Формы и методы государственного регулирования экономики в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 07.06.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Мировой рынок и международная торговля  
История бумажных денег в России и СССР
Нарушение макроэкономического равновесия. Теории циклов
Фирма как основной субъект микроэкономического анализа


Введение:

Государство играет важную роль в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы. На протяжении всей своей истории государство наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны выполняло определенные функции в экономической сфере. Государственное регулирование экономики имеет давнюю историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство регулирует национальную экономику, с различной степенью вмешательства государства в экономику.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полной государственной монополии до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не вызывает сомнений. Это было еще раз подтверждено в ходе «кейнсианской революции», которая революционизировала классические взгляды на рыночную экономику и доказала невозможность самовосстановления экономического спада.

Независимо от преобладающих экономических доктрин, никто не освобождает национальные правительства от ответственности за экономическую ситуацию в стране. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. В то же время, регулируя экономику, государство использует широкий спектр средств и методов воздействия на экономику в таких областях, как бюджет, налоги, денежно-кредитная политика, экономическое законодательство и т. д.

В любой экономической системе, включая рыночную, государство выступает в определенном смысле как экономический агент, например, в области налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто оправдывается политической философией, которая требует подчинения личных интересов общественным интересам.

Как бы то ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах, оказывало ключевое влияние на функционирование экономики и, как следствие, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, следовательно, заслуживает пристального внимания.

Отказ государственных органов от участия в управлении экономикой и передача всей ответственности на уровень предприятий являются действиями, не отвечающими потребностям развития современного производства и не оправданными. Современные рыночные отношения практически во всех странах регулируются государственным законодательством.

 

Необходимость государственного регулирования экономики

 

Как показывает исторический опыт, государство всегда играло опредлённую роль в экономике. Его основными функциями, включая период функционирования экономики свободной конкуренции, были: защита национального суверенитета, защита прав собственности, законности и правопорядка. Государство выполняло и функцию регулирования денежного обращения, внешней торговли. Микро- и макроэкономические задачи развития данной экономи-ческой системы решались посредством функционирования рынка как системы отношений между продавцами и покупателями. Конъюктура рынка, изменение цен в результате колебания спроса предложения обеспечивали реализацию информационной, перераспределительной и стимулирующей функции рынка.

Развитие и усложнение процессов, характеризующих рыночную экономику, усиление зависимости использования индивидуальных капиталов от общих условий функционирования совокупного капитала обусловили необходимость определения “правил игры” для участников хозяйственной деятельности, сформулированных и закреплённых в виде законодательных актов и обеспечивающих внешнюю среду для функционирования субъектов рынка. Получила развитие соответствующая новому уровню рыночных отношений ин-ституционная система, охватывающая обеспечение прав собственности, их передачу, политические, юридические и экономические механизмы принятия решений.

Усиливающаяся разрушительная сила экономических кризисов, охватывающих множество стран, что придаёт им характер мировых, всё больше ставила под сомнение утверждения представителей классической экономиической теории, созданной ещё на этапе становления капитализма, о возможности рынка осуществлять полную саморегуляцию экономических процессов на основе конкуренции, эластичности цен, доходов и занятости.

В работе А.Смита “Исследование о природе и причинах богатства народов”, говорится, что “свободная игра рыночных сил” (принцип “laissez faire”) создаёт гармоничное устройство.

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить её регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А.Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективное использование ресурсов. Рыночное фиаско проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними явлениями и общественными благами. Наиболее важной причиной является присущая рынку тенденция к монополизации. В этих условиях, чтобы обеспечить конкуренцию, как условия для наиболее полной идентификации регулирующих функций рынка, жизненно необходимо разработать антимонопольное законодательство и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного регулирования возникают вопросы справедливости и справедливости. Распределение рынка, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. Следует иметь в виду, что когда распространение рынка не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

Реалии экономической жизни убедительно доказали, что рынок на основе присущего ему механизма функционирования не способен обеспечить автоматическое саморегулирование. Необходимость в связи с этим повышением регулирующей роли государства была взята за основу кейнсианской экономической теории.

Теорию Кейнса можно назвать «кризисной», поскольку он рассматривает экономику в состоянии депрессии. Согласно его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику из-за отсутствия на свободном рынке механизмов, которые реально обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно влиять на рынок, чтобы увеличить спрос, поскольку причиной капиталистических кризисов является перепроизводство товаров. Он предложил несколько инструментов. Это гибкая денежно-кредитная политика, новая бюджетно-финансовая политика и т. д.

Гибкая денежно-кредитная политика позволяет преодолеть один из самых серьезных барьеров - неэластичность заработной платы. Кейнс полагал, что это достигается путем изменения количества денег в обращении. С увеличением предложения денег реальная заработная плата будет уменьшаться, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетной и финансовой политики Кейнс рекомендовал государству повысить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать убыточные предприятия. Это не только сократит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

  • высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
  • создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
  • широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финан совых регуляторов для стабилизации экономической коньюктуры,
  • сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

В практическом плане экономическая политика, отражающая идеи Кейнса, когда совокупный спрос регулировался с помощью соответствующих денежных и финансовых инструментов, проводилась большинством развитых стран мира после Второй мировой войны. Считается, что он внес большой вклад в смягчение циклических колебаний в этих странах.

По мнению Дж. М. Кейнса, только комбинация саморегулирующегося рыночного механизма и государственных регуляторов способна обеспечить совокупный эффективный спрос в соответствии с произведенным национальным продуктом, то есть стабильное экономическое развитие.

Современная рыночная экономика неотделима от государства. Несмотря на разные подходы к оценке роли государства, во всех развитых странах существует государственное регулирование экономики.

Предложенная классификация факторов, определяющих необходимость государственного регулирования экономики, носит условный характер, поскольку все три группы факторов взаимосвязаны. Таким образом, создание государством общих благоприятных условий для стабильного развития экономики, несомненно, способствует преодолению негативных черт рыночного механизма и решению социальных проблем.

Развитие рыночной экономики во второй половине ХХ века выявило ярко выраженную тенденцию к расширению сферы деятельности государства и усилению его роли в экономике. В то же время общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях конкурентного рыночного механизма. Целью государства в рыночной экономике является не исправление рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где это возможно, регулирующее влияние государства - там, где это необходимо.

Объекты государственного регулирования экономики

Выявление причин необходимости государственного регулирования экономики в решающей степени предопределяет объекты влияния власти.

Объектами государственного регулирования являются основные звенья в сфере производства и услуг, промышленности, регионов, социально-экономических процессов, т. е. на что направлено внимание государственных органов на обеспечение условий для эффективного функционирования национальной экономики.

Основными объектами, на которые направлено влияние государства в сфере экономики, являются:

  • процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации;
  • структура форм собственности;
  • социальные, отраслевые, отраслевые, региональные и репродуктивные
  • структура народного хозяйства;
  • экономический цикл, процесс воспроизводства;
  • государственный сектор экономики;
  • условия и источники накопления капитала;
  • денежный оборот;
  • цены, антиинфляционные процессы;
  • конкурентная среда;
  • предпринимательство;
  • инвестиции;
  • социальная сфера, трудовые отношения, механизмы защиты населения;
  • занятость, персонал;
  • платежный баланс;
  • внешнеэкономическая деятельность страны;
  • окружающая среда.

Перечень объектов государственного регулирования свидетельствует о том, что они охватывают различные сферы экономической жизни общества как на микро, так и на макроуровне, в том числе международные экономические отношения.

Цели государственного регулирования

Определяя объекты своего влияния, государство также формулирует цели, которые оно ставит перед собой.

Совокупность целей представляет собой определенную систему, включающую основные, общие цели, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического, социального процесса и способствующие достижению главной цели.

Основной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Конкретные цели могут быть сгруппированы в определенные блоки, которые определяют достижение наиболее общих целей. Совокупность основных и конкретных целей может быть представлена ​​следующим образом.

Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных колебаний рынка:

  • регулирование отраслевой и региональной структуры народного хозяйства;
  • обеспечение экономического роста;
  • поддержка стабильности национальной валюты;
  • обеспечение полной занятости;
  • внешнеэкономическое равновесие.

Обеспечение рамочных условий для функционирования народного хозяйства:

  • обеспечение территориальной целостности;
  • обеспечение правовой базы для функционирования экономики;
  • поддержка внутреннего порядка.

Обеспечение социальной стабильности:

  • социальное обеспечение различных слоев населения;
  • предоставление социальных услуг;
  • обеспечение населения общественными благами.

Координация хозяйственной деятельности:

  • предоставление информации о состоянии рынка, перспективах развития;
  • народное хозяйство;
  • разработка мотивационного механизма, системы стимулов и санкций.

Поддержка конкурентной среды:

  • создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды;
  • бороться с недобросовестной конкуренцией;
  • борьба с монополией;
  • разработка стратегических и тактических мер по развитию предпринимательской деятельности (финансовой, налоговой, таможенной и др.);
  • поддержка малого и среднего бизнеса.

Управление государственным сектором в экономике:

  • управление государственными предприятиями;
  • управление государственным имуществом (разведанные полезные ископаемые, государственные ценные бумаги, пакеты акций, государственные кредитные фонды).

Из основной цели возникает много конкретных целей, без реализации которых основная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель, то есть выравнивание экономического цикла, направлена ​​на объект. Чаще всего одна цель не может быть достигнута независимо от других.

Например, привлечение дополнительных капиталовложений для модернизации угольных шахт может быть промежуточной целью для:

  • стабилизации и сокращения затрат в отечественной угледобывающей промышленности;
  • сокращение импорта твердого топлива и улучшение топливно-энергетического баланса;
  • сохранение занятости в отрасли;
  • снятие социальной напряженности в этих областях;
  • давление на цены нефтегазовых компаний.

Из этого следует, что конкретные цели подчиняются основной цели и взаимодействуют друг с другом.

 

Функции государства в экономике

 

Государственное вмешательство в экономику выполняет определенные функции. Как правило, он исправляет те «недостатки», которые присущи рыночному механизму и с которыми рынок либо не может справиться, либо его решения неэффективны. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для конкуренции между предпринимателями, для эффективной конкуренции, для ограничения власти монополий. Он также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, поскольку рыночный механизм не в состоянии адекватно удовлетворить коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни также продиктовано тем, что рынок не обеспечивает социально справедливого распределения доходов.

Государство должно заботиться об инвалидах, бедняках, стариках. Он также относится к сфере фундаментальных научных исследований. Поскольку рынок не гарантирует права на работу, государство должно регулировать рынок труда и принимать меры по снижению безработицы. Рыночная экономика не решает многих других насущных проблем. И государство должно обо всем этом позаботиться. Прерогатива государства заключается в обеспечении надежного правопорядка в стране, а это, в свою очередь, является основой для развития экономики.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы этого сообщества граждан. Принимает активное участие в формировании макроэкономических рыночных процессов.

В зависимости от типа экономической системы - рыночной экономики свободной конкуренции или экономики несовершенной конкуренции, традиционных, административно-командных - формируются функции государства.

Государство имеет следующие основные функции:

Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает законодательные и нормативные документы, регулирующие механизм функционирования экономики в целом и отдельных ее субъектов.

Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, правовых принципов экономической коммуникации, которых все экономические агенты - производители, потребители и само государство - должны соблюдать в своих действиях. Среди этих правил можно выделить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы охватывают вопросы качества продукции и безопасности труда, вопросы взаимоотношений между профсоюзами и администрацией и т. д.

Стабилизация экономики, т.е. устойчивое развитие экономики, когда основные макроэкономические показатели достигнуты и поддерживаются на оптимальном уровне: объем ВВП, национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета, поддержание стабильный уровень цен и национальной валюты. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все рычаги и методы, имеющиеся в его распоряжении, путем проведения соответствующей налогово-бюджетной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.

Если государство не будет стремиться к стабилизации экономики, это существенно негативно скажется на экономике страны в целом, социальной ситуации и других процессах.

Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в гарантированном обеспечении всех работников минимальной заработной платой, пенсиями по старости и инвалидности, пособиями по безработице; в предоставлении различных видов помощи бедным; при осуществлении индексации фиксированных доходов за счет инфляции и т. д.

Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает прожиточный минимум для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

Социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которыми не занимается частный сектор. Создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.

Антимонопольная деятельность государства является одним из важнейших направлений применения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли в условиях конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государство создает государственные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства.

Для предотвращения последствий, связанных с несовершенной конкуренцией, государство на основе монопольного законодательства использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению крупных фирм, предотвращая их слияние. Может изъять незаконно полученную прибыль в суде и т. д.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбе с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянии экономики в целом.

Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, которые служат средством поддержания баланса между конкуренцией и монополией со стороны государства, средством установления официальных «правил игры» на рынке. Специфика и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить основы этого законодательства, общие для всех стран: защита и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими доминирующее положение на рынке, контроль цен, защита интересов потребителей, защита интересов и т. д., способствующие развитию среднего и малого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет две основные области: контроль цен и контроль за слияниями. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает согласование цен. Это незаконно, чтобы заключать сговор между фирмами, чтобы установить цены. Практика демпинговой продажи преследуется по закону, когда фирма намеренно устанавливает более низкие цены, чтобы вытеснить конкурентов из отрасли.

Из этого следует, что государство выступает в качестве арбитра, который выбирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В разные периоды истории для разных стран это соотношение было разным, приспособленным к характеристикам экономического развития, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

 

Инструментарий для государственного регулирования экономики

 

Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях экономических реформ, в кризисных ситуациях роль государства возрастает; в условиях стабильности и оживления оно уменьшается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила - воздействовать на экономику страны таким образом, чтобы не разрушить рыночную основу и не предотвратить кризисные явления.

Применение компетентными государственными органами, учреждениями системы законодательных, исполнительных и надзорных мер, направленных на достижение определенных социально-экономических целей, и составляет государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики напрямую связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Для реализации целей своей экономической политики государство использует различные формы и методы, которые образуют инструментарий для государственного регулирования экономики.

Выбор инструментов государственного регулирования экономики, характер и механизм их использования не могут быть случайными. Инструмент регулирования определяется наиболее оптимально выбранными стратегиями и путями развития экономики. Набор инструментов государственного влияния на экономику может быть одинаковым в разных странах.

Формы воздействия на экономику

Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и об установлении стандартного набора социальных форм и методов государственного регулирования, государственного вмешательства в экономику. Прежде всего выделяют две основные формы: прямое вмешательство через государственную собственность на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное - через различные меры экономической политики.

Прямое вмешательство осуществляется посредством административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами.

Административные методы регулирования включают в себя различные «меры» контроля над доходами, учетными процентами, квотами, лицензированием и другими. Административные методы регулирования экономики включают такие меры, как запрет, разрешение, принуждение.

Административные методы используются государством в том случае, когда экономические методы недостаточно эффективны при решении конкретной проблемы. Как показала мировая практика, административные методы наиболее эффективно используются в следующих областях:

  • естественная государственная монополия (железнодорожный транспорт, связь, фундаментальная наука);
  • охрана окружающей среды и использование ресурсов;
  • сертификация, стандартизация, метрология;
  • социальная политика, прежде всего, заключается в определении и поддержании минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированная минимальная заработная плата, пособия по безработице и т. д.).

Государственное правовое регулирование осуществляется на основе хозяйственного законодательства через систему установленных им норм и правил.

 

Формы и методы государственного регулирования экономики в России

 

Прямое экономическое регулирование включает в себя различные формы безотзывного целевого финансирования территорий, предприятий и отраслей - это субвенции или прямые субсидии, которые включают в себя различные виды субсидий, дополнительные выплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней. Это также включает льготные кредиты.

На стыке административных и прямых экономических методов регулирования существуют такие формы государственного регулирования, как программно-целевой подход, проектное финансирование и кредитование.

Экономические (косвенные) методы регулирования включают государственную политику в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и т. д. Из этого следует, что государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в роли производителей и потребителей.

Государство влияет на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.

Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение доходов и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки - это, как правило, приобретение общественных благ (расходы на оборону, строительство и содержание школ, автомагистралей, исследовательских центров и т. д.).

Трансфертные платежи - это платежи, которые перераспределяют налоговые поступления, полученные от всех налогоплательщиков, в определенные сегменты населения в виде пособий по безработице, выплат по инвалидности и т. д. Следует отметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и напрямую используют ресурсы, а переводы не использовать ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они позволяют гражданам использовать общественные блага. Трансфертные платежи имеют другое значение: они меняют структуру производства товаров для индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов с одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначены переводы, тратят эти деньги на другие товары, что приводит к изменению структуры потребления.

Налогообложение. Налоги являются основным источником бюджетных средств. В штатах различные виды налогов взимаются с рыночной экономики. Некоторые из них видны в природе, например, подоходный налог, другие не так очевидны, потому что они налагаются на производителей сырья и косвенно влияют на домохозяйства в виде более высоких цен на товары. Налоги покрывают как домохозяйства, так и фирмы. Значительные суммы попадают в бюджет в виде налогов.

Одной из основных проблем является справедливость распределения налогового бремени. Существуют три основные системы, основанные на концепции прогрессивности налогообложения - отношение суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника, к сумме этого дохода:

  • пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
  • регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается, чем ниже, тем выше доход работника);
  • прогрессивный налог (в процентном отношении, чем выше доход, тем выше налог).

Наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако процентное увеличение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к работе и, следовательно, к более высокой заработной плате. Как правило, подоходный налог основан на этом принципе. Однако налоги с продаж и акцизы фактически регрессивны, поскольку в большинстве случаев они передаются потребителям, у которых один и тот же доход занимает разную и другую долю.

Задача государства - собирать налоги таким образом, чтобы удовлетворить потребности бюджета и в то же время не вызывать недовольства у налогоплательщиков. Если налоговые ставки слишком высоки, начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе такая ситуация складывается в России. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще избегают их платить, поэтому в бюджет уходит меньше средств.

Государственное регулирование. Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и связывать частные и общественные интересы. Это осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенции. Законодательная форма регулирования регулирует деятельность предпринимателей. Примером являются антимонопольные законы. Налоговые и кредитные формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для влияния на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и стимулы, правительство влияет на сокращение или расширение производства. Когда условия кредитования меняются, государство влияет на уменьшение или увеличение производства.

Нетрадиционная форма регулирования включает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям или предприятиям. Обычно это отрасли, которые создают общие условия для формирования социального капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может быть оказана поддержка в области науки, образования, обучения и в решении социальных программ. Существуют также специальные или целевые субсидии, которые предусматривают расходование бюджетных средств в строго определенных программах. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10%. Предоставляя субсидии и снижая налоговые ставки, государство тем самым меняет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли могут покрывать расходы, которые не могут быть покрыты по рыночным ценам.

Государственное предпринимательство. В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Под государственным предпринимательством понимается деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг государственными организациями.

Государственное предпринимательство осуществляется в областях, где экономическая деятельность противоречит характеру частных фирм или требует огромных инвестиций и рисков. Основное отличие от частного предпринимательства заключается в том, что основной целью государственного предпринимательства является не получение дохода, а решение социально-экономических проблем, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, сохранение занятости, стимулирование научно-технического прогресса, и т.д. Эта форма регулирования обеспечивает поддержку маргинальным предприятиям и секторам экономики, жизненно важным для воспроизводства. Это, прежде всего, отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь).

Проблемы, решаемые государственным предпринимательством, также включают предоставление льгот населению в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным наукам и капиталоемким секторам экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и, на этой основе, укрепления положение страны в мировой экономике. Реализация региональной политики - строительство промышленных предприятий в экономически отсталых районах, создание рабочих мест, защита окружающей среды, внедрение безотходных технологий, строительство очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, которые по закону являются государственной монополией.

Государственное предпринимательство должно развиваться только в тех сферах, где другого выхода просто нет. Дело в том, что по сравнению с частными, государственные предприятия менее эффективны. Государственное предприятие, даже если оно наделено самыми широкими правами и обязанностями, всегда отстает от частного по степени экономической независимости. В деятельности государственного предприятия, безусловно, существуют как рыночные, так и нерыночные мотивы, исходящие от государства. Политические мотивы изменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т. д. Поэтому государственные предприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, которую гораздо сложнее предсказать, чем рыночный тур. Намного легче предсказать вероятные колебания спроса и цен, чем предсказать поведение нового министра или чиновника, решения которого часто определяют судьбу предприятия. Они могут быть подкреплены политическими целями, которые не имеют ничего общего с поведением рынка (желание увеличить доходы бюджета, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т. д.).

Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночной конкуренции, поскольку полагаются не только на себя, но и на особый режим со стороны властей (субсидии, налоговые льготы, гарантии продаж в рамках государственных заказов). Государственные предприятия не имеют обязательств перед акционерами; они обычно не сталкиваются с банкротством. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т. д.

Если экономика обременена избытком государственных предприятий, их работники оказываются в затруднительном положении. Именно они становятся первыми жертвами государственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в государственном секторе, первыми ощущают замораживание заработной платы. Очевидно, именно поэтому волна приватизации, охватившая экономику западных стран в 1980-х годах, не вызвала массовых протестов со стороны большинства занятых в государственном секторе. Люди надеялись, что, освободившись от давления со стороны государства, они смогут в полной мере использовать преимущества рыночной экономики и стать совладельцами частных предприятий.

 

Экономические методы регулирования экономики

 

Чтобы создать нормальные условия для предпринимательской деятельности, стабилизации и восстановления экономики, государство при реализации должно проводить соответствующую экономическую политику, которая состоит из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, амортизационной, кредитной и денежной и других видов политики. который он использует в комплексе как экономических, так и административных.

Фискальная политика

Налогово-бюджетная политика - это преднамеренное применение государственных расходов и налоговых функций для достижения определенных макроэкономических целей.

Фискальная политика регулируется государственным бюджетом и налогообложением с целью стабилизации и оживления экономики.

Основным рычагом налогово-бюджетной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики является прерогативой законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

Фискальная политика состоит из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Дискреционная фискальная политика понимается как преднамеренное регулирование государственных расходов, налогов и баланса государственного бюджета с целью влияния на реальный объем национального производства, занятость, экономический рост и инфляцию.

Во время спада стимулирующая дискреционная фискальная политика состоит из:

  • увеличение государственных расходов;
  • снижение налогов;
  • сочетание роста государственных расходов с сокращением налогов.

Во время спада в производстве, чтобы увеличить совокупный спрос, государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. Государство может влиять на рост экономики, уменьшая свои доходы, то есть снижая налоги с физических и юридических лиц. Спрос на потребительские товары растет среди населения, и у предприятий появляется больше возможностей для инвестиций, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики.

Налоговая нагрузка может быть такой, что даже у хорошо работающего предприятия не будет достаточно средств не только для расширения производства, но и для простого воспроизводства. Он должен предусматривать определенные налоговые льготы для предприятий, работающих в тех сферах экономики, которые желательны для государства; стимулировать малый бизнес; для предприятий, которые направляют значительную часть своих доходов на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение существующего производства. различные государственные программы, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. 

Такая фискальная политика фактически ведет к дефициту финансирования, но обеспечивает снижение спада производства.

В контексте инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный спрос), формируется сдерживающая дискреционная фискальная политика:

  • сокращение государственных расходов;
  • увеличение налогов;
  • сочетание сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Сокращение государственных расходов в определенных случаях приводит к уменьшению дефицита государственного бюджета и, как следствие, замедлению инфляционных процессов.

Эта фискальная политика ориентирована на положительное сальдо бюджета.

Однако макрорегулирование не ограничивается только прямыми действиями государства в лице его руководящих органов, поскольку государство может отстать в своих действиях.

Существуют определенные механизмы самоорганизации и саморегуляции в экономике, которые вступают в силу немедленно, как только в экономике обнаруживаются негативные процессы. В экономической литературе их называют встроенными стабилизаторами. Они позволяют автоматически вносить изменения в налоговые поступления, выплаты социальных пособий и т. д. Таким стабилизатором может быть прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от дохода. По мере роста доходов, налоговые ставки, которые предварительно утверждены правительством, постепенно увеличиваются.

Фискальная (бюджетная) политика государства направлена, прежде всего, на сглаживание экономических колебаний. Проводя только эту политику, государство не может выполнять свои функции без соответствующей денежно-кредитной политики, особенно в условиях глубокого экономического кризиса.

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика государства представляет собой комплекс мер, влияющих на денежное обращение и состояние кредита с целью достижения неинфляционного экономического роста и полной занятости.

Денежно-кредитная политика основана на принципах монетаризма. Его главное преимущество перед фискальной политикой - это ее эффективность и гибкость. Поскольку он управляется центральным банком, а не парламентом страны, он менее подвержен политическому влиянию.

В мировой экономической практике для регулирования денежной массы в обращении используются следующие инструменты:

  • изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), то есть регулирование процентов по кредитам коммерческих банков от центрального банка;
  • изменение нормы обязательных резервов;
  • операции на открытом рынке с ценными бумагами.

Центральный банк России играет основную роль в реализации денежно-кредитной политики. Регулируя процентную ставку в зависимости от текущей экономической ситуации, тем самым расширяя или сужая возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

Центральный банк также может действовать путем нормирования обязательных резервов. Снижение этой ставки создает больше возможностей для коммерческих банков выдавать кредиты и наоборот.

Государство может значительно влиять на экономический рост и инфляцию, покупая или продавая свои ценные бумаги. При скупке ценных бумаг их владельцы получают собственные средства, которые могут стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым сокращая денежную массу в обращении.

Как показала мировая практика, бюджетная и денежно-кредитная политика должны проводиться совместно и сбалансировано, поскольку только в этом случае она может эффективно влиять на экономику страны.

Научно-техническая политика

Ускорение научно-технического прогресса (НТП) является важнейшим фактором восстановления экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, например, доступ Японии к самым передовым позициям в мире за относительно короткий период времени обусловлен, прежде всего, тем, что в послевоенный период эта страна правильно ориентировалась и начала проводить государственную политику, направленную на ускорение научно-технический прогресс.

Под единой научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих всестороннее развитие науки и техники, реализацию их результатов в народном хозяйстве.

Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений развития науки и техники и всевозможную государственную поддержку в этом развитии. Общепризнаны следующие приоритетные направления развития науки и техники: комплексная автоматизация производства, электронизация народного хозяйства, разработка новых материалов и технологий, биотехнология.

Выбор приоритетов необходим не только в областях научно-технического прогресса, но и среди отраслей народного хозяйства. Известно, что такие отрасли, как машиностроение, химическая, электроэнергетика, ускоряют научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре внимания правительства.

Для реализации единой научно-технической политики государство использует ряд средств, основными из которых являются:

  • достаточное и разумное финансирование образования и академической науки;
  • реализация прогрессивной и инвестиционной политики;
  • совершенствование системы оплаты труда научных работников;
  • защита конкуренции;
  • создание таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении всего нового и передового;
  • активное участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

Эффективная научно-техническая политика не может быть реализована без соответствующей поддержки со стороны государства на достаточно высоком уровне среднего и высшего образования, а также академической науки.

Амортизационная политика

Амортизационная политика является неотъемлемой частью общей научно-технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее расчета и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства, и, прежде всего, темпы обновления основных фондов.

При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:

  • своевременное осуществление переоценки основных средств, особенно в условиях инфляции;
  • нормы износа должны быть достаточными для простого и расширенного воспроизводства основных средств;
  • амортизационные отчисления на предприятиях должны использоваться только исходя из функционального назначения;
  • нормы амортизации следует дифференцировать в зависимости от функционального назначения основных средств, а также с учетом срока их морального и физического износа;
  • возможность внедрения предприятиями ускоренной амортизации;
  • амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению научно-технического прогресса.

С 1991 года амортизационная политика штата существенно изменилась: амортизационные отчисления стали производиться только для полного восстановления (обновления) основных средств, и они были отменены на капитальный ремонт; амортизация стала начисляться в пределах стандартного (а не фактического, как прежде) срока службы трудовых инструментов; амортизационные отчисления предприятий остаются полностью в его распоряжении; ускоренная амортизация основных средств допускается.

Важным моментом в амортизационной политике является своевременность переоценки основных средств, особенно в условиях инфляции. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. № 967 всем предприятиям независимо от формы собственности разрешается переоценивать основные средства путем индексации их балансовой стоимости в соответствии с текущими ценами и условиями воспроизводства. а также для индексации амортизационных отчислений путем применения поправочного коэффициента, соответствующего индексу инфляции, публикуемому органами государственной статистики.

В той же резолюции всем предприятиям разрешено, начиная с 1 июля 1994 года, принимать понижающие коэффициенты на амортизационные отчисления в размере до 0,5 в случаях, когда финансово-экономические показатели предприятия и организации после переоценки основных средств значительно ухудшаться. Такая переоценка и индексация проводится ежегодно. Все эти меры правительства должны привести к созданию благоприятных условий для активного обновления основных фондов и ускорения научно-технического прогресса. Проводя правильную политику амортизации, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточно средств в виде амортизационных отчислений для простого и расширенного воспроизводства основных средств.

Инвестиционная политика

Инвестиционная политика государства является важным рычагом воздействия на экономику страны и предпринимательскую деятельность.

С помощью инвестиционной политики государство может напрямую влиять на темпы производства, ускорять научно-технический прогресс, изменять структуру общественного производства и решать многие социальные проблемы.

Значительный спад производства в период 1991-2003 годов, в период реформ, был в значительной степени обусловлен значительным сокращением капиталовложений в материальное производство. За этот период капитальные вложения сократились в три раза, а их доля в национальном доходе упала до 15%, что не обеспечивало даже простого воспроизводства государственного капитала. В промышленно развитых странах доля инвестиций в национальный доход составляет до 40% и более.

В контексте перехода к рыночной экономике главной задачей является освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких условий для заинтересованности частного сектора в экономике в инвестиционной деятельности. Для этого необходимо прежде всего обеспечить стабильность экономики и ее предсказуемость в развитии. В условиях инфляции, а следовательно, и высоких процентных ставок по банковским кредитам объем инвестиций, особенно в среднесрочных и долгосрочных проектах, резко сокращается, поскольку теоретическая зависимость объема инвестиций от стоимости процентов. Ставка известна, в соответствии с которой - чем выше процентные ставки, тем меньше объем инвестиций.

В общих чертах государство может влиять на инвестиционную активность, используя различные рычаги:

  • кредитная, финансовая и налоговая политика;
  • предоставление различных льгот предприятиям, инвестирующим в реконструкцию и техническое перевооружение производства;
  • амортизационная политика;
  • создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;
  • научно-техническая политика и др.

Будущее экономики страны во многом зависит от инвестиционной политики, проводимой государством.

Государственное предпринимательство

Одной из важнейших форм прямого государственного вмешательства в экономику является государственное предпринимательство. Он формирует особый вид предпринимательской деятельности, который осуществляется внутри государственного сектора и связан с участием государственных предприятий в производстве и реализации товаров и услуг.

Государство выступает в качестве самостоятельного экономического субъекта, реализуя определенные национальные цели: реструктуризацию производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.

Государственное предпринимательство - это прямое вмешательство государства в процесс воспроизводства. Это особенно необходимо в отраслях с низкой прибылью, которые традиционно не представляют интереса для частного капитала, но развитие которых определяет общие условия воспроизводства. Это, прежде всего, инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика.

До недавнего времени степень национализации в нашей стране была чрезвычайно высокой по мировым стандартам, что негативно сказывалось на развитии экономики. В результате реформ, в частности приватизации, доля государственного сектора стала заметно снижаться, но все еще остается довольно высокой. Поэтому процесс дальнейшей реализации приватизации для нашей страны очень актуален - необходимо довести долю государственного сектора до оптимального уровня.

 

Государственное прогнозирование, планирование и регулирование

 

Прогнозирование, планирование и регулирование являются наиболее важными рычагами государства в управлении экономикой страны. С переходом на рыночные отношения роль прогнозирования и регулирования не уменьшается, а методы планирования существенно меняются.

Директивное планирование, когда предопределенная производственная программа и потребители были установлены для каждого предприятия, заменяется ориентировочным планированием. Суть его заключается в том, что государство на основе детального анализа функционирования экономики за предыдущий период и на основе имеющихся ресурсов устанавливает основные макроэкономические показатели на плановый период: темпы роста валового национального продукта и национальный доход, уровень инфляции и безработицы, минимальная заработная плата, дефицит бюджета, процентная ставка и т. д.

Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период. В то же время государство должно также включить в план макроэкономические показатели, которые в совокупности окажут положительное влияние на развитие экономики страны и уровень жизни населения. Индикативное планирование предполагает не только разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов), но и пути их достижения. То есть фискальная, научно-техническая, кредитно-финансовая, инвестиционная и социальная политика государства предопределяются для достижения запланированных показателей.

Государственное планирование должно быть непрерывным, обеспеченным наличием краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и долгосрочных планов. Краткосрочные программы обычно разрабатываются на срок от 1 до 3 лет. Среднесрочные программы охватывают период 3-5 лет. Долгосрочные программы составляются на срок от пяти и более лет, что позволяет разрабатывать экономическую стратегию государства и тем самым осуществлять годовое планирование с учетом реализации как годовых, так и долгосрочных планов. Наличие экономической, научно-технической стратегии позволит государству с меньшими ресурсами достичь поставленных целей и, следовательно, постоянно повышать эффективность общественного производства.

С планированием тесно связано регулирование. Государство осуществляет регулирование только в том случае, если запланированные макроэкономические показатели не соблюдаются при их реализации.

Во многих развитых странах планирование на государственном уровне принимает форму разработки и реализации определенных программ.

Планируя и регулируя сферу внутренних и внешних связей, государство стремится обеспечить необходимую координацию воспроизводственных потоков в различных секторах экономики в соответствии с потребностями народного хозяйства в целом.

Ценовая политика

Ценообразование является одним из наиболее эффективных рычагов влияния на экономику. Используя ценовую политику, государство влияет на спрос и предложение, перераспределение доходов и ресурсов, обеспечивая минимальный прожиточный минимум, а также антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в нужном направлении.

Государство должно проводить политику в области ценообразования, прежде всего с целью обеспечения стабильности цен, которая является основой для борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и восстановления национальной экономики.

Известно, что в условиях рыночных отношений цены на большинство товаров являются свободными, то есть определяются спросом и предложением. Для некоторых наиболее важных товаров и основных услуг цены и тарифы регулируются государством. Это практика практически всех стран мира с развитой рыночной экономикой. Хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна - всего 10-15% от общей товарной массы, но это имеет большое значение для поддержания прожиточного минимума населения.

Административный государственный контроль над ценами иногда необходим для устранения издержек рыночной экономики, особенно в тех случаях, когда экономические методы не дают желаемого результата.

Государство может оказать существенное влияние на предпринимательскую деятельность, проводя соответствующую внешнеэкономическую и социальную политику.

Осуществляя внешнеэкономическую политику (таможенные тарифы, протекционизм; принятие законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободный выход отечественных предпринимателей на мировой рынок, и другие меры), государство может значительно расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, положительное сальдо торгового баланса, создание условий для конкуренции и повышение качества отечественной продукции, привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику, а также получение значительных выгод от международного разделения труда.

 

Заключение

 

Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Можно видеть, что в арсенале государства имеется широкий спектр средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, тем самым устанавливая правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетная ставка. Очень трудно однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы. Не удивительно, что есть много мнений по этому вопросу. Со всей уверенностью можно сделать только вывод о том, что государственное регулирование экономики необходимо, и следует обсуждать только степень вмешательства государства и его методы. Возможно, наиболее правильным принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где это возможно, регулирующее влияние государства - там, где это необходимо. И, конечно, меры «физического воздействия» на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему, недопустимы.

Вообще, трудно переоценить роль государства в экономике. Он создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, удовлетворяет потребности общества в общественных благах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, вмешательство правительства может в некоторых случаях значительно ослабить рыночный механизм и нанести значительный ущерб экономике страны.

Для современной России в период перехода на рынок государственное регулирование особенно важно. После десятилетий тотальной диктатуры государства в экономике высказываются мнения о полном отказе государственного вмешательства в экономику. Видимо, правда, как всегда, где-то посередине. Поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который необходимо изучать.