Формы ответственности предпринимателя: юридическая, социальная, моральная, экономическая

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 12.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Тема предпринимательства актуальна в настоящее время. Предпринимательство является мощным двигателем экономического и социального развития во всех странах. 

Сегодня в мире нет общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый профессор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, имеющего ценность». В России под предпринимательством понимается активная самостоятельная деятельность граждан и их объединений (в том числе реализация организационных инноваций), осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.

Предприниматели, согласно определению Дж. Шумпетера, являются экономическими субъектами, чья функция заключается в реализации новых комбинаций и которые являются активными субъектами предприятия. В то же время Шумпетер считает, что традиционное ограничение круга предпринимателей только «независимыми субъектами» (физическими лицами) в принципе неверно. Предприниматели должны включать всех, кто выполняет эту функцию, включая сотрудников организации, а также тех, кто выполняет инновационную функцию импульсивно, иногда: экономисты, финансисты, юристы, консультанты.

Концепция предпринимательства в современном обществе интерпретируется не через понятие долга, как это было в культуре «современности» в некоторых западных странах (что соответствует росту и расцвету промышленного капитализма), но рассматривается как личное проявление, как способ самовыражения. Непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малому бизнесу необходима всесторонняя и стабильная государственная поддержка.

Это осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, создания информационно-консультационных и научно-технических центров, развития системы страхования и организации материально-технического снабжения. Общепринятая экономическая теория предпринимательства еще не разработана ни за рубежом, ни в нашей стране, хотя необходимость в такой теории уже давно остро стоит. «Три волны» развития теории предпринимательской функции - так можно условно охарактеризовать развитие процесса научного понимания практики предпринимательства. 

«Первая волна», возникшая еще в 18 веке, была связана с акцентом на предпринимательский риск.

«Вторая волна» в научном понимании предпринимательства связана с выделением новаторства в качестве его главной отличительной черты. Основоположником этого направления является один из крупнейших представителей мировой экономической мысли Джозеф Шумпетер. Как первая, так и вторая «волны» развития теории предпринимательской функции были основаны на многофункциональности предпринимательской роли, что привело к чрезмерной односторонности в интерпретации проблем предпринимательства. 

«Третья волна» отличается акцентом на особые личностные качества предпринимателя и роль предпринимательства как регулирующего принципа в балансирующей экономической системе.

Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», возникновение которой связано со смещением акцента на управленческий аспект в анализе предпринимательских действий и, следовательно, с переход на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

Предприниматели, как самый мобильный социальный слой, быстро приспосабливаются к постоянно меняющимся экономическим условиям современной России, к пожеланиям потребителя. В соответствии с их стремлениями к материальному благополучию, для реализации своих собственных идей и возможностей. То есть предприниматель вынужден делить свое время между различными целями, и, следовательно, предпринимательские ориентации неизбежно принимают форму выбора, который зависит в первую очередь от текущей ситуации, а также от личностных характеристик.

Целью данной курсовой работы является выявление роли предпринимательства в рыночной экономике, проблем и перспектив предпринимательства. 

Предпринимательство как особая форма экономической деятельности. 

Предпринимательство, по мнению Дж. Шумпетера, не может рассматриваться как профессия, поскольку невозможно оставаться в этом статусе в течение длительного времени. Идентификация предпринимателей как класса также очень условна - у этой группы нет своей классовой позиции, однако предпринимателей отличает особый образ жизни. 

Особенностью предпринимателей как социальной группы является ее принципиальный дефицит. Предприниматели - это особый тип инновационных людей, которые всегда в меньшинстве. Большинство никогда не являются инновационными.

Предпринимательство - это особый вид экономической деятельности, основанный на инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Экономическая деятельность является формой участия человека в общественном производстве и способом получения финансовых ресурсов для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Предпринимательство выступает как особый вид экономической деятельности, поскольку его начальный этап, как правило, связан только с идеей - результатом умственной деятельности, которая впоследствии принимает материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового предприятия. Новая система управления производством, управление качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий также являются инновационными моментами. 

Основным субъектом предпринимательской деятельности является предприниматель. Тем не менее, предприниматель не единственный субъект; в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем в качестве своего основного контрагента, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. Как потребитель, так и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской деятельности, таких как наемный работник (если, конечно, предприниматель работает в одиночку) и деловые партнеры (если производство не изолировано от связей с общественностью).

Осуществление предпринимательской деятельности возможно только в системе рыночных отношений. В то же время предприниматель в рыночных условиях не может не ориентироваться на потребителя, так как его прибыль, благополучие и перспективы зависят только от него. Показателем степени общественной свободы предпринимательства является количество новых независимых предприятий. 

Экономическая деятельность является формой участия человека в жизни общественного производства и способом получения финансовых ресурсов для обеспечения себя и членов своей семьи.

Эта форма участия индивида в общественном производстве является одной из социально-функциональных обязанностей или их комбинацией, когда он действует как:

  • владелец каких-либо объектов, недвижимости, приносящий ему постоянный и гарантированный доход (владелец компании или арендуемого дома); 
  • работник, который продает свой труд (токарь на фабрике, учитель в школе); 
  • отдельный производитель («свободный» художник, который живет на доход от продажи своих работ, или водитель, который использует автомобиль в качестве такси и живет на доход от такой деятельности); 
  • государственный или муниципальный служащий; 
  • менеджер (управляющий чужой компанией); 
  • пенсионер (пассивная форма участия в общественном производстве в результате прошлой деятельности); 
  • студент или студент (как подготовительный этап для участия в будущем общественном производстве в любой конкретной форме);
  • безработные (как вынужденная форма неучастия или приостановления участия в общественном производстве); 
  • занимается оборонной и охранной деятельностью (армия, полиция, государственная безопасность); 
  • занимается экономически преступной деятельностью (рэкет, воровство). 

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, поскольку его начальный этап связан, как правило, только с идеей - результатом умственной деятельности, которая впоследствии принимает материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным присутствием инновационного момента - будь то производство нового продукта, изменение профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, управление качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий также являются инновационными моментами. 

Предпринимателями (предпринимателями) могут быть: граждане России и других государств, не ограниченные законом в правоспособности или дееспособности.

Основным субъектом предпринимательской деятельности является предприниматель. Тем не менее, предприниматель не единственный субъект; в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем в качестве своего основного контрагента, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. Как потребитель, так и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской деятельности, таких как наемный работник (если, конечно, предприниматель работает в одиночку) и деловые партнеры (если производство не изолировано от связей с общественностью).

В отношениях между предпринимателем и потребителем предприниматель относится к категории активного субъекта, а для потребителя в первую очередь характерна пассивная роль. Анализируя сторону этих отношений, потребитель играет роль индикатора бизнес-процесса. Это понятно, поэтому все, что является субъектом предпринимательской деятельности, имеет право быть реализованным только в случае положительной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка проводится потребителем и действует как желание последнего приобрести тот или иной товар. 

Предприниматель при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроение, желания, интересы, ожидания и оценки потребителя.

Таким образом, целью предпринимателя является необходимость «завоевать» потребителя, создать круг его собственных потребителей. 

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя являются следующие факторы: 

  • новизна продукта и его соответствие интересам потребителя; 
  • качественный; 
  • цена, наличие товара; 
  • степень универсальности продукта; 
  • внешний вид и упаковка; 
  • положительные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и способность потребителя ознакомиться с такими различиями; 
  • возможность воспользоваться услугами послепродажного обслуживания; 
  • соответствие общепринятым или государственным стандартам; 
  • престижность и привлекательность продукта рекламы.

Осуществление экономической деятельности - разумная человеческая деятельность в экономических процессах, направленная на получение «чистых» (превышающих издержки) выгод, возможна в двух формах: как наемного работника, так и предпринимателя, каждая из которых имеет свои особенности. В рамках рассматриваемой проблемы нас интересует предприниматель как субъект предпринимательской деятельности. 

Развитие предпринимательства ведет к росту национального богатства и благосостояния нации (но не наоборот). Формирование предпринимательской среды является не только общенациональной, но и межнациональной проблемой. Проблема его вхождения в европейское и мировое бизнес-пространство остается очень актуальной для России.

Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от того, насколько эффективен выбор ее формы. В современной России этот вопрос является одним из основных для перехода к предпринимательскому типу управления. Эффективными для данного места и времени должны быть признаны те формы предпринимательства, которые позволяют наиболее эффективно использовать имеющиеся производственные аппараты, производственную и социальную инфраструктуру, трудовые, интеллектуальные и природные ресурсы, существующие экономические, прежде всего рыночные и правовые отношения. 

По критерию формы собственности выделяются личные, частные (в том числе частно-коллективные), государственные, муниципальные и смешанные предприятия.

Существуют промышленные, коммерческие и финансовые виды предпринимательства. По масштабам последний подразделяется на малый, средний и крупный (корпоративный); по площади (широте территориального охвата) - на местный, региональный, национальный и межгосударственный; По отраслевой направленности - на отраслевые, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, торговые. Особой проблемой являются организационно-правовые параметры предпринимательства. До недавнего времени большинство авторов включали в перечень своих организационно-правовых форм индивидуально-частные, кооперативные и арендные предприятия, акционерные общества, товарищества. 

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации эти формы включают в себя: 

  1. деловые товарищества (с полной, ограниченной и ограниченной ответственностью) и компании (открытые и закрытые акционерные общества);
  2. производственные кооперативы; 
  3. государственные и муниципальные унитарные предприятия; 4) некоммерческие организации.

На выбор формы экономической деятельности влияет размер капитала, мера готовности предпринимателя взять на себя ответственность (полностью или частично) за результаты своей деятельности. На это большое влияние оказывают такие факторы, как сфера планируемой деятельности, ее виды, а также отраслевая и функциональная ориентация, общая экономическая ситуация в стране и в этом регионе, а также социально-политическая ситуация в государстве. 

Таким образом, в условиях современной России существуют самые разнообразные формы предпринимательской деятельности, выбор которых диктуется как объективными (сфера деятельности, отраслевая принадлежность), так и субъективными (мотивы и психологические особенности предприниматель) причины. 

Проблемы и перспективы функционирования предприятий в рыночной экономике. 

На производственных предприятиях накопилось много функциональных и институциональных проблем. Реформы на микроэкономическом уровне не только необходимы, но в значительной степени являются также достаточным условием для изменения как макро, так и микроэкономической ситуации в стране. 

В рыночной экономике на эффективность предприятия влияют различные факторы. Они могут быть классифицированы в соответствии с различными критериями. 

В зависимости от направления действий все факторы можно объединить в две группы: положительные и отрицательные. Позитивные - это факторы, которые благоприятно влияют на деятельность предприятия, а негативные - наоборот.

В зависимости от места происхождения все факторы могут быть классифицированы как внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, то есть само предприятие их генерирует. 

Например, в компании разработана и внедрена хорошая система материального стимулирования, которая значительно повысила мотивацию сотрудников, что способствовало повышению эффективности производства. Другой пример. На предприятии с вредными условиями труда ничего не было сделано для их улучшения, в результате резко возросла утомляемость и недомогание работников, что в конечном итоге привело к значительному отказу от продукции и снижению объема ее продаж. В первом случае внутренний фактор сыграл положительную роль, во втором - отрицательную.

Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета, анализа и идентификации производственных запасов также целесообразно объединить их в следующие группы: 

  1. связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятие в рыночных условиях; 
  2. связано с ускорением научно-технического прогресса, с инновационной политикой предприятия; 
  3. связанные с совершенствованием организации производства и труда, управления предприятием; 
  4. связана с организационно-правовой формой управления; 
  5. связано с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе; 
  6. связанные со спецификой производства и отрасли;
  7. связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением затратами и ценовой политикой; 
  8. связанные с амортизацией и инвестиционной политикой. 

Эта классификация носит чисто условный характер и не отражает всего многообразия факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы и их влияние на эффективность производства. 

Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективными факторами являются такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления, например, ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия.

Субъективные факторы, и они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они всегда должны быть в поле зрения и анализа. 

Эффективность работы предприятия в рыночных условиях также во многом зависит от внешних факторов, которые можно классифицировать по следующим группам: 

  1. связанные с изменениями условий на внутреннем и мировом рынке. Это в основном проявляется в изменениях спроса и предложения, а также в колебаниях цен; 
  2. связано с изменениями политической ситуации как внутри страны, так и в более глобальном масштабе; 
  3. связанные с инфляционными процессами; 
  4. связанные с деятельностью государства.

В современных условиях именно от государства зависит эффективность деятельности российских предприятий, в первую очередь, создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, то есть создание правовой базы. обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, развитие, принятие и организация реализации экономического законодательства.

В экономической теории существует три основных точки зрения на идеальное предприятие. Согласно одному из них, идеальное предприятие должно быть как можно более специализированным, свободным от всех ненужных вещей, которые напрямую не связаны с производством продуктов, пользующихся спросом. 

Для этого нужно постараться снизить издержки и рискованные (например, те, которые направлены на научные исследования) расходы от прибыли до предела, минимизировать социальные функции предприятия, сделать внутреннюю дисциплину работников более жесткой, включая угрозу немедленное увольнение, а система управления предприятием - более целенаправленная. Если предприятие не может этого добиться, оно заслуживает банкротства и ликвидации. Эта точка зрения называется концепцией минимализма.

Компоненты минималистского предприятия максимально стандартизированы, ремонтопригодны и заменяемы. Минимализм обеспечивает гибкость, маневренность и быструю переналадку предприятия в соответствии с меняющимися требованиями товарного рынка. 

Эта концепция в максимальной степени реализована в так называемых подставных фирмах, где само предприятие имеет только некоторые функции управления, а функции производства, продаж и другие функции распределены между другими компаниями. Краткосрочная эффективность использования ресурсов в таких организациях может быть очень высокой. В то же время минималистские фирмы имеют низкую степень социальной ответственности, и существует высокая вероятность оппортунистических действий со стороны руководства, свободного от внутреннего и общественного контроля.

Вторая точка зрения рассматривает совершенное предприятие как целостный самовоспроизводящийся комплекс, потенциал которого определяется последовательностью и однонаправленностью его компонентов, достигнутых в результате накопленного опыта. Согласно этой позиции, эффективность предприятия определяется не столько отсутствием ненужных частей или функций, сколько наличием и согласованной работой некоторых важных связующих элементов, обеспечивающих целостность предприятия в экономическом и целевом пространстве.

Согласно третьей концепции, идеальное предприятие - это не просто целостная и целостная, а одушевленная система, то есть система, которая в высокой степени обладает внутренним уникальным духовным принципом, который придает деятельности, целеустремленности и стремлению к гармоничному развитию функционирование. предприятия. Чтобы охарактеризовать такие системы, используя систему взглядов, используемую для изучения живых существ, можно прибегнуть к понятию души.

Внутренний климат, атмосфера, особенности взаимодействия с клиентами и партнерами, реакции на внешние факторы, объединяющие термин корпоративная культура, служат проявлением души конкретного предприятия. Фактически, миссия предприятия - одна из основополагающих концепций современного стратегического планирования на микроуровне - это словесное выражение результатов объединения когнитивной функции предприятия (дух предприятия как его способности познавать окружающая среда) и образовательные (душа предприятия как его способность к самопознанию и развитию корпоративной культуры).

Многие авторы считают, что в настоящее время наиболее желательным и наиболее подходящим ориентиром для восстановления российских промышленных предприятий является целостное и максимально оживленное предприятие. На предприятиях этого типа достигается наибольшая степень консолидации команды и управления, эргономическая оптимизация, оптимальное соотношение процессов производства, воспроизводства и маркетинга при разработке их инновационных компонентов. 

Интересы акционеров для таких предприятий значительны и подлежат реализации как часть ожиданий компании от предприятия, по сути, как одной из составляющих его миссии. Такие предприятия наиболее чувствительны к социальным, экологическим и экономическим желаниям общества и чувствуют моральную ответственность за последствия своих действий.

Движение к экономике, в которой преобладают гармонично развивающиеся и гармонично взаимодействующие с рынком предприятия животноводства, предполагает значительное изменение их внутреннего образа жизни и взаимоотношений между ними. Для этого усилий самих предприятий недостаточно; необходима согласованная программа действий общества, государства и бизнеса.

Приоритетные действия включают следующее: 

  1. Расширение круга организационно-правовых форм промышленных предприятий за счет промежуточных форм между акционерным обществом и коммандитным товариществом и обеспечение более высокой имущественной ответственности собственника и управляющего за результаты деятельности предприятия. 
  2. Осуществление стратегического планирования, создание многоуровневой национальной экономической системы для обмена и координации плановой стратегической информации. 
  3. Модернизация системы аттестации, оплаты труда и повышения квалификации персонала. 
  4. Восстановление инновационно-воспроизводственной структуры и смежных видов деятельности на предприятиях.
  5. Изменение системы регистрации и ликвидации предприятий в направлении стабилизации сети промышленных узлов и их ближайшего окружения, более осторожное отношение к применению процедур банкротства и, в то же время, процедуры регистрации предприятий. 
  6. Оживление и расширение рынка корпоративных ценных бумаг, улучшение отношений между реальным и фондовым рынками и трансформация последнего в европейскую модель. 

Меры государственной поддержки развития предпринимательства в российской экономике

Глубокие изменения, происходящие в российском обществе с начала 90-х годов, затрагивают прежде всего экономику и экономическую культуру, где происходят фундаментальные изменения, характер которых свидетельствует об определенной преемственности социалистической и дореволюционной экономической культуры. Современная экономическая культура характеризуется резкой активацией индивидуальных практических и предпринимательских ориентаций. Именно с освобождением частной инициативы возлагаются надежды на обновление экономики и всей общественной жизни в целом.

Важно отметить, что конкретные условия переходного периода, необходимость учитывать сложившуюся традицию, а также опыт модернизации во многих странах Востока и Запада требуют переоценки концепции рыночной экономики. как обязательно максимально свободный от государственного регулирования. 

Итак, на примере развития экономики США мы видим, что традиционные ценности индивидуализма, свободного предпринимательства, полностью независимого от государственного контроля, свободной конкуренции и ориентации на прибыль, оказались неадекватными развитию высоких технологий и информации.

Свободное индивидуальное предпринимательство, даже очень большое, оказалось не в состоянии обеспечить необходимый уровень научных разработок в области информационных технологий, а ориентация на максимальную прибыль без учета государственных и общественных интересов привела к ущемлению позиции американских предпринимателей не только на зарубежном, но и на внутреннем рынке. 

В то время как японские предприниматели, действуя при мощной финансовой и протекционистской поддержке со стороны государства, в первую очередь ориентированы на интересы нации. Именно отказ японских предпринимателей от теории и практики свободного предпринимательства и от свободной торговли объясняет экономические достижения Японии.

Но отказ от системы свободного предпринимательства ставит проблему изменения самой модели экономической деятельности и базовой системы ценностей. Однако изменение ценностей происходит медленно и сложно, культурные ценности и стереотипы стабильны. Государство, в базовые принципы которого изначально не входит забота о частном бизнесе, не желает вводить протекционистские меры и оказывать финансовую поддержку.

Что касается самой России, то на данном этапе соотношение личности, коллектива и государства в экономике продолжает оставаться важнейшей проблемой российской экономической культуры. Представители либерального крыла реформаторов отстаивают необходимость выхода государства из экономической жизни, в то время как «государственники» - представители широкого круга политических взглядов от умеренно либеральных до коммунистических - выступают за ту или иную степень государственного регулирования экономика.

Реформы, которые фактически осуществляются сверху, не могут не быть направлены государством, не могут не опираться на сознательную экономическую политику. Кроме того, исторически спор между государством и человеком об экономическом лидерстве в эпоху социализма всегда разрешался в пользу государства. Из-за чрезмерной централизации экономики доминирует план, который подавляет, по сути, инициативу работника. Хозяйственные функции были отчуждены от него и превратились в прерогативу государства и администрации.

Предпринимательство как социальная группа, признанная обществом, возникло сравнительно недавно и поэтому проходит только начальные этапы своего формирования. Но следует сказать, что в нашем обществе уже появились определенные тенденции и разрабатываются меры по поддержке предпринимательства. Таким образом, предприниматели в современной России ориентированы именно на финансовую и социальную помощь со стороны государства, потому что только она может создать механизм гарантий, в котором нуждается малый бизнес.

Практика оказания государственной помощи немонопольному сектору экономики развитых стран показывает, что выбор правительством основных направлений этой помощи основан на изучении этого круга проблем. Поэтому важнейшей задачей властей является определение приоритетных направлений развития малого бизнеса.

В России к этим направлениям относятся: 

  1. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции; 
  2. Производство продуктов питания, промышленных товаров, товаров народного потребления; 
  3. Лекарства и медицинское оборудование; 
  4. Предоставление производственных, коммунальных и потребительских услуг; 
  5. Строительство жилья, промышленных и социальных объектов.

Малые и средние предприятия (МСП) являются одним из ключевых элементов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики государства, создание новых рабочих мест, развитие инноваций и рост налоговых поступлений в бюджет. В то же время из-за небольших финансовых и людских ресурсов малый и средний бизнес наиболее уязвим, особенно в периоды рецессии. Именно поэтому эта категория граждан и организаций нуждается в особой и многоплановой поддержке со стороны государственных и муниципальных органов власти - имущественной, финансовой, информационной, консультационной и др.

По данным Росстата и Федеральной налоговой службы России, по состоянию на 1 января 2013 года в стране зарегистрировано более 6 миллионов МСП, на которых занято около 18 миллионов человек, что составляет четверть всех занятых - почти 20% ВВП. Тем не менее, Минэкономразвития России отмечает, что эти показатели значительно ниже, чем в других странах с сопоставимым уровнем развития, и, более того, они ухудшаются. Доля малого и среднего бизнеса в кредитном портфеле российских банков снижается, а количество самих предприятий и их работников сокращается. Кроме того, в текущем году около 500 тысяч индивидуальных предпринимателей (12% от их общего количества) прекратили свою деятельность в связи с увеличением взносов на обязательное пенсионное страхование.

«Они не исчезают в никуда, они пополняют неформальный сектор, в котором количество занятых уже больше, чем в сфере малого и среднего бизнеса, по имеющимся экспертным оценкам», - заявил министр экономического развития Российская Федерация Алексей Улюкаев прокомментировал ситуацию во время заседания Правительства Российской Федерации 3 октября 2013 года. Эти обстоятельства негативно влияют на экономику не только с точки зрения налоговых, фискальных отношений, но и эффективности производственной системы страны. , В связи с этим правительство Российской Федерации в настоящее время рассматривает ряд возможных мер по дополнительной поддержке МСП (в ​​основном финансовой), которые могут быть реализованы в 2014–2018 годах.

Остановимся на них подробнее:

1. Сниженная ставка страховых взносов во внебюджетные фонды на уровне 20% (20% - Пенсионный фонд, 0% - ФСС, 0% - ФФОМС) может сохраняться до 2018 года включительно. Это правило применяется в основном к малым предприятиям, которые применяют упрощенную систему налогообложения и осуществляют деятельность в производственной и социальной сферах. Это также касается социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и аптек, применяющих специальные налоговые режимы (часть 3.4. Статья 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ». Федерация, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ").

Продление этой меры поддержки предусмотрено разработанным Министерством труда России законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об установлении тарифов на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды». Интересно, что в первоначальной версии документа также планировалось продлить льготный период до 2018 года включительно, но с ежегодным увеличением совокупного сниженного тарифа на 2% (то есть 2014 год - 22%, 2015 год - 24%, 2016 год - 26%). 

Однако позже документ был исправлен приказом первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. Документ уже принят Госдумой в первом чтении 22 октября, поправки ко второму чтению должны быть направлены в комитет нижней палаты по труду, социальной политике и делам ветеранов в течение 30 дней. 

2. Налоговые каникулы могут быть введены для вновь зарегистрированных малых предприятий. Инициатива по введению двухлетних налоговых льгот для начинающих предпринимателей была озвучена представителями Деловой России и Опоры России во время встречи Президента России Владимира Путина с российскими предпринимателями 23 мая 2013 года. В связи с этим глава государства поручил Правительству Российской Федерации изучить этот вопрос.

3. Позднее эта мера также обсуждалась во время встречи Премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Медведева с членами "Деловой России" 26 июня 2013 года. В результате Кабинет министров исходил из возможности освобождения на два года. от всех налогов и обязательных страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию впервые. 

Необходимость разработки вопроса о введении налоговых каникул, в первую очередь для малых промышленных предприятий, была также отмечена на заседании Правительства Российской Федерации 3 октября 2013 года.

«Министерство финансов занимает консервативную позицию по этому вопросу, но с« Опорой России »необходимо разработать механизмы защиты от любых несправедливых схем, которые будут навязываться, например, теми, кто не хочет платить налоги. Но по большому счету это, конечно, правильная мера для тех, кто начинает бизнес с нуля ", - заявил первый заместитель премьер-министра РФ Игорь Шувалов. 

На данный момент позиция главы правительства Российская Федерация заключается в том, что решение о введении налоговых каникул может быть перенесено на уровень субъектов Российской Федерации и коснется, прежде всего, производственных и инновационных компаний.

Планируется создать федеральный гарантийный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Следует отметить, что на данный момент одной из мер финансовой поддержки МСП является предоставление государственных и муниципальных гарантий их обязательств за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов соответственно (статья 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Эта мера поддержки объясняется тем, что МСП не имеют надежной базы обеспечения и сами по себе являются более нестабильными с финансовой точки зрения, чем крупные предприятия. Гарантии, в свою очередь, позволяют МСП предоставлять равный доступ к кредитным ресурсам.

Гарантии чаще всего предоставляются государством косвенно. Бюджетные средства направляются в виде субвенций в специализированные гарантийные организации (гарантийные фонды), созданные субъектами Российской Федерации, которые, в свою очередь, выступают гарантами по кредитным соглашениям между МСП и банками. Чаще всего это некоммерческие организации, однако существуют и хозяйственные общества, а также унитарные предприятия. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, региональные гарантийные фонды созданы практически во всех субъектах Российской Федерации. За последние шесть лет более 200 миллиардов рублей было предоставлено по их гарантии. кредиты. Вознаграждение фонда в среднем составляет 2% от суммы поручительства.

Для развития этой формы поддержки Правительство Российской Федерации планирует создать федеральный гарантийный фонд, небанковскую кредитную организацию. Банк России будет регулировать и контролировать свою деятельность. Федеральный гарантийный фонд должен быть наделен полномочиями выдавать контргарантии региональным гарантийным фондам, с тем чтобы они могли расширить свои пределы поручительства, а также прямые гарантии предпринимателям. В Минэкономразвития России ожидают, что в результате доля кредитов для МСП, обеспеченных гарантиями, может увеличиться с 2% до 5%. На капитализацию федерального гарантийного фонда планируется выделить 30 миллиардов рублей. в 2014-2015 гг.

Также, если такой фонд будет создан, Банк России готов рассмотреть вопрос классификации своих гарантий как обеспечения 1-й категории качества (отсутствие кредитного риска), что также должно способствовать получению кредитов МСП. Следует отметить, что в настоящий момент гарантии гарантийных фондов субъектов Российской Федерации можно отнести ко II-й категории - умеренный кредитный риск (подпункт 6.3.4. Регламента Банка России № 254-П от 26 марта 2004 г. «О порядке формирования резервов кредитными организациями на возможные потери по кредитам, по кредитам и приравненным к ним долгам»).

Рассматривается вопрос введения специального налогового режима для самозанятых граждан. По задумке Минэкономразвития России, граждане, не готовые зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, смогут получить специальный патент для самостоятельно занятых граждан и работать на его основе. Планируется, что это будет самая простая форма предпринимательской деятельности, исключающая необходимость учета, учета доходов и расходов, соблюдения требований к кассовым аппаратам и помещениям. Он предназначен для создания комфортных условий для предпринимателей без чрезмерного налогового администрирования.

Планируется расширить участие МСП в закупках для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд государственных компаний. На данный момент Минэкономразвития России подготовило проект постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях участия малого и среднего бизнеса в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических юридические лица». 

100% доходов от упрощенной системы налогообложения могут быть переведены в местные бюджеты с 2015 года. Согласно п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации налог, взимаемый в связи с использованием упрощенной системы налогообложения, в настоящее время зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 100%.

Планируется, что полный перевод соответствующих доходов на муниципальный уровень позволит установить более тесные контакты между местными властями и бизнесом, создать взаимный интерес и обеспечить большую независимость муниципальных органов власти в поддержке и развитии предпринимательства. Это, в свою очередь, должно способствовать развитию социальных услуг и росту производства.

Обсуждается ряд мер по развитию финансирования кредитных организаций и секьюритизации кредитов, предоставляемых МСП. Правительство РФ рассматривает возможность размещения на эти цели средств из Фонда национального благосостояния в размере 100 миллиардов рублей. на депозитах Внешэкономбанка. Кроме того, банкам и другим кредитным учреждениям будет предоставлено финансирование по цене «инфляция плюс 1%» для целей долгосрочного кредитования МСП.

Планируется, что по такой схеме стоимость кредита для МСП не будет превышать 10%, а срок кредита составит до 10 лет. Согласно плану Минэкономразвития России, это будет способствовать, в частности, увеличению примерно на 50% объема инвестиционных проектов среднего бизнеса. В то же время планируется, что такие кредиты будут предоставляться только МСП, работающим в производственном секторе. 

Кроме того, планируется создать систему секьюритизации кредитов, предоставляемых МСП. В результате кредитные учреждения смогут предоставлять малым и средним предприятиям стандартизированные кредиты и выпускать облигации, удостоверяющие права требования в соответствии с такими кредитными соглашениями.

В 1996 году в России была проведена масштабная программа поддержки и создания малого бизнеса. Это комплекс мер, разработанный правительством и поддерживаемый на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 1996 году должен был составить 883,35 млрд. Рублей. Основным источником финансирования Программы планировалось 5 процентов средств, полученных от приватизации федерального имущества, что составило 707 миллиардов рублей.

Малый бизнес является неотъемлемой частью российской экономики. Но для более эффективного развития малого бизнеса необходимо принять некоторые меры государственной поддержки.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малого предпринимательства: 

  • освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период и использованной для развития собственного производства; 
  • установление льготных ставок налога на прибыль для субъектов малого предпринимательства на третий и четвертый годы работы с момента их регистрации;
  • возврат налога на добавленную стоимость, уплачиваемого субъектами малого предпринимательства поставщикам оборудования и других основных средств; 
  • освобождение от уплаты подоходного налога средств негосударственных юридических лиц, подоходного налога - физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные фонды, создаваемые органами власти и администрацией субъектов Российской Федерации и местные органы власти;
  • предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, предоставляющих кредиты малым промышленным предприятиям; 
  • распределение по малым предприятиям, образованным в результате разделения (разделения) предприятий-монополистов, подлежащих их приватизации, налоговых льгот, установленных для вновь создаваемых малых предприятий; 
  • сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации; 
  • уточнение порядка и условий взимания налога на прибыль и налога на добавленную стоимость для малого бизнеса. 

Согласно этому указу приоритетными видами деятельности с точки зрения интересов государства являются: 

  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции; 
  • производство продуктов питания и промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарств и медицинского оборудования;
  • предоставление производственных, коммунальных и бытовых услуг; 
  • строительство жилых, промышленных и социальных объектов;
  • инновационная деятельность. 

Основными институтами развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации являются: бизнес-инкубаторы; региональные венчурные фонды; фонды прямых инвестиций; гарантийные и залоговые фонды; индустриальные парки; технопарки. 

Сочетание этих направлений деятельности не только упростит государственный контроль за развитием малого бизнеса, но и позволит самим предприятиям развиваться быстро и эффективно, гарантируя им возможность использовать коммерческие кредиты и оказывать другие виды поддержки. 

Заключение

В данной работе была сделана попытка охарактеризовать малый и средний бизнес в России, выделить особенности предпринимательства и выявить его основные и наиболее острые проблемы. Современные условия, характеризующиеся усилением конкуренции, мировым финансовым кризисом, глобализацией и интернационализацией экономики, переходом на новую технологическую основу, изменением характера труда, ставят перед современными предприятиями задачу своевременного, эффективного и адаптивного реагирования на изменения в внешняя среда с использованием новейшего арсенала инструментов управления.

Кризисные явления в экономике могут охватывать отдельные, но взаимосвязанные области. В этом случае параметры, характеризующие развитие той или иной сферы, отрасли экономики, могут изменяться. В результате эти кризисы способны усиливать друг друга и в конечном итоге превращаться в так называемый системный кризис, охватывающий всю экономику в целом, что выражается в соответствующем изменении макроэкономических агрегатов. 

В рыночной экономике предприятие работает в условиях нестабильности и неопределенности во внешней среде, что требует быстрого реагирования на постоянно меняющиеся рыночные условия. 

Процессы, происходящие на товарных рынках, объясняются циклическими закономерностями экономического развития, особенностями перехода от одной фазы к другой.

С точки зрения теории систем любая организация рассматривается как целостная система взаимосвязанных элементов, частей и компонентов. Система в течение своей жизни может находиться в стабильном (статическом) и нестабильном (динамическом) состоянии. 

Проблема устойчивости предприятия решается на государственном, региональном, отраслевом и внутрифирменном уровнях. 

Рыночная экономика требует, помимо внешних, также внутренних механизмов, обеспечивающих стабильность организации. Это принцип функционирования самоорганизующихся систем. В этом случае организация управляется на основе анализа собственных действий в среде.