватно выбираются средства и методы решения проблем, стоящих перед обществом.

Более того, у каждой функции есть свой объект (сфера общественной жизни) и контент (те управленческие шаги и конкретные действия, которые предпринимаются государством для достижения общественно полезных целей).

Список и содержание функций конкретного государства предопределяются целым комплексом внутренних и внешних факторов. Среди этих факторов особенно необходимо выделить оригинальность сущности государства (чьи интересы оно выражает и обеспечивает), специфику и актуальность экономических, политических, национальных, экологических и других проблем, стоящих перед этим обществом.

Поэтому на одном этапе исторического развития государства приоритет может быть отдан экономическим, на другом - политическим или социокультурным функциям, на третьем - защитным функциям и т. д. Кроме того, если сами функции остаются относительно постоянными, тогда формы и методы их реализации иногда очень существенно меняются в зависимости от задач, стоящих перед обществом.

На заре своего существования государство выполняло очень небольшой список функций. Содержание большинства из них носило ярко выраженный классовый характер. Государство активно поддерживало социальное расслоение общества и обеспечивало преимущественное удовлетворение интересов экономически доминирующих кланов и социальных групп.

По мере развития и усложнения социальных связей, изменения положения человека в окружающем мире возрастает управленческая роль государства, меняются его функции. Некоторые из них отмирают, теряя свое прежнее значение, другие меняются, а третьи восстают снова.

Классовое содержание функций современного государства проявляется не так жестко и открыто, как это было раньше. Для этого используются косвенные методы, связанные с системой налогов и сборов, трудовым законодательством и т. д. Значение общих социальных функций возрастает. Качество их реализации предопределяет ценность и социальную значимость государства в целом. Неспособность обратить внимание именно на эти функции вызывает ослабление, а иногда и исчезновение состояний. Функции четко отражают национальные особенности страны, поскольку государство обязано обеспечивать геополитические интересы этноса, поддерживать развитие национальной культуры, языка и т. д. По функциям можно судить, кому служит данное государство, чьи интересы это выражает.

Особое значение для функций современного государства имеют факторы, обусловливающие необходимость межгосударственного сотрудничества для решения проблем выживания цивилизации в целом. Это, прежде всего, экологические проблемы, отражающие негативные последствия научно-технического прогресса, проблемы ядерного оружия, демографические, сырьевые и другие международные проблемы нашего времени.

Таким образом, функции государства являются основными направлениями деятельности государства, наполненными особым содержанием, в котором выражены и конкретизированы его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

Признаки государственных функций

Содержание и перечень функций во многом предопределяются сущностью государства, его социальным назначением в общественной жизни. Основной обязанностью государства является поддержание уровня организации общественной жизни, который обеспечивал бы не только сохранение целостности и процветания общества в целом, но и удовлетворение потребностей отдельных лиц.

Это исторически меняющиеся, эволюционные направления деятельности государства, вытекающие из целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития.

Это стабильная, периодически повторяющаяся и объективно необходимая объективная деятельность государства в важнейших сферах социальной реальности.

Они осуществляются согласованными действиями всех государственных органов, всем государственным механизмом.

Реализация функций обеспечивается преимущественным использованием силовых, правовых методов организации влияния.

Классификация функций государства осуществляется по различным признакам:

  • по специфике объектов государственного влияния: экономических, социальных, идеологических, экологических, оборонных и др.;
  • по сферам государственной деятельности: внутренней и внешней;
  • по продолжительности действия: постоянный и временный;
  • по степени общности: основной и неосновной.

Приведенная выше классификация является несколько условной, поскольку некоторые глобальные планетарные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферы деятельности государства.

M.I. Байтин подчеркивает, что в связи с многообразием государственной деятельности и общественных отношений, теория государства сталкивается с проблемой определения основных направлений его внутренней и внешней деятельности, в которой выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение. Байтин М.И. Теория государства и права. Саратов, 1997. с.61 Однако нельзя считать, что только его сущность отражается в функциях государства. Государство имеет задачи и функции в связи с особенностями пережитого момента, политическими особенностями и особенностями управления обществом.

А.П. Глебов определил функцию государства как социально-классовую цель государства, которая реализуется в ее целенаправленном воздействии на общественные отношения (объекты функций). А.П. Глебов Понятие и структура функций социалистического государства: Учебное пособие для спецкурса «Проблемы теории социалистического государства и права». 

В ряде работ функции государства рассматриваются, например, как сущность (содержание) деятельности государства во внутренней и внешней сферах, как отношение политически доминирующего класса к другим классам и политическим группам. и т. д. Сторонники первого тезиса по существу приравнивают сущность и функции государства, во-вторых, они допускают элемент смешения между понятием государственных функций и общеизвестным ленинским определением политики как области отношений всех классов. и слои к государству. 

Ряд авторов, в частности В.М. Манохин, функции государства понимаются не как «руководство», а как «части его деятельности», составляющие всю государственную работу, и подчеркивают, что представление о функциях государства дается практической деятельностью. государственного аппарата. Манохин В.М. Советское административное право: курс лекций. Выпуск 1. Общая часть. - Саратов, 1968.с.4. Вряд ли можно полностью согласиться с этим мнением, поскольку отнюдь не всякую деятельность или часть деятельности государства следует отождествлять с понятием «функции государства». Кроме того, в этой интерпретации роль государственного аппарата преувеличена.

Интерпретация функции государства Л.И. Каском и Л.В. Николаева, в основе которого лежит философская трактовка категории функции как цели деятельности конкретного субъекта, как системообразующего фактора такой деятельности. Другими словами, под функцией государства эти авторы понимают его конечные цели, которые остаются неизменными на протяжении существования государственности или, во всяком случае, на протяжении существования государства определенного исторического типа. 

Некоторые авторы исходят из отождествления функций государства с его деятельностью. При определении функции они используют такие категории, как «контроль», «воздействие» и т. д.

Например, В.Н. Khropanyuk. Его определение функций государства подвергается серьезной критике в журнале «Государство и право» при обсуждении концепции нового учебника по теории государства и права. «Функции государства», пишет В.Н. Хропанюк, - это основные направления его деятельности, которые выражают сущность и социальную цель государственного управления обществом. Опять же не совсем так (в журнальной статье указываются недостатки учебника В. Н. Хропанюка - А. Р.). Почему «контроль»? Функции государства выражают Сущность и социальная цель самого государства. «Сущность и социальная значимость государственного управления» выражаются в функциях государственного управления, которые не следует отождествлять с функциями государства. 

Л.А. Морозова предлагает трактовать функции не только как направления государственной деятельности, но и как механизм воздействия государства на социальные процессы, ссылаясь на то, что, выполняя определенные функции в определенных сферах общества, государство одновременно осуществляет текущие реформы различного рода. Преобразование, правовое регулирование общественных отношений влияет на состояние социальных процессов. 

Однако С.А. Комаров считает, что включение механизма влияния государства на развитие социальных процессов в понятие функции государства не совсем справедливо, поскольку делается попытка снизить функции государства в целом. к функционированию его механизма, а также к замене функционирования государства различными методами правового воздействия, хотя в науке существует такое самостоятельное понятие, как правовые формы осуществления государственных функций. 

Зарубежные правовые и политические теории сводят проблему функций государства к деятельности отдельных его органов и обсуждают законодательные, судебные, налоговые и аналогичные функции государства. Некоторые западные авторы определяют функции государства как организации по защите «общего блага», «общего благосостояния», «защиты справедливости». В целом западная доктрина государства характеризуется пониманием функций государства, основанным на отрицании естественной зависимости сущности государства и реального содержания его деятельности от материальных и экономических условий существования государства. существование правящих классов. 

Например, в работах Г. Келсена, рассматривая деятельность государства как «чисто юридическое явление», как чисто юридическое лицо и как разновидность корпорации, внимание уделяется только попыткам провести различие между государством-корпорацией и другие смежные корпорации.

Государство, пишет в этой связи Г. Кельсен в своей широко известной работе «Общая теория права и государства», если рассматривать ее как «чисто юридическое явление, как юридическое лицо», является не чем иным, как корпорацией. «Однако вопрос в том, чем госкорпорация отличается от других корпораций». 

Что касается нашего недавнего прошлого, то в 60-х годах в советской юридической науке идея функций государства как субъектно-политической характеристики содержания его деятельности получила широкое распространение. 

С.А. Комаров рассматривает функции государства в логической связи «цели-задачи-функции» и на этой основе дает следующее определение: «Функции государства являются основными (основными) направлениями (партиями, типами) деятельности государства в реализации своих задач по достижению определенных целей, обусловленных как его классом, так и его общесоциальной сущностью и социальным назначением".

Таким образом, анализ научной полемики по понятию функций государства показывает, что, несмотря на определенные различия в определении этого понятия, наблюдается тенденция к сближению взглядов, использованию всего наиболее рационального, что было введено в теоретический разработка этой проблемы различными авторами. С учетом уровня разработки концепции, достигнутой на сегодняшний день, идет процесс синтеза существующих интерпретаций и точек зрения, что позволяет в значительной степени преодолеть противоречия и различия. Многие теоретические взгляды все чаще сводятся к признанию того, что во всех случаях обсуждения функций государства речь идет о деятельности и роли государства, а функции государства в любой исторический период определяются объективными социальными потребностями.

Понятие функции государства возникло и начало развиваться на предыдущем этапе развития национальной истории государства и права. В рамках марксистско-ленинского подхода была выделена классовая сущность государства, а предмет, направление и содержание деятельности государства меняются в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства.

На современном этапе классовый подход к активной стороне государства также сохраняется, но с важным уточнением: понимание и социальное назначение государства расширяется и углубляется, жесткая связь между изменениями классовых характеристик государство и его функции отклонены. Как показала история, эта связь является более многоплановой, и на функции в большей степени влияют не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизни общества, существование цивилизации (экология, ядерное оружие). демография, сырье и другие глобальные проблемы). 

Как справедливо отмечает Л. А. Морозов, общая социальная активность государства обеспечивает определенную степень стабильности отношений и связей внутри общества, его целостности и единства на основе общественных интересов. Чем больше доля общих социальных функций, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоречий, средства достижения социального компромисса и стабилизации общественных отношений. Эта роль государства заставляет его отказаться в практической деятельности от использования исключительно методов насилия и принуждения. Ему все чаще приходится обращаться к авторитету общедемократических, гуманистических институтов и идей, например, к идее верховенства права, верховенства права в общественной и политической жизни, уважения прав человека, защиты национальных прав. меньшинства, различные формы участия населения в государственной и общественной жизни, поддержка начала самоуправления, обеспечение свободы прессы и гласности, судебная защита прав законных интересов гражданина и др. 

В связи с этим рассмотрим содержание функций, присущих состояниям различных социально-экономических формаций по мнению С.А. Комарова. 

Итак, функции состояний эксплуатирующих типов имеют существенные общие черты:

  1. ведущая роль функции прямого подавления эксплуатирующим меньшинством эксплуатируемого большинства населения. Различия связаны с методами, областью применения, конкретными целями подавления и классами, в отношении которых оно осуществляется;
  2. защита частной собственности на инструменты и средства производства; различия вытекают из характеристик самих форм частной собственности;
  3. обеспечение только внешних условий существующих отношений эксплуатации, ограниченного вмешательства государства в экономику.

Функции государства демократического типа по своему содержанию противоположны функциям эксплуатирующих государств:

  1. мгновенное значение функции прямого подавления; оно осуществляется большинством населения по отношению к свергнутому эксплуататорскому меньшинству и постепенно утрачивает свое значение, хотя возможны рецидивы;
  2. защита всех существующих различных форм собственности на средства производства;
  3. ведущая важность организационных функций, неизвестных эксплуатирующим государствам;
  4. целенаправленность функций для решения проблем демократического строительства.

Как классовые, так и общесоциальные принципы присутствуют в деятельности государства.

Таким образом, по источникам происхождения функции государства можно разделить на:

  1. возникающие из классовых противоречий;
  2. вытекающих из потребностей общества.

Формы реализации государственных функций субъекты власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило название форм осуществления государственной власти.

В теории государства и права различаются правовые и организационные формы реализации функций государства.

Под правовыми формами понимается деятельность, связанная с совершением юридически значимых действий в строго определенной законом форме. Существуют различные классификации правовых форм осуществления государственной власти.

Разделение этих форм широко распространено:

  • Для законотворческой деятельности;
  • Исполнительная (управленческая) деятельность;
  • Судебная деятельность.

Эта классификация основана, как вы можете догадаться, на принципе разделения властей.

Некоторые авторы (например, М.И.Байтин) добавляют к этому списку контрольно-надзорную деятельность государства.

В литературе существует другая классификация правовых форм, согласно которой юридические формы подразделяются:

  • Для законотворчества является формой осуществления государственных функций путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены правовых норм. Важнейшим компонентом, ядром законотворчества (нормотворчества) является законодательная деятельность;
  • Правоохранительная деятельность - это деятельность государственных органов по исполнению законов и подзаконных актов путем издания актов правоохранительных органов. В правоохранительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранная деятельность.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой властную, творческую исполнительную и административную работу государственных органов по реализации функций государства путем издания актов применения норм права, которые служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правовой деятельности. связи. Оперативная и исполнительная деятельность связана с ежедневным разрешением различных вопросов, возникающих перед органами исполнительной власти.

Правоохранительная деятельность - это форма осуществления функций государства через властную оперативную работу государственных органов по защите субъективных прав, предоставленных гражданам, и обеспечению выполнения возложенных на них правовых обязательств, по защите правопорядка от нарушений.

При осуществлении правоохранительной деятельности издаются правоохранительные акты (решения следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. д.).

Организационные формы

Наряду с юридическими широко используются различные виды организационных форм, которые иногда называют нелегальными формами государственной деятельности.

Это деятельность, которая не требует полной и строгой юридической регистрации. Это не связано с совершением юридически значимых действий (последние не влекут за собой правовых последствий). Организационные действия не требуют издания специальных правовых актов и осуществляются в порядке текущей, преимущественно управленческой, деятельности. Однако организационная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства, и закон здесь регулирует только общий порядок совершения действий.

Организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению государственных функций подразделяются:

  • По организационно-нормативным актам;
  • Организационно-экономические;
  • Организационные и идеологические.

Организационно-нормативная деятельность - оперативно-организационная работа по решению определенных конкретных политических задач (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования государственных органов, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, значимых мероприятий и т. д.);

Организационно-хозяйственная деятельность - оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материально-техническому обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, организация снабжения, сбыта);

Организационно-идеологическая деятельность - это ежедневная разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение законов и других изданных нормативных актов; формирование общественного мнения по тому или иному вопросу).

Организационные формы (нелегальные формы) не следует путать с действиями соответствующих должностных лиц, противоречащими закону. Такие действия могут быть осуществлены с помощью насилия, угроз вне сферы закона. В демократических странах достижение целей такими средствами недопустимо.

Однако это не означает, что государство не может использовать принуждение в своей деятельности. При реализации своих функций государство использует в зависимости от конкретной функции различные методы: убеждение, принуждение, поощрение, наказание.

Можно выделить следующие особенности функций государства:

  1. Функция государства не есть какое-либо, а именно основное, основное направление его деятельности, без которого не может обойтись государство на этом историческом этапе или на протяжении всего своего существования. Это стабильная, устоявшаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере.
  2. Функции выражают сущность государства.
  3. Выполняя свои функции, государство решает задачи, стоящие перед ним в управлении обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
  4. Функции государства являются управленческой концепцией. Они концентрируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества. По-видимому, этот вопрос является спорным из-за проблемы разделения понятий функции государства и функции управления. 
  5. Функции реализуются в определенных формах и особыми методами, характерными для государственной власти.

Совокупность этих особенностей позволяет утверждать, что на самом деле речь идет о функциональных характеристиках состояния, о наличии соответствующих функций в том или ином состоянии.

Появление определенных новых функций на разных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, жестко не определяется новой сущностью и формой государства. В то же время такие более или менее причинно-следственные связи все еще характеризуют функции государства, которые являются важнейшими направлениями деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и других сферах. Основные функции наиболее «чувствительны» к существенным изменениям состояния.

Другие функции находятся под сильным влиянием стабильных этнокультурных слоев общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобного. Таким образом, новый тип государства, возникший в процессе развития конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранить, а иногда и развить некоторые старые функции.

В государственности общества преемственность функций сохраняется, но механизм обновления функций также существует. Например, на появление новых функций влияют самоорганизующиеся, субъективные и даже случайные (синергетические) процессы, а не просто та или иная степень зависимости функций от изменений в сущности и форме государства.

Долгое время в науке поддерживался искусственно классовый подход, не всегда уделялось внимание особенностям функционирования государства в интересах всего общества. Но в наше время мы можем с уверенностью сказать, что любое государство осуществляет общую социальную деятельность, выступает в качестве представителя интересов всего общества, всех классов, социальных групп и слоев населения.

Как отмечено в А.Б. Венгеров, в первую очередь, на функции влияет научное, техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех современных государств без исключения подвержены влиянию научно-технических достижений 20-го века (а теперь и 21-го века - А.Р.). Этот эффект имеет два аспекта. С одной стороны, появляются жизненно важные направления государственной деятельности: поддержка науки, особенно фундаментальной науки, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой стороны, ограничение опасности, которая исходит от неконтролируемого появления и использования современных достижений науки и техники (ядерные технологии, генетика, медицинская биология, проблема клонирования и т. д.).

Кроме того, фактор окружающей среды, несомненно, можно отнести к числу факторов, влияющих на эволюцию функций государства. Если современные государства не возьмут на себя обязательство поддерживать условия существования людей на своей территории и не будут взаимодействовать с другими государствами, то в самом ближайшем будущем, по мнению А.Б. Венгеров, неизбежный социальный коллапс, глобальный кризис придет.

Интернационализация мировой экономики, общее переплетение экономических интересов, появление и доминирование транснациональных компаний и другие экономические факторы планетарного значения - это еще одна область, которая влияет на эволюцию функций.

Существуют различные основания для классификации функций государства.

В юридической литературе следующие критерии классификации различаются в меньшем или большем количестве:

  • объектами воздействия;
  • по продолжительности действия;
  • по социальной значимости;
  • по юридическим формам существования (принцип разделения властей);
  • на основе территориального масштаба

Общепринято разделять функции по объектам воздействия на внутренние и внешние. Внутренние функции связаны с выполнением задач внутри государства. Внешние функции связаны с выполнением задач на межгосударственном уровне, где государство является субъектом международно-правовых отношений.

Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения относительно перечня внутренних и внешних функций государства, которым будет уделено внимание при их дальнейшем рассмотрении.

В зависимости от продолжительности его действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции присущи государству на всех этапах его существования и развития (например, экономической функции), временные функции характеризуются небольшой продолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на определенных этапах своей жизни.

С. А. Комаров приводит пример временной функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, когда государственная система меняется во время революции. В результате перевоспитания или физического уничтожения бывших эксплуататоров эта функция полностью исчезает или сливается с другой (функция защиты правопорядка существующей системы).

По социальной значимости принято различать базовое и неосновное.

Что касается устоявшихся представлений об основных и неосновных функциях, можно рассмотреть определения, в соответствии с которыми базовые функции понимаются как «наиболее важные области его деятельности, охватывающие ряд отдельных однородных областей государственной работы», а неосновные функции государства означают« относительно более узкие области его деятельности, включенные в основные функции как элемент их внутренней структуры ». Это представление об основных и неосновных функциях, сформулированное еще в 70-х годах Н.В. 

Так, например, С.А. Комаров называет основные функции общими, исходя из того, что они выполняются всеми его органами во взаимодействии. Они присущи каждому звену государства. Он называет непрофильные функции отдельными, поскольку они характерны для отдельных государственных органов.

Общие функции государства осуществляются через отдельные функции государственных органов. И наоборот, отдельные функции тесно связаны с общими, они подчинены им, они являются средством их реализации, поэтому «было бы неправильно называть их« неосновными »по нашему мнению».

Следует отметить, что такая классификация в равной степени традиционна и противоречива. Многие авторы сомневаются в необходимости разделения функций на основные и неосновные, но в то же время не могут полностью опровергнуть его рациональность и необходимость. Нельзя опровергнуть тот факт, что, например, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях та или иная функция государства становится «более равной» среди других равных функций. Например, в войне функция защиты преобладает среди экономических, социальных и других, а в условиях экологических катастроф и аварий экологическая функция выходит на первый план. В связи с этим необходимо упомянуть связанную с этим проблему существования «основной» функции государства и «вторичных» функций.

Высказывается мнение, что «основная функция государства не может быть признана экономической и организационной деятельностью, поскольку это ведет к неизбежной национализации общественной жизни», и как таковая может быть признана как «защита интересов человека, защита его интересов».

Несомненно, в рыночной экономике сфера государственного регулирования экономической жизни страны очень ограничена и никоим образом не может быть главной среди других сфер государственной и человеческой деятельности. Но недооценивать экономическое влияние государства на экономику также неправильно. Именно кейнсианская модель поведения государства, выраженная в отказе от политики невмешательства со стороны государства и идеализации принципа «невидимой руки» (саморегулирование рынка), спасла Соединенные Штаты в свое время остановив "Великую депрессию" 1920-х и 1940-х годов. XX век.

Как М.Н. Марченко, «современное государство ... не имеет и не может иметь только одну единственную главную (основную) функцию».

Защита интересов человека и его прав - скорее не функция, а цель государства и всех, кто уважает его граждан. Но даже если такая цель считается полноценной функцией, то ее реализация невозможна без реализации всех других функций государства, что само по себе ставит под сомнение превосходство и автономность рассматриваемой функции. Опять же, во время «Великой депрессии» Соединенные Штаты направили все свои усилия на развитие экономики, признав именно для этого возможность сохранить «американский образ жизни», право своих граждан, недавних эмигрантов, на достойное жизнь.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть также можно отнести к числу критериев.

Действительно, деятельность государства по осуществлению своих функций облечена в правовые формы:

  • законотворчество;
  • исполнительная и административная;
  • правоохранительные органы;

Это означает, что функции государства подразделяются на законодательные, административные и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. 

A.B. Венгеров считает, что судебные и информационные функции входят в число правоохранительных функций.

Особое внимание следует уделить информационной функции, которая характеризует деятельность четвертого сословия - СМИ.

Специфика этой функции заключается в способах не влиять на общество: целенаправленная осведомленность населения, а иногда манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Однако не все правоведы признают эту классификацию. Многие считают, что это на самом деле не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти. То есть возникает путаница между функциями государства и государственной власти.

Классификация функций государства также дается на основе территориального масштаба, в котором они реализуются. В федеральном государстве это является функцией федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве это функции, выполняемые на территории единого, только в административно-территориальном отношении, делимого государства. В конфедерации это координирующие функции всего сообщества (союза) штатов и функции, которые реализуются на территории каждого из членов этого союза штатов. 

Западные теоретики - приверженцы концепции «государства всеобщего благосостояния» (Г. Ласки, К. Корсланд, Дж. Маден и др.).

Считают, что современное государство характеризуется следующими функциями:

  • в сфере политической жизни - предоставление социальных услуг, развитие системы социального страхования, обеспечение полной занятости;
  • в сфере экономической жизни - курс на увеличение государственной собственности, создание «смешанной» экономики, осуществление ее планирования;
  • в сфере социальных услуг - предоставление образовательных программ, медицинских услуг, профессионального, интеллектуального и нравственного «формирования» граждан. 

Внутренние и внешние функции государства

Подходы к классификации внутренних и внешних функций.

Наиболее распространена классификация функций государства на внутренние и внешние, то есть для определения деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого является государство, и по отношению к другим государствам.

Анализируя различную юридическую литературу, мне пришлось столкнуться с проблемой многомерного распределения подфункций между внутренними и внешними функциями. На самом деле правило сработало: сколько людей - столько мнений. Часто разница между классификацией, предложенной одним ученым, и классификацией, предложенной другим, заключалась в том, что та или иная подфункция является компонентом другой подфункции, или наоборот - подфункция делится на более мелкие. Тем не менее общий смысл разделения функций на внешние и внутренние функции сохраняется всеми авторами.

Итак, В.В. Лазарев относится к внутренним функциям:

  • установление и защита правопорядка;
  • защита прав собственности, других прав и свобод граждан;
  • экономический;
  • культурный;
  • Социальное;
  • экологический.

Внешние функции:

  • поддержание мира и мирного сосуществования;
  • обеспечение делового партнерства и сотрудничества;
  • защита государственного суверенитета от внешних посягательств;

Северная территория Шестаев относится к внутренним функциям:

  • защитный;
  • экономический;
  • социальные службы;
  • обеспечение и защита граждан;
  • культурно-просветительская;
  • защита окружающей среды;

Внешние функции:

  • защита государства от вооруженных нападений со стороны других государств;
  • поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность);
  • экономические и культурные связи;
  • борьба с международными преступлениями; участие в международной защите окружающей среды.

Что характерно, все авторы классификаций в целом отмечают, что объектами влияния функций государства являются крупные сферы жизни общества - экономика, социальная сфера, духовная жизнь общества, сложившийся общественный строй. Таким образом, в самой общей классификации функции могут быть экономическими, идеологическими, защитными, политическими как во внешней, так и во внутренней деятельности государства.

Далее в курсовой работе проведена классификация внутренних и внешних функций государства, предложенная А. Ф. Черданцевым.

В конце рассмотрения подходов к классификации внутренних и внешних функций государства я хотел бы отметить, что в юридической литературе есть мнение о потере в некоторой степени такого значения такого разделения функций.

Итак, Б.П. Курашвили категорически отвергает различие между внутренними и внешними функциями, поскольку не раскрывает фактической взаимосвязи функций. Он спрашивает: не имеет ли организационно-экономическая функция, объявленная внутренней, внешняя сторона в виде, скажем, организации экономического сотрудничества с другими странами; Или объявленная внешняя функция защиты не имеет внутреннего аспекта в виде, например, развития военно-экономического потенциала страны?

Трудно не согласиться с этими аргументами, поскольку каждая внутренняя функция государства также имеет внешний аспект, а каждая внешняя функция имеет внутренний аспект. Они органически взаимосвязаны, переплетены и проникают друг в друга. Другими словами, разделение функций государства на внутренние и внешние является условным. Однако каждая из функций государства по содержанию в целом служит для решения как внутриполитических, так и внешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государства на внутренние и внешние представляется нам приемлемым как с точки зрения науки, так и практики. 

A.B. Венгеров отмечает, что распределение глобальных функций, характеризующих деятельность современного государства, в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах и других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию, становится все более важным.

Особой проблемой является решение вопроса о централизации и децентрализации государственных функций. В тоталитарном и, как правило, унитарном государстве наблюдается чрезмерная централизация функций. А в федеративном государстве (в частности, в России - А.Р.) возникают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничить сферы деятельности и полномочия между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. 

Внутренние функции государства включают в себя:

  • Правоохранительная функция

Защита доминирующего способа производства, а также доминирующих и других форм собственности. Государство защищает права и свободы граждан путем издания законов, устанавливающих определенный порядок (правопорядок) в обществе, списка нарушений правопорядка, определяет меры ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования, рассмотрения дел. связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, предназначенных для борьбы с правонарушениями, определяет их компетенцию.

  • Экономическая функция.

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция «государства как ночного сторожа») до полного контроля над всеми видами экономической деятельности и регулирования всех проблемы экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда экономические связи множатся и неизмеримо усложняются, демократическое государство не остается сторонним наблюдателем. Он активно разрабатывает и реализует экономическую политику, в основе которой лежат принципы свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство использует различные рычаги влияния на экономику: налоговая и таможенная политика, кредиты и субсидии частным производителям, контроль над производством, контроль над ценами, качеством продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и т. д.; регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности, в частности использование защитных пошлин и более жестких мер - установление государственной монополии на всю внешнюю торговлю или на торговлю некоторыми товарами, установление монополии на вино и табак, использование государственные заказы на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Государство использует очень широкий арсенал средств - от мягкого, косвенного влияния через экономические рычаги (налоги, пошлины, субсидии и т. д.) До более суровых методов, через прямые предписания. Задача государства - установить «правила игры» с помощью законов и обеспечить их выполнение.

В периоды экономических кризисов, состояний депрессии и на переходных этапах вмешательство государства в экономику усиливается. Это типично, например, для современного этапа развития России. Опыт показывает, что экономические реформы, которые в настоящее время осуществляются в нашей стране, не могут быть эффективными без адекватного влияния государства на развитие экономических процессов. Отсюда - широкий спектр законодательных актов в этой области и экономических мер, осуществляемых государством, например, приватизация жилищного фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т. д.

  • Социальная функция.

Эта функция связана с экономической, во многом зависит от экономической линии государства. В целом, это проявление патернализма государства по отношению к личности, к той части общества, которая по ряду причин нуждается в поддержке со стороны государства.

Начало этой функции в реформах Отто Бисмарка в 90-х годах. XIX век. В настоящее время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливаются пособия по болезни, пособия в связи с несчастным случаем на производстве и т. д. В наши дни многие государства объявляют себя не только легальными, но и социальными, что закреплено в их конституциях.

Россия такое государство. В пункте 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, в частности, говорится: «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена ​​на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». 

В реализации социальной функции важное место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры и здравоохранения. В этих областях социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и т. д.) Образовательных, образовательных и научных учреждений, а также учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее общепринятым стандартам. Без образования граждане в настоящее время немыслимо активно участвовать в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих штатах образование является обязательным.

  • Экологическая функция

Функция появилась в XX веке. Государство вынуждено уделять серьезное внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Основным содержанием экологической функции является управление и координация деятельности пользователей природных ресурсов и переработчиков природных ресурсов с целью сохранения и защиты природной среды.

Функция основана на следующих принципах:

  1. Природные ресурсы подлежат охране со стороны государства, независимо от того, вовлечены они в хозяйственный оборот или нет.
  2. Использование природных ресурсов должно быть рациональным и соответствовать развитию государства.
  3. Строгое соблюдение природоохранного законодательства и строгая ответственность за его нарушение.

Это «классический» набор внутренних функций государства. Многие ученые, анализируя российское государство, по отношению к нему выделяют особые функции, о которых пойдет речь ниже.

Функция защиты

Связано с защитой государственных границ. Это, пожалуй, исторически первая внешняя функция государства. Вооруженные силы, необходимый государственный институт, создаются, прежде всего, для защиты от вторжений соседних государств. Эта функция выражает интересы всего общества, часто становится делом не только государства, но и всего народа как необходимым условием его существования. Согласно Конституции Российской Федерации «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации проходит военную службу в соответствии с федеральным законом».

Практическая реализация оборонительной функции возложена также на специальные государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границ и людей от внешних посягательств и обеспечения общественного порядка и безопасности граждан. Специальные вооруженные организации наделены компетенцией в соответствии с конституцией. Характер задач, выполняемых вооруженными государственными организациями, определяет особенности их формирования, деятельности, управления и поддержки.

Специальные вооруженные правительственные организации включают в себя:

  • Службы внешней разведки. Они собирают информацию в случае войны.
  • Служба безопасности. Он предназначен для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие

Геополитическая функция современного российского государства.

Функцией государства, по сути, является деятельность по реализации «государственных интересов», которые должны пониматься как потребности государства, потребности, которые служат реальными причинами для соответствующих видов государственной деятельности (функции государства).

Функционирование государства в решающей степени зависит от географических особенностей территории, что, в свою очередь, является важнейшей материальной особенностью государства. Поэтому круг вопросов, определяемых территориальной спецификой, безусловно, входит в сферу наиболее важных государственных интересов.

В связи с этим можно выделить ряд факторов, определяющих специфику государственно-функциональной деятельности в сфере территориальных интересов:

  • размер территории;
  • географическое положение (близость к мировому океану, наличие выходов в морское пространство, ландшафт и т. д.);
  • наличие (отсутствие) природных материальных ресурсов на данной территории, которые, в свою очередь, делятся на два типа: а) природные источники средств к существованию (дикие растения, фрукты, животные и т. д.); б) природные ресурсы, являющиеся предметом труда (уголь, нефть, энергия падающей воды и т. д.);
  • климатические условия играют важную роль, определяя специфику природных источников средств жизни;
  • особенности государственных границ (море, суша, прохождение горных хребтов и т. д.);
  • территориальное расположение государства по отношению к другим государствам (имеющим (не имеющим) доступ к морским пространствам, экономически развитым (не развитым), традиционно враждебным (дружественным), с одинаковой (сходной) или другой религией и т. д. и т. д. и т. д.).

Выявленные географические факторы составляют основу геополитических интересов любого государства, независимо от формы правления, территориальной организации и политического режима. Достижение оптимального соотношения вышеперечисленных факторов всегда было и есть в сфере интересов государства, поскольку оно напрямую связано с обеспечением нормальной жизни государственной безопасности. Исходя из перечисленных потребностей, государства проводили военную экспансию, проводили колониальную политику, группировались в союзы и блоки, вступали в политическую конфронтацию, вели завоевательные и освободительные войны, заключали мирные договоры и т. д. Так как оптимальное соотношение считалось географическим Факторы жизненно необходимы любому государству, вполне законно говорить о распределении геополитической функции.

Геополитика, являясь специфической областью общей политики как сферы социальной активности, находится под влиянием политических тенденций на мировой арене. В результате процесс реализации геополитической функции государства также находится под влиянием глобальных тенденций, которые можно определить как направление деятельности государства, целью которого является оптимальная форма объединения геополитических факторов, отвечающая интересам целостности и безопасности государства. В связи с этим следует отметить, что в настоящее время мировая политика вступает в новую фазу своего развития. По мнению С. Хантингтонта, основные конфликты в глобальной политике будут происходить между нациями и группами разных цивилизаций как столкновение разных культур (1).

Взаимодействия между народами разных цивилизаций усиливаются и влияют на цивилизационное сознание в целом. Похоже, что самобытность цивилизаций будет приобретать все большее значение, а внешний вид мира будет все больше определяться взаимодействием семи или восьми основных цивилизаций. Среди них западный, конфуцианский, японский, исламский, индуистский, славянский православный, латиноамериканский и, возможно, африканский. Эти культурные и политические образования имеют свои собственные жизненные интересы, жертвовать которыми - значит обречь себя на разрушение. Внешняя политика стран будет все больше определяться их принадлежностью к цивилизации.

Точка зрения С. Хантингтона в основном точно отражает реалии международной политики и решительно определяет геополитические перспективы. На самом деле не замечают тенденцию разделения мира в соответствии с общими цивилизационными интересами, основанными на культурных, исторических и особенно религиозных основах. Об этом особенно ярко напомнили события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне, которые, в свою очередь, стали причиной действий так называемой антитеррористической коалиции в Афганистане.

Конечно, новые реалии мировой политики оказывают влияние на политические процессы, как международные, так и региональные. Геополитика как форма реализации геополитической функции современного государства становится одним из важнейших средств защиты государственных и национальных интересов. Эффективное выполнение геополитической функции имеет особое значение для России, которая, благодаря своему географическому положению, обширной территории с богатыми природными ресурсами, может быть, с одной стороны, наиболее уязвимой, с другой - очень успешно использовать географические факторы в своих национальных интересах. В то же время, к сожалению, следует отметить, что после распада СССР именно в этом направлении Россия потерпела серьезные поражения.

Например, наиболее важным принципом геополитики является положение о том, что лучшими границами для любого государства являются морские границы. И правильно в этом отношении В.В. Жириновский заметил: «Если мы потеряем моря, мы погибнем как нация». Сегодня ситуация такова, что мы фактически добровольно отказались от всех стратегически важных выходов в моря, которые были проложены более чем одним поколением русских людей. Вопрос территориальной целостности часто решался не в пользу геополитических интересов России. Территориальные проблемы существуют практически на всех границах государства (кроме, пожалуй, только северных границ).

Другая проблема не менее важна. Сфера геополитических интересов государства также включает его территориальное расположение относительно других государств. В связи с этим важнейшим компонентом реализации геополитической функции государства является также поддержка в своем роде. Именно эти отношения называются братством между народами. Ведь если сегодня они разрушают территориально-государственную целостность, разрушают государственность народов со схожей культурой и общими историческими корнями, то где гарантия, что завтра те, кто не пришел к нему на помощь, не будут уничтожены? К сожалению, сегодня Россия все меньше руководствуется этим принципом. S.N. Бабурин: «Отсутствие внешнеэкономической концепции и оборонной доктрины поставило нас перед фактом не только ухода России из рядов великих держав, но и не реальностью того, что Россия перестала считаться с исчезновением ядерного оружия она становится колонией третьего сорта, сырьевым придатком ведущих индустриальных государств. Хуже всего то, что мы находимся среди элементарных лжесвидетелей и позорных государств. Мы отказались от всех наших союзников как в Варшавском договоре, так и в наших долгосрочных отношениях со странами третьего мира».

Основным «жизненным» интересом любого государства является сохранение самого государства, его независимости и территориальной целостности, защита свободы и безопасности народа. На Западе они понимают, что «сохранение нынешней территории Российской Федерации - это первый и главный национальный интерес новой России, цель, которую разделяет подавляющее большинство российской элиты».

Геополитические интересы России. Разумеется, они предполагают сохранение и развитие СНГ на основе расширения взаимовыгодного экономического сотрудничества и межгосударственного сотрудничества, координации усилий по ключевым вопросам внешней политики и обороны, культурного обмена и прав человека. Основная задача этого плана - не допустить раскола СНГ на «подотделы», возглавляемые, с одной стороны, Россией, а с другой - Украиной.

Отношения со странами СНГ и Балтии должны строиться на взаимовыгодной основе с учетом взаимных геополитических интересов. В связи с этим, с одной стороны, реализация Россией принципов государственного суверенитета в международном праве имеет особое значение, с другой стороны, требование их соблюдения со стороны других субъектов геополитических отношений.

Отношения с Западом и, прежде всего, с Соединенными Штатами, вероятно, останутся среди российской внешней политики. В этом случае национальные интересы России подразумевают совместное решение ряда вопросов контроля над вооружениями, в том числе поиск разумного компромисса между желанием американцев пересмотреть договор о противовоздушной обороне 1972 года и намерением россиян сохранить полноценный национальный ядерный потенциал с возможным сокращением общего количества стратегических вооружений с обеих сторон. Соединенные Штаты остаются не только ведущим государством - кредитором России (напрямую и через их влияние на военно-морской флот и Всемирный банк), но и, в долгосрочной перспективе, рынком с высокой пропускной способностью для российских товаров.

Трудно оспорить тот факт, что реальные национальные интересы России не могут не иметь глобального характера. В соответствии с концепцией «многополярного» мира, принятой российским МИДом, Россия пытается избежать (но не всегда удается) односторонней ориентации на партнерство с одним регионом планеты за счет других. Развитие отношений с Китаем приобрело серьезное значение в этом отношении, особенно сейчас, после удовлетворительного решения проблем делимитации границ. Страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии (прежде всего Китай, Индия, Иран и штаты Индокитай) имеют все шансы стать ключевыми торговыми партнерами России в XXI веке. В настоящее время это, по сути, единственный обширный регион в мире, который стабильно получает высокотехнологичную продукцию российского производства. Военно-техническое сотрудничество, совместные проекты по защите окружающей среды, развитие субрегиональных и местных рынков, многосторонние инициативы ООН и других организаций в целях установления более справедливого режима международных экономических отношений могут дать новые возможности восточной политике России.

Активизация Россией усилий по урегулированию арабо-израильского конфликта восстанавливает свою традиционную роль на Ближнем Востоке в не так давно условиях заметного этнополитического присутствия в Израиле эмигрантов из России и бывшего СССР. Россия не может оставаться в стороне от того, что происходит в Ираке, хотя бы потому, что она заинтересована в возврате своего долга.

Этот аспект проблематики геополитических интересов России также имеет большое значение. Почти все понимают, что ни одна из геополитических задач государства не может быть решена без правильной экономической стратегии. Решение существующих проблем в отношениях между

Москва и регионы, обеспечивающие территориальную целостность России, укрепляющие ее позиции в СНГ и мире в целом, в равной степени определяются наличием средств, адекватных поставленной задаче, и их целевым размещением. Необходимые средства доставляются национальным производителем, предпринимателем и налогоплательщиком. Уважающее себя государство обязано создавать условия, способствующие процветанию отечественного экономического комплекса. Сохраняя неослабное внимание к вопросам международной безопасности и обороны, внешняя политика России, так сказать, «хорошо написана», чтобы помочь уменьшить одностороннюю внешнеэкономическую зависимость государства, создавая благоприятные условия для его постепенного возвращения в группу средних и высокоразвитые страны планеты.

Вывод:

Только на этом пути мы видим вполне возможное укрепление российского государства и развитие гражданского общества, а также заключение пакта между ними, который отвечал бы национальным интересам России как уникального сообщества цивилизационного масштаба. Все вышесказанное в целом позволяет свести геополитическую функцию государства к аспекту эффективной защиты интересов государства как социальной системы и обеспечения безопасности государства в отношениях с другими субъектами (на международной арене). В связи с этим современная концепция, разработанная группой датских и немецких этнологов и социологов, основана на гегелевской теории «борьбы за признание» и клаузевицкой «теории войн» этнолога Т. Хойруп, который выделяет функцию защиты как общую функцию государства. По его мнению, первое условие, которое позволяет вообще говорить о государстве, это то, что мы имеем дело с субъектом, способным защитить себя, чтобы оставаться признанным членом мировой государственной системы. В этом смысле понятие государства теоретически является конечной точкой в ​​теории отношений государства. «Смещение центра тяжести на функцию защиты открывает новую перспективу, в связи с чем на повестке дня стоит изменение взглядов на состав государства и общества. Отказ от предыдущих идей, согласно которым государство считалось объединением отдельных лиц, классов и учреждений, которые выполняли свои внутренние функции в едином обществе, - концепция, которая стала фундаментальной с тех пор. По мере того как Гоббс вновь вводил функционализм в общественные науки, мы приходим к выводу, что государство должно рассматриваться как признанный член системы государств, сохраняющий свой суверенитет».

Далее Т. Хойруп фактически предлагает отход от структурного функционализма. «Вместо того, чтобы смотреть на состояние снизу и изнутри, мы должны смотреть на него сверху снаружи. Наши убеждения, основанные на социальной организации, должны измениться. Теперь мы должны определить государство через его способность защищать себя перед другими государствами. Исходя из идеи о том, что государство представляет собой объединение отдельных лиц или классов, мы пришли к выводу, что государство является элементом системы государств, развивающаяся структура которой разделена на отдельные государства".

Таким образом, датский ученый очень точно охарактеризовал направление, аспект, в рамках которого проблема геополитических интересов России должна подходить к вопросу эффективного функционирования российской государственности в этой области.