Формы и методы регулирования рынка в современных развитых странах

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 14.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Устойчивость и неустойчивость рынка. Виды паутинообразных моделей, их специфика и особенности
Преимущества и недостатки рыночного механизма. Теория Коуза
Многообразие форм собственности как необходимое условие функционирования рыночной экономики. Отношения собственности в России
Особенности регулирования рыночной конкуренции в различных странах


Введение:

В процессе длительной эволюции во всех странах мира установилось преобладание рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы управления экономикой. В течение нескольких веков рынок функционировал почти полностью спонтанно. Бо-вторая половина XVIII в. эта позиция была даже теоретически подтверждена известной идеей А. Смит о «невидимой руке», которая оправдывала ведущую роль неконтролируемого рынка. С тех пор эта идея активно развивалась и поддерживалась другими классиками буржуазной политической экономии, неоклассицизма, либеральными теоретиками, а с середины прошлого века - монетаристами.

В эпоху капитализма начинается активное вмешательство государственной власти в рыночную экономику, которое состоит, прежде всего, в политике протекционизма, то есть в поощрении со стороны государства тех национальных отраслей, которые были наиболее прибыльными для зарождающейся буржуазии. Такая политика проводилась в Англии и Франции уже в 17 веке, а в России - со времен Петра I. Роль государственной власти в рыночной экономике в годы Первой мировой войны была еще более активной.

В И. Ленин назвал этот процесс национализацией экономики, появлением государственно-монополистического капитализма. Следующее укрепление координирующего принципа в народном хозяйстве связано с «новым курсом» Ф. Рузвельта в США, в значительной степени основанным на кейнсианских теоретических принципах. Далее в этом отношении следует отметить время Второй мировой войны и период послевоенного восстановления в ряде стран (особенно в Германии, Японии, Южной Корее). Очень значительное влияние государства на товарно-денежное обращение, а также на экономику в целом наблюдается сейчас почти во всех крупных капиталистических странах. Некоторые из них (например, Япония и Франция) создали центральные органы прогнозирования и планирования.

Проблема рыночного регулирования в развитых странах в настоящее время актуальна, поскольку растущая сложность социально-экономического процесса приводит к необходимости регулирования рынка и расширения функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть эффективно решены с помощью рыночных механизмов. Это, прежде всего, укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста.

В качестве объекта работы мы выбрали регулирование рынка в развитых странах.

Целью данного курса является изучение основных форм и методов регулирования рынка в современных развитых странах.

На основании поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить понятие и основные экономические функции рынка;
  • рассмотреть модели рыночной экономики;
  • проанализировать причины необходимости регулирования рынка в развитых странах;
  • выявить участников регулирования;
  • рассмотреть методы регулирования рынка.

Основы функционирования рыночной системы экономики

Понятие и сущность рынка и рыночной системы экономики

Понятие рынка многогранно, поэтому довольно сложно однозначно охарактеризовать его. По мере развития общественного производства и обращения эта концепция менялась несколько раз. Первоначально рынок рассматривался как базар, торговая точка, рыночная площадь. Это самое узкое понимание рынка. Это объясняется тем, что рынок появился в период первобытного общества, когда обмен между общинами стал регулярным и осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием общества также развиваются рыночные отношения, определенные места, рыночные зоны отводятся рынкам. Такое понимание рынка сохранилось до наших дней как одно из значений этого слова. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» находит все более сложную интерпретацию.

С появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва между покупкой и продажей во времени и пространстве, и характеристики рынка как места торговли больше не отражают реальность. Формируется новая структура общественного производства - сфера обращения, для которой характерна изоляция материальных и трудовых ресурсов, затрат труда на выполнение определенных функций, характерных для обращения.

Существует такое понимание рынка - как социальной формы организации и функционирования экономики, при которой взаимодействие производства и потребления обеспечивается без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, оказывающих прямое и обратное влияние на производство и потребление.

Основная сущность рынка отражается в его основных экономических функциях, которые определяются стоящими перед ним задачами. Механизм рынка призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить? В связи с этим рынок выполняет ряд функций:

Интегрирующая функция - состоит в том, чтобы связать сферу производства (производителей), сферу потребления (потребителей), а также торговцев-посредников и включение их в общий процесс активного обмена товарами и услугами труда. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не может удовлетворить его потребности.

Регулирующая функция - включает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает координацию производства и потребления в ассортиментной структуре, баланс спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность производства и обмена между регионами. сферы народного хозяйства.

Стимулирующая функция - состоит в том, чтобы побудить производителей создавать новые продукты, создавать необходимые товары с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль; стимулирование научно-технического прогресса и, на его основе, интенсификация производства.

Функция ценообразования - установление эквивалентов стоимости для обмена продуктами. В то же время рынок сравнивает индивидуальные затраты на рабочую силу для производства с социальным стандартом, то есть измеряет затраты и выгоды, определяя стоимость продукта, определяя не только количество затраченного труда, но и его полезность.

Контролирующая функция рынка играет роль главного контролера конечных результатов производства. Рынок показывает, в какой степени не только количество, но и качество товаров и услуг удовлетворяет потребности покупателей.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически изолированных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбрать лучшего продавца-поставщика, а продавец - наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция предоставляет участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки по кредитам, объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок собирает и обрабатывает огромные объемы информации и предоставляет обобщенные данные о состоянии и условиях продажи товаров и услуг.

Функция рентабельности предполагает снижение издержек обращения в сфере потребления (потребительские расходы на покупку товаров) и пропорциональность спроса населения с заработной платой.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает его роль в общественном производстве, которое сводится к следующему:

  1. подать сигнал на производство с помощью обратной связи «первичных» ссылок: что, в каком объеме и какую структуру следует производить;
  2. сбалансировать спрос и предложение, обеспечить сбалансированную экономику;
  3. дифференцировать производителей в соответствии с эффективностью их работы и ориентироваться на удовлетворение рыночного спроса.

Ранг - это сложное понятие со своей структурой:

  1. по объектам рынка: рынок товаров и услуг, рынок капитала, рынок труда, финансовый рынок, информационный рынок;
  2. по географическому положению: местный, региональный, национальный, мировой;
  3. по механизму функционирования: рынок свободной конкуренции, монополизированный рынок, регулируемый рынок;
  4. по степени насыщенности: равновесный рынок, дефицитный рынок, избыточный рынок;
  5. в соответствии с действующим законодательством: легальный рынок, нелегальный рынок.

Все виды рынка неразделимы и составляют единую рыночную систему.

Долгое время в истории развития общества преобладала традиционная обширная рыночная экономика, связанная с привлечением дополнительных ресурсов, а также населения, позже к ним добавлялся капитал.

В индустриальной экономике ведущими факторами развития являются:

  • концентрация промышленного капитала;
  • эффективное использование материальных ресурсов и средств производства, таких как производственные активы, технологии и организационные компоненты);
  • завоевание доли рынка за счет ценовой конкуренции и влияния на потребителя (сегментация рынка и установление собственных стандартов в каждом сегменте, стремление максимизировать прибыль и ценность компаний, реклама).

В это время стимулом для развития была прибыль в узком смысле, то есть финансовый результат и прочие эффекты не были приняты во внимание. Именно этот период был связан с накоплением капитала, перераспределением собственности и хищническим отношением к природным ресурсам.

В современной экономике развитых стран преобладают факторы интенсивного развития. Принципиальным отличием постиндустриальной модели является изменение целевых ориентиров деятельности экономических систем. На макроуровне это богатство, улучшение качества жизни, улучшение здоровья населения и сохранение окружающей среды. На микроуровне это не только финансовая прибыль и капитализация компании, но и социальные цели - от заботы о сотрудниках до заботы об окружающей среде. Таким образом, сегодня деятельность передовых экономических субъектов связана как с максимизацией их стоимости, так и с позитивными внешними воздействиями, которые способствуют развитию более крупных систем.

Новые постиндустриальные фундаментальные факторы развития создаются объективными изменениями, происходящими во всех сферах общественной жизни. К таким изменениям относятся: глобализация и ужесточение конкуренции, активное появление новых технологий, развитие информационных и коммуникационных технологий, растущее значение нематериальных производственных ресурсов (развитие человеческого капитала, социализация экономических и управленческих отношений).

К факторам устойчивого развития микроэкономических систем относятся следующие: оптимальное сочетание специализации и диверсификации, подкрепленное набором деловых компетенций; концентрация инноваций в приоритетных областях и постоянное совершенствование продукции; создание новых продуктов и рынков посредством прогнозирования потребностей: переход от вертикальной интеграции к сетевым структурам; управление на основе знаний и развитие человеческого капитала, поиск лучших методов управления (сравнительный анализ); мотивация сотрудников к успеху; объединение компаний для достижения синергии.

Вышеперечисленные факторы развития позволяют сформировать самосовершенствующуюся организацию, которая восприимчива к изменениям и способствует широкому использованию информационных, коммуникационных и других современных технологий.

В развитой рыночной экономике рыночный механизм претерпевает изменения. Государственное регулирование активно реализуется. Фирмы как участники рынка используют методы планирования для прогнозирования объема и структуры спроса, необходимых инвестиций в научно-технический прогресс. Прогноз рынка позволяет заранее сократить выпуск устаревших товаров и перейти на качественно новые модели и виды продукции.

В то же время, развитие новейших технологий и отраслей поддерживается государством в виде ассигнований, национальных и межгосударственных программ, а также НИОКР в приоритетных областях экономического развития.

Все большую долю в распределении ВНП играют социальная сфера и развитие «человеческого капитала». Это реформы, финансирование систем образования, подготовка высококвалифицированных кадров, развитие медицинских услуг. Фирмы, в свою очередь, получают высококвалифицированных специалистов, которые делают их конкурентоспособными. Следовательно, любое современное развитое государство - это государство со смешанной экономикой - оно сочетает в себе элементы государственного регулирования и рыночных отношений.

Модели рыночной экономики

Все страны имеют свои национальные модели организации экономической жизни, которые имеют особые, специфические особенности. Существует две основные модели рыночной экономики: либеральная и социально ориентированная. Они различаются только по направлениям удовлетворения экономических потребностей населения.

Разные страны нельзя однозначно отнести к первой или второй модели. Так, например, США и Великобритания ближе к либеральной экономике, а Германия, Австрия, Швеция ближе к социально ориентированной экономике, поскольку люди, живущие в командной системе, привыкли к обширной государственной помощи.

Анализируя опыт мирового развития, можно выделить большое количество моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях. Давайте рассмотрим некоторые из них более подробно.

Американская модель.

Эта модель называется «либеральной моделью капитализма».

Его характерные особенности:

  1. небольшая доля государственной собственности. В конце 1970-х годов доля государства в акционерном капитале в промышленности и на транспорте в США составляла всего 10%;
  2. минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такие вмешательства обычно вызваны экономическими кризисами.
  3. высокий уровень социальной дифференциации. В американских фирмах разница в оплате от уборки до топ-менеджера составляет 110 различных единиц.

Американские экономисты исходят из того, что только экономическая свобода как антитеза регулирования способна обеспечить устойчивый рост.

Индекс экономической свободы, рассчитываемый Канадским институтом по методике М. Фридмана, учитывает пять факторов:

  1. размер государственного сектора экономики, бюджетные расходы и участие государства;
  2. структура правовой системы, защита прав собственности;
  3. доступ компаний к инвестиционным ресурсам;
  4. степень открытости экономики;
  5. развитие экономического, банковского и трудового права.

Японская модель

Его основными особенностями являются:

  1. высокий уровень государственного влияния на основные направления народного хозяйства. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем небольших машин, а с 70-х годов - производство электроники и компьютеров. Такой подход позволил Японии избежать глубоких кризисов и обеспечить динамичное экономическое развитие до середины 70-х годов;
  2. составление пятилетних планов укрепления и развития сил самообороны, разрабатываемых с 1957 года;
  3. широкое распространение пожизненного найма работников на предприятиях;
  4. объединяя их общими интересами; привлечение сотрудников к управлению и принятию решений;
  5. небольшая разница в уровне заработной платы, которая в 17 раз превышает разрыв между руководителем фирмы и работниками;
  6. социальная направленность модели. Государство борется с социальным неравенством, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы или выхода на пенсию. Ответственность за решение социальных проблем работников в основном возлагается на корпорации и ассоциации.

Немецкая модель

По своему социально-экономическому содержанию он близок к японской модели.

Отличительными чертами немецкой модели являются:

  1. сильное влияние государства на экономику, которое проявляется в основном в решении социальных проблем. В Германии традиционно существуют значительные социальные обязательства государства: бесплатная медицина, образование;
  2. принцип социального партнерства, который предполагает участие работников предприятия в его собственности;
  3. разница в уровне заработной платы, как в японской модели, незначительна и в 23 раза превышает разрыв между руководителем фирмы и работниками.

Шведская модель

Отличительной чертой шведской модели является:

  1. социальная ориентация;
  2. снижение имущественного неравенства;
  3. уход за малообеспеченными слоями населения.

Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечением гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов. Шведская модель характеризуется низким уровнем безработицы и очень высоким уровнем государственного сектора. В Швеции была сформирована концепция: «Государственный сектор, если он уже начал расти и достиг определенного размера, может начать развиваться« сам по себе », основываясь на собственной внутренней логике механизма принятия политических решений. Большинство услуг в Швеции предоставляются в государственном секторе и бесплатно. Правительство часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.

Французская модель

У него нет ярких черт. Эта модель представляет собой нечто среднее между американским и немецким языками. Во французской модели регулирующая роль государства высока. Во Франции с 1947 года составлены пятилетние планы - ориентировочное планирование. А. Самуэльсон отметил, что французское «государственное планирование» является замечательным вкладом Франции в государственное планирование. «Такая система была невероятно успешной, учитывая неформальный, полу-добровольный характер мер, принятых для ее внедрения». Французская модель характеризуется значительными масштабами непосредственной предпринимательской активности государства, масштабным вмешательством государства в процесс накопления капитала.

Южнокорейская модель

Эта модель интересна тем, что ее использование в процессе экономического развития позволило Южной Корее в короткие сроки превратиться в развитую промышленно развитую страну. Отличительной чертой южнокорейской модели является очень сильное регулирующее влияние государства на экономическое развитие.

Включает в себя следующие экономические рычаги:

  1. планирование экономического развития. За это отвечает государственный плановый орган - Совет по экономическому планированию.
  2. Южная Корея долгое время имела государственную монополию в кредитно-финансовом секторе. Частные банковские и кредитные учреждения появились только в первой половине 1980-х годов. Эта политика позволила государству сосредоточить финансовые и валютные ресурсы в своих руках и эффективно использовать их для развития приоритетных секторов;
  3. регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта, и, таким образом, поддерживало развитие собственного производства. Централизованное использование среднесрочных и долгосрочных планов и целевых программ с установлением производственных целей и сроков их реализации в сочетании с рыночными методами управления позволило Южной Корее преодолеть барьер отсталости за относительно короткое время и занять достойное место место в мировой цивилизации.

На основании анализа теоретических аспектов можно сделать следующие выводы:

  1. понятие рынка является сложным и неоднозначным, оно имеет свою собственную структуру, в целом составляющую рыночную экономическую систему, которая представляет собой систему социально-экономических отношений, основанную на личной свободе участников рынка, на их интересах. Различают экономику экстенсивного типа (промышленного), основанную на расширении использования ресурсов, и интенсивного (постиндустриального) типа, основанную на повышении качества и эффективности использования ресурсов.
  2. в последнее время господствует рыночная экономика, основанная на синтезе частной собственности и государственного регулирования, которое называется «смешанным». Каждая страна имеет свой тип народного хозяйства.

Особенности регулирования рынка в современных развитых странах

Понятие и сущность рыночного регулирования

Регулирование экономики - это контрольное, корректирующее воздействие на экономику со стороны руководящих органов с целью поддержания происходящих в ней процессов на определенном уровне или предотвращения, пресечения неблагоприятных явлений.

Регулирование рыночных отношений тесно связано с процессом управления: и регулирование, и управление являются упорядочивающими, координирующими процессами. Однако между ними существует существенная разница. Регулирование является лишь одним из видов управления, а именно, преимущественно индикативным (рекомендательным, ориентирующим) управлением. Он не имеет всеобъемлющего характера, хотя и не полностью исключает использование административных и даже принудительных методов воздействия на экономическую жизнь. Регулирование следует считать относительно «мягким», в основном опосредованным управлением национальной экономики. Поэтому в принципе это не характерно для тоталитарной командной экономики.

Регулирование рыночных отношений является противоположностью их саморегуляции. Если регулирование является сознательной и волевой деятельностью, тогда саморегуляция происходит в целом отдельно от человеческого сознания и воли, как бы сама по себе, автоматически. Элементы саморегуляции, самоорганизации характерны для рыночного механизма. Они позволяют национальной экономике, хотя иногда и не без потерь, самостоятельно приспосабливаться к потребностям научно-технического прогресса, экономического роста, быстро меняющихся внутренних и внешних условий.

Однако этих рыночных механизмов экономического регулирования недостаточно для бесперебойного функционирования современного общества, отвечающего некоторым потребностям как всего общества, так и его отдельных членов. Поэтому их эффект дополняется и корректируется государственным регулированием экономики. Последнее создает условия для нормального функционирования рыночного механизма и нейтрализует связанные с ним негативные тенденции.

В мировой экономической литературе управление товарным производством и обменом наиболее тщательно изучалось английским ученым Д. Кейнсом (1883-1946). В основном под влиянием разрушений, вызванных Первой мировой войной и экономическим кризисом 1929-1933 гг. он пришел к выводу, что самопроизвольное, автоматическое развитие экономики в будущем не может быть успешным. Из этого он сделал вывод, что необходимо государственное регулирование рыночных отношений, прежде всего для обеспечения платежеспособного спроса на товары. Взгляды Д. Кейнса до сих пор широко распространены среди зарубежных социологов. В том числе его безоговорочно поддерживают такие научные авторитеты, как Д. Гэлбрейт, В. Леонтьев, П. Самуэльсон.

Чтобы понять суть координации рыночных отношений, необходимо выделить и очертить ее наиболее важные аспекты и особенности, присущие современной экономике.

Среди них:

  1. Обеспечение рыночных отношений с определенной социальной направленностью. В настоящее время растущая социализация производительных сил объективно вызывает все большую социализацию экономических отношений. Процесс глобализации всей общественной жизни способствует этому в не меньшей мере. Условия для развития коллективной и общественной собственности постепенно формируются. В связи с этим необходимо сознательно направлять товарно-денежный обмен все в большей степени в интересах широких слоев работников.
  2. Определение и поддержание наиболее важных пропорций рыночной сферы. Речь идет о взаимосвязи между объемами товарного производства и обращения, спросом на товары и их предложением, спросом и доступным товарным ассортиментом, товарным и денежным предложением, динамикой товарного предложения и развитием торговой сети и т. д. Причем целенаправленная обеспечение таких пропорций требуется как на макро, так и на микроуровне.
  3. Выбор наиболее эффективных организационных форм упорядочения рыночных отношений. Более конкретно, речь идет о выборе эффективных форм торговли (в широком смысле). Это можно назвать организационно-экономической особенностью регулирования рынка. Чтобы применить необходимые методы торговли, чаще всего достаточно простых здравого смысла и элементарных математических расчетов, простых социологических опросов.
  4. Определение и реализация различных приоритетов в развитии рыночной сферы. Среди них социальные приоритеты должны быть на первом месте. Таким образом, для современных стран с очень большой хронической безработицей регулирование рынка труда имеет первостепенное значение. Следует также иметь в виду структурные приоритеты, то есть соблюдение тех пропорций в сфере обращения, которые особенно важны для его развития в данной стране в данный момент времени. Наконец, управление рыночными отношениями включает в себя учет организационных приоритетов, с помощью которых необходимо понимать применение наиболее эффективных форм и методов правильной торговли, найма рабочей силы, банковской и биржевой деятельности, а также рациональных методов территориального размещения. таких учреждений.

Таким образом, регулируемая рыночная экономика - это свободная рыночная экономика, регулируемая государством посредством системы экономических мер и профессионального законодательства.

Регуляторы рынка

Среди участников регулирования рынка можно выделить субъекты и объекты регулирования.

Основными субъектами регулирования являются: государство и его основные органы, общественные организации, крупные собственники, трудовые коллективы, международные объединения. Давайте рассмотрим их более подробно.

Государство является наиболее постоянным участником рыночного регулирования, поскольку оно обладает национальной политической властью, опирается на крупный сектор национальной экономики страны, обладает необходимым научным и организационным персоналом и способно создать материально-техническую базу для эффективного управления , Под государственным регулированием понимается влияние государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и лиц, участвующих в них, с целью придания им организованного характера, обеспечения верховенства закона и защиты государственных и общественных интересов.

Результатом государственного регулирования является разработка экономической политики государства, которая представляет собой общую линию действий, проводимых государством, правительством, системой мер в области управления экономикой в ​​соответствии с целями и интересами государства.

Значение государственной власти по отношению к рыночной экономике велико. Как уже отмечалось, он получил теоретическое обоснование в 30-х годах прошлого века в трудах английского экономиста Д. Кейнса и его последователей в разных странах.

Многие современные западные экономисты и социологи придерживаются сходных взглядов. Так, американский ученый В. Леонтьев утверждает, что формирование и развитие рынка возможно только под контролем государства. Другой известный экономист Д. Гэлбрейт считает, что отказ правительства активно регулировать национальную экономику был бы катастрофическим шагом даже для такой могущественной страны, как Соединенные Штаты Америки. Американские ученые К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю посвятил несколько специальных глав в своем учебнике по экономике. Некоторые японские исследователи видят главную причину нынешнего процветания своей страны в удачном сочетании рыночных механизмов и твердой экономической политики.

Следующим субъектом регулирования рыночных отношений являются общественные организации. Среди них наибольшую роль в этом процессе играют профсоюзы. В настоящее время существуют не только национальные, но и международные профсоюзные центры, крупнейшими из которых являются Генеральная федерация профсоюзов, Международная организация свободных профсоюзов и Всемирная конфедерация труда. В сфере рыночных отношений они обязаны влиять в основном на цены потребительских товаров, уровень заработной платы, качество и масштабы розничной торговли, жилищно-коммунальные тарифы и т. д.

Общественные организации, такие как потребительские союзы, все активнее участвуют в регулировании рыночных отношений. В 1961 году был создан Всемирный союз потребителей, в котором к началу 90-х годов насчитывалось 184 объединения из 80 стран. Он имеет представителей в ряде других международных организаций, включая ЮНЕСКО. Деятельность потребительских обществ способствует укреплению и развитию прежде всего розничной торговли. Это делается путем защиты прав потребителей товаров народного потребления.

Еще один участник регулирования - крупные владельцы. Доминирующие группы собственников выполняют свои регулирующие функции чаще всего через деятельность государства, его различных органов, политических партий страны. Таким образом, в современных условиях монополистическая буржуазия Соединенных Штатов побуждает силовые структуры координировать рыночные отношения в своих интересах с помощью двух ведущих партий - республиканской и демократической. В Германии эту посредническую миссию чаще всего выполняют христианские и свободные демократы.

Однако крупнейшие владельцы, как правило, используют государство для регулирования товарно-денежных обменов также через свои ассоциации и союзы. Например, в Японии Федерация экономических организаций (ассоциация крупного бизнеса в этой стране) оказывает всестороннее влияние на деятельность парламента и правительства; любые важные решения, в первую очередь в экономической сфере, согласовываются с ним. В Соединенных Штатах президент и парламентские лидеры регулярно встречаются с Национальной организацией промышленников.

Трудовые коллективы предприятий также могут рассматриваться как субъекты регулирования. Их роль заключается в том, чтобы направлять регулирование рынка в интересах широкой общественности, то есть способствовать росту коллективного и трудового личного благосостояния. В то же время ведущее место принадлежит работникам производственной сферы, поскольку они способны напрямую координировать материальную основу обмена - производство товаров.

Международные ассоциации также принимают участие в регулировании рыночных отношений. Это включает в себя транснациональные бизнес-союзы и межправительственные учреждения. Они на самом деле участвуют в координации рыночных отношений в глобальном масштабе.

Чтобы участники могли упорядочить рыночные отношения, чтобы они могли эффективно выполнять свои функции, им необходимо взаимодействовать и координировать свои практические шаги. В противном случае не исключаются долгосрочные разнонаправленные действия, даже конфронтация, из-за чего позитивное регулирование рынка невозможно. Основой для взаимодействия субъектов рыночного регулирования должно стать рациональное сочетание их стимулов.

Инициатором вышеупомянутого сотрудничества, в определенном смысле партнерства, могут быть государственные органы, особенно экономические. Это то, что делается во многих современных капиталистических странах. Эта роль также вполне подходит для правящих партий.

Формы взаимодействия субъектов рыночного регулирования могут быть самыми разными: создание смешанных надгосударственных организаций, временные или долгосрочные соглашения, проведение общих мероприятий, «круглые столы», совместная координация ключевых вопросов.

Рассматривая объекты регулирования, следует отметить, что наиболее общим объектом регулирования является сам рынок, который представляет собой систему определенных экономических отношений. Это следует считать основным объектом упорядочения товарно-денежного обмена.

Система рыночных отношений включает взаимодействия между продавцами и покупателями, а также внутри группы продавцов и внутри группы покупателей. Регулирование рынка должно быть направлено на координацию этого комплекса отношений.

Объекты регулирования включают в себя:

  1. Все структурные разновидности рынка. К ним относятся типы рынка: неразвитый и развитый, свободный конкурентный и монополистический рынок, его формационные разновидности и т. д. Некоторые из них более подвержены координации, другие - меньше. Таким образом, они служат для различной степени регулирования. При регулировании типов и структурных форм обмена отношения между людьми фактически координируются (между продавцами и покупателями, внутри этих групп), но уже в особых частных сферах.
  2. В рыночных отношениях участвуют не только люди и их объединения, но и определенные вещи, а именно товары и деньги. Их обращение также должно быть предметом упорядочения, и, следовательно, становится объектом рыночного регулирования. Движение товаров все более непосредственно координируется продавцами, а движение денег координируется покупателями. Эти процессы тесно связаны с предложением товаров и спросом на них.
  3. Торговля и ее формы. Несмотря на то, что рассматриваемые на рынке объекты подлежат регулированию, их количество по-прежнему этим не ограничивается. По-прежнему существуют наиболее внешние, наиболее конкретные процессы, в которых все отмеченные факторы находят свое окончательное проявление и на которые непосредственно направлена ​​координационная деятельность людей. В общих чертах речь идет о торговле как таковой (в широком смысле). В свою очередь, этот внешний объект управления подразделяется на несколько более специфических типов: сама торговля, сфера обслуживания, общественное питание, банковская система, биржевая деятельность, страховой бизнес, информационно-консультационные услуги и т. д.

Каждая из перечисленных областей имеет свои особенности регулирования. Например, фактическая торговля или покупка и продажа услуг могут быть успешно скоординированы через обычные цены, банковские - через изменения стоимости процентов по кредиту, биржевые операции - путем влияния на цену ценных бумаг.

В результате в повседневной практике внешние объекты регулирования проявляются в виде конкретных предприятий и организаций рыночной сферы. Функционирование таких объектов, соответствующих структур и даже отдельных лиц может координироваться напрямую. Через них происходит упорядочение только что отмеченных более глубоких и обширных процессов: рыночных отношений в целом, их разновидностей, обращения товаров и денег, торговли в целом.

Основные формы и методы регулирования рынка

Исходя из субъектов и объектов регулирования рыночной экономики, рассмотренных в предыдущем параграфе, мы можем перейти к анализу форм и методов, которые используются в регулировании рынка. Формы являются разновидностями рыночной координации. Они показывают, в какой форме осуществляется эта координация. Методы - это способы, средства его реализации.

Формы рыночного регулирования могут складываться на разных основах. Давайте сначала рассмотрим те из них, которые формируются в зависимости от субъектов регулирования. Наиболее распространенной и наиболее очевидной из этих форм является государственное регулирование. Он охватывает многие более частные, более конкретные меры: лицензирование купли-продажи определенных товаров (включая различные услуги), оптимизацию рынков продуктов питания, координацию торговли наркотиками, регулирование банковской деятельности, влияние на внешнеторговый оборот и т. д. Особое значение имеет государственная координация рынка труда, в основном через соответствующие правовые акты и специальные службы.

Коллективное регулирование рынка становится все более распространенным. Эта форма осуществляется общественными организациями (прежде всего профсоюзами) и трудовыми коллективами. Главная особенность здесь заключается в том, что оптимизация процесса купли-продажи обычно осуществляется в интересах населения.

Следующей из рассмотренных форм является международная координация рыночных отношений. Он реализуется транснациональными корпорациями, а также различными межправительственными организациями. В то же время основными особенностями являются стремление к интересам международного капитала и максимальный масштаб регулирования.

Различные формы формируются в связи с объектами рыночного регулирования. Прежде всего отметим координацию рынков средств производства и обращения, труда, товаров народного потребления, финансов и ценных бумаг. Далее специальными формами являются регулирование купли-продажи капитала, инвестиций, кредитов, страховых услуг. Также необходимо подчеркнуть упорядочение оптово-розничной биржи, международного, национального, регионального, локального рынков. Целесообразно объединить все вышеперечисленные формы в расширенные группы - экономическое регулирование рынка и его потребительское регулирование. Первый направлен на экономическое развитие (страны и их регионы, предприятия), второй - на удовлетворение личных потребностей населения. Таким образом, экономическое и потребительское регулирование охватывает координацию различных структурных областей рынка или их различных аспектов. Итак, экономическое регулирование включает упорядочение обмена тех товаров, которые непосредственно участвуют в производстве и обращении товаров: средства производства и обращения, рабочая сила, капитал, инвестиции и т. д. Напротив, потребительское регулирование рынка предполагает упорядочение тех сфер, где обмениваются только предметы личного потребления (продукты питания, одежда, обувь, различные бытовые услуги и т. д.).

Методы рыночного регулирования имеют особое значение, поэтому необходимо более подробно остановиться на их характеристиках. Рассмотрим методы регулирования рынка.

Административно-правовые методы. К ним относятся прямые, обязательные действия по упорядочению рыночных отношений. На практике это проявляется в форме законодательных актов, инструкций, приказов, инструкций, правил, мер контроля и т. д. Такие методы относительно просты. Они используются не только государственными органами, но и руководителями различных предприятий и организаций, а также их собственниками. Эти методы нельзя считать устаревшими и непригодными для современных условий. В разумных пределах, в сочетании с другими средствами регулирования, они не только допустимы, но и необходимы.

Экономические методы. Они предполагают использование материальных интересов в процессе регулирования рыночных отношений. В современных условиях эти методы включают в себя различные системы оплаты труда, влияние на цены на товары, участие работников в доходах предприятий и учреждений, различные материальные льготы, платные или бесплатные социальные услуги, штрафы и т. д. Особо следует упомянуть различные типы торговли в кредит, в том числе лизинг. Все это сейчас широко используется во многих странах для укрепления преимущественно частного рынка. Эти методы являются базовыми в системе координации рыночных отношений, поскольку они основаны на потребностях человека и поэтому обладают наиболее мощными стимулирующими свойствами.

Социально-политические методы. К ним относятся общественно-политическая деятельность по регулированию рынка, осуществляемая партиями, государством, профсоюзами и многими общественными организациями. Более конкретно, это относится к влиянию на рынок посредством политических решений, избирательных кампаний, обращений и заявлений, демонстрации митингов, забастовочного движения и т. д. Такие меры часто направлены на изменение цен (включая заработную плату), сдерживание инфляции, координацию объемов и структуры, товарная масса и меняющиеся бюджетные расходы. В то же время разные политические силы отстаивают разные интересы.

Морально-этические методы. Сущность морально-этических методов сводится к влиянию на рыночные отношения через определенные моральные нормы и правила. Моральные качества людей по-разному влияют на рыночные отношения и их регулирование. Например, целостность и целостность часто не способствуют укреплению частной торговли, но, как правило, оказывают положительное влияние на координацию государственных и кооперативных рынков. Регулирующая роль морально-этических методов зависит, в частности, от субъектов регулирования.

Сильные методы. Силовые методы должны включать чисто принудительные методы регулирования рыночных отношений, которые должны восприниматься как в широком историческом масштабе, так и в более узком плане.

В первом случае речь идет о массовом применении прямого насилия против производственных и непроизводственных рабочих.

В более узком понимании проблемы мы имеем в виду использование насильственных методов борьбы с преступностью, поддержания общественного порядка и т. д. Или, наоборот, их использование в каких-то преступных целях. В то же время, существует также значительная координация определенных типов рынков. Примерами таких действий в современных условиях являются действия полицейских органов по борьбе с мафиозными структурами, а также по борьбе с различными действиями рабочих (демонстрации, митинги, забастовки и т. д.). С другой стороны, акты насилия совершаются довольно многочисленными преступными группировками, направляющими товарно-денежный обмен в своих целях и формирующими теневой рынок. В обоих случаях основой является защита и укрепление той или иной формы частной торговли.

Проанализировав методы и формы регулирования рынка, мы пришли к выводу, что раздельная реализация этих методов не приведет к желаемым результатам. Для успешного осуществления процесса регулирования необходимо сложное, взаимосвязанное применение этих форм и методов, и основная роль должна быть отведена тем из них, которые дадут положительный результат.

Вывод:

В мировой экономике рыночное регулирование возникло сравнительно недавно. Ранее считалось, что рыночные механизмы автоматически приводят конкурентную систему в состояние равновесия, но, как показывает история, рынок часто нуждается в регулировании, которое позволяет рынку функционировать и эффективно развиваться.

Регулирование направлено на те области, где сам рынок не справляется или не справляется полностью. Он обеспечивает социальную защиту работников, гарантию прав и защиту прав всех участников рынка, как производителей, так и потребителей, защиту от полной монополии на товары и услуги и помогает справиться с появлением «теневого» сектора экономики. экономика, криминальный мир. Регулирование помогает выходить из кризисных ситуаций, которые не редкость в мировой экономике. Это основная функция рыночного регулирования.

Подводя итоги работы, хотелось бы сделать несколько общих выводов: под рыночной системой понимается совокупность социально-экономических отношений, основанных на личной свободе участников рынка, на их интересах.

В последнее время преобладает смешанная экономика, основанная на синтезе частной собственности и государственного регулирования. У каждой страны свой тип народного хозяйства, в нашей работе мы рассмотрели 6 моделей экономики.

Рыночная экономика оснащена различными механизмами регулирования, все они основаны на использовании экономических методов, которые создают условия для повышения заинтересованности предприятия в удовлетворении потребностей общества, или носят ограничительный характер, защищая интересы общества. Субъектами рыночного регулирования выступают государство, владельцы крупных производств, общественные организации, международные объединения, трудовые коллективы. Объекты регулирования включают разновидности рынка, движение денег и товаров, формы торговли и деятельность участников рынка.

Таким образом, исходя из анализа моделей рыночной экономики, причин необходимости регулирования рынка в развитых странах-участниках, а также форм и методов рыночного регулирования, мы смогли реализовать цель работы: изучить Основные формы и методы регулирования рынка в современных развитых странах.