Формы правового воздействия. Методы правового регулирования

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие и признаки права
Роль экономики в возникновении и развитии права. Роль права в развитии экономики
Политическая власть: понятие, сущность, структура и формы реализации; соотношение с государственной властью
Человек, личность, гражданин. Права человека


Введение:

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенную координацию различных интересов как отдельного человека, так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целевого воздействия на поведение людей. Правовое регулирование играет важную роль в системе социального регулирования. Регулирование можно назвать только таким воздействием, которое ставит довольно четко определенные цели.

Тема данной курсовой работы - «Правовое регулирование: предмет, метод, методы и виды» - актуальна в связи с тем, что, во-первых, правовое регулирование осуществляется с использованием правовых средств воздействия на общественные отношения и, следовательно, затрагивает все общество как В целом, во-вторых, именно правовое регулирование играет важную роль в системе социального регулирования; В-третьих, правовое регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочить общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов.

Целью данной работы является описание сущности правового регулирования и раскрытие механизма правового регулирования.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

  1. описывает понятие правового регулирования, его предмет, методику;
  2. выделены пути и виды правового регулирования;
  3. рассматриваются компоненты механизма правового регулирования;
  4. На примере рынка ценных бумаг описано правовое регулирование в этой области.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В главе 1 - Понятие и элементы правового регулирования - решаются первые две из вышеперечисленных промежуточных задач, а именно: описываются понятие правового регулирования, его предмет, метод, методы и виды, а также этапы правового регулирования. подсвечен.

Глава 2 - Механизм правового регулирования - решает третью из промежуточных задач, а именно: рассматривает компоненты механизма правового регулирования.

Глава 3 - Правовое регулирование на примере рынка ценных бумаг - решает последнюю из промежуточных задач, а именно: на примере рынка ценных бумаг описывается правовое регулирование в этой области.

В заключении сделаны основные выводы по работе и сформулирована сущность понимания правового регулирования.

Понятие и элементы правового регулирования

Понятие правового регулирования

Правовое регулирование - это воздействие на общественные отношения, осуществляемое с помощью системы правовых средств.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенную координацию различных интересов как отдельного человека, так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целевого воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (кем-то).

Правовое регулирование играет важную роль в системе социального регулирования. Регулирование можно назвать только таким воздействием, которое ставит довольно четко определенные цели.

Влияние норм, в результате которых поставленные цели реализуются, можно назвать правовым. Если под влиянием законодательного акта или его норм возникают последствия, которые не предусмотрены законодательством и иногда противоречат целям законодателя, такое воздействие не может рассматриваться как правовое регулирование. Кроме того, воздействие, осуществляемое неправовыми средствами, не может рассматриваться как правовое регулирование. Например, влияние на сознание людей через средства массовой информации, морально-правовое воспитание.

Предмет правового регулирования

Закон не должен и не может регулировать все социальные отношения и все социальные связи людей. Поэтому сфера правового регулирования, то есть те связи, которые должны регулироваться законом, должна быть достаточно точно определена.

Сфера правового регулирования должна включать отношения со следующими характеристиками:

  • они отражают как индивидуальные интересы членов общества, так и общие социальные интересы;
  • в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет к какому-то ущемлению своих интересов, чтобы удовлетворить другого;
  • они построены на основе соглашения о соблюдении определенных правил, признания обязательного характера этих правил;
  • они требуют соблюдения правил, обязательность которых поддерживается достаточно эффективной силой

Три группы социальных отношений соответствуют этим характеристикам:

  1. отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имуществом);
  2. отношения по управлению властью общества (государственное управление социальными процессами);
  3. отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальный ход обмена ценностями и процессами управления в обществе). Эти отношения возникают из-за нарушения правил поведения человека в двух указанных областях.

Связи с общественностью, включенные в эти группы, являются предметом правового регулирования, поскольку по своей природе они могут подвергаться нормативному и организационному воздействию и требуют правового регулирования.

Особенности, сущность, методы и средства правового регулирования зависят от характера и содержания общественных отношений.

Этот характер и тип общественных отношений определяют степень интенсивности правового регулирования (широту охвата правового воздействия, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализации предписаний, напряженность правового воздействия по связям с общественностью).

Методы, методы и виды правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и средствах правового воздействия. В теории правового регулирования принято различать два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) строится на согласовании целей и интересов сторон в общественных отношениях субъектов гражданского общества, удовлетворяющих их частные интересы (в области отраслей частного права).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования основан на отношениях подчиненности между участниками общественных отношений. В этих отношениях общественный интерес является приоритетным. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критериев дифференциации прав на отрасли.

Методы правового регулирования определяются характером предписания, закрепленного в правопорядке, методами воздействия на поведение людей. В теории права принято различать три основных способа правового регулирования.

Разрешение - заключается в предоставлении субъектам прав на совершение определенных позитивных действий (предоставление субъективных прав).

Разрешение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в своих интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свою работу). Разрешения не совсем одинаковы. Они могут быть выражены в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из этих форм имеет свою природу и имеет соответствующую степень уверенности.

Обязательство - это наложение обязательства на совершение определенных позитивных действий (обязательство по уплате налогов).

Обязательство связано с навязыванием лицам необходимости совершать активные действия, указанные в законе или в договоре (например, должник должен выполнить свои обязательства перед кредитором). Обязательство как метод правового регулирования руководствуется интересами субъекта права и представляет собой конкретный приказ, обязанность совершать определенные действия.

Запрет - сводится к наложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрет связан с необходимостью воздерживаться от конкретных действий, с пассивным поведением (например, сотрудники правоохранительных органов не имеют права использовать несанкционированные методы расследования). Запрет является своего рода обязательством, которое является определенным обязательством.

Второй и третий методы имеют определенные сходства. Оба связаны с распределением обязанностей, но если в одном случае обязанности являются положительными, то в другом они пассивны. Кроме того, могут быть определены дополнительные методы правового воздействия.

Это:

  • поощрение - выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;
  • рекомендации - заключаются в предложении выбрать наиболее подходящее (оптимальное поведение).

Кроме того, дополнительные методы включают применение мер принуждения (например, наложение юридической ответственности за преступление). Дополнительные методы включают предупредительное (превентивное) воздействие норм, которые предусматривают возможность правоприменения правового принуждения.

В юридической литературе и на практике существуют две юридические формулы (принципы), на основе которых различают два типа правового регулирования.

Обычно допустимый тип - выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. Согласно этому типу, строго и четко сформулированные запреты устанавливаются в регулируемых законом отношениях. Как правило, область применения этих запретов невелика.

Общепринятый тип правового регулирования связан с закреплением социальной свободы в праве, с правом человека выбирать средства и способы достижения поставленных целей.

Обычно допустимый тип правового регулирования основан на всеобщей вседозволенности, из которой исключение составляет запрет.

Его формула: все разрешено, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам разрешено совершать различные типы транзакций, однако некоторые транзакции запрещены для любого субъекта (например, покупка и продажа наркотиков).

Этот тип правового регулирования способствует (или, по крайней мере, предотвращает) проявления инициативы, активности, независимости в решении определенных проблем. Однако этот тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, поскольку он создает возможности для различных видов злоупотреблений.

Общепринятый тип правового регулирования связан с закреплением социальной свободы в праве, с правом субъекта выбирать средства достижения поставленных целей.

Разрешительный тип - выражается в принципе: все, что прямо не разрешено законом, запрещено. Участники таких правоотношений могут совершать только действия, прямо разрешенные законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешительный тип правового регулирования проистекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он единственный в применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении любых действий, однако, на индивидуальной основе запрещенное поведение запрещено.

Его формула такова: все запрещено, за исключением явно разрешенных. Это означает, что участник правоотношений такого типа может выполнять только те действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь закон определяет точную, строго ограниченную сферу полномочий: все, что выходит за пределы компетенции правящего субъекта, строго запрещено.

Механизм правового регулирования

Понятие и элементы механизма правового регулирования

Право как инструмент социального управления призвано упорядочить общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе его реализации состоит из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к стоимости.

Каждый из этапов и правовых элементов правового регулирования призван к «жизни» в силу определенных обстоятельств, отражающих логику правового упорядочения общественных отношений, особенно влияние правовой формы на социальный контент.

Концепция, обозначающая данную стадию правового управления и в то же время участие в ней совокупности правовых средств, получила в литературе название «механизм правового регулирования».

Таким образом, механизм правового регулирования представляет собой систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом для упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Из приведенного выше определения можно выделить признаки, которые характеризуют назначение механизма правового регулирования, способы его достижения и эффективность.

Целью механизма правового регулирования является обеспечение упорядочения общественных отношений, обеспечение справедливого удовлетворения интересов субъектов.

Это главная, значимая особенность, которая объясняет значимость этой категории и показывает, что роль механизма правового регулирования заключается в организации общественной жизни, реализации интересов людей.

Механизм правового регулирования представляет собой особый «канал», который связывает интересы субъектов с ценностями и приводит процесс управления к логическому результату.

Общепринято, что прямой и непосредственной целью механизма правового регулирования является регулирование социальных отношений, поведения людей и деятельности коллективов, и уже в процессе этого регулирования различные цели, интересы, потребности опосредуются (защищаются), защищены, достигнуты), которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях.

«Преодоление препятствий» - это не главное. Действительно, в подавляющем большинстве случаев никаких препятствий не возникает, все идет нормально, естественно. «Преодоление препятствий» - это то, что само собой разумеется, это не следует особо подчеркивать, они только возможны, потенциальны.

Механизм правового регулирования представляет собой систему правовых средств, различных по своему характеру и функциям, позволяющих достичь своих целей. Это уже формальный признак, который указывает на то, что названный механизм представляет собой комплекс правовых элементов, с одной стороны, отличающихся по своей природе и функциям, а с другой - они, тем не менее, связаны общей целью в единую систему.

Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено в достижении своих целей, позволяет выделить основные, ключевые, базовые правовые инструменты, занимающие определенную иерархическую позицию среди всех остальных.

Механизм правового регулирования - это организационное воздействие правовых средств, позволяющих в той или иной степени достичь поставленных целей, то есть результативности, результативности.

Как и любой другой процесс управления, правовое регулирование направлено на оптимизацию эффективности правовой формы, что в наибольшей степени создает благоприятный режим для развития полезных социальных отношений.

В связи с тем, что механизм правового регулирования представляет собой сложную концепцию, включающую в себя систему правовых средств, возникает необходимость его ограничения другой, не менее сложной категорией, такой как «правовая система». Более того, на первый взгляд, у них очень похожие определения.

Таким образом, правовая система обычно понимается как совокупность правовых явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств в его распоряжении.

Названные категории соотносятся как часть (механизма правового регулирования) и целого (правовая система), поскольку правовая система представляет собой более широкое понятие, которое включает, наряду с категорией «механизм правового регулирования», другие категории: « право »,« юридическая практика »,« доминирующая правовая идеология ».

Концепция механизма правового регулирования позволяет собирать и систематизировать правовые средства правового воздействия на общественные отношения, обеспечивать место и роль тех или иных правовых средств в правовой жизни общества.

Это неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как существенного момента, которая также предполагает разнообразие их правовой формулировки, правовой поддержки.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

  1. верховенство закона;
  2. юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный акт правоохранительных органов);
  3. правоотношения;
  4. акты реализации прав и обязанностей;
  5. защитный законный акт (необязательный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования верховенства права, правосознания, режима законности и т. д.

Этапы механизма правового регулирования

Каждый базовый элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующий этап. Более того, именно в рамках определенных этапов вышеуказанные элементы могут быть реализованы только. Поэтому пять этапов механизма правового регулирования очень жестко связаны с его элементами.

На первом этапе формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение определенных интересов, которые находятся в области права и требуют их справедливого упорядочения.

Здесь определяется не только круг интересов и, соответственно, правовые отношения, в рамках которых их реализация будет законной, но и прогнозируются препятствия на пути этого процесса, а также возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязательства, акты применения и т. д.) ... Этот этап находит отражение в таком элементе механизма правового регулирования, как верховенство права.

На втором этапе определяются особые условия, при возникновении которых действие общих программ «включается» и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим этот этап, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по легальному «каналу».

Однако для этого часто требуется целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть решающим. Он действует как правоохранительный акт, необходимый в самый последний момент.

Таким образом, для получения пенсии по старости необходим акт подачи заявления, когда есть требуемый возраст, опыт и заявление, то есть, когда уже есть три других юридических факта.

Заявление сводит их в единую композицию, придает им авторитет и влечет за собой возникновение личных субъективных прав и правовых обязательств, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Это только функция специальных компетентных органов, субъектов правительства, а не граждан, которые не имеют полномочий применять верховенство закона, не действуют в качестве сотрудников правоохранительных органов, и, следовательно, в этой ситуации не смогут обеспечить удовлетворение своих интересов самостоятельно.

Только правоохранительный орган сможет обеспечить реализацию правовой нормы, принять акт, который станет посреднической связью между нормой и результатом ее действия, станет основой для новой серии правовых и социальных последствий. и, следовательно, для дальнейшего развития общественных отношений, одетых в правовую форму.

Этот тип правоохранительных органов называется оперативно-исполнительным, поскольку он основан на позитивном регулировании и предназначен для развития социальных связей. Именно в нем наиболее полно воплощены правотворческие факторы, что характерно для поощрительных актов, присвоения личных званий, регистрации брака, трудоустройства и т. д.

Следовательно, второй этап механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактическая композиция, где функцию решающего правового факта выполняет оперативно-исполнительный акт.

Третий этап - установление конкретной правовой связи с очень четким разделением субъектов на правомочных и обязательных.

Другими словами, он показывает, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, предназначенное для его удовлетворения, а какая обязана либо не вмешиваться в это удовлетворение (запрет), либо совершать определенные активные действия в интересах другое уполномоченное лицо (долг).

В любом случае, речь идет о правовых отношениях, которые возникают на основе верховенства закона и при наличии юридических фактов, и когда абстрактная программа превращается в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов.

Правовые отношения конкретизируются в той степени, в которой интересы сторон индивидуализированы, или, скорее, основной интерес уполномоченного лица, который служит критерием для распределения прав и обязанностей между противоположными лицами в правовых отношениях. Этот этап воплощен как раз в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношения.

Четвертый этап - реализация субъективных прав и правовых обязательств, при которых правовое регулирование достигает своих целей, - позволяет удовлетворить интересы субъекта. Акты реализации субъективных прав и обязанностей являются основным средством реализации прав и обязанностей, то есть осуществляются в поведении конкретных субъектов.

Эти действия могут быть выражены в трех формах: соблюдение, исполнение и использование. Названный этап механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

Пятый этап не является обязательным. Он вступает в силу, когда субъекты правоприменительной деятельности нарушают нормы права и когда соответствующая правоохранительная деятельность должна прийти на помощь неудовлетворенным интересам.

Этот необязательный этап (осуществляемый только в случае возведения препятствий) отражается в таком необязательном элементе механизма правового регулирования, как защитные правоохранительные акты.

Эффективность механизма правового регулирования

Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и его целью.

В современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового регулирования.

Совершенствование законотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражены общественные интересы и законы, в рамках которых они будут действовать.

Необходимо создать с помощью соответствующих правовых и информационных средств ситуацию, в которой соблюдение закона будет более выгодным, чем его нарушение.

Кроме того, важно усилить правовую гарантию правовых средств, действующих в рамках механизма правового регулирования, то есть повысить вероятность достижения ценности и уменьшить вероятность воспрепятствования этому процессу.

Совершенствование правоохранительной деятельности «дополняет» эффективность нормативного регулирования и, следовательно, в целом механизма правового регулирования.

Комбинация нормативного регулирования и правоприменения необходима, потому что, взятые отдельно, они сразу начинают демонстрировать свои «слабости»: нормативное регулирование без индивидуума (без усмотрения) часто превращается в формализм, в правоохранительную деятельность без норматива (без общих правил) - в произвол.

Именно поэтому механизм правового регулирования должен выражать такую ​​взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, что даст дополнительные преимущества процессу управления.

Если нормативное регулирование призвано обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в прочные рамки законности, то правоохранительные органы учитывают конкретную ситуацию, своеобразие каждой правовой ситуации.

Оптимальное сочетание законотворчества и правоприменения дает гибкость и универсальность правовому регулированию, сводит к минимуму сбои и прекращает действие закона.

Повышение уровня правовой культуры субъектов права также повлияет на качество правового регулирования, процесс укрепления правопорядка и правопорядка.

Человеческие интересы являются основным ориентиром для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности. Действуя как своего рода правовая технология для удовлетворения этих интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, должен создавать режим, способствующий реализации законных устремлений личности и укреплению его правового статуса.

Правовое регулирование на примере рынка ценных бумаг

Общие положения на рынке ценных бумаг

Российское законодательство направлено на цивилизованное регулирование рынка ценных бумаг. В основном это систематизированные законодательные акты. Конечно, первым наиболее важным актом является Гражданский кодекс России (части 1 и 2), который определяет ценные бумаги, регулирует так называемые бездокументарные ценные бумаги, определяет конкретные виды ценных бумаг и раскрывает их содержание.

Однако основной негативной стороной нового Гражданского кодекса следует признать, что в отношении концепции безопасности использовались старые правовые конструкции, разработанные в конце прошлого и начале текущего столетия, которые не учитывают достижения научно-технического прогресса. правоприменительное регулирование

Разработчики пытались адаптировать текущее состояние рынка ценных бумаг к старым юридическим структурам вместо того, чтобы делать обратное. Отсюда вытекает множество нелепостей положений нового Гражданского кодекса, особенно в отношении так называемых бездокументарных ценных бумаг (абсурд начинается с самого термина).

В тот же период был принят систематизированный Закон «Об акционерных обществах», который в значительной степени устранил конструктивные недостатки предыдущего законодательства, законов о рекламе, о финансово-промышленных группах, новых редакций антимонопольного и банковского законодательства.

Важнейшим событием является подписание 22 апреля 1996 г. Президентом Российской Федерации Федерального закона "О рынке ценных бумаг", принятого 20 марта 1996 г. Государственной Думой.

Настоящий закон регулирует отношения, связанные конкретно с рынком ценных бумаг: правовая основа деятельности профессиональных участников, их виды, понятие и порядок выпуска эмиссионных ценных бумаг, порядок раскрытия информации о рынке ценных бумаг и его объеме, полномочия Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и др.

Однако, к сожалению, этот закон нельзя признать полностью совместимым с современными реалиями рынка ценных бумаг и регулирующим рынок в целом. Также не хватает юридических ошибок.

В целом, законодательство характеризуется хорошей правовой разработкой и систематическим изложением, что, несомненно, сыграет роль в развитии рынка ценных бумаг в России.

Особенности правового регулирования рынка ценных бумаг

Прежде всего, рассматривая вопросы правового регулирования рынка ценных бумаг, необходимо дать его юридическое определение, поскольку ни юридическое, ни доктринальное определение рынка ценных бумаг еще не разработано. По нашему мнению, под рынком ценных бумаг следует понимать совокупность социальных отношений, складывающихся при обмене финансовыми и другими активами в процессе выпуска и совершения операций с ценными бумагами, обладающими свойствами определенного продукта.

Как следует из этого определения, не все ценные бумаги могут быть объектами рынка ценных бумаг. Основным свойством ценной бумаги как особого товара является его товарная функция, которая присутствует не во всех ценных бумагах.

Он может быть включен в обеспечение при его выпуске, а также может возникать для отдельных ценных бумаг в определенные периоды их существования.

Основными элементами товарной функции являются:

  1. свободная оборотность, т. е. когда передача ценной бумаги не зависит от воли третьих лиц (акции закрытых акционерных обществ не имеют товарной функции).
  2. потенциальная материальная заинтересованность неограниченного круга инвесторов в приобретении ценной бумаги, выраженная в выплаченных дивидендах, заинтересованности в росте рыночной стоимости ценной бумаги и т. д. (т. е. ценные бумаги, не предназначенные для распределения товаров, не имеют товарная функция, покупка которой не преследует цели извлечения выгод, вытекающих из самой ценной бумаги).

К особенностям правового регулирования рынка ценных бумаг также относятся субъекты, действующие в его рамках. Каждый субъект рынка ценных бумаг выполняет определенные функции, хотя в некоторых случаях они могут выполнять функции субъектов разных типов.

Можно выделить следующие типы субъектов рынка ценных бумаг:

  • эмитенты - лица, выпускающие ценные бумаги. В то же время, институциональные и рядовые эмитенты могут выделиться. Под институциональными эмитентами следует понимать таких субъектов рынка ценных бумаг, для которых эмиссия ценных бумаг является одним из основных видов профессиональной деятельности (например, паевые инвестиционные фонды, для которых возможность инвестирования зависит от привлечения средств путем размещения ценных бумаг). Для простых эмитентов выпуск ценных бумаг не является основным видом деятельности, без которого невозможно осуществлять другие виды деятельности. Дополнительным отличием является то, что институциональный эмитент, помимо регистрации выпуска ценных бумаг, должен быть зарегистрирован в качестве специальной организации и (или) получить соответствующую лицензию.
  • инвесторы - лица, которые вкладывают деньги и другое имущество в ценные бумаги. Инвесторы также делятся на институциональных и обычных. Институциональные инвесторы должны пониматься как те субъекты рынка ценных бумаг, для которых инвестирование определенных средств в ценные бумаги является обязательным (например, паевые инвестиционные фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, трастовые компании и т. д.). Для обычных инвесторов инвестирование в ценные бумаги не является обязательным;
  • профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются лица, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут осуществлять различные виды деятельности в ходе своей профессиональной деятельности, в том числе выступать в роли эмитентов и инвесторов, хотя их основной задачей является проведение мероприятий, способствующих организации и поддержанию рынка ценных бумаг (консалтинг, посредническая деятельность андеррайтинг, учет ценных бумаг, организация торговли ценными бумагами и т. д.). Более того, необходимым элементом такой деятельности является наличие квалифицированного персонала и соответствующих лицензий.
  • саморегулируемые организации - это организации, как правило, некоммерческие, объединяющие профессиональных участников рынка ценных бумаг с целью координации и повышения качества их деятельности, защиты их интересов. Саморегулируемые организации имеют определенные полномочия по регулированию деятельности своих членов, которыми они наделены членами организации, а в некоторых случаях - государством. Государство, например, может делегировать таким организациям полномочия проводить сертификацию специалистов на рынке ценных бумаг, проводить экспертизу документов, представляемых для лицензирования и т. д.;
  • государство является конкретным субъектом рынка ценных бумаг, наделенным компетенцией как эмитента, инвестора и, в некоторых случаях, профессионального участника рынка ценных бумаг, так и нормативного регулирования рынка ценных бумаг. Государство осуществляет все свои полномочия на рынке ценных бумаг через специальные государственные органы. Понятие субъекта рынка ценных бумаг никоим образом не следует путать с понятиями сделок на рынке ценных бумаг и профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также сделок, совершаемых на рынке ценных бумаг. Под сделкой на рынке ценных бумаг следует понимать совокупность юридических действий одного или нескольких субъектов рынка ценных бумаг, направленных на достижение определенного результата, связанного с выпуском и обращением ценных бумаг.

В то же время как профессиональные участники рынка ценных бумаг, так и другие субъекты рынка могут принимать участие в операциях на рынке ценных бумаг. Особенностями сделок на рынке ценных бумаг являются возможность единовременного их исполнения, возможность участия нескольких участников рынка ценных бумаг в сделке, а также разнообразие результатов, для достижения которых действуют действия субъектов, совершающих сделки. направлены на (не только получение прибыли).

Под профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг следует понимать систему самостоятельных юридических действий профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляемых ими в определенный промежуток времени систематически и на свой страх и риск и связанных с организацией и поддержанием функционирования Рынок ценных бумаг экономико-техническими методами с целью достижения положительного (как правило, не только для профессиональных участников рынка ценных бумаг) экономического результата.

Особенностями профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг являются ее осуществление специальными субъектами рынка ценных бумаг, действующими независимо друг от друга, регулярностью, целью которой является достижение положительного экономического результата.

Профессиональная деятельность на ценном рынке - это вид экономической (предпринимательской) деятельности.

Под сделками на рынке ценных бумаг понимаются законные действия субъектов рынка ценных бумаг, направленные на приобретение, изменение или прекращение прав и обязанностей, вытекающих из ценных бумаг.

Российское законодательство направлено на цивилизованное регулирование рынка ценных бумаг. В основном это систематизированные законодательные акты. Первым наиболее важным актом этого периода, безусловно, следует признать Гражданский кодекс России (части 1 и 2), который определяет ценные бумаги, регулирует так называемые бездокументарные ценные бумаги, определяет конкретные виды ценных бумаг и раскрывает их содержание. Однако основной негативной стороной Гражданского кодекса следует признать, что в отношении концепции безопасности использовались старые юридические конструкции, разработанные в конце прошлого и начале текущего столетия, которые не учитывают достижения научно-технического прогресса.

Важнейшим событием является подписание 22 апреля 1996 г. Президентом Российской Федерации Федерального закона "О рынке ценных бумаг", принятого 20 марта 1996 г. Государственной Думой.

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные конкретно с рынком ценных бумаг: правовая основа деятельности профессиональных участников, их виды, понятие и порядок выпуска эмиссионных ценных бумаг, порядок раскрытия информации о рынке ценных бумаг и его объеме, полномочия Федерального Комиссия за рынок ценных бумаг и др.

Однако, к сожалению, этот закон нельзя признать полностью отвечающим современным реалиям рынка ценных бумаг и регулирующим рынок в целом.

Также не хватает юридических ошибок. В целом, законодательство этого периода характеризуется хорошей правовой разработкой и систематическим изложением, что, несомненно, сыграет свою роль в развитии рынка ценных бумаг в России.

Можно выделить следующие виды операций на рынке ценных бумаг:

  • эмиссионные операции - совокупность правовых действий одного или нескольких субъектов рынка ценных бумаг, направленных на организацию выпуска ценных бумаг эмитентом или распространение выпуска;
  • инвестиционные операции - совокупность правовых действий одного или нескольких субъектов рынка ценных бумаг, направленных на приобретение инвестором необходимых ему ценных бумаг;
  • организационные операции - совокупность правовых действий одного или нескольких субъектов рынка ценных бумаг, направленных на создание организационных предпосылок для функционирования рынка ценных бумаг (организация торговли, учета и хранения ценных бумаг, ведение реестра именных ценных бумаг, изготовление бланков ценных бумаг, управление институциональными эмитентами и инвесторами);
  • сопутствующие операции - совокупность правовых действий одного или нескольких субъектов рынка ценных бумаг, направленных на обеспечение качественного выполнения их функций на рынке ценных бумаг другими субъектами рынка ценных бумаг (консультирование и предоставление информации).

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг состоит из следующих видов деятельности:

  • институциональный выпуск, то есть осуществление выпуска ценных бумаг на профессиональной основе лицом с соответствующей компетенцией;
  • посредничество, то есть профессиональное исполнение сделок купли-продажи ценных бумаг на основании заключенных с клиентом договоров комиссионных, комиссионных, агентских услуг (брокерских услуг);
  • консультирование, то есть предоставление клиентам по их запросу информации по экономическим и правовым вопросам функционирования рынка ценных бумаг;
  • организация торговли ценными бумагами, т. е. создание организационных предпосылок для развития определенных (локальных или для отдельных ценных бумаг) рынков ценных бумаг (деятельность фондовых бирж, внебиржевых систем торговли ценными бумагами);
  • клиринг по ценным бумагам, то есть организация сверки взаимных долгов по купле-продаже ценных бумаг и взаимозачет;
  • андеррайтинг, то есть организация эмиссии и гарантирование ее результатов, а также гарантирование самих эмиссий;
  • депозитарная деятельность, то есть ведение учета движения ценных бумаг и их хранения;
  • ведение реестров зарегистрированных ценных бумаг;
  • лидерство на рынке ценных бумаг, то есть покупка за свой счет ценных бумаг от своего имени с целью их последующей перепродажи, в том числе путем объявления цены покупки и продажи;
  • доверительные операции с ценными бумагами, то есть профессиональное доверительное управление ценными бумагами клиентов;
  • институциональные инвестиции, то есть профессиональное вложение денежных и других средств в ценные бумаги организациями, для которых такие инвестиции являются обязательными;
  • управление деятельностью институциональных эмитентов и инвесторов, то есть доверительное управление активами институциональных инвесторов и эмитентов, а также их другие виды деятельности;
  • изготовление заготовок для ценных бумаг;
  • информационная деятельность на рынке ценных бумаг, т.е. сбор, обработка и предоставление на профессиональной основе экономической и правовой информации о рынке ценных бумаг в целом, отдельных рынках ценных бумаг и некоторых видах ценных бумаг.

Задачи государственно-правового регулирования рынка ценных бумаг

Основными целями государственно-правового регулирования рынка ценных бумаг являются максимальная защита интересов инвесторов, установление цивилизованных правил поведения субъектов на рынке и обеспечение государственной экономической безопасности.

Исходя из целей государственного регулирования рынка ценных бумаг, можно выделить следующие правовые формы государственного воздействия на рынок ценных бумаг:

  • нормотворчество;
  • создание единого органа регулирования рынка ценных бумаг;
  • создание организаций с участием государственного капитала, продвижение рынка ценных бумаг;
  • передача определенных регулирующих полномочий саморегулируемым организациям;
  • введение особой ответственности за нарушения на рынке ценных бумаг;
  • установление антимонопольных требований на рынке ценных бумаг;
  • налогообложение;
  • регулирование рекламы на рынке ценных бумаг и присвоение ей квалификационной стоимости в некоторых случаях (например, при определении того, является ли ценная бумага инвестиционной или нет);
  • лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • сертификация специалистов фондового рынка;
  • внедрение специализированной системы образования;
  • установление стимулов при инвестировании в некоторые ценные бумаги;
  • договорное предоставление определенного статуса юридическим лицам (например, дилеру по государственным ценным бумагам);
  • введение правил раскрытия информации при выпуске ценных бумаг;
  • введение обязательного страхования имущества и ответственности отдельных субъектов рынка ценных бумаг;
  • введение обязательного аудита деятельности некоторых субъектов рынка ценных бумаг;
  • установление обязательных резервов и экономических нормативов для деятельности отдельных субъектов рынка ценных бумаг;
  • внедрение особенностей учета и отчетности отдельных субъектов рынка ценных бумаг;
  • другие формы.

В заключение следует отметить, что все элементы правового регулирования рынка ценных бумаг, перечисленные в данной работе, подлежат дальнейшей разработке и консолидации в специальном, систематизированном законодательном акте, который, как можно надеяться, ознаменует формирование цивилизованный рынок ценных бумаг в России.

Вывод:

Итак, исследования, проводимые в данной курсовой работе, исходили из следующих положений:

  1. механизм правового регулирования выражает активную сторону процесса перевода нормативности права в упорядоченность правовых отношений, в то время как правовое регулирование представляет собой непрерывный процесс, который разбивается на этапы, на каждом из которых действуют специальные правовые средства, которые вместе составляют механизм правового регулирования;
  2. право, законность, правопорядок являются важнейшими составными элементами правовой основы государственной и общественной жизни.

Однако верховенство права не является конечной целью, ради которой создается сам закон и действует весь механизм правового регулирования. Задача законодателя шире. Оно состоит в изменении, развитии, укреплении или вытеснении определенных социальных отношений с помощью права, то есть на установление порядка, приятного либо для правящего класса, либо для всего народа.

Это означает, что конечной целью правового регулирования должно быть создание общественных отношений и порядка. Но общественные отношения формируются как общий результат человеческой деятельности в данных правовых условиях.

Промежуточные задачи, поставленные во введении к работе, были решены со следующими результатами.

Правовое регулирование - это воздействие на общественные отношения, осуществляемое с использованием системы правовых средств. Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенную координацию различных интересов как отдельного человека, так и сообщества людей.

Предметом правового регулирования являются отношения:

  1. отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имуществом);
  2. отношения по управлению властью общества (государственное управление социальными процессами);
  3. отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальный ход обмена ценностями и процессами управления в обществе).

Различают следующие методы правового регулирования:

  1. метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) - построен на согласовании целей и интересов сторон в общественных отношениях субъектов гражданского общества, удовлетворяющих их частные интересы (в области отраслей частного права);
  2. метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования - основан на отношениях подчиненности между участниками общественных отношений.

В теории права принято различать три основных способа правового регулирования:

  1. Разрешение - состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных позитивных действий (предоставление субъективных прав);
  2. Обязательство - это наложение обязательства совершать определенные позитивные действия (обязательство по уплате налогов);
  3. Запрет - сводится к наложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Можно выделить следующие виды правового регулирования:

  1. общепринятый тип - выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом;
  2. разрешительный тип - выражается в принципе: все, что прямо не разрешено законом, запрещено.
  3. Механизм правового регулирования представляет собой систему правовых средств, организованных наиболее согласованным образом для упорядочения общественных отношений, способствующих удовлетворению интересов субъектов права.

Целью механизма правового регулирования является обеспечение упорядочения общественных отношений, обеспечение справедливого удовлетворения интересов субъектов.

Различают следующие этапы механизма правового регулирования:

  1. На первом этапе формулируется общее правило поведения (модель);
  2. На втором этапе определяются особые условия, при возникновении которых действие общих программ «включается» и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным;
  3. Третий этап - установление конкретной правовой связи с очень специфическим разделением субъектов на уполномоченных и обязательных;
  4. четвертый этап - реализация субъективных прав и правовых обязательств;
  5. Пятый этап не является обязательным. Он вступает в силу, когда субъекты в процессе правовой реализации нарушают нормы права;

Основными задачами государственно-правового регулирования рынка ценных бумаг являются максимальная защита интересов инвесторов, установление цивилизованных правил поведения субъектов на рынке и обеспечение государственной экономической безопасности.