Формы государственного устройства и государственное управление

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государство как субъект управления общественными процессами
Сущность и развитие государственного управления
Федеральное Собрание Российской Федерации: статус, полномочия, структура, организация деятельности
Институт Президентства в Российской Федерации


Введение:

Государство - это сложная политическая организация с различными функциями, формами, принципами образования и т. д. Подобно тому, как нет двух абсолютно одинаковых людей, нет двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие, как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено правительство, кто правит, каковы взаимоотношения между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полную картину формы конкретного государства дает анализ трех его составных частей - формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. Наиболее важными являются первые два компонента, а третий является очень субъективным, поскольку очень трудно объективно оценить, является ли государство демократическим или нет. Это особенно трудно сделать по отношению к другому государству, то есть к тому, в котором вы не живете, потому что вы не знаете исторических, культурных, религиозных и других характеристик народов, живущих в этом государстве.

Такое понятие, как государственное управление, неотделимо от государственного устройства.

Государственное управление представляет собой осознанное, целенаправленное воздействие на общество как систему реализации государственной власти (цели, задачи и функции государства). Это воздействие осуществляется исполнительной и административной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственной службы.

Тема курсовой работы сегодня очень актуальна и в то же время интересна, так как знакомит студента с такими понятиями, как государственное устройство и государственное управление.

Целью исследования в курсовой работе является рассмотрение концепций форм правления и государственного управления.

Изучите понятия и сущность:

  • Концепция правительства
  • Формы правления

Рассмотрим понятия государственного управления:

  • сущность государственного управления
  • Принципы и задачи государственного управления
  • Типы и методы правления
  • Государственное управление в России

Объектом исследования данной курсовой работы является государственное управление.

Предметом исследования является изучение государственного устройства и государственного управления.

Для решения поставленных задач был исследован и изучен теоретический материал, представленный в учебниках и электронных ресурсах.

Государственное устройство

Концепция правительства

Государственное устройство - это территориальная организация государственной власти, ее низменность на определенные составные части для наилучшего управления обществом, это взаимоотношения отдельных составных частей государства друг с другом и с его высшими (центральными) государственными органами.

В категории «форма правления» выражается территориальное деление и структура государства, присвоение ему определенной территории; это административно-территориальное деление государства, которое определяет отношения между ним и его отдельными частями. Форма государственного устройства - это национально-административно-территориальное устройство государства, которое раскрывает характер отношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти и государственной властью. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета по центру и местностям, их разделения между составными частями государства.

Форма правления показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • каков правовой статус этих частей и каковы отношения между их органами;
  • как строятся отношения между центральными и местными органами власти;
  • в какой форме государства выражены интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Таким образом, формой государственного устройства является национально-административно-территориальное устройство государства, которое раскрывает характер, взаимоотношения между его составными частями, между центральными и местными органами власти, органами власти.

Формы правления

Как уже упоминалось выше, форма правления (ФГУ) - это национальная и административно-территориальная структура государства, которая раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти.

Различают: простое (унитарное государство) и сложное (федеральное и конфедеративное).

Простое унитарное государство - это государство, составные части которого не имеют своего суверенитета и не могут быть субъектами политических международных отношений. Например, республики Беларусь, Польша, Болгария. Существуют простые унитарные государства, которые имеют автономные образования. Эти состояния включают в себя. Украина, Испания, Италия, Португалия.

Сложные государства - это те государства, которые объединились (образовались) из отдельных государственных образований, имевших все признаки государства, включая суверенитет, но определенную часть их суверенных прав, как правило, добровольно передаваемые высшим центральным органам союзного государства. По сути, это постоянный или временный союз суверенных государств. Сложные государства включают федерацию, конфедерацию и империю.

Унитарная форма правления

Большинство современных государств являются унитарными. Более того, унитарными государствами являются как малые скандинавские государства, так и такие крупные государства, как Франция, Италия, Китай, Индонезия, Япония и т. д. После распада Советского Союза все независимые государства, образованные на его основе, кроме России, приняли унитарное Форма территориально-государственного устройства.

Все унитарные государства имеют следующие общие черты:

  1. Отсутствие в составе государства территорий, обладающих государственностью, суверенитетом. В унитарных государствах государственность имеет только один субъект - само государство. Это единый политический центр общества, только он присущ суверенитету государства.
  2. Работа единой системы высших государственных органов. В унитарных государствах высшими органами государственной власти являются только центральные политические институты: глава государства, правительство, парламент и верховные суды. Представительные и административные учреждения территорий не входят в число высших государственных органов.
  3. В унитарном государстве существует единая система законодательства. Только акты центральных органов власти имеют звание закона - акт высшей юридической силы. Этот принцип не исключает право местных властей осуществлять правовое регулирование по вопросам местного значения. В то же время их акты подчинены, издаются в пределах компетенции, установленной государством, и не могут противоречить законам.
  4. Унитарная форма государственного устройства ограничивает права территорий и их органов главным образом путем решения местных неполитических вопросов. Эти органы власти обычно включают местные городские и сельские ярмарки, благотворительные организации, медицинские и больничные службы, ремесленное и профессиональное обучение, туризм и гостиничный бизнес, транспорт, дороги и сантехнику, сельское хозяйство и леса, охоту, рыболовство; управление в области охраны окружающей среды; музеи, спорт и отдых и др.
  5. Унитарные государства всегда закрепляют принцип единства и неделимости территорий в своих основных законах.

Речь идет о запрете отделения, отделении территорий от государства. И здесь важно различать право на отделение и право народа на самоопределение. Запрет на отделение не означает отказа людям в праве на самоопределение. Если местное сообщество приобретает свойства народа, нации, требует международного признания, то вступают в силу международно-правовые нормы о праве народов на самоопределение, на свою национальную государственность. В этом случае, конечно, может иметь место изоляция и даже полное разделение фактически возникшего государства, созданного людьми. Но пока территориальное сообщество людей силой оружия или политической борьбой не докажет, что оно является народом, считается, что унитарное государство остается формой организации единого, хотя и многонационального, государства. И совершенно очевидно, что реализация права народов на самоопределение в унитарном государстве менее легитимна, чем в федеративном.

В унитарном государстве устанавливается единое гражданство. Ни одно автономное или территориальное образование не имеет права вводить свое гражданство в дополнение к национальному.

Указанные принципы государственного устройства, взятые вместе, создают такой организм как унитарное государство.

Унитарное государство имеет одну конституцию, одно законодательство, одно гражданство, единую систему государственной власти и управления, одну судебную систему, единый бюджет и налоговую систему и т. д. Поэтому унитарное государство часто называют единым объединенным, структурированным простым государством В отличие от федеративного государства как сложного, составного, союзного, единого.

Унитарным государствам присуща еще одна особенность - структура парламентов. В основном, существуют однопалатные парламенты.

Естественный процесс стремления частей унитарного государства к большей независимости сегодня приводит к образованию автономий, расширению их прав.

Будущее унитаризма, вектор движения, лежит именно в направлении разумного сочетания централизации, четкой вертикали власти и независимости местного самоуправления. Все унитарные государства можно подразделить.

Простой или сложный

Унитарное государство, которое не имеет автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одна или несколько) - сложным (Финляндия, Дания). Автономия - это самоуправление определенной части территории государства, которая отличается национальными, бытовыми и географическими условиями.

Централизованному - управление в региональных подразделениях осуществляется должностными лицами, назначенными сверху, т. е. подчинение региональных органов центру осуществляется через должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан); децентрализованный - на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы, то есть те, где региональные органы формируются независимо от центральных, поэтому юридически отношения между ними строятся на основе децентрализации (Великобритания, Новая Зеландию, Японию, Испанию, Италию) и на относительно централизованном (Франция) - управление в региональных подразделениях осуществляют как назначенные должностные лица, так и выборные органы.

Федеральная форма правления

Федеральное устройство - это тип государственного устройства, которое является необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства определяют свою внутреннюю структуру по-разному, в зависимости от исторических традиций, этнического состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, Германия, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, Южная Африка) принимают федеральную форму правления, некоторые из которых решают национальный вопрос, другие - невозможность эффективного Демократическое управление от одного центра.

Федеративное государство (федерация) - это форма правления, при которой федеральные единицы (субъекты федерации), входящие в состав штата, имеют свои конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.

Наиболее распространенными признаками, характерными для большинства из них, являются:

  • территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. д .;
  • высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами ограничена федеральной (федеральной) конституцией;
  • субъекты федерации имеют право принимать свою конституцию, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
  • существует единый союз гражданства и гражданства федеральных единиц;
  • основные общегосударственные мероприятия осуществляются органами союзного государства, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Германия, Бразилия, Индия и др.).

Различают следующие типы федераций:

  • Территориальная федерация.
  1. Территориальные образования не являются суверенными государствами, разграничение компетенции и полномочий;
  2. нет права прямого представительства в международных органах;
  3. Односторонний выход из союза часто запрещается.
  4. Армия контролируется на уровне союзников.
  • Национальные федерации.
  1. предметы - национальные государства и национально-государственные образования;
  2. принцип добровольного объединения субъектов и их равных прав в федерации;
  3. государственный суверенитет больших и малых наций;
  4. высшие органы формируются из представителей субъектов;
  5. Право на самоопределение - бесплатная торговая сеть.

Всего 22 федеральных земли. В Европе это Федеративная Республика Германия, Российская Федерация, Австрия, Бельгия, Швейцария и Югославия; в Азии это Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты и Пакистан; в Америке это США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия и Венесуэла; в Океании это Австралия и Папуа-Новая Гвинея. Некоторые африканские страны также являются федеральными: Коморские Острова, Нигерия, Эфиопия. Следует отметить, что Канада и Швейцария официально называются конфедерациями, но на самом деле являются федеральными землями. Официальное название - дань традиции.

Федерации могут быть классифицированы в соответствии с важностью национального фактора в них. Таким образом, некоторые федерации строятся на национальной основе, другие - на национально-территориальной основе, а третьи - на чисто территориальной основе.

Из федераций, существующих в настоящее время в мире, только две построены на этнической основе: Бельгия и Югославия. Большинство федераций мира были созданы не для решения национальных проблем, а как форма децентрализации государственной власти. Правда, в некоторые субъекты этих федераций входят районы проживания этнически изолированного населения. Такие федерации могут быть определены как национально-территориальные.

Все остальные федеративные государства создаются на территориальной основе. Это, как правило, страны с многонациональным населением или страны, в которых существующие этнические группы не образуют компактных групп, или страны, территориальная структура которых построена таким образом, что ни одна этническая общность не доминирует ни в одном субъекте федерации.

Итак, в зависимости от признаков построения федерации их можно разделить на:

  • территориальный (союзное государство);
  • национальный (союз штатов);
  • территориально-национальный.

Мировой опыт показывает, что федеративное государственное устройство более устойчиво в тех странах, где дискриминация на национальном уровне ликвидирована, а политическая культура укоренилась. Успешное экономическое развитие и общий рынок являются мощным фактором в достижении единого правового регулирования и равенства граждан. Федерация не может исключить все кризисы, разногласия и различия в методах решения национальных проблем, но она, и особенно в крупных государствах, создает единственно возможную демократическую основу для этих решений, которая может удовлетворить интересы всех политических, экономических и национальных сил.

Конфедеративная форма правления

Конфедерация - самая редкая форма правления. Некоторые политологи даже не склонны считать конфедерацию полноценным, реальным государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган конфедерации не имеет прямой юрисдикции над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов власти. Совместная администрация не имеет прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после одобрения центральными органами государств-членов конфедерации. Конфедерация не имеет единого высшего законодательного органа, а также единого гражданства. Страны, участвующие в конфедерации, имеют право по своему желанию выйти из конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративное соглашение.

Конфедерация имеет следующие особенности:

  • создан для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (политические, военные, экономические цели);
  • создание конфедерации фиксируется, как правило, соглашением;
  • каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. Суверенитет не распространяется на конфедерацию в целом;
  • члены конфедерации имеют право выходить из конфедерации на основании юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и права аннулировать, то есть отменять действие актов конфедеративных органов на их территории;
  • нестабильность, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они были созданы, либо превращаются в суверенное государство - унитарное или федеральное;
  • Конфедерация имеет свои собственные руководящие органы (один или несколько), но у нее нет общей конституции, у нее нет единого законодательного органа, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой налоговой системы, бюджет и денежная единица. А конфедеративные органы только координируют действия членов конфедерации.

Государственное управление

Сущность государственного управления

Государственное управление как основная, определяющая форма осуществления исполнительной власти и вид государственной деятельности имеет ряд особенностей. Основная из них, отражающая сущность и социальную цель государственного управления, заключается в практически организованном характере этого вида общественной деятельности.

Целью государственного управления является стремление, умение и способность органов исполнительной власти организовать практическое выполнение общих инструкций и норм федеральных органов и субъектов Федерации, указов Президента Российской Федерации, а также актов руководителей. субъектов Федерации, указы Президента Российской Федерации.

Второй особенностью государственного управления является его непрерывный и циклический характер, который объективно обусловлен непрерывностью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова. Все остальные виды государственной деятельности, связанные с осуществлением законодательной, судебной, прокурорской и других видов государственной власти, являются периодическими, тогда как государственное управление осуществляется постоянно, непрерывно. Один цикл процесса управления заканчивается, другой начинается, продолжается и заканчивается.

Третья особенность государственного управления - исполнительный и административный характер этого вида общественной деятельности. Эта особенность отражает особенности исполнительной деятельности государственных органов и их должностных лиц при практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.

Государственные органы выполняют требования законов и других общих инструкций президентской и государственной власти посредством системы действий исполнительного и административного управления, которые выражаются в административно-правовых актах и ​​принятых ими организационно-исполнительных действиях. Они подчиняются законам, управляющим.

Поскольку управление нередко рассматривается через деятельность, в научной и учебной литературе можно найти трактовку функций управления как определенных видов труда, трудовой деятельности, отрасли труда в области управления, частей процесса управления, этапов Цикл управления.

Функция контроля - это реальное, сильное, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на контролируемое явление.

Общие функции:

  • организация (определение организационных регламентов, устанавливающих порядок управления, регламенты, стандарты, требования, ответственность и т. д.);
  • прогнозирование и моделирование (научное предвидение, систематическое изучение состояния, структуры, динамики и перспектив управления явлениями и процессами);
  • планирование (определение цели, необходимых ресурсов, методов, сроков, форм и методов поэтапного контроля за действиями объекта). Планирование - это процесс составления, согласования, утверждения планов в управлении. Он играет важную роль в достижении поставленной цели, поскольку ожидаемый результат зависит от качества планирования;
  • регулирование (посредством регулирования государственного бюджета, государственных контрактов, налоговой системы, стандартов, таможенных тарифов, установления приоритетов развития отраслей и т. д.). В административной науке под этим термином понимается регулирование государством в законодательных и иных нормативных правовых актах общих требований к государственной административной деятельности, осуществляемых органами государственного управления;
  • координация (обеспечивает координацию деятельности систем управления). Координация - это согласованность действий различных государственных органов по достижению общих целей и задач;
  • контроль (направленный на обеспечение правопорядка, дисциплины). Именно контроль позволяет установить соответствие или несоответствие фактического положения дел в системе государственного управления требованиям, установленным нормативными правовыми актами. Контроль должен быть последовательным, объективным, разумным, правовым, оперативным и прозрачным. Вид контроля - административный надзор, осуществляемый государственными органами, определенными законом.

Управленческие функции государственных органов можно найти в виде юридически выраженных контрольных действий отдельных государственных органов, которые они имеют право и должны выполнять в отношении определенных управляемых объектов или компонентов управления любых других структур. Выделите внутренние и внешние функции управления.

Внутренние функции управления - это управление в рамках государственной системы управления. Их существование обусловлено многоуровневой и многокомпонентной структурой страны как субъекта управления, актуальностью оптимизации и активизации действий ее подсистем и связей.

Целевая направленность таких функций управления заключается в том, чтобы придать динамизм и легитимность руководству каждого государственного органа, улучшить и развить его, довести до состояния, соответствующего общественным потребностям в государственном управлении.

Внешние функции управления конкретно характеризуют процесс действий государственных органов над общественными процессами (управляемыми объектами). Они содержат основное значение и содержание государственного управления, его публичное назначение. Система внешних управленческих функций государственных органов определяется, с одной стороны, вертикальной и горизонтальной структурой организационной структуры страны, а с другой - особенностями целей и содержанием деятельности различных управляемых объектов.

Специальные функции управления отражают особое содержание отдельных действий благодаря разнообразию многих компонентов, взаимодействующих в управлении. Они реализуются, как правило, в отдельных сферах, отраслях или в правительственных подразделениях и определяются в основном запросами управляемых объектов. Можно выделить подгруппы определенных функций управления по типам управляемых объектов, например, для управления экономическими объектами требуются совершенно иные управленческие действия, чем для управления духовными объектами и т. д. Даже такие специальные функции управления, как финансирование, налогообложение, Лицензирование, регулирование труда и заработная плата, кредитование и остальное в каждом из типов управляемых объектов и в каждой соответствующей подсистеме управления получают свое специфическое преломление. Коммерческие и бюджетные структуры не могут финансироваться по одному шаблону; Чрезвычайная подгруппа конкретных функций управления состоит из внутренних административных функций государственных органов: обеспечение верховенства закона, подготовка и повышение квалификации государственных служащих, компьютеризация, информационное обеспечение и т. д.

Вспомогательные функции помогают в реализации общих и специальных функций. К ним относятся: стратегическое и текущее планирование; финансирование, стимулирование, кадровое обеспечение, лидерство, диагностика и т. д.

Принципы и задачи государственного управления

Принципами государственного управления являются фундаментальные идеи, научные положения данного вида государственной деятельности. Некоторые авторы отмечают, что принципами государственного управления являются его позитивные законы, познаваемые наукой и практикой и характеризующиеся в соответствующих терминах.

Существуют такие группы принципов государственного управления:

  1. социально-политическая (демократия, участие населения в управленческой деятельности государства; равенство лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; публичность и учет общественного мнения; объективность). Эта группа принципов характеризуется тем, что она распространяется на все сферы управленческой деятельности, а сами принципы закреплены, как правило, в Конституции Украины и законах Украины;
  2. организационные принципы построения аппарата государственного управления (отраслевой, функциональный, территориальный). Они являются основой для определения и распределения полномочий между государственными органами, создавая тем самым единый правительственный механизм, который должен эффективно функционировать, избегая параллелизма и дублирования;
  3. организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления (нормативный характер деятельности, единоличное управление, коллегиальность, разделение управленческой работы, ответственность за принимаемые решения, оперативная независимость). Данная группа принципов направлена ​​на определение содержания деятельности конкретных государственных органов, обеспечение эффективности процедур управления, эффективности управленческих решений.

Необходимым элементом государственного управления является постановка целей. Достижение любых целей всегда связано с использованием соответствующих средств, ресурсов, форм и методов, оставляя видимый отпечаток на конечном результате.

Цели имеют широкие стимулирующие, стимулирующие и регулирующие функции. Цели государственного управления возникают на основе целей, лежащих в основе жизни данного общества. Они вытекают из целей общества.

Так, например, рассмотрим общий обзор целей государственного управления в современной России:

  • Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.
  • Развитие и укрепление государственных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны.
  • Конституционная защита прав и свобод граждан Российской Федерации, общее административно-правовое регулирование.
  • Формирование государственной политики, направленной на улучшение благосостояния людей.
  • Поддержание благоприятной экологической среды.
  • Регулирование рыночных механизмов.
  • Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество между регионами и центром.

Это только общий обзор целей, которые государственная администрация предназначена для служения. Существуют оперативные и стратегические, конечные и промежуточные, общие и частные цели, которые должны быть связаны друг с другом, образуя единую целостность.

Типы и методы управления

Государственное управление, осуществляемое президентом, правительством и другими исполнительными органами, представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характеризуется следующими признаками:

  • выполнение общезначимых функций;
  • нормативно-административное регулирование;
  • подчиненный характер деятельности;
  • использование силы.

Существуют следующие типы правительства.

Государственное управление - это вид деятельности по управлению государственными делами, в рамках которого исполнительная власть, ее органы и должностные лица практически реализуются на всех уровнях государственного административного устройства: федеральном, субъектах Федерации, местном.

Государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти, характеризуется теми же характеристиками, что и государственное управление в целом, а также дополнительными:

  • непрерывный и оперативный характер деятельности;
  • реализация специализированных функций, требующих единой технологии;
  • установление правовых и функциональных режимов;
  • применение мер административной ответственности;
  • иерархически структурированный аппарат управления;
  • профессиональный персонал;
  • административное усмотрение.

Государственное управление - это практическая деятельность государственных органов, технологический процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений в совокупности методов и средств, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, прямые, систематические и специализированные. Влияние органов управления на органы и объекты, находящиеся в их ведении, осуществляется на основе административной ответственности за выполнение принятых решений.

Государственное управление - это воздействие субъекта управления на общество (социальные процессы отношений) в соответствии с социально значимыми функциями и полномочиями, возложенными на него.

Термин «государственное управление», очевидно, нуждается в дополнительной аргументации.

Рассматривая государство как особый механизм управления делами общества, ученые разработали теорию государственного управления в рамках политологии.

Наравне с республикой такие понятия, как общественные интересы - общие (не частные), публичная власть (созданная народом и для блага народа), общественные интересы (не частные), публичное право - система норм, регулирующих процессы, отношения в обществе, власть с общественностью, административный аппарат, публично-правовое регулирование - это сам процесс нормотворчества и правоприменения в публичной сфере (не частной), публичное управление - это процесс государственно-административного воздействия на публичная сфера (не частная) на основе норм публичного права.

Таким образом, государственное управление можно понимать как управленческое влияние - открытое взаимодействие государственного аппарата и общества при принятии важных для республики решений (общества, населения), действия, как открытую публичную сферу общественных интересов, в которой все В государственных учреждениях граждане могут быть не только в роли объектов управления, но и выступать в качестве субъектов, автономных единиц в отношениях с властью и администрацией. Можно сказать, что государственное управление - это управление обществом вместе с обществом.

Тогда термин «государственная служба» становится понятным как институт, созданный для осуществления общественно значимых (общественных) дел и фактического процесса обслуживания общества, выполнения возложенных задач, функций, полномочий. Государственная служба всегда функциональна и процедурна.

Методы государственного управления - методы, методы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках отношений управления, которые используются для достижения целей и задач управления, для реализации функций управления.

Методы государственного управления:

  • Методы прямого (административного) воздействия:
  • осуществлять непосредственное воздействие субъекта на объект управления;
  • являются императивными, директивными по своему характеру;
  • однозначность (специфика) инструкций;
  • широкое использование административных актов;
  • реализуются в режиме контрольно-надзорной деятельности;
  • обязательное возникновение негативных последствий в случае объекта противодействия;
  • результат воздействия происходит быстро (быстро), но может не произойти;

результат может исчезнуть в случае прекращения управленческого (обязательного) влияния.

По форме выражения (консолидации) различают административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы.

По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.

По содержанию рецепта: обязательный, разрешающий, запрещающий, поощряющий.

По способу регулирования: императив (категориальный), гарант и рекомендация.

Убеждение

Убеждение - это процесс целенаправленного воздействия субъекта контроля на контролируемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками контролируемого объекта.

Элементами убеждения являются овладение вниманием, внушение, влияние на сознание, управление эмоциями, формирование интереса.

Существуют следующие способы (методы) убеждения:

  • обучение - это процесс целенаправленного формирования знаний, умений, навыков;
  • агитация - распространение идей с целью привлечения масс к активной общественно-политической деятельности в сфере государственного управления
  • пропаганда - распространение в массах, популяризация идей, учений, знаний, в том числе с использованием средств массовой информации;
  • разъяснительная работа - деятельность по разъяснению содержания чего-либо;
  • критика - негативное суждение и указание на недостатки в какой-либо (чьей-либо) деятельности;
  • осуждение антиобщественного поведения - выражение неодобрения, осуждения девиантного (девиантного) поведения.

Продвижение

Поощрение - это способ воздействия на субъект управления, применяемый к объекту управления, с положительной оценкой его деятельности, наличием заслуг в целях поощрения дальнейшего успеха в деятельности.

Особенности продвижения:

  • это метод государственного управления;
  • фактической основой для использования стимулов является заслуга, высокие результаты работы;
  • реакция на прошлое поведение (деятельность) объекта управления;
  • реализуется путем применения конкретных мер стимулирования;
  • имеет конкретного адресата;
  • осуществляется в рамках специального административно-стимулирующего производства;
  • результат использования стимулов не может быть обжалован;
  • стимулирует дальнейшую активную деятельность объекта управления.
  • С точки зрения содержания такие типы поощрений различаются как моральные (благодарность, почетная грамота, запись в Почетную доску), материальные (денежный приз, ценный подарок), статус (имеющий, например, правовой статус управляемого объекта). присвоение почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации») смешанного (включает как моральное и материальное, так и статусное поощрение, например, присвоение звания Героя России). Поощрение может применяться к отдельным предметам, к коллективным предметам, а также к отдельным и коллективным предметам.

Методы косвенного государственного управления:

Социально-психологические методы - методы государственного управления, направленные на создание правильного морально-психологического климата в коллективе:

  • методы управления социальными процессами (формирование персонала, авторитет исполнительной власти и т. д.);
  • методы управления коллективными субъектами (формирование единой команды, повышение коллективной ответственности, взаимопонимание и т. д.);
  • методы управления поведением отдельных субъектов (формирование чувства ответственности, единства и т. д.).

Экономические методы - тип методов государственного управления, влияющих на использование экономических отношений потребностей и интересов:

  • прибыль - результат самостоятельной деятельности хозяйствующего субъекта, часть стоимости прибавочного продукта за вычетом издержек производства, включая заработную плату;
  • кредит - перевод денег или вещей, имеющих определенные родовые характеристики, на условиях возврата или отсрочки платежа, как правило, с выплатой процентов;
  • лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензированного вида деятельности при условии обязательного соблюдения лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
  • премия - поощрение за вознаграждение человека денежной суммой или ценным подарком;
  • налогообложение - деятельность государственных органов на основе законов о сборе налогов и платежей в бюджет на различных уровнях;
  • квота - количественная мера осуществления определенного вида деятельности, например, для экспорта энергоресурсов.

Особенности косвенных методов:

  1. являются одним из видов методов государственного управления;
  2. влияние субъекта управления косвенно на объект управления путем изменения условий его функционирования;
  3. объекты управления имеют возможность выбирать варианты поведения в рамках, определенных законом;
  4. результат наступает значительно позже, чем при применении административных мер;
  5. предоставляются системой гарантий.

Организационная структура государственного управления

Предметом государственного управления, как уже отмечалось, является правительство в целом. Разнообразие функций страны, обилие ее связей с обществом определяют разнонаправленный и разносторонний характер деятельности различных государственных органов, их подразделений и работников, различные меры и разные методы их роли в формировании и осуществлении государственного управления. действия.

Организационная структура государственного управления является особым государственно-правовым явлением, обусловленным социально-политическим характером, социальной и функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе. Он включает в себя определенный состав, компанию и устойчивые взаимоотношения человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и расходуемых обществом для формирования и осуществления действий государственного управления и поддержания жизнеспособности самого субъекта управления. Здесь сосредоточены многие социальные и организационные свойства страны.

Основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. Взятые вместе, они представляют собой более объемную и сложную часть государственного аппарата, которая сосредоточила в себе практически всю управленческую информацию и важнейшие средства государственного принуждения.

Как системообразующий элемент организационной структуры государственного управления государственный орган связан с формированием и реализацией государственных управленческих действий, как в целом, в единстве их составных проявлений, так и в отдельных проявлениях: постановка, организация и регулирование.

Признание государственного органа в качестве основного элемента организационной структуры государственного управления требует особого рассмотрения типичных внешних отношений, которые формируют (предопределяют) его внутреннюю компанию, любая независимая структура управления подразделениями должна иметь такие внешние отношения, которые были бы в состоянии обеспечить и регламентируют:

  • полная ответственность каждого органа управления за достижение поставленной цели (подцели) или функции управления;
  • баланс целей всех звеньев определенного уровня управления по отношению к целям более высокого уровня;
  • сложность реализации (взаимосвязанность) всех функций управления, связанных с реализацией каждой цели, как по вертикали, так и по горизонтали взаимодействия;
  • более оптимальное разделение и взаимодействие усилий между звеньями и уровнями государственного аппарата с точки зрения выполняемых функций управления, минимизации их дублирования, а также разумного взаимодействия линейно-функциональных и программно-целевых типов структур;
  • концентрация прав (возможностей) и ответственности в решении каждой управленческой проблемы за счет оптимального перераспределения компетенций на каждом уровне управления по горизонтали и делегирования возможностей по вертикали;
  • полное соответствие организационно-экономического механизма мониторинга реализации размера компетенции в сфере ответственности и прав (возможностей) принятия решений по каждой управленческой задаче.

Структура государственного органа зависит от его места в организационной структуре государственного управления, размера и содержания его компетенции и, соответственно, его роли в управлении публичными действиями. Он полностью подчинен реализации компетенции государственного органа и построен сверху донизу. Следует учитывать, что существует организационная взаимозависимость между структурами различных государственных органов. Случаи между телами со сложной и обычной структурой являются особыми.

Смысл структуры конкретного государственного органа может быть понят только через раскрытие его связей со структурой контролируемых объектов и других государственных органов, в том числе различного функционального назначения. Те органы, которые конкретно связаны с управляемыми объектами, напрямую влияют на публичные процессы, должны иметь структуру, которая, во-первых, удовлетворяет объективно необходимые запросы управляемых объектов в контрольных действиях, а во-вторых, обеспечивает дифференциацию и усиление контрольных действий со стороны вышестоящих органы власти. Для государственных органов, которые занимают самые высокие уровни в «иерархии» и действуют косвенно через контролируемые объекты, через другие органы, адаптивность структуры необходима для выполнения их заданной целевой роли. Структура государственного органа также призвана создать условия для рациональной организации и эффективного управления деятельностью своего аппарата. Соответственно, он должен отвечать определенным требованиям и формироваться на основе определенных правил.

Среди них есть следующие:

  • требование мобильности, в соответствии с которым размеры и количество внутренних подразделений государственного органа устанавливаются в соответствии с критериями хорошей управляемости;
  • требование эффективности, определяющее сложность внутренних и внешних связей государственного органа, скорость и безопасность прохождения управленческой информации, своевременность принятия и организации выполнения решений;
  • требование эффективности, что делает необходимым определение затрат на содержание аппарата управления и затрат на осуществление управленческой деятельности его работниками.

Есть несколько задач построения структуры государственных органов.

Первой задачей является построение структуры любого государственного органа - четкое определение уровня управления, то есть совокупности государственных должностей, что, в соответствии с правовым статусом органа, конкретно связано с внедрением силовых возможностей. записано в управленческих решениях. В коллегиальном государственном органе это состав постов, образующих подходящую коллегию - ведущее звено этого органа. В единоличном государственном органе это его руководитель и один из его заместителей, который уполномочен принимать решения в его отсутствие. Категорически невозможно согласиться с преобладающим мнением о том, что компетенция государственного органа якобы распределена между его структурными подразделениями. Таким образом, единство воли, логика решений и упорядоченность ответственности разрушаются. Структурные подразделения не осуществляют компетенцию государственного органа, но в профессиональном отношении они обеспечивают деятельность руководства.

Второе задание исходит из первого и требует такой структуры подразделений, в которой они могли бы в полной мере и превосходно способствовать лидерству в осуществлении компетенции своего государственного органа. Естественно, в рамках назначенных им размеров и видов управленческой деятельности подразделения выполняют необходимые управленческие действия, в которых они выступают именно как подразделения. Существуют разные подходы к построению отделов: при горизонтальной структуре создается большая группа должностей, которую возглавляет один менеджер (например, один менеджер на шесть подчиненных); с вертикальной структурой создаются небольшие группы должностей с подчинением нескольким руководителям (из одних и тех же семи должностей создаются два сектора, по две должности во главе с руководителем сектора и над ними - руководителем отдела).

Третья задача, которую предстоит решить, - это распределение и описание должностей и должностей в государственном органе. Различие между государственной службой и рабочим местом проявляется в том, что эта должность осуществляет деятельность, которая, так или иначе, но конкретно связана с реализацией компетенции государственного органа, с обслуживанием силовых возможностей руководство. Публичная должность - это неизменное юридическое учреждение в государственном органе, которое характеризует размер, содержание и ресурсы деятельности по осуществлению компетенции последнего.

Рабочее место представляет вид и размер мероприятий по обслуживанию, поддержке управленческих действий в государственном органе (содержание в порядке помещения, связь и техническое обслуживание информационных систем, транспорта и т. д.). Позиция описывается через управленческие обязанности и возможности для нее, и она выполняется.

Это ключевая концепция для понимания того, что должно произойти на работе. Эффективность должности измеряется не временем, проведенным в собственном офисе, а не количеством участников в подготовке и реализации управленческих решений и действий, а соотношением собственных усилий с компетенцией государственного органа и их влияние на его реализацию. Последствия управленческих решений и действий, реальный уровень управляемости соответствующих действий - это критерий анализа и оценки эффективности работы должности в органах государственной власти и местного самоуправления.

При построении структуры государственного органа используются те же основания, что и при построении организационной структуры государственного управления с модификацией по отношению к характеристикам органа: линейный, функциональный, линейно-функциональный, программно-целевой. Добавлена ​​линейно-штатная единица, в которой в составе органа создается специальная единица под руководством для его интеллектуальной и информационной поддержки.

Вывод:

Форма правления является важной правовой категорией, которая характеризует форму государства наряду с такими категориями, как форма правления и политический режим. Форма государственного устройства на современном этапе является неотъемлемым элементом современного демократического общества, отражая его потребности в наиболее эффективном функционировании государственных институтов.

В настоящее время наиболее распространенными являются две формы: унитарная и федеральная. Все эти формы имеют свои отличительные особенности и пути формирования.

Значение Федерации как формы правления в настоящее время очень велико. Федеральная система существует более чем в двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и более половины территории всех стран мира. Но эти показатели, которые делают федеративную форму наиболее эффективной, не являются главными в делении государства. Главное, что государства с федеративной формой организации более динамичны с точки зрения развития правовых отношений по сравнению с унитарной формой.

Выбор формы государственного устройства должен быть связан со многими факторами: историческим, экономическим, культурным, религиозным, географическим и т. д. Поэтому определяющим фактором при выборе формы государственного устройства России является многонациональный состав ее населения (более 100 наций и народностей), Федерация, позволяющая избежать чрезмерной централизации с одной стороны и устанавливающая гарантии прав субъектов Федерации, является оптимальной формой национального государственного устройства России.

Государственное управление неотделимо от понятия формы правления. Именно форма правления определяет формы, методы, принципы правления.