Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Предмет: Семейное право
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 08.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по семейному праву:

 

Много готовых рефератов по семейному праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Правовые отношения родителей и детей
Государство и религиозные организации
Условия и порядок заключения брака
Судебные споры, связанные с воспитанием детей


Введение:

Остался без попечения родителей. К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительской опеки также может быть вызвано болезнью родителя, препятствующей выполнению им родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в колонии и др.), уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей забрать своих детей из образовательных учреждений) и по другим основаниям (статья 121 СК, пункт 3 статьи 31 ГК РФ).

Например, в 2001 году. Было выявлено 128 100 детей, оставшихся без попечения родителей, в то время как в 1997-2000 годах этот показатель составлял 105534, 110930, 113913 и 123200 детей соответственно. Их общее количество составляет около 700 тысяч. Более того, лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным, не более 10%) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к феномену так называемого социального сиротства, то есть являются сиротами при живых родителях, в этом и заключается актуальность выбранной темы.

Основными причинами увеличения числа детей-сирот, имеющих живых родителей, являются снижение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В связи с этим защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, является чрезвычайно важной в Российской Федерации.
Предметом исследования являются дети, оставшиеся без попечения родителей.
Объектом исследования являются формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с требованиями международного права ребенок, временно или навсегда лишенный своего семейного окружения или не имеющий возможности оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства. В Российской Федерации задачей общегосударственного значения является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовно-нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психолого-медико-педагогической помощи.

В целях преодоления социального сиротства Правительством Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых актов, создана система профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, контроля за размещением детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель,  выяснить правовые аспекты устройства детей, оставшихся без попечения родителей.


В ходе исследования были поставлены следующие задачи: 

  • Изучение и анализ юридических документов, относящихся к данной теме;
  • Изучить и проанализировать специальную литературу.

Основное внимание было уделено изучению семейных форм воспитания детей (усыновление, опека и попечительство, приемные семьи), так как этим формам отдается абсолютное предпочтение.


Выявление и размещение детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральная целевая программа Дети России на 2003-2006 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 03.10.2002 №732, и ее подпрограмма дети-сироты на 1998-2001 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 года № 1207, предусматривают комплексную реализацию на федеральном уровне мероприятий, направленных на формирование и реализацию государственной политики в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечение их социальной защищенности, профессионального обучения, занятости и полной интеграции в общество. Также многие гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены законодательством ряда субъектов Российской Федерации.

В Семейном кодексе (далее-СК) Общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в статье 121 СК. Термин дети, оставшиеся без попечения родителей, используемый в статье 121 СК, впервые был использован в семейном законодательстве, что соответствует международным правовым нормам и отвечает требованиям времени. В этой же статье СК приводится примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительской опеки (смерть родителей, лишение их родительских прав, осуждение родителей к лишению свободы и др.).

СК определил, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам родительскую опеку, возлагается на органы опеки и попечительства (пункт 1 статьи 121).

Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ряда функций: 

  • Выявление и постановка на учет детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Выбор форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты родительской опеки;
  • Последующий контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Органы опеки и попечительства являются одним из подразделений органов местного самоуправления.
СК (пункт 1 статьи 121) устанавливает, что не допускается работа иных органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Этот запрет распространяется также на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, опеку (попечительство) или воспитание в семье (т.е. речь идет о поиске, выявлении и отборе детей).

Несмотря на то, что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, они тем не менее обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если им стало о них известно (пункт 1 статьи 122 СК).

В случае подтверждения отсутствия детей у родителей или их родственников, орган опеки и попечительства обязан обеспечить защиту прав и интересов детей (в том числе защиту их имущества и закрепление за детьми занимаемой жилой площади) и их временное обустройство до принятия решения о дальнейшем содержании и обучении, что может выражаться не только в передаче детей в их семьи, но и в помещении их в образовательное учреждение.

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их идентификации должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в Государственный Банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с пунктом 3 статьи 122 СК порядок формирования и использования этого банка данных установлен Федеральным законом от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

Государственный Банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, содержит документально подтвержденную информацию об этих детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства или местонахождение ребенка, приметы ребенка, состояние здоровья, характеристики характера и др.).

Государственный Банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, также включает документально подтвержденную информацию о гражданах, желающих усыновить детей в свои семьи (анкета гражданина). Документально подтвержденная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих усыновить детей в свои семьи, является конфиденциальной.

Учитывая приоритетность семейных форм воспитания ребенка, руководители образовательных и иных учреждений (медицинских, социальных), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в течение семи дней со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан в семью на воспитание (пункт 2 статьи 122 СК), сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения этого учреждения. Этот короткий срок был введен для того, чтобы воспрепятствовать детским учреждениям устанавливать прямые контакты с лицами, желающими получить ребенка на воспитание, или их посредниками. Эти контакты в обход органов опеки привели к многочисленным злоупотреблениям при передаче детей на воспитание в приемные семьи и создали угрозу возникновения рынка коммерческих услуг по отбору детей для усыновления или воспитания в иной форме.

Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Поэтому СК (статья 123) устанавливает приоритетность форм семейного воспитания детей, лишенных родительской опеки. Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты родительской опеки обеспечивается органом опеки и попечительства, который устройству ребенка отдает предпочтение, особенно семейному уходу, усыновлению, опеке (попечительству) или приемной семье. И только в случае невозможности передачи ребенка в семью закон разрешает направлять его в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех видов (образовательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, медицинские учреждения, учреждения социальной защиты и др.). Тип выбранного учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Данная форма устройства ребенка на воспитание не освобождает орган опеки и попечительства от обязанности поиска усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей.

Новым в семейном законодательстве Российской Федерации является норма о передаче детей на воспитание в приемные семьи. Общеизвестно, что в мировой практике передача детей-сирот в приемные семьи является наиболее распространенной формой их социального устройства и воспитания.

Из всех видов семейного воспитания усыновление является лучшим, потому что тогда дети оказываются в условиях, наиболее близких к тем, которые закладываются в семье, основанной на родстве.


Возможность воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семейной среде сохраняется при помещении их в детский дом семейного типа. Такой детский дом организуется на базе семьи, если оба супруга желают взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех проживающих вместе членов семьи, включая родственников и приемных детей (причем с десятилетнего возраста только с их согласия). Кроме того, общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родственников и приемных детей зарегистрированных супругов, не должно превышать 12 человек. Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения.
Семейный кодекс (статья 123) предусматривает возможность перевода детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие образовательные и иные аналогичные учреждения.
Кроме государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном законом порядке могут создаваться и негосударственные образовательные учреждения.

Типовое Положение об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 26) устанавливает принцип, согласно которому дети, являющиеся членами одной семьи или состоящие в родстве, направляются в одно и то же образовательное учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским или иным причинам воспитание и образование этих детей должны осуществляться раздельно.
Для размещения детей в исправительных учреждениях осужденным женщинам разрешается покидать места лишения свободы на короткий срок до семи суток (не считая времени, проведенного в дороге).

Для отдельных категорий детей-сирот федеральным законодательством предусмотрены льготы в виде приоритетного помещения в образовательное учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так,в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. №  370 "О порядке перевода и приема в Государственное образовательное учреждение членов семей, а также уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями потерявших мать (отца) детей военнослужащих, проходящих военную службу, а также несовершеннолетних братьев и сестер военнослужащих, потерявших родителей (лиц, их заменяющих), помещаются в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первоочередном порядке.

Обеспечение местами в детских домах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа вынужденных переселенцев входит в компетенцию федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приведенный в СК, не является исчерпывающим и может быть дополнен законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации ведется поиск таких форм (детские поселки, мини-детские дома, приемные семьи, приемные семьи и др.).

До определения конкретной формы размещения ребенок может временно находиться в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков, центр для детей, оставшихся без попечения родителей). Здесь ребенку предоставляется не только жилье, питание, одежда, обувь, но и помощь в преодолении трудной жизненной ситуации, а также медицинская и социальная помощь. В настоящее время в России насчитывается более четырехсот таких учреждений, которые самостоятельно создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Усыновление детей и его отмена

В Российской Федерации усыновление является одной из основных и достаточно распространенных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление - это правовой акт, результатом которого являются те же права и обязанности между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком-с другой, что и между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.

Как установлено пунктом 2 статьи 124 СК, усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительскую опеку, и только в их интересах. Лица, достигшие совершеннолетия (восемнадцать лет), не могут быть усыновлены.

Интересы детей при усыновлении следует понимать как создание для них благоприятных условий (как материальных, так и моральных) для воспитания и всестороннего развития в физическом, умственном, духовном и других отношениях, максимально приближенных, если это необходимо и возможно, к ситуации, знакомой ребенку в утраченной семье. Поэтому при усыновлении ребенка необходимо учитывать его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечения усыновленным детям полноценного физического, умственного, духовного и нравственного развития (пункт 2 статьи 124 СК).

Нет никаких сомнений в том, что процесс взаимной адаптации усыновленного и усыновляемого родителя легче, когда усыновляется несовершеннолетний ребенок. Другое дело, когда речь идет об усыновлении подростка, в воспитании и формировании личности которого возможны дополнительные трудности. По этой причине просьбы об усыновлении мальчиков и девочек в возрасте четырнадцати или семнадцати лет должны быть тщательно рассмотрены. Усыновление детей этого возраста не всегда может рассматриваться в интересах усыновляемого, поскольку усыновление накладывает обязательства не только на усыновителей, но и в дальнейшем на усыновленных детей, достигших совершеннолетия. Усыновленные четырнадцатилетние-семнадцатилетние мальчики и девочки, находящиеся на воспитании или содержании у приемных родителей в течение короткого времени (от одного до трех лет), в дальнейшем будут обязаны содержать и ухаживать за приемными родителями и заботиться о них.

Закон не содержит ограничений на усыновление детей, страдающих каким-либо заболеванием, а это значит, что усыновлять могут как здоровых, так и больных детей. Однако если ребенок болен или имеет какие-либо отклонения в своем развитии, то кандидаты в приемные родители должны быть проинформированы об этом состоянии. Сведения о состоянии здоровья ребенка должны содержаться в специальном медицинском заключении о состоянии здоровья, физического и психического развития ребенка, выдаваемом экспертной медицинской комиссией, к которому прилагается заключение органов опеки и попечительства, представляемое в суд о соответствии усыновления интересам ребенка. По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка.

СК (п. 4 ст. 124) отдает предпочтение усыновителям, являющимся гражданами Российской Федерации и проживающим на территории Российской Федерации, а также родственникам ребенка (независимо от их гражданства и места жительства), перед усыновителями, иностранными гражданами.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, когда не было возможности передать этих детей в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо для усыновления родственниками ребенка, независимо от их места жительства и гражданства. Эти ограничения соответствуют статье 21 Конвенции о правах ребенка.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, не являющимся родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в Государственный Банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено пунктом 1 статьи 126 СК, регистрация детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в том же порядке, что и регистрация детей, лишенных родительской опеки. Согласно статье 3 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", такой учет осуществляется путем формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в состав которого входят региональные и федеральные банки данных.

Отдельные правила о порядке регистрации лиц, желающих усыновить детей, содержатся в правилах передачи детей на усыновление, которые в целях обеспечения единства государственной политики в области усыновления детей должны учитываться органами исполнительной власти Российской Федерации при разработке (внесении изменений) нормативных правовых актов по данному вопросу. Основанием для регистрации граждан в качестве кандидатов в приемные родители в соответствии с разделом. II правил передачи детей на усыновление является заключение органа опеки и попечительства об их способности быть усыновителями с учетом ограничений, установленных статьями 127, 128 СК. Такое заключение составляется по результатам рассмотрения заявления, поданного в орган опеки и попечительства лицами, желающими усыновить ребенка, с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.

Орган опеки и попечительства изучает представленные заявителем документы и проводит детальное обследование его жилищных условий. Акт о результатах обследования условий жизни граждан, желающих усыновить ребенка, важен как на начальном этапе (при принятии решения о регистрации лиц в качестве кандидатов в усыновители), так и в последующем. Не случайно она включена законом в число документов, подлежащих обязательному рассмотрению судом при рассмотрении дела об усыновлении (ст. 272 ГК РФ).
На основании заявления и прилагаемых документов, а также акта обследования жилищных условий лица, желающего усыновить ребенка, орган опеки и попечительства готовит заключение о его способности быть усыновителем.

В случае положительного решения вопроса заявители регистрируются в качестве кандидатов в приемные родители. Только после этого орган опеки и попечительства предоставляет им сведения о ребенке, который может быть усыновлен, а также направление на посещение ребенка по его фактическому месту жительства (месту нахождения). Документ о постановке гражданина на учет в качестве кандидата в усыновители в дальнейшем должен быть приложен к заявлению об усыновлении, поданному в суд (п. 7 ч. 1 ст. 271 ГК РФ).

Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в регистрации в качестве кандидатов в усыновители доводятся до сведения заявителя органом опеки и попечительства. При этом заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения, в том числе возможность обращения в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 127 СК усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. Несовершеннолетние не могут быть усыновителями, даже если они приобрели полную дееспособность (статьи 21, 27 ГК РФ), поскольку установлен предельный возраст для приобретения права быть усыновителем. Кроме того, приемные родители должны уметь правильно исполнять родительские обязанности. Закон (Статья 127 СК) запрещает некоторым категориям граждан быть усыновителями. Будущие усыновители исключаются из списка лиц, в способности которых обеспечить надлежащее воспитание детей по соответствующим основаниям имеются серьезные и серьезные сомнения.

Федеральным законом от 27 июня 1998 года № 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации" в целях усиления гарантий соблюдения законных прав и интересов усыновленных детей лица, которые не могут быть усыновителями, также отнесены к категории:

  • Лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновленному ребенку прожиточный минимум, установленный в Российской Федерации, на территории которой проживают усыновители (усыновитель). 
  • Лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилые помещения, соответствующие установленным санитарно-техническим требованиям. Пригодность жилого помещения (квартиры, жилого дома, квартиры или жилого дома на праве собственности или на праве найма) для проживания определяется в порядке, установленном жилищным законодательством;
  • Лица, имеющие на момент усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. В российском уголовном праве судимость является юридическим следствием осуждения за преступление и одним из элементов уголовной ответственности.

Таким образом, право на усыновление признается за совершеннолетними лицами обоего пола, если они не входят в число лиц, которым запрещено быть усыновителями. Приемными родителями могут быть как супруги, так и одно лицо, как состоящее в браке с отцом (матерью) ребенка (например, отчимом, мачехой), так и являющееся совершенно незнакомым усыновленному ребенку. Однако на практике приемными родителями чаще всего становятся супружеские пары, которые не могут иметь собственных детей.

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка (пункт 3 статьи 127 СК) при условии обязательного соблюдения вышеуказанных требований закона к личности усыновителя (усыновителя) и интересам усыновленного ребенка.

СК не только требует, чтобы усыновители были совершеннолетними и дееспособными гражданами, но и устанавливает, что разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновленным ребенком должна составлять не менее шестнадцати лет (пункт 1 статьи 128 СК). Если ребенок усыновлен обоими супругами, то, как следует из пункта 1 статьи 128 СК, разница в возрасте между ними и ребенком не имеет значения.

Закон определяет условия усыновления ребенка как получение согласия определенной группы лиц: 

  • Родители ребенка или их заместители;
  • Ребенок, достигший возраста десяти лет;
    Супруга усыновителя, если ребенок усыновлен одним из супругов.

В ряде случаев, прямо предусмотренных законом (ст. 130 СК), допускается усыновление детей без согласия их родителей (если родители неизвестны, недееспособны, лишены родительских прав и др.).
Согласно статье 29 УК недееспособным может быть признан судом гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать смысл своих действий или контролировать их. Именно поэтому их согласие на усыновление ребенка не требуется.

Приемная семья

Приемная семья - это новый институт семейного права. Она возникла и развивалась из идеи создания детских домов семейного типа. Состояние детских образовательных учреждений было настолько неудовлетворительным, что возникла необходимость найти такую форму, которая позволила бы совместить характеристики детского учреждения и семейного воспитания детей. Таким образом, приемная семья - это гибридная форма, содержащая некоторые особенности опеки, ухода за ребенком и усыновления.

Помимо Семейного кодекса, регулирование отношений, возникающих в связи с воспитанием детей в приемной семье, осуществляется специальным Положением о приемной семье.
Приемная семья отличается от обычного детского учреждения значительно меньшим количеством детей, что позволяет им осуществлять не государственное, а семейное воспитание на основе личного контакта приемных родителей с каждым из детей. Минимальное количество детей, принимаемых на воспитание, законом не установлено. Поэтому в принципе приемная семья может включать одного ребенка. Максимальное количество детей не должно превышать восьми. Основное отличие отношений в приемной семье от отношений с органами опеки и попечительства заключается в том, что приемные родители находятся в договорных отношениях с органами опеки и попечительства и получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей. Между детьми и приемными родителями существуют более тесные отношения, чем между опекунами и попечителями, о чем свидетельствует даже само название приемные родители.

Основанием для образования приемной семьи является договор между приемными родителями и органами опеки и попечительства. Лица, имеющие право на заключение такого договора, определяются статьями 151 И 153 СК. Приемные родители должны быть совершеннолетними и дееспособными. Право стать приемными родителями предоставляется как женатым, так и одиноким гражданам.

Требования к личности приемных родителей практически совпадают с требованиями к личности приемных родителей.

Приемные родители не могут быть: 

  • Лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;;
  • Лица, отстраненные от обязанностей опекунов или попечителей;
  • Бывшие усыновители, усыновление которых было отменено по их вине;
  • Лица, не имеющие возможности воспитывать детей по состоянию здоровья.

При заключении договора с приемными родителями органы опеки и попечительства также учитывают их моральные качества, материальные и бытовые условия, возраст и другие обстоятельства.

Дети, независимо от возраста, не участвуют в заключении договора. Дети, лишенные родительской опеки, помещаются в приемные семьи. Органы опеки и попечительства предоставляют будущим приемным родителям возможность выбирать детей, которые затем будут воспитываться вместе. Запрещается разлучать братьев и сестер, если они раньше воспитывались вместе. Как и в случае усыновления, такое разделение допускается, если оно отвечает наилучшим интересам детей. Чаще всего необходимость разлучить братьев и сестер возникает из-за того, что один из них страдает болезнью, которая мешает ему быть помещенным в приемную семью. В этом случае соблюдение запрета означало бы, что второй ребенок будет обречен оставаться в детском учреждении до совершеннолетия.
При принятии решения о передаче ребенка в приемную семью учитывается желание ребенка. Если ребенок достиг возраста десяти лет, он может быть помещен в приемную семью только с его согласия.

Обязательные условия договора, заключаемого между органами опеки и попечительства, и приемными родителями, предусматриваются о сроке, на который ребенок помещается в приемную семью, а также о порядке воспитания, обучения и содержания детей в приемной семье и об обязанностях по отношению к приемной семье органов опеки и попечительства. Договором предусмотрены формы контроля, осуществляемого органами опеки и попечительства за исполнением обязанностей приемных родителей, а также основания прекращения действия договора.

Приемные родители берут на себя договорные обязанности по воспитанию ребенка и обеспечению его получения основного общего образования. В целях осуществления своих прав и обязанностей приемные родители наделяются правами и обязанностями опекунов и попечителей (в зависимости от возраста детей) по отношению к своим детям.
Приемные родители, а также опекуны не обязаны содержать приемных детей. Между ними и их детьми нет алиментных обязательств. Дети, помещенные в приемную семью, сохраняют право на алименты, пенсии и пособия, которые они ранее получали.

Органы опеки и попечительства ежемесячно выплачивают каждому ребенку денежные средства на питание, одежду, обувь и другие предметы домашнего обихода в размере, установленном для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 2 Положения).

Кроме того, соглашение с приемными родителями предусматривает льготы и льготы, которые органы опеки и попечительства обязаны предоставлять приемной семье. В частности, орган опеки и попечительства может взять на себя обязательства по обеспечению приемной семьи жильем, мебелью, специальным оборудованием и транспортным средством.
Воспитание нескольких детей требует значительного объема работы, поэтому приемные родители получают за это определенную плату. Размер сбора зависит от количества воспитываемых детей и определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Таким образом, приемные родители, воспитывающие большое количество детей, могут больше нигде не работать и посвящать всю свою энергию и внимание детям.

Договор о передаче детей в приемную семью может быть заключен на определенный срок, как правило, до достижения ребенком совершеннолетия. Досрочное расторжение договора возможно, если ребенок возвращен родителям или передан на усыновление, так как усыновление как наиболее близкая к родной семье форма воспитания предпочтительнее приемной семьи.

Досрочное расторжение договора возможно по инициативе приемных родителей, если они не в состоянии продолжать выполнять свои обязательства по уважительным причинам. Такая ситуация может возникнуть, например, в связи с болезнью, изменением семейного или материального положения приемных родителей, конфликтом между ними и детьми, а также между самими приемными детьми.

Органы опеки и попечительства вправе требовать досрочного расторжения договора, если приемные родители не смогли обеспечить детям надлежащие условия воспитания, а также при наличии иных нарушений со стороны приемных родителей. Договором могут быть предусмотрены и другие основания для расторжения, в частности, если органы опеки и попечительства не исполняют своих обязанностей по оказанию помощи приемной семье.

Заключение

Отношение государства к детям, оказавшимся в опасной жизненной ситуации, к которым в первую очередь относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является показателем гуманности современного общества.

Приоритеты государственной политики в области социального сиротства определены в подпрограммах дети-сироты и профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, входящих в президентскую программу Дети России. Если первые программы (1995-1997 гг.) ориентированы на укрепление материально-технической базы учреждений, то следующие соответствующие программы психолого-педагогической помощи и поддержки приоритетным направлением деятельности становится перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, не имеющих возможности вернуться в свои биологические семьи, разрабатываются правовые основы социальной защиты данной категории детей, согласовываются межведомственные программы социальной защиты выпускников учреждений интернатного типа.

В России сейчас начинает формироваться определенная система помощи таким детям. За последнее десятилетие были приняты основополагающие документы (Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и многие другие), определяющие целый комплекс прав, свобод и дополнительных льгот для данной категории детей. Сформулированы требования к условиям оказания психологической помощи и профессиональному уровню специалистов. Стали появляться новые образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, негосударственные учреждения, инновационные формы устройства детей в семью. В настоящее время существует огромное количество общественных организаций, которые помогают решать проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и просто спонсоров-организаций и частных лиц.

В настоящее время в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации введены следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

  • Принятие. Усыновление как форма социальной организации детей-сирот - это, безусловно, лучшее решение их судьбы, так как дети сами находят себе семью, а не какую-то ее замену. Главным принципом усыновления является наилучшая защита интересов ребенка. Однако из-за сложной экономической ситуации в нашей стране количество усыновлений в последнее время сократилось, при этом увеличилось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Опека и попечительство. Наиболее распространенными формами устройства ребенка в семью являются опека и попечительство - это способы восполнения дееспособности, защиты прав, интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми возлагается на обеспечение их права на семейное воспитание, и одновременно опекуны (попечители) получают средства на эти цели, данная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время является эффективной;
  • Приемная семья. Приемная семья - это новый институт семейного права. Она возникла и развивалась из идеи создания детских домов семейного типа, сочетающих в себе черты детского учреждения и семейного воспитания детей. Таким образом, приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая содержит некоторые особенности опеки, попечительства и усыновления. Они являются приоритетными в Российской Федерации и основной формой размещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за рубежом.

Интернатные учреждения в настоящее время являются основной формой размещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последнее десятилетие система интернатных учреждений для несовершеннолетних оказалась неэффективной, поэтому сейчас кардинально меняются подходы к их обслуживанию, происходит реорганизация системы с целью подготовки молодежи к самостоятельной жизни.

Таким образом, Федеральная законодательная база для решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вполне приемлема. Формируется региональная законодательная база, в которую вносятся соответствующие изменения и дополнения с учетом эффективности решения проблемы сиротства в регионе. Для более эффективного решения проблемы необходима дополнительная финансовая поддержка по жилищным вопросам для детей-сирот, приемных родителей и т.д. для последних (приемных родителей) необходим более весомый стимул к оплате труда и решению других проблем.