Формы и методы укрепления законности в государственном управлении

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Информационные технологии в системе государственного управления
Информационные технологии в системе муниципального управления
Национальные и территориальные основания организации субъектов Российской Федерации
Механизм выделения и осуществления региональных интересов в государственном управлении


Введение:

Актуальность выбранной мной темы курсовой работы обусловлена ​​тем, что суть законности заключается в необходимости священного соблюдения законов и контроля за их выполнением.

Таким образом, важность выбранной темы исследования невозможно переоценить.

Объектом данного исследования являются способы обеспечения верховенства права в государственном управлении, предметом являются вопросы, связанные с публичным управлением и верховенством права как таковым; классификация и характеристика этих методов.

Целью данной работы является всестороннее изучение путей обеспечения верховенства закона в государственном управлении.

Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд следующих задач:

  • Определение понятия государственного управления;
  • Определение понятия обеспечения правопорядка в Российской Федерации;
  • Классификация способов обеспечения верховенства права в государственном управлении;
  • Характеристика способов обеспечения верховенства права в государственном управлении.

Методологическая основа исследования.

При выполнении данной курсовой работы я использовал соответствующие категории диалектики; общенаучные и частные методы: анализ и обобщение, исторический, сравнительный, сравнительно-правовой, формально-правовой и др.

Теоретической основой исследования явились положения действующей Конституции Российской Федерации, специальная литература, связанная с темой исследования, работы по административному праву таких авторов, как: Атаманчук Г.В., Афанасьев В.Г., Козлова Ю.М. и др.

Понятие законности в государственном управлении: его сущность и особенности

Понятие законности включает строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и соответствие всех других изданных нормативных актов действующему законодательству; Это также режим функционирования системы государственного управления, который заключается в четком, строгом и строгом соблюдении и соблюдении всеми субъектами управленческих отношений действующих нормативных правовых актов на территории государства.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации государственные и местные органы власти, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Соответственно, законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Эти основные требования являются сутью всей законности.

Суть законности заключается в необходимости соблюдать законы и обеспечивать их соблюдение.

Законность государственного управления характеризуется:

  1. Законы обязательны для всех без исключения граждан, учреждений, организаций и должностных лиц. Таким образом, верховенство закона проявляется. Никто не получил привилегию не подчиняться закону, право поставить себя выше закона. законность правительства
  2. Единство законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории Российской Федерации. Единство охватывает все государство, все структуры государственного управления, а также местного самоуправления, на всей территории и при реализации различных решений.
  3. Недопустимо издавать закон, а скрывать целесообразность - значит нарушать принцип законности. Таким образом, законодатель предоставляет исполнителю правовой нормы определенную сферу и, как правило, несколько вариантов конкретных решений. Принимая решения, нужно, конечно, учитывать индивидуальность всех граждан и относиться к ним, прежде всего, как к людям.
  4. Недопустимость правового недостатка культуры населения.
  5. Для любого управленческого решения закон должен быть близок к справедливости, только вместе они позволяют нам достичь желаемого результата для всех нас. Если нет справедливости, тогда весь смысл закона теряется. Законность государственного управления торжествует только тогда, когда нарушение влечет за собой неизбежную ответственность или другую негативную реакцию со стороны государства.
  6. Таким образом, в целом обеспечение правопорядка в России обеспечивается системой экономических, политических, организационных, правовых, а также общественных гарантий. Эти экономические гарантии вытекают из разнообразия форм собственности. Политические определяются основополагающими положениями о том, что власть в Российской Федерации принадлежит только народу; Правовые или правовые гарантии законности заключаются в создании не только эффективного механизма восстановления нарушенных правовых норм, но и такой процедуры применения норм, которая максимально предотвратила бы возможность этих нарушений.
  7. Все эти гарантии основаны на полномочиях субъектов административного права. В большинстве случаев субъекты не только применяют закон, но и создают новые правила, которые не должны противоречить высшим. Государство, регулируемое верховенством права, должно иметь стабильную правовую базу. Необходимо сократить подзаконные акты и ведомственные постановления, чтобы весь свод законов представлял собой единую единую систему.

Общие черты законности:

  1. Законность - это принцип организации и деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан;
  2. действует как обязательное требование для деятельности субъектов государственного управления;
  3. также является методом осуществления всех полномочий органов власти субъектами хозяйственной деятельности;
  4. Законность основывается на действующем российском законодательстве;
  5. является режим надлежащего поведения отдельных лиц и коллективных субъектов в области государственного управления.

Принципы законности заключаются в следующем:

  • Верховенство права заключается в требовании:
  1. точно и неукоснительно соблюдать, а также соблюдать нормативные правовые акты, действующие на всей территории государства;
  2. соблюдать иерархию нормативных правовых актов;
  3. соответствие нормативных правовых актов меньшей юридической силы тем, которые имеют большую юридическую силу
  • Равенство перед законом:
  1. перед законом все равны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, религии, других обстоятельств и имеют равное обязательство соблюдать требования правовые нормы, и если нарушения в равной степени несут ответственность.
  • Единство законности
  1. действие законов, подзаконных актов и нормативных актов по всему штату единообразно, их толкование и применение не должны различаться в зависимости от территориального масштаба действия; это, прежде всего, единство правовых рамок для всего государства.

Универсальность и неоспоримость законности: требования законности распространяются не только на деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, но и на граждан, общественные объединения; Ни один из субъектов управленческих отношений не может быть исключен из сферы законности.

Гарантия прав и свобод личности: заключается в конституционном закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, создании условий для их реализации.

Неизбежность ответственности за нарушение законодательства: любой факт нарушения закона должен получить надлежащую государственную правовую оценку, что выражается в обязанности виновных лиц нести установленные ограничения.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности: заключается в том, что субъектам отношений управления предоставляется возможность выбрать наиболее подходящий вариант для правильного поведения в рамках определенных правовых норм; в случае такого противоречия между законностью и целесообразностью приоритет отдается законности с учетом последующего изменения нормативно-правовой базы.

Гарантии законности

Гарантия законности определяет совокупность всех объективных условий и субъективных факторов; специальные правовые средства, с помощью которых обеспечивается режим законности в сфере всего государственного управления.

Гарантии законности подразделяются на условия обеспечения законности и специальные средства обеспечения законности.

Под условием обеспечения верховенства права понимается совокупность политических, экономических, социальных и идеологических условий функционирования системы государственного управления.

Их типы: экономические - это состояние базовых экономических отношений, организация и функционирование субъектов экономических отношений.

Политический - состояние государственной власти, развитие демократических институтов, степень участия населения в политических процессах в обществе.

Духовно-нравственный - уровень культуры общества, его членов, уровень сознания, в том числе правосознания.

Специальным средством обеспечения верховенства права является совокупность всех правовых и организационных средств, с помощью которых обеспечивается верховенство права в сфере государственного управления.

Правовые средства также могут включать:

  • правовое регулирование наиболее значимых отношений в сфере государственного управления;
  • совершенствование действующего законодательства с учетом динамики отношений управления;
  • средства предотвращения правонарушений в сфере управления;
  • средства пресечения правонарушений в сфере управления;
  • меры по защите нарушенных прав в сфере управления.

Организационные средства включают в себя: контроль за всей деятельностью субъектов публичного управления, а также надзор за деятельностью субъектов публичного управления, образование, обучение субъектов публичного управления и многое другое.

Методы обеспечения законности

Под обеспечением верховенства права якобы понимается организационно-правовая система деятельности государственных органов и общественных организаций, уже созданная государством, которая позволяет предотвращать, пресекать, выявлять нарушения закона и принимать меры к устранить их и укрепить верховенство права в сфере государственного управления.

Эти методы:

  • государственный контроль, в ходе которого проверяется законность и целесообразность деятельности;
  • государственный контроль - ограничен только проверкой законности.
  • надзор - это такой же суженный контроль;
  • судебный контроль - среди всех методов обеспечения правопорядка в государственном управлении ему принадлежит важная роль;
  • общественный контроль.

Обеспечение верховенства права в сфере публичного управления - это деятельность специально уполномоченных лиц, а также граждан и объединений: предотвращать любые нарушения требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах, в деятельности органов исполнительной власти; своевременное и полное предупреждение правонарушений, причин и условий их возникновения; привлечение к ответственности виновных в нарушении закона.

Государственный контроль в управлении

Понятие и виды государственного контроля

Государственный контроль в управлении - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, а также их должностных лиц или иных уполномоченных лиц по контролю за функционированием контролируемого объекта с целью установления его отклонений от указанных параметров.

Виды государственного контроля:

В зависимости от объема и содержания контроль состояния делится:

  • общий (охватывает все сферы деятельности контролируемого объекта)
  • особый (проводится в определенной сфере деятельности,
  • любой конкретный вопрос:
  • финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).

В зависимости от направленности и организационно-правовых форм государственный контроль в управлении подразделяется на:

  • внешний (осуществляется по отношению к объектам, которые не подчиняются непосредственно контролирующему органу)
  • внутренний (осуществляется в системе данного органа исполнительной власти или иного органа) .3. В зависимости от этапов осуществления деятельности контроль может быть: предварительным, текущим, последующим.

В зависимости от времени режим контроля деятельности - постоянный (систематический) и временный (периодический).

В зависимости от предмета деятельности существует контроль Президента Российской Федерации, контроль представительных (законодательных) полномочий и контроль исполнительной власти.

Сущность государственного контроля:

  1. Деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;
  2. наблюдение за функционированием контролируемого объекта, который находится в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;
  3. получение полной, достоверной информации о состоянии законности в контролируемом объекте;
  4. соотношение деятельности контролируемого объекта с точки зрения как законности, так и целесообразности;
  5. принятие мер по предупреждению правонарушений и предотвращению вредных последствий;
  6. выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;
  7. применение мер ответственности (дисциплинарной и основной);

На основании разделения государственной власти на самостоятельные ветви, установленного Конституцией России, а также разграничения субъектов юрисдикции и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, выделяются следующие виды государственного контроля:

  1. президентский контроль;
  2. контроль законодательной (представительной) власти;
  3. контроль в системе исполнительной власти;
  4. судебный контроль.

Достижение целей и соблюдение принципов контроля не означает формирования единого и всеобъемлющего контрольного органа, который бы руководил всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей.

Поэтому полномочия по контролю за деятельностью органов исполнительной власти устанавливаются законодательством отдельно для каждого вида государственного контроля.

Президентский контроль

Контрольные полномочия Президента Российской Федерации наиболее полно выражены в его определении в соответствии со ст. 80 Конституции, основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент также осуществляет контрольные полномочия при формировании правительства и других федеральных органов исполнительной власти, при назначении должностных лиц, в частности председателя правительства, его заместителей и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации президента, в назначении высшего командования Вооруженных сил.

Президент также имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью правительства и его других исполнительных органов. Контролирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за оборону, безопасность, внутренние дела, юстицию, налоговую полицию, предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидацию последствий стихийных бедствий, а также осуществляет другие полномочия.

Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов исполнительной власти. Они могут отзывать постановления (распоряжения) Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента.

В случаях, предусмотренных Конституцией (статья 85), Президент вправе приостанавливать действия органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Президент осуществляет контроль в сфере исполнительной власти лично и через соответствующие президентские структуры, прежде всего Администрацию Президента.

Главное контрольное управление как подразделение Администрации Президента: организует систематический контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций и их руководителей; при проведении проверки координирует деятельность контрольно-надзорных органов федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Федерации; по результатам проверки представляет предложения Президенту, а при необходимости направляет в прокуратуру, органы внутренних дел, Федеральную службу безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях.

Контроль Президента Российской Федерации может быть:

  • непосредственный
  • опосредованный.

Непрямой президентский контроль осуществляют: Администрация Президента Российской Федерации (Контрольное управление Президента Российской Федерации, Главное государственное и правовое управление Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации). в федеральных округах).

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе - должностное лицо, представляющее Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе, имеет право:

  1. запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от независимых подразделений Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных органов власти. самоуправление в федеральном округе;
  2. отправить своих заместителей и работников своих сотрудников для участия в работе.

Контроль в области государственного управления осуществляют: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и представительные (законодательные) органы власти субъектов Российской Федерации.

Контрольные полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществляются при:

  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • освобождение Президента Российской Федерации от должности;
  • назначение судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов.

Контрольные полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации осуществляются при:

  • согласие Президента Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов;
  • назначение на должность, а также увольнение Уполномоченного по правам человека;
  • объявление амнистии;
  • предъявление обвинения Президенту Российской Федерации за его отстранение от должности;
  • выражение недоверия Правительству Российской Федерации.

Задачи Счетной палаты Российской Федерации:

  • организация и контроль за своевременным использованием доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объему, структуре и их целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств, а также использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходов и статей расходов проектов федеральных бюджетов и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств из федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке России и других финансово-кредитных учреждениях;
  • Регулярное представление в Совет Федерации и Государственную Думу об исполнении федерального бюджета.

Законодательный контроль

Понятие и сущность контроля

Контроль в сфере исполнительной власти - это форма обеспечения верховенства права, которая позволяет контролирующему органу (должностному лицу) вмешиваться в сферу управления путем предоставления обязательных инструкций, а также способов и сроков устранения нарушений закона.

Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти, разумеется, по существу заключается в том, что уполномоченные органы и общественные организации, используя организационные и правовые методы и средства, выясняют: тем самым они не допускаются в деятельности контролируемой исполнительной власти. власти и их чиновники? нарушения закона. А если есть факты, то они оперативно устраняются, виновные привлекаются к ответственности и т. д.

Основные задачи контроля:

  • соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства;
  • обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства;
  • повышение эффективности государственного регулирования.

Его основными принципами являются: законность, объективность, независимость, прозрачность, экономия, сохранение государственных, коммерческих и других секретов, охраняемых законом.

Контроль в системе исполнительной власти

Функции государственного контроля осуществляют Правительство, федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, а также соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Правительство Российской Федерации как орган общей компетенции наделено широкими контрольными полномочиями над федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Согласно ст. 114 Конституции он осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и других полномочий, закрепленных за ним Конституцией, федеральными законами и указами Президента.

В пределах своей компетенции организует исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их выполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федерация и принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства.

Правительство вправе отменить акты федеральных органов исполнительной власти или приостановить их действие. Правительство вносит предложения Президенту страны о приостановлении действий органов исполнительной власти, субъектов Федерации в случае их противоречия с федеральной Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, международными обязательствами Российской Федерации или нарушениями прав человека и гражданские права и свободы.

В зависимости от объема и содержания органы исполнительной власти осуществляют: общий, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль.

Среди этих органов есть те, основной деятельностью которых является именно межотраслевой (специализированный) контроль, (например: Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет.

Большинство федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти осуществляют контроль над секторами и сферами своей деятельности.

В финансово-экономической сфере контроль осуществляют министерства финансов, экономического развития и торговли, государственная собственность и Центральный банк России.

Контроль в области правопорядка осуществляют министерства юстиции, внутренних дел, в области природопользования, производства и реализации сельскохозяйственной продукции - Министерство природных ресурсов, Государственный комитет по охране окружающей среды, Министерство Сельское хозяйство и продовольствие, Министерство экономического развития и торговли и Федеральная служба лесного хозяйства.

В других областях деятельности контроль принадлежит Министерству:

  • транспорт (по вопросам безопасности движения);
  • связь и информатизация (контроль использования частот и радиоволн);
  • трудовое и социальное развитие (контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда);
  • культура (контроль за вывозом и ввозом, сохранение культурных ценностей).

Для выполнения межотраслевых контрольных функций в федеральных органах исполнительной власти также создаются специализированные инспекции и специальные структурные подразделения.

Особенностью межотраслевого контроля федеральных органов исполнительной власти является то, что он осуществляется по отдельным направлениям (вопросам) деятельности не подчиненных им органов и должностных лиц. Чаще всего такой контроль касается только определенной функции или отдельного аспекта деятельности контролируемых органов, независимо от ведомственной подчиненности объектов управления.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль, в отличие от межотраслевого, осуществляется органами одной отрасли или сферы по отношению к подчиненным органам и персоналу по всем вопросам исполнительной и административной деятельности. В то же время все федеральные органы исполнительной власти и их территориальные структуры осуществляют контроль над подчиненными (подчиненными), а руководители (администрация) конкретных организаций - осуществляют внутренний контроль за деятельностью своих структурных подразделений и должностных лиц.

В субъектах Федерации полномочия по контролю наделяются их администрацией, а также соответствующими министерствами, комитетами по управлению и другими исполнительными органами. Сфера их полномочий определяется федеральным законодательством, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Органы исполнительной власти, осуществляя контроль, используют самые разные методы. Они проводят ревизии и проверки фактического положения дел, заслушивают отчеты должностных лиц, проверяют сообщения и жалобы прессы, а также акты управления.

Судебный контроль

Понятие и субъекты судебного контроля

Судебный контроль за верховенством права в сфере государственного управления - это деятельность судебных органов, заключающаяся в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц по защите прав, свободы и законные интересы граждан и других субъектов, привлекать виновных к ответственности.

Согласно ст. 118 Конституции судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная власть как одна из ветвей государственной власти не может быть сведена только к рассмотрению конкретных судебных дел, она является неотъемлемым элементом верховенства права, гарантом прав каждого и должна быть в состоянии защитить эти права.

Можно сказать, что судебная власть является гарантией нормального функционирования исполнительной власти; оно характеризуется не только справедливостью, но и способностью активно влиять на решения и действия исполнительной власти.

Наличие судебной власти позволяет говорить о судебном контроле над исполнительной властью.

Субъектами судебного контроля являются:

  • федеральные суды (Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; Верховные суды республик, областные и региональные суды, суды федеральных городов, суды автономных округов, автономных округов, районные суды общей юрисдикции; федеральные арбитражные суды округов, хозяйственных судов субъектов Российской Федерации и судов субъектов РФ (конституционные (уставные) суды, мировые судьи).

Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляется при рассмотрении:

  • жалобы на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан;
  • дела об административных правонарушениях (качество расследования, законность принятых решений и т. д.);
  • жалобы и протесты против решений по делам об административных правонарушениях;
  • проверка законности нормативных правовых актов;
  • дела, возникающие из гражданско-правовых отношений;
  • уголовные дела;
  • жалобы от юридических лиц.

Общественный контроль

Понятие, особенности и субъекты общественного контроля

Общественный контроль за верховенством права в сфере государственного управления является одной из форм осуществления демократии, заключающейся в реализации прав граждан и общественных объединений, на участие в управлении государственными делами, на контроль за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц, соблюдение ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.

Особенности общественного контроля:

  1. осуществляется гражданами и их объединениями (общественными объединениями, политическими партиями и т. д.);
  2. объектом контроля является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц;
  3. широко используются меры общественного влияния;
  4. имеет профилактическое и юридическое направление;
  5. осуществляется совместно с другими средствами обеспечения верховенства права.

Субъекты общественного контроля: граждане (физические лица), общественные объединения, политические партии, профсоюзы, трудовые коллективы и т. д.

Основным средством реагирования граждан на факты нарушения закона является жалоба (административная и судебная).

Граждане имеют общее право на апелляцию - подача административной или судебной жалобы:

  • специальное право на жалобу
  • внесудебная и судебная апелляция.

При общем праве на жалобу могут быть обжалованы коллегиальные и индивидуальные действия (решения), в том числе предоставление официальной информации, которая стала основанием для совершения действия (решения), в результате которого: права и свободы граждан нарушаются, создаются препятствия для осуществления гражданином своих прав и свобод, гражданину незаконно назначается какое-либо обязательство или он незаконно привлекается к ответственности.

Такая жалоба может быть подана последовательно (сначала в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, а в случае неудовлетворенности - в суд) или в качестве альтернативы (жалоба подается по выбору субъекта или в вышестоящий орган , вышестоящее должностное лицо или суд).

В случае судебного обжалования они обращаются в суд с жалобой в срок:

  1. три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;
  2. один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, общественного объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения одного месяца после подачи жалобы , если гражданин не получил письменного ответа на него (в законе об отдельных категориях дел могут быть установлены другие условия.

Установив обоснованность жалобы, суд признает оспариваемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности или иным образом восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) признается судом законным и не нарушает права и свободы гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда, вступившее в законную силу и имеющее обязательную силу для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан, подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Суд уведомлен об исполнении решения не позднее одного месяца со дня получения жалобы.

Судебные издержки налагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждения, предприятия или ассоциации, общественное объединение, должностное лицо, государственного служащего, если суд признает их действия (решения) незаконными, а также если жалоба, поданная гражданин вышестоящего органа, чиновник остался без ответа или ответ был дан вне времени.

Общие признаки права на особую жалобу подаются:

  • лицом, в отношении которого принято решение о наложении административного взыскания, от его имени адвокатом, потерпевшим, их законными представителями;
  • на письме;
  • органу (должностному лицу), вынесшему решение по делу об административном правонарушении, которое направляется субъекту, уполномоченному рассмотреть жалобу в течение трех дней;
  • направлено субъекту, уполномоченному рассмотреть жалобу, в течение десяти дней со дня принятия решения;
  • рассматривается вышестоящими органами (должностными лицами) или судом в течение десяти дней;
  • вовремя поданная жалоба приостанавливает исполнение определенных административных взысканий;
  • рассматривается в установленном процессуальном порядке.

Государственный надзор

Государственный надзор является функцией специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому контролю за точным соблюдением законов и других нормативных правовых актов, осуществляемым по вопросам, подчиненным этим органам, в отношении юридических и физических лиц, не подчиненных им.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

Административный надзор

Административный надзор - это особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц для систематического контроля за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением правовых норм в области государственного управления юридическими и физическими лицами.

Особенности административного надзора:

  1. особый вид государственного контроля;
  2. осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;
  3. надзорные мероприятия проводятся систематически;
  4. цель - обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;
  5. отсутствует организационная подчиненность между субъектами и объектами надзора;
  6. осуществляется в отношении исполнительных органов, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;
  7. проводится с использованием определенных методов;
  8. Оценка объекта дается только с точки зрения законности.

Методы осуществления административного надзора:

  1. постоянный надзор;
  2. периодические проверки;
  3. осмотр объекта наблюдения;
  4. поиск и анализ документов;
  5. изучение заявлений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законодательства в сфере государственного управления.

Административный надзор осуществляется:

  • специальный федеральный надзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная служба по Надзор за образованием и наукой, Федеральная служба по надзору в сфере природных ресурсов, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба по надзору за страхованием, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору надзор);
  • государственные инспекции, входящие в федеральные органы исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция по безопасности дорожного движения МВД России, Государственная пожарная инспекция МЧС России и др.).

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор: получение информации; применение мер административного предупреждения; применение административных мер; привлечение к административной ответственности; регистрация и учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчества.

Различия между государственным контролем и административным надзором:

  1. контрольные органы имеют большие полномочия, чем надзорные органы;
  2. объектом контроля является как законность, так и эффективность деятельности; объектом надзора всегда является законность деятельности;
  3. контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, и контроль может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;
  4. контроль и надзор имеют разные субъекты реализации;
  5. Контроль и надзор различаются по методам осуществления: если надзор характеризуется постоянным наблюдением, реагированием на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля значительно шире.

Прокурорский надзор

Прокурорский надзор в сфере государственного управления является определенной деятельностью органов (должностных лиц) прокуратуры Российской Федерации - по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации. органы местного самоуправления, органы военного управления, контрольные органы, их должностные лица, конституция и законы, а также соблюдение законов правовых актов, изданных ими.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» надзорная деятельность прокуратуры осуществляется за соблюдением Конституции Российской Федерации, выполнением законов и соблюдением прав человека. гражданские права и свободы федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами управления и их должностными лицами, органами управления и руководителями. коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соблюдение законов правовых актов, изданных ими Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон.

Формы реагирования прокурора на нарушения закона:

  1. протест прокурора;
  2. представление прокурора;
  3. решение прокурора;
  4. предупреждение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель подает протест против правового акта, противоречащего закону, органу или должностному лицу, издавшему этот акт, или обращается в суд в установленном порядке, когда протест подлежит рассмотрению в течение десяти дней с даты момент получения, о котором сообщается прокурору, который его привез.

Предложение об устранении нарушений закона направляется прокурором или его заместителем в орган или должностное лицо, уполномоченные устранить допущенные нарушения, и подлежит срочному рассмотрению.

Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, принимает обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или производстве по делу об административном правонарушении.

В целях предотвращения правонарушений и при наличии информации о готовящихся действиях прокурор или его заместитель в письменной форме объявляют должностным лицам предупреждение о недопустимости нарушения закона.

Этот вид надзора является одним из основных направлений в деятельности прокуратуры и называется общим надзором, соответственно.

Сущность и цель надзора за исполнением законов заключается в основном надзором прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в сфере исполнительной власти. В этой области чаще всего допускается местничество, противодействие прокуратуре в устранении нарушений законов, вмешательство в их деятельность по установлению и устранению этих нарушений. Именно в этой области государственного управления должно быть обеспечено действительно точное и действительно единообразное понимание и применение законов. Законодательные предписания должны строго соблюдаться, несмотря на любые местные различия и несмотря на любые местные и ведомственные влияния.

Органы прокуратуры способствуют выполнению задач, стоящих перед обществом и государством, в полной мере удовлетворяют потребности граждан, повышают их материальное благосостояние, обеспечивают их права и законные интересы. Иными словами, «прокуроры, осуществляя свои полномочия в области общего надзора, совместно с другими органами и организациями решают вопросы политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного строительства».

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» достаточно полно определил компетенцию прокуратуры по осуществлению надзора в сфере исполнительной власти. В своей деятельности они должны строго соблюдать положения Закона.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (статья 21) особо подчеркивает, что проверки исполнения законов проводятся прокурорами только на основании полученных ими сообщений о нарушениях законов. Прокуроры используют свои полномочия, когда у них есть информация о нарушениях закона, которые требуют их ответа.

Вывод:

Права и свободы человека обеспечиваются за счет выполнения государством и его уполномоченными представителями обязанностей, определенных законом в отношении граждан государства. Это непреходящее значение и содержание законности в государственном управлении. Принцип законности в государственном управлении является универсальным.

Контроль является неотъемлемой частью системы регулирования, целью которой является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии при использовании материальных ресурсов на как можно более раннем этапе, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в некоторых случаях - привлечь виновных к ответственности. получить компенсацию за весь причиненный ущерб.

Неизбежность ответственности за нарушение правопорядка как необходимое условие верховенства права, воспитания граждан, должностных лиц в духе истинного уважения к закону.

Но для реальной защиты прав необходимы специальные органы и процедуры, которые могут обеспечить практическое выполнение требований законодательства.

Способ защиты прав - это хорошо организованная и эффективно гарантированная система правосудия, управляемая правообладателями, которые заинтересованы в их соблюдении и защите.

Ответственность должностных лиц, ответственных за нарушения прав человека, должна быть признана в качестве наиболее важного средства защиты прав человека. Наказание за такие нарушения должно быть одним из основных средств реализации прав человека.

Придет время, когда люди начнут действовать исходя из осознания необходимости следовать закону, а не вопреки ему, когда каждый их шаг будет соизмерим с их гражданской совестью. До этого момента правовой институт защиты прав граждан от незаконных действий должностных лиц должен существовать и постоянно совершенствоваться, позволяя гражданам участвовать в управлении государством, а власти несут большую ответственность за принятие решений, которые могут повлиять на жизнь граждан.