Фрилансеры на российском рынке труда

 
Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 14.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблемы занятости и безработицы в экономике современной России
Занятость населения и безработица в России. Проблемы регулирования
Рынок труда и безработица. Государственная политика занятости
Занятость и безработица в современной экономике


Введение:

Актуальность исследования фриланса в России и его последствий обусловлена следующими обстоятельствами:

  • Во-первых, это связано с самим появлением свободной занятости (фриланса) в России, которая сложилась только в последние шесть-семь лет, в отличие от Западной Европы и США, где фриланс существует уже более 50 лет. Модернизация экономики и социальной жизни, продолжающийся научно-технический прогресс, последствия мирового финансового кризиса, затронувшего все сферы жизни, проблемы и перспективы вступления России в ВТО обусловили появление новых форм и видов занятости на российском рынке труда. Стабильная занятость, гарантированный доход, социальные гарантии и постоянная занятость соответствовали требованиям и условиям рынка труда в ХХ веке. Сегодня в связи с развитием информационных технологий занятость все больше тяготеет к менее жестким формам, широкое распространение получают дистанционная занятость, самозанятость и некоторые другие явления, общей чертой которых является снижение зависимости работника от работодателя;
  • Во-вторых, до настоящего времени не было проведено социологического исследования фриланса. Были попытки объяснить появление фриланса экономическими фактами. Были также поверхностные исследования кадровыми агентствами поведенческих установок сотрудников вообще и фрилансеров в частности, то есть фриланс объяснялся с точки зрения психологии. В связи с этим отсутствует научная методология проведения социологического исследования фриланса, а факторы, определяющие рост общественного интереса к этому явлению и переход работников и работодателей на рынок фриланс, услуг, должным образом не определены. Отсюда следует, что для оценки состояния фриланса в России, его динамики и ожиданий россиян относительно свободной занятости необходимо всестороннее изучение состояния фриланса на рынке труда и занятости в России;
  • В-третьих, отсутствие четкого сущностного определения фриланса препятствует правильному развитию рынка фриланс-услуг из-за всестороннего понимания сущности фриланса и его характеристик, что в свою очередь вызывает противоречия в применении трудового законодательства в отношении свободных работников.

Как видим, актуальность социологического исследования фриланса как социального феномена подтверждается различными способами. Это свидетельствует как о социальном разнообразии объекта исследования, так и о многообразии подходов к изучению данного феномена.

С одной стороны, правовое регулирование трудовых отношений между фрилансерами и работодателями не отвечает существующим потребностям российского рынка труда и занятости, так как из-за различных трактовок понятия фрилансер возникают противоречия в применении трудового законодательства в отношении свободных работников. С другой стороны, рост безработицы, жесткие подходы работодателей к трудовому графику, строгость трудового графика, отказ от премий и задержек в выплате заработной платы противоречили задачам модернизации политической и социально-экономической систем российского общества.

Научное исследование такого сложного и динамичного объекта, как фриланс, требует системного подхода, открывающего возможность более глубокого и в то же время всестороннего изучения социального содержания этого процесса, особенностей, объективных условий, субъективных факторов и закономерностей, влияющих на него.

Социологический анализ свободной занятости-фриланса актуален как в научном, так и в прикладном плане.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ современной научной литературы позволяет утверждать, что вопрос о свободной занятости (фрилансе), если и пользуется популярностью, то только в достаточно узких научных кругах.

Состояние научной разработки проблемы заключается в том, что исследователи уже предприняли попытки разработать концепции, способные отразить некоторые качественные характеристики фриланса.

По исследуемой проблеме вся литература может быть разделена на методологическое-важнейшее и фундаментальное направление, являющееся, по сути, основой всех исследований по исследуемой проблеме, включает в себя работу специалистов по вопросам труда и занятости в рамках социально-экономической парадигмы, представленной в классических работах 

Объектом исследования являются фрилансеры в современной России.

Предметом исследования является фриланс как вид занятости в современной России.

Целью исследования является выявление тенденций развития фриланса на рынке труда современной России.

Гипотеза исследования. Переход сотрудников на фриланс в современной России выражен слабо.

Исследование базируется на использовании общенаучных методов, совокупности методов сбора первичной информации (анкетный опрос, интервью, наблюдение, источниковедческий анализ и работа с документами), проверке достоверности источников и результатов их статистической обработки.

Для достижения этой цели ставятся следующие исследовательские задачи: 

  • Рассмотрим теоретические подходы к изучению фриланса;
  • Определение свободной занятости (фриланса) на основе сравнительного анализа различных видов и форм занятости;
  • Изучение состояния фриланса в современной России;
  • Выявление объективных и субъективных факторов функционирования рынка внештатных услуг в России;
  • Опишите социально-психологический портрет современного российского фрилансера.

Теоретико-методологические основы социологических исследований фриланса

Изучение теоретических подходов к изучению фриланса проводилось с основным акцентом на анализ современной социально-экономической парадигмы, включающей социологию труда, теорию отчуждения труда Франкфуртской школы социологии, а также современную парадигму информационного общества. Теория отчуждения труда позволила нам дать в диссертации наиболее полное описание свободной занятости с точки зрения решения этой проблемы.

При сравнении свободной занятости, фриланса с различными видами нестандартной занятости, например, с дистанционной (удаленной) занятостью, этот вид занятости также рассматривался через призму парадигмы информационного общества. Для определения истоков возникновения нестандартных видов занятости в конце ХХ века, в том числе свободной занятости (фриланса), в ходе настоящего исследования фриланса было обращено внимание на фундаментальные теории, выдвинутые представителями Франкфуртской школы (Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас и др.), так как исследователи этой области в разное время, опираясь на теорию отчуждения труда Карла Маркса, подвергали глубокому анализу принципы отчуждения труда и принципы свободы, которые являются основополагающими в данном исследовании социальной сущности фриланса.

Результаты проведенного анализа показывают, что сегодня научная картина понимания фриланса как социального явления определяется тем, что появление фриланса обусловлено объективными причинами и связано с самим существованием рынка труда и его зависимостью от научно-технического прогресса.

Анализ современной научной литературы позволяет говорить о том, что проблема свободного трудоустройства (фриланса) привлекает внимание лишь достаточно узких научных кругов. В то же время многие направления прикладных и научных исследований, так или иначе, в основном косвенно, затрагивают эту проблему, современное состояние рынка труда и занятости, безработица, нестандартная и вторичная занятость, занятость молодежи, отношение к труду, мотивация к труду и экономической деятельности, отчуждение труда и многие другие.

Сущность фриланса как социального явления

Определение понятия свободной занятости (фриланса) основано на сравнительном анализе различных форм и видов занятости. В настоящее время в научной литературе нет определения понятия фриланс. Чаще всего исследователи предлагают определения сущности самих сотрудников, занимающихся фрилансом, что не позволяет в полной мере говорить о сущности этого явления. В литературе по проблемам занятости часто предлагается весьма дробная классификация видов занятости. Для наиболее точного определения сущности и места фриланса среди множества различных видов и форм занятости в диссертации проведен сравнительный анализ с некоторыми наиболее близкими формами занятости, внештатная занятость, дистанционная (удаленная) занятость, самозанятость, надомная работа, портфельная занятость, предпринимательство.

Фриланс (свободная занятость) - это вид занятости на рынке товаров и услуг, характеризующийся самостоятельностью в выборе формы и места ее осуществления и низкой степенью зависимости от работодателя.

Сотрудник, занимающийся данным видом деятельности (фрилансер), обладает высокой степенью свободы, возможностями для самореализации и творческого роста, а также определением личного графика работы. Трудоустройство фрилансеров регулируется законодательными актами трудового и гражданского права в части внештатной занятости, самозанятости, индивидуального предпринимательства и трудоустройства по гражданско-правовым договорам.

Из этого определения следует, что фриланс не обязательно является внегосударственной работой, так как даже работая в штате компании, работник, работающий удаленно или со свободным графиком работы, также имеет высокую степень свободы, возможности для самореализации, самостоятельности в выборе формы и места работы и довольно низкую степень зависимости от работодателя.

Методология социологического исследования фриланса

Для определения реального уровня свободной занятости в России и ожиданий граждан относительно появления этого явления на рынке труда была разработана качественная методология социологического исследования фриланса.

В статье рассматриваются отдельные виды социологических исследований, возможности и ограничения их применения в социологическом исследовании фриланса в России как социального феномена. Автор также раскрыл особенности организационных процедур социологического исследования фриланса, их содержание и последовательность.

Разработана и описана методика и методика применения качественных и количественных методов социологического исследования, используемых при проведении конкретного исследования и обосновании обоснованности полученных результатов в социологическом исследовании фриланса.

Рассматривая понятие отношение к фрилансу, мы выделили три качества, которые его формируют: 

  • Личностной ориентации;
  • Профессиональная ориентация;
  • Общая социальная направленность.

Личностная ориентация - это совокупность мотивов деятельности и поведения, выражающих характер отношения фрилансера к самому себе, другим людям, обществу, уровень его самосознания и социальной ответственности.

При рассмотрении профессиональной ориентации фрилансера основное внимание в данной работе уделялось уровню и структуре его профессиональных притязаний и оценке профессиональных качеств фрилансеров работодателями и обществом в целом.

Под общей социальной ориентацией понимается совокупность социальные характеристики фрилансера. Она включает в себя, оценку важности свободной занятости для фрилансера и оценку важности свободной занятости для общества.

Исходя из этих качеств, в диссертации выделяются основные объективные и субъективные факторы, влияющие на мотивы сотрудников идти на фриланс. Факторы были сгруппированы в три блока, которые так или иначе влияют на формирование поведенческих установок свободных работников к труду, личностные, профессиональные и общесоциальные.

Разработанной автором методикой было проведено исследование состояния и закономерностей функционирования и развития фриланса в России, которое включало опрос общественного мнения работающего населения, онлайн-интервью фрилансеров и вторичный анализ существующих исследований. В отличие от ранее проведенных исследований по вопросам свободной занятости, авторские исследования сосредоточены не на количественных показателях (количество свободных работников в зависимости от пола, возраста и занятости), а на качественных показателях (причины перехода на фриланс, факторы, влияющие на рынок фриланс-услуг). 

Состояние фриланса в современной России

Судя по количеству зарегистрированных пользователей крупнейшего интернет-портала, посвященного фрилансу, их число сейчас превышает 1,3 миллиона человек.

За последние несколько лет количество сотрудников, желающих работать на себя, творчески развиваться и реализовывать себя, неуклонно растет. Растет не только число самих фрилансеров, но и интерес к ним со стороны менее свободных работников, СМИ и государства.

Согласно результатам проведенного автором опроса, почти каждый второй городской житель России (54%) знает о таком явлении, как фриланс. Большинство из них - это люди с высоким уровнем образования, занятые в сфере информационных технологий, СМИ, творческих профессий, образования, чаще всего занимающие руководящие должности, а также индивидуальные предприниматели.

Большинство жителей малых и средних городов со средним и неполным средним образованием, представители рабочих профессий, занятых в промышленности, строительстве и транспорте, а также безработные и пенсионеры, ничего не слышали о фрилансе.

Фриланс в России находится в зачаточном состоянии, но, как и в других странах, где он уже давно существует, фриланс имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Результаты онлайн, интервью и вторичного анализа исследований фрилансеров практически все преимущества фриланса связаны с различными проявлениями свободы, во-первых, это возможность полностью управлять своим временем (гибкий график) (80% фрилансеров отметили это преимущество), возможность работать удаленно (65%), выбор в 2009 году количества зарегистрированных пользователей сайта free-lance.ru самый крупный интернет-портал о фрилансе насчитывал 350 тысяч человек. К сентябрю 2011 года это число уже приближалось к 1 миллиону, а в апреле 2012 года превысило 1100 тысяч. к концу декабря 2012 года было создано более 1300 тысяч интересных рабочих мест (56%), а также отсутствовали непосредственные руководители (50%).

Основными негативными чертами свободной занятости являются нестабильность и непредсказуемость будущих доходов (55%), высокие риски и вероятность мошенничества со стороны клиентов (44%), а также сложный поиск новых проектов (29%), что неудивительно на высококонкурентном рынке фриланса. Кроме того, среди основных недостатков-отсутствие социального пакета и социальных льгот и гарантий (от 27% до 32%). 

Трудовые ценности и мотивация

Самым важным аспектом работы для фрилансеров является интересная работа, ее отметили 82% всех опрошенных. Ей удалось отодвинуть на второе место (78%) такой, казалось бы, незыблемый фактор, как хорошая зарплата, который имеет первостепенное значение в современной России, где он важен практически для всех 96%. Фрилансеры гораздо больше стремятся к трудовым достижениям и инициативности, третье место по количеству трудовых ценностей занимает стремление к работе.

Немаловажную роль играет удобный график работы (58%), а выбранная форма занятости позволяет им успешно сочетать свои желания с возможностями.

Надежное место работы неизменно входит в тройку главных трудовых приоритетов россиян, но значимость этого фактора для фрилансеров в 2,5 раза меньше, только 34% респондентов считают его важным. Вряд ли будет преувеличением сказать, что фриланс часто воспринимается как низшая форма занятости. Однако фрилансеры демонстрируют способность противостоять социальному давлению. Только 22% фрилансеров выражают потребность в работе, которая вызывает уважение, что примерно в 1,5 раза меньше общероссийских показателей. Фрилансеры, настоящие трудоголики, им не свойственно стремление к низким затратам труда. Не слишком тяжелая работа привлекает лишь 13% из них, а большой отпуск - 8%. Последний показатель в 4 раза меньше, чем у россиян в целом.

Помимо изучения отношения к труду в целом, были выявлены преимущества и недостатки фриланса как особой формы занятости. Практически все преимущества фриланса связаны с различными проявлениями свободы, прежде всего, это гибкий график (79%) и возможность работать из дома (66%). Около половины всех опрошенных выбирают фриланс, потому что он дает им возможность самостоятельно выбирать проекты (54%) и брать на себя полную ответственность за ход работы (48%)

позволяет совмещать работу с учебой или трудоустройством (49%) и не привязывает ее к конкретному рабочему месту (45%). Треть опрошенных удовлетворены тем, что им не приходится подчиняться корпоративным правилам (34%), у них нет начальства и постоянного контроля над ними (32%). Также наблюдается отсутствие рутины и разнообразия выполняемых работ (35%).

Недостатки свободной занятости являются обратной стороной ее преимуществ. Основными проблемами являются нестабильность и непредсказуемость будущих доходов (58%) и высокие риски, вероятность мошенничества со стороны клиентов (52%). Поиск новых проектов также является актуальной проблемой (33%), Что неудивительно на переполненных высококонкурентных рынках.

Кроме того, российских фрилансеров угнетает отсутствие социальных гарантий (29%), социального пакета (26%) и легального, документально подтвержденного дохода (21%), что существенно ущемляет их права по сравнению с традиционными, штатными работниками. Каждый пятый из наших респондентов отмечает относительно низкий уровень доходов и отсутствие карьерного роста и продвижения по службе. Заметное беспокойство вызывает отсутствие общения с коллегами (29%). Это говорит о том, что социальная изоляция электронных фрилансеров не является надуманной проблемой. Она вырастает из двух оснований, независимого статуса занятости, который подразумевает индивидуальную работу, и удаленного взаимодействия, которое сводит к минимуму общение лицом к лицу. В выбранных нами группах были обнаружены следующие различия.

Будущие фрилансеры чаще других называют возможность совмещать трудоустройство с учебой или работой по найму среди преимуществ, а среди недостатков, высокие риски, вероятность мошенничества со стороны заказчика. Поскольку большинство этих людей планируют совмещать фриланс с полной занятостью и рассматривают его только как возможность заработать дополнительный доход, им не так важны такие положительные моменты, как отсутствие начальства и постоянного контроля, отсутствие необходимости подчиняться корпоративным правилам и относительно высокий уровень дохода.

Бывшие фрилансеры, как правило, критически относятся к фрилансу. Они гораздо чаще других сосредотачиваются на его недостатках и уделяют гораздо меньше внимания его достоинствам. Основываясь на их ответах, мы можем определить причины, по которым эти люди оставили свободную работу. Ключевым фактором для них, по-видимому, является низкий уровень доходов, так как 35% бывших и только 20% нынешних фрилансеров выражают недовольство своим заработком. Кроме того (и это подтверждается анализом трудовых ценностей), бывших фрилансеров угнетает отсутствие карьерных возможностей, необходимость самоорганизации и монотонность проектов, которые им приходилось выполнять.

На первом месте среди недостатков, как и у всех других исследуемых групп, стоит неопределенность и непредсказуемость будущих доходов. Соответственно, можно сделать вывод, что люди, уходящие из фриланса, чаще стремятся к материальному благополучию, стабильности, карьерному росту и социальному признанию.

Закономерности функционирования рынка внештатных услуг в России

Закономерности функционирования рынка внештатных услуг на российском рынке труда и занятости населения. Функционирование и развитие рынка труда и рынка внештатных услуг, в частности, подчиняется определенным закономерностям, формированию спроса и предложения рабочей силы, динамике и условиям занятости, безработице, государственному регулированию рынка труда и др.

Закономерности формирования спроса на рынке внештатных услуг. Установлено, что на спрос на фрилансеров в настоящее время, и особенно в условиях экономического кризиса и посткризисного периода, влияет несколько факторов. Во-первых, не все работодатели имеют достаточное количество штатных специалистов с требуемой квалификацией и специализацией, а во-вторых, услуги фрилансеров обходятся дешевле. При этом средняя зарплата фрилансеров выше, чем у офисных работников, что в первую очередь связано с затратами работодателей на создание рабочего места, уплату налогов и т.д.

Закономерности предложения рабочей силы на рынке внештатных услуг. Помимо высокой конкуренции, на предложение рабочей силы на рынке внештатных услуг влияют и другие факторы. В настоящее время на российском рынке труда фрилансеры, которые в силу своей специфики имеют возможность работать на нескольких работодателей одновременно или выполнять несколько проектов одновременно, практически постоянно находятся в поиске работы и предлагают свои услуги.

Анализ результатов, полученных в ходе опроса фрилансеров, а также вторичный анализ результатов переписи электронных фрилансеров выявили социальные характеристики, которые могут составить социально-психологический портрет современного фрилансера.

Более половины российских фрилансеров - это мужчины, работающие в таких профессиях, как программирование, дизайн, веб-дизайн, графика. Женщины в основном представлены в работе с текстами, копирайтинге, переводе и фотографии. Средний возраст фрилансеров, от 18 до 30 лет.

Для половины сотрудников фриланс - это единственный способ заработать деньги. В то же время более половины фрилансеров считают доход, полученный от фриланса, достаточным для жизни.

Проведенный анализ показал, что российский рынок внештатных услуг напрямую связан с безработицей. В марте 2013 года молодежь в возрасте до 25 лет составляла 27,5% безработных, что больше аналогичного показателя марта 2012 года (этот показатель находился на уровне 26,6%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,0%, 20-24 года - 20,6%). самый высокий уровень безработицы в 2012 году наблюдался в возрастной группе 15-19 лет (37,0%) и 20-24 года (17,5%). Опять же, российские фрилансеры - это молодые люди в возрасте до 30 лет.

Условия труда и удовлетворенность работой. Помимо этих факторов, на динамику и функционирование рынка труда и внештатных услуг влияют также условия занятости и удовлетворенность работников своей работой, в том числе удовлетворенность заработной платой, взаимоотношениями с руководством, коллективом и др., что непосредственно связано с процессом отчуждения труда.

Среди основных причин перехода на фриланс (по результатам собеседования) фрилансеры в основном (30%) выбирают фриланс для себя из-за свободы выбора клиентов, распорядка дня, а также выделяют фриланс как дополнительный/более выгодный источник дохода (каждый четвертый).

Основные направления совершенствования рынка внештатных услуг

В ходе теоретического и практического исследования рынка труда и рынка внештатных услуг был выявлен ряд проблем и противоречий в существовании фриланса в России и функционировании рынка внештатных услуг. Отсутствие четкого определения фрилансера и фрилансера как наемного работника приводит к тому, что все предусмотренные предложения по изменению действующего трудового законодательства не могут охватить все категории свободных работников. разработаны и научно обоснованы предложения по развитию рынка внештатных услуг в России с учетом зарубежного и отечественного опыта, а также авторский подход, направленный на социальное развитие общества и рынка труда и занятости в России. Успешное разрешение противоречий этого процесса возможно только на основе прогнозирования развития данного рынка услуг.

Заключение

Гипотеза исследования, выдвинутая исследованием, была подтверждена. Можно с уверенностью сказать, что тенденции развития фриланса в настоящее время и отношение сотрудников к фрилансу недостаточно выражены. Это утверждение подтверждается результатами исследования, в ходе которого выявлен ряд субъективных и объективных факторов, влияющих на развитие данного феномена в России: недоверие к государственным институтам, работодателям, отсутствие социальных гарантий, неэффективность правовой системы. В дальнейшем рынок внештатных услуг будет развиваться крайне непоследовательно, что обусловлено нестабильностью российской экономики, рынка труда и занятости, последствиями финансово-экономического кризиса, вступлением России в ВТО, недостатками трудового законодательства.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования при разработке изменений и дополнений в трудовое законодательство и постановления правительства на уровне государственных органов при подготовке нормативных правовых актов и формализованных документов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, находящейся в его ведении, на уровне управленческих структур рынка труда, а также на уровне местных управлений служб занятости, которые непосредственно работают с населением в сфере труда и занятости и непосредственно оказывают населению государственные услуги в сфере занятости.