Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Предмет: Семейное право
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 24.07.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по семейному праву:

 

Много готовых рефератов по семейному праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Объекты социальной защиты детства
Права и обязанности детей
Виды гражданско-правовой ответственности
Правовая защита суррогатного материнства


Введение:

Благосостояние общества состоит из благосостояния и безопасности его отдельных граждан. Особенно уязвимые члены общества, такие как дети, нуждаются в защите, особенно дети, оставшиеся без попечения родителей. В связи с этим необходимо развивать законодательство в области защиты прав детей, особенно детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствовать механизм усыновления как наиболее приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Необходимость особой защиты прав детей предусмотрена как международными актами, признанными Российской Федерацией, так и российским законодательством. В статье 25 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года говорится, что материнство и младенчество имеют право на особую заботу и помощь. Право семьи, материнства и детства на защиту со стороны государства гарантируется Конституцией Российской Федерации (Статья 38).

Размещение детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных организационно-правовых формах. Прежде всего, они стремятся передать их в семью для воспитания, для усыновления, опеки или патронатного воспитания. Если это невозможно, то детей помещают в различные государственные учреждения: детские дома, детские дома-интернаты, дома инвалидов и др. (статья 123 Семейного кодекса Российской Федерации). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. На наш взгляд, усыновление должно рассматриваться как приоритетная форма устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство, одна из самых сложных проблем в России последнего времени, особенно социальная, не связанная с такими катаклизмами, как война, уносящая миллионы жизней. Рост числа сирот в стране свидетельствует не только об экономической ситуации, но и о деградации общества. Сам факт нахождения детей-сирот в детских домах, детских домах является следствием как отказа родителей воспитывать детей, так и их образа жизни, при котором воспитание не осуществляется. С другой стороны, пассивность общества проявляется в участии детей в семье.

В современном мире сложилась система международной защиты ребенка и защиты его прав, которая функционирует как неотъемлемая часть международной защиты прав человека. Она была сформирована в рамках Организации Объединенных Наций. ООН разработала и приняла законы и Конвенции по правам человека, которые открыты для присоединения всех государств. Права ребенка закреплены во всеобщих декларациях и конвенциях по правам человека, в международных соглашениях, регулирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин, беженцев и др.), либо в определенных сферах отношений (семейное, трудовое право, образование), существуют также декларации и Конвенции, конкретно регулирующие права ребенка.

В результате мировое сообщество выработало единые международные стандарты, минимум прав и гарантий их реализации, которые государство-участник Конвенции о правах ребенка должно не только обеспечить, но и расширить, приняв дополнительные законы, развивающие и распространяющие идеи Конвенции.

К числу наиболее значимых конвенций, ратифицированных нашим государством, относятся Конвенция о правах ребенка, минимальные стандартные правила ООН по отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних, Декларация о социально-правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно в приемных семьях и усыновлении на национальном и международном уровнях, утвержденная резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года, и другие.

В Семейном кодексе понятие ребенок, оставшийся без попечения родителей не определено, но из пункта 1 статьи 121 следует, что к таким детям относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительской опеки, заботы, защиты, воспитания, ухода. Законодатель перечисляет лишь несколько распространенных случаев, когда дети остаются без попечения родителей, смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их родительских прав, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей забрать своих детей из образовательных, медицинских, социальных и иных аналогичных учреждений.

Формами семейного устройства детей-сирот, предусмотренными СК РФ, являются усыновление, опека, приемная семья. Если нет возможности поместить детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, то они должны быть переведены во все виды учреждений (образовательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, медицинские учреждения, учреждения социальной защиты и другие подобные учреждения). Иные формы устройства, кроме указанных в Семейном кодексе, могут быть разрешены решением самих регионов. Таким образом, в законодательстве определены только основные формы. На практике их гораздо больше.

В зависимости от субъекта, который заботится о ребенке, все формы детских приспособлений следует разделить на две группы, индивидуальные и неиндивидуальные приспособления. В случае индивидуального устройства (семейного устройства, устройства в семью) забота о ребенке передается строго определенному лицу (лицам), отбор которого осуществляется в соответствии с установленными законом критериями. В случаях неиндивидуального устройства ребенок передается на попечение организации или юридического лица.

В зависимости от длительности отношений устройство ребенка различается между временным и постоянным устройством. Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одном из специальных учреждений всегда является временной формой помещения. Выбор формы устройства ребенка зависит от многих обстоятельств.

Однако наиболее распространенной классификацией является деление форм организации на семейные, государственные и государственно-общественные:

  • К семье относятся усыновление, опека;
  • К государственным-помещение ребенка в приют, школу-интернат, детский дом, детский дом;
  • К государственно-общественным формам относятся приемные семьи, детские дома семейного типа, существующие в различных формах, приемные семьи.

Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Усыновление - это форма установления искусственного родства-включение индивида или нескольких лиц в родственную группу или семью.

Усыновление в России - это усыновление ребенка в семью на правах кровного родства. Ребенок становится родственником, дочерью/сыном, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Для родителей это высшая степень ответственности за судьбу и полноценное развитие ребенка.

Основными признаками усыновления являются:

  • Принятие правовых отношений. Субъекты правоотношений усыновления, усыновители и усыновленные лица;
  • Добровольное волеизъявление усыновителя и согласие усыновленного (достигшего десятилетнего возраста);
  • Отношения между приемными родителями и усыновленными детьми приравниваются к отношениям кровных родителей и детей;
  • Возникновение правоотношения на основании решения суда.

Исходя из этих характеристик, можно сформулировать следующее определение усыновления, усыновление - это правоотношение, основанное на добровольном волеизъявлении усыновителя и согласии усыновленного (с 10 лет), приравненное к родству кровных родителей и детей, возникшему на основании решения суда.

Основными особенностями усыновления являются:

  • Усыновление позволяет ребенку почувствовать себя полноценным членом семьи, с правами и обязанностями, присущими кровному ребенку;
  • Усыновление сохраняет все отношения и права наследования, в том числе по достижении совершеннолетия;
  • При усыновлении ребенку можно присвоить фамилию усыновителя, изменить имя, отчество, место рождения и, в некоторых случаях, дату рождения;
  • Усыновление может быть организовано для одного приемного родителя или супруга;
  • Несмотря на то, что усыновление занимает больше времени, чем опека, поскольку усыновление устанавливается не органом опеки, а гражданским судом, оно является приоритетной формой устройства детей-сирот;
  • Государство предоставляет послеродовой отпуск и оплату за рождение ребенка, если ребенок усыновлен, а если ребенок усыновлен из учреждения, то единовременную компенсацию. Некоторые регионы устанавливают ежемесячные выплаты для приемных родителей, например Москва, Белгородская область, Московская область, Тульская область;
  • При усыновлении предъявляются более жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению и жилью по сравнению с опекунством;
  • Не каждый ребенок, лишенный родительской опеки, может быть усыновлен;
  • Проверка состояния воспитания и содержания ребенка проводится один раз в год в течение трех лет и впоследствии может быть отозвана.

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (Статья 127) усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: 

  • Лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • Супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • Лица, лишенные судом родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
  • Лица, отстраненные от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее исполнение возложенных на них законом обязанностей;
  • Бывшие усыновители, если усыновление было отменено судом по их вине.

Учитывая важность данного института и тот факт, что, передавая ребенка в семью, государство берет на себя ответственность за его воспитание и содержание, но не освобождает себя от обязанности защищать его как гражданина, закон определяет требования к личности будущих родителей:

  • Лицо должно обладать достаточной дееспособностью;
  • Лицо должно обладать достаточной дееспособностью;
  • Лицо не должно страдать перечисленными в законодательстве заболеваниями, препятствующими усыновлению;
  • Кандидат в приемные родители должен обладать определенными моральными качествами;
  • Как правило это запрет на усыновление, государственные и государственно-общественные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сиротство усыновление уход за ребенком.

Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются наиболее развитыми и широко используемыми в нашей стране. Государственное устройство детей в нашей стране имеет долгую историю и, как следствие, как положительный, так и отрицательный опыт. Эта форма наиболее широко использовалась во время Гражданской войны после революции. На данный момент, несмотря на все недостатки этой формы, отказаться от нее невозможно. Среди государственных форм организации выделяются детские дома, приюты, школы-интернаты и другие. Помещение в то или иное учреждение зависит как от возраста ребенка, так и от состояния его здоровья.

Детский дом - это учреждение здравоохранения, предназначенное для обучения и оказания медицинской помощи детям-сиротам, брошенным детям, детям родителей, которые не могут воспитывать своих детей, а также детям с физическими или умственными недостатками. В детском доме воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с физическими или умственными недостатками до 4 лет. Дети приходят на дом из родильных домов (брошенные дети), больниц и семей. Основная деятельность детского дома, воспитательная и оздоровительная. Дети, проживающие в доме ребенка, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными стандартами. Дети выписываются из детского дома, когда они возвращаются в свою семью, переводятся в Воспитательный дом, школу-интернат социального обеспечения или передаются на усыновление или опеку.

Детский дом - это государственное образовательное учреждение, обеспечивающее содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишенных родительской опеки. Существуют детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. По данным Министерства образования РФ, в России насчитывается более 820 детских домов, где около 60 тысяч детей находятся на государственной поддержке. В детский дом принимаются дети из детских домов, от населения, от частных лиц (включая родителей и родственников), а также от приемников и распределителей Министерства внутренних дел. Главная задача детского дома, создать условия для воспитания и образования детей, помочь им выбрать профессию, подготовить их к самостоятельной жизни и работе. Проблема детей-сирот усугубляется не только государственным образованием, которого не избежать в детском доме, но и плачевным положением и материальным обеспечением самих детских домов. Социальная адаптация детей после их пребывания в детском доме также является большой проблемой. Статистика ужасающая. По данным Ассоциации волонтеров помощь детям-сиротам, только 10% детей в детских домах принимаются к нормальной жизни.

Школа-интернат - это государственное учреждение, обеспечивающее содержание, образование, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей с проблемами развития или обучения.

Существует несколько типов школ-интернатов:

  • Школы-интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;
  • Вспомогательные школы-интернаты для детей с легкой умственной отсталостью и задержкой психоречевого развития;
  • Школы-интернаты для детей с тяжелой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты. В последние годы стали появляться школы-интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей.

К государственным формам размещения детей относятся также формы, предназначенные для кратковременного пребывания ребенка.

Приют - это государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Основными задачами сотрудников приюта являются, оказание психолого-педагогической поддержки детям, их социализация, определение дальнейшей судьбы ребенка.
Приюты также создаются общественными организациями.

В 1995 году Комитет социальной защиты населения открыл детский приют гнездо в г.Клин Московской области. Сегодня в России насчитывается более 300 приютов. Только в рамках президентской программы Дети России в стране было открыто около 200 учреждений такого типа.

Центры временного содержания - это форма временного размещения ребенка, организованная с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь необходима, когда ребенка срочно забирают из семьи, когда необходимо организовать срочную психолого-педагогическую или социальную поддержку.

Государственно-общественные формы устройства детей-сирот - это такие формы устройства, при которых дети-сироты имеют длительное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полной государственной поддержкой и выплатой денежных пособий лицам, взявшим на себя заботу об их воспитании.

Одной из таких форм является приемная семья, которая основана на договоре между лицами, принимающими ребенка, и органами опеки и попечительства. Работа приемных родителей оплачивается в зависимости от количества детей, взятых на попечение в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Те, кто ухаживает за маленькими детьми, детьми-инвалидами и больными детьми, получают повышенную оплату. Приемным детям ежемесячно выплачиваются средства на их содержание за счет бюджетных средств, кровные родители обязаны выплачивать алименты.

Согласно пункту 2 Положения о приемной семье, общее число детей, включая родственников, усыновленных и принятых в приемную семью, не должно превышать, как правило, 8 человек, поскольку в противном случае решение педагогических задач родителями-воспитателями станет затруднительным, а то и просто невозможным.

Отбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства с соблюдением требований, предусмотренных для опекунов (попечителей) пунктом 2 статьи 146 СК РФ (часть 2 статьи 153).

Договор о передаче ребенка заключается либо на определенный срок, указанный в нем, либо без него.

Наряду с приемной семьей как перспективной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, существуют детские дома семейного типа. Эти дома создаются при условии, что в них проживает от 5 до 10 детей. Семейный детский дом финансируется учредителем на основании стандартов предоставления образовательных учреждений для детей-сирот. Родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включена в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, близкие к нормальной семейной жизни. Дети в возрасте от 3 до 18 лет воспитываются в семьях. Выпускники пользуются льготами детских домов.

Интересен опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, с семейным воспитанием в Детских деревнях SOS. Инициатором этой формы воспитания детей был австрийский педагог Герман Гмайнер в 1949 году. Этот опыт был настолько успешным, что он был распространен во многих странах мира. В России в селе была открыта первая детская деревня SOS. Томилино, Московская область, в Мурманской области в 2000 году также начала работать детская деревня SOS в Кандалакше.

Уже отмечалось, что формы размещения детей, в зависимости от сроков, можно разделить на временные и постоянные. Среди временных форм устройства детей, относящихся к государственно-общественному типу, можно выделить приемные и временные приемные семьи.

Временная приемная семья - это форма устройства ребенка, когда он временно помещается в семью, пока не решены его проблемы и не определена его дальнейшая судьба. Это семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, врачей, социальных работников. Временные приемные семьи распространены в зарубежных развитых странах.

Приемная семья - это помещение ребенка в семью для воспитания, когда он нуждается в защите, а приемные родители частично сохраняют за собой обязанности опекуна (попечителя) по отношению к ребенку. Приемная семья служит своеобразной скорой помощью, в которую помещаются дети, срочно изъятые из кризисных семей из-за угрозы их здоровью и жизни. В такой семье должны быть созданы условия для реабилитации ребенка, а органы опеки и попечительства должны принять решение о ее дальнейшем обустройстве.

Заключение

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

  • Институт устройства детей, оставшихся без попечения родителей, претерпел длительное историческое развитие. За прошедшее время отношение к нему было неоднозначным-от полного отказа от некоторых форм устройства детей на воспитание до полного разнообразия, представленного в современном законодательстве;
  • Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подразделяются на: семейные (усыновление и опека и попечительство), государственные (помещение ребенка в приют, школу-интернат, детский дом, детский дом) и государственно-общественные (приемная семья, а также детские дома семейного типа, существующие в различных формах, приемная семья). Усыновление, опека и попечительство были и остаются наиболее распространенной правовой формой устройства детей на воспитание. В этой форме заложен огромный позитивный потенциал, позволяющий наилучшим образом устроить судьбу гражданина, нуждающегося в социальной опеке, с одной стороны, максимально приближенного к проживанию в семье, а с другой, обеспечивающего контроль за соблюдением прав и интересов гражданина;
  • Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают, как должна быть устроена судьба ребенка в каждом отдельном случае. Поэтому даже суд, например, при принятии решения об ограничении или лишении родительских прав и передаче детей на попечение органов опеки и попечительства, не вправе принимать решение о конкретном способе устройства детей, утративших родительскую опеку. До определения конкретной формы помещения ребенок может временно находиться в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.