Формы и методы мировой торговли

Предмет: Экономика
Тип работы: Дипломная работа
Язык: Русский
Дата добавления: 20.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем дипломных работ по экономике:

 

Дипломные работы по экономике

 

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

 

Формирование интегрированной системы управления
Учет и анализ движения денежных средств по данным бухгалтерской отчетности коммерческой организации
Особенности торговой политики стран ЕС
Прибыль предприятия: формирование, распределение, оценка эффективности использования

 

Введение:

Международная торговля, возникшая в древние времена и получившая дополнительный импульс в связи с формированием мирового рынка, продолжает оставаться ведущей формой МЭО. Именно через международную торговлю осуществляется международное разделение труда (МРТ). 

Рынки других стран позволяют вам получать дополнительную прибыль. В то же время отсутствие производства определенных видов сырья, продуктов питания (и особенно промышленных товаров), использование преимуществ МРТ приводят к увеличению роли импорта в удовлетворении потребностей национальных экономик. 

Одним из показателей роли внешней торговли может быть отношение экспорта и импорта к мировому ВВП — более 40%. Почти во всех странах Западной Европы ежегодный экспорт и импорт превышает 50 процентов ВВП. Только в США и Японии квота внешней торговли меньше (около 1/4 и около 1/5 ВВП соответственно).  

С ростом интернационализации экономической жизни международная торговля растет быстрее, чем производство. За 1950-1995 годы ВНП мира вырос в 6 раз, промышленной продукции — в 7,4 раза, а товарного экспорта — в 12,8 раза (в постоянных ценах).  

Ведущую роль в международной торговле играют индустриальные государства Запада. В 1998 году на них приходилось более 70% мирового экспорта. 

Основы теории международной торговли

Как известно, основы теории международной торговли были сформулированы в конце XVIII — начале XIX веков. выдающиеся английские экономисты Адам Смит и Дэвид Рикардо. 

А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал теорию абсолютного преимущества и, рассуждая с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку они может извлечь из этого пользу независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами.  

Теории международной торговли

Современные теории международной торговли имеют свою историю, вопрос — почему страны торгуют друг с другом? — Это было задано экономистами одновременно с появлением первых школ экономической мысли в начале 17 века, которые стали обращать внимание на развитие внешней торговли. У классических и неоклассических теорий есть один существенный недостаток: чтобы подтвердить их на практике, необходимо выдержать множество ограничений и допущений, которые, к сожалению, трудно реализовать в реальной жизни, что привело к активному поиску новых теорий, которые объяснить различные проблемы внешней торговли в современных условиях.  

Меркантилистская теория международной торговли

Первые попытки определить значение внешней торговли, сформулировать ее цели были предприняты на этапе перехода феодализма к капитализму — XV-XVIII вв. — в экономической доктрине меркантилистов (Т. Мэн, Ч. Давенант, Дж. Б. Колбер). 

Придерживаясь статичного взгляда на мир, они исходили из следующего:

  • богатство страны было связано с золотом и серебром, которыми она обладает; мир имел ограниченное количество богатства; 
  • богатство одной страны может только увеличиться за счет обнищания другой.

Практические рекомендации меркантилистов основывались на том, что для укрепления национального положения государства необходимо:

  • экспортировать больше товаров, чем импорт, что позволяет увеличить приток золота, производство и занятость;
  • регулировать внешнюю торговлю с целью увеличения экспорта и сокращения импорта с помощью тарифов, квот и других инструментов;
  • строго ограничивать экспорт сырья и разрешать беспошлинный ввоз сырья, которое не добывается в стране, что позволит накапливать золото и поддерживать низкие экспортные цены на готовую продукцию;

Запретить любую торговлю колониями со странами, кроме метрополии, а также производство готовой продукции.

Меркантилисты считали, что истинным богатством страны является золото (деньги) и на этой основе создали теорию внешней торговли. По их мнению, внешняя торговля должна быть ориентирована на максимальную безопасность и увеличение количества золота в стране. В связи с этим было рекомендовано стимулировать экспорт и ограничивать импорт, чтобы не тратить золото на закупку товаров за пределами страны. В то же время были введены запреты на торговлю колониями со всеми странами, кроме метрополии, на развитие производства в колониях — они должны были стать только поставщиками сырья в метрополию.   

Меркантилисты предложили обогащение одних стран за счет других. Основным недостатком этой теории следует считать идею меркантилистов, восходящую к средневековью, о том, что сохранение выгод одних участников биржевой сделки превращается в экономический ущерб для других (стран-импортеров). Основное преимущество меркантилизма можно отнести к политической поддержке экспорта, которую он развил, что в сочетании с активным протекционизмом и поддержкой российских монополистов в России, вероятно, было самым ярким меркантилистом, который всячески поощрял российскую промышленность к переносу. товары, в том числе за счет высоких ввозных пошлин, много льгот отечественным монополистам.  

Школа меркантилизма просуществовала более полутора столетий и внесла вклад в теорию международной торговли: впервые была подчеркнута важность внешней торговли для экономического роста стран, а также был описан платежный баланс. В то же время взгляды меркантилистов были ограничены в том смысле, что они видели обогащение одной нации только через обнищание другой и добились этого с помощью протекционистской политики. 

Классическая теория международной торговли

Основы теории международной торговли были сформулированы в конце XVIII — начале XIX веков А. Смитом и Д. Рикардо в рамках классической школы. Впервые политика свободной торговли была определена А. Смитом, когда он обосновал теорию международной торговли, обосновав необходимость либерализации импорта иностранных товаров путем ослабления таможенных ограничений. А. Смит доказал необходимость и важность внешней торговли, подчеркнув, что «обмен выгоден каждой стране; каждая страна находит в ней абсолютное преимущество». Анализ А. Смита стал отправной точкой классической теории, которая служит основой для всех видов политики свободной торговли.     

Д. Рикардо дополнил и развил идеи А. Смита. Он показал, почему страны торгуют, в какой степени обмен между двумя странами наиболее выгоден, подчеркнув критерии международной специализации. В интересах каждой страны, считает Д. Рикардо, специализироваться на производстве, в котором оно имеет наибольшее или минимальное преимущество и для которого относительная выгода является наибольшей.  

Теория абсолютных преимуществ

Писатель Адам Смит начинает первую главу своей знаменитой книги «Исследование о природе и причинах богатства людей» 1776 года, в которой говорится о «величайшем прогрессе в развитии производительной силы труда и значительной доле искусство, сообразительность. «

С чем он направлен и привязан, они стали следствием разделения труда и пришли к выводу: если какая-либо зарубежная страна может предоставить нам какой-то товар по более низкой цене, чем мы сами можем его изготовить, это очень много Лучше купить его у него на какую-то часть продукта собственного промышленного труда, примененного в той области, в которой мы имеем некоторое преимущество.

Теория абсолютных преимуществ гласит, что для страны целесообразно импортировать те товары, стоимость производства которых выше, чем в зарубежных странах, и экспортировать товары, стоимость производства которых ниже, чем за рубежом, то есть существуют абсолютные выгоды. В отличие от меркантилистов, А. Смит защищал свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке, разделяя принцип, выдвинутый французской экономической школой физиократов. невмешательство государства в экономику.   

Суть теории абсолютного преимущества заключается в том, что если страна может производить конкретный продукт дороже и дешевле, чем другие страны, то она имеет абсолютное преимущество.

Согласно теории абсолютного преимущества, каждая страна должна специализироваться на производстве продукта, для которого она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом.

Недостатком теории А. Смита было то, что факторы производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны и перемещаются в регионы, где они получают наибольшее абсолютное преимущество. Но через некоторое время преимущество одних регионов над другими может исчезнуть, поэтому внешняя торговля прекратится. 

Однако его заслуга была в том, что благодаря наличию естественных и приобретенных преимуществ он объяснял потоки межстрановой торговли.

Теория сравнительных преимуществ

Д. Рикардо в своей работе «Начало политической экономии и налогообложения» (1817) сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации, который включает модель А. Смита как особый случай. Он показал, что международная торговля выгодна каждой стране, даже если ни одна из них не имеет абсолютного преимущества в производстве конкретных товаров. Д. Рикардо сформулировал теорию сравнительных преимуществ, введя понятие альтернативной цены. Альтернативная цена — это отношение рабочего времени, необходимого для производства единицы одного продукта, к рабочему времени, необходимому для производства единицы другого продукта. Закон сравнительного преимущества может быть сформулирован следующим образом: страны специализируются на производстве тех товаров, для которых их затраты на рабочую силу относительно ниже, хотя абсолютно их может быть немного больше, чем за рубежом. Это привело к выводу: свободная мировая торговля ведет к специализации в производстве каждой страны, развитию производства относительно преобладающих товаров, увеличению производства во всем мире, а также увеличению потребления в каждой стране.     

Теория сравнительных преимуществ имела определенные недостатки, которые еще больше способствовали ее отмиранию. Из их: 

  • теория основана на наличии только двух стран и двух товаров;
  • подразумевает доминирование свободной торговли;
  • на основе фиксированных производственных затрат;
  • предполагает отсутствие транспортных расходов;
  • не учитывает влияние научно-технического прогресса, технических изменений;
  • исходя из наличия полной взаимозаменяемости ресурсов при их альтернативном использовании.

Тем не менее, значимость этой теории трудно переоценить, поскольку она: 

  • Сначала описан баланс совокупного спроса и предложения;
  • Доказано, что страна выигрывает от внешней торговли, не причиняя ущерба другим странам, но ища возможности для развития торговли внутри страны и отказываясь вводить торговые барьеры;
  • Подведены научные основы разработки дальнейших теорий.

Теопия Хекшер — Олин — Самуэльсон

В конце XIX — начале XX вв. В результате структурных изменений в мировой торговле роль естественных различий в природе как фактора в МРТ снизилась. 

Э. Хекшер и Б. Олин (20–30-е годы XX века) создали теорию, объясняющую причины международной торговли продукцией производства.

Страны наделены различной степенью труда, капитала, земли, а также различными потребностями в определенных товарах. В стране, где много рабочей силы и недостаточно капитала, рабочая сила будет относительно дешевой, а капитал будет дорогим, и наоборот. Таким образом, теория Хекшера-Олина может быть сформулирована следующим образом: каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она имеет относительно чрезмерные факторы производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительное отсутствие факторов производства. По модели Хекшера-Олина:    

  • торговля основана на сравнительных преимуществах стран;
  • Причиной сравнительных преимуществ является разница в обеспеченности стран факторами производства.

В середине XX в. Американские экономисты Л. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера-Олина, представив, что в случае единообразия факторов производства, технологической идентичности, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международная торговля уравнивает цену факторов производства между странами. Концепция основана на модели Д. Рикардо с добавлением Хекшера и Олина и рассматривает мировую торговлю не только как взаимовыгодный обмен, но и как средство сокращения разрыва в уровне развития между странами.  

Теория мировой торговли Леонтьева

Американский экономист российского происхождения В. Леонтьев, изучая структуру экспорта и импорта США в 1956 году, обнаружил, что, вопреки теории Хекшера-Олина, в экспорте США преобладали относительно трудоемкие товары, а в капиталоемких — импорт.

Этот результат стал известен как парадокс Леонтьева.

Дальнейшие исследования показали, что открытое В. Леонтьевым противоречие может быть устранено, если при анализе структуры торговли учитывается более двух факторов производства.

Включив в анализ более двух факторов производства, в том числе научно-технический прогресс, различия в видах труда (квалифицированные и неквалифицированные) и их дифференцированную оплату труда в разных странах, В. Леонтьев объяснил вышеизложенный парадокс и тем самым внес свой вклад в теорию сравнительных преимуществ.

Неотехнологическая теория внешней торговли

Слабость классических теорий заключается в том, что для их практического подтверждения необходимо соблюдать многочисленные ограничения и предположения. Поэтому экономисты XX в. они ищут новые теории, которые объясняют различные аспекты международной торговли, основанные на классических теориях, развивая или опровергая их.  

На современном этапе неоклассическая школа сосуществует с неотехнологической, которая развивалась с середины 20-го века. на основании СТО. Теории международной торговли, возникшие на основе научно-технических разработок, полностью отвергли основные концепции классических теорий и предложили другие подходы к объяснению мировой торговли. Особенности нетехнологической школы международной торговли:   

  • включение в процесс исследования дополнительных новых факторов и переменных, включая различные людские и капитальные ресурсы стран, научно-технический прогресс, условия несовершенного рынка товаров и факторов производства и международную мобильность последних;
  • макроэкономический подход к анализу мировой торговли был дополнен микроэкономическим, основные преимущества которого были связаны с монопольным положением инновационной компании (страны);
  • в этом случае объектом международной торговли была технология — как в высокотехнологичной продукции, так и в форме лицензий;
  • Неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольным положением компании (страны) — инноватора. Отсюда новая стратегия для отдельных фирм: производить не то, что относительно дешевле, а то, что нужно всем или многим, но пока никто не может производить больше; 
  • государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не препятствовать сокращению производства других устаревших товаров.

Нетехнические включают в себя:

  • Теория технологического разрыва М. Познер (1961);
  • теория экономии масштаба С. Кэмп (1964);
  • Теория несовершенной конкуренции П. Кругмана (1979);
  • Теория жизненного цикла продукта Р. Вернона (1966);
  • теория конкурентного преимущества нации М. Портер (1986) и другие.

Теория технологии Gap

В результате НТП инновации в одной из отраслей первоначально возникают в одной или нескольких ведущих странах. Эти страны в течение некоторого времени занимают монопольное положение в мире по производству новых продуктов. Таким образом, преимущество, полученное страной-инноватором, является результатом технологического разрыва в уровнях развития отдельных стран.  

Это может повлиять на специализацию страны во внешней торговле, побудив ее частично отказаться от производства традиционных продуктов, в которых она имеет относительные преимущества, и перейти на производство оригинальных продуктов, не имеющих аналогов в мире.

Масштаб экономики

При определенных технологиях и организации производства средние долгосрочные затраты уменьшаются с увеличением объема выпускаемой продукции, то есть происходит экономия за счет массового производства. Согласно теории, многие страны (особенно развитые) обеспечиваются основными факторами производства в одинаковых пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой, специализируясь на тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Для реализации эффекта массового производства необходим емкий рынок. Международная торговля играет решающую роль в этом, расширяя рынки. Это позволяет создать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок одной страны. В результате потребителям предлагается больше товаров по более низким ценам.      

Теория жизненного цикла продукта

Теория была разработана во второй половине 60-х годов. Вернон, К. Киндельберг и Л. Уэльс. Согласно концепции, новый продукт проходит жизненный цикл с этапами: внедрение, расширение, зрелость и старение, на основе которых можно объяснить современные торговые отношения между странами при обмене готовой продукцией.   

В соответствии с жизненным циклом страны специализируются на экспорте одного и того же продукта на разных стадиях зрелости.

Теория конкурентного преимущества нации М. Портер

Основная идея: фирмы, а не страны, конкурируют на международном рынке, и поэтому важно понять, как компания создает и поддерживает конкурентные преимущества, и понять роль страны в этом процессе. Конкурентоспособность страны в международной торговле определяется влиянием и взаимосвязью четырех основных компонентов, называемых «конкурентный алмаз» . Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется взаимодействием и взаимосвязью основных компонентов (определяющих конкурентное преимущество):  

  • факторные условия — специфические производственные факторы, необходимые для успешной конкуренции в данной отрасли;
  • условия спроса на товары и услуги, т.е. каков спрос на внутреннем рынке на товары и услуги, предлагаемые отраслью; 
  • стратегия фирм в данной стране, их структура и конкуренция, то есть, какие условия в стране определяют, как фирмы создаются и управляются, и какова природа конкуренции на внутреннем рынке; 
  • характер связанных и поддерживающих отраслей, существующих в стране, — наличие или отсутствие в стране связанных или поддерживающих отраслей, которые являются конкурентоспособными на мировом рынке.

Теория Фирм

Теория связана с возрастающей ролью отдельных фирм и корпораций в международной торговле. Преимущества получают не всегда нация, а отдельная компания — экспортер этого продукта. Только после расширения производства и насыщения внутреннего рынка компания может выйти на внешний рынок. Чтобы продать свою продукцию, нужно найти страну-покупателя, в которой структура спроса на внутреннем рынке будет максимально приближена к структуре спроса страны-экспортера. Это позволяет осуществлять торговые операции между странами, расположенными на одном уровне экономического развития, и между развитыми индустриальными странами. Эту позицию впервые обосновал американский экономист Э. Линдер. В дальнейшем сторонники теории фирм обосновывали необходимость объединения компаний из развитых стран с фирмами молодых индустриальных государств. Это было вызвано сближением уровней научно-технического развития, укреплением контактов между производством и продажами, совместным решением научно-технических проблем. Этот процесс охватывает наукоемкие отрасли. Наиболее активную роль сыграли малые и средние компании.         

Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо

Теории международной торговли прошли ряд этапов в своем развитии наряду с развитием экономической мысли. Однако их основными вопросами были и остаются следующие: что лежит в основе международного разделения труда и какая международная специализация наиболее эффективна для стран. 

Основы теории международной торговли были заложены в конце XVIII — начале XIX веков. Английские экономисты Адам Смит и Дэвид Рикардо. 

Давид Рикардо, биржевой маклер, самостоятельно заработавший миллионер, специалист по теории земельной ренты и денег, в 1817 году превосходно доказал, что международная специализация выгодна для нации. Это была общепринятая теория сравнительных преимуществ или, как ее иногда называют, теория сравнительных издержек производства. 

Д. Рикардо, отмечая специфику международных экономических отношений, создал модель, в которой он показал, что несоблюдение принципа А. Смита не является препятствием для взаимовыгодной торговли. Д. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества: страна должна специализироваться на экспорте товаров, при производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если оно имеет абсолютное преимущество для обоих товаров) или наименьшее абсолютное преимущество (если она не имеет абсолютного преимущества). преимущество для любого товара). Он приводит пример из учебника об обмене английской ткани на португальское вино, в результате чего выигрывают обе страны, даже если абсолютная стоимость производства ткани и вина в Португалии ниже, чем в Англии. 

Согласно модели Д. Рикардо, Португалия имеет абсолютное преимущество над Англией в производстве обоих товаров, но Португалия имеет сравнительное преимущество в производстве вина, поскольку для его производства потребуется 67% (80/120 х 100). Расходы Англии, а на производство ткани — 90% (90/100 х 100). Следовательно, для Португалии выгоднее производить и экспортировать вино, а для Англии — ткань.  

Д. Рикардо в своей модели предполагает наличие определенного количества произведенных товаров (вина и ткани) и учитывает различия в стоимости рабочего времени для их производства. Впоследствии, уже в 20-м веке, этот подход начал интерпретироваться по-разному, на основе концепции альтернативных издержек (или затрат на замену). Автором этой интерпретации является американский экономист Г. Хаберлер.  

В соответствии с этим подходом количество имеющихся в стране ресурсов считается заданным. Давайте введем условие в наш анализ: в каждой стране технология и количество факторов остаются неизменными. 

Теперь проиллюстрируем принцип сравнительного преимущества с этой точки зрения. Мы будем использовать некоторые начальные условия на примере Д. Рикардо: есть две страны (Англия и Португалия) и два товара (ткань и вино). Предположим, что в Англии требуется 100 часов рабочего времени для производства 1 м3 ткани и 120 часов для производства 1 литра вина. Общее количество рабочих часов в Англии в данном году составляет 220 тысяч часов. Таким образом, в Англии может быть произведено 2200 м2 ткани (220 тысяч часов / 100 часов) или 1 ^ 33 л вина (220 тысяч часов / 120 часов), или возможна любая комбинация этих товаров в этих пределах.        

В Португалии общее количество рабочих часов составляет 170 тысяч часов. Это займет 90 часов , чтобы произвести 1 м2 ткани, и 80 часов, чтобы произвести 1 литр вина. Таким образом, в Португалии возможны либо 1899 м2 ткани (170 тысяч часов / 90 часов), либо 2125 литров вина (170 тысяч часов / 80 часов), либо любая комбинация этих товаров в этих пределах.      

В Англии 1 м2 ткани стоит около 4/5 литров вина, а в Португалии — около 6/5 литров. вина. Эти относительные цены существуют в отсутствие торговли между Англией и Португалией и поэтому называются автаркическими. Если мы проигнорируем транспортные расходы и предположим, что нет препятствий для торговли между странами, то Англия продаст ткань Португалии, чья относительная цена в Англии ниже, чем в Португалии, а Португалия будет продавать вино Англии, чья относительная цена ниже в Португалии.     

Эта торговля будет влиять на относительные цены товаров таким образом, что вместо двух разных цен закрытых рынков будет постепенно устанавливаться единая мировая цена. Например, мировая цена 1 м2 ткани будет установлена ​​в диапазоне от 4/5 до 6/5 литров вина. Предположим, что эта цена равна 5/5, т.е. 1. По этой цене полотно будет продаваться в Англии и Португалии. В Англии производители вина будут получать меньше прибыли, чем раньше, а производители тканей — больше. В результате производство вина уменьшится, а производство ткани увеличится. Обратная ситуация возникнет в Португалии. Все это приведет к тому, что Англия будет специализироваться на производстве и экспорте ткани, а Португалия — на производстве и экспорте вина,         

В нашем примере для производства 1 м3 ткани в Англии необходимо отказаться от 4/5 литров вина, а в Португалии — от 6/5 литров вина независимо от общего количества произведенной ткани. Например, в Португалии производство каждого дополнительного 1 м2 ткани стоит 6/5 литров вина, независимо от того, произведен ли первый квадратный метр или 1899-го, если необходимо отказаться от производства последних 6/5 литров вина.     

Эта ситуация слишком далека от реальности, поэтому ее нельзя использовать для дальнейшего анализа. Действительно, при постоянных издержках замещения каждая страна может максимизировать свою прибыль от внешней торговли, если она полностью специализируется на «относительно преобладающем» продукте. Но в реальной жизни этого не происходит. Все страны производят для собственного потребления определенное количество товаров, которые они частично импортируют.   

Оценка влияния внешней торговли

Валютный обмен обеспечивает все более углубляющиеся связи между промышленностью, сельским хозяйством, транспортом и другими секторами мировой экономики.

Индикаторы внешней торговли

Внешнеторговый обмен развивался стремительными темпами. Его темп во второй половине XX в. В 2,8 раза выше, чем рост ВМП. В это время тенденция конца XIX — начала XX веков была восстановлена, сорвана в 20-30-х годах. По некоторым оценкам, в 90-е годы XX века отношение экспорта к ВВП было в полтора раза выше, чем в 1913 году. Однако бурный рост мировой торговли происходил во второй половине XX века. В значительной степени это было обеспечено внутрирегиональной торговлей, которая продемонстрировала несомненную тенденцию к росту. Так, доля внутрирегиональной торговли Западной Европы в мировом экспорте выросла с 23% до 31%, а доля Северной Америки в начале 80-х годов практически не изменилась, доля Азиатско-Тихоокеанского региона увеличилась с 5 до 12%.

Относительные показатели международного движения товаров не сильно изменились. Отношение экспорта, импорта товаров к ВВП среди ведущих индустриальных стран лишь незначительно превысило уровень 1913 года, а для Японии оно было ниже этого уровня. Аналогичная ситуация была характерна для многих развивающихся стран.  

Предпосылки и преимущества мировой торговли

Живя в огромной стране, до недавнего времени мы редко задумывались о том, насколько наша жизнь зависит от поставок товаров из других стран. В последние годы степень этой зависимости резко возросла. Сейчас на прилавках магазинов чаще появляются товары с иностранными этикетками, чем с отечественными. В истории России было много периодов, когда страна обеспечивала население практически всеми необходимыми продуктами, не полагаясь на других. Некоторые крупные страны, по-видимому, сегодня могут позволить себе такую ​​роскошь. Но представить, скажем, Швецию, уйти Сингапур отрезанным от мирового рынка просто невозможно. Рассматривая вопросы торговли между странами, мы попытаемся прежде всего ответить на вопрос, насколько внешняя торговля выгодна для ее участников, какие препятствия существуют на ее пути и как финансируется внешняя торговля. Но сначала давайте остановимся на вопросе о том, как «измеряется» торговля между странами и какие показатели используются для этого.          

Ежегодно Россия продает в другие страны миллионы тонн нефти, ряд редких полезных ископаемых, сложные станки и оборудование. В то же время страна закупает огромное количество товаров за рубежом — от зерна и кофе до компьютеров. Все товары, которые страна приобрела за границей в данном году (или их стоимость), называются импортом (импортом). Товары, которые страна продает в другие страны (или их стоимость), упоминаются как экспорт (экспорт). Разница между экспортом и импортом формирует внешнеторговый баланс. Это положительно, если экспорт превышает импорт, или отрицательно, если, наоборот, импорт превышает экспорт. В последнем случае говорят, что внешнеторговый баланс уменьшается с дефицитом. Экспорт и импорт, конечно, могут и точно сбалансировать друг друга.       

Сумма экспорта и импорта формирует внешнеторговый оборот.

Рост экспорта означает увеличение ВНП продавца. Напротив, рост импорта снижает ВНП и, как правило, имеет противоречивые последствия для экономики. Отношение стоимости экспорта и импорта к ВНП (или ВВП) является еще одним важным показателем, который характеризует не только внешнюю торговлю, но и экономику страны в целом.  

Доля экспорта и импорта в ВВП нашей страны относительно невелика и сопоставима с аналогичным показателем для США.

Доля экспорта и импорта в ВНП (или ВВП) характеризует степень участия страны в мировой экономике, но в то же время степень ее зависимости от процессов, происходящих за ее пределами.

Почему государственная торговля? Ответ на этот вопрос искали экономисты на протяжении многих веков. Пожалуй, самый простой и самый убедительный ответ на это был 200 лет назад основатель политической экономии А. Смит. Он сформулировал это, проводя аналогию между внешней и внутренней торговлей. «Основное правило каждого разумного главы семьи, — писал он, — не пытаться делать дома вещи, которые стоят ему дороже, чем покупать их на стороне. Портной не пытается шить сапоги самостоятельно, а покупает их у сапожника. Сапожник не пытается шить одежду для себя, а пользуется услугами портного. Фермер не пытается ни один из них, но использует услуги обоих этих ремесленников. Все они считают более выгодным проводить свою работу в области, в которой они имеют некоторые преимущества перед своими соседями, и все, что им нужно купить в обмен на часть продукта или, что эквивалентно, по цене часть продукта их труда.    

То, что кажется разумным в поведении любой частной семьи, вряд ли будет неразумным для всего королевства. Если какая-либо зарубежная страна может предоставить нам какой-либо товар по более низкой цене, чем мы сами можем его изготовить, гораздо лучше купить его у нее для какой-то части нашего собственного промышленного труда, применяемой в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом. » 

Рекомендация А. Смита сосредоточиться на определенных видах деятельности или, в современных условиях, специализироваться на них, все еще действует сегодня в отношении отдельных регионов и целых стран. Бразилия, например, специализируется на производстве кофе, Гондурас — бананы, Австралия известна во всем мире своими изделиями из шерсти, Швейцария — для фармацевтических препаратов, Франция — для вин и парфюмерии. 

Страны специализируются на производстве определенных товаров и услуг по разным причинам. Прежде всего, это неравномерное распределение ресурсов по всему миру. Другая причина описывается понятиями «абсолют» и «сравнительные преимущества» во внешней торговле, которые мы рассмотрим ниже. И, наконец, политические соображения играют важную роль в отношениях между странами и торговле между ними.   

Взаимодействие спроса и предложения во внешней торговле

Торговля рассматривается как результат взаимодействия спроса и предложения на конкурентном рынке. Спрос и предложение будут действовать в их обычной форме, а также взаимодействовать между производственными возможностями и потребительскими предпочтениями.   

Характеристики спроса на любом рынке определяются вкусами и доходами потребителей конечного продукта (плюс соображения стоимости от поставщиков конечного продукта, когда речь идет о спросе на промежуточные продукты). Вкусы и доходы устанавливают ограничения на изменение объема спроса при изменении цен. 

Если известны кривые спроса, которые устанавливают связь между спросом и ценой, то, комбинируя их с кривыми предложения, рассчитанными на основе затрат, мы можем продемонстрировать влияние международной торговли на производство, потребление и цены.

В отсутствие внешней торговли в Соединенных Штатах и ​​остальном мире равновесие спроса и предложения на рынках тканей устанавливается по разным ценам. Как и раньше, в Соединенных Штатах, в точке А, ткань стоит 2 бушеля пшеницы на ярд. В остальном мире спрос соответствует предложению в точке H по более низкой цене, 2/3 бушеля за ярд.  

Установление торговых отношений освобождает население Соединенных Штатов и остального мира от необходимости соотносить объем спроса с объемом внутреннего производства. Это открывает новые возможности для американских покупателей одежды и ее зарубежных поставщиков. Американские покупатели скоро обнаружат, что ткани дешевле покупать за рубежом, где они продаются всего за 2/3 бушеля за ярд.  

А иностранные поставщики, в свою очередь, поймут, что нет смысла придерживаться такой низкой цены, если в США можно продавать одежду гораздо дороже. Постепенно они согласятся и организуют обмен американской пшеницы на иностранную одежду по ценам где-то между 2/3 и 2 бушелями за ярд. 

Теперь, когда мы используем в нашем анализе не только кривые предложения, но и кривые спроса, мы можем определить окончательную цену, установленную в мировой торговле. Существует только одно соотношение цен, при котором мировой спрос находится в равновесии с глобальным предложением. Превышение спроса над предложением ткани в Соединенных Штатах соответствует превышению предложения по сравнению со спросом на ткани за рубежом только по одной цене: бушель за ярд. По этой цене избыточный спрос в США, CB, равен избыточному иностранному предложению, IJ. При чуть более высокой цене, скажем, 1,2 бушеля за ярд, превышение спроса над предложением в Соединенных Штатах составит менее 40 миллиардов ярдов в год, а избыточное предложение за рубежом превысит 40 миллиардов. Это несоответствие заставит цену вернуться к равновесному значению — бушель за ярд. Более низкая цена также не выдержит, так как глобальное (американское, вместе с иностранным) предложение ткани будет ниже, чем общий мировой спрос.     

Соотношение мирового спроса и предложения может быть полностью представлено на одном графике международной торговли тканью.

Условия торговли

Условия торговли — это показатель изменения пропорций внешнеторгового обмена, соотношения индексов экспортных и импортных цен страны. Изменение условий торговли в конечном итоге связано с движением цен на экспортируемые и импортируемые товары и зависит от структуры экспорта и импорта. Условия торговли используются в международной статистике при анализе состояния внешней торговли.  

Расположение кривой относительного предложения товаров на экспорт свидетельствует о том, что с ростом относительной совокупной цены экспортируемых товаров относительный количественный объем экспорта по сравнению с количественным объемом импорта будет увеличиваться. Расположение кривой относительного спроса на импортируемые товары показывает обратную зависимость: с увеличением относительной цены импорта относительный спрос на импортируемые товары будет уменьшаться. Относительная цена, которая возникает на пересечении кривых относительного спроса на импорт и относительного предложения товаров на экспорт в точке А с их относительным количеством (Q / Q ^), представляет условия торговли.    

Условия торговли отражают соотношение взаимного спроса и взаимного предложения на экспорт и импорт каждой страны. Они рассчитываются на основе соотношения индекса экспортных и импортных цен каждой страны и являются наиболее важным ориентиром для их внешнеэкономической политики в целом и внешнеторговой политики в частности. Это = 100 означает равенство экспортных и импортных цен. Растущий индекс условий торговли (ToT> 100) показывает, что с увеличением общей экспортной цены страны по сравнению с общей импортной ценой для каждой единицы экспортируемых товаров становится возможным закупать все больше и больше импортируемых товаров.     

Поскольку вместо прежнего объема экспорта становится возможным увеличение импорта, благосостояние страны увеличивается. Падающий индекс условий торговли (ToT <100) показывает, что с увеличением общей импортной цены страны по сравнению с общей экспортной ценой для каждой единицы экспортируемых товаров становится возможным закупать все меньше и меньше импортируемых товаров. Поскольку меньший объем импорта становится возможным заменить предыдущий объем экспорта, благосостояние страны уменьшается.  

Такое соотношение относительного спроса и предложения справедливо для любого конкретного продукта и для страны в целом. Очевидно, что любые сдвиги в кривых относительного спроса и относительного предложения приведут к изменению параметров либо экономического роста, либо перераспределения доходов между странами. Поэтому условия торговли, как экономический индикатор, могут принимать следующие основные формы:  

Товарные или нетто-бартерные условия торговли — соотношение экспортных и импортных цен конкретного товара или индекса экспортных и импортных цен в целом.

Выгодные условия торговли — индекс, показывающий потенциал страны для импорта товаров из выручки от экспорта в целом. Он рассчитывается как товарные условия торговли, умноженные на количественный индекс экспорта. 

Фактор условий торговли — это индекс, связывающий импортные цены с производительностью одного или нескольких факторов производства и показывающий, сколько импорта можно получить на единицу роста производительности в экспортных секторах.

Он рассчитывается как товарные условия торговли, умноженные на индекс производительности экспортных отраслей) или как частный индекс производительности экспортных отраслей в данной стране и индекс производительности экспортных отраслей в стране, из которой импортируются товары.

В последние десятилетия наблюдалась тенденция ухудшения условий торговли развивающихся стран и улучшения условий торговли большинства развитых стран, особенно Японии.

Формирование мировых цен

Мировая цена — денежное выражение международной стоимости товаров, продаваемых на мировом рынке. Мировая цена используется для определения цен международных контрактов, согласно которым заключается большинство торговых сделок в мире. 

Основные характеристики мировых цен:

Мировые цены формируются под влиянием соотношения мирового спроса и мирового предложения на тот или иной товар.

Они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте, в которой, как правило, проводятся расчеты. Более того, валюта цены не всегда совпадает с валютой платежа. 

На формирование мировой цены влияют ведущие мировые производители и поставщики (продавцы), которые имеют значительную долю в общем мировом объеме этих продуктов и постоянно воспроизводят (сохраняют) свои лидирующие позиции на этих товарных рынках.

Это цены большого количества крупных, регулярных, постоянно совершаемых транзакций, включающих отдельные, несвязанные экспортные и импортные операции (в противном случае при проведении встречных или бартерных операций партнеры по торговым соглашениям могут совершать значительные ценовые отклонения).

Что касается рынков топлива и сырья, мы говорим о ценах в регионах мира, где сосредоточены их производство или потребление и / или торговля (это цены на так называемых базовых или репрезентативных (репрезентативных) рынках).

На уровень мировых цен влияют валюта платежа, формы и методы расчета, характер и условия доставки и многие другие факторы.

Механизмы формирования мировых цен:

В торговле определенным товаром определенные традиции сложились по методу определения мировой цены.

Для товаров мировые цены формируются на ведущих мировых товарных биржах.

Крупнейшие производители тех или иных машин и оборудования из Европы, Соединенных Штатов Америки, Японии и других развитых стран формируют мировые цены на машины и оборудование.

Для получения информации о мировых ценах экспортеры и импортеры используют справочные цены (официальные цены поставщиков), аукционы, биржи, цены заявок, предложения и фактические сделки. Информация о них содержится в отраслевых журналах, ежегодниках, справочниках и других периодических изданиях, в частности, в ежемесячном бюллетене ЮНКТАД по ценам на сырьевые товары, ежемесячной международной финансовой статистике МВФ и в ВНИКИ, бюллетене зарубежной коммерческой информации. 

Факторы, влияющие на ценообразование

От цен зависит, какие издержки производителя будут возмещены после продажи товаров, а какие нет, каков уровень дохода, прибыли и где они будут, и будут ли ресурсы направляться в будущем, будут ли стимулы для дальнейшее расширение внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В рыночной экономике ценообразование во внешней торговле, а также на внутреннем рынке осуществляется под влиянием конкретной рыночной ситуации. В принципе, само понятие цены схоже как по характеристикам внутреннего рынка, так и по характеристикам внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, представляет собой сумму денег, которую продавец намеревается получить, предлагая товар или услугу, и которую покупатель готов заплатить за этот товар или услугу. Совпадение этих двух требований зависит от многих условий, называемых «ценовыми факторами». По характеру, уровню и объему их можно разделить на пять групп, перечисленных ниже.    

Общеэкономический, действует независимо от вида товара и конкретных условий его производства и реализации. К ним относятся:  

  • бизнес цикл;
  • состояние совокупного спроса и предложения;
  • инфляция.

Конкретно экономические. Определяемые характеристиками данного товара, условиями его производства и реализации. К ним относятся:  

  • расходы;
  • прибыль;
  • налоги и сборы;
  • спрос и предложение на этот продукт или услугу с учетом взаимозаменяемости;

Конкретные, действительные только для определенных видов товаров и услуг: 

  • сезонность;
  • операционные затраты;
  • полнота;
  • Гарантии и условия обслуживания.

Особые, Связанные с эксплуатацией специальных механизмов и экономических инструментов: 

  • государственное регулирование;
  • обменный курс.

Неэкономическая — политическая; военные. Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Тем не менее, процесс ценообразования на международном рынке имеет свои особенности. С учетом этого следует учитывать влияние вышеуказанных групп факторов ценообразования. Взять, к примеру, спрос и предложение. Известно, что соотношение спроса и предложения на мировом рынке ощущается субъектами внешней торговли гораздо острее, чем поставщиками товаров на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается с большим количеством конкурентов на рынке, чем на внутреннем рынке. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои производственные затраты не только с ценами внутреннего рынка, но и с мировыми. Производитель — продавец товара на внешнем рынке находится в постоянном «ценовом стрессе», значительно больше международных покупателей. Во-вторых, на мировом рынке факторы производства менее мобильны. Никто не станет оспаривать тот факт, что свобода перемещения товаров, капитала, услуг и рабочей силы намного ниже, чем в пределах одного конкретного государства.           

Их движение сдерживается национальными границами, отношениями в денежной сфере, что противодействует выравниванию издержек и прибыли. Естественно, все это не может не сказаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных операций, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «глобальный товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже этих товаров и услуг, имеющих международные организационные формы (биржи, аукционы) Или выраженных в систематических экспортно-импортных операциях крупных поставщиков. и покупатели. А в мировой торговле к факторам, под влиянием которых формируются рыночные цены, прежде всего , естественно относится состояние спроса и предложения. Практически на цену предлагаемого товара влияют: платежеспособный спрос покупателя на этот товар, т.е. проще говоря, имея деньги:       

  • объем спроса — количество товара, которое покупатель может приобрести;
  • полезность продукта и его потребительские свойства.

Со стороны предложения, составляющими ценовыми факторами являются:

  • количество товаров, предлагаемых продавцом на рынке;
  • издержки производства и распределения при продаже товаров на рынке;
  • цены на ресурсы или средства производства, используемые при производстве соответствующего товара.

Общим фактором является взаимозаменяемость товаров, предлагаемых для продажи другими, которые удовлетворяют покупателя. На уровень мировых цен влияют валюта платежа, условия расчетов и некоторые другие, как экономические, так и неэкономические. 

Вывод

Мировая торговля является средством повышения благосостояния участвующих в ней стран, что достигается посредством рационального международного разделения труда и специализации каждой страны на производстве тех товаров, для которых она имеет сравнительное преимущество.

Развитие международной торговли может, при определенных условиях, нанести ущерб национальной экономике (например, с грабительским экспортом природных ресурсов), что побуждает многие государства вводить различные торговые ограничения. Иногда эти ограничения продиктованы протекционистской политикой, направленной на защиту отечественных производителей от иностранных конкурентов в ущерб выгоде внутренних потребителей. 

Развитие международной торговли невозможно осуществлять на валютном рынке, на котором валюты разных стран продаются и покупаются для платежей и других целей. Обменные курсы друг для друга определяются покупательной способностью валюты и соотношением спроса и предложения на нее. 

Зеркалом внешнеторговых операций страны является платежный баланс, позволяющий оценить выгоды и убытки страны по всем направлениям ее отношений с другими странами. Регулируя обменные курсы, государство может влиять на формирование платежного баланса своей страны. 

Участие страны в мировой торговле существенно зависит от уровня ее экономического развития, который, в свою очередь, определяется размером производственных ресурсов в стране и способностью их эффективно использовать.